Является ли моторная лодка транспортным средством

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Пожалуйста является ли лодочный мотор транспортным средством?

Лодочный мотор – это не транспортное средство. Транспортным средством (в данной ситуации для лодок) будет являться – маломерное судно — которое согласно Правилам плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, имеет валовую вместимость менее 80 регистровых тонн, мощность стационарных двигателей не более 55 кВт(75 л. с.) (мощность подвесных двигателей не лимитируется), пассажировместимостью не более 12 человек . Регистровая тонна (англ. register ton) (брутто-регистровая тонна) — единица объёма, равная 100 кубическим футам, т. е. 2,83 м?. Регистровыми тоннами в судоходстве измеряют объём судна, и объём помещения, могущего быть занятым под полезный груз. Классификация маломерных судов. Определения Под термином "маломерное судно" понимаются суда, которые поднадзорны Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (ГИМС МЧС России). В соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации Положением о ГИМС МЧС к таким судам отнесены: самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а .также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью более 100 килограммов, байдарок – более 150 килограммов и надувных безмоторных судов – более 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах; прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных судов), используемые в целях мореплавания. При этом установлено, что осуществляя свои полномочия в отношении указанных судов ГИМС России не регистрирует и не осуществляет технического надзора за военными и спортивными судами, катера­ ми и лодками, являющимися табельным имуществом морских и речных судов, а также за принадлежащими гражданам гребными лодками грузоподъемностью менее 100 кг, байдарками -менее 150 кг и надувными судами – менее 225 кг. В Правилах пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах, утвержденных во исполнение Водного Кодекса Российской Федерации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, даны следующие понятия военных и спортивных судов: Под военными судами понимаются маломерные суда, принадлежащие войсковым частям.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Под спортивными судами понимаются маломерные суда, спроектированные и построенные по правилам национального или международного спортивного класса и используемые исключительно для участия в спортивных соревнованиях (гонках)". По общепринятым для морских и речных судов признакам маломерные суда в основном классифицируются: По назначению: прогулочные – суда, предназначенные для прогулок, отдыха, занятий любительским спортом, туризмом, иных оздоровительных и культурных целей (любительская рыбалка, охота, экскурсии, водные путешествия и т.д.); производственные (коммерческие) – суда, предназначенные для выполнения хозяйственных задач и функций (перевозка грузов и людей, промысел биоресурсов, водолазные работы и т.д.); специальные (служебные) – суда, предназначенные для осуществления и выполнения специфических задач и функций в области надзора, охраны жизни людей на воде и окружающей среды, гидрографических и исследовательских работ (патрульные, спасательные, природоохранные, гидрографические, исследовательские катера и лодки и т.д.). По характеру движения: водоизмещающие суда, вытесняющие корпусом определенный объем воды, не зависящий от скорости; глиссирующие – быстроходные суда, при движении которых на днище действует гидродинамическая подъемная сила, уменьшающая сопротивление воды и обеспечивающая скольжение (глиссирование) корпуса по водной поверхности; на подводных крыльях суда, имеющие под корпусом особые крылья, на которых при движении возникает гидродинамическая подъемная сила, полностью приподнимающая корпус над водой;
Читать еще:  Установка тахографа на грузовой автомобиль закон

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

на воздушной подушке – суда, оборудованные мощными вентиляторами, которые нагнетают воздух под днище и создают там повышенное давление, приподнимающее судно над водой. Для поступательного движения судна служат воздушные винты, обеспечивающие высокую скорость. По типу движителя моторные суда подразделяются на суда с гребным винтом, воздушным винтом, водометным движителем. По материалу корпуса суда бывают деревянные, из алюминиевых сплавов, пластмассовые, композитные и т.д. Имеется еще ряд признаков, по которым производится классификация судов, в т.ч. и маломерных. Органами ГИМС МЧС России при постановке поднадзорных судов на учет и по их техническому состоянию классификация осуществляется по двум признакам: по типу (в зависимости от двигательной установки) и по району плавания (бассейну), в котором разрешена эксплуатация данного судна. Типы маломерных судов: катер моторное судно, движение которого осуществляется при помощи установленного на нем стационарного двигателя; моторная лодка судно, движение которого осуществляется при помощи подвесного лодочного мотора;

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

парусное – судно, имеющее парусное вооружение, и движение которого осуществляется при помощи парусов; парусно-моторное парусное судно, оборудованное дополнительно механической установкой (стацио­ нарным двигателем или подвесным мотором); несамоходное – судно или иное водное средство, движение которого возможно только при помощи его буксировки; гидроцикл – бескорпусное водное транспортное средство с механической установкой; гребное судно (лодка) приводимое в движение гребными веслами, как правило, при помощи мускуль­ ной силы. Районы плавания : морской бассейны, в которых установлен морской режим плавания (судоходства); внутренние – бассейны, включенные в перечень судоходных внутренних водных путей; несудоходные внутренние водоемы, не включенные в перечень судоходных внутренних водных путей. Водный транспорт включает в себя множество плавсредств, отличающихся по конструкции и техническим характеристикам. Здесь есть и крупнотоннажные корабли, и элитные яхты, и спортивные суда, и маленькие надувные лодочки. Но невозможно разработать правила судоходства для каждого вида транспорта, поэтому в законодательстве используются обобщающие термины, и одно из наиболее известных понятий – маломерные суда. С этим правовым определением и будем сегодня разбираться: узнаем, какие суда относятся к маломерным в РФ, и чем, собственно, отличается эта категория транспорта. Итак, в статье приводятся определение и классификация маломерных судов, их сроки навигации и районы плавания, а также кратко разбираются основные правовые нюансы – регистрация и получение прав на лодку в ГИМС.

Какие суда считаются маломерными и кому они подчинены

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Испокон веков судном считалась любая инженерная конструкция, способная удерживаться на воде и перевозить пассажиров или грузы. Поэтому судами являются и банальный плот, и грузовая баржа, и огромный пассажирский лайнер. Но чтобы как-то разграничить эти виды транспорта, водные инспекции ввели в ход такое понятие, как маломерные суда. Разберемся, что же оно за собой скрывает. Итак, на 2019 год маломерное судно определение в РФ имеет такого вида:
Маломерным признается любое судно, у которого габаритная длина корпуса не превышает 20 метров, а показатель грузоподъемности и пространство кокпита позволяют размещать на борту не более 12 человек.
Таким образом, под указанные критерии попадает подавляющая часть водного транспорта, использующегося в частных целях. Например, лодки и катера для любительской рыбалки или охоты, суда для водного туризма и спорта, плавсредства, использующиеся для переправ и выполнения хозяйственных нужд. В общем, категория «маломерок» невероятно обширна, причем все эти судна законодательно находятся под надзором Государственной Инспекции Маломерных Судов (ГИМС). Служба была создана в 1984 году и за время деятельности подчинялась разным ведомствам СССР и России, пока в 2004 году окончательно не перешла в ведение МЧС РФ. На сегодняшний день к компетенции госинспекции по маломерным судам отнесены вопросы классификации плавсредств, соблюдения безопасности и правил судоходства; выдача судоводительских прав, ведение общего учета суден, а также надзор за их надлежащим техническим состоянием.
Читать еще:  С какого момента контракт считается заключенным
Вдобавок отметим, что многие пользователи задаются вопросом, является ли маломерное судно транспортным средством. Для ответа вновь обратимся к определению: «Транспорт – средство для перемещения пассажиров и/или грузов». Поскольку каждое плавсредство, собственно, для выполнения этих функций и предназначено, то любое маломерное судно является транспортным средством без малейших сомнений.

Маломерные суда в различных классификациях

Итак, что относится к маломерным судам в России в общих чертах мы узнали, теперь настал черед более детального разбора. Дело в том, что помимо самой категории ГИМС определило еще и типы маломерных судов, которые меняются в зависимости от классифицирующего признака. Предлагаем ознакомиться с основными классификациями.

По назначению

Само понятие маломерного судна подразумевает плавсредство для перевозки пассажиров или грузов. Но вот цель этих перевозок может быть различной, соответственно, все суда классифицируют на следующие виды:
  • Транспортные – применяются исключительно для пассажирских и грузовых перевозок. Не забывайте, что конкретно к маломерным судам в РФ относится лишь часть транспортных плавсредств, т.к. пассажировместимость ограничена числом в 12 человек.
  • Для производственной деятельности – в эту категорию включены плавсредства, помогающие выполнять хозяйственные или коммерческие задачи. Например, лесосплавные, промысловые, научно-экспедиционные суда и т.п.
  • Специального назначения – отличаются тем, что предназначены для выполнения узкого круга специфических задач. Как правило, сюда относят катера служб надзора за безопасностью нахождения людей на воде, а также патрули инспекций по защите окружающей среды.
  • Для индивидуальных прогулок и организации досуга – к данному типу относятся частные катера и лодки, используемые для проведения рыбалки, охоты, туризма, экскурсионных поездок, любительских состязаний и т.п.
Еще можно выделить категорию спортивных плавсредств, но среди маломерных судов они встречаются не так часто.

По конструкционным особенностям

В классификации маломерных судов, относящейся к нюансам конструкции плавсредств, сложно выделить единый критерий отбора. Да, определение, что такое маломерное судно, указывает на ограничение длины корпуса в 20 метров, но кроме этого параметра вариации строения плавательных средств ничем не ограничены.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Так, по материалам изготовления, можно разделить суда на металлические, деревянные, пластиковые, резиновые и выполненные из ПВХ тканей. Кроме того, отдельно выделяют плавсредства комбинированного типа: их конструкция включает элементы, изготовленные из разных материалов. Суда такого плана называют композитными. По строению корпуса и особенностям хода все, что в российском законодательстве относится к маломерным судам, делят на следующие категории: Кроме того, еще можно выделить классификацию по типу набора корпуса. В таком случае суда могут быть с поперечным и продольным набором, смешанного типа, а также вовсе безнаборные. И отдельного внимания заслуживает деление по форме обводов маломерного судна. По этому критерию плавсредства бывают с плоскодонными обводами, остроскулыми или круглоскулыми. Дополнительно выделяют смешанный тип (остроскулые+круглоскулые), а также остроскулые реданные (поперек днища есть уступ) или безреданные (днище плавное) судна. И, наконец, обводы еще могут быть катамаранного типа (с двумя килеватыми образованиями у днища) или тримаранного типа (соответственно, с тремя образованиями).

По типу движения

Ходовые качества – важнейшая характеристик суден, и примечательно, что по этому критерию тоже есть несколько классификаций. В первую очередь все плавсредства делятся на самоходные и несамоходные. Первые приводятся в движение за счет инструментов и установок, передающим им энергию. Ключевым моментом здесь является то, что суда в итоге способны двигаться относительно самостоятельно. Несамоходные же плавсредства перемещаются только с постоянной посторонней помощью, т.е. на буксире. К такому типу относятся пантоны, дебаркадеры и стоечные суда. Вторая классификация делит суда по способу передвижения на гребные, моторные и парусные. В данном случае отдельно выделяют весельные плавсредства, катера со стационарными двигателями, лодки с ПЛМ, парусники и суда смешанного типа, на которых есть возможность использовать как паруса, так и двигатель. Кстати, еще проводится и разделение суден по типу движителя. Здесь выделяют уже упомянутые весла и паруса, а также водометы и винты (гребные и воздушные). Соответственно, по данному критерию суда бывают весельные, парусные, водометные и винтовые. И напоследок стоит отметить еще одну классификацию, которая сочетает в себе конструкционные особенности и ходовые параметры. Согласно ей, все маломерные суда подразделяются на:
  1. Водоизмещающие– корпус плавсредства вытесняет определенный объем воды. За счет этого выталкивания судно и держится на плаву (действиеАрхимедовых сил).
  2. Глиссирующие – благодаря высокой скорости и особенностям конструкции, днище такого судна скользит по водной поверхности, легко перебарывая сопротивление воды.
  3. С подводными крыльями – расположенные под корпусом крылья вызывают высокую гидродинамическую силу, которая полностью приподнимает плавсредство над водой.
  4. На воздушной подушке – корпус оснащен вентиляторами повышенной мощности, сгоняющими воздух под днище судна, в результате чего там образуется повышенное давление, которое обеспечивает корпусу подъем над водой. Высокую скорость подобные суда развивают благодаря оснащению специальными воздушными винтами.
Читать еще:  Субъектами крупного предпринимательства являются

По акватории плавания

Есть также и классификация района плавания для маломерного судна. Сотрудники ГИМС чаще всего пользуются таким распределением:
  • Внутренние воды – несудоходные реки, озера и пруды, передвижения по которым не регулируются Правилами плавания.
  • Внутренние водные пути – бассейны пресных вод Российской Федерации, на которые распространяется действие государственных Правил судоходства по внутренним путям.
  • Внутренние морские воды и территориальное море – Ладожское и Онежское озера, а также прибрежные морские воды Российской Федерации, куда маломерным судам разрешен выход с удалением от берега не более чем на 12 миль.
  • Международные морские воды – бассейны мировых морей, в том числе разрешены судозаходы в российские морские акватории. При этом максимальное количество миль, на которое маломерным судам можно удалиться от берега, равно 20.
Отметим, что характерна для крайнего района плавания 4 категория сложности, т.е. к судну выдвигаются повышенные требования безопасности.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Кроме того, существует также отдельная морская классификация. По ней суда последовательно разделяются на:
  1. портовые,
  2. выходящие в район рейдового плавания,
  3. эксплуатируемые в акватории прибрежно-морского плавания,
  4. морские
  5. океанские.
Некоторым малым судам удаление от берега и вовсе разрешается лишь в пределах 10 миль и при условии волнении моря менее чем 4 балла. Также отдельного внимания стоят приграничные водные зоны, т.к. там могут действовать особые правила. Например, в некоторых регионах для выхода на воду требуется получение особого разрешения от местного погрануправления. Кроме того, следует четко различать проходящую по воде пограничную линию.

Период навигации маломерных судов

Понятие маломерного судна включает в себя и такой момент, как период навигации. Под этим словосочетанием скрывается официально разрешенный ГИМС диапазон дат для эксплуатации водного транспорта на местных реках, озерах, водохранилищах и т.п. Как правило, судоходный период начинается с приходом весны и длится до поздней осени, но конкретные даты всегда разные. Например, в одних регионах России сроки навигации маломерных судов в 2019 году стартовали с 1 марта, в других – с 1 апреля, а для третьих госинспекция официально разрешила выход на воду только с наступлением мая. Точно также и закрытие навигации где-то приходится на 1 октября, а где-то «сушат весла» только по окончанию этого месяца: что поделать, ведь правит бал матушка-природа. В любом случае, до установленной госинспекцией даты открытия судоходного сезона на воду лучше не выходить.

Когда нужно регистрировать маломерные суда

Часто спрашивают, в каких случаях нужно ставить «маломерки» на госучет и куда по этому поводу обращаться. Здесь все просто: так как понятие о том, что является маломерным судном, а вместе с ним и классификация судов определены ГИМС, то и вопросами регистрации плавсредств занимается это ведомство. Однако, обращаться к инспекторам за оформлением документов нужно отнюдь не каждому судовладельцу. Так, если судно при полной нагрузке весит менее 200 кг, а используемый двигатель по мощности равен или менее 10, 88 л.с. (для электромоторов порог до 8 квт включительно), то в постановке на учет оно не нуждается. Все остальные суда подлежат регистрации в ГИМС, а водитель, соответственно, должен обязательно сдать экзамен на право управления маломерным судном. Аттестация тоже проводится инспекторами ГИМС, но для успешной сдачи новичкам может потребоваться дополнительное обучение на курсах в специальном центре подготовки или в школе яхтинга.

Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:

8 800 350-81-94
Круглосуточно

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Является ли моторная лодка транспортным средством

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Пожалуйста является ли лодочный мотор транспортным средством?

Лодочный мотор – это не транспортное средство. Транспортным средством (в данной ситуации для лодок) будет являться – маломерное судно — которое согласно Правилам плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, имеет валовую вместимость менее 80 регистровых тонн, мощность стационарных двигателей не более 55 кВт(75 л. с.) (мощность подвесных двигателей не лимитируется), пассажировместимостью не более 12 человек . Регистровая тонна (англ. register ton) (брутто-регистровая тонна) — единица объёма, равная 100 кубическим футам, т. е. 2,83 м?. Регистровыми тоннами в судоходстве измеряют объём судна, и объём помещения, могущего быть занятым под полезный груз. Классификация маломерных судов. Определения Под термином "маломерное судно" понимаются суда, которые поднадзорны Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (ГИМС МЧС России). В соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации Положением о ГИМС МЧС к таким судам отнесены: самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а .также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью более 100 килограммов, байдарок – более 150 килограммов и надувных безмоторных судов – более 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах; прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных судов), используемые в целях мореплавания. При этом установлено, что осуществляя свои полномочия в отношении указанных судов ГИМС России не регистрирует и не осуществляет технического надзора за военными и спортивными судами, катера­ ми и лодками, являющимися табельным имуществом морских и речных судов, а также за принадлежащими гражданам гребными лодками грузоподъемностью менее 100 кг, байдарками -менее 150 кг и надувными судами – менее 225 кг. В Правилах пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах, утвержденных во исполнение Водного Кодекса Российской Федерации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, даны следующие понятия военных и спортивных судов: Под военными судами понимаются маломерные суда, принадлежащие войсковым частям.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Под спортивными судами понимаются маломерные суда, спроектированные и построенные по правилам национального или международного спортивного класса и используемые исключительно для участия в спортивных соревнованиях (гонках)". По общепринятым для морских и речных судов признакам маломерные суда в основном классифицируются: По назначению: прогулочные – суда, предназначенные для прогулок, отдыха, занятий любительским спортом, туризмом, иных оздоровительных и культурных целей (любительская рыбалка, охота, экскурсии, водные путешествия и т.д.); производственные (коммерческие) – суда, предназначенные для выполнения хозяйственных задач и функций (перевозка грузов и людей, промысел биоресурсов, водолазные работы и т.д.); специальные (служебные) – суда, предназначенные для осуществления и выполнения специфических задач и функций в области надзора, охраны жизни людей на воде и окружающей среды, гидрографических и исследовательских работ (патрульные, спасательные, природоохранные, гидрографические, исследовательские катера и лодки и т.д.). По характеру движения: водоизмещающие суда, вытесняющие корпусом определенный объем воды, не зависящий от скорости; глиссирующие – быстроходные суда, при движении которых на днище действует гидродинамическая подъемная сила, уменьшающая сопротивление воды и обеспечивающая скольжение (глиссирование) корпуса по водной поверхности; на подводных крыльях суда, имеющие под корпусом особые крылья, на которых при движении возникает гидродинамическая подъемная сила, полностью приподнимающая корпус над водой;
Читать еще:  Субъектами крупного предпринимательства являются

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

на воздушной подушке – суда, оборудованные мощными вентиляторами, которые нагнетают воздух под днище и создают там повышенное давление, приподнимающее судно над водой. Для поступательного движения судна служат воздушные винты, обеспечивающие высокую скорость. По типу движителя моторные суда подразделяются на суда с гребным винтом, воздушным винтом, водометным движителем. По материалу корпуса суда бывают деревянные, из алюминиевых сплавов, пластмассовые, композитные и т.д. Имеется еще ряд признаков, по которым производится классификация судов, в т.ч. и маломерных. Органами ГИМС МЧС России при постановке поднадзорных судов на учет и по их техническому состоянию классификация осуществляется по двум признакам: по типу (в зависимости от двигательной установки) и по району плавания (бассейну), в котором разрешена эксплуатация данного судна. Типы маломерных судов: катер моторное судно, движение которого осуществляется при помощи установленного на нем стационарного двигателя; моторная лодка судно, движение которого осуществляется при помощи подвесного лодочного мотора;

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

парусное – судно, имеющее парусное вооружение, и движение которого осуществляется при помощи парусов; парусно-моторное парусное судно, оборудованное дополнительно механической установкой (стацио­ нарным двигателем или подвесным мотором); несамоходное – судно или иное водное средство, движение которого возможно только при помощи его буксировки; гидроцикл – бескорпусное водное транспортное средство с механической установкой; гребное судно (лодка) приводимое в движение гребными веслами, как правило, при помощи мускуль­ ной силы. Районы плавания : морской бассейны, в которых установлен морской режим плавания (судоходства); внутренние – бассейны, включенные в перечень судоходных внутренних водных путей; несудоходные внутренние водоемы, не включенные в перечень судоходных внутренних водных путей. Водный транспорт включает в себя множество плавсредств, отличающихся по конструкции и техническим характеристикам. Здесь есть и крупнотоннажные корабли, и элитные яхты, и спортивные суда, и маленькие надувные лодочки. Но невозможно разработать правила судоходства для каждого вида транспорта, поэтому в законодательстве используются обобщающие термины, и одно из наиболее известных понятий – маломерные суда. С этим правовым определением и будем сегодня разбираться: узнаем, какие суда относятся к маломерным в РФ, и чем, собственно, отличается эта категория транспорта. Итак, в статье приводятся определение и классификация маломерных судов, их сроки навигации и районы плавания, а также кратко разбираются основные правовые нюансы – регистрация и получение прав на лодку в ГИМС.

Какие суда считаются маломерными и кому они подчинены

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Испокон веков судном считалась любая инженерная конструкция, способная удерживаться на воде и перевозить пассажиров или грузы. Поэтому судами являются и банальный плот, и грузовая баржа, и огромный пассажирский лайнер. Но чтобы как-то разграничить эти виды транспорта, водные инспекции ввели в ход такое понятие, как маломерные суда. Разберемся, что же оно за собой скрывает. Итак, на 2019 год маломерное судно определение в РФ имеет такого вида:
Маломерным признается любое судно, у которого габаритная длина корпуса не превышает 20 метров, а показатель грузоподъемности и пространство кокпита позволяют размещать на борту не более 12 человек.
Таким образом, под указанные критерии попадает подавляющая часть водного транспорта, использующегося в частных целях. Например, лодки и катера для любительской рыбалки или охоты, суда для водного туризма и спорта, плавсредства, использующиеся для переправ и выполнения хозяйственных нужд. В общем, категория «маломерок» невероятно обширна, причем все эти судна законодательно находятся под надзором Государственной Инспекции Маломерных Судов (ГИМС). Служба была создана в 1984 году и за время деятельности подчинялась разным ведомствам СССР и России, пока в 2004 году окончательно не перешла в ведение МЧС РФ. На сегодняшний день к компетенции госинспекции по маломерным судам отнесены вопросы классификации плавсредств, соблюдения безопасности и правил судоходства; выдача судоводительских прав, ведение общего учета суден, а также надзор за их надлежащим техническим состоянием.
Читать еще:  Система испытательных сроков для преступников это
Вдобавок отметим, что многие пользователи задаются вопросом, является ли маломерное судно транспортным средством. Для ответа вновь обратимся к определению: «Транспорт – средство для перемещения пассажиров и/или грузов». Поскольку каждое плавсредство, собственно, для выполнения этих функций и предназначено, то любое маломерное судно является транспортным средством без малейших сомнений.

Маломерные суда в различных классификациях

Итак, что относится к маломерным судам в России в общих чертах мы узнали, теперь настал черед более детального разбора. Дело в том, что помимо самой категории ГИМС определило еще и типы маломерных судов, которые меняются в зависимости от классифицирующего признака. Предлагаем ознакомиться с основными классификациями.

По назначению

Само понятие маломерного судна подразумевает плавсредство для перевозки пассажиров или грузов. Но вот цель этих перевозок может быть различной, соответственно, все суда классифицируют на следующие виды:
  • Транспортные – применяются исключительно для пассажирских и грузовых перевозок. Не забывайте, что конкретно к маломерным судам в РФ относится лишь часть транспортных плавсредств, т.к. пассажировместимость ограничена числом в 12 человек.
  • Для производственной деятельности – в эту категорию включены плавсредства, помогающие выполнять хозяйственные или коммерческие задачи. Например, лесосплавные, промысловые, научно-экспедиционные суда и т.п.
  • Специального назначения – отличаются тем, что предназначены для выполнения узкого круга специфических задач. Как правило, сюда относят катера служб надзора за безопасностью нахождения людей на воде, а также патрули инспекций по защите окружающей среды.
  • Для индивидуальных прогулок и организации досуга – к данному типу относятся частные катера и лодки, используемые для проведения рыбалки, охоты, туризма, экскурсионных поездок, любительских состязаний и т.п.
Еще можно выделить категорию спортивных плавсредств, но среди маломерных судов они встречаются не так часто.

По конструкционным особенностям

В классификации маломерных судов, относящейся к нюансам конструкции плавсредств, сложно выделить единый критерий отбора. Да, определение, что такое маломерное судно, указывает на ограничение длины корпуса в 20 метров, но кроме этого параметра вариации строения плавательных средств ничем не ограничены.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Так, по материалам изготовления, можно разделить суда на металлические, деревянные, пластиковые, резиновые и выполненные из ПВХ тканей. Кроме того, отдельно выделяют плавсредства комбинированного типа: их конструкция включает элементы, изготовленные из разных материалов. Суда такого плана называют композитными. По строению корпуса и особенностям хода все, что в российском законодательстве относится к маломерным судам, делят на следующие категории: Кроме того, еще можно выделить классификацию по типу набора корпуса. В таком случае суда могут быть с поперечным и продольным набором, смешанного типа, а также вовсе безнаборные. И отдельного внимания заслуживает деление по форме обводов маломерного судна. По этому критерию плавсредства бывают с плоскодонными обводами, остроскулыми или круглоскулыми. Дополнительно выделяют смешанный тип (остроскулые+круглоскулые), а также остроскулые реданные (поперек днища есть уступ) или безреданные (днище плавное) судна. И, наконец, обводы еще могут быть катамаранного типа (с двумя килеватыми образованиями у днища) или тримаранного типа (соответственно, с тремя образованиями).

По типу движения

Ходовые качества – важнейшая характеристик суден, и примечательно, что по этому критерию тоже есть несколько классификаций. В первую очередь все плавсредства делятся на самоходные и несамоходные. Первые приводятся в движение за счет инструментов и установок, передающим им энергию. Ключевым моментом здесь является то, что суда в итоге способны двигаться относительно самостоятельно. Несамоходные же плавсредства перемещаются только с постоянной посторонней помощью, т.е. на буксире. К такому типу относятся пантоны, дебаркадеры и стоечные суда. Вторая классификация делит суда по способу передвижения на гребные, моторные и парусные. В данном случае отдельно выделяют весельные плавсредства, катера со стационарными двигателями, лодки с ПЛМ, парусники и суда смешанного типа, на которых есть возможность использовать как паруса, так и двигатель. Кстати, еще проводится и разделение суден по типу движителя. Здесь выделяют уже упомянутые весла и паруса, а также водометы и винты (гребные и воздушные). Соответственно, по данному критерию суда бывают весельные, парусные, водометные и винтовые. И напоследок стоит отметить еще одну классификацию, которая сочетает в себе конструкционные особенности и ходовые параметры. Согласно ей, все маломерные суда подразделяются на:
  1. Водоизмещающие– корпус плавсредства вытесняет определенный объем воды. За счет этого выталкивания судно и держится на плаву (действиеАрхимедовых сил).
  2. Глиссирующие – благодаря высокой скорости и особенностям конструкции, днище такого судна скользит по водной поверхности, легко перебарывая сопротивление воды.
  3. С подводными крыльями – расположенные под корпусом крылья вызывают высокую гидродинамическую силу, которая полностью приподнимает плавсредство над водой.
  4. На воздушной подушке – корпус оснащен вентиляторами повышенной мощности, сгоняющими воздух под днище судна, в результате чего там образуется повышенное давление, которое обеспечивает корпусу подъем над водой. Высокую скорость подобные суда развивают благодаря оснащению специальными воздушными винтами.
Читать еще:  Процент риэлтора от сделки по продаже недвижимости

По акватории плавания

Есть также и классификация района плавания для маломерного судна. Сотрудники ГИМС чаще всего пользуются таким распределением:
  • Внутренние воды – несудоходные реки, озера и пруды, передвижения по которым не регулируются Правилами плавания.
  • Внутренние водные пути – бассейны пресных вод Российской Федерации, на которые распространяется действие государственных Правил судоходства по внутренним путям.
  • Внутренние морские воды и территориальное море – Ладожское и Онежское озера, а также прибрежные морские воды Российской Федерации, куда маломерным судам разрешен выход с удалением от берега не более чем на 12 миль.
  • Международные морские воды – бассейны мировых морей, в том числе разрешены судозаходы в российские морские акватории. При этом максимальное количество миль, на которое маломерным судам можно удалиться от берега, равно 20.
Отметим, что характерна для крайнего района плавания 4 категория сложности, т.е. к судну выдвигаются повышенные требования безопасности.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Кроме того, существует также отдельная морская классификация. По ней суда последовательно разделяются на:
  1. портовые,
  2. выходящие в район рейдового плавания,
  3. эксплуатируемые в акватории прибрежно-морского плавания,
  4. морские
  5. океанские.
Некоторым малым судам удаление от берега и вовсе разрешается лишь в пределах 10 миль и при условии волнении моря менее чем 4 балла. Также отдельного внимания стоят приграничные водные зоны, т.к. там могут действовать особые правила. Например, в некоторых регионах для выхода на воду требуется получение особого разрешения от местного погрануправления. Кроме того, следует четко различать проходящую по воде пограничную линию.

Период навигации маломерных судов

Понятие маломерного судна включает в себя и такой момент, как период навигации. Под этим словосочетанием скрывается официально разрешенный ГИМС диапазон дат для эксплуатации водного транспорта на местных реках, озерах, водохранилищах и т.п. Как правило, судоходный период начинается с приходом весны и длится до поздней осени, но конкретные даты всегда разные. Например, в одних регионах России сроки навигации маломерных судов в 2019 году стартовали с 1 марта, в других – с 1 апреля, а для третьих госинспекция официально разрешила выход на воду только с наступлением мая. Точно также и закрытие навигации где-то приходится на 1 октября, а где-то «сушат весла» только по окончанию этого месяца: что поделать, ведь правит бал матушка-природа. В любом случае, до установленной госинспекцией даты открытия судоходного сезона на воду лучше не выходить.

Когда нужно регистрировать маломерные суда

Часто спрашивают, в каких случаях нужно ставить «маломерки» на госучет и куда по этому поводу обращаться. Здесь все просто: так как понятие о том, что является маломерным судном, а вместе с ним и классификация судов определены ГИМС, то и вопросами регистрации плавсредств занимается это ведомство. Однако, обращаться к инспекторам за оформлением документов нужно отнюдь не каждому судовладельцу. Так, если судно при полной нагрузке весит менее 200 кг, а используемый двигатель по мощности равен или менее 10, 88 л.с. (для электромоторов порог до 8 квт включительно), то в постановке на учет оно не нуждается. Все остальные суда подлежат регистрации в ГИМС, а водитель, соответственно, должен обязательно сдать экзамен на право управления маломерным судном. Аттестация тоже проводится инспекторами ГИМС, но для успешной сдачи новичкам может потребоваться дополнительное обучение на курсах в специальном центре подготовки или в школе яхтинга.

Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:

8 800 350-81-94
Круглосуточно

Является ли моторная лодка транспортным средством: 1 комментарий

  1. berkey

    hello there and thank you for your information – I’ve certainly picked up anything new from right here. I did however expertise a few technical issues using this site, as I experienced to reload the website many times previous to I could get it to load properly. I had been wondering if your web host is OK? Not that I’m complaining, but sluggish loading instances times will very frequently affect your placement in google and can damage your quality score if ads and marketing with Adwords. Anyway I am adding this RSS to my e-mail and can look out for a lot more of your respective intriguing content. Ensure that you update this again very soon.|

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.