Что считается управлением транспортным средством

tommaso79 / Shutterstock.com

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

2 августа 2014 года Л. вела автомобиль, в салоне которого находились четыре пассажира – супруги Э. и Д. с малолетней дочерью, а также собственник машины Ф. Не справившись с управлением транспортного средства, Л. допустила его опрокидывание. При этом Э. был причинен тяжкий вред здоровью, а ее дочь от полученных травм скончалась. Виновной в данном происшествии супруги сочли Л., поскольку именно она находилась за рулем транспортного средства в момент ДТП. Они обратились в суд с иском, в котором просили взыскать с нее в пользу Д. компенсацию морального вреда в связи со смертью дочери в размере 1 млн руб., а в пользу Э. – компенсацию морального вреда, причиненного повреждением здоровья, в размере 500 тыс. руб. Однако Л. против иска возражала – машиной она управляла по устной просьбе Ф. без оформления каких-либо документов и потому была уверена, что ответственность за причиненный вред лежит не на ней, а на собственнике автомобиля. Суд встал на сторону истцов и отметил, что Л., имея при себе водительское удостоверение, управляла транспортным средством в присутствии собственника, который доверил ей управление. То есть вела машину на законных основаниях. Следовательно, она и должна возместить потерпевшим моральный вред. При этом заявленные исковые требования суд удовлетворил частично, взыскав 1 млн руб. в счет компенсации морального вреда в пользу Д. и 400 тыс. руб. – в пользу Э. (решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 13 июля 2016 г. по делу № 2-5160/2016). Л. не согласилась с этим и обжаловала решение, отметив, что не является собственником автомобиля, не управляла им на основании доверенности либо на ином законном основании, потому не является надлежащим ответчиком по делу. Ответственность, по ее мнению, должна быть возложена на Ф. как на собственника машины. Более того, она просила учесть, что находящийся в момент ДТП в салоне Ф. был в нетрезвом состоянии, а в действиях Э. можно усмотреть грубую неосторожность – женщина не пристегнула ремнями безопасности своего ребенка. Апелляция согласилась с тем, что управление Л. автомобилем по устному поручению собственника не дает оснований считать ее законным владельцем источника повышенной опасности. В итоге решение нижестоящего суда было отменено, а в исковых требованиях Д. и Э. – отказано (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 19 октября 2016 г. № 33-5625/2016). Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица Ф. обжаловал определение апелляции в Верховный Суд Российской Федерации, и тот счел подход коллег из нижестоящего суда не вполне законным (определение СК по гражданским делам ВС РФ от 29 августа 2017 г. № 73-КГ17-3). По общему правилу, лица, чья деятельность связана с повышенной опасностью для окружающих (это в том числе использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что он возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (п. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса). Такая обязанность возлагается на лицо, владеющее источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т. п.). ВС РФ подчеркнул, что тем самым ответственность за причиненный вред несет не только владелец автомобиля, но и лицо, пользующееся им на законных основаниях – при этом перечень таких оснований является открытым. Суд также добавил, что если в отношении лица оформлена доверенность на управление транспортным средством, то оно признается его законным владельцем в том случае, когда автомобиль передан ему во временное пользование и оно использует его по собственному усмотрению. Если же в обязанности лица, на которого была оформлена доверенность, входит лишь управление машиной в интересах другого лица, и за это ему выплачивается вознаграждение (водительские услуги), владельцем источника повышенной опасности такое лицо не считается (п. 20 постановления Пленума ВС РФ от 26 января 2010 г. № 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни, здоровью гражданина"). Вместе с тем ВС РФ напомнил, что в настоящее время водитель не обязан иметь при себе доверенность на право управления автомобилем. Соответствующее требование было исключено из п. 2.1.1 ПДД Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2012 г. № 1156 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Читать еще:  Программа для налоговой декларации 2018 скачать
С учетом этого Суд сделал вывод, что, управляя транспортным средством без письменной доверенности, но при наличии водительского удостоверения и в присутствии собственника, Л. использовала автомобиль на законном основании. Однако, отметил ВС РФ, нижестоящий суд не исследовал вопрос об оказании ею при этом водительских услуг, а иных оснований для освобождения Л. от ответственности за причиненный вред не установлено. В связи с этим Суд отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Таким образом, ВС РФ поставил исход подобного рода дела в зависимость от того, на каких условиях ответчик управлял автомобилем. Если лицо на возмездных началах оказывало водительские услуги, что подтверждено соответствующими документами, то возмещать потерпевшим причиненный вред оно не должно. Если же нет, и не будет установлено дополнительных оснований для освобождения водителя от ответственности, то обязанность по возмещению вреда ляжет на него. Добрый вечер, 27.01 2017 кто то вызвал гаи во двор где был я в своем авто. Был нетрезв, машина была заведена, пытался выехать из сугроба. Сначала подошли выписали за ремень непристегнутый, потом за алкоголь. Сейчас материалы дела в полиции у дознавателя. Она мне говорит, что видео с их регистратора, не видно там, что я еду. Сейчас грозит 264, 1. Это правильно? Доказательств езды на машине нет. Буду благодарен за ответ. Здравствуйте, Дмитрий. В такой ситуации определяющим является квалификация ваших действий. Будут ли ваши действия квалифицированы как "управление транспортным средством" или нет. В комментариях к КоАП РФ имеется следующее определение: «Под управлением транспортным средством понимается совершение технических действий, связанных с приведением транспортного средства в движение, троганием с места, процессом самого движения вплоть до остановки, в соответствии с предназначением и техническими возможностями транспортного средства». Если вы делали попытку выехать из сугроба, значит вы пытались сдвинуть машину с места, а значит управляли автомобилем. Допустим если при попытке выехать случайно задели соседний автомобиль, вас признали бы виновным в ДТП, при этом признают факт нахождения вас в состоянии алкогольного опьянения. Единственный выход сейчас для вас это доказывать, что вы просто прогревали авто, но не пытались воздействовать на органы управления. Дата размещения статьи: 20.12.2017

В юридической литературе принято считать, что транспортные договоры отличаются от иных гражданско-правовых договоров по следующим признакам:
1) возникают при осуществлении или обеспечении перевозки (перемещения) грузов, пассажиров, багажа;
2) осуществляются с помощью транспортных средств;
3) реализуются лицом, являющимся субъектом предпринимательской деятельности, с целью получения прибыли .
——————————–
Морозов С.Ю. Транспортное право: Учеб. пособие. М., 2007. С. 17. Одним из ключевых моментов для выделения транспортного договора является второй критерий, а именно: обязательство должно исполняться с помощью транспортного средства. Это означает, что не любое перемещение объектов материального мира субъектом предпринимательской деятельности составляет ядро транспортных правоотношений. Например, перемещение груза с этажа на этаж в лифте либо по лестнице не будет относиться к предмету транспортных правоотношений, так как отсутствует факт использования транспортного средства.
Исходя из приведенного выше примера очевидно, что для квалификации правоотношений как транспортных представляется целесообразным выявить значение понятия "транспортное средство".
В действующем законодательстве нет единого определения понятия "транспортное средство". Обратимся к нормативным правовым актам, в которых дано определение данного термина.
В УК РФ под транспортным средством понимается автомобиль, трамвай либо другое механическое транспортное средство (ст. 264 УК РФ). Согласно примечанию 1 к ст. 264 УК РФ другое механическое транспортное средство – это трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.
В ст. 1 ФЗ от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" : транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Точно такое же понятие используется в Постановлении Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения" . При этом в п. 1.2 Правил дорожного движения содержится перечень видов транспортных средств, к которым относятся следующие:
——————————–
Рос. газ. 2002. N 80.
Рос. газ. 1993. N 227 (далее – Правила дорожного движения). а) велосипед – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение, как правило, мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч;
б) маршрутное транспортное средство – транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок;
в) механическое транспортное средство – транспортное средство, приводимое в движение двигателем, а именно:
– мопед – двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт (к мопедам приравниваются квадроциклы, имеющие аналогичные технические характеристики);
– мотоцикл – двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч (к мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадроциклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт);
– любые тракторы и самоходные машины;
г) прицеп – транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством (термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски).
В п. 11 ст. 1 ФЗ от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" под транспортными средствами понимаются устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами. В данном нормативном правовом акте также содержится перечень видов транспортных средств, который отличается от перечня Правил дорожного движения, а именно:
——————————–
СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 837 (далее – ФЗ "О транспортной безопасности").

Читать еще:  Сроки временной регистрации для граждан украины
а) воздушные суда коммерческой гражданской авиации, т.е. летательные аппараты, поддерживаемые в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (п. 1 ст. 32 ВК РФ );
——————————–
Рос. газ. 1997. N 59 – 60. б) железнодорожный подвижной состав, т.е. локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав (п. 1 ст. 2 ФЗ от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" );
——————————–
Рос. газ. 2003. N 8.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

в) транспортные средства автомобильного транспорта, а именно автобусы, легковые автомобили, грузовые автомобили, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (п. 2 ст. 1 ФЗ от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" );
——————————–
Рос. газ. 2007. N 258. г) суда, используемые в целях торгового мореплавания (морские суда), т.е. самоходные или несамоходные плавучие сооружения (п. 1 ст. 7 ФЗ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания" ), за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, а также искусственных установок и сооружений, которые созданы на основе морских плавучих платформ;
——————————–
Рос. газ. 1999. N 85 – 86 (далее – КТМ РФ). д) суда, используемые на внутренних водных путях, т.е. самоходные или несамоходные плавучие сооружения, предназначенные для использования в целях судоходства, в том числе суда смешанного (река-море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода (ст. 3 ФЗ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" ), за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, и (или) для перевозки грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
——————————–
Рос. газ. 2001. N 50 – 51 (далее – Кодекс внутреннего водного транспорта РФ). е) транспортные средства городского наземного электрического транспорта.
При сравнении определений понятия "транспортное средство", содержащихся в действующем законодательстве, можно сделать вывод о том, что на легальном уровне в РФ нет одного общего подхода при раскрытии сути термина "транспортное средство". Содержание этого понятия может различаться в зависимости от области и цели его применения. Так, в УК РФ рассматриваемое понятие раскрывается только в отношении состава преступления, указанного в ст. 264 УК РФ (нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств). Следовательно, использовать такое определение в иных правоотношениях представляется крайне сложным.
В Правилах дорожного движения дано обобщенное понятия транспортного средства. Перечень видов транспортных средств, перечисленных в Правилах дорожного движения, является наиболее широким, включая в том числе велосипеды, мотоциклы и мопеды. Думается, такая трактовка понятия "транспортное средство" необходима только лишь для наиболее полного правового регулирования отношений в области дорожного движения.
Однако столь широкое понимание термина "транспортное средство" не подходит для нужд транспортного права, где четко обозначен круг правоотношений, в который не входят отношения по использованию велосипедов, мопедов и т.д.
Для целей транспортного права представляется целесообразным использовать понятие "транспортное средство", содержащееся в ФЗ "О транспортной безопасности". Перечень видов транспортных средств, предусмотренный в п. 11 ст. 1 данного Закона, в большей степени согласуется с теми видами транспорта, которые называются в транспортных уставах и кодексах (автомобильный, железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный).
Для того чтобы избежать дальнейших споров в отношении определения понятия "транспортное средство", целесообразно сформулировать такое понятие применительно к основным сферам, где оно употребляется . Например, в главе 40 ГК РФ закрепить понятие "транспортное средство" и перечень транспортных средств применительно к транспортному праву.
——————————–
Так, например, в ГК РФ понятие "транспортное средство" используется неоднократно. Оно упоминается в п. 2 ст. 257 (при перечислении имущества, находящегося в совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства), в ст. 607 (при указании видов имущества, входящих в объект аренды), ст. ст. 632 – 649 (договор аренды транспортных средств), ст. ст. 787 (договор фрахтования), 791 (подача транспортных средств, погрузка и выгрузка груза), 794 (ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств), 795 (ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира), 798 (договоры об организации перевозок), 1079 (ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих), 1081 (право регресса к лицу, причинившему вред), 1085, 1092 ГК РФ (положения о возмещении причиненного вреда). Несмотря на то что понятие "транспортное средство" используется применительно к различным правоотношениям (корпоративным, арендным, транспортным, деликтным), в ГК РФ значение этого термина вообще не раскрыто. В связи с этим возникает большое количество споров, что должно пониматься под транспортным средством применительно к тем или иным правоотношениям.
Читать еще:  Ответственность руководителя бюджетного учреждения
Иные виды средств передвижения, указанные в том числе и в Правилах дорожного движения, для целей транспортного права следует относить к более общей категории "транспорт". Тем самым следует разграничивать понятия "транспорт" и "транспортное средство".
В действующем законодательстве, несмотря на то что понятие "транспорт" употребляется достаточно часто, его значение не раскрывается. При анализе норм транспортного законодательства очевидно, что этот термин используется в общем смысле. Например, в таких словосочетаниях, как "вид транспорта" (ст. 510 ГК РФ), "транспорт общего пользования", "транспорт необщего пользования", "железнодорожный транспорт" (ст. 1 ФЗ от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" ), "в области транспорта" (глава 11 КоАП РФ), слово "транспорт" использовано в широком (общем) значении .
——————————–
Рос. газ. 2003. N 8 (далее – УЖТ РФ).
Можно сравнить с областью использования понятия "транспортное средство". Оно применяется в таких словосочетаниях, как "предоставление транспортного средства", "неисправности транспортного средства", "посадка в транспортное средство", имеющих более "узкое, специальное значение". В электронном словаре чрезвычайных ситуаций под транспортом понимается совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различного назначения из одного места в другое .
——————————–
URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/emergency/2986. Перечень разновидностей транспорта является достаточно широким. К нему относятся как традиционные виды транспорта, выделяемые в зависимости от типа транспортного средства (указанные выше), так и иные средства перемещения: гужевой транспорт , вьючный транспорт (средство перевозки грузов в горах, пустынях, лесисто-болотистой и таежной местности с помощью вьючных животных ) и даже лифтовой, эскалатор.
——————————–
Правила дорожного движения не называют гужевую повозку (сани) транспортом и тем более не относят к транспортным средствам. Однако в ч. 4 ст. 11.1 КоАП РФ используется понятие "гужевой транспорт". Такая терминологическая несогласованность приводит к смешению понятий.
URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82#.D0.92.D1.8С.D1.8Е.D1.87.D0.BD.D1.8В.D0.B9. Таким образом, представляется правильным считать понятие "транспорт" более широким или, иными словами, общим, а понятие "транспортное средство" – более конкретным, обозначающим предмет материального мира, средство передвижения. Понятие "транспорт" является собирательным, и в него включаются все виды транспортных средств.

Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:

8 800 350-81-94
Круглосуточно

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Что считается управлением транспортным средством

tommaso79 / Shutterstock.com

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

2 августа 2014 года Л. вела автомобиль, в салоне которого находились четыре пассажира – супруги Э. и Д. с малолетней дочерью, а также собственник машины Ф. Не справившись с управлением транспортного средства, Л. допустила его опрокидывание. При этом Э. был причинен тяжкий вред здоровью, а ее дочь от полученных травм скончалась. Виновной в данном происшествии супруги сочли Л., поскольку именно она находилась за рулем транспортного средства в момент ДТП. Они обратились в суд с иском, в котором просили взыскать с нее в пользу Д. компенсацию морального вреда в связи со смертью дочери в размере 1 млн руб., а в пользу Э. – компенсацию морального вреда, причиненного повреждением здоровья, в размере 500 тыс. руб. Однако Л. против иска возражала – машиной она управляла по устной просьбе Ф. без оформления каких-либо документов и потому была уверена, что ответственность за причиненный вред лежит не на ней, а на собственнике автомобиля. Суд встал на сторону истцов и отметил, что Л., имея при себе водительское удостоверение, управляла транспортным средством в присутствии собственника, который доверил ей управление. То есть вела машину на законных основаниях. Следовательно, она и должна возместить потерпевшим моральный вред. При этом заявленные исковые требования суд удовлетворил частично, взыскав 1 млн руб. в счет компенсации морального вреда в пользу Д. и 400 тыс. руб. – в пользу Э. (решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 13 июля 2016 г. по делу № 2-5160/2016). Л. не согласилась с этим и обжаловала решение, отметив, что не является собственником автомобиля, не управляла им на основании доверенности либо на ином законном основании, потому не является надлежащим ответчиком по делу. Ответственность, по ее мнению, должна быть возложена на Ф. как на собственника машины. Более того, она просила учесть, что находящийся в момент ДТП в салоне Ф. был в нетрезвом состоянии, а в действиях Э. можно усмотреть грубую неосторожность – женщина не пристегнула ремнями безопасности своего ребенка. Апелляция согласилась с тем, что управление Л. автомобилем по устному поручению собственника не дает оснований считать ее законным владельцем источника повышенной опасности. В итоге решение нижестоящего суда было отменено, а в исковых требованиях Д. и Э. – отказано (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 19 октября 2016 г. № 33-5625/2016). Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица Ф. обжаловал определение апелляции в Верховный Суд Российской Федерации, и тот счел подход коллег из нижестоящего суда не вполне законным (определение СК по гражданским делам ВС РФ от 29 августа 2017 г. № 73-КГ17-3). По общему правилу, лица, чья деятельность связана с повышенной опасностью для окружающих (это в том числе использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что он возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (п. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса). Такая обязанность возлагается на лицо, владеющее источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т. п.). ВС РФ подчеркнул, что тем самым ответственность за причиненный вред несет не только владелец автомобиля, но и лицо, пользующееся им на законных основаниях – при этом перечень таких оснований является открытым. Суд также добавил, что если в отношении лица оформлена доверенность на управление транспортным средством, то оно признается его законным владельцем в том случае, когда автомобиль передан ему во временное пользование и оно использует его по собственному усмотрению. Если же в обязанности лица, на которого была оформлена доверенность, входит лишь управление машиной в интересах другого лица, и за это ему выплачивается вознаграждение (водительские услуги), владельцем источника повышенной опасности такое лицо не считается (п. 20 постановления Пленума ВС РФ от 26 января 2010 г. № 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни, здоровью гражданина"). Вместе с тем ВС РФ напомнил, что в настоящее время водитель не обязан иметь при себе доверенность на право управления автомобилем. Соответствующее требование было исключено из п. 2.1.1 ПДД Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2012 г. № 1156 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Читать еще:  Случайно положил деньги на телефон вместо карты
С учетом этого Суд сделал вывод, что, управляя транспортным средством без письменной доверенности, но при наличии водительского удостоверения и в присутствии собственника, Л. использовала автомобиль на законном основании. Однако, отметил ВС РФ, нижестоящий суд не исследовал вопрос об оказании ею при этом водительских услуг, а иных оснований для освобождения Л. от ответственности за причиненный вред не установлено. В связи с этим Суд отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Таким образом, ВС РФ поставил исход подобного рода дела в зависимость от того, на каких условиях ответчик управлял автомобилем. Если лицо на возмездных началах оказывало водительские услуги, что подтверждено соответствующими документами, то возмещать потерпевшим причиненный вред оно не должно. Если же нет, и не будет установлено дополнительных оснований для освобождения водителя от ответственности, то обязанность по возмещению вреда ляжет на него. Добрый вечер, 27.01 2017 кто то вызвал гаи во двор где был я в своем авто. Был нетрезв, машина была заведена, пытался выехать из сугроба. Сначала подошли выписали за ремень непристегнутый, потом за алкоголь. Сейчас материалы дела в полиции у дознавателя. Она мне говорит, что видео с их регистратора, не видно там, что я еду. Сейчас грозит 264, 1. Это правильно? Доказательств езды на машине нет. Буду благодарен за ответ. Здравствуйте, Дмитрий. В такой ситуации определяющим является квалификация ваших действий. Будут ли ваши действия квалифицированы как "управление транспортным средством" или нет. В комментариях к КоАП РФ имеется следующее определение: «Под управлением транспортным средством понимается совершение технических действий, связанных с приведением транспортного средства в движение, троганием с места, процессом самого движения вплоть до остановки, в соответствии с предназначением и техническими возможностями транспортного средства». Если вы делали попытку выехать из сугроба, значит вы пытались сдвинуть машину с места, а значит управляли автомобилем. Допустим если при попытке выехать случайно задели соседний автомобиль, вас признали бы виновным в ДТП, при этом признают факт нахождения вас в состоянии алкогольного опьянения. Единственный выход сейчас для вас это доказывать, что вы просто прогревали авто, но не пытались воздействовать на органы управления. Дата размещения статьи: 20.12.2017

В юридической литературе принято считать, что транспортные договоры отличаются от иных гражданско-правовых договоров по следующим признакам:
1) возникают при осуществлении или обеспечении перевозки (перемещения) грузов, пассажиров, багажа;
2) осуществляются с помощью транспортных средств;
3) реализуются лицом, являющимся субъектом предпринимательской деятельности, с целью получения прибыли .
——————————–
Морозов С.Ю. Транспортное право: Учеб. пособие. М., 2007. С. 17. Одним из ключевых моментов для выделения транспортного договора является второй критерий, а именно: обязательство должно исполняться с помощью транспортного средства. Это означает, что не любое перемещение объектов материального мира субъектом предпринимательской деятельности составляет ядро транспортных правоотношений. Например, перемещение груза с этажа на этаж в лифте либо по лестнице не будет относиться к предмету транспортных правоотношений, так как отсутствует факт использования транспортного средства.
Исходя из приведенного выше примера очевидно, что для квалификации правоотношений как транспортных представляется целесообразным выявить значение понятия "транспортное средство".
В действующем законодательстве нет единого определения понятия "транспортное средство". Обратимся к нормативным правовым актам, в которых дано определение данного термина.
В УК РФ под транспортным средством понимается автомобиль, трамвай либо другое механическое транспортное средство (ст. 264 УК РФ). Согласно примечанию 1 к ст. 264 УК РФ другое механическое транспортное средство – это трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.
В ст. 1 ФЗ от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" : транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Точно такое же понятие используется в Постановлении Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения" . При этом в п. 1.2 Правил дорожного движения содержится перечень видов транспортных средств, к которым относятся следующие:
——————————–
Рос. газ. 2002. N 80.
Рос. газ. 1993. N 227 (далее – Правила дорожного движения). а) велосипед – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение, как правило, мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч;
б) маршрутное транспортное средство – транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок;
в) механическое транспортное средство – транспортное средство, приводимое в движение двигателем, а именно:
– мопед – двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт (к мопедам приравниваются квадроциклы, имеющие аналогичные технические характеристики);
– мотоцикл – двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч (к мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадроциклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт);
– любые тракторы и самоходные машины;
г) прицеп – транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством (термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски).
В п. 11 ст. 1 ФЗ от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" под транспортными средствами понимаются устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами. В данном нормативном правовом акте также содержится перечень видов транспортных средств, который отличается от перечня Правил дорожного движения, а именно:
——————————–
СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 837 (далее – ФЗ "О транспортной безопасности").

Читать еще:  Олег погорянский комсомольск на амуре в контакте
а) воздушные суда коммерческой гражданской авиации, т.е. летательные аппараты, поддерживаемые в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (п. 1 ст. 32 ВК РФ );
——————————–
Рос. газ. 1997. N 59 – 60. б) железнодорожный подвижной состав, т.е. локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав (п. 1 ст. 2 ФЗ от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" );
——————————–
Рос. газ. 2003. N 8.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

в) транспортные средства автомобильного транспорта, а именно автобусы, легковые автомобили, грузовые автомобили, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (п. 2 ст. 1 ФЗ от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" );
——————————–
Рос. газ. 2007. N 258. г) суда, используемые в целях торгового мореплавания (морские суда), т.е. самоходные или несамоходные плавучие сооружения (п. 1 ст. 7 ФЗ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания" ), за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, а также искусственных установок и сооружений, которые созданы на основе морских плавучих платформ;
——————————–
Рос. газ. 1999. N 85 – 86 (далее – КТМ РФ). д) суда, используемые на внутренних водных путях, т.е. самоходные или несамоходные плавучие сооружения, предназначенные для использования в целях судоходства, в том числе суда смешанного (река-море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода (ст. 3 ФЗ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" ), за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, и (или) для перевозки грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
——————————–
Рос. газ. 2001. N 50 – 51 (далее – Кодекс внутреннего водного транспорта РФ). е) транспортные средства городского наземного электрического транспорта.
При сравнении определений понятия "транспортное средство", содержащихся в действующем законодательстве, можно сделать вывод о том, что на легальном уровне в РФ нет одного общего подхода при раскрытии сути термина "транспортное средство". Содержание этого понятия может различаться в зависимости от области и цели его применения. Так, в УК РФ рассматриваемое понятие раскрывается только в отношении состава преступления, указанного в ст. 264 УК РФ (нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств). Следовательно, использовать такое определение в иных правоотношениях представляется крайне сложным.
В Правилах дорожного движения дано обобщенное понятия транспортного средства. Перечень видов транспортных средств, перечисленных в Правилах дорожного движения, является наиболее широким, включая в том числе велосипеды, мотоциклы и мопеды. Думается, такая трактовка понятия "транспортное средство" необходима только лишь для наиболее полного правового регулирования отношений в области дорожного движения.
Однако столь широкое понимание термина "транспортное средство" не подходит для нужд транспортного права, где четко обозначен круг правоотношений, в который не входят отношения по использованию велосипедов, мопедов и т.д.
Для целей транспортного права представляется целесообразным использовать понятие "транспортное средство", содержащееся в ФЗ "О транспортной безопасности". Перечень видов транспортных средств, предусмотренный в п. 11 ст. 1 данного Закона, в большей степени согласуется с теми видами транспорта, которые называются в транспортных уставах и кодексах (автомобильный, железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный).
Для того чтобы избежать дальнейших споров в отношении определения понятия "транспортное средство", целесообразно сформулировать такое понятие применительно к основным сферам, где оно употребляется . Например, в главе 40 ГК РФ закрепить понятие "транспортное средство" и перечень транспортных средств применительно к транспортному праву.
——————————–
Так, например, в ГК РФ понятие "транспортное средство" используется неоднократно. Оно упоминается в п. 2 ст. 257 (при перечислении имущества, находящегося в совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства), в ст. 607 (при указании видов имущества, входящих в объект аренды), ст. ст. 632 – 649 (договор аренды транспортных средств), ст. ст. 787 (договор фрахтования), 791 (подача транспортных средств, погрузка и выгрузка груза), 794 (ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств), 795 (ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира), 798 (договоры об организации перевозок), 1079 (ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих), 1081 (право регресса к лицу, причинившему вред), 1085, 1092 ГК РФ (положения о возмещении причиненного вреда). Несмотря на то что понятие "транспортное средство" используется применительно к различным правоотношениям (корпоративным, арендным, транспортным, деликтным), в ГК РФ значение этого термина вообще не раскрыто. В связи с этим возникает большое количество споров, что должно пониматься под транспортным средством применительно к тем или иным правоотношениям.
Читать еще:  Ответственность руководителя бюджетного учреждения
Иные виды средств передвижения, указанные в том числе и в Правилах дорожного движения, для целей транспортного права следует относить к более общей категории "транспорт". Тем самым следует разграничивать понятия "транспорт" и "транспортное средство".
В действующем законодательстве, несмотря на то что понятие "транспорт" употребляется достаточно часто, его значение не раскрывается. При анализе норм транспортного законодательства очевидно, что этот термин используется в общем смысле. Например, в таких словосочетаниях, как "вид транспорта" (ст. 510 ГК РФ), "транспорт общего пользования", "транспорт необщего пользования", "железнодорожный транспорт" (ст. 1 ФЗ от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" ), "в области транспорта" (глава 11 КоАП РФ), слово "транспорт" использовано в широком (общем) значении .
——————————–
Рос. газ. 2003. N 8 (далее – УЖТ РФ).
Можно сравнить с областью использования понятия "транспортное средство". Оно применяется в таких словосочетаниях, как "предоставление транспортного средства", "неисправности транспортного средства", "посадка в транспортное средство", имеющих более "узкое, специальное значение". В электронном словаре чрезвычайных ситуаций под транспортом понимается совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различного назначения из одного места в другое .
——————————–
URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/emergency/2986. Перечень разновидностей транспорта является достаточно широким. К нему относятся как традиционные виды транспорта, выделяемые в зависимости от типа транспортного средства (указанные выше), так и иные средства перемещения: гужевой транспорт , вьючный транспорт (средство перевозки грузов в горах, пустынях, лесисто-болотистой и таежной местности с помощью вьючных животных ) и даже лифтовой, эскалатор.
——————————–
Правила дорожного движения не называют гужевую повозку (сани) транспортом и тем более не относят к транспортным средствам. Однако в ч. 4 ст. 11.1 КоАП РФ используется понятие "гужевой транспорт". Такая терминологическая несогласованность приводит к смешению понятий.
URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82#.D0.92.D1.8С.D1.8Е.D1.87.D0.BD.D1.8В.D0.B9. Таким образом, представляется правильным считать понятие "транспорт" более широким или, иными словами, общим, а понятие "транспортное средство" – более конкретным, обозначающим предмет материального мира, средство передвижения. Понятие "транспорт" является собирательным, и в него включаются все виды транспортных средств.

Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:

8 800 350-81-94
Круглосуточно

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.