Обучение детей с зпр в общеобразовательной школе

Содержание

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Главное в статье
  1. Ученики с ЗПР быстро устают на занятиях и медленно работают. Трудности школьников.
  2. Учеников обучают по двум вариантам программ. Таблица 1, чтобы выбрать вариант программы.
  3. Учитель использует на уроках прием дозированной помощи ученикам. Еще 10 приемов.
  4. Педагоги выявляют уровень жизненных компетенций. Поможет таблица 2.

Что отличает учеников с ЗПР от сверстников без ограничений по возможностям здоровья

Категория учеников с ЗПР неоднородна. Диапазон различий внутри нарушений колеблется от близкого к нормативному уровню развития до состояния, которое необходимо отграничить от умственной отсталости. Мы обобщили отличительные признаки развития учеников с ЗПР.

Познавательная деятельность

Мыслительная деятельность поверхностна, инертна, замедленна. Ученики отстают в развитии словесно-логических форм мышления, но наглядно-образное мышление приближено к возрастной норме. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями: анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование. Школьники медленно переключаются с одного задания на другое. Для ученика с ЗПР необходим более длительный период, чтобы принять и переработать зрительные и слуховые образы. Обучающиеся с ЗПР недостаточно любознательны, не проявляют стойкого интереса к заданиям, они малоактивны, безынициативны, не стремятся улучшить свой результат, осмыслить работу, понять причины ошибок. Непосредственный интерес к заданию быстро угасает, особенно когда возникают трудности в работе. Любые затруднения не стремятся преодолеть. Ученики обладают слабой памятью. Если они запомнили материал, то помнят его мало и неточно воспроизводят. Им трудно ориентироваться во времени и пространстве.

Эмоции и воля

Учащиеся отличаются эмоционально-волевой незрелостью. Отсутствует живость и яркость эмоций, характерны слабая воля и слабая заинтересованность в оценке своей деятельности.

ДОКУМЕНТ

Варианты программ определяет ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утвержденный приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1598 Ученику сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Слабая регуляция деятельности: не могут планировать, следовать намеченному плану, проводить самоконтроль. Младшие школьники с ЗПР резко и негативно реагируют на трудности в решении учебной задачи и на отрицательную оценку выполненного задания. Возможны эмоциональные срывы, ученик отказывается выполнять задание, демонстрирует безразличие.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Речевое развитие связано с мышлением, поэтому у школьников с ЗПР системное недоразвитие речи. Нарушены звукопроизношение, фонематические процессы, лексика и грамматика. Словарный запас и запас общих сведений об окружающем мире ограниченный, беднее, чем у сверстников. Ученик с трудом учится читать, часто смешивает буквы, сходные по начертанию, ему трудно самостоятельно написать текст.

К СВЕДЕНИЮ

В каких условиях обучения нуждаются школьники с ЗПР

Особенности развития учеников с ЗПР затрудняют образовательную деятельность, поэтому таким ученикам необходима специальная поддержка всего педагогического коллектива. Содержание и условия образовательной деятельности определяют потребности учеников с ЗПР. Педагоги школы:
– организуют особую пространственную и временную среду;
– выстраивают комплексное сопровождение образовательной деятельности;
– обеспечивают коррекционно-развивающую направленность, специальные приемы, методы и средства обучения;
– учитывают индивидуальный темп обучения и продвижения ученика в образовательном пространстве;
– формируют социальные или жизненные компетенции;
– стимулируют познавательную активность;
– помогают осмыслить и расширить контекст знаний и компетенций;
– актуализируют знания, умения и одобряемые обществом нормы поведения;
– реализуют потребность в развитии социального взаимодействия, отработки коммуникации;
– учат переносить знания и умения в новые ситуации.

По какому варианту образовательной программы обучать школьников с ЗПР

ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) для школьников с ЗПР включает два варианта адаптированных основных образовательных программ (АООП): вариант 7.1 и 7.2. Вариант АООП соотносится с характером и структурой нарушения психического развития учеников с ЗПР. Специалисты психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) разграничивают характер и структуру нарушения психического развития учеников с ЗПР и рекомендуют вариант образовательной программы. Проектируют индивидуальные образовательные траектории в рамках варианта образовательной программы специалисты психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) школы. В таблице 1 вы увидите характеристики обучающихся с ЗПР при обучении по варианту 7.1 и 7.2. АООП начального общего образования определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне начального общего образования. АООП начального общего образования для обучающихся с ЗПР школа разрабатывает самостоятельно по ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и на основе примерной АООП. Таблица 1. Характеристики обучающихся с ОВЗ при обучении по варианту АООП 7.1 и 7.2
Характеристики обучающихся Вариант 7.1 Вариант 7.2
Способность к обучению Неустойчивая или незначительна снижена Ниже возрастной нормы
Познавательное развитие Приближено к показателям возрастной нормы Выраженные дефициты развития познавательных процессов
Готовность к началу школьного обучения Достаточная готовность по большинству показателей психологической и педагогической готовности к обучению Низкая готовность
Регулятивная сфера Слабость регулятивных функций Отставание развития регулятивных функций
Адаптированность поведения Адаптированное поведение Трудности аффективной и поведенческой регуляции

Вариант образовательной программы 7.1

Обучение по варианту программы 7.1 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, которое полностью соответствует по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию школьников без ограничений по возможностям здоровья. Сроки обучения одинаковы для всех 1-4-х классов. Администрация школы обеспечивает комплексное сопровождение образовательной деятельности, коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия специалистов. Обязательной будет систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося с ЗПР.

Вариант образовательной программы 7.2

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Обучение по варианту 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, которое сопоставимо по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся без ограничений по возможностям здоровья. Вариант 7.2 предусматривает пролонгированные сроки обучения с 1-го по 5-й класс – пять лет. Увеличить срок обучения можно, если ввести первый дополнительный класс.

СПРАВКА

Педагог учитывает, что дефициты в учебных достижениях – нехватка знаний, умений, компетенций учащихся, их кругозора, мотивов учиться, повышать качество образования и стремления повысить учебные достижения Школа обеспечивает комплексное психолого-педагогическое сопровождение, а в коррекционно-развивающую область учебного плана администрация школы включает обязательные коррекционные курсы. Содержание коррекционных курсов школа определяет по ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ. Коррекционные курсы формируют у школьника с ЗПР навыки жизненной компетенции. Коррекционно-развивающая область включает:
  • коррекционный курс «Ритмика»;
  • коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия: логопедические и психокоррекционные».

Что учитывать в учебном плане

АООП начального общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов. Учебный план содержит предметные области в зависимости от варианта АООП начального общего образования. В учебный план обязательно входит «Коррекционно-развивающая область», которую школа реализует через содержание коррекционных курсов. На коррекционно-развивающую область в учебном плане отводится не менее 5 часов из 10 часов в неделю для реализаций направлений внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, социальное, общекультурное. Она может включать индивидуальные и групповые занятия по профилактике и преодолению школьной неуспешности у детей с ЗПР, которые проводит учитель.
Читать еще:  Самый выгодный банк для рефинансирования ипотеки
Цели занятий – восполнить образовательные дефициты учеников; помочь им сформировать приемы учебных действий; отработать индивидуальные приемы формирования учебных навыков; автоматизировать учебные навыки. Педагоги проводят коррекцию индивидуальных особенностей психофизического развития школьников на учебном материале: развивают мелкую моторику, внимание, память, пространственно-временную ориентировку, речь.

Когда разрабатывать индивидуальный учебный план

В некоторых случаях школа разрабатывает индивидуальный учебный план (ИУП) для ученика с ЗПР.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

ПРИМЕР 1. Школа обучает ученика с ЗПР по варианту 7.1. ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ определяет, что неспособность ученика с ЗПР полноценно освоить отдельный предмет не должна служить препятствием для выбора или продолжения осваивать образовательную программу. Причина в том, что у обучающихся с ОВЗ может быть специфичное расстройство школьных навыков – дислексия, дисграфия, дискалькулия, нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороны двигательной сферы, которые препятствуют освоению образовательной программы в полном объеме. Если трудности у школьника возникают по одному предмету, то это не должно являться основанием переводить его на вариант 7.2. Такому обучающемуся школа разрабатывает ИУП с индивидуальными сроками освоения учебной программы по предмету с персональным уровнем образовательного результата. Также педагогический коллектив разрабатывает рабочую программу по предмету, которая будет учитывать и восполнять недостаточный образовательный результат, или администрация школы предусматривает дополнительные часы внеурочной деятельности для курса коррекционно-развивающей области. ИУП школа создает на основе учебного плана и фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающегося, название и структуру предметных областей. В ИУП администрация школы распределяет учебное время, отводимое на освоение учебных предметов. Чтобы обеспечить индивидуализацию содержания в ИУП, возможно запланировать учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных предметов; запланируйте занятия, которые обеспечат различные интересы обучающихся с ОВЗ. Увеличьте в ИУП количество учебных часов на изучение отдельных предметов; запланируйте курсы коррекционно-развивающей области и включите учебные курсы внеурочной деятельности.

Что такое компонент жизненной компетенции
в содержании образования

ВАЖНО

Учитывайте, что педагоги формируют жизненные компетенции у обучающихся с ЗПР на всех без исключения предметах в урочной и внеурочной деятельности Принципиально новым в содержании образования учеников с ЗПР стало соотношение академического компонента и компонента жизненной компетенции во ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ. Академический компонент выражается в освоении обучающимися содержания предметной и коррекционно-развивающей области. Он характеризует достижения в усвоении знаний и умений, овладении универсальными учебными действиями. Компонент жизненной компетенции предполагает, что обучающийся осваивает компетенции, которые необходимы для решения практико-ориентированных задач и обеспечивают становление социальных отношений обучающихся в различных средах. Необходимый уровень сформированности навыков жизненной компетенции фиксируется в личностных результатах освоения АООП начального общего образования. У обучающегося с ЗПР развиты навыки жизненной компетенции, если он:
  • имеет представления о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • владеет социально-бытовыми умениями для повседневной жизни и навыками коммуникации;
  • осмысливает картину мира, свое социальное окружение, ценности и социальные роли, адекватные возрасту.
Требования к результатам формирования сферы жизненной компетенции включаются в планируемые результаты Программы коррекционной работы и рабочие программы по каждой предметной области и коррекционного курса.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

ПРИМЕР 2. Когда реализуете Программу коррекционной работы в рамках компетенции «Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении», то планируемыми результатами будут компетенции, которые проявляются в умениях школьника с ЗПР:
– отличать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для ее разрешения, от ситуаций, в которых решение можно найти самому;
– сформулировать запрос о специальной помощи и обратиться к учителю;
– использовать помощь взрослого, чтобы разрешить затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;
– написать при необходимости СМС-сообщение, правильно выбрать адресат (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему. В рамках этой же компетенции в планируемый результат по предмету «Русский язык» в первом дополнительном классе включите навыки школьника:
– организовать себя на рабочем месте, например правильно сидеть при письме, удерживать ручку, располагать тетрадь;
– задать вопрос учителю, когда не усвоил материал урока или его фрагмент;
– распределить время, чтобы выполнить задание в обозначенный учителем отрезок времени;
– словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.

Как определить, что ученик владеет жизненными компетенциями

Учителям поможет метод экспертной оценки – процедура оценки результатов на основе мнений группы специалистов. Проведите экспертную оценку на заседаниях ПМПк. Результаты анализа представьте в виде уровневой оценки по каждому из параметров по шкале: от первого уровня (максимального) до четвертого (минимального). Каждый уровень имеет качественное описание, которое характеризует действия ученика и сформированность навыка. Качественно-количественная уровневая оценка позволяет всесторонне проанализировать развитие школьника с ЗПР и определить не только дефициты, но и выявить ресурсы – сильные стороны, на которые можно опираться в коррекционной работе. Результаты оценки личностных достижений фиксируйте в индивидуальном профиле обучающегося в таблице 2. Индивидуальный профиль позволяет представить полную картину динамики целостного развития школьника и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям. Таблица 2. Индивидуальный профиль обучающегося с ЗПР

Какие коррекционные приемы помогут обучать школьников с ЗПР

Особенность образовательной деятельности учеников с ЗПР – коррекционные приемы. Перечислим основные приемы: учитель реализует коррекционную направленность предмета; поэтапно формирует учебное действие, умение, навык; выбирает доступную информацию с опорой на жизненный опыт. Также педагог формирует произвольную регуляцию учеников, помогает развивать самоконтроль и саморегуляцию деятельности. На уроках для школьников с ЗПР учитель организует систематическое повторение, разрабатывает доступные инструкции, организует дозированную помощь. Педагог дифференцирует обучение и соблюдает временной режим.

Что включить в коррекционный курс

СПРАВКА

Дискалькулия – неспособность изучать арифметику. В основе дискалькулии лежит неспособность оценивать количество объектов с первого взгляда – без пересчета Одно из основных требований ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ – обеспечить систему комплексного сопровождения образовательной деятельности учеников с ЗПР. О системе комплексного сопровождения вы можете прочитать в Программе коррекционной работы в примерных образовательных программах на fgosreestr.ru. Такую систему обеспечивают коррекционно-развивающие занятия, консультирования, контроль динамики развития ученика специалистами и деятельность ПМПк школы.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Организованное комплексное сопровождение помогает преодолеть или ослабить проблемы в познавательном, эмоциональном и речевом развитии школьника с ЗПР, позволяет реализовать индивидуальную траекторию обучения и развития обучающихся с учетом актуальных и потенциальных познавательных возможностей. Сопровождение обеспечит индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве обучающихся с ЗПР. Специалисты сопровождения – это педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог (олигофренопедагог). Каждый специалист реализует свой курс коррекционно-развивающей области по направлениям, которые рекомендует ПМПК. На схеме «Коррекционный курс» вы можете увидеть модули для коррекционного курса. Специалисты проводят занятия внеурочной деятельности в индивидуальных, подгрупповых, групповых, фронтальных формах. В соответствии с количеством часов, отводимых на коррекционно-развивающую область (не менее пяти), специалист планирует режим и форму посещения занятий, которые фиксирует в индивидуальном коррекционно-образовательном пространстве. Пример вы увидите в таблице 3. Схема «Коррекционный курс» для учеников с ЗПР

Таблица 3. Индивидуальное коррекционно-образовательное пространство

Процент дошкольников и школьников, страдающих задержкой психического развития (ЗПР), растет с каждым годом. Однако данная патология не должна быть причиной отказа от воспитания ребенка и получения им образования. Современная педиатрия, психология и педагогика позволяют малышам и подросткам получить необходимые навыки, адаптироваться к социальной среде окружающему миру, максимально развить свои способности.

Особенности обучения пациентов с ЗПР

Диагноз ЗПР ставится детям в возрасте до 12-13 лет. Задержкой психического развития считают замедление скорости формирования различных психических функций (восприятие, мышление, способность запоминать, обрабатывать информацию).
Важно! По достижении подросткового возраста базовые показатели приходят в соответствие с общепринятыми нормами, при условии, что воспитание и образование детей с задержкой психического развития соответствует определенным нормам. Если же заторможенность психических реакций сохраняется в старшем возрасте, говорят об умственной отсталости, инфантилизме.
Задержка психического развития детей дошкольного возраста также определяет работу с ними. Обучение навыкам, соответствующим возрасту, у таких ребят нужно начинать достаточно рано, что стимулирует формирование психофизических реакций и готовит дошколят к учебному процессу. Педагог должен учитывать особенности такого малыша и приготовиться к тому, что даже простые задания вызывают у него затруднения и выполнение их требует длительного времени.
Читать еще:  При клевете распространяются следующие сведения

В возрасте 3-6 лет возможно диагностировать ЗПР, но в дальнейшем необходимо уточнение диагноза и дифференцирование этого отклонения от других патологических состояний.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Требования к педагогическому процессу:
  • обучение соответствует уровню конкретного школьника;
  • индивидуальный подход и обучение в малых группах;
  • многозадачность процесса обучения;
  • вовлеченность и участие близких родственников;
  • регулярный контроль динамики состояния.
Нужно учитывать, что существуют различные группы детей с задержкой психического развития. В зависимости от причин, которые вызвали данное отклонение, различают:
  • церебрально-органическую патологию;
  • соматогенную задержку;
  • психогенную задержку;
  • конституциональную патологию.

Тип патологии определяет работу педагога с каждой группой:

Тип патологии
Церебрально-органический Соматогенный Психогенный Конституциональный Коррекционное обучение детей с задержкой психического развития Задача воспитания и образования ребят с ЗПР сводится к нормализации психических реакций и содействию в адаптации к миру, межличностных отношениях, освоении знаний в соответствии с возрастом.

Организация образовательного процесса

Согласно нормативно-правовым актам федеральной законодательной базы РФ в целях улучшения обучающего процесса созданы специализированные заведения. Это школы для детей с задержкой психического развития, интернаты и классы коррекции на базе общеобразовательных школ. Эти специализированные заведения относят к коррекционным учреждениям VII типа. Они дают начальное и основное общее образование (1, 2 ступень). Набор учащихся в специализированные классы ведут строго по вынесению диагноза медицинской комиссией и с разрешения родителей. В подготовительный коррекционный класс берут детей с 6 лет, в первый класс – с 7 лет. Если ученик с семи лет начал обучение в обычной школе, то его принимают во второй класс специального заведения, в случае начала обучения с шести лет – в первый класс. Максимальное количество школьников в одной группе — не больше 12 человек. Это объясняется необходимостью личностного подхода к образованию детей с ЗПР. Обучение на базе обычных школ в специальных классах происходит с использованием тех же учебников, что и у других детей. Материал, изложенный в них, сокращают и упрощают для повышения качества восприятия. Продолжительность концентрации на теме занятий у детей с задержкой психического развития обычно не больше 20 минут – это максимальный отрезок времени, в течение которого они способны усваивать новую информацию, затем наступает утомляемость. Для качественного восприятия педагогу в процессе урока рекомендовано использовать наглядные примеры, аналогии, дидактические материалы, важно заинтересовать учащихся. Необходимо обращать отдельное внимание на каждого ученика, выясняя трудности, которые он испытывает, концентрируясь на теме занятия, помогать ему справиться с возникшей проблемой.

В чем заключается специализированное обучение

Особенностью коррекционно-развивающего обучения является его многопрофильность и многозадачность. Помимо общеобразовательной программы, врачи и педагоги проводят индивидуальные занятия, цель которых — выявить причины отставания в развитии, провести коррекцию и отследить динамику процесса.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Личная работа с каждым школьником помогает в понимании материала и повышает качество обучения. В процессе повторения и обобщения пройденной на уроке темы, родителям и педагогам нужно помнить, что ученики с особенностями не в состоянии освоить всю тему полностью. Результативнее разбивать материал на отдельные подтемы и проверять, насколько полно и качественно усвоен материал. Обязательно хвалить, поощрять ученика, проявлять терпение и заинтересованность. Такая помощь детям с задержкой психического развития повышает их самооценку, усиливает веру в собственные возможности. Особенностью работы с подобными учениками служат специальные методы, основанные на неоднократном повторении и тренировке памяти, мышления. Коррекционные упражнения проводят на совместно-индивидуальных уроках, с учетом категории детей с задержкой психического развития.

В зависимости от нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы, интеллекта или межличностного восприятия педагоги занимаются тренировкой интеллекта, внимания, речи, корректируют имеющиеся нарушения. Количество часов, выделенных на проведение индивидуально-групповых занятий, не превышает 3 часа в неделю для начальной группы, 1 час для старшей группы. Не рекомендуется приглашать на такой урок более трех человек одновременно, ученики должны иметь похожие недостатки и пробелы в плане образования. В процессе основных и вспомогательных уроков отмечают поведение детей с задержкой психического развития. Некоторым ученикам свойственно преобладание процессов торможения – они отличаются замедленной реакцией на происходящее, пассивностью. Другие наоборот — излишней возбудимостью, неусидчивостью, невозможностью сосредоточиться на определенном действии. Все это учитывают во время обучения. Образовательный процесс организуют в соответствии с особенностями психологии детей с задержкой психического развития. Необходимо комплексное воздействие на психоэмоциональное и физическое состояние, а также ликвидация недостатков в знаниях школьника.

Коррекционное образование при диагнозе ЗПР имеет несколько направлений:

  • диагностическое;
  • консультативное;
  • лечебно-профилактическое;
  • развивающее;
  • корректирующее;
  • социально-трудовое.
Важно! Во время обучения рекомендован регулярный контроль динамики психофизического состояния ученика, проверка качества обучения и готовности к общешкольной программе. По каждому ученику проводится отдельный педсовет, не реже одного раза в четвертной период, где решается вопрос о продолжении обучения в коррекционном заведении.
Педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития основывается на оценке уровня полученных знаний, формировании соответствующих возрасту психологических реакций, нормализации психоэмоционального состояния ученика. В случае успешной коррекции отставания дети прекращают обучение в специализированном классе и переходят на программу общеобразовательной школы в обычном классе со сверстниками.

Видео

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Доклад Особенности обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) в общеобразовательной школе

Скачать:

Вложение Размер
zpr.docx 24.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хохорская средняя общеобразовательная школа» Особенности обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) в общеобразовательной школе Выполнила: Гомбоева И.Б. учитель начальных классов МБОУ «Хохорская СОШ»

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Особенности обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) в общеобразовательной школе Понятие «задержка психического развития» утверждает наличие отставания в развитии психической деятельности ребенка. Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и одновременно в значительном количестве случаев временный характер отставания, которое с возрастом тем успешнее преодолевается, чем раньше дети с данной патологией попадают в адекватные для них условия воспитания и обучения. Задержка психического развития – временное отставание развития психики в целом или отдельных ее функций.
Читать еще:  Остановка в зоне действия этого знака разрешена
В этиологии задержки психического развития играют роль: конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, патология беременности и родов, частые болезни в первые годы жизни, неблагоприятные условия воспитания. Клара Самойловна Лебединская классифицирует задержки психического развития, основываясь на причинах её возникновения: а) ЗПР конституционального происхождения: при ней эмоционально – волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста; б) ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, которые препятствуют правильному формированию личности ребенка; в) ЗПР соматогенного происхождения обусловлена длительной соматической недостаточностью: хроническими инфекциями, аллергическими состояниями; г) ЗПР церебрально-органического происхождения (обладает стойкостью и выраженностью нарушений в эмоционально–волевой сфере и в познавательной деятельности). Психическое развитие этой категории детей отличается неравномерностью нарушений различных психических функций; при этом логическое мышление может быть сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

В отличие от олигофрении, у детей с задержкой отсутствует инертность психических процессов, они способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне. Этим они качественно отличаются от детей с умственной отсталостью. Для детей с ЗПР характерна низкая познавательная активность. Особенностью психического развития детей с задержанным развитием является недостаточность у них процессов восприятия, внимания, мышления, памяти. Особенности внимания детей с задержкой психического развития проявляются в его неустойчивости, повышенной отвлекаемости, неустойчивой концентрации на объекте. Наличие посторонних раздражителей вызывает значительное замедление выполняемой детьми деятельности и увеличивает количество ошибок. Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности этих детей. У них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; к началу школьного обучения, как правило, не сформированы основные мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение. Выявлено снижение познавательной активности. Изучение процессов памяти у данной категории детей показывает недостаточную продуктивность произвольной памяти, её малый объем, неточность и трудность воспроизведения. Этими факторами объясняются характерные нарушения поведения у данной категории детей. Дети с гармоническим психофизическим инфантилизмом доброжелательны, эмоциональны и приветливы, но у них долго доминируют игровые интересы, наблюдается непосредственность в рассуждениях, наивность. Дети с дисгармоничным психофизическим инфантилизмом эмоционально неустойчивы, склонны к конфликтам, драчливости, агрессивности. Общие подходы в работе с детьми с ЗПР: – предотвращение наступления утомляемости, – активизация познавательной деятельности, – обогащение знаниями об окружающем мире,

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

– особое внимание – коррекции всех видов деятельности, – проявление педагогического такта. Специфика обучения детей с ЗПР математике. Обучение действий с числами детей данной категории строится на конкретном материале. Этим детям долгое время разрешается при решении примеров пользоваться счетным материалом (лучше всего счетами), линейкой. Но одновременно постепенно, но настойчиво, учим с детьми таблицу сложения и вычитания (умножения) в пр. 10, 100. Для того, чтобы вычислительные навыки стали для учащихся более понятными используются различные опорные сигналы: дуги, лучи, рамки и др. Особенно полезны такие опоры при изучении действий с числами в пределах 100, когда отрабатываются приемы устных вычислений. Для лучшего усвоения того или иного способа вычисления ребенку предлагается карточка с развернутым образцом способа вычисления: 86:2= (80+6):2= 80:2 + 6:2= 40+3=43 Затем этот развернутый образец заменяется сокращенным 86:2=(80+6):2=43 И, наконец, задание выполняется без образца, самостоятельно. Эффективным приемом для нормализации учебной деятельности учащихся с ЗПР является алгоритмизация. С помощью этого приема достигается подчинение детей какому-либо предписанию. Это различные памятки-инструкции, в которых записана последовательность действий при решении уравнений, задач, трудных случаев умножения и деления. Памятки учат детей правильно рассуждать и контролировать себя во время выполнения самостоятельных работ. Стойкие затруднения у учащихся с ЗПР вызывает решение составных арифметических задач. Здесь требуется умение выстраивать цепочку рассуждений, чтобы ответить на главный вопрос задачи. Учитель должен особое внимание уделить этапу пропедевтики. Продумывая методику изучения составной арифметической задачи, педагог вычленяет в ней наиболее трудное звено и проводит упражнения, которые подготавливают учащихся к восприятию. В это же время необходимо уточнить понимание терминов, необходимых для решения задачи (цена, количество, скорость, время, расстояние и др.). Нужно постараться ввести каждого ученика в задачу как действующее лицо. Пусть ребенок представит себе как он едет в поезде, собирает урожай и т.д. Приучаем детей читать задачу дважды для лучшего понимания смысла.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Все слова задачи должны быть понятны ученикам. Особенно это касается тех слов, которые помогают уяснить зависимости величин: поровну, в каждом, одновременно и др. Для пояснения ситуации следует использовать наглядные действия или чертеж. При решении задачи оказывается помощь через готовую краткую запись, на которой объясняется способ решения. Ребенок записывает только решение задачи, что экономит его время и дает возможность вместе со всем классом в одно и то же время закончить запись решения задачи. В дальнейшем коррекционная помощь сворачивается. Ребенок сам составляет краткую запись, ориентируясь на выделенные учителем для него ключевые слова в тексте задачи. При решении составной арифметической задачи возможна индивидуальная запись учителем для данного ребенка промежуточных вопросов, помогающих ему подобрать нужное действие и самому закончить решение задачи. Возможно составление алгоритма разбора задачи, по которому ученик сможет решить задачу. Дифференцированные задания с учетом особенностей каждого ребенка помогут им преодолеть недостатки своего развития, восполнить пробелы в знаниях, заложат основу для дальнейшего изучения курса математики. Обучение детей с ЗПР чтению. При заучивании букв используется рисование, штриховка, конструирование букв из проволоки, элементов и др. Учить слиянию слогов лучше на слоговых таблицах с одинаковыми согласными (БА – ВА – ГА – ДА – ЖА – ЗА – КА – ЛА; БО – ВО – ГО – ДО – ЗО; БИ – ВИ – ГИ – ДИ – ЖИ – ЗИ – КИ и т.д.). Такие таблицы позволяют ребенку избежать трудностей при переключении внимания с одного типа слогов на другой. Затем учим чтению двусложных, трехсложных слов с этими прямыми слогами. Подбираем предложения с такими словами У УЖА УЖАТА. Я БУЖУ МАМУ. Я ЕДУ. ЧАПА ДАЛА ЛАПУ. Читаем односложные слова (РАК – МАК – ТАК – БАК; СОК – СОР – СОМ). Слова со стечением согласных: ТОЛ – СТОЛ, РАК – РАМКА, КРЫША – КРЫШКА. Предложения с этими словами: РАМКА СТОИТ НА СТОЛЕ. Для того, чтобы научить детей устанавливать причинно-следственные связи нужно помнить, что учащиеся с ЗПР лучше воспринимают и понимают смысл текста, прочитанный им взрослым, чем при самостоятельном чтении. Поэтому на первых порах необходимо первично читать текст учителю. При составлении пересказа по плану дети с ЗПР лучше понимают план, составленный из вопросительных предложений. Затем постепенно переводим их на план, составленный из повествовательных предложений. Обучение детей с ЗПР русскому языку. Изучение грамматических правил должно происходить на опорных таблицах с выделением ключевых слов правила:

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

слова – предмет – кто? что? – это существительное слова – одинаковый корень – это родственные слова Такой опорой можно пользоваться при выполнении грамматических заданий, при рассказывании правила. Существует особая методика изучения словарных слов с учащимися, имеющими трудности в развитии письменной речи. Словарное слово при запоминании обязательно прописывается не только в Именительном падеже, но и с предлогами, а также все родственные словарному слову слова: Работа, на работе, после работы, работать. Командир, командиры, к командиру, за командиром, команда, команды, командовать. Именно по такой схеме учим с детьми словарные слова в классе и задаем задание на дом. Особое внимание уделяем работе над ошибками, заполняя таблицу Слово (предложение), в котором допущена ошибка “>

Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:

8 800 350-81-94
Круглосуточно

Обучение детей с зпр в общеобразовательной школе: 6 комментариев

  1. junk car buyer

    I’m amazed, I have to admit. Rarely do I encounter a blog that’s equally educative and engaging, and without a doubt, you’ve hit the nail on the head. The issue is something too few folks are speaking intelligently about. I’m very happy I found this in my hunt for something concerning this.|

  2. theragun review

    Hello! This is kind of off topic but I need some help from an established blog. Is it very hard to set up your own blog? I’m not very techincal but I can figure things out pretty quick. I’m thinking about setting up my own but I’m not sure where to start. Do you have any points or suggestions? Thanks|

  3. we just did 46 hat official

    With havin so much content and articles do you ever run into any issues of plagorism or copyright infringement? My site has a lot of exclusive content I’ve either written myself or outsourced but it looks like a lot of it is popping it up all over the internet without my agreement. Do you know any techniques to help protect against content from being ripped off? I’d really appreciate it.|

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Обучение детей с зпр в общеобразовательной школе

Содержание

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Главное в статье
  1. Ученики с ЗПР быстро устают на занятиях и медленно работают. Трудности школьников.
  2. Учеников обучают по двум вариантам программ. Таблица 1, чтобы выбрать вариант программы.
  3. Учитель использует на уроках прием дозированной помощи ученикам. Еще 10 приемов.
  4. Педагоги выявляют уровень жизненных компетенций. Поможет таблица 2.

Что отличает учеников с ЗПР от сверстников без ограничений по возможностям здоровья

Категория учеников с ЗПР неоднородна. Диапазон различий внутри нарушений колеблется от близкого к нормативному уровню развития до состояния, которое необходимо отграничить от умственной отсталости. Мы обобщили отличительные признаки развития учеников с ЗПР.

Познавательная деятельность

Мыслительная деятельность поверхностна, инертна, замедленна. Ученики отстают в развитии словесно-логических форм мышления, но наглядно-образное мышление приближено к возрастной норме. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями: анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование. Школьники медленно переключаются с одного задания на другое. Для ученика с ЗПР необходим более длительный период, чтобы принять и переработать зрительные и слуховые образы. Обучающиеся с ЗПР недостаточно любознательны, не проявляют стойкого интереса к заданиям, они малоактивны, безынициативны, не стремятся улучшить свой результат, осмыслить работу, понять причины ошибок. Непосредственный интерес к заданию быстро угасает, особенно когда возникают трудности в работе. Любые затруднения не стремятся преодолеть. Ученики обладают слабой памятью. Если они запомнили материал, то помнят его мало и неточно воспроизводят. Им трудно ориентироваться во времени и пространстве.

Эмоции и воля

Учащиеся отличаются эмоционально-волевой незрелостью. Отсутствует живость и яркость эмоций, характерны слабая воля и слабая заинтересованность в оценке своей деятельности.

ДОКУМЕНТ

Варианты программ определяет ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утвержденный приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1598 Ученику сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Слабая регуляция деятельности: не могут планировать, следовать намеченному плану, проводить самоконтроль. Младшие школьники с ЗПР резко и негативно реагируют на трудности в решении учебной задачи и на отрицательную оценку выполненного задания. Возможны эмоциональные срывы, ученик отказывается выполнять задание, демонстрирует безразличие.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Речевое развитие связано с мышлением, поэтому у школьников с ЗПР системное недоразвитие речи. Нарушены звукопроизношение, фонематические процессы, лексика и грамматика. Словарный запас и запас общих сведений об окружающем мире ограниченный, беднее, чем у сверстников. Ученик с трудом учится читать, часто смешивает буквы, сходные по начертанию, ему трудно самостоятельно написать текст.

К СВЕДЕНИЮ

В каких условиях обучения нуждаются школьники с ЗПР

Особенности развития учеников с ЗПР затрудняют образовательную деятельность, поэтому таким ученикам необходима специальная поддержка всего педагогического коллектива. Содержание и условия образовательной деятельности определяют потребности учеников с ЗПР. Педагоги школы:
– организуют особую пространственную и временную среду;
– выстраивают комплексное сопровождение образовательной деятельности;
– обеспечивают коррекционно-развивающую направленность, специальные приемы, методы и средства обучения;
– учитывают индивидуальный темп обучения и продвижения ученика в образовательном пространстве;
– формируют социальные или жизненные компетенции;
– стимулируют познавательную активность;
– помогают осмыслить и расширить контекст знаний и компетенций;
– актуализируют знания, умения и одобряемые обществом нормы поведения;
– реализуют потребность в развитии социального взаимодействия, отработки коммуникации;
– учат переносить знания и умения в новые ситуации.

По какому варианту образовательной программы обучать школьников с ЗПР

ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) для школьников с ЗПР включает два варианта адаптированных основных образовательных программ (АООП): вариант 7.1 и 7.2. Вариант АООП соотносится с характером и структурой нарушения психического развития учеников с ЗПР. Специалисты психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) разграничивают характер и структуру нарушения психического развития учеников с ЗПР и рекомендуют вариант образовательной программы. Проектируют индивидуальные образовательные траектории в рамках варианта образовательной программы специалисты психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) школы. В таблице 1 вы увидите характеристики обучающихся с ЗПР при обучении по варианту 7.1 и 7.2. АООП начального общего образования определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне начального общего образования. АООП начального общего образования для обучающихся с ЗПР школа разрабатывает самостоятельно по ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и на основе примерной АООП. Таблица 1. Характеристики обучающихся с ОВЗ при обучении по варианту АООП 7.1 и 7.2
Характеристики обучающихся Вариант 7.1 Вариант 7.2
Способность к обучению Неустойчивая или незначительна снижена Ниже возрастной нормы
Познавательное развитие Приближено к показателям возрастной нормы Выраженные дефициты развития познавательных процессов
Готовность к началу школьного обучения Достаточная готовность по большинству показателей психологической и педагогической готовности к обучению Низкая готовность
Регулятивная сфера Слабость регулятивных функций Отставание развития регулятивных функций
Адаптированность поведения Адаптированное поведение Трудности аффективной и поведенческой регуляции

Вариант образовательной программы 7.1

Обучение по варианту программы 7.1 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, которое полностью соответствует по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию школьников без ограничений по возможностям здоровья. Сроки обучения одинаковы для всех 1-4-х классов. Администрация школы обеспечивает комплексное сопровождение образовательной деятельности, коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия специалистов. Обязательной будет систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося с ЗПР.

Вариант образовательной программы 7.2

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Обучение по варианту 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, которое сопоставимо по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся без ограничений по возможностям здоровья. Вариант 7.2 предусматривает пролонгированные сроки обучения с 1-го по 5-й класс – пять лет. Увеличить срок обучения можно, если ввести первый дополнительный класс.

СПРАВКА

Педагог учитывает, что дефициты в учебных достижениях – нехватка знаний, умений, компетенций учащихся, их кругозора, мотивов учиться, повышать качество образования и стремления повысить учебные достижения Школа обеспечивает комплексное психолого-педагогическое сопровождение, а в коррекционно-развивающую область учебного плана администрация школы включает обязательные коррекционные курсы. Содержание коррекционных курсов школа определяет по ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ. Коррекционные курсы формируют у школьника с ЗПР навыки жизненной компетенции. Коррекционно-развивающая область включает:
  • коррекционный курс «Ритмика»;
  • коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия: логопедические и психокоррекционные».

Что учитывать в учебном плане

АООП начального общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов. Учебный план содержит предметные области в зависимости от варианта АООП начального общего образования. В учебный план обязательно входит «Коррекционно-развивающая область», которую школа реализует через содержание коррекционных курсов. На коррекционно-развивающую область в учебном плане отводится не менее 5 часов из 10 часов в неделю для реализаций направлений внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, социальное, общекультурное. Она может включать индивидуальные и групповые занятия по профилактике и преодолению школьной неуспешности у детей с ЗПР, которые проводит учитель.
Читать еще:  Статья 111 закона об исполнительном производстве
Цели занятий – восполнить образовательные дефициты учеников; помочь им сформировать приемы учебных действий; отработать индивидуальные приемы формирования учебных навыков; автоматизировать учебные навыки. Педагоги проводят коррекцию индивидуальных особенностей психофизического развития школьников на учебном материале: развивают мелкую моторику, внимание, память, пространственно-временную ориентировку, речь.

Когда разрабатывать индивидуальный учебный план

В некоторых случаях школа разрабатывает индивидуальный учебный план (ИУП) для ученика с ЗПР.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

ПРИМЕР 1. Школа обучает ученика с ЗПР по варианту 7.1. ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ определяет, что неспособность ученика с ЗПР полноценно освоить отдельный предмет не должна служить препятствием для выбора или продолжения осваивать образовательную программу. Причина в том, что у обучающихся с ОВЗ может быть специфичное расстройство школьных навыков – дислексия, дисграфия, дискалькулия, нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороны двигательной сферы, которые препятствуют освоению образовательной программы в полном объеме. Если трудности у школьника возникают по одному предмету, то это не должно являться основанием переводить его на вариант 7.2. Такому обучающемуся школа разрабатывает ИУП с индивидуальными сроками освоения учебной программы по предмету с персональным уровнем образовательного результата. Также педагогический коллектив разрабатывает рабочую программу по предмету, которая будет учитывать и восполнять недостаточный образовательный результат, или администрация школы предусматривает дополнительные часы внеурочной деятельности для курса коррекционно-развивающей области. ИУП школа создает на основе учебного плана и фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающегося, название и структуру предметных областей. В ИУП администрация школы распределяет учебное время, отводимое на освоение учебных предметов. Чтобы обеспечить индивидуализацию содержания в ИУП, возможно запланировать учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных предметов; запланируйте занятия, которые обеспечат различные интересы обучающихся с ОВЗ. Увеличьте в ИУП количество учебных часов на изучение отдельных предметов; запланируйте курсы коррекционно-развивающей области и включите учебные курсы внеурочной деятельности.

Что такое компонент жизненной компетенции
в содержании образования

ВАЖНО

Учитывайте, что педагоги формируют жизненные компетенции у обучающихся с ЗПР на всех без исключения предметах в урочной и внеурочной деятельности Принципиально новым в содержании образования учеников с ЗПР стало соотношение академического компонента и компонента жизненной компетенции во ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ. Академический компонент выражается в освоении обучающимися содержания предметной и коррекционно-развивающей области. Он характеризует достижения в усвоении знаний и умений, овладении универсальными учебными действиями. Компонент жизненной компетенции предполагает, что обучающийся осваивает компетенции, которые необходимы для решения практико-ориентированных задач и обеспечивают становление социальных отношений обучающихся в различных средах. Необходимый уровень сформированности навыков жизненной компетенции фиксируется в личностных результатах освоения АООП начального общего образования. У обучающегося с ЗПР развиты навыки жизненной компетенции, если он:
  • имеет представления о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • владеет социально-бытовыми умениями для повседневной жизни и навыками коммуникации;
  • осмысливает картину мира, свое социальное окружение, ценности и социальные роли, адекватные возрасту.
Требования к результатам формирования сферы жизненной компетенции включаются в планируемые результаты Программы коррекционной работы и рабочие программы по каждой предметной области и коррекционного курса.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

ПРИМЕР 2. Когда реализуете Программу коррекционной работы в рамках компетенции «Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении», то планируемыми результатами будут компетенции, которые проявляются в умениях школьника с ЗПР:
– отличать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для ее разрешения, от ситуаций, в которых решение можно найти самому;
– сформулировать запрос о специальной помощи и обратиться к учителю;
– использовать помощь взрослого, чтобы разрешить затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;
– написать при необходимости СМС-сообщение, правильно выбрать адресат (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему. В рамках этой же компетенции в планируемый результат по предмету «Русский язык» в первом дополнительном классе включите навыки школьника:
– организовать себя на рабочем месте, например правильно сидеть при письме, удерживать ручку, располагать тетрадь;
– задать вопрос учителю, когда не усвоил материал урока или его фрагмент;
– распределить время, чтобы выполнить задание в обозначенный учителем отрезок времени;
– словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.

Как определить, что ученик владеет жизненными компетенциями

Учителям поможет метод экспертной оценки – процедура оценки результатов на основе мнений группы специалистов. Проведите экспертную оценку на заседаниях ПМПк. Результаты анализа представьте в виде уровневой оценки по каждому из параметров по шкале: от первого уровня (максимального) до четвертого (минимального). Каждый уровень имеет качественное описание, которое характеризует действия ученика и сформированность навыка. Качественно-количественная уровневая оценка позволяет всесторонне проанализировать развитие школьника с ЗПР и определить не только дефициты, но и выявить ресурсы – сильные стороны, на которые можно опираться в коррекционной работе. Результаты оценки личностных достижений фиксируйте в индивидуальном профиле обучающегося в таблице 2. Индивидуальный профиль позволяет представить полную картину динамики целостного развития школьника и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям. Таблица 2. Индивидуальный профиль обучающегося с ЗПР

Какие коррекционные приемы помогут обучать школьников с ЗПР

Особенность образовательной деятельности учеников с ЗПР – коррекционные приемы. Перечислим основные приемы: учитель реализует коррекционную направленность предмета; поэтапно формирует учебное действие, умение, навык; выбирает доступную информацию с опорой на жизненный опыт. Также педагог формирует произвольную регуляцию учеников, помогает развивать самоконтроль и саморегуляцию деятельности. На уроках для школьников с ЗПР учитель организует систематическое повторение, разрабатывает доступные инструкции, организует дозированную помощь. Педагог дифференцирует обучение и соблюдает временной режим.

Что включить в коррекционный курс

СПРАВКА

Дискалькулия – неспособность изучать арифметику. В основе дискалькулии лежит неспособность оценивать количество объектов с первого взгляда – без пересчета Одно из основных требований ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ – обеспечить систему комплексного сопровождения образовательной деятельности учеников с ЗПР. О системе комплексного сопровождения вы можете прочитать в Программе коррекционной работы в примерных образовательных программах на fgosreestr.ru. Такую систему обеспечивают коррекционно-развивающие занятия, консультирования, контроль динамики развития ученика специалистами и деятельность ПМПк школы.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Организованное комплексное сопровождение помогает преодолеть или ослабить проблемы в познавательном, эмоциональном и речевом развитии школьника с ЗПР, позволяет реализовать индивидуальную траекторию обучения и развития обучающихся с учетом актуальных и потенциальных познавательных возможностей. Сопровождение обеспечит индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве обучающихся с ЗПР. Специалисты сопровождения – это педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог (олигофренопедагог). Каждый специалист реализует свой курс коррекционно-развивающей области по направлениям, которые рекомендует ПМПК. На схеме «Коррекционный курс» вы можете увидеть модули для коррекционного курса. Специалисты проводят занятия внеурочной деятельности в индивидуальных, подгрупповых, групповых, фронтальных формах. В соответствии с количеством часов, отводимых на коррекционно-развивающую область (не менее пяти), специалист планирует режим и форму посещения занятий, которые фиксирует в индивидуальном коррекционно-образовательном пространстве. Пример вы увидите в таблице 3. Схема «Коррекционный курс» для учеников с ЗПР

Таблица 3. Индивидуальное коррекционно-образовательное пространство

Процент дошкольников и школьников, страдающих задержкой психического развития (ЗПР), растет с каждым годом. Однако данная патология не должна быть причиной отказа от воспитания ребенка и получения им образования. Современная педиатрия, психология и педагогика позволяют малышам и подросткам получить необходимые навыки, адаптироваться к социальной среде окружающему миру, максимально развить свои способности.

Особенности обучения пациентов с ЗПР

Диагноз ЗПР ставится детям в возрасте до 12-13 лет. Задержкой психического развития считают замедление скорости формирования различных психических функций (восприятие, мышление, способность запоминать, обрабатывать информацию).
Важно! По достижении подросткового возраста базовые показатели приходят в соответствие с общепринятыми нормами, при условии, что воспитание и образование детей с задержкой психического развития соответствует определенным нормам. Если же заторможенность психических реакций сохраняется в старшем возрасте, говорят об умственной отсталости, инфантилизме.
Задержка психического развития детей дошкольного возраста также определяет работу с ними. Обучение навыкам, соответствующим возрасту, у таких ребят нужно начинать достаточно рано, что стимулирует формирование психофизических реакций и готовит дошколят к учебному процессу. Педагог должен учитывать особенности такого малыша и приготовиться к тому, что даже простые задания вызывают у него затруднения и выполнение их требует длительного времени.
Читать еще:  Сдельно премиальная оплата труда пример расчета

В возрасте 3-6 лет возможно диагностировать ЗПР, но в дальнейшем необходимо уточнение диагноза и дифференцирование этого отклонения от других патологических состояний.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Требования к педагогическому процессу:
  • обучение соответствует уровню конкретного школьника;
  • индивидуальный подход и обучение в малых группах;
  • многозадачность процесса обучения;
  • вовлеченность и участие близких родственников;
  • регулярный контроль динамики состояния.
Нужно учитывать, что существуют различные группы детей с задержкой психического развития. В зависимости от причин, которые вызвали данное отклонение, различают:
  • церебрально-органическую патологию;
  • соматогенную задержку;
  • психогенную задержку;
  • конституциональную патологию.

Тип патологии определяет работу педагога с каждой группой:

Тип патологии
Церебрально-органический Соматогенный Психогенный Конституциональный Коррекционное обучение детей с задержкой психического развития Задача воспитания и образования ребят с ЗПР сводится к нормализации психических реакций и содействию в адаптации к миру, межличностных отношениях, освоении знаний в соответствии с возрастом.

Организация образовательного процесса

Согласно нормативно-правовым актам федеральной законодательной базы РФ в целях улучшения обучающего процесса созданы специализированные заведения. Это школы для детей с задержкой психического развития, интернаты и классы коррекции на базе общеобразовательных школ. Эти специализированные заведения относят к коррекционным учреждениям VII типа. Они дают начальное и основное общее образование (1, 2 ступень). Набор учащихся в специализированные классы ведут строго по вынесению диагноза медицинской комиссией и с разрешения родителей. В подготовительный коррекционный класс берут детей с 6 лет, в первый класс – с 7 лет. Если ученик с семи лет начал обучение в обычной школе, то его принимают во второй класс специального заведения, в случае начала обучения с шести лет – в первый класс. Максимальное количество школьников в одной группе — не больше 12 человек. Это объясняется необходимостью личностного подхода к образованию детей с ЗПР. Обучение на базе обычных школ в специальных классах происходит с использованием тех же учебников, что и у других детей. Материал, изложенный в них, сокращают и упрощают для повышения качества восприятия. Продолжительность концентрации на теме занятий у детей с задержкой психического развития обычно не больше 20 минут – это максимальный отрезок времени, в течение которого они способны усваивать новую информацию, затем наступает утомляемость. Для качественного восприятия педагогу в процессе урока рекомендовано использовать наглядные примеры, аналогии, дидактические материалы, важно заинтересовать учащихся. Необходимо обращать отдельное внимание на каждого ученика, выясняя трудности, которые он испытывает, концентрируясь на теме занятия, помогать ему справиться с возникшей проблемой.

В чем заключается специализированное обучение

Особенностью коррекционно-развивающего обучения является его многопрофильность и многозадачность. Помимо общеобразовательной программы, врачи и педагоги проводят индивидуальные занятия, цель которых — выявить причины отставания в развитии, провести коррекцию и отследить динамику процесса.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Личная работа с каждым школьником помогает в понимании материала и повышает качество обучения. В процессе повторения и обобщения пройденной на уроке темы, родителям и педагогам нужно помнить, что ученики с особенностями не в состоянии освоить всю тему полностью. Результативнее разбивать материал на отдельные подтемы и проверять, насколько полно и качественно усвоен материал. Обязательно хвалить, поощрять ученика, проявлять терпение и заинтересованность. Такая помощь детям с задержкой психического развития повышает их самооценку, усиливает веру в собственные возможности. Особенностью работы с подобными учениками служат специальные методы, основанные на неоднократном повторении и тренировке памяти, мышления. Коррекционные упражнения проводят на совместно-индивидуальных уроках, с учетом категории детей с задержкой психического развития.

В зависимости от нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы, интеллекта или межличностного восприятия педагоги занимаются тренировкой интеллекта, внимания, речи, корректируют имеющиеся нарушения. Количество часов, выделенных на проведение индивидуально-групповых занятий, не превышает 3 часа в неделю для начальной группы, 1 час для старшей группы. Не рекомендуется приглашать на такой урок более трех человек одновременно, ученики должны иметь похожие недостатки и пробелы в плане образования. В процессе основных и вспомогательных уроков отмечают поведение детей с задержкой психического развития. Некоторым ученикам свойственно преобладание процессов торможения – они отличаются замедленной реакцией на происходящее, пассивностью. Другие наоборот — излишней возбудимостью, неусидчивостью, невозможностью сосредоточиться на определенном действии. Все это учитывают во время обучения. Образовательный процесс организуют в соответствии с особенностями психологии детей с задержкой психического развития. Необходимо комплексное воздействие на психоэмоциональное и физическое состояние, а также ликвидация недостатков в знаниях школьника.

Коррекционное образование при диагнозе ЗПР имеет несколько направлений:

  • диагностическое;
  • консультативное;
  • лечебно-профилактическое;
  • развивающее;
  • корректирующее;
  • социально-трудовое.
Важно! Во время обучения рекомендован регулярный контроль динамики психофизического состояния ученика, проверка качества обучения и готовности к общешкольной программе. По каждому ученику проводится отдельный педсовет, не реже одного раза в четвертной период, где решается вопрос о продолжении обучения в коррекционном заведении.
Педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития основывается на оценке уровня полученных знаний, формировании соответствующих возрасту психологических реакций, нормализации психоэмоционального состояния ученика. В случае успешной коррекции отставания дети прекращают обучение в специализированном классе и переходят на программу общеобразовательной школы в обычном классе со сверстниками.

Видео

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Доклад Особенности обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) в общеобразовательной школе

Скачать:

Вложение Размер
zpr.docx 24.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хохорская средняя общеобразовательная школа» Особенности обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) в общеобразовательной школе Выполнила: Гомбоева И.Б. учитель начальных классов МБОУ «Хохорская СОШ»

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Особенности обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) в общеобразовательной школе Понятие «задержка психического развития» утверждает наличие отставания в развитии психической деятельности ребенка. Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и одновременно в значительном количестве случаев временный характер отставания, которое с возрастом тем успешнее преодолевается, чем раньше дети с данной патологией попадают в адекватные для них условия воспитания и обучения. Задержка психического развития – временное отставание развития психики в целом или отдельных ее функций.
Читать еще:  Самый выгодный банк для рефинансирования ипотеки
В этиологии задержки психического развития играют роль: конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, патология беременности и родов, частые болезни в первые годы жизни, неблагоприятные условия воспитания. Клара Самойловна Лебединская классифицирует задержки психического развития, основываясь на причинах её возникновения: а) ЗПР конституционального происхождения: при ней эмоционально – волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста; б) ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, которые препятствуют правильному формированию личности ребенка; в) ЗПР соматогенного происхождения обусловлена длительной соматической недостаточностью: хроническими инфекциями, аллергическими состояниями; г) ЗПР церебрально-органического происхождения (обладает стойкостью и выраженностью нарушений в эмоционально–волевой сфере и в познавательной деятельности). Психическое развитие этой категории детей отличается неравномерностью нарушений различных психических функций; при этом логическое мышление может быть сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

В отличие от олигофрении, у детей с задержкой отсутствует инертность психических процессов, они способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне. Этим они качественно отличаются от детей с умственной отсталостью. Для детей с ЗПР характерна низкая познавательная активность. Особенностью психического развития детей с задержанным развитием является недостаточность у них процессов восприятия, внимания, мышления, памяти. Особенности внимания детей с задержкой психического развития проявляются в его неустойчивости, повышенной отвлекаемости, неустойчивой концентрации на объекте. Наличие посторонних раздражителей вызывает значительное замедление выполняемой детьми деятельности и увеличивает количество ошибок. Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности этих детей. У них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; к началу школьного обучения, как правило, не сформированы основные мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение. Выявлено снижение познавательной активности. Изучение процессов памяти у данной категории детей показывает недостаточную продуктивность произвольной памяти, её малый объем, неточность и трудность воспроизведения. Этими факторами объясняются характерные нарушения поведения у данной категории детей. Дети с гармоническим психофизическим инфантилизмом доброжелательны, эмоциональны и приветливы, но у них долго доминируют игровые интересы, наблюдается непосредственность в рассуждениях, наивность. Дети с дисгармоничным психофизическим инфантилизмом эмоционально неустойчивы, склонны к конфликтам, драчливости, агрессивности. Общие подходы в работе с детьми с ЗПР: – предотвращение наступления утомляемости, – активизация познавательной деятельности, – обогащение знаниями об окружающем мире,

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

– особое внимание – коррекции всех видов деятельности, – проявление педагогического такта. Специфика обучения детей с ЗПР математике. Обучение действий с числами детей данной категории строится на конкретном материале. Этим детям долгое время разрешается при решении примеров пользоваться счетным материалом (лучше всего счетами), линейкой. Но одновременно постепенно, но настойчиво, учим с детьми таблицу сложения и вычитания (умножения) в пр. 10, 100. Для того, чтобы вычислительные навыки стали для учащихся более понятными используются различные опорные сигналы: дуги, лучи, рамки и др. Особенно полезны такие опоры при изучении действий с числами в пределах 100, когда отрабатываются приемы устных вычислений. Для лучшего усвоения того или иного способа вычисления ребенку предлагается карточка с развернутым образцом способа вычисления: 86:2= (80+6):2= 80:2 + 6:2= 40+3=43 Затем этот развернутый образец заменяется сокращенным 86:2=(80+6):2=43 И, наконец, задание выполняется без образца, самостоятельно. Эффективным приемом для нормализации учебной деятельности учащихся с ЗПР является алгоритмизация. С помощью этого приема достигается подчинение детей какому-либо предписанию. Это различные памятки-инструкции, в которых записана последовательность действий при решении уравнений, задач, трудных случаев умножения и деления. Памятки учат детей правильно рассуждать и контролировать себя во время выполнения самостоятельных работ. Стойкие затруднения у учащихся с ЗПР вызывает решение составных арифметических задач. Здесь требуется умение выстраивать цепочку рассуждений, чтобы ответить на главный вопрос задачи. Учитель должен особое внимание уделить этапу пропедевтики. Продумывая методику изучения составной арифметической задачи, педагог вычленяет в ней наиболее трудное звено и проводит упражнения, которые подготавливают учащихся к восприятию. В это же время необходимо уточнить понимание терминов, необходимых для решения задачи (цена, количество, скорость, время, расстояние и др.). Нужно постараться ввести каждого ученика в задачу как действующее лицо. Пусть ребенок представит себе как он едет в поезде, собирает урожай и т.д. Приучаем детей читать задачу дважды для лучшего понимания смысла.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Все слова задачи должны быть понятны ученикам. Особенно это касается тех слов, которые помогают уяснить зависимости величин: поровну, в каждом, одновременно и др. Для пояснения ситуации следует использовать наглядные действия или чертеж. При решении задачи оказывается помощь через готовую краткую запись, на которой объясняется способ решения. Ребенок записывает только решение задачи, что экономит его время и дает возможность вместе со всем классом в одно и то же время закончить запись решения задачи. В дальнейшем коррекционная помощь сворачивается. Ребенок сам составляет краткую запись, ориентируясь на выделенные учителем для него ключевые слова в тексте задачи. При решении составной арифметической задачи возможна индивидуальная запись учителем для данного ребенка промежуточных вопросов, помогающих ему подобрать нужное действие и самому закончить решение задачи. Возможно составление алгоритма разбора задачи, по которому ученик сможет решить задачу. Дифференцированные задания с учетом особенностей каждого ребенка помогут им преодолеть недостатки своего развития, восполнить пробелы в знаниях, заложат основу для дальнейшего изучения курса математики. Обучение детей с ЗПР чтению. При заучивании букв используется рисование, штриховка, конструирование букв из проволоки, элементов и др. Учить слиянию слогов лучше на слоговых таблицах с одинаковыми согласными (БА – ВА – ГА – ДА – ЖА – ЗА – КА – ЛА; БО – ВО – ГО – ДО – ЗО; БИ – ВИ – ГИ – ДИ – ЖИ – ЗИ – КИ и т.д.). Такие таблицы позволяют ребенку избежать трудностей при переключении внимания с одного типа слогов на другой. Затем учим чтению двусложных, трехсложных слов с этими прямыми слогами. Подбираем предложения с такими словами У УЖА УЖАТА. Я БУЖУ МАМУ. Я ЕДУ. ЧАПА ДАЛА ЛАПУ. Читаем односложные слова (РАК – МАК – ТАК – БАК; СОК – СОР – СОМ). Слова со стечением согласных: ТОЛ – СТОЛ, РАК – РАМКА, КРЫША – КРЫШКА. Предложения с этими словами: РАМКА СТОИТ НА СТОЛЕ. Для того, чтобы научить детей устанавливать причинно-следственные связи нужно помнить, что учащиеся с ЗПР лучше воспринимают и понимают смысл текста, прочитанный им взрослым, чем при самостоятельном чтении. Поэтому на первых порах необходимо первично читать текст учителю. При составлении пересказа по плану дети с ЗПР лучше понимают план, составленный из вопросительных предложений. Затем постепенно переводим их на план, составленный из повествовательных предложений. Обучение детей с ЗПР русскому языку. Изучение грамматических правил должно происходить на опорных таблицах с выделением ключевых слов правила:

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

слова – предмет – кто? что? – это существительное слова – одинаковый корень – это родственные слова Такой опорой можно пользоваться при выполнении грамматических заданий, при рассказывании правила. Существует особая методика изучения словарных слов с учащимися, имеющими трудности в развитии письменной речи. Словарное слово при запоминании обязательно прописывается не только в Именительном падеже, но и с предлогами, а также все родственные словарному слову слова: Работа, на работе, после работы, работать. Командир, командиры, к командиру, за командиром, команда, команды, командовать. Именно по такой схеме учим с детьми словарные слова в классе и задаем задание на дом. Особое внимание уделяем работе над ошибками, заполняя таблицу Слово (предложение), в котором допущена ошибка “>

Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:

8 800 350-81-94
Круглосуточно

Обучение детей с зпр в общеобразовательной школе: 4 комментария

  1. berkey

    With havin so much content and articles do you ever run into any issues of plagorism or copyright violation? My site has a lot of completely unique content I’ve either written myself or outsourced but it looks like a lot of it is popping it up all over the web without my permission. Do you know any techniques to help protect against content from being ripped off? I’d really appreciate it.|

  2. the feed

    What’s Going down i’m new to this, I stumbled upon this I’ve found It absolutely helpful and it has aided me out loads. I’m hoping to give a contribution & aid other customers like its aided me. Good job.|

  3. feed

    Hi there would you mind letting me know which webhost you’re working with? I’ve loaded your blog in 3 completely different browsers and I must say this blog loads a lot quicker then most. Can you recommend a good web hosting provider at a fair price? Kudos, I appreciate it!|

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector