Оклад главного бухгалтера в бюджетном учреждении

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Коллеги подскажите исходя из своего опыта, какое реальное соотношение (пропорция) зарплаты зам.гл.бухгалтера к зарплате гл.бухгалтера. Например с коэффициентом 0,5 или 0,7? Может ли зам получать в два раза меньше главного, или просто дурят? Все прекрасно понимаем что зам основная рабочая лошадка для главного, просто устроилась на новое место работы и реально понимаю что функционал не соответствует зарплате, делаю за главного абсолютно все, а вот оклад почему то в два раза меньше. Подскажите кто сталкивался с этим вопросом, на каком соотношение к з.п.главного можно настаивать? Автор: М. Е. Смолева С 1 января 2017 года зарплаты управленческого персонала учреждений должны увязываться с зарплатами остальных сотрудников и подчиняться предельным соотношениям, установленным органами-учредителями. Автономным учреждениям тоже предстоит исполнять новые требования.

Существующие и новые правила

Как известно, ограничение в отношении зарплат руководителей действует и сейчас, но оно применяется далеко не ко всем учреждениям. Во-первых, о предельном соотношении зарплат руководителей и остального персонала говорится в Положении об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (далее – Положение № 583). То есть соотношения, которые определяются в кратности от 1 до 8, должны соблюдаться учреждениями федерального уровня, причем только бюджетными и казенными. Нормы п. 9 Положения № 583 о действии предельных «порогов» не распространяются на автономные учреждения. Для субъектов РФ и муниципальных образований тоже не существует предписаний о применении предельных соотношений именно в отношении АУ. Во-вторых, на федеральном уровне ограничения касаются руководителей учреждений, в то время как другой управленческий персонал указанные нормы не затрагивают. В регионах и муниципалитетах может складываться иная практика, но она все же не имеет повсеместного распространения. Ситуация изменилась с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 347-ФЗ, который внес изменения в трудовое законодательство. Согласно ст. 145 ТК РФ предельные соотношения в ближайшем будущем должны соблюдаться учреждениями всех уровней подчинения и всех типов (в том числе АУ), а действовать эти соотношения станут как для руководителей, так и для их заместителей и главных бухгалтеров. Конкретные соотношения среднемесячной зарплаты руководящего состава и остальных работников учреждений должны установить органы-учредители. Предельные же планки этих соотношений утверждаются нормативными правовыми актами соответствующего уровня:
  • в отношении федеральных государственных учреждений – Правительством РФ;
  • в отношении государственных учреждений регионального подчинения – субъектами РФ;
  • в отношении муниципальных учреждений – органами местного самоуправления.
Для федеральных учреждений данный документ разработан – проект постановления Правительства РФ[1], вносящий поправки в том числе в Положение № 583, опубликован на федеральном портале regulation.gov.ru и уже прошел общественное обсуждение. Что же предлагают законодатели?

Изменения для федеральных учреждений

В проекте постановления сказано, что порядок установления предельного уровня соотношения среднемесячной зарплаты руководящего звена и рядового персонала обязателен для всех федеральных учреждений, даже если на них не распространяется действие других пунктов Положения № 583. Сам же предельный уровень планируется сохранить (согласно п. 9 Положения № 583 он определяется в кратности от 1 до 8), но при этом обязанность соблюдать его появится и у федеральных автономных учреждений.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

При расчете среднемесячных зарплат необходимо будет учитывать все источники финансового обеспечения, за счет которых формировались указанные зарплаты, а данные для определения их соотношения будут браться за календарный год. Это касается всех трех руководящих должностей, а также остальных сотрудников. Впрочем, в отношении первых лиц учреждений предлагается утвердить дополнительные требования. Как следует из норм рассматриваемого проекта, при установлении руководителю ФГУ условий оплаты труда федеральный орган исполнительной власти должен будет обеспечить непревышение предельного уровня соотношения. То есть зарплата руководителя учреждения даже с учетом максимального размера премии, начисляемой по итогам работы, должна отвечать требованию о непревышении, при этом для получения максимальной премии руководителю нужно выполнить все показатели эффективности деятельности учреждения. Кроме того, в абз. 1 п. 9 Положения № 583 (в редакции проекта постановления) отдельно оговаривается, что выплаты стимулирующего характера, начисляемые руководителю ФГУ, зависят от результатов достижения за соответствующий период показателей эффективности деятельности учреждения и непосредственно руководителя. Зарплата руководителя федерального учреждения даже с учетом максимального размера премии, начисляемой по итогам работы, должна отвечать требованию о непревышении предельного «порога». Отметим, что похожие нормы об увязке стимулирующих выплат с достижением установленных показателей эффективности содержатся в пп. «в» п. 11 типовой формы трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 № 329. В пункте 24 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год (утверждены Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2015) тоже говорится, что стимулирующие выплаты руководителям учреждений следует производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом-учредителем. Таким образом, в Положении № 583 будут дополнительно закреплены принятые ранее правила и соблюдение их станет обязательным (в настоящее время эффективность работы руководителя учитывается при начислении ему стимулирующих выплат, но напрямую на премию не влияет).
Читать еще:  Оформление покупки комнаты в коммунальной квартире
А вот основание для превышения предельного уровня соотношения зарплат планируется сохранить. Как сказано в абз. 6 п. 9 Положения № 583 (в действующей редакции), решение о превышении «порога» может принять орган-учредитель в отношении руководителя федерального учреждения, которое входит в соответствующий перечень[2]. С принятием проекта постановления в список исключений смогут попасть и федеральные автономные учреждения. Содержание перечня планируется пересматривать не реже одного раза в два года. Однако превысить предельный «порог» по-прежнему сможет только зарплата руководителя – о заместителях руководителя и главных бухгалтерах в предлагаемой норме не говорится.

Порядок расчета соотношения зарплаты

Соотношение среднемесячной зарплаты руководства и остального персонала учреждений должно рассчитываться на основании порядка, утверждаемого Правительством РФ. В связи с этим рассматриваемый проект вносит соответствующие поправки в Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее – Постановление № 922) – в него планируется включить и указанный порядок расчета. Причем данный порядок будет единым для всех учреждений (федерального, регионального и муниципального уровня). Из проекта документа следует, что соотношение зарплат определяется по итогам календарного года. Расчеты ведутся отдельно по должностям руководителя, его заместителя и главного бухгалтера учреждения. В то же время в проекте отмечается, что при проведении данной процедуры в отношении руководителя не должны учитываться как в списочном составе работников, так и в фактически начисленной зарплате остальных сотрудников работники всех трех руководящих должностей. Превышение предельных «порогов», установленных в отношении заместителя руководителя и главного бухгалтера, чревато последствиями для первого лица учреждения. Если руководитель, его заместитель или главбух работают по совмещению профессий (должностей), при расчете соответствующего соотношения фактически начисленная зарплата учитывается в целом – как по основной работе, так и при совмещении. Если же заместитель руководителя, главный бухгалтер (обратите внимание: руководитель здесь не назван) работает по совместительству, при расчетах берется только фактически начисленная зарплата по должностям заместителя или главбуха. В свою очередь, при определении среднемесячной зарплаты работников учреждения станут учитываться:
  • начисленная зарплата за отработанное время (включая стимулирующие выплаты по итогам работы), а также выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда;
  • выплаты, рассчитанные исходя из среднего заработка при исполнении работником трудовых обязанностей, для оплаты отпусков, а также для других случаев, предусмотренных ТК РФ.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Сама процедура расчета соотношения для трех руководящих должностей будет одинакова. 1. Рассчитывается среднемесячная зарплата остальных сотрудников. Это делается путем деления фактически начисленной зарплаты работников списочного состава на среднюю численность указанных работников за соответствующий календарный год и на 12 (количество месяцев в году). 2. Определяется среднемесячная зарплата руководителя (его заместителя, главного бухгалтера): фактически начисленная зарплата за календарный год делится на 12 (количество месяцев в году). Если представитель руководства учреждения отработал не полный календарный год, расчет производится исходя из фактически отработанных им полных календарных месяцев. 3. Высчитывается соотношение – среднемесячная зарплата руководителя (его заместителя, главного бухгалтера) делится на среднемесячную зарплату работников.

Раскрытие информации о зарплате

Необходимость соблюдать предельные «пороги» зарплат в отношении управленческого персонала – не единственное требование, которое надо выполнять с начала 2017 года. Учреждениям нужно еще и раскрывать информацию о зарплатах своих руководящих работников. В силу ст. 349.5 ТК РФ эти сведения должны публиковаться на официальных сайтах органов власти, органов местного самоуправления, осуществляющих функции и полномочия учредителя. По решению учредителей данная информация может размещаться и на сайтах самих учреждений. В настоящее время обязанность раскрывать свои доходы существует только у руководителей государственных и муниципальных учреждений, но она выполняется в несколько иной форме. В силу ч. 4 ст. 275 ТК РФ и ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» первые лица учреждений должны представлять учредителю справку о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (собственных и членов семьи). Порядок опубликования сведений о среднемесячной зарплате руководителя, его заместителя, главного бухгалтера учреждений устанавливается нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления. На федеральном уровне такой документ разработан – проект постановления Правительства РФ[3] размещен на портале regulation.gov.ru. Согласно названному проекту сведения о зарплатах необходимо будет выложить в свободном доступе на сайте в течение I квартала года, следующего за отчетным. Информацию нужно размещать в специально созданном для этого тематическом разделе, ссылка на который должна присутствовать на главной странице официального сайта учредителя. В публикуемых сведениях нужно указать полное наименование федерального учреждения, должность, занимаемую руководящим работником, его фамилию, имя и отчество. В то же время здесь запрещено раскрывать сведения, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные контактные данные управленческого персонала учреждений, а также сведения, отнесенные к государственной тайне или имеющие конфиденциальный характер.

Заключение

Хотя рассмотренные проекты документов адресованы только федеральным учреждениям (за исключением разработанных поправок в Постановление № 922), содержащиеся в них нормы полезно изучить руководителям учреждений всех уровней подчинения. Ведь субъекты РФ и муниципальные образования при издании нормативных актов аналогичного содержания, как правило, ориентируются на федеральные примеры. Тем более что основные нормы, которые впоследствии развиваются в проектах постановлений, прописаны в ТК РФ, а значит, относятся ко всем публично-правовым образованиям.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Читать еще:  Расчет налога по инвентаризационной стоимости 2017
Чтобы государственные и муниципальные учреждения (в том числе автономные) смогли выполнить новые требования, «на местах» должна быть создана соответствующая подзаконная база:
  • нормативный правовой акт субъекта РФ (органа местного самоуправления), устанавливающий предельный уровень соотношения среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и остальных работников государственных (муниципальных) учреждений (и иных организаций госсектора);
  • правовой акт органа-учредителя, определяющий конкретное соотношение зарплат для подведомственных учреждений;
  • нормативный правовой акт субъекта РФ (органа местного самоуправления), устанавливающий порядок размещения информации о рассчитываемой за календарный год среднемесячной зарплате руководящих работников учреждений (и иных организаций госсектора), представления указанными лицами этой информации.
Сами же расчеты соотношения зарплат будут выполняться на основании единого порядка. Таким образом, в начале 2017 года учреждения должны произвести соответствующие расчеты по данным за 2016 год и направить эти сведения органу-учредителю. Превышение установленных предельных «порогов» чревато последствиями для первого лица учреждения. В силу ст. 278 ТК РФ несоблюдение соотношения среднемесячной зарплаты заместителя руководителя и (или) главного бухгалтера и остальных работников может повлечь расторжение трудового договора с руководителем. [1] «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». [2] В настоящее время в такой перечень входят только бюджетные и казенные учреждения – см. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627-р «Об утверждении перечня федеральных бюджетных и казенных учреждений, в котором предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы работников учреждения может быть увеличен». [3] «О порядке размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий».
Каков порядок установления должностных окладов руководителя федерального бюджетного учреждения, его заместителей и главного бухгалтера?
В соответствии с п. 6Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденного Постановлением №583[1] (далее – Положение № 583), заработная плата руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера. Должностной оклад руководителя устанавливается трудовым договором и составляет до пяти размеров средней заработной платы работников основного персонала возглавляемого им учреждения (далее – работники основного персонала). В соответствии с п. 7 Положения № 583 к основному персоналу учреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано учреждение. Такие перечни по видам экономической деятельности устанавливаются федеральными государственными органами и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета по согласованию с Минздравсоцразвития. Например, для своих подведомственных учреждений утвердили перечни работников основного персонала: – Рособразование (Приказ от 10.07.2008 №812);

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

– Минкультура (Приказ от 15.08.2008 №41); – Минздравсоцразвития (Приказ от 13.08.2008 № 421н). При этом Порядок исчисления средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения разработан Приказом Минздравсоцразвития РФ от 08.04.2008 №167н (далее – Порядок № 167н). Согласно п. 3 данного порядка средняя заработная плата работников основного персонала определяется путем деления суммы окладов (должностных окладов), ставок заработной платы и выплат стимулирующего характера работников основного персонала за отработанное в предшествующем календарном году время на сумму среднемесячной численности работников основного персонала за все месяцы календарного года, предшествующего установлению оклада руководителю. При расчете средней заработной платы работников основного персонала учитываются все выплаты стимулирующего характера независимо от источников, за счет которых они осуществляются, а выплаты компенсационного характера не учитываются (п. 2 Порядка № 167н). При определении среднемесячной численности работников основного персонала учреждения учитывается среднемесячная численность работников основного персонала, работающих на условиях полного и неполного рабочего времени, а также являющихся внешними совместителями (п. 4 Порядка №167н). Рассмотрим на примерах порядок расчета среднемесячной численности работников основного персонала и размера должностного оклада руководителя (в примерах использованы условные данные). Штатным расписанием федерального учреждения предусмотрено 59 ставок. Из них в соответствии с перечнем к основному персоналу относятся 42 ставки. В бухгалтерию учреждения подан табель учета рабочего времени, в соответствии с которым работниками основного персонала в феврале 2008 г. фактически отработано: – 21 раб. дн. (29 кал. дн.) – 40 чел. (из них 3 чел. работают на условиях неполного рабочего времени); – 15 раб. дн. (19 кал. дн.) – 1 чел. (принят на работу 11.02.2008);

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

– 14 раб. дн. (20 кал. дн.) – 1 чел. (уволен 20.02.2008). Из общего количества основного персонала при пятидневной рабочей неделе работают: – на условиях полного рабочего времени по 8 ч в день (40 ч в неделю) – 39 чел.; – на условиях неполного рабочего времени: по 4,8 ч в день (24 ч в неделю) – 2 чел. и по 7,2 ч в день (36 ч в неделю) – 1чел. Определяем среднемесячную численность работников основного персонала в феврале 2008 г. В соответствии с п. 5 Порядка 167н среднемесячная численность работников основного персонала федерального учреждения, работающих на условиях полного рабочего времени, в феврале 2008 года составила 38,3 чел. (((40 – 3) чел. х 29 кал. дн. + 19 кал. дн. + 20 кал. дн.) / 29 кал. дн.).
Читать еще:  Срок исковой давности по административному иску
При этом работники основного персонала учреждения, работающие на условиях неполного рабочего времени, при определении среднемесячной численности работников основного персонала учитываются пропорционально отработанному времени (п. 6 Порядка 167н). Сначала определяем общее количество человеко-часов, отработанных данной категорией сотрудников:
4,8 ч х 21 раб. дн. х 2 чел. + 7,2 ч х 21 раб. дн. = 352,8 чел. ч. Далее рассчитываем общее количество человеко-дней:
352,8 чел. ч. / 8 ч = 44,1 чел. дн. Среднемесячная численность этой категории работников в феврале 2008 года составила 2,1 чел. (44,1 чел. дн. / 21 раб. дн. в феврале).

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Общая среднемесячная численность работников основного персонала в феврале 2008 года равна 40,4 чел. (38,3 + 2,1). Заработная плата работников основного персонала учреждения за 2007 г. составила: – сумма должностных окладов – 550 000 руб.; – выплаты стимулирующего характера – 85 000 руб. (в том числе 25 000 руб. за счет средств от приносящей доход деятельности); – выплаты компенсационного характера – 30 000 руб. (в том числе 10 000 руб. за счет средств от приносящей доход деятельности). Необходимо рассчитать размер должностного оклада руководителя (кратный четырем размерам средней заработной платы работников основного персонала), который устанавливается ему с 01.12.2008 в связи с переходом на новую систему оплаты труда, при среднемесячной численности работников основного персонала 252,4 чел. Размер должностного оклада руководителя учреждения с 01.12.2008 составит 10 063 руб. ((550 000 + 85 000) руб. / 252,4 чел. х 4). Сотрудник, работающий в учреждении на одной и более ставке (оформленный в учреждении как внутренний совместитель), учитывается в списочной численности работников основного персонала учреждения как один человек (целая единица) (п. 6 Порядка № 167н). Среднемесячная численность внешних совместителей, являющихся работниками основного персонала учреждения, исчисляется в порядке, предусмотренном для работников основного персонала, работающих на условиях неполного рабочего времени (п. 7 Порядка № 167н). Должностные оклады заместителей и главных бухгалтеров устанавливаются на 10 – 30% ниже должностного оклада руководителя (п. 6 Положения № 583). Выплаты компенсационного характера для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров бюджетных учреждений устанавливаются в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 №822 (п. 8 Положения №583).

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Выплаты стимулирующего характера для данной категории работников определяются федеральными органами исполнительной власти (п. 9 Положения №583). Например,руководителю учреждения, являющегося главным распорядителем, выплаты стимулирующего характера устанавливаются Правительством РФ, а их размер определяется с учетом результатов деятельности возглавляемого им учреждения. В связи с этим Минздравсоцразвития издан Приказ № 823[2], согласно которому федеральные органы исполнительной власти (иные государственные органы и организации, являющиеся главными распорядителями средств федерального бюджета), в ведении которых находятся федеральные бюджетные учреждения, перешедшие на новые системы оплаты труда, вправе централизовать до 5% ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на оплату труда работников учреждений и гражданского персонала воинских частей подведомственных им учреждений, на выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений. Данные выплаты распространяются между подведомственными им учреждениями и используются до конца финансового года. Процент централизованных бюджетных ассигнований определяется в зависимости от размера фонда оплаты труда, планируемой суммы на выплаты стимулирующего характера с учетом деятельности учреждений, объемов работ, их сложности и социальной значимости. При этом показатели и условия стимулирования труда руководителя учреждения, позволяющие оценить результативность и качество работы учреждения, определяются главным распорядителем самостоятельно. Разработанные порядок и условия осуществления стимулирующих выплат, их размеры оговариваются в дополнительном соглашении к трудовому договору, заключенному с руководителем на срок до 1 года. В заключение отметим, что при определении размера должностного оклада руководителя вновь созданного федерального учреждения необходимо руководствоваться Приказом Минздравсоцразвития РФ от 02.04.2008 №158н «Об утверждении Разъяснения по отдельным вопросам установления должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения», в котором говорится, что определение должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения за календарный год, предшествующий году установления его должностного оклада, размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения при создании новых федеральных бюджетных учреждений и в других случаях, когда невозможно произвести расчет средней заработной платы работников основного персонала, осуществляется главным распорядителем, в ведении которого находится данное учреждение. [1] Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений». [2] Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 № 823 «Об утверждении Разъяснения о реализации Постановления Правительства РФ от 22.09.2007 № 605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинский частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» в части использования централизованных бюджетных ассигнований в размере до 5 процентов на выплаты стимулирующего характера руководителям федеральных бюджетных учреждений».

Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:

8 800 350-81-94
Круглосуточно

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Оклад главного бухгалтера в бюджетном учреждении

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Коллеги подскажите исходя из своего опыта, какое реальное соотношение (пропорция) зарплаты зам.гл.бухгалтера к зарплате гл.бухгалтера. Например с коэффициентом 0,5 или 0,7? Может ли зам получать в два раза меньше главного, или просто дурят? Все прекрасно понимаем что зам основная рабочая лошадка для главного, просто устроилась на новое место работы и реально понимаю что функционал не соответствует зарплате, делаю за главного абсолютно все, а вот оклад почему то в два раза меньше. Подскажите кто сталкивался с этим вопросом, на каком соотношение к з.п.главного можно настаивать? Автор: М. Е. Смолева С 1 января 2017 года зарплаты управленческого персонала учреждений должны увязываться с зарплатами остальных сотрудников и подчиняться предельным соотношениям, установленным органами-учредителями. Автономным учреждениям тоже предстоит исполнять новые требования.

Существующие и новые правила

Как известно, ограничение в отношении зарплат руководителей действует и сейчас, но оно применяется далеко не ко всем учреждениям. Во-первых, о предельном соотношении зарплат руководителей и остального персонала говорится в Положении об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (далее – Положение № 583). То есть соотношения, которые определяются в кратности от 1 до 8, должны соблюдаться учреждениями федерального уровня, причем только бюджетными и казенными. Нормы п. 9 Положения № 583 о действии предельных «порогов» не распространяются на автономные учреждения. Для субъектов РФ и муниципальных образований тоже не существует предписаний о применении предельных соотношений именно в отношении АУ. Во-вторых, на федеральном уровне ограничения касаются руководителей учреждений, в то время как другой управленческий персонал указанные нормы не затрагивают. В регионах и муниципалитетах может складываться иная практика, но она все же не имеет повсеместного распространения. Ситуация изменилась с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 347-ФЗ, который внес изменения в трудовое законодательство. Согласно ст. 145 ТК РФ предельные соотношения в ближайшем будущем должны соблюдаться учреждениями всех уровней подчинения и всех типов (в том числе АУ), а действовать эти соотношения станут как для руководителей, так и для их заместителей и главных бухгалтеров. Конкретные соотношения среднемесячной зарплаты руководящего состава и остальных работников учреждений должны установить органы-учредители. Предельные же планки этих соотношений утверждаются нормативными правовыми актами соответствующего уровня:
  • в отношении федеральных государственных учреждений – Правительством РФ;
  • в отношении государственных учреждений регионального подчинения – субъектами РФ;
  • в отношении муниципальных учреждений – органами местного самоуправления.
Для федеральных учреждений данный документ разработан – проект постановления Правительства РФ[1], вносящий поправки в том числе в Положение № 583, опубликован на федеральном портале regulation.gov.ru и уже прошел общественное обсуждение. Что же предлагают законодатели?

Изменения для федеральных учреждений

В проекте постановления сказано, что порядок установления предельного уровня соотношения среднемесячной зарплаты руководящего звена и рядового персонала обязателен для всех федеральных учреждений, даже если на них не распространяется действие других пунктов Положения № 583. Сам же предельный уровень планируется сохранить (согласно п. 9 Положения № 583 он определяется в кратности от 1 до 8), но при этом обязанность соблюдать его появится и у федеральных автономных учреждений.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

При расчете среднемесячных зарплат необходимо будет учитывать все источники финансового обеспечения, за счет которых формировались указанные зарплаты, а данные для определения их соотношения будут браться за календарный год. Это касается всех трех руководящих должностей, а также остальных сотрудников. Впрочем, в отношении первых лиц учреждений предлагается утвердить дополнительные требования. Как следует из норм рассматриваемого проекта, при установлении руководителю ФГУ условий оплаты труда федеральный орган исполнительной власти должен будет обеспечить непревышение предельного уровня соотношения. То есть зарплата руководителя учреждения даже с учетом максимального размера премии, начисляемой по итогам работы, должна отвечать требованию о непревышении, при этом для получения максимальной премии руководителю нужно выполнить все показатели эффективности деятельности учреждения. Кроме того, в абз. 1 п. 9 Положения № 583 (в редакции проекта постановления) отдельно оговаривается, что выплаты стимулирующего характера, начисляемые руководителю ФГУ, зависят от результатов достижения за соответствующий период показателей эффективности деятельности учреждения и непосредственно руководителя. Зарплата руководителя федерального учреждения даже с учетом максимального размера премии, начисляемой по итогам работы, должна отвечать требованию о непревышении предельного «порога». Отметим, что похожие нормы об увязке стимулирующих выплат с достижением установленных показателей эффективности содержатся в пп. «в» п. 11 типовой формы трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 № 329. В пункте 24 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год (утверждены Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2015) тоже говорится, что стимулирующие выплаты руководителям учреждений следует производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом-учредителем. Таким образом, в Положении № 583 будут дополнительно закреплены принятые ранее правила и соблюдение их станет обязательным (в настоящее время эффективность работы руководителя учитывается при начислении ему стимулирующих выплат, но напрямую на премию не влияет).
Читать еще:  Перечень документов для подачи в арбитражный суд
А вот основание для превышения предельного уровня соотношения зарплат планируется сохранить. Как сказано в абз. 6 п. 9 Положения № 583 (в действующей редакции), решение о превышении «порога» может принять орган-учредитель в отношении руководителя федерального учреждения, которое входит в соответствующий перечень[2]. С принятием проекта постановления в список исключений смогут попасть и федеральные автономные учреждения. Содержание перечня планируется пересматривать не реже одного раза в два года. Однако превысить предельный «порог» по-прежнему сможет только зарплата руководителя – о заместителях руководителя и главных бухгалтерах в предлагаемой норме не говорится.

Порядок расчета соотношения зарплаты

Соотношение среднемесячной зарплаты руководства и остального персонала учреждений должно рассчитываться на основании порядка, утверждаемого Правительством РФ. В связи с этим рассматриваемый проект вносит соответствующие поправки в Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее – Постановление № 922) – в него планируется включить и указанный порядок расчета. Причем данный порядок будет единым для всех учреждений (федерального, регионального и муниципального уровня). Из проекта документа следует, что соотношение зарплат определяется по итогам календарного года. Расчеты ведутся отдельно по должностям руководителя, его заместителя и главного бухгалтера учреждения. В то же время в проекте отмечается, что при проведении данной процедуры в отношении руководителя не должны учитываться как в списочном составе работников, так и в фактически начисленной зарплате остальных сотрудников работники всех трех руководящих должностей. Превышение предельных «порогов», установленных в отношении заместителя руководителя и главного бухгалтера, чревато последствиями для первого лица учреждения. Если руководитель, его заместитель или главбух работают по совмещению профессий (должностей), при расчете соответствующего соотношения фактически начисленная зарплата учитывается в целом – как по основной работе, так и при совмещении. Если же заместитель руководителя, главный бухгалтер (обратите внимание: руководитель здесь не назван) работает по совместительству, при расчетах берется только фактически начисленная зарплата по должностям заместителя или главбуха. В свою очередь, при определении среднемесячной зарплаты работников учреждения станут учитываться:
  • начисленная зарплата за отработанное время (включая стимулирующие выплаты по итогам работы), а также выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда;
  • выплаты, рассчитанные исходя из среднего заработка при исполнении работником трудовых обязанностей, для оплаты отпусков, а также для других случаев, предусмотренных ТК РФ.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Сама процедура расчета соотношения для трех руководящих должностей будет одинакова. 1. Рассчитывается среднемесячная зарплата остальных сотрудников. Это делается путем деления фактически начисленной зарплаты работников списочного состава на среднюю численность указанных работников за соответствующий календарный год и на 12 (количество месяцев в году). 2. Определяется среднемесячная зарплата руководителя (его заместителя, главного бухгалтера): фактически начисленная зарплата за календарный год делится на 12 (количество месяцев в году). Если представитель руководства учреждения отработал не полный календарный год, расчет производится исходя из фактически отработанных им полных календарных месяцев. 3. Высчитывается соотношение – среднемесячная зарплата руководителя (его заместителя, главного бухгалтера) делится на среднемесячную зарплату работников.

Раскрытие информации о зарплате

Необходимость соблюдать предельные «пороги» зарплат в отношении управленческого персонала – не единственное требование, которое надо выполнять с начала 2017 года. Учреждениям нужно еще и раскрывать информацию о зарплатах своих руководящих работников. В силу ст. 349.5 ТК РФ эти сведения должны публиковаться на официальных сайтах органов власти, органов местного самоуправления, осуществляющих функции и полномочия учредителя. По решению учредителей данная информация может размещаться и на сайтах самих учреждений. В настоящее время обязанность раскрывать свои доходы существует только у руководителей государственных и муниципальных учреждений, но она выполняется в несколько иной форме. В силу ч. 4 ст. 275 ТК РФ и ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» первые лица учреждений должны представлять учредителю справку о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (собственных и членов семьи). Порядок опубликования сведений о среднемесячной зарплате руководителя, его заместителя, главного бухгалтера учреждений устанавливается нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления. На федеральном уровне такой документ разработан – проект постановления Правительства РФ[3] размещен на портале regulation.gov.ru. Согласно названному проекту сведения о зарплатах необходимо будет выложить в свободном доступе на сайте в течение I квартала года, следующего за отчетным. Информацию нужно размещать в специально созданном для этого тематическом разделе, ссылка на который должна присутствовать на главной странице официального сайта учредителя. В публикуемых сведениях нужно указать полное наименование федерального учреждения, должность, занимаемую руководящим работником, его фамилию, имя и отчество. В то же время здесь запрещено раскрывать сведения, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные контактные данные управленческого персонала учреждений, а также сведения, отнесенные к государственной тайне или имеющие конфиденциальный характер.

Заключение

Хотя рассмотренные проекты документов адресованы только федеральным учреждениям (за исключением разработанных поправок в Постановление № 922), содержащиеся в них нормы полезно изучить руководителям учреждений всех уровней подчинения. Ведь субъекты РФ и муниципальные образования при издании нормативных актов аналогичного содержания, как правило, ориентируются на федеральные примеры. Тем более что основные нормы, которые впоследствии развиваются в проектах постановлений, прописаны в ТК РФ, а значит, относятся ко всем публично-правовым образованиям.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Читать еще:  Расчет налога по инвентаризационной стоимости 2017
Чтобы государственные и муниципальные учреждения (в том числе автономные) смогли выполнить новые требования, «на местах» должна быть создана соответствующая подзаконная база:
  • нормативный правовой акт субъекта РФ (органа местного самоуправления), устанавливающий предельный уровень соотношения среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и остальных работников государственных (муниципальных) учреждений (и иных организаций госсектора);
  • правовой акт органа-учредителя, определяющий конкретное соотношение зарплат для подведомственных учреждений;
  • нормативный правовой акт субъекта РФ (органа местного самоуправления), устанавливающий порядок размещения информации о рассчитываемой за календарный год среднемесячной зарплате руководящих работников учреждений (и иных организаций госсектора), представления указанными лицами этой информации.
Сами же расчеты соотношения зарплат будут выполняться на основании единого порядка. Таким образом, в начале 2017 года учреждения должны произвести соответствующие расчеты по данным за 2016 год и направить эти сведения органу-учредителю. Превышение установленных предельных «порогов» чревато последствиями для первого лица учреждения. В силу ст. 278 ТК РФ несоблюдение соотношения среднемесячной зарплаты заместителя руководителя и (или) главного бухгалтера и остальных работников может повлечь расторжение трудового договора с руководителем. [1] «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». [2] В настоящее время в такой перечень входят только бюджетные и казенные учреждения – см. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627-р «Об утверждении перечня федеральных бюджетных и казенных учреждений, в котором предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы работников учреждения может быть увеличен». [3] «О порядке размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий».
Каков порядок установления должностных окладов руководителя федерального бюджетного учреждения, его заместителей и главного бухгалтера?
В соответствии с п. 6Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденного Постановлением №583[1] (далее – Положение № 583), заработная плата руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера. Должностной оклад руководителя устанавливается трудовым договором и составляет до пяти размеров средней заработной платы работников основного персонала возглавляемого им учреждения (далее – работники основного персонала). В соответствии с п. 7 Положения № 583 к основному персоналу учреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано учреждение. Такие перечни по видам экономической деятельности устанавливаются федеральными государственными органами и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета по согласованию с Минздравсоцразвития. Например, для своих подведомственных учреждений утвердили перечни работников основного персонала: – Рособразование (Приказ от 10.07.2008 №812);

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

– Минкультура (Приказ от 15.08.2008 №41); – Минздравсоцразвития (Приказ от 13.08.2008 № 421н). При этом Порядок исчисления средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения разработан Приказом Минздравсоцразвития РФ от 08.04.2008 №167н (далее – Порядок № 167н). Согласно п. 3 данного порядка средняя заработная плата работников основного персонала определяется путем деления суммы окладов (должностных окладов), ставок заработной платы и выплат стимулирующего характера работников основного персонала за отработанное в предшествующем календарном году время на сумму среднемесячной численности работников основного персонала за все месяцы календарного года, предшествующего установлению оклада руководителю. При расчете средней заработной платы работников основного персонала учитываются все выплаты стимулирующего характера независимо от источников, за счет которых они осуществляются, а выплаты компенсационного характера не учитываются (п. 2 Порядка № 167н). При определении среднемесячной численности работников основного персонала учреждения учитывается среднемесячная численность работников основного персонала, работающих на условиях полного и неполного рабочего времени, а также являющихся внешними совместителями (п. 4 Порядка №167н). Рассмотрим на примерах порядок расчета среднемесячной численности работников основного персонала и размера должностного оклада руководителя (в примерах использованы условные данные). Штатным расписанием федерального учреждения предусмотрено 59 ставок. Из них в соответствии с перечнем к основному персоналу относятся 42 ставки. В бухгалтерию учреждения подан табель учета рабочего времени, в соответствии с которым работниками основного персонала в феврале 2008 г. фактически отработано: – 21 раб. дн. (29 кал. дн.) – 40 чел. (из них 3 чел. работают на условиях неполного рабочего времени); – 15 раб. дн. (19 кал. дн.) – 1 чел. (принят на работу 11.02.2008);

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

– 14 раб. дн. (20 кал. дн.) – 1 чел. (уволен 20.02.2008). Из общего количества основного персонала при пятидневной рабочей неделе работают: – на условиях полного рабочего времени по 8 ч в день (40 ч в неделю) – 39 чел.; – на условиях неполного рабочего времени: по 4,8 ч в день (24 ч в неделю) – 2 чел. и по 7,2 ч в день (36 ч в неделю) – 1чел. Определяем среднемесячную численность работников основного персонала в феврале 2008 г. В соответствии с п. 5 Порядка 167н среднемесячная численность работников основного персонала федерального учреждения, работающих на условиях полного рабочего времени, в феврале 2008 года составила 38,3 чел. (((40 – 3) чел. х 29 кал. дн. + 19 кал. дн. + 20 кал. дн.) / 29 кал. дн.).
Читать еще:  Разрешено ли движение задним ходом на магистрали
При этом работники основного персонала учреждения, работающие на условиях неполного рабочего времени, при определении среднемесячной численности работников основного персонала учитываются пропорционально отработанному времени (п. 6 Порядка 167н). Сначала определяем общее количество человеко-часов, отработанных данной категорией сотрудников:
4,8 ч х 21 раб. дн. х 2 чел. + 7,2 ч х 21 раб. дн. = 352,8 чел. ч. Далее рассчитываем общее количество человеко-дней:
352,8 чел. ч. / 8 ч = 44,1 чел. дн. Среднемесячная численность этой категории работников в феврале 2008 года составила 2,1 чел. (44,1 чел. дн. / 21 раб. дн. в феврале).

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Общая среднемесячная численность работников основного персонала в феврале 2008 года равна 40,4 чел. (38,3 + 2,1). Заработная плата работников основного персонала учреждения за 2007 г. составила: – сумма должностных окладов – 550 000 руб.; – выплаты стимулирующего характера – 85 000 руб. (в том числе 25 000 руб. за счет средств от приносящей доход деятельности); – выплаты компенсационного характера – 30 000 руб. (в том числе 10 000 руб. за счет средств от приносящей доход деятельности). Необходимо рассчитать размер должностного оклада руководителя (кратный четырем размерам средней заработной платы работников основного персонала), который устанавливается ему с 01.12.2008 в связи с переходом на новую систему оплаты труда, при среднемесячной численности работников основного персонала 252,4 чел. Размер должностного оклада руководителя учреждения с 01.12.2008 составит 10 063 руб. ((550 000 + 85 000) руб. / 252,4 чел. х 4). Сотрудник, работающий в учреждении на одной и более ставке (оформленный в учреждении как внутренний совместитель), учитывается в списочной численности работников основного персонала учреждения как один человек (целая единица) (п. 6 Порядка № 167н). Среднемесячная численность внешних совместителей, являющихся работниками основного персонала учреждения, исчисляется в порядке, предусмотренном для работников основного персонала, работающих на условиях неполного рабочего времени (п. 7 Порядка № 167н). Должностные оклады заместителей и главных бухгалтеров устанавливаются на 10 – 30% ниже должностного оклада руководителя (п. 6 Положения № 583). Выплаты компенсационного характера для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров бюджетных учреждений устанавливаются в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 №822 (п. 8 Положения №583).

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Выплаты стимулирующего характера для данной категории работников определяются федеральными органами исполнительной власти (п. 9 Положения №583). Например,руководителю учреждения, являющегося главным распорядителем, выплаты стимулирующего характера устанавливаются Правительством РФ, а их размер определяется с учетом результатов деятельности возглавляемого им учреждения. В связи с этим Минздравсоцразвития издан Приказ № 823[2], согласно которому федеральные органы исполнительной власти (иные государственные органы и организации, являющиеся главными распорядителями средств федерального бюджета), в ведении которых находятся федеральные бюджетные учреждения, перешедшие на новые системы оплаты труда, вправе централизовать до 5% ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на оплату труда работников учреждений и гражданского персонала воинских частей подведомственных им учреждений, на выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений. Данные выплаты распространяются между подведомственными им учреждениями и используются до конца финансового года. Процент централизованных бюджетных ассигнований определяется в зависимости от размера фонда оплаты труда, планируемой суммы на выплаты стимулирующего характера с учетом деятельности учреждений, объемов работ, их сложности и социальной значимости. При этом показатели и условия стимулирования труда руководителя учреждения, позволяющие оценить результативность и качество работы учреждения, определяются главным распорядителем самостоятельно. Разработанные порядок и условия осуществления стимулирующих выплат, их размеры оговариваются в дополнительном соглашении к трудовому договору, заключенному с руководителем на срок до 1 года. В заключение отметим, что при определении размера должностного оклада руководителя вновь созданного федерального учреждения необходимо руководствоваться Приказом Минздравсоцразвития РФ от 02.04.2008 №158н «Об утверждении Разъяснения по отдельным вопросам установления должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения», в котором говорится, что определение должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения за календарный год, предшествующий году установления его должностного оклада, размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения при создании новых федеральных бюджетных учреждений и в других случаях, когда невозможно произвести расчет средней заработной платы работников основного персонала, осуществляется главным распорядителем, в ведении которого находится данное учреждение. [1] Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений». [2] Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 № 823 «Об утверждении Разъяснения о реализации Постановления Правительства РФ от 22.09.2007 № 605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинский частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» в части использования централизованных бюджетных ассигнований в размере до 5 процентов на выплаты стимулирующего характера руководителям федеральных бюджетных учреждений».

Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:

8 800 350-81-94
Круглосуточно

Оклад главного бухгалтера в бюджетном учреждении: 13 комментариев

  1. berkey

    I’m really enjoying the design and layout of your website. It’s a very easy on the eyes which makes it much more pleasant for me to come here and visit more often. Did you hire out a developer to create your theme? Superb work!|

  2. the feed

    Do you mind if I quote a couple of your articles as long as I provide credit and sources back to your site? My blog is in the exact same niche as yours and my visitors would certainly benefit from some of the information you provide here. Please let me know if this ok with you. Thanks!|

  3. feed

    I have been exploring for a bit for any high-quality articles or weblog posts in this sort of house . Exploring in Yahoo I at last stumbled upon this website. Studying this information So i am happy to convey that I’ve a very excellent uncanny feeling I found out just what I needed. I so much certainly will make sure to don?t overlook this site and provides it a look on a relentless basis.|

  4. feed

    Whats up very cool site!! Guy .. Excellent .. Wonderful .. I’ll bookmark your web site and take the feeds also? I’m satisfied to seek out a lot of helpful info right here in the put up, we’d like work out more strategies in this regard, thanks for sharing. . . . . .|

  5. we just did 46 hat official

    After I originally left a comment I seem to have clicked on the -Notify me when new comments are added- checkbox and now whenever a comment is added I get four emails with the exact same comment. There has to be an easy method you can remove me from that service? Many thanks!|

  6. Lucie Curra

    Greetings from Los angeles! I’m bored to tears at work so I decided to browse your blog on my iphone during lunch break. I really like the info you present here and can’t wait to take a look when I get home. I’m surprised at how fast your blog loaded on my mobile .. I’m not even using WIFI, just 3G .. Anyhow, wonderful blog!|

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.