Чем занимается уполномоченный по правам человека

17 апреля вступил в силу закон, которым впервые на федеральном уровне закреплен порядок назначения, функционирования, права и обязанности уполномоченных по правам человека в субъектах РФ (далее – региональные омбудсмены), а также требования к кандидатам на эту должность (Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 76-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека").

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Прежде каждый регион принимал закон об уполномоченном исходя исключительно из своих собственных представлений о требованиях к такому должностному лицу и его полномочиях. Такой подход зачастую порождал неодинаковый набор прав и обязанностей омбудсменов в разных субъектах РФ. Но самое главное, что "местечковый" правовой статус практически не позволял им эффективно взаимодействовать с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти. Теперь же на федеральном уровне установлен набор базовых прав омбудсменов, с которыми государственные органы в любом случае будут обязаны считаться. Однако детальные правила работы уполномоченных, порядок обращения граждан к ним и меры, которые они могут принимать по итогам рассмотрения жалоб, по прежнему отдаются на откуп самим регионам. Какие новые возможности для исполнения своих функций получили региональные омбудсмены – рассмотрим в этом материале. Порядок назначения омбудсменов В то время как Уполномоченный по правам человека в РФ – это государственная должность РФ, предусмотренная Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", региональные омбудсмены отнесены к государственным должностям субъекта РФ. На данный момент уполномоченные по правам человека работают только в 81 субъекте РФ из 85 (формально по закону регионы не обязаны иметь омбудсмена). Кроме того, по словам Уполномоченного по правам человека в РФ Эллы Памфиловой, более чем в десятке регионов до сих пор нет независимых, самостоятельных аппаратов уполномоченных, служебного транспорта и должного финансового обеспечения. В связи с этим, отметила она, требуется укрепить статус омбудсменов, предоставить им больше независимости, дать импульс для создания единой государственной системы защиты прав человека. СОВЕТ Ознакомиться с перечнем регионов, в которых учреждены должности омбудсменов, а также узнать контактную информацию уполномоченных, можно на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в РФ. Для этих целей положения о региональных омбудсменах были детально прописаны на федеральном уровне – теперь им посвящена отдельная норма (ст. 16.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; далее – Закон № 184-ФЗ). Детально полномочия правозащитников, как и раньше, будут регулироваться законами субъектов РФ, но с учетом новых положений федерального законодательства. Назначать на должность регионального омбудсмена могут законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ. Право вносить в них предложения о кандидатуре уполномоченного может быть предоставлено региональным законом высшему должностному лицу субъекта РФ, депутатам, органам местного самоуправления, правозащитным организациям, иным органам и организациям (например, профильные некоммерческие организации, общественные палаты, общественные советы) (п. 12 ст. 16.1 Закона № 184-ФЗ). Региональный омбудсмен при осуществлении своих полномочий независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц. Подобные положения присутствуют и в законах субъектов РФ, но, как показывают практика, ни коим образом не гарантируют реальную самостоятельность уполномоченных. Например, как отметил Президент РФ Владимир Путин в ходе встречи с уполномоченными по правам человека 4 декабря 2014 года, известны случаи бюрократического, формального отношения к самому институту уполномоченных по правам человека. В частности, на такие должности иногда назначаются люди, приближенные к власти и, соответственно, зависящие от нее.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Кроме того, по словам члена Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Алексея Диденко, региональные омбудсмены часто имеют "обвинительное прошлое". Это бывшие сотрудники правоохранительных органов и члены судейского сообщества. Омбудсмены из числа общественных деятелей и правозащитников, по данным депутата, встречаются, но гораздо реже. Для избежания подобных перекосов, на федеральном уровне закреплена обязанность законодательного органа субъекта РФ до рассмотрения кандидатуры на должность регионального омбудсмена согласовывать ее с Уполномоченным по правам человека в РФ. Таким образом, будет обеспечена независимость регионального омбудсмена от органов власти субъекта РФ и объективность при выборе его кандидатуры (п. 13 ст. 16.1 Закона № 184-ФЗ). Также федеральный уполномоченный получил право осуществлять координацию деятельности омбудсменов на местах. Для этих целей может быть создан совет уполномоченных по правам человека – в качестве консультативного и совещательного органа (по факту координационные советы уже проводились ранее, но не имели под собой законодательной основы). В его состав войдут по одному представителю от каждого федерального округа из числа региональных уполномоченных (ст. 36.2 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"). Срок полномочий регионального омбудсмена устанавливается конституцией (уставом) региона – но не более чем на пять лет и два срока подряд. Также региональный омбудсмен не может заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, быть членом политических объединений, иметь гражданство или вид на жительство в иностранном государстве (п. 5-6, п. 8 ст. 16.1 Закона № 184-ФЗ). Региональным омбудсменом может стать гражданин России не моложе 30 лет, обладающий безупречной репутацией, с высшим образованием, а также познаниями в области прав и свобод человека и гражданина и опытом их защиты – как будут проверяться эти познания и оцениваться репутация, не прописано (п. 13 ст. 16.1 Закона № 184-ФЗ). Основная задача регионального омбудсмена – рассматривать жалобы граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории субъекта РФ. Тематика жалоб не ограничена и на практике является крайне широкой: от ЖКХ и здравоохранения до уголовного судопроизводства, нарушений политических, гражданских, экологических или иных прав. Для защиты прав заявителей региональные омбудсмены впервые наделяются серьезными правами при взаимодействии с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти. Прежде права омбудсменов устанавливались только законами субъектов РФ, которыми обязательные требования к федеральным органам предъявляться не могут. Теперь же при рассмотрении жалоб на решения или действия (бездействие) таких органов, а также организаций федерального подчинения региональный омбудсмен может:
  • беспрепятственно их посещать;
  • запрашивать и получать от них сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалоб;
  • получать объяснения от их должностных лиц по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалоб;
  • проводить проверку их деятельности самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими (п. 23 ст. 16.1 Закона № 184-ФЗ).
Также администрации мест принудительного содержания (тюрем, колоний, СИЗО и т. п.). должны обеспечить безотлагательный прием омбудсменов по вопросам их деятельности. Кроме того, руководство таких учреждений, теперь не может просматривать жалобы заключенных на имя омбудсменов и в течение 24 часов (с какого момента, в законе не указано) должн направлять соответствующие письма по адресу. При этом омбудсмены имеют право беседовать с осужденными и лицами, заключенными под стражу, наедине в условиях, позволяющих администрации соответствующих учреждений видеть их, но не слышать. Правда, традиционная для института уполномоченных, а также общественного контроля "ложка дегтя" также присутствует – эти права уполномоченных касаются только органов, которыми руководит Правительство РФ и организаций федерального подчинения. Это значит, что такие далеко не последние "поставщики" жалоб на нарушение прав человека как МВД России, ФСБ России и Следственный комитет РФ смогут при желании не обращать на омбудсменов внимания. Кроме того, при взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления столь широкие права омбудсменов, к сожалению, на федеральном уровне не прописали. Деятельность уполномоченных в этой части все равно будет регулироваться региональными законами. Это значит, что проблема игнорирования омбудсменов, о которой в ходе встречи с президентом в конце прошлого года говорила Элла Памфилова, может сохраниться.
Читать еще:  Оспаривание действий бездействий должностных лиц

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

"Проанализировав, как работают мои коллеги в регионах, я вижу действительно огромный пласт проблем. Далеко не всегда местное руководство воспринимает их как независимый институт. Иногда с недоумением выслушивают их критику, иногда просто перестают обращать внимание", – констатировала она. Тем не менее изменениями на федеральном уровне все же закреплено базовое право региональных омбудсменов на безотлагательный прием руководителями и должностными лицами региональных и местных органов, а также организаций, наделенных публичными полномочиями. Остальное – на усмотрение самих субъектов РФ. Достаточно спорным является предусмотренное законом право региональных властей возложить на регионального омбудсмена обязанности других должностных лиц, уполномоченных осуществлять защиту прав различных категорий граждан в субъекте РФ (п. 21 ст. 16.1 Закона № 184-ФЗ). Речь идет, например, об уполномоченных по правам ребенка или уполномоченных по правам коренных малочисленных народов (при условии учреждения таких должностей в субъекте РФ, что также не является обязательным). Вполне вероятно, что это негативно отразится на качестве защиты интересов граждан. Например, субъекты РФ, не испытывающие особого энтузиазма в отношении правозащитников, получили возможность не учреждать должности "лишних" омбудсменов, а замкнуть все функции защиты прав человека в регионе на одно должностное лицо, "отбиться" от которого будет проще, чем от троих-четверых отдельных уполномоченных. Добавим, что порядок рассмотрения омбудсменами жалоб граждан, возможные действия уполномоченных при нарушении прав заявителя, а также сроки направления ему ответа также остались за рамками нововведений. Все это по-прежнему находится в компетенции регионального законодателя. Правда, теперь закреплен законодательный запрет на разглашение сведений о частной жизни гражданина и других лиц, которые стали известны омбудсмену в результате его деятельности (п. 26 ст. 16.1 Закона № 184-ФЗ). Изменения в определенной мере повышают статус уполномоченных по правам человека в субъектах РФ. Прежде всего, за счет широких прав при взаимодействии с территориальными подразделениям федеральных органов исполнительной власти. Также должно улучшиться и качество работы омбудсменов за счет инструментов отбора кандидатов с участием Уполномоченного по правам человека в РФ. При этом поправки практически не затрагивают вопросы взаимодействия омбудсменов с органами исполнительной власти субъектов РФ. В связи с этим проблема игнорирования уполномоченных в этой части, скорее всего, сохранится. По-прежнему не хватает омбудсменам и процессуальных полномочий, в том числе при при взаимодействии с правоохранительными органами, деятельность которых из компетенции правозащитников практически выведена.

Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Основные направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: (1) рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению; (2) анализ законодательства Российской Федерации в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права; (3) развитие международного сотрудничества в области прав человека; (4) правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты; (5) подготовка ежегодного доклада о своей деятельности и направление его Президенту РФ, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Генеральному прокурору РФ; (6) выступления с докладами на заседаниях Государственной Думы в случаях грубого или массового нарушения прав и свобод граждан; (7) направление в Государственную Думу специальных докладов по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации; (8) обращение в Государственную Думу с предложениями о создании парламентских комиссий по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, участие в работе указанных комиссий и проводимых слушаниях; (9) обращение в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд для защиты прав и свобод граждан; (10) принятие по собственной инициативе соответствующих мер в пределах своей компетенции при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан; в случаях, имеющих особое общественное значение; связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты; (11) анализ правоприменительной практики в области прав человека и гражданина и выработка предложений по ее совершенствованию; (12) информирование органов государственной власти и общественности о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан в Российской Федерации; (13) направление государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам замечаний и предложений общего характера, относящихся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур. Кроме предусмотренных законом основных направлений деятельности Уполномоченного возникают и другие задачи, тесно связанные с осуществлением его полномочий в рамках установленной законом компетенции. Уполномоченный информирует государственные органы и общественность о своей деятельности, о положении дел в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина в стране, взаимодействует с федеральными и региональными органами государственной власти, с уполномоченными и комиссиями по правам человека в субъектах РФ, неправительственными правозащитными организациями, средствами массовой информации. Взаимодействие Уполномоченного с органами государственной власти осуществляется на основе специальных соглашений о сотрудничестве, участия в совместных комиссиях, в работе объединенных рабочих групп и т.д. Подготовка ежегодных докладов о деятельности, а также специальных докладов, доведение их до сведения должностных лиц и широкой общественности дают возможность Уполномоченному изложить свое видение ситуации с обеспечением прав человека как в целом по стране, так и в отдельных сферах жизни общества, являются мощным рычагом воздействия на общественное мнение. Как показывает практика, а также опыт работы омбудсменов других стран, ежегодные и специальные доклады Уполномоченного представляют собой важное средство реализации его полномочий, позволяют заострить внимание властей на проблемах, которые требуют незамедлительного решения.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Президенту РФ, в Совет Федерации и Государственную Думу, в Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Генеральному прокурору РФ, руководителям заинтересованных министерств и ведомств, в средства массовой информации помимо ежегодных докладов о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ направляются также специальные доклады, посвященные тем сферам, где систематически нарушаются права человека: (1) о нарушениях прав граждан, страдающих психическими расстройствами; (2) о нарушении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности; (3) о конституционном праве на свободу передвижения, свободный выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации; (4) о нарушениях прав граждан сотрудниками Министерства внутренних дел РФ и уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ; и др. Занимаясь в качестве непосредственного представителя государства общением с населением, разрешением проблемных ситуаций, Уполномоченный тем самым способствует укреплению авторитета государственной власти, что немаловажно для России в настоящее время. Одно из важнейших направлений деятельности Уполномоченного — прием и проверка жалоб от населения. Гражданин обращается к нему в случае несогласия с административным решением, порядком его принятия или поведением должностного лица. Правовой институт омбудсмена обладает тем преимуществом, что граждане не испытывают формальных трудностей при осуществлении контакта с этим должностным лицом. Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации, а также находящихся на территории России иностранцев и лиц без гражданства. Подобное правило существует в Швеции, Новой Зеландии, Польше и др. Кроме того, например, в Польше к нему могут обращаться политические, кооперативные, общественные организации, представители органов местного самоуправления. Как и в большинстве стран, в России законодательством устанавливается определенный срок, в течение которого может быть подана жалоба Уполномоченному по правам человека. В Российской Федерации — это год со дня нарушения прав и свобод или с того дня, когда гражданину стаю известно об их нарушении.
Читать еще:  Образец возвратной накладной поставщику торг 12
В Законе «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» нормативно закреплено положение о том, что Уполномоченный рассматривает жалобы граждан только в случае, если ранее гражданин обжалован эти решения или действия (бездействие) в судебном или административном порядке, но не согласен с принятым решением. Данное ограничение является необходимым и направлено на то, чтобы сделать новый институт жизнеспособным, так как отказ от подобного ограничения может обрушиться лавиной обращений граждан к «народному заступнику», что парализует его деятельность. Российское законодательство предоставляет Уполномоченному по правам человека четыре возможности: (1) принять жалобу к рассмотрению; (2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; (3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу; (4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению, указав мотивы. О принятом решении заявитель уведомляется в десятидневный срок. Важным фактором поддержания авторитета Уполномоченного является то, что отказ в принятии жалобы обжалованию не подлежит. Мировая практика показывает, что порядок рассмотрения жалобы определяется самим омбудсменом. Российский закон наделяет Уполномоченного широкими правами при рассмотрении жалобы. Так, приняв жалобу к рассмотрению, Уполномоченный проводит проверку самостоятельно либо поручает ее проведение компетентным органам или должностным лицам, кроме тех, чьи действия обжалуются. При проведении проверки Уполномоченный имеет право: (1) беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения; (2) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы; (3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы; (4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными динами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц; (5) поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы; (6) знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел; (7) безотлагательно приниматься руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории РФ органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания (ст. 23). При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан выслушать обе заинтересованные стороны. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе осуществить ряд действий: (1) обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав и свобод, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах; (2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, нарушившего права и свободы человека и гражданина; (3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи; (4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протест, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора; (5) обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

На основании изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный по правам человека в РФ имеет право направлять государственным органам, органам местного самоуправления свои замечания и предложения общего характера , относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур. Закон вменяет в обязанность государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, получившим заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному по правам человека в РФ. Они обязаны также бесплатно и беспрепятственно предоставлять Уполномоченному по правам человека запрошенные им материалы и документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий. Материалы должны быть направлены Уполномоченному по правам человека не позднее 15 дней со дня получения ими запроса, если в самом запросе не установлен иной срок. Однако для укрепления гарантий реализации этого положения необходимо предусмотреть меры дисциплинарной ответственности должностных лиц, а также меры административной ответственности. Уполномоченный по правам человека и прокуратура действуют во многих случаях совместно в целях защиты прав граждан. Кроме того, это дает возможность получать информацию, касающуюся деятельности государственной администрации, объективно оценивать ее работу и влиять на ее функционирование, а также получать информацию о состоянии права в нашей стране, что повлекло бы совершенствование действующей правовой системы, более глубокой реализации прав и свобод человека. Одна из классических форм реагирования Уполномоченного при обнаружении в ходе рассмотрения жалобы гражданина нарушения его прав и свобод — представление . Этот документ он адресует органу или должностному лицу, которые своими действиями (бездействием), решениями ущемили права личности. В представлении он высказывает мнение и предложения о способе разрешения дела, он может рекомендовать органу изменить решение, пересмотреть существующую практику, компенсировать материальный ущерб граждан. В некоторых случаях представление Уполномоченного носит превентивный характер, что позволяет влиять на принятие решения уже в начальной стадии. Все его представления рассматриваются лишь как рекомендации. Он не может заставить, приказать, он может только аргументировано убеждать . Закон предусматривает широкий круг гарантий независимости Уполномоченного и исполнения его решений и рекомендаций. Так, большое значение имеет ст. 35 Закона, устанавливающая ответственность за вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение или воспрепятствовать его деятельности в иной форме. Для усиления гарантий деятельности российского Уполномоченного, а также с учетом существующего позитивного опыта других стран необходимо установить административную ответственность за воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека. Ежегодные доклады Уполномоченного по правам человека в РФ подлежат обязательному официальному опубликованию, а специальные доклады могут быть опубликованы по его решению. В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный по правам человека вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и в проводимых слушаниях. В соответствии с законом деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Направления деятельности Уполномоченного в той или иной мере соотносятся с развитием институтов несудебной защиты прав человека. В последнее время в нашей стране им уделяется повышенное внимание. Сейчас в Российской Федерации система несудебных государственных учреждений защиты прав человека состоит из следующих звеньев: институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и институт Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации, прокуратура Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации и иные министерства и ведомства Российской Федерации, неправительственные правозащитные организации. Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и государственным лицам. Он не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного политического объединения, преследующего политические цели
Читать еще:  Разрешение на установку газового котла в квартире

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Уполномоченный по правам человека, как это и следует из опыта зарубежных государств, должен быть максимально независим от власти. К сожалению, Конституция РФ не наделила Уполномоченного по правам человека в РФ правом законодательной инициативы, а было бы целесообразно предоставить ему возможность оказывать влияние на правотворчество, инициировать реформы в области прав человека. Важной функцией Уполномоченного по правам человека в РФ должны стать не только анализ и выявление тенденций, актуальных проблем в тех сферах, где наиболее часто встречаются нарушения нрав граждан, но и право на основе этих данных вносить в Федеральное Собрание РФ предложения об изменении законов или принятии новых законодательных актов. В связи с этим было бы желательно внести в Конституцию РФ соответствующие поправки, касающиеся расширения круга субъектов права законодательной инициативы путем отнесения к их числу Уполномоченного по правам человека. Данная поправка значительно усилила бы его позиции в Российской Федерации, поскольку содержащаяся в законе норма о праве Уполномоченного обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и дополнении законодательства представляется недостаточной. Видимо, не совсем правильно ограничивать деятельность уполномоченных только рамками страны, региона, города, т.е. использовать территориальный принцип формирования данного института. Практика некоторых зарубежных стран (Швеции, Финляндии, Великобритании, ФРГ), где, в частности, созданы омбудсмены по персональным данным, по информации, а также опыт других государств свидетельствуют о целесообразности формирования этих органов и по отраслевому принципу для того, чтобы можно было в полную силу реализовывать контрольно-надзорные функции в случае нарушения прав и свобод граждан с учетом специфики сфер, где могут возникнуть конфликтные ситуации. Подобные идеи относительно создания институтов Уполномоченных по делам несовершеннолетних, по защите прав в сфере информации, по персональным данным и т.д. неоднократно высказывались в различной юридической литературе. Возможно, эта позитивная идея будет реализована в субъектах Федерации, которые, основываясь на анализе состояния дел с правами человека на своей территории, выделят те приоритетные сферы, где, по их мнению, на помощь уполномоченным по правам человека региона должны прийти специализированные уполномоченные. Эффективность деятельности Уполномоченного но правам человека определяется рядом условий:
  1. законодательным регулированием деятельности службы. Правовые положения обеспечивают Уполномоченному необходимый уровень правовых гарантий деятельности, позволяющих реализовать свои функции, не уповая исключительно на добрую волю должностных лиц и государственных органов;
  2. работа Уполномоченного эффективна только при условии сотрудничества государственных органов и должностных лиц. Уполномоченный также нуждается в морально-психологической и политической поддержке общественности и средств массовой информации:
  3. общественность будет доверять Уполномоченному только при высоком качестве его работы: быстром и качественном расследовании, безупречно аргументированных решениях, основательности докладов, здравомыслии, объективности и беспристрастности лица, занимающего этот высокий пост.
Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими. Согласно Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ Уполномоченный способствует: – восстановлению нарушенных прав, – совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, – развитию международного сотрудничества в области прав человека, – правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Основными направлениями деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации являются: – рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению; – анализ законодательства Российской Федерации в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права; – развитие международного сотрудничества в области прав человека; – правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты; – подготовка ежегодного доклада о своей деятельности и направление его Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации; – выступления с докладами на заседаниях Государственной Думы в случаях грубого или массового нарушения прав и свобод граждан; – направление в Государственную Думу специальных докладов по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации; – обращение в Государственную Думу с предложениями о создании парламентских комиссий по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, участие в работе указанных комиссий и проводимых слушаниях;

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

– обращение в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд Российской Федерации для защиты прав и свобод граждан; – принятие по собственной инициативе соответствующих мер в пределах своей компетенции при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты; – анализ правоприменительной практики в области прав человека и гражданина и выработка предложений по ее совершенствованию; – информирование органов государственной власти и общественности о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан в Российской Федерации; – направление государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам замечаний и предложений общего характера, относящихся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур. Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека вправе: 1. обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах; 2. обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина; 3. обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

4. изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора; 5. обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, применённым или подлежащим применению в конкретном деле. В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы. Уполномоченный вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях.

Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:

8 800 350-81-94
Круглосуточно

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Чем занимается уполномоченный по правам человека

17 апреля вступил в силу закон, которым впервые на федеральном уровне закреплен порядок назначения, функционирования, права и обязанности уполномоченных по правам человека в субъектах РФ (далее – региональные омбудсмены), а также требования к кандидатам на эту должность (Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 76-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека").

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Прежде каждый регион принимал закон об уполномоченном исходя исключительно из своих собственных представлений о требованиях к такому должностному лицу и его полномочиях. Такой подход зачастую порождал неодинаковый набор прав и обязанностей омбудсменов в разных субъектах РФ. Но самое главное, что "местечковый" правовой статус практически не позволял им эффективно взаимодействовать с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти. Теперь же на федеральном уровне установлен набор базовых прав омбудсменов, с которыми государственные органы в любом случае будут обязаны считаться. Однако детальные правила работы уполномоченных, порядок обращения граждан к ним и меры, которые они могут принимать по итогам рассмотрения жалоб, по прежнему отдаются на откуп самим регионам. Какие новые возможности для исполнения своих функций получили региональные омбудсмены – рассмотрим в этом материале. Порядок назначения омбудсменов В то время как Уполномоченный по правам человека в РФ – это государственная должность РФ, предусмотренная Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", региональные омбудсмены отнесены к государственным должностям субъекта РФ. На данный момент уполномоченные по правам человека работают только в 81 субъекте РФ из 85 (формально по закону регионы не обязаны иметь омбудсмена). Кроме того, по словам Уполномоченного по правам человека в РФ Эллы Памфиловой, более чем в десятке регионов до сих пор нет независимых, самостоятельных аппаратов уполномоченных, служебного транспорта и должного финансового обеспечения. В связи с этим, отметила она, требуется укрепить статус омбудсменов, предоставить им больше независимости, дать импульс для создания единой государственной системы защиты прав человека. СОВЕТ Ознакомиться с перечнем регионов, в которых учреждены должности омбудсменов, а также узнать контактную информацию уполномоченных, можно на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в РФ. Для этих целей положения о региональных омбудсменах были детально прописаны на федеральном уровне – теперь им посвящена отдельная норма (ст. 16.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; далее – Закон № 184-ФЗ). Детально полномочия правозащитников, как и раньше, будут регулироваться законами субъектов РФ, но с учетом новых положений федерального законодательства. Назначать на должность регионального омбудсмена могут законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ. Право вносить в них предложения о кандидатуре уполномоченного может быть предоставлено региональным законом высшему должностному лицу субъекта РФ, депутатам, органам местного самоуправления, правозащитным организациям, иным органам и организациям (например, профильные некоммерческие организации, общественные палаты, общественные советы) (п. 12 ст. 16.1 Закона № 184-ФЗ). Региональный омбудсмен при осуществлении своих полномочий независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц. Подобные положения присутствуют и в законах субъектов РФ, но, как показывают практика, ни коим образом не гарантируют реальную самостоятельность уполномоченных. Например, как отметил Президент РФ Владимир Путин в ходе встречи с уполномоченными по правам человека 4 декабря 2014 года, известны случаи бюрократического, формального отношения к самому институту уполномоченных по правам человека. В частности, на такие должности иногда назначаются люди, приближенные к власти и, соответственно, зависящие от нее.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Кроме того, по словам члена Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Алексея Диденко, региональные омбудсмены часто имеют "обвинительное прошлое". Это бывшие сотрудники правоохранительных органов и члены судейского сообщества. Омбудсмены из числа общественных деятелей и правозащитников, по данным депутата, встречаются, но гораздо реже. Для избежания подобных перекосов, на федеральном уровне закреплена обязанность законодательного органа субъекта РФ до рассмотрения кандидатуры на должность регионального омбудсмена согласовывать ее с Уполномоченным по правам человека в РФ. Таким образом, будет обеспечена независимость регионального омбудсмена от органов власти субъекта РФ и объективность при выборе его кандидатуры (п. 13 ст. 16.1 Закона № 184-ФЗ). Также федеральный уполномоченный получил право осуществлять координацию деятельности омбудсменов на местах. Для этих целей может быть создан совет уполномоченных по правам человека – в качестве консультативного и совещательного органа (по факту координационные советы уже проводились ранее, но не имели под собой законодательной основы). В его состав войдут по одному представителю от каждого федерального округа из числа региональных уполномоченных (ст. 36.2 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"). Срок полномочий регионального омбудсмена устанавливается конституцией (уставом) региона – но не более чем на пять лет и два срока подряд. Также региональный омбудсмен не может заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, быть членом политических объединений, иметь гражданство или вид на жительство в иностранном государстве (п. 5-6, п. 8 ст. 16.1 Закона № 184-ФЗ). Региональным омбудсменом может стать гражданин России не моложе 30 лет, обладающий безупречной репутацией, с высшим образованием, а также познаниями в области прав и свобод человека и гражданина и опытом их защиты – как будут проверяться эти познания и оцениваться репутация, не прописано (п. 13 ст. 16.1 Закона № 184-ФЗ). Основная задача регионального омбудсмена – рассматривать жалобы граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории субъекта РФ. Тематика жалоб не ограничена и на практике является крайне широкой: от ЖКХ и здравоохранения до уголовного судопроизводства, нарушений политических, гражданских, экологических или иных прав. Для защиты прав заявителей региональные омбудсмены впервые наделяются серьезными правами при взаимодействии с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти. Прежде права омбудсменов устанавливались только законами субъектов РФ, которыми обязательные требования к федеральным органам предъявляться не могут. Теперь же при рассмотрении жалоб на решения или действия (бездействие) таких органов, а также организаций федерального подчинения региональный омбудсмен может:
  • беспрепятственно их посещать;
  • запрашивать и получать от них сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалоб;
  • получать объяснения от их должностных лиц по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалоб;
  • проводить проверку их деятельности самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими (п. 23 ст. 16.1 Закона № 184-ФЗ).
Также администрации мест принудительного содержания (тюрем, колоний, СИЗО и т. п.). должны обеспечить безотлагательный прием омбудсменов по вопросам их деятельности. Кроме того, руководство таких учреждений, теперь не может просматривать жалобы заключенных на имя омбудсменов и в течение 24 часов (с какого момента, в законе не указано) должн направлять соответствующие письма по адресу. При этом омбудсмены имеют право беседовать с осужденными и лицами, заключенными под стражу, наедине в условиях, позволяющих администрации соответствующих учреждений видеть их, но не слышать. Правда, традиционная для института уполномоченных, а также общественного контроля "ложка дегтя" также присутствует – эти права уполномоченных касаются только органов, которыми руководит Правительство РФ и организаций федерального подчинения. Это значит, что такие далеко не последние "поставщики" жалоб на нарушение прав человека как МВД России, ФСБ России и Следственный комитет РФ смогут при желании не обращать на омбудсменов внимания. Кроме того, при взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления столь широкие права омбудсменов, к сожалению, на федеральном уровне не прописали. Деятельность уполномоченных в этой части все равно будет регулироваться региональными законами. Это значит, что проблема игнорирования омбудсменов, о которой в ходе встречи с президентом в конце прошлого года говорила Элла Памфилова, может сохраниться.
Читать еще:  План счетов бухгалтерского учета 2018 с субсчетами

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

"Проанализировав, как работают мои коллеги в регионах, я вижу действительно огромный пласт проблем. Далеко не всегда местное руководство воспринимает их как независимый институт. Иногда с недоумением выслушивают их критику, иногда просто перестают обращать внимание", – констатировала она. Тем не менее изменениями на федеральном уровне все же закреплено базовое право региональных омбудсменов на безотлагательный прием руководителями и должностными лицами региональных и местных органов, а также организаций, наделенных публичными полномочиями. Остальное – на усмотрение самих субъектов РФ. Достаточно спорным является предусмотренное законом право региональных властей возложить на регионального омбудсмена обязанности других должностных лиц, уполномоченных осуществлять защиту прав различных категорий граждан в субъекте РФ (п. 21 ст. 16.1 Закона № 184-ФЗ). Речь идет, например, об уполномоченных по правам ребенка или уполномоченных по правам коренных малочисленных народов (при условии учреждения таких должностей в субъекте РФ, что также не является обязательным). Вполне вероятно, что это негативно отразится на качестве защиты интересов граждан. Например, субъекты РФ, не испытывающие особого энтузиазма в отношении правозащитников, получили возможность не учреждать должности "лишних" омбудсменов, а замкнуть все функции защиты прав человека в регионе на одно должностное лицо, "отбиться" от которого будет проще, чем от троих-четверых отдельных уполномоченных. Добавим, что порядок рассмотрения омбудсменами жалоб граждан, возможные действия уполномоченных при нарушении прав заявителя, а также сроки направления ему ответа также остались за рамками нововведений. Все это по-прежнему находится в компетенции регионального законодателя. Правда, теперь закреплен законодательный запрет на разглашение сведений о частной жизни гражданина и других лиц, которые стали известны омбудсмену в результате его деятельности (п. 26 ст. 16.1 Закона № 184-ФЗ). Изменения в определенной мере повышают статус уполномоченных по правам человека в субъектах РФ. Прежде всего, за счет широких прав при взаимодействии с территориальными подразделениям федеральных органов исполнительной власти. Также должно улучшиться и качество работы омбудсменов за счет инструментов отбора кандидатов с участием Уполномоченного по правам человека в РФ. При этом поправки практически не затрагивают вопросы взаимодействия омбудсменов с органами исполнительной власти субъектов РФ. В связи с этим проблема игнорирования уполномоченных в этой части, скорее всего, сохранится. По-прежнему не хватает омбудсменам и процессуальных полномочий, в том числе при при взаимодействии с правоохранительными органами, деятельность которых из компетенции правозащитников практически выведена.

Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Основные направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: (1) рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению; (2) анализ законодательства Российской Федерации в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права; (3) развитие международного сотрудничества в области прав человека; (4) правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты; (5) подготовка ежегодного доклада о своей деятельности и направление его Президенту РФ, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Генеральному прокурору РФ; (6) выступления с докладами на заседаниях Государственной Думы в случаях грубого или массового нарушения прав и свобод граждан; (7) направление в Государственную Думу специальных докладов по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации; (8) обращение в Государственную Думу с предложениями о создании парламентских комиссий по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, участие в работе указанных комиссий и проводимых слушаниях; (9) обращение в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд для защиты прав и свобод граждан; (10) принятие по собственной инициативе соответствующих мер в пределах своей компетенции при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан; в случаях, имеющих особое общественное значение; связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты; (11) анализ правоприменительной практики в области прав человека и гражданина и выработка предложений по ее совершенствованию; (12) информирование органов государственной власти и общественности о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан в Российской Федерации; (13) направление государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам замечаний и предложений общего характера, относящихся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур. Кроме предусмотренных законом основных направлений деятельности Уполномоченного возникают и другие задачи, тесно связанные с осуществлением его полномочий в рамках установленной законом компетенции. Уполномоченный информирует государственные органы и общественность о своей деятельности, о положении дел в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина в стране, взаимодействует с федеральными и региональными органами государственной власти, с уполномоченными и комиссиями по правам человека в субъектах РФ, неправительственными правозащитными организациями, средствами массовой информации. Взаимодействие Уполномоченного с органами государственной власти осуществляется на основе специальных соглашений о сотрудничестве, участия в совместных комиссиях, в работе объединенных рабочих групп и т.д. Подготовка ежегодных докладов о деятельности, а также специальных докладов, доведение их до сведения должностных лиц и широкой общественности дают возможность Уполномоченному изложить свое видение ситуации с обеспечением прав человека как в целом по стране, так и в отдельных сферах жизни общества, являются мощным рычагом воздействия на общественное мнение. Как показывает практика, а также опыт работы омбудсменов других стран, ежегодные и специальные доклады Уполномоченного представляют собой важное средство реализации его полномочий, позволяют заострить внимание властей на проблемах, которые требуют незамедлительного решения.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Президенту РФ, в Совет Федерации и Государственную Думу, в Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Генеральному прокурору РФ, руководителям заинтересованных министерств и ведомств, в средства массовой информации помимо ежегодных докладов о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ направляются также специальные доклады, посвященные тем сферам, где систематически нарушаются права человека: (1) о нарушениях прав граждан, страдающих психическими расстройствами; (2) о нарушении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности; (3) о конституционном праве на свободу передвижения, свободный выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации; (4) о нарушениях прав граждан сотрудниками Министерства внутренних дел РФ и уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ; и др. Занимаясь в качестве непосредственного представителя государства общением с населением, разрешением проблемных ситуаций, Уполномоченный тем самым способствует укреплению авторитета государственной власти, что немаловажно для России в настоящее время. Одно из важнейших направлений деятельности Уполномоченного — прием и проверка жалоб от населения. Гражданин обращается к нему в случае несогласия с административным решением, порядком его принятия или поведением должностного лица. Правовой институт омбудсмена обладает тем преимуществом, что граждане не испытывают формальных трудностей при осуществлении контакта с этим должностным лицом. Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации, а также находящихся на территории России иностранцев и лиц без гражданства. Подобное правило существует в Швеции, Новой Зеландии, Польше и др. Кроме того, например, в Польше к нему могут обращаться политические, кооперативные, общественные организации, представители органов местного самоуправления. Как и в большинстве стран, в России законодательством устанавливается определенный срок, в течение которого может быть подана жалоба Уполномоченному по правам человека. В Российской Федерации — это год со дня нарушения прав и свобод или с того дня, когда гражданину стаю известно об их нарушении.
Читать еще:  Пенсионный фонд дополнительные страховые взносы
В Законе «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» нормативно закреплено положение о том, что Уполномоченный рассматривает жалобы граждан только в случае, если ранее гражданин обжалован эти решения или действия (бездействие) в судебном или административном порядке, но не согласен с принятым решением. Данное ограничение является необходимым и направлено на то, чтобы сделать новый институт жизнеспособным, так как отказ от подобного ограничения может обрушиться лавиной обращений граждан к «народному заступнику», что парализует его деятельность. Российское законодательство предоставляет Уполномоченному по правам человека четыре возможности: (1) принять жалобу к рассмотрению; (2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; (3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу; (4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению, указав мотивы. О принятом решении заявитель уведомляется в десятидневный срок. Важным фактором поддержания авторитета Уполномоченного является то, что отказ в принятии жалобы обжалованию не подлежит. Мировая практика показывает, что порядок рассмотрения жалобы определяется самим омбудсменом. Российский закон наделяет Уполномоченного широкими правами при рассмотрении жалобы. Так, приняв жалобу к рассмотрению, Уполномоченный проводит проверку самостоятельно либо поручает ее проведение компетентным органам или должностным лицам, кроме тех, чьи действия обжалуются. При проведении проверки Уполномоченный имеет право: (1) беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения; (2) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы; (3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы; (4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными динами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц; (5) поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы; (6) знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел; (7) безотлагательно приниматься руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории РФ органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания (ст. 23). При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан выслушать обе заинтересованные стороны. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе осуществить ряд действий: (1) обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав и свобод, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах; (2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, нарушившего права и свободы человека и гражданина; (3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи; (4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протест, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора; (5) обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

На основании изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный по правам человека в РФ имеет право направлять государственным органам, органам местного самоуправления свои замечания и предложения общего характера , относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур. Закон вменяет в обязанность государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, получившим заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному по правам человека в РФ. Они обязаны также бесплатно и беспрепятственно предоставлять Уполномоченному по правам человека запрошенные им материалы и документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий. Материалы должны быть направлены Уполномоченному по правам человека не позднее 15 дней со дня получения ими запроса, если в самом запросе не установлен иной срок. Однако для укрепления гарантий реализации этого положения необходимо предусмотреть меры дисциплинарной ответственности должностных лиц, а также меры административной ответственности. Уполномоченный по правам человека и прокуратура действуют во многих случаях совместно в целях защиты прав граждан. Кроме того, это дает возможность получать информацию, касающуюся деятельности государственной администрации, объективно оценивать ее работу и влиять на ее функционирование, а также получать информацию о состоянии права в нашей стране, что повлекло бы совершенствование действующей правовой системы, более глубокой реализации прав и свобод человека. Одна из классических форм реагирования Уполномоченного при обнаружении в ходе рассмотрения жалобы гражданина нарушения его прав и свобод — представление . Этот документ он адресует органу или должностному лицу, которые своими действиями (бездействием), решениями ущемили права личности. В представлении он высказывает мнение и предложения о способе разрешения дела, он может рекомендовать органу изменить решение, пересмотреть существующую практику, компенсировать материальный ущерб граждан. В некоторых случаях представление Уполномоченного носит превентивный характер, что позволяет влиять на принятие решения уже в начальной стадии. Все его представления рассматриваются лишь как рекомендации. Он не может заставить, приказать, он может только аргументировано убеждать . Закон предусматривает широкий круг гарантий независимости Уполномоченного и исполнения его решений и рекомендаций. Так, большое значение имеет ст. 35 Закона, устанавливающая ответственность за вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение или воспрепятствовать его деятельности в иной форме. Для усиления гарантий деятельности российского Уполномоченного, а также с учетом существующего позитивного опыта других стран необходимо установить административную ответственность за воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека. Ежегодные доклады Уполномоченного по правам человека в РФ подлежат обязательному официальному опубликованию, а специальные доклады могут быть опубликованы по его решению. В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный по правам человека вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и в проводимых слушаниях. В соответствии с законом деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Направления деятельности Уполномоченного в той или иной мере соотносятся с развитием институтов несудебной защиты прав человека. В последнее время в нашей стране им уделяется повышенное внимание. Сейчас в Российской Федерации система несудебных государственных учреждений защиты прав человека состоит из следующих звеньев: институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и институт Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации, прокуратура Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации и иные министерства и ведомства Российской Федерации, неправительственные правозащитные организации. Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и государственным лицам. Он не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного политического объединения, преследующего политические цели
Читать еще:  Разрешение на установку газового котла в квартире

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Уполномоченный по правам человека, как это и следует из опыта зарубежных государств, должен быть максимально независим от власти. К сожалению, Конституция РФ не наделила Уполномоченного по правам человека в РФ правом законодательной инициативы, а было бы целесообразно предоставить ему возможность оказывать влияние на правотворчество, инициировать реформы в области прав человека. Важной функцией Уполномоченного по правам человека в РФ должны стать не только анализ и выявление тенденций, актуальных проблем в тех сферах, где наиболее часто встречаются нарушения нрав граждан, но и право на основе этих данных вносить в Федеральное Собрание РФ предложения об изменении законов или принятии новых законодательных актов. В связи с этим было бы желательно внести в Конституцию РФ соответствующие поправки, касающиеся расширения круга субъектов права законодательной инициативы путем отнесения к их числу Уполномоченного по правам человека. Данная поправка значительно усилила бы его позиции в Российской Федерации, поскольку содержащаяся в законе норма о праве Уполномоченного обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и дополнении законодательства представляется недостаточной. Видимо, не совсем правильно ограничивать деятельность уполномоченных только рамками страны, региона, города, т.е. использовать территориальный принцип формирования данного института. Практика некоторых зарубежных стран (Швеции, Финляндии, Великобритании, ФРГ), где, в частности, созданы омбудсмены по персональным данным, по информации, а также опыт других государств свидетельствуют о целесообразности формирования этих органов и по отраслевому принципу для того, чтобы можно было в полную силу реализовывать контрольно-надзорные функции в случае нарушения прав и свобод граждан с учетом специфики сфер, где могут возникнуть конфликтные ситуации. Подобные идеи относительно создания институтов Уполномоченных по делам несовершеннолетних, по защите прав в сфере информации, по персональным данным и т.д. неоднократно высказывались в различной юридической литературе. Возможно, эта позитивная идея будет реализована в субъектах Федерации, которые, основываясь на анализе состояния дел с правами человека на своей территории, выделят те приоритетные сферы, где, по их мнению, на помощь уполномоченным по правам человека региона должны прийти специализированные уполномоченные. Эффективность деятельности Уполномоченного но правам человека определяется рядом условий:
  1. законодательным регулированием деятельности службы. Правовые положения обеспечивают Уполномоченному необходимый уровень правовых гарантий деятельности, позволяющих реализовать свои функции, не уповая исключительно на добрую волю должностных лиц и государственных органов;
  2. работа Уполномоченного эффективна только при условии сотрудничества государственных органов и должностных лиц. Уполномоченный также нуждается в морально-психологической и политической поддержке общественности и средств массовой информации:
  3. общественность будет доверять Уполномоченному только при высоком качестве его работы: быстром и качественном расследовании, безупречно аргументированных решениях, основательности докладов, здравомыслии, объективности и беспристрастности лица, занимающего этот высокий пост.
Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими. Согласно Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ Уполномоченный способствует: – восстановлению нарушенных прав, – совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, – развитию международного сотрудничества в области прав человека, – правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Основными направлениями деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации являются: – рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению; – анализ законодательства Российской Федерации в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права; – развитие международного сотрудничества в области прав человека; – правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты; – подготовка ежегодного доклада о своей деятельности и направление его Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации; – выступления с докладами на заседаниях Государственной Думы в случаях грубого или массового нарушения прав и свобод граждан; – направление в Государственную Думу специальных докладов по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации; – обращение в Государственную Думу с предложениями о создании парламентских комиссий по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, участие в работе указанных комиссий и проводимых слушаниях;

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

– обращение в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд Российской Федерации для защиты прав и свобод граждан; – принятие по собственной инициативе соответствующих мер в пределах своей компетенции при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты; – анализ правоприменительной практики в области прав человека и гражданина и выработка предложений по ее совершенствованию; – информирование органов государственной власти и общественности о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан в Российской Федерации; – направление государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам замечаний и предложений общего характера, относящихся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур. Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека вправе: 1. обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах; 2. обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина; 3. обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

4. изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора; 5. обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, применённым или подлежащим применению в конкретном деле. В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы. Уполномоченный вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях.

Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:

8 800 350-81-94
Круглосуточно

Чем занимается уполномоченный по правам человека: 8 комментариев

  1. berkey

    Hey just wanted to give you a quick heads up and let you know a few of the images aren’t loading correctly. I’m not sure why but I think its a linking issue. I’ve tried it in two different browsers and both show the same outcome.|

  2. the feed

    Hey There. I found your weblog using msn. That is an extremely smartly written article. I will be sure to bookmark it and return to learn extra of your helpful information. Thanks for the post. I will definitely comeback.|

  3. thefeed

    Do you have a spam problem on this blog; I also am a blogger, and I was wanting to know your situation; we have created some nice procedures and we are looking to exchange techniques with others, why not shoot me an e-mail if interested.|

  4. the feed

    Oh my goodness! Incredible article dude! Many thanks, However I am experiencing troubles with your RSS. I don’t know the reason why I cannot join it. Is there anyone else having similar RSS problems? Anyone that knows the solution can you kindly respond? Thanks!!|

  5. pew pew madafakas unicorn

    It’s a pity you don’t have a donate button! I’d definitely donate to this superb blog! I guess for now i’ll settle for book-marking and adding your RSS feed to my Google account. I look forward to new updates and will talk about this blog with my Facebook group. Chat soon!|

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.