Содержание
- 1 Признаки государственной должности
- 2 РЕЕСТР ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ ОБЛАСТНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
- 3 Часть I
- 4 Часть II Раздел I
- 5 советник первого заместителя Губернатора области Ведущая должность
- 6 Часть III Раздел I
- 7 Раздел II
- 8 Общие положения
- 9 Категории должностей государственной гражданской службы
- 10 Группы должностей государственной гражданской службы (таблица)
Признаки государственной должности
В целом для государственной должности характерны шесть основных признаков:
- утверждение государственным правовым актом;
- принадлежность только государственному органу;
- зависимость объема полномочий от объема полномочий и функций государственного органа;
- предназначение для обеспечения и непосредственного исполнения полномочий государственных органов;
- оплата труда по исполнению должностных обязанностей только за счет государственного бюджета (федерального или субъекта Федерации);
- ответственность лица замещающего государственную должность, за качество ее исполнения в соответствии с законодательством.
Все государственные должности в Российской Федерации подразделяются на два вида: государственные должности Российской Федерации и ее субъектов; государственные должности государственной службы.
Государственные должности Российской Федерации — это политические должности, которые устанавливаются Конституцией и федеральными законами РФ. Их замешают публичные политики (в старой классификации категория «А»), обладающие государственно-политическими властными полномочиями. На федеральном уровне к ним относятся: Президент РФ, Председатель Совета Федерации, заместитель Председателя Совета Федерации. Председатель Государственной Думы, заместитель Председателя Государственной Думы. Председатель Правительства РФ и его заместители, федеральные министры, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, полномочный представитель Президента РФ, руководители иных федеральных государственных органов (Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии, Центрального банка Уполномоченный по правам человека), аудиторы Счетной палаты, Генеральный прокурор РФ, прокуроры субъекта РФ, прокуроры Прокуратуры РФ, судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, судьи федерального суда.
На региональном уровне к лицам, замещающим государственные должности субъектов РФ, относятся руководители высшего государственного органа исполнительной власти: президенты республик, губернаторы (главы) краев, областей и округов и их заместители, а также депутаты местных законодательных собраний, судьи конституционного (уставного) суда. Их перечень в систематизированном виде содержится в конституциях (уставах) субъектов РФ, законах субъектов РФ о государственной службе и называются они по-разному — высшие конституционные должности, государственные должности, политические должности.
Отличительным признаком лиц, заметающих государственные должности Российской Федерации, является либо факт их избрания на всенародных выборах (Президент РФ, депутаты всех уровней), либо утверждение высшими законодательными органами по представлению глав исполнительной власти (Председатель Правительства РФ, федеральные министры, губернаторы регионов. Генеральный прокурор, председатель и аудиторы Счетной палаты, председатель ЦИК, судьи и т.п.).
Эти должностные лица — политики, и по закону они не являются государственными служащими; на них не распространяются нормы законодательства о государственной службе: их правовой статус, деятельность и полномочия регулируются специальными законами. Например, деятельность Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров регулируется Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации». Законами регулируется деятельность депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, судей и других должностных лиц — политиков. Аналогично данный вопрос решается и на региональном уровне.
Государственные должности государственной службы согласно законодательству 1 Федеральный закон № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации». Ст. 8. учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации. законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (ранее должности государственной службы занимали государственные служащие, замешавшие должности категорий «Б» и «В»).
В соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» от 2003 г. № 58-ФЗ все должности государственной службы подразделяются на следующие виды:
- должности федеральной государственной гражданской службы;
- должности государственной гражданской службы субъектов РФ;
- воинские должности;
- должности правоохранительной службы.
Воинские и правоохранительные должности являются только федеральными. В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы разных видов. Это видно, в частности, на примере МВД: в штатах этого ведомства имеются должности правоохранительной службы, воинские и федеральной гражданской службы.
Нормативными правовыми актами устанавливается соотношение должностей федеральной гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы, соотношение должностей федеральной гражданской службы и типовых должностей гражданской службы субъектов РФ.
Важно, что в государственных органах законодательно разрешено иметь должности, не являющиеся должностями государственной службы; это должности младшего обслуживающего и технического персонала. Трудовая деятельность таких работников регулируется не законом о государственной службе, а трудовым законодательством РФ.
ГУБЕРНАТОР ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
от 14 июня 1996 года N 445
О РЕЕСТРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ ОБЛАСТНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
Постановление Губернатора области от 09.02.98 N 105;
Постановление Губернатора области от 10.01.2000 N 10;
Постановление Губернатора области от 19.05.2000 N 436;
Постановление Губернатора области от 13.06.2000 N 493;
Постановление Губернатора области от 22.11.2001 N 1073;
Постановление Губернатора области от 18.12.2001 N 1144;
Постановление Губернатора области от 25.12.2001 N 1173;
Постановление Губернатора области от 09.12.2002 N 338;
Постановление Губернатора области от 14.10.2004 N 275>
Постановление Губернатора области от 08.09.2006 N 212 >
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 11.01.95 N 33, в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации", с учетом постановления Законодательного Собрания области от 29.05.96 N 208 "О согласовании реестра государственных должностей областных государственных служащих", постановляю:
утвердить прилагаемый Реестр государственных должностей областных государственных служащих.
Губернатор области В.Е.ПОЗГАЛЕВ
Утвержден постановлением Губернатора области от 14.06.96 г. N 445
РЕЕСТР ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ ОБЛАСТНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
Часть I
Государственные должности, устанавливаемые Уставом области для непосредственного исполнения полномочий государственных органов, государственные должности категории "А":
Председатель Законодательного Собрания области
заместители Председателя Законодательного Собрания области
депутаты Законодательного Собрания области, работающие на
профессиональной постоянной основе
первые заместители Губернатора области, члены Правительства области
заместители Губернатора области, члены Правительства области
руководитель аппарата, управляющий делами, член Правительства области
начальники департаментов, управлений, отделов, председатели комитетов, комиссий, являющиеся членами Правительства области
председатель Контрольно-счетной палаты области
заместитель председателя Контрольно-счетной палаты области
Председатель избирательной комиссии области
заместитель Председателя избирательной комиссии области
секретарь избирательной комиссии области
Часть II Раздел I
Государственные должности областных государственных служащих, замещаемые в порядке назначения для обеспечения деятельности Губернатора области и членов Правительства области, – государственные должности категории "Б":
руководитель секретариата Губернатора области
помощник Губернатора области
советник Губернатора области
помощник первого заместителя Губернатора области
советник первого заместителя Губернатора области Ведущая должность
консультант первого заместителя Губернатора области
помощник начальника департамента, управления, отдела, председателя комитета, комиссии, являющегося членом Правительства области
Государственные должности областных государственных служащих, замещаемые в порядке назначения для обеспечения деятельности Законодательного Собрания области, – государственные должности категории "Б":
помощник Председателя Законодательного Собрания области
помощник заместителя Председателя Законодательного Собрания области
Часть III Раздел I
Государственные должности областных государственных служащих, замещаемые в органах исполнительной государственной власти области, – государственные должности категории "В":
заместитель Губернатора области
полномочный представитель Губернатора области и Правительства области в Законодательном Собрании области
начальник самостоятельного управления
начальник самостоятельного отдела
руководитель пресс – службы
заместитель начальника департамента
заместитель председателя комитета
заместитель начальника самостоятельного управления
заместитель начальника самостоятельного отдела
заместитель руководителя представительства
член правления региональной энергетической комиссии
начальник управления в составе департамента, комитета
начальник отдела в составе департамента, комитета, управления
заместитель начальника управления в составе департамента, комитета, управления
заместитель начальника отдела в составе департамента, комитета, управления
помощник заместителя Губернатора области
консультант, советник, помощник
специалист I категории
специалист II категории
Раздел II
Государственные должности областных государственных служащих в аппарате Законодательного Собрания области – государственные должности категории "В":
заместитель руководителя аппарата
заместитель начальника управления
заместитель начальника отдела
начальник отдела – главный бухгалтер
консультант-эксперт постоянного комитета
консультант-эксперт по правовым вопросам
Общие положения
Государственная гражданская служба (ГГС) — это профессиональная служебная деятельность граждан России на должностях, обеспечивающих исполнение полномочий госорганов федерального уровня и уровня субъектов, а также лиц, замещающих государственные посты.
Подробную регламентацию ГГС получила после вступления в силу Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ, который подразделяет ее на два уровня:
- Должности федеральной гражданской службы, учреждаются федеральным законом или Указом Президента Российской Федерации. Это профессиональная служебная деятельность граждан, которые обеспечивают надлежащее исполнение полномочий федеральных госорганов и лиц, замещающих государственные посты Российской Федерации.
- Должности гражданской службы субъектов Российской Федерации, учреждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Ее представители трудятся в целях обеспечения бесперебойной работы органов государственной власти субъекта РФ и лиц, замещающих госдолжности субъекта РФ.
Должности государственной гражданской службы распределяются на 4 категории и 5 групп.
Категории должностей государственной гражданской службы
Действующее законодательство позволяет выделить следующие категории:
- Руководители (и их замы) государственных органов и их структурных подразделений, которые либо назначаются на определенный срок, либо не имеют ограничений сроков своей деятельности. Обладают широкими административно-распорядительными полномочиями, правом издавать нормативно-правовые акты и обязательные распоряжения.
- Помощники (советники). Их основная функция заключается во всестороннем содействии политикам — лицам, замещающим госдолжности и руководителям госорганов. С этой категорией заключается срочный служебный контракт — с уходом своего начальника уходят и они.
- Специалисты. Это граждане, суть работы которых — профессионально обеспечивать выполнение государственными органами поставленных перед ними функций и задач. Эта категория не имеет ограничений по срокам полномочий и получает работу по итогам конкурсного отбора.
- Обеспечивающие специалисты. Занимаются организационным, информационным, документационным, финансово-экономическим и хозяйственным обеспечением деятельности госорганов. То есть, в отличие от предыдущей категории, эти специалисты выполняют вспомогательные, а не профессиональные функции. Работают на общих основаниях, без каких-либо ограничений по срокам.
Группы должностей государственной гражданской службы (таблица)
Классификация по группам — от младшей до высшей — показывает, что каждой из них соответствует набор определенных служебных функций, который надлежит исполнять госслужащему.
Итак, Реестр должностей государственной гражданской службы РФ выделяет следующие группы:
- Высшие: руководители, помощники (советники) и специалисты.
- Главные: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты.
- Ведущие: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты.
- Старшие: специалисты и обеспечивающие специалисты.
- Младшие: обеспечивающие специалисты.
Каждая из групп должностей имеет свою классификацию по категориям. Федеральный закон № 79-ФЗ соотносит группы должностей с их категориями следующим образом:
Первые три категории относятся к высшим классификационным группам не случайно: к ним предъявляются самые высокие квалификационные требования. Это связано, в первую очередь, с тем, что они должны одновременно выполнять и политические, и административные, и аналитические, и управленческие функции.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ, для замещения должностей ГГС нужно соответствовать квалификационным требованиям:
- достаточным уровнем образования;
- определенным служебным стажем;
- необходимыми для работы знаниями и умениями (уровень владения языком, знание законодательства, набор личностных качеств, и т. п.);
- владение определенной специальностью.
Требования к минимальному уровню профессионального образования:
Требования к минимальному стажу:
При этом конкретные квалификационные требования к стажу устанавливаются законодательством субъектов РФ, с учетом положений Указа Президента РФ от 16.01.2017 № 16 в редакции от 12 октября 2017 года.