Одобрение крупной сделки автономного учреждения

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Порядок предварительного согласования (одобрения) крупных сделок бюджетных и автономных учреждений Законодательством РФ предусмотрен особый порядок совершения бюджетными и автономными учреждениями крупных сделок. Согласование (одобрение) сделки необходимо независимо от источников ее финансового обеспечения (письмо Минфина России от 29.01.2013 N 02-13-06/296). Нарушение установленных законами процедур может повлечь признание такой сделки недействительной, а также наступление неблагоприятных последствий для ее руководителя. Бюджетным учреждением крупная сделка может быть совершена только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения (далее – Учредитель). Порядок предварительного согласования крупных сделок (далее – Порядок согласования), совершаемых федеральным бюджетным учреждением, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия его учредителя (п. 2 постановления Правительства РФ от 26.07.2010 N 537). На уровне субъектов РФ порядок согласования также утверждается соответствующими ведомствами*(1). На уровне муниципальных образований, – как правило, администрацией муниципального образования*(2). Для согласования совершения крупной сделки бюджетное учреждение направляет Учредителю заявление (заявку, сопроводительное письмо, обращение и т.п.), содержащее обоснование и цель совершения сделки, информацию о сторонах сделки, предмете, цене, сроках исполнения обязательств, источнике финансирования, иные существенные условия сделки. Некоторые ведомства разрабатывают формы таких заявлений*(3). К заявлению, как правило, требуется приложить документы, предусмотренные Порядком согласования, который может включать*(4): 1) проект договора; 2) копии договоров, связанных со сделкой, требующей согласования; 3) копию конкурсной документации, документации об аукционе (в случае намерения учреждения принять участие в конкурсе, аукционе); 4) справка-обоснование целесообразности заключения сделки;

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

5) справка о прогнозе влияния результатов сделки на повышение эффективности деятельности учреждения; 6) справка о способности (обеспеченности) исполнения обязательств учреждения по сделке; 7) финансово-экономическое обоснование расчета цены крупной сделки как критерия отнесения сделки к крупной в целях обоснования необходимости ее согласования. Учредитель в сроки, установленные Порядком согласования, рассматривает и согласовывает сделку либо принимает решение об отказе в согласовании заключения сделки, в том числе в случаях: – выявления в представленных документах неполных, необоснованных или недостоверных сведений; – отсутствия достаточного обоснования целесообразности заключения сделки; – несоответствия крупной сделки целям и видам деятельности учреждения; – если совершение крупной сделки приведет к невозможности осуществления учреждением деятельности, цели, предмет и виды которой определены его уставом; – если планируемая к заключению сделка противоречит нормам законодательства РФ. Решение о предварительном согласовании совершения крупной сделки может оформляться письмом, приказом, протоколом, распоряжением и т.п.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Автономным учреждением крупная сделка совершается с предварительного одобрения наблюдательного совета учреждения. Наблюдательный совет обязан рассмотреть предложение руководителя учреждения о совершении крупной сделки в течение пятнадцати календарных дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета автономного учреждения, если уставом автономного учреждения не предусмотрен более короткий срок (ст. 15 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", далее – Закон N 174-ФЗ). Заседания наблюдательного совета проводятся по мере необходимости, в том числе по требованию руководителя учреждения, в порядке и сроки, установленные Уставом автономного учреждения (ч.ч. 1-3 ст. 12 Закона N 174-ФЗ). Решение по итогам рассмотрения вопроса об одобрении крупной сделки принимается наблюдательным советом большинством в две трети голосов от общего числа голосов членов наблюдательного совета автономного учреждения, оформляется протоколом и является обязательным для руководителя автономного учреждения (ч. 15 ст. 10, ч.ч. 5 и 7 ст. 11 Закона N 174-ФЗ).

Внимание

В соответствии со ст. 41.1 Закона РФ от 09.10.1992 N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" наблюдательный совет организации культуры, созданной в форме автономного учреждения, по инициативе учредителя может быть упразднен. В этом случае функции наблюдательного совета, включая одобрение крупной сделки, исполняются его учредителем в порядке, аналогичном установленному для бюджетных учреждений*(5). *(1) см., например, приказ Министерства образования Нижегородской области от 27.09.2011 N 2586; приказ Департамента ветеринарии Свердловской области; от 19.04.2013 N 98; приказ управления Алтайского края по физической культуре и спорту от 29.10.2012 N 1434. *(2) см., например, постановление Администрации муниципального образования город Новороссийск от 07.02.2011 N 448; постановление Администрации г. Мурманска от 02.02.2012 N 184; постановление Администрации Копейского городского округа Челябинской области от 13.06.2012 N 154. *(3) Приложение к Порядку предварительного согласования совершения подведомственным Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору федеральным бюджетным учреждением крупных сделок, утвержденному приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10.05.2012 N 289. *(4) на примере Порядка предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, крупных сделок (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2010 N 1188). *(5) см., например, распоряжение Министерства культуры Московской области от 17.05.2011 N 125-Р; приказ Министерства культуры Камчатского края от 29.10.2012 N 254).
Читать еще:  Чем отличается бенефициар от выгодоприобретателя

Дата документа 24.07.2019
Метки Методика

КРУПНЫЕ СДЕЛКИ И СДЕЛКИ С ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬЮ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность автономных учреждений, предусмотрен особый порядок совершения крупных сделок, а также сделок с заинтересованностью автономного учреждения. Об этих сделках и о порядке из совершения вы узнаете из предлагаемой статьи. Определение крупной сделки содержит статья 14 Федерального закона от 03.11.2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее – Закон N 174-ФЗ). Крупной сделкой признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением денежных средств, отчуждением имущества (которым автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно согласно Закону N 174-ФЗ), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов автономного учреждения, если уставом учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки. Вначале рассмотрим порядок определения цены крупной сделки, для чего обратимся к Письму Минфина России от 11.07.2012 г. N 02-06-07/2679, в котором был рассмотрен вопрос о расчете стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности учреждения при определении минимальной величины крупной сделки, установленной законодательством.
Но прежде напомним, что пунктом 11 статьи 2 Закона N 174-ФЗ установлено, что автономное учреждение обязано вести бухгалтерский учет, представлять бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Основным документом, регулирующим порядок ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, является Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее – Закон N 402-ФЗ), действие которого распространяется, в том числе, на некоммерческие организации, к числу которых, как Вы знаете, относятся и автономные учреждения.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен. В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту. Дата размещения статьи: 06.11.2015

Законодательными документами, регулирующими деятельность бюджетных и автономных учреждений, предусмотрены положения, направленные на ограничение их имущественной и хозяйственной самостоятельности. Такие ограничения действуют в отношении совершения указанными учреждениями крупных сделок. В статье ознакомимся с определением крупной сделки, а также показателями отчетности, применяемыми при формировании минимальной величины крупной сделки. Общие положения В п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее – Федеральный закон N 7-ФЗ), ст. 14 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее – Федеральный закон N 174-ФЗ) дано определение крупной сделки.
Согласно этим документам крупной сделкой признается сделка (или несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами (привлечением заемных денежных средств), отчуждением имущества в пользование или залог, при условии что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Из определения следует, что крупной признается сделка, связанная в том числе с отчуждением имущества, которым в соответствии с законодательством учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Напомним, что автономное и бюджетное учреждения не вправе без согласия учредителя распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними учредителями или приобретенным учреждениями за счет средств, выделенных им учредителями на приобретение этого имущества. Остальным имуществом учреждения вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено законом (п. 2 ст. 3 Федерального закона N 174-ФЗ, п. 10 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ).
Этими документами установлены требования к совершению крупной сделки. Так, для ее совершения бюджетному учреждению следует получить предварительное согласие учредителя, а автономному – предварительное согласие наблюдательного совета.
Крупная сделка, совершенная с нарушением этих требований, может быть признана недействительной по иску бюджетного или автономного учреждения или их учредителей, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии одобрения сделки учредителем или наблюдательным советом соответственно.
Например, в Постановлении ФАС ДВО от 03.04.2014 N Ф03-1113/2014 суд установил, что стоимость приобретенного объекта основного средства превышает 10% стоимости активов федерального бюджетного учреждения по данным бухгалтерского баланса на последнюю отчетную дату, предшествовавшую совершению спорной сделки, то есть является для него крупной (п. 13 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ). Поскольку сделка совершена без согласования с учредителем, суд признал ее недействительной.
Руководители бюджетных и автономных учреждений несут перед учреждениями ответственность в размере убытков, причиненных учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением указанных требований, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной. Порядок определения цены крупной сделки

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Как было указано выше, цена крупной сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества должна превышать 10% балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.
В Письме Минфина России от 14.05.2015 N 02-07-07/27504 приведены разъяснения в отношении подхода к использованию показателей данных бухгалтерской отчетности при расчете в 2015 г. размера крупной сделки государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями (далее – учреждения) в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ.
В нем обращено внимание, что Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н (далее – Инструкция N 33н), с учетом изменений, внесенных Приказом Минфина России от 29.12.2014 N 172н, начиная с отчетности за 2015 г. предусмотрено отражение:
– дебиторской задолженности по расчетам по платежам в бюджеты в активе баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) (далее – баланс (ф. 0503730));
– кредиторской задолженности по доходам, а также по расчетам с подотчетными лицами в пассиве баланса (ф. 0503730).
Это неизбежно приведет к изменению показателей вступительного баланса на начало отчетного периода (2015 г.). Согласно положениям п. 72 Инструкции N 33н данные об изменении показателей на начало отчетного периода вступительного баланса учреждения (относительно баланса, представленного за предшествующий отчетный год) следует отразить в сведениях об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773) (далее – сведения (ф. 0503773)).
Финансовым ведомством разъяснено, что в случаях изменения валюты баланса по основаниям, предусмотренным законодательством (реорганизация, изменение типа учреждения, изменение требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, включая составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, и др.), следует применять показатель актива баланса (ф. 0503730) по состоянию на начало текущего финансового года с учетом данных об изменениях валюты баланса, подтвержденных сведениями (ф. 0503773).
На основании Письма Минфина России N 02-07-07/27504 Минобрнауки России издано Письмо от 22.05.2015 N 04-461, в котором указано: поскольку при расчете крупной сделки в 2015 г. должен применяться показатель актива баланса (ф. 0503730) по состоянию на начало текущего финансового года с учетом данных об изменениях валюты баланса, подтвержденных сведениями (ф. 0503773), учреждениям, подведомственным Минобрнауки, необходимо представить баланс (ф. 0503730), а также сведения (ф. 0503773).
Показатели баланса (ф. 0503730) должны быть сформированы на 01.01.2015 с учетом изменений, внесенных Приказом Минфина России N 172н, по графам:
– 3 "Деятельность с целевыми средствами";
– 4 "Деятельность по государственному заданию";
– 5 "Приносящая доход деятельность".
Сведения (ф. 0503773) должны быть сформированы в разрезе видов обеспечения деятельности, таких как:
– субсидии на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений (целевые средства);
– субсидии на выполнение государственного задания (госзадание);
– собственные доходы учреждения, в том числе доходы от оказания услуг (выполнения работ), средства по обязательному медицинскому страхованию, средства во временном распоряжении (приносящая доход деятельность).
Кроме того, в Письме представлен порядок заполнения граф 3, 4 в таких подотчетах. Графы заполняются автоматически путем пересчета (тип пересчета 773 – 730):
– графа 3 – из соответствующих граф 7, 8, 9 формы 0503730 на 01.01.2015;
– графа 4 – из граф 3, 4, 5 формы 0503730, заполненной с учетом изменений, внесенных Приказом Минфина России N 172н;
– графа 5 – разница граф 4 и 3.
Баланс (ф. 0503730) и сведения (ф. 0503773) должны быть представлены в сроки, установленные Письмом Департамента бухгалтерского учета от 17.12.2014 N 04-910 "О сроках представления учреждениями годовой и квартальной отчетности в 2015 году", в составе квартальной отчетности за I полугодие 2015 г.
Таким образом, цена крупной сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества должна превышать 10% балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату с учетом вышеприведенных разъяснений.
Читать еще:  Отражение дохода в бухгалтерском учете проводки
Пример. Балансовая стоимость активов учреждения, отраженная по строке 410 баланса (ф. 0503730), на 01.07.2015 составила 30 500 000 руб.
Крупной сделкой будет считаться сделка, превышающая сумму в 3 050 000 руб. (30 500 000 руб. x 10%). Порядок предварительного согласования крупной сделки с учредителем Как было указано выше, для совершения крупной сделки бюджетному учреждению нужно получить одобрение (согласование) учредителя.
Приказом Минобрнауки России от 18.11.2010 N 1188 утвержден Порядок предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, крупных сделок (Приложение 1) (далее – Порядок N 1188).
На уровне субъектов и муниципальных образований для подведомственных бюджетных учреждений также составляются и утверждаются правила согласования крупных сделок, разработанные в соответствии с Порядком N 1188.
Ознакомимся с основными положениями этого документа.
Документы, необходимые для согласования крупной сделки. Согласно п. 3 Порядка N 1188 для согласования совершения крупных сделок учреждение должно представить в Минобрнауки следующие документы:
а) сопроводительное письмо о согласовании совершения учреждением сделки, которое должно содержать:
– обоснование и цель совершения сделки;
– информацию о сторонах сделки;
– предмет и цену сделки в рублях (числом и прописью), включая налог на добавленную стоимость;
– сроки исполнения обязательств по сделке;
– источники финансирования сделки;
– другие существенные условия сделки, которые установлены законодательством РФ или иными правовыми актами либо относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение;
б) проект сделки (договора) со всеми приложениями к нему;
в) копии договоров, связанных со сделкой, требующей согласования;
г) копию конкурсной документации, документации об аукционе (в случае намерения учреждения принять участие в конкурсе, аукционе);
д) справку-обоснование целесообразности заключения сделки;
е) справку о прогнозе влияния результатов сделки на повышение эффективности деятельности учреждения;
ж) справку о способности (обеспеченности) исполнения обязательств учреждения по сделке;
з) расчет цены сделки как критерия отнесения сделки к крупной в целях обоснования необходимости ее согласования.
Все представляемые документы должны быть подписаны руководителем (лицом, исполняющим его обязанности) или заместителем руководителя, уполномоченным на основании доверенности на совершение сделки, и главным бухгалтером учреждения и представлены в прошитом, пронумерованном и скрепленном печатью виде.
Сроки для рассмотрения и проверки документов. Минобрнауки рассматривает представленные документы в течение 15 рабочих дней со дня их получения (п. 4 Порядка N 1188):
– проверяет полноту (комплектность) таких документов, их соответствие требованиям законодательства РФ и Порядка N 1188, наличие в сопроводительном письме сведений, указанных в п. 3 Порядка N 1188, осуществляет уведомление учреждения в течение 10 рабочих дней о выявленных недостатках или о необходимости представить дополнительные документы и принимает доработанный вариант документов к повторному рассмотрению;
– рассматривает и согласовывает сделку.
Принятие решения. По результатам рассмотрения представленных учреждением документов Минобрнауки вправе принять решение об отказе в согласовании заключения сделки, если (п. 6 Порядка N 1188):
– в представленных документах выявлены неполные, необоснованные или недостоверные сведения;
– отсутствует достаточное обоснование целесообразности заключения сделки;
– крупная сделка не соответствует целям и видам деятельности учреждения;
– совершение крупной сделки приведет к невозможности осуществления учреждением деятельности, цели, предмет и виды которой определены его уставом;
– планируемая к заключению сделка противоречит нормам законодательства РФ.
Положительное решение о предварительном согласовании совершения крупной сделки оформляется письмом Минобрнауки.
Читать еще:  Предварительный договор на покупку недвижимости
Порядок предварительного согласования крупной сделки с наблюдательным советом Для автономных учреждений установлен несколько иной порядок предварительного согласования совершения крупных сделок.
Как было указано выше, крупная сделка должна совершаться автономным учреждением с предварительного одобрения высшего коллегиального органа управления – наблюдательного совета автономного учреждения (п. 1 ст. 15 Федерального закона N 174-ФЗ).
Наблюдательный совет автономного учреждения создается в составе не менее пяти и не более одиннадцати членов. В его состав должны входить представители учредителя автономного учреждения, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. В состав наблюдательного совета автономного учреждения могут входить представители иных государственных органов, органов местного самоуправления, представители работников автономного учреждения. Количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления в составе наблюдательного совета не должно превышать одной трети от общего числа членов такого совета. Не менее половины из числа представителей государственных органов и органов местного самоуправления должны составлять представители органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения. Количество представителей работников автономного учреждения не может превышать одной трети от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения (п. 1 ст. 10 Федерального закона N 174-ФЗ).
Таким образом, до совершения сделки руководитель учреждения должен обратиться в наблюдательный совет, к исключительной компетенции которого в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 11 Федерального закона N 174-ФЗ относится рассмотрение предложения о совершении крупной сделки.
Наблюдательный совет обязан рассмотреть предложение руководителя автономного учреждения о совершении крупной сделки в течение 15 календарных дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета автономного учреждения, если уставом последнего не предусмотрен более короткий срок (п. 1 ст. 15 Федерального закона N 174-ФЗ).
Заседание наблюдательного совета будет являться правомочным, если все его члены извещены о времени и месте его проведения и на заседании присутствует более половины членов наблюдательного совета автономного учреждения. Передача членом наблюдательного совета своего голоса другому лицу не допускается.
Согласно п. 7 ст. 11 Федерального закона N 174-ФЗ решение об одобрении (или неодобрении) крупной сделки принимается наблюдательным советом большинством в две трети голосов от общего числа голосов его членов. Обратите внимание! При рассмотрении предложения руководителя учреждения о совершении крупной сделки положения п. 6 ст. 12 Федерального закона N 174-ФЗ о том, что уставом автономного учреждения может быть установлена возможность учета при определении наличия кворума и результатов голосования представленного в письменной форме мнения члена наблюдательного совета, отсутствующего на заседании по уважительной причине, а также возможность принятия решений наблюдательным советом путем проведения заочного голосования, применены быть не могут. Принятое наблюдательным советом решение является обязательным для руководителя автономного учреждения (п. 5 ст. 11 Федерального закона N 174-ФЗ). Подводя итог вышесказанному, следует обратить внимание на то, что заключение крупной сделки требует ее обязательного предварительного согласования бюджетным или автономным учреждением с учредителем или наблюдательным советом соответственно. Игнорирование этого требования приведет к признанию сделки недействительной. Представленные разъяснения Минфина и Минобрнауки позволят безошибочно рассчитать цену крупной сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества.

Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:

8 800 350-81-94
Круглосуточно

Одобрение крупной сделки автономного учреждения: 1 комментарий

  1. Maribel Kupres

    Pretty great post. I just stumbled upon your weblog and wanted to say that I have really loved surfing around your weblog posts. In any case I’ll be subscribing for your feed and I am hoping you write once more very soon!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Одобрение крупной сделки автономного учреждения

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Порядок предварительного согласования (одобрения) крупных сделок бюджетных и автономных учреждений Законодательством РФ предусмотрен особый порядок совершения бюджетными и автономными учреждениями крупных сделок. Согласование (одобрение) сделки необходимо независимо от источников ее финансового обеспечения (письмо Минфина России от 29.01.2013 N 02-13-06/296). Нарушение установленных законами процедур может повлечь признание такой сделки недействительной, а также наступление неблагоприятных последствий для ее руководителя. Бюджетным учреждением крупная сделка может быть совершена только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения (далее – Учредитель). Порядок предварительного согласования крупных сделок (далее – Порядок согласования), совершаемых федеральным бюджетным учреждением, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия его учредителя (п. 2 постановления Правительства РФ от 26.07.2010 N 537). На уровне субъектов РФ порядок согласования также утверждается соответствующими ведомствами*(1). На уровне муниципальных образований, – как правило, администрацией муниципального образования*(2). Для согласования совершения крупной сделки бюджетное учреждение направляет Учредителю заявление (заявку, сопроводительное письмо, обращение и т.п.), содержащее обоснование и цель совершения сделки, информацию о сторонах сделки, предмете, цене, сроках исполнения обязательств, источнике финансирования, иные существенные условия сделки. Некоторые ведомства разрабатывают формы таких заявлений*(3). К заявлению, как правило, требуется приложить документы, предусмотренные Порядком согласования, который может включать*(4): 1) проект договора; 2) копии договоров, связанных со сделкой, требующей согласования; 3) копию конкурсной документации, документации об аукционе (в случае намерения учреждения принять участие в конкурсе, аукционе); 4) справка-обоснование целесообразности заключения сделки;

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

5) справка о прогнозе влияния результатов сделки на повышение эффективности деятельности учреждения; 6) справка о способности (обеспеченности) исполнения обязательств учреждения по сделке; 7) финансово-экономическое обоснование расчета цены крупной сделки как критерия отнесения сделки к крупной в целях обоснования необходимости ее согласования. Учредитель в сроки, установленные Порядком согласования, рассматривает и согласовывает сделку либо принимает решение об отказе в согласовании заключения сделки, в том числе в случаях: – выявления в представленных документах неполных, необоснованных или недостоверных сведений; – отсутствия достаточного обоснования целесообразности заключения сделки; – несоответствия крупной сделки целям и видам деятельности учреждения; – если совершение крупной сделки приведет к невозможности осуществления учреждением деятельности, цели, предмет и виды которой определены его уставом; – если планируемая к заключению сделка противоречит нормам законодательства РФ. Решение о предварительном согласовании совершения крупной сделки может оформляться письмом, приказом, протоколом, распоряжением и т.п.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Автономным учреждением крупная сделка совершается с предварительного одобрения наблюдательного совета учреждения. Наблюдательный совет обязан рассмотреть предложение руководителя учреждения о совершении крупной сделки в течение пятнадцати календарных дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета автономного учреждения, если уставом автономного учреждения не предусмотрен более короткий срок (ст. 15 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", далее – Закон N 174-ФЗ). Заседания наблюдательного совета проводятся по мере необходимости, в том числе по требованию руководителя учреждения, в порядке и сроки, установленные Уставом автономного учреждения (ч.ч. 1-3 ст. 12 Закона N 174-ФЗ). Решение по итогам рассмотрения вопроса об одобрении крупной сделки принимается наблюдательным советом большинством в две трети голосов от общего числа голосов членов наблюдательного совета автономного учреждения, оформляется протоколом и является обязательным для руководителя автономного учреждения (ч. 15 ст. 10, ч.ч. 5 и 7 ст. 11 Закона N 174-ФЗ).

Внимание

В соответствии со ст. 41.1 Закона РФ от 09.10.1992 N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" наблюдательный совет организации культуры, созданной в форме автономного учреждения, по инициативе учредителя может быть упразднен. В этом случае функции наблюдательного совета, включая одобрение крупной сделки, исполняются его учредителем в порядке, аналогичном установленному для бюджетных учреждений*(5). *(1) см., например, приказ Министерства образования Нижегородской области от 27.09.2011 N 2586; приказ Департамента ветеринарии Свердловской области; от 19.04.2013 N 98; приказ управления Алтайского края по физической культуре и спорту от 29.10.2012 N 1434. *(2) см., например, постановление Администрации муниципального образования город Новороссийск от 07.02.2011 N 448; постановление Администрации г. Мурманска от 02.02.2012 N 184; постановление Администрации Копейского городского округа Челябинской области от 13.06.2012 N 154. *(3) Приложение к Порядку предварительного согласования совершения подведомственным Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору федеральным бюджетным учреждением крупных сделок, утвержденному приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10.05.2012 N 289. *(4) на примере Порядка предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, крупных сделок (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2010 N 1188).
Читать еще:  Списание материалов по результатам инвентаризации
*(5) см., например, распоряжение Министерства культуры Московской области от 17.05.2011 N 125-Р; приказ Министерства культуры Камчатского края от 29.10.2012 N 254).

Дата документа 24.07.2019
Метки Методика

КРУПНЫЕ СДЕЛКИ И СДЕЛКИ С ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬЮ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность автономных учреждений, предусмотрен особый порядок совершения крупных сделок, а также сделок с заинтересованностью автономного учреждения. Об этих сделках и о порядке из совершения вы узнаете из предлагаемой статьи. Определение крупной сделки содержит статья 14 Федерального закона от 03.11.2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее – Закон N 174-ФЗ). Крупной сделкой признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением денежных средств, отчуждением имущества (которым автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно согласно Закону N 174-ФЗ), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов автономного учреждения, если уставом учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки. Вначале рассмотрим порядок определения цены крупной сделки, для чего обратимся к Письму Минфина России от 11.07.2012 г. N 02-06-07/2679, в котором был рассмотрен вопрос о расчете стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности учреждения при определении минимальной величины крупной сделки, установленной законодательством.
Но прежде напомним, что пунктом 11 статьи 2 Закона N 174-ФЗ установлено, что автономное учреждение обязано вести бухгалтерский учет, представлять бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Основным документом, регулирующим порядок ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, является Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее – Закон N 402-ФЗ), действие которого распространяется, в том числе, на некоммерческие организации, к числу которых, как Вы знаете, относятся и автономные учреждения.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен. В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту. Дата размещения статьи: 06.11.2015

Законодательными документами, регулирующими деятельность бюджетных и автономных учреждений, предусмотрены положения, направленные на ограничение их имущественной и хозяйственной самостоятельности. Такие ограничения действуют в отношении совершения указанными учреждениями крупных сделок. В статье ознакомимся с определением крупной сделки, а также показателями отчетности, применяемыми при формировании минимальной величины крупной сделки. Общие положения В п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее – Федеральный закон N 7-ФЗ), ст. 14 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее – Федеральный закон N 174-ФЗ) дано определение крупной сделки.
Согласно этим документам крупной сделкой признается сделка (или несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами (привлечением заемных денежных средств), отчуждением имущества в пользование или залог, при условии что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Из определения следует, что крупной признается сделка, связанная в том числе с отчуждением имущества, которым в соответствии с законодательством учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Напомним, что автономное и бюджетное учреждения не вправе без согласия учредителя распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними учредителями или приобретенным учреждениями за счет средств, выделенных им учредителями на приобретение этого имущества. Остальным имуществом учреждения вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено законом (п. 2 ст. 3 Федерального закона N 174-ФЗ, п. 10 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ).
Этими документами установлены требования к совершению крупной сделки. Так, для ее совершения бюджетному учреждению следует получить предварительное согласие учредителя, а автономному – предварительное согласие наблюдательного совета.
Крупная сделка, совершенная с нарушением этих требований, может быть признана недействительной по иску бюджетного или автономного учреждения или их учредителей, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии одобрения сделки учредителем или наблюдательным советом соответственно.
Например, в Постановлении ФАС ДВО от 03.04.2014 N Ф03-1113/2014 суд установил, что стоимость приобретенного объекта основного средства превышает 10% стоимости активов федерального бюджетного учреждения по данным бухгалтерского баланса на последнюю отчетную дату, предшествовавшую совершению спорной сделки, то есть является для него крупной (п. 13 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ). Поскольку сделка совершена без согласования с учредителем, суд признал ее недействительной.
Руководители бюджетных и автономных учреждений несут перед учреждениями ответственность в размере убытков, причиненных учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением указанных требований, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной. Порядок определения цены крупной сделки

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Читать еще:  Право на образование военнослужащих по контракту
Как было указано выше, цена крупной сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества должна превышать 10% балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.
В Письме Минфина России от 14.05.2015 N 02-07-07/27504 приведены разъяснения в отношении подхода к использованию показателей данных бухгалтерской отчетности при расчете в 2015 г. размера крупной сделки государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями (далее – учреждения) в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ.
В нем обращено внимание, что Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н (далее – Инструкция N 33н), с учетом изменений, внесенных Приказом Минфина России от 29.12.2014 N 172н, начиная с отчетности за 2015 г. предусмотрено отражение:
– дебиторской задолженности по расчетам по платежам в бюджеты в активе баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) (далее – баланс (ф. 0503730));
– кредиторской задолженности по доходам, а также по расчетам с подотчетными лицами в пассиве баланса (ф. 0503730).
Это неизбежно приведет к изменению показателей вступительного баланса на начало отчетного периода (2015 г.). Согласно положениям п. 72 Инструкции N 33н данные об изменении показателей на начало отчетного периода вступительного баланса учреждения (относительно баланса, представленного за предшествующий отчетный год) следует отразить в сведениях об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773) (далее – сведения (ф. 0503773)).
Финансовым ведомством разъяснено, что в случаях изменения валюты баланса по основаниям, предусмотренным законодательством (реорганизация, изменение типа учреждения, изменение требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, включая составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, и др.), следует применять показатель актива баланса (ф. 0503730) по состоянию на начало текущего финансового года с учетом данных об изменениях валюты баланса, подтвержденных сведениями (ф. 0503773).
На основании Письма Минфина России N 02-07-07/27504 Минобрнауки России издано Письмо от 22.05.2015 N 04-461, в котором указано: поскольку при расчете крупной сделки в 2015 г. должен применяться показатель актива баланса (ф. 0503730) по состоянию на начало текущего финансового года с учетом данных об изменениях валюты баланса, подтвержденных сведениями (ф. 0503773), учреждениям, подведомственным Минобрнауки, необходимо представить баланс (ф. 0503730), а также сведения (ф. 0503773).
Показатели баланса (ф. 0503730) должны быть сформированы на 01.01.2015 с учетом изменений, внесенных Приказом Минфина России N 172н, по графам:
– 3 "Деятельность с целевыми средствами";
– 4 "Деятельность по государственному заданию";
– 5 "Приносящая доход деятельность".
Сведения (ф. 0503773) должны быть сформированы в разрезе видов обеспечения деятельности, таких как:
– субсидии на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений (целевые средства);
– субсидии на выполнение государственного задания (госзадание);
– собственные доходы учреждения, в том числе доходы от оказания услуг (выполнения работ), средства по обязательному медицинскому страхованию, средства во временном распоряжении (приносящая доход деятельность).
Кроме того, в Письме представлен порядок заполнения граф 3, 4 в таких подотчетах. Графы заполняются автоматически путем пересчета (тип пересчета 773 – 730):
– графа 3 – из соответствующих граф 7, 8, 9 формы 0503730 на 01.01.2015;
– графа 4 – из граф 3, 4, 5 формы 0503730, заполненной с учетом изменений, внесенных Приказом Минфина России N 172н;
– графа 5 – разница граф 4 и 3.
Баланс (ф. 0503730) и сведения (ф. 0503773) должны быть представлены в сроки, установленные Письмом Департамента бухгалтерского учета от 17.12.2014 N 04-910 "О сроках представления учреждениями годовой и квартальной отчетности в 2015 году", в составе квартальной отчетности за I полугодие 2015 г.
Таким образом, цена крупной сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества должна превышать 10% балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату с учетом вышеприведенных разъяснений. Пример. Балансовая стоимость активов учреждения, отраженная по строке 410 баланса (ф. 0503730), на 01.07.2015 составила 30 500 000 руб.
Крупной сделкой будет считаться сделка, превышающая сумму в 3 050 000 руб. (30 500 000 руб. x 10%). Порядок предварительного согласования крупной сделки с учредителем Как было указано выше, для совершения крупной сделки бюджетному учреждению нужно получить одобрение (согласование) учредителя.
Приказом Минобрнауки России от 18.11.2010 N 1188 утвержден Порядок предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, крупных сделок (Приложение 1) (далее – Порядок N 1188).
На уровне субъектов и муниципальных образований для подведомственных бюджетных учреждений также составляются и утверждаются правила согласования крупных сделок, разработанные в соответствии с Порядком N 1188.
Ознакомимся с основными положениями этого документа.
Документы, необходимые для согласования крупной сделки. Согласно п. 3 Порядка N 1188 для согласования совершения крупных сделок учреждение должно представить в Минобрнауки следующие документы:
а) сопроводительное письмо о согласовании совершения учреждением сделки, которое должно содержать:
– обоснование и цель совершения сделки;
– информацию о сторонах сделки;
– предмет и цену сделки в рублях (числом и прописью), включая налог на добавленную стоимость;
– сроки исполнения обязательств по сделке;
– источники финансирования сделки;
– другие существенные условия сделки, которые установлены законодательством РФ или иными правовыми актами либо относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение;
б) проект сделки (договора) со всеми приложениями к нему;
в) копии договоров, связанных со сделкой, требующей согласования;
г) копию конкурсной документации, документации об аукционе (в случае намерения учреждения принять участие в конкурсе, аукционе);
д) справку-обоснование целесообразности заключения сделки;
е) справку о прогнозе влияния результатов сделки на повышение эффективности деятельности учреждения;
ж) справку о способности (обеспеченности) исполнения обязательств учреждения по сделке;
з) расчет цены сделки как критерия отнесения сделки к крупной в целях обоснования необходимости ее согласования.
Все представляемые документы должны быть подписаны руководителем (лицом, исполняющим его обязанности) или заместителем руководителя, уполномоченным на основании доверенности на совершение сделки, и главным бухгалтером учреждения и представлены в прошитом, пронумерованном и скрепленном печатью виде.
Сроки для рассмотрения и проверки документов. Минобрнауки рассматривает представленные документы в течение 15 рабочих дней со дня их получения (п. 4 Порядка N 1188):
– проверяет полноту (комплектность) таких документов, их соответствие требованиям законодательства РФ и Порядка N 1188, наличие в сопроводительном письме сведений, указанных в п. 3 Порядка N 1188, осуществляет уведомление учреждения в течение 10 рабочих дней о выявленных недостатках или о необходимости представить дополнительные документы и принимает доработанный вариант документов к повторному рассмотрению;
– рассматривает и согласовывает сделку.
Принятие решения. По результатам рассмотрения представленных учреждением документов Минобрнауки вправе принять решение об отказе в согласовании заключения сделки, если (п. 6 Порядка N 1188):
– в представленных документах выявлены неполные, необоснованные или недостоверные сведения;
– отсутствует достаточное обоснование целесообразности заключения сделки;
– крупная сделка не соответствует целям и видам деятельности учреждения;
– совершение крупной сделки приведет к невозможности осуществления учреждением деятельности, цели, предмет и виды которой определены его уставом;
– планируемая к заключению сделка противоречит нормам законодательства РФ.
Положительное решение о предварительном согласовании совершения крупной сделки оформляется письмом Минобрнауки.
Читать еще:  Сколько действительна заверенная копия трудовой
Порядок предварительного согласования крупной сделки с наблюдательным советом Для автономных учреждений установлен несколько иной порядок предварительного согласования совершения крупных сделок.
Как было указано выше, крупная сделка должна совершаться автономным учреждением с предварительного одобрения высшего коллегиального органа управления – наблюдательного совета автономного учреждения (п. 1 ст. 15 Федерального закона N 174-ФЗ).
Наблюдательный совет автономного учреждения создается в составе не менее пяти и не более одиннадцати членов. В его состав должны входить представители учредителя автономного учреждения, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. В состав наблюдательного совета автономного учреждения могут входить представители иных государственных органов, органов местного самоуправления, представители работников автономного учреждения. Количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления в составе наблюдательного совета не должно превышать одной трети от общего числа членов такого совета. Не менее половины из числа представителей государственных органов и органов местного самоуправления должны составлять представители органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения. Количество представителей работников автономного учреждения не может превышать одной трети от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения (п. 1 ст. 10 Федерального закона N 174-ФЗ).
Таким образом, до совершения сделки руководитель учреждения должен обратиться в наблюдательный совет, к исключительной компетенции которого в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 11 Федерального закона N 174-ФЗ относится рассмотрение предложения о совершении крупной сделки.
Наблюдательный совет обязан рассмотреть предложение руководителя автономного учреждения о совершении крупной сделки в течение 15 календарных дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета автономного учреждения, если уставом последнего не предусмотрен более короткий срок (п. 1 ст. 15 Федерального закона N 174-ФЗ).
Заседание наблюдательного совета будет являться правомочным, если все его члены извещены о времени и месте его проведения и на заседании присутствует более половины членов наблюдательного совета автономного учреждения. Передача членом наблюдательного совета своего голоса другому лицу не допускается.
Согласно п. 7 ст. 11 Федерального закона N 174-ФЗ решение об одобрении (или неодобрении) крупной сделки принимается наблюдательным советом большинством в две трети голосов от общего числа голосов его членов. Обратите внимание! При рассмотрении предложения руководителя учреждения о совершении крупной сделки положения п. 6 ст. 12 Федерального закона N 174-ФЗ о том, что уставом автономного учреждения может быть установлена возможность учета при определении наличия кворума и результатов голосования представленного в письменной форме мнения члена наблюдательного совета, отсутствующего на заседании по уважительной причине, а также возможность принятия решений наблюдательным советом путем проведения заочного голосования, применены быть не могут. Принятое наблюдательным советом решение является обязательным для руководителя автономного учреждения (п. 5 ст. 11 Федерального закона N 174-ФЗ). Подводя итог вышесказанному, следует обратить внимание на то, что заключение крупной сделки требует ее обязательного предварительного согласования бюджетным или автономным учреждением с учредителем или наблюдательным советом соответственно. Игнорирование этого требования приведет к признанию сделки недействительной. Представленные разъяснения Минфина и Минобрнауки позволят безошибочно рассчитать цену крупной сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества.

Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:

8 800 350-81-94
Круглосуточно

Одобрение крупной сделки автономного учреждения: 12 комментариев

  1. berkey

    Excellent blog! Do you have any hints for aspiring writers? I’m hoping to start my own website soon but I’m a little lost on everything. Would you suggest starting with a free platform like WordPress or go for a paid option? There are so many choices out there that I’m completely overwhelmed .. Any suggestions? Many thanks!|

  2. thefeed

    Whoa! This blog looks just like my old one! It’s on a completely different subject but it has pretty much the same page layout and design. Excellent choice of colors!|

  3. thefeed

    What’s Happening i’m new to this, I stumbled upon this I have discovered It absolutely helpful and it has helped me out loads. I’m hoping to contribute & assist different customers like its aided me. Great job.|

  4. the feed

    Heya! I understand this is somewhat off-topic however I needed to ask. Does operating a well-established blog like yours require a massive amount work? I’m brand new to running a blog however I do write in my journal on a daily basis. I’d like to start a blog so I can share my personal experience and views online. Please let me know if you have any suggestions or tips for brand new aspiring bloggers. Appreciate it!|

  5. superbeets

    Undeniably believe that which you stated. Your favorite justification seemed to be on the net the simplest thing to be aware of. I say to you, I definitely get annoyed while people consider worries that they plainly don’t know about. You managed to hit the nail upon the top and defined out the whole thing without having side-effects , people can take a signal. Will probably be back to get more. Thanks|

  6. theragun

    Aw, this was an extremely good post. Taking a few minutes and actual effort to produce a very good article… but what can I say… I hesitate a lot and don’t seem to get nearly anything done.|

  7. Gregorio Koscinski

    Hello this is somewhat of off topic but I was wanting to know if blogs use WYSIWYG editors or if you have to manually code with HTML. I’m starting a blog soon but have no coding experience so I wanted to get guidance from someone with experience. Any help would be enormously appreciated!|

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.