Экспертное заключение на проектную документацию

Экспертное заключение на проектную документацию (согласование проекта)

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Экспертное заключение на проект размещения источников ионизирующего излучения (генерирующих) выдает Орган Инспекции, аккредитованном в соответствии с законодательством РФ, как результат санитарно-эпидемиологической экспертизы раздела «Технологические решения» на соответствие/несоответствие санитарным правилам и нормативам. Рассмотрение заявления и выдача результатов регламентируется Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок». При заключении договора на подготовку проектных решений по размещению рентгеновских установок, нередко Заказчик просит представить Экспертное заключение о соответствии проектных материалов санитарным правилам и нормативам. Как правило, на основании данного документа осуществляется приёмка работ. Отдельно стоить сказать о понятии санитарно-эпидемиологическом заключении на проектную документацию (СЭЗ на проект). В соответствии с Письмом Роспотребнадзора от «03» августа 2010 г. № 01/11410-10-32 «О выполнении решений протокола от 06.07.2010 № 1/14/1 Минздравсоцразвития России» сказано, «…что в соответствии с ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Градостроительным кодексом, санитарными правилами и Соглашением таможенного союза по санитарным мерам в настоящее время оформление СЭЗ на продукцию, содержащую источники ионизирующего излучения, в том числе медицинские, не требуется. СЭЗ на проект кабинета для использования источников ионизирующего излучения, лучевого отделения, а также СЭЗ на размещение оборудования не требуется. Вопросы о соблюдении требований санитарного законодательства в этом случае решаются (при необходимости) на стадии экспертного сопровождения, государственной экспертизы в соответствии с Градостроительным кодексом». Таким образом, на разработанную документацию допускается подача заявления в Орган Инспекции для получения Экспертного заключения на проектную документацию. Стекгрупп проводит работы по проектированию объектов с размещением источников ионизирующего излучения, в т.ч. с рентгеновскими отделениями и радиационно-защитными боксами, а также дальнейшее получение Экспертного заключения на выпущенную проектную документацию. Положительное заключение экспертизы проектной документации — важнейший документ, сопровождающий процедуру официального оформления строительства на первоначальном этапе. Рассмотрим всесторонне вопросы, касающиеся этой темы.

Что такое государственная экспертиза проектной документации?

Строительство — это сложный и затратный процесс, требующий тщательных расчетов (как технического плана, так и материального). Именно поэтому любое строительство начинается не с закладки фундамента, а с разработки проекта. Проектная документация — это комплект текстовых документов, схем и картографических материалов, необходимых для определения архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических характеристик планируемого объекта строительства. Однако просто разработать проектную документацию недостаточно. Необходимо, чтобы сформированная проектная работа получила оценку специалистов. Для этого проектная документация сдается на экспертизу.

Экспертиза проектной документации (может быть проведена как государственной организацией, так и негосударственной) — это установленная законодательством совокупность исследований, проводимых в отношении разработанного проекта для определения его соответствия действующим законодательным и техническим нормам и требованиям. В ходе экспертизы могут быть выявлены:

  • существенные нарушения норм действующего законодательства;
  • нарушения, способные стать причиной потери прочности и разрушения конструкции;
  • нарушения, потенциально опасные возможными аварийными ситуациями.
  • Кроме того, необходимым и предваряющим фактическое начало строительства запланированного объекта этапом является подготовка и получение:
  • проектной документации;
  • положительного заключения экспертизы;
  • разрешения на строительство.
Таким образом, цель экспертизы состоит не только в выявлении допущенных при проектировании ошибок и несоответствий, но и в получении благоприятного заключения, необходимого для получения разрешения на строительство.

Что является результатом экспертизы проектной документации (и государственной, и негосударственной)?

По итогам проведения экспертного анализа проектной документации выдается заключение, в котором содержится один из выводов:
  1. Документация соответствует существующим требованиям, нормам и регламентам (такой вывод говорит о положительном заключении экспертизы проектной документации).
  2. Документация не соответствует необходимым требованиям и нормам (такое заключение будет отрицательным).
Вопросы, касающиеся проведения экспертизы проектной документации, в том числе порядка оформления заключения по результатам исследований, достаточно подробно отражены в законодательстве. К нормативным актам, регулирующим эту область строительства, можно отнести:
  • Градостроительный кодекс РФ;
  • Постановление Правительства «Об утверждении положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации…» от 31 марта 2012 года № 272;
  • Постановление Правительства «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации…» от 5 марта 2007 года № 145;
  • Приказ Минстроя России «Об утверждении требований к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации…» от 9 декабря 2015 года № 887/пр.
Читать еще:  От чего зависит юридическая сила правового акта

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

В связи с этим особенное внимание уделяется правилам оформления заключения: по форме и содержанию оно должно соответствовать установленным законодательством правилам.

Форма и содержание заключения экспертизы

Заключение представляет собой документ в бумажном или электронном виде. При этом как для положительного, так и для отрицательного итога экспертной работы предусмотрена одна и та же форма. Различаются эти заключения лишь текстом на титульном листе, где название включает оба результата: «Положительное (отрицательное) заключение экспертизы» (невостребованный вариант зачеркивается). Заключение экспертизы состоит из таких разделов:
  1. Общие положения.
  2. Основания для разработки проектной документации.
  3. Описание рассмотренных материалов.
  4. Выводы.
Выводы — это то, ради чего и проводится экспертиза. Именно в них указывается, соответствует проектная документация установленным нормам и требованиям или нет. При этом каждое резюме о несоответствии должно быть аргументировано ссылками на нормативные документы. В заключении не допускается помарок, приписок, любых других исправлений или повреждений текста, не дающих однозначно понять результат экспертной работы. Заключение в бумажном виде должно состоять из прошитых между собой пронумерованных листов и быть заверенным печатью организации, проводившей экспертизу. В электронном виде документ формируется в формате PDF. Заключение подписывается экспертами с указанием:
  • фамилии, имени, отчества;
  • должности;
  • направления деятельности по квалификационному аттестату;
  • раздела проектной документации, по которому готовил заключение эксперт.
Утверждает документ руководитель экспертной организации. Если заключение подготовлено в электронном виде, то оно утверждается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя. Титульный лист заключения оформляется в соответствии с образцом — приложением к приказу № 887/пр.

Как повысить шансы на получение положительного заключения?

Для того чтобы в итоге стать обладателем положительного заключения экспертизы проектной документации, нужно прежде всего подойти со всей серьезностью к разработке этой самой документации. Градостроительный кодекс определяет, что готовить проектную документацию может либо сам застройщик, либо привлеченный им на основании договора исполнитель. При этом п. 4 ст. 48 кодекса устанавливает, что виды работ при разработке проектной документации, влияющие на безопасность объектов капстроительства, должны осуществляться только ИП или юрлицами, допущенными к таким работам (подтверждается это специальным свидетельством). Если застройщик не уверен в компетенции своих специалистов, подготовку проектной документации лучше доверить профессионалам, оказывающим подобные услуги. Следующий шаг к получению положительного экспертного заключения — это выбор учреждения, которое будет проводить экспертизу. Законодательство, за исключением небольшого количества случаев, когда допускается только госэкспертиза, оставляет за заказчиком право выбора экспертного учреждения и вида экспертизы. Если выбор падет на негосударственное учреждение, оказывающее услуги по проведению экспертных работ, необходимо проверить наличие аккредитации у организации на проведение экспертизы. Аккредитация подтверждается соответствующим свидетельством, выданным Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитацией), а также наличием данных учреждения-эксперта в Реестре аккредитованных организаций. Сведения из реестра можно получить на сайте Росаккредитации по адресу: http://fsa.gov.ru/.

Что делать, если результат экспертизы отрицательный?

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Если полученный результат экспертизы, несмотря на все старания, приложенные к подготовке проектной документации, оказался отрицательным, для исправления ситуации есть несколько вариантов:
  1. С помощью юристов составить исковое заявление и обратиться в суд, пытаясь оспорить результаты экспертизы. При этом нужно понимать, что данный вариант содержит 2 негативных момента:
    • длительность и затратность судебного разбирательства;
    • отсутствие гарантий получения решения суда в пользу истца-застройщика.
    • Обратиться к специалистам и доработать проектную документацию в соответствии с замечаниями экспертов. Единственный отрицательный момент этого варианта — дополнительные расходы на услуги профессионалов по доработке проектной документации.
    • Обжаловать заключение экспертов в Министерстве регионального развития в порядке, утвержденном приказом Минрегиона России от 23 марта 2012 года № 126. Согласно этому документу, подать жалобу на результат экспертных исследований проекта можно в течение 3 лет с момента утверждения заключения. В ответ на жалобу в министерстве организуют экспертную комиссию из 5 специалистов, которая в течение 30 дней (или 60 в случае продления срока рассмотрения) должна принять одно из решений:
      • о подтверждении экспертного заключения;
      • неподтверждении экспертного заключения.
      Решение экспертной комиссии является обязательным для экспертной организации, выдавшей спорное заключение. Как видите, для получения положительного экспертного заключения по проектным документам необходимо не только провести серьезную и ответственную подготовительную работу, но и просчитать порядок дальнейших действий по защите своих прав и интересов (на случай, если итогом работы экспертной организации станет отрицательное заключение).
      Читать еще:  Указ президента о размере компенсационных выплат

      Обзор подготовлен на основании статьи Ярош М. «Хотите экспертизу обжаловать? В суд добро пожаловать!». Автор, Марина Ярош, заместитель директора, ГАУ «Госэкспертиза Тверской области», г. Тверь. Статья опубликована в журнале «ЭЖ-Юрист», 2015, N 47. Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий подлежат экспертизе. Кто, кроме застройщика или технического заказчика, может оспорить заключение государственной экспертизы? Можно ли оспорить положительное заключение государственной экспертизы? А заключение негосударственной экспертизы? Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе (ч. 1 ст. 49 ГрК РФ). Есть ли исключения? Да, это случаи, предусмотренные в ч. ч. 2, 3 и 3.1 ст. 49 ГрК РФ. Экспертизу проектное документации могут проводить как государственные, так и частные организации. Экспертное заключение может быть:

      • Положительным – соответствие проектной документации нормативным требованиям;
      • Отрицательным – несоответствие проектной документации нормативным требованиям.
      Если заключение эксперта отрицательное, то технический заказчик или застройщик могут оспорить его в суде. Они вправе повторно направить проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий на экспертизу после внесения необходимых изменений (ч. 10 ст. 49 ГрК РФ).

      Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

      Может ли оспорить отрицательное заключение экспертизы проектировщик? Судебная практика по этому вопросу неоднозначная. Одна из позиций: проектировщик не вправе оспорить отрицательное экспертное заключение. Это подтверждают выводы судов: Постановлении ФАС ЗСО от 03.04.2008 N Ф04-2257/2008(3186-А45-31) по делу N А45-5475/07-9/131; ФАС ПО в Постановлении от 23.01.2014 по делу N А65-16943/2013 (Определением ВАС РФ от 06.06.2014 N ВАС-6780/14 отказано в передаче дела N А65-16943/2013 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного Постановления); Постановление АС ЗСО от 09.04.2015 N Ф04-17601/2015 по делу N А46-10499/2013). Существует и другая позиция в материалах судебно-арбитражной практики. Например, ФАС УО и ФАС СКО считают, что содержащаяся в ч. 10 ст. 49 ГрК РФ норма не ограничивает круг лиц, которые могут оспаривать заключения государственной экспертизы (положительное или отрицательное), если такое заключение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (Постановления ФАС УО от 10.04.2013 по делу N А60-28496/2012, ФАС СКО от 30.04.2013 по делу N А53-20851/2011). Арбитражный суд СКО также делает вывод, что содержащаяся в ч. 10 ст. 49 ГрК РФ норма констатирует статус заключения государственной экспертизы как ненормативного правового акта и не устанавливает ограничений для оспаривания заключения государственной экспертизы (положительного или отрицательного) иными лицами в случае, если такое заключение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При таких обстоятельствах требования общества, предъявленные к учреждению, осуществляющему в том числе и функции по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, подлежат рассмотрению по правилам главы 24 АПК РФ (Постановление Арбитражного суда СКО от 24.09.2015 N Ф08-6866/2015 по делу N А32-32013/2014). Можно ли оспорить положительное заключение экспертизы? Судебная практика приравнивает заключение государственной экспертизы (вне зависимости от результата) к ненормативному акту госоргана (Постановление ФАС УО от 01.06.2012 N Ф09-2986/12 по делу N А50-24384/2011. Определением ВАС РФ от 23.08.2012 N ВАС-10571/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного Постановления). Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, суд может признать недействительным (ст.13 ГК РФ), если он не соответствуют закону или иным правовым актам и нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица. Что понимается под нормативным правовым актом? Изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа или должностного лица. Данный акт устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Что означает понятие – ненормативный правовой акт? Это акт публичной власти, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц (ненормативный правовой акт еще называют индивидуальным правовым актом или индивидуальным правовым предписанием).
      Читать еще:  Средняя продолжительность рабочего дня в россии

      Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

      Позиция ВС РФ относительно вопросов оспаривания заключения экспертизы: обжалование положительного заключения экспертизы государственного органа возможно в порядке главы 25 ГПК РФ, если такое заключение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя (Определение ВС РФ от 04.02.2015 N 11-КГ14-13). С 15 сентября 2015 года эта глава утратила силу, и оспаривание происходит в соответствии с главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ). Таким образом, лицо вправе обжаловать положительное заключение экспертизы как ненормативный правовой акт государственного органа, если оно считает, что его права нарушены положительным заключением экспертизы проекта на строительство, выданным уполномоченным государственным органом. О негосударственной экспертизе проектной документации Негосударственную экспертизу проводят юридические лица (коммерческие организации), аккредитованные на право проведения негосударственной экспертизы соответствующего вида (ч. 1 ст. 50 ГрК РФ). Заключение негосударственной экспертизы не может иметь статус ненормативного акта государственного органа. Логичным является вопрос – «Как можно обжаловать это заключение»? Автор статьи приводит следующую логику рассуждений:
      • Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее – органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ (ч. 1 ст. 197, ч. 1 ст. 198), с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ;
      • Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц. В случае, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ «гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями».
      Таким образом, действующее процессуальное законодательство предоставляет заинтересованным лицам право оспорить решения (действия, бездействие) как органов, осуществляющих публичные полномочия, так и организаций, наделенных в установленном порядке отдельными государственными (иными публичными) полномочиями. К таким лицам можно отнести и коммерческие организации, аккредитованные на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

      Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

      В соответствии с ч. 5 ст. 49 ГрК РФ предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. Проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации. Исключение: случаи, когда проектная документация не подлежит экспертизе (ч. 15 ст. 48 ГрК РФ). Для получения разрешения на строительство необходимо предоставить: заключение экспертизы проектной документации; копию свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации (в случае если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации). Непредставление указанных документов является одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство (ч. ч. 7, 13 ст. 51 ГрК РФ). Таким образом, юридические лица, аккредитованные на право проведения негосударственной экспертизы соответствующего вида, являются частью единого механизма контроля при осуществлении градостроительной деятельности. Следовательно, они могут быть отнесены к числу субъектов, решения (действия) которых подлежат обжалованию в административном порядке по правилам главы 24 АПК РФ и главы 22 КАС РФ как организаций, наделенных в установленном порядке отдельными публичными полномочиями. Гражданский кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий к главам 1, 2, 3 / Б.М. Гонгало, А.В. Коновалов, П.В. Крашенинников и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2013.

      Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:

      8 800 350-81-94
      Круглосуточно

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован.

      Экспертное заключение на проектную документацию

      Экспертное заключение на проектную документацию (согласование проекта)

      Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

      Экспертное заключение на проект размещения источников ионизирующего излучения (генерирующих) выдает Орган Инспекции, аккредитованном в соответствии с законодательством РФ, как результат санитарно-эпидемиологической экспертизы раздела «Технологические решения» на соответствие/несоответствие санитарным правилам и нормативам. Рассмотрение заявления и выдача результатов регламентируется Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок». При заключении договора на подготовку проектных решений по размещению рентгеновских установок, нередко Заказчик просит представить Экспертное заключение о соответствии проектных материалов санитарным правилам и нормативам. Как правило, на основании данного документа осуществляется приёмка работ. Отдельно стоить сказать о понятии санитарно-эпидемиологическом заключении на проектную документацию (СЭЗ на проект). В соответствии с Письмом Роспотребнадзора от «03» августа 2010 г. № 01/11410-10-32 «О выполнении решений протокола от 06.07.2010 № 1/14/1 Минздравсоцразвития России» сказано, «…что в соответствии с ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Градостроительным кодексом, санитарными правилами и Соглашением таможенного союза по санитарным мерам в настоящее время оформление СЭЗ на продукцию, содержащую источники ионизирующего излучения, в том числе медицинские, не требуется. СЭЗ на проект кабинета для использования источников ионизирующего излучения, лучевого отделения, а также СЭЗ на размещение оборудования не требуется. Вопросы о соблюдении требований санитарного законодательства в этом случае решаются (при необходимости) на стадии экспертного сопровождения, государственной экспертизы в соответствии с Градостроительным кодексом». Таким образом, на разработанную документацию допускается подача заявления в Орган Инспекции для получения Экспертного заключения на проектную документацию. Стекгрупп проводит работы по проектированию объектов с размещением источников ионизирующего излучения, в т.ч. с рентгеновскими отделениями и радиационно-защитными боксами, а также дальнейшее получение Экспертного заключения на выпущенную проектную документацию. Положительное заключение экспертизы проектной документации — важнейший документ, сопровождающий процедуру официального оформления строительства на первоначальном этапе. Рассмотрим всесторонне вопросы, касающиеся этой темы.

      Что такое государственная экспертиза проектной документации?

      Строительство — это сложный и затратный процесс, требующий тщательных расчетов (как технического плана, так и материального). Именно поэтому любое строительство начинается не с закладки фундамента, а с разработки проекта. Проектная документация — это комплект текстовых документов, схем и картографических материалов, необходимых для определения архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических характеристик планируемого объекта строительства. Однако просто разработать проектную документацию недостаточно. Необходимо, чтобы сформированная проектная работа получила оценку специалистов. Для этого проектная документация сдается на экспертизу.

      Экспертиза проектной документации (может быть проведена как государственной организацией, так и негосударственной) — это установленная законодательством совокупность исследований, проводимых в отношении разработанного проекта для определения его соответствия действующим законодательным и техническим нормам и требованиям. В ходе экспертизы могут быть выявлены:

      • существенные нарушения норм действующего законодательства;
      • нарушения, способные стать причиной потери прочности и разрушения конструкции;
      • нарушения, потенциально опасные возможными аварийными ситуациями.
      • Кроме того, необходимым и предваряющим фактическое начало строительства запланированного объекта этапом является подготовка и получение:
      • проектной документации;
      • положительного заключения экспертизы;
      • разрешения на строительство.
      Таким образом, цель экспертизы состоит не только в выявлении допущенных при проектировании ошибок и несоответствий, но и в получении благоприятного заключения, необходимого для получения разрешения на строительство.

      Что является результатом экспертизы проектной документации (и государственной, и негосударственной)?

      По итогам проведения экспертного анализа проектной документации выдается заключение, в котором содержится один из выводов:
      1. Документация соответствует существующим требованиям, нормам и регламентам (такой вывод говорит о положительном заключении экспертизы проектной документации).
      2. Документация не соответствует необходимым требованиям и нормам (такое заключение будет отрицательным).
      Вопросы, касающиеся проведения экспертизы проектной документации, в том числе порядка оформления заключения по результатам исследований, достаточно подробно отражены в законодательстве. К нормативным актам, регулирующим эту область строительства, можно отнести:
      • Градостроительный кодекс РФ;
      • Постановление Правительства «Об утверждении положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации…» от 31 марта 2012 года № 272;
      • Постановление Правительства «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации…» от 5 марта 2007 года № 145;
      • Приказ Минстроя России «Об утверждении требований к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации…» от 9 декабря 2015 года № 887/пр.
      Читать еще:  Письмо роспотребнадзора об обмене сотовых телефонов

      Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

      В связи с этим особенное внимание уделяется правилам оформления заключения: по форме и содержанию оно должно соответствовать установленным законодательством правилам.

      Форма и содержание заключения экспертизы

      Заключение представляет собой документ в бумажном или электронном виде. При этом как для положительного, так и для отрицательного итога экспертной работы предусмотрена одна и та же форма. Различаются эти заключения лишь текстом на титульном листе, где название включает оба результата: «Положительное (отрицательное) заключение экспертизы» (невостребованный вариант зачеркивается). Заключение экспертизы состоит из таких разделов:
      1. Общие положения.
      2. Основания для разработки проектной документации.
      3. Описание рассмотренных материалов.
      4. Выводы.
      Выводы — это то, ради чего и проводится экспертиза. Именно в них указывается, соответствует проектная документация установленным нормам и требованиям или нет. При этом каждое резюме о несоответствии должно быть аргументировано ссылками на нормативные документы. В заключении не допускается помарок, приписок, любых других исправлений или повреждений текста, не дающих однозначно понять результат экспертной работы. Заключение в бумажном виде должно состоять из прошитых между собой пронумерованных листов и быть заверенным печатью организации, проводившей экспертизу. В электронном виде документ формируется в формате PDF. Заключение подписывается экспертами с указанием:
      • фамилии, имени, отчества;
      • должности;
      • направления деятельности по квалификационному аттестату;
      • раздела проектной документации, по которому готовил заключение эксперт.
      Утверждает документ руководитель экспертной организации. Если заключение подготовлено в электронном виде, то оно утверждается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя. Титульный лист заключения оформляется в соответствии с образцом — приложением к приказу № 887/пр.

      Как повысить шансы на получение положительного заключения?

      Для того чтобы в итоге стать обладателем положительного заключения экспертизы проектной документации, нужно прежде всего подойти со всей серьезностью к разработке этой самой документации. Градостроительный кодекс определяет, что готовить проектную документацию может либо сам застройщик, либо привлеченный им на основании договора исполнитель. При этом п. 4 ст. 48 кодекса устанавливает, что виды работ при разработке проектной документации, влияющие на безопасность объектов капстроительства, должны осуществляться только ИП или юрлицами, допущенными к таким работам (подтверждается это специальным свидетельством). Если застройщик не уверен в компетенции своих специалистов, подготовку проектной документации лучше доверить профессионалам, оказывающим подобные услуги. Следующий шаг к получению положительного экспертного заключения — это выбор учреждения, которое будет проводить экспертизу. Законодательство, за исключением небольшого количества случаев, когда допускается только госэкспертиза, оставляет за заказчиком право выбора экспертного учреждения и вида экспертизы. Если выбор падет на негосударственное учреждение, оказывающее услуги по проведению экспертных работ, необходимо проверить наличие аккредитации у организации на проведение экспертизы. Аккредитация подтверждается соответствующим свидетельством, выданным Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитацией), а также наличием данных учреждения-эксперта в Реестре аккредитованных организаций. Сведения из реестра можно получить на сайте Росаккредитации по адресу: http://fsa.gov.ru/.

      Что делать, если результат экспертизы отрицательный?

      Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

      Если полученный результат экспертизы, несмотря на все старания, приложенные к подготовке проектной документации, оказался отрицательным, для исправления ситуации есть несколько вариантов:
      1. С помощью юристов составить исковое заявление и обратиться в суд, пытаясь оспорить результаты экспертизы. При этом нужно понимать, что данный вариант содержит 2 негативных момента:
        • длительность и затратность судебного разбирательства;
        • отсутствие гарантий получения решения суда в пользу истца-застройщика.
        • Обратиться к специалистам и доработать проектную документацию в соответствии с замечаниями экспертов. Единственный отрицательный момент этого варианта — дополнительные расходы на услуги профессионалов по доработке проектной документации.
        • Обжаловать заключение экспертов в Министерстве регионального развития в порядке, утвержденном приказом Минрегиона России от 23 марта 2012 года № 126. Согласно этому документу, подать жалобу на результат экспертных исследований проекта можно в течение 3 лет с момента утверждения заключения. В ответ на жалобу в министерстве организуют экспертную комиссию из 5 специалистов, которая в течение 30 дней (или 60 в случае продления срока рассмотрения) должна принять одно из решений:
          • о подтверждении экспертного заключения;
          • неподтверждении экспертного заключения.
          Решение экспертной комиссии является обязательным для экспертной организации, выдавшей спорное заключение. Как видите, для получения положительного экспертного заключения по проектным документам необходимо не только провести серьезную и ответственную подготовительную работу, но и просчитать порядок дальнейших действий по защите своих прав и интересов (на случай, если итогом работы экспертной организации станет отрицательное заключение).
          Читать еще:  Указ президента о размере компенсационных выплат

          Обзор подготовлен на основании статьи Ярош М. «Хотите экспертизу обжаловать? В суд добро пожаловать!». Автор, Марина Ярош, заместитель директора, ГАУ «Госэкспертиза Тверской области», г. Тверь. Статья опубликована в журнале «ЭЖ-Юрист», 2015, N 47. Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий подлежат экспертизе. Кто, кроме застройщика или технического заказчика, может оспорить заключение государственной экспертизы? Можно ли оспорить положительное заключение государственной экспертизы? А заключение негосударственной экспертизы? Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе (ч. 1 ст. 49 ГрК РФ). Есть ли исключения? Да, это случаи, предусмотренные в ч. ч. 2, 3 и 3.1 ст. 49 ГрК РФ. Экспертизу проектное документации могут проводить как государственные, так и частные организации. Экспертное заключение может быть:

          • Положительным – соответствие проектной документации нормативным требованиям;
          • Отрицательным – несоответствие проектной документации нормативным требованиям.
          Если заключение эксперта отрицательное, то технический заказчик или застройщик могут оспорить его в суде. Они вправе повторно направить проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий на экспертизу после внесения необходимых изменений (ч. 10 ст. 49 ГрК РФ).

          Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

          Может ли оспорить отрицательное заключение экспертизы проектировщик? Судебная практика по этому вопросу неоднозначная. Одна из позиций: проектировщик не вправе оспорить отрицательное экспертное заключение. Это подтверждают выводы судов: Постановлении ФАС ЗСО от 03.04.2008 N Ф04-2257/2008(3186-А45-31) по делу N А45-5475/07-9/131; ФАС ПО в Постановлении от 23.01.2014 по делу N А65-16943/2013 (Определением ВАС РФ от 06.06.2014 N ВАС-6780/14 отказано в передаче дела N А65-16943/2013 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного Постановления); Постановление АС ЗСО от 09.04.2015 N Ф04-17601/2015 по делу N А46-10499/2013). Существует и другая позиция в материалах судебно-арбитражной практики. Например, ФАС УО и ФАС СКО считают, что содержащаяся в ч. 10 ст. 49 ГрК РФ норма не ограничивает круг лиц, которые могут оспаривать заключения государственной экспертизы (положительное или отрицательное), если такое заключение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (Постановления ФАС УО от 10.04.2013 по делу N А60-28496/2012, ФАС СКО от 30.04.2013 по делу N А53-20851/2011). Арбитражный суд СКО также делает вывод, что содержащаяся в ч. 10 ст. 49 ГрК РФ норма констатирует статус заключения государственной экспертизы как ненормативного правового акта и не устанавливает ограничений для оспаривания заключения государственной экспертизы (положительного или отрицательного) иными лицами в случае, если такое заключение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При таких обстоятельствах требования общества, предъявленные к учреждению, осуществляющему в том числе и функции по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, подлежат рассмотрению по правилам главы 24 АПК РФ (Постановление Арбитражного суда СКО от 24.09.2015 N Ф08-6866/2015 по делу N А32-32013/2014). Можно ли оспорить положительное заключение экспертизы? Судебная практика приравнивает заключение государственной экспертизы (вне зависимости от результата) к ненормативному акту госоргана (Постановление ФАС УО от 01.06.2012 N Ф09-2986/12 по делу N А50-24384/2011. Определением ВАС РФ от 23.08.2012 N ВАС-10571/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного Постановления). Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, суд может признать недействительным (ст.13 ГК РФ), если он не соответствуют закону или иным правовым актам и нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица. Что понимается под нормативным правовым актом? Изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа или должностного лица. Данный акт устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Что означает понятие – ненормативный правовой акт? Это акт публичной власти, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц (ненормативный правовой акт еще называют индивидуальным правовым актом или индивидуальным правовым предписанием).

          Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

          Читать еще:  Согаз правила страхования имущества физических лиц
          Позиция ВС РФ относительно вопросов оспаривания заключения экспертизы: обжалование положительного заключения экспертизы государственного органа возможно в порядке главы 25 ГПК РФ, если такое заключение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя (Определение ВС РФ от 04.02.2015 N 11-КГ14-13). С 15 сентября 2015 года эта глава утратила силу, и оспаривание происходит в соответствии с главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ). Таким образом, лицо вправе обжаловать положительное заключение экспертизы как ненормативный правовой акт государственного органа, если оно считает, что его права нарушены положительным заключением экспертизы проекта на строительство, выданным уполномоченным государственным органом. О негосударственной экспертизе проектной документации Негосударственную экспертизу проводят юридические лица (коммерческие организации), аккредитованные на право проведения негосударственной экспертизы соответствующего вида (ч. 1 ст. 50 ГрК РФ). Заключение негосударственной экспертизы не может иметь статус ненормативного акта государственного органа. Логичным является вопрос – «Как можно обжаловать это заключение»? Автор статьи приводит следующую логику рассуждений:
          • Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее – органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ (ч. 1 ст. 197, ч. 1 ст. 198), с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ;
          • Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц. В случае, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ «гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями».
          Таким образом, действующее процессуальное законодательство предоставляет заинтересованным лицам право оспорить решения (действия, бездействие) как органов, осуществляющих публичные полномочия, так и организаций, наделенных в установленном порядке отдельными государственными (иными публичными) полномочиями. К таким лицам можно отнести и коммерческие организации, аккредитованные на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

          Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

          В соответствии с ч. 5 ст. 49 ГрК РФ предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. Проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации. Исключение: случаи, когда проектная документация не подлежит экспертизе (ч. 15 ст. 48 ГрК РФ). Для получения разрешения на строительство необходимо предоставить: заключение экспертизы проектной документации; копию свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации (в случае если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации). Непредставление указанных документов является одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство (ч. ч. 7, 13 ст. 51 ГрК РФ). Таким образом, юридические лица, аккредитованные на право проведения негосударственной экспертизы соответствующего вида, являются частью единого механизма контроля при осуществлении градостроительной деятельности. Следовательно, они могут быть отнесены к числу субъектов, решения (действия) которых подлежат обжалованию в административном порядке по правилам главы 24 АПК РФ и главы 22 КАС РФ как организаций, наделенных в установленном порядке отдельными публичными полномочиями. Гражданский кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий к главам 1, 2, 3 / Б.М. Гонгало, А.В. Коновалов, П.В. Крашенинников и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2013.

          Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:

          8 800 350-81-94
          Круглосуточно

          Экспертное заключение на проектную документацию: 1 комментарий

          Добавить комментарий

          Ваш e-mail не будет опубликован.