Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону
8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
о статусе Пенсионного фонда Российской Федерации
Организационно-правовая форма Пенсионного фонда Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации был образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РСФСР. Указанным постановлением был определен статус Пенсионного фонда Российской Федерации как самостоятельного кредитно-финансового учреждения, осуществляющего свою деятельность применительно к Закону РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» и подотчетного Верховному Совету РСФСР (в соответствии с постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 958 «О передаче в ведение совета Министров – Правительства Российской Федерации организаций и учреждений» было установлено, что Пенсионный фонд Российской Федерации находится в ведении Совета Министров – Правительства Российской Федерации и ему подотчетен). В постановлении Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 также закреплялось положение о том, что денежные средства Фонда не входят в состав республиканского бюджета РСФСР, других бюджетов и фондов и изъятию не подлежат. Позднее данная норма предусматривалась во всех нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации. Таким образом, средства, предназначенные для пенсионного обеспечения, были выделены из состава государственного бюджета в самостоятельный бюджет Пенсионного фонда РСФСР (оставаясь при этом государственной собственностью). Следует отметить, что данным постановлением устанавливался также размер взносов на социальное страхование, обязательных для уплаты всеми предприятиями и организациями независимо от форм собственности и подчиненности. В рамках системы, действовавшей ранее, когда средства, предназначенные на финансирование выплаты государственных пенсий, входили в состав государственного бюджета, было возможно заимствование этих средств на другие государственные нужды (помимо пенсионных выплат), что негативно сказывалось на финансовой устойчивости пенсионной системы, то есть способности Пенсионного фонда сохранять существующий уровень платежеспособности при возможных неблагоприятных внешних и внутренних воздействиях на финансовые потоки. С установлением автономности пенсионного бюджета доходы Фонда перестали входить в бюджеты других уровней, был сделан шаг к страховым принципам и повышению эффективности деятельности системы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации, а также заложены основы достижения долгосрочной финансовой устойчивости этой системы. В течение периода, длившегося с момента образования Фонда и до 1 января 1992 года, Пенсионный фонд РСФСР осуществлял свою деятельность на основании Временного положения о Пенсионном фонде РСФСР и Порядка уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, утвержденных постановлением Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 г. № 556-1, в которых были закреплены положения, аналогичные положениям постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1.
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону
8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону
8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 2013 год завершился принятием целого ряда законов, направленных на проведение в России так называемой пенсионной реформы. В частности, утверждена новая формула для расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования, до конца 2015 года продлен срок выбора гражданами тарифа взноса на формирование накопительной части пенсии.
8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону Подробнее о тонкостях нового порядка расчета пенсий читайте в нашем материале: "Новая пенсионная формула: плюсы и подводные камни".
Россияне могут сами определить, кто будет страховщиком по обязательному пенсионному страхованию (далее – ОПС): ПФР или НПФ. Если же для управления пенсионными накоплениями выбирается частная управляющая компания, то страховщиком по ОПС все равно остается ПФР. Раньше подать заявление о выборе НПФ можно было в любом таком фонде. НПФ передавал данные в ПФР, являясь его трансфер-агентом, и на основании этих данных пенсионные накопления гражданина переводились в НПФ.
Трансфер-агент – юридическое лицо, выполняющее по договору с регистратором функции по приему документов, необходимых для проведения операций в реестре, и передаче зарегистрированным и иным лицам выписки по лицевым счетам, уведомления и иную информацию из реестра, которые предоставлены регистратором (ст. 8.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг").
Регистратор (держатель реестра) – лицо, осуществляющее деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг (п. 1 ст. 8 указанного закона).
Статус трансфер-агента обязывал НПФ передавать в ПФР проверенные и достоверные сведения, однако не все негосударственные фонды могли обеспечить достаточный уровень контроля за этим процессом.
Напомним, Законом предусмотрена возможность перехода из негосударственного фонда в ПФР и наоборот – из ПФР в НПФ, а также перехода из одного негосударственного фонда в другой (не чаще одного раза в год). Во всех трех случаях заявление о переходе подается в Пенсионный фонд РФ. Форма заявлений о переходе и инструкции по их заполнению также утверждаются ПФР. Однако последний сообщает, что в 2014 году порядок перевода пенсионных накоплений граждан из одного НПФ в другой, а также из НПФ в ПФР снова может измениться. Возможно, подавать заявление о смене негосударственного фонда можно будет не только в ПФР (как сейчас), но и в НПФ, в котором на данный момент формируются накопления. При этом нужно будет заключить договор об обязательном пенсионном страховании с НПФ, в который планируется перевести накопления. Предлагаемая процедура должна исключить ситуацию неправомерного перевода средства в новый, заинтересованный, НПФ. Заявление о переходе из НПФ в ПФР также можно будет подавать в фонд, в котором находятся накопления.
Отметим, что в текущем и следующем году на выбор страховщика непосредственно будет влиять тот вариант пенсионного обеспечения, который выберет гражданин. Так, россияне 1967 года рождения и моложе в течение указанного периода должны определиться: формировать накопительную часть трудовой пенсии или нет 2 . В первом случае пенсионные накопления нужно будет перевести в НПФ или выбрать частную управляющую компанию (далее – УК) либо один из возможных инвестиционных портфелей 3 государственной управляющей компании, функции которой в настоящее время выполняет "Внешэкономбанк".
Тариф взноса на накопительную часть пенсии для выбравших такой вариант будет по-прежнему составлять 6%. Для так называемых "молчунов", накопления которых находятся в ПФР и которые ни разу не воспользовались правом выбора инвестиционного портфеля УК или переходом в НПФ, данный тариф составит 0%. В этом случае тариф на формирование страховой части пенсии будет составлять 16%. Те, кто только начинает свою трудовую деятельность и вступает в систему ОПС с 2014 года, смогут выбрать вариант пенсионного обеспечения в течение пяти лет. До тех пор, пока выбор не будет сделан, тариф будет составлять 0%.
Таким образом, выбор 6%-ного тарифа накопительной части пенсии в любом случае связан с выбором управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда.
8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
Галина Морозова, президент НПФ Сбербанка:
"Основное преимущество акционерного общества перед некоммерческой организацией в том, что структура управления обществом более открыта и прозрачна. Преобразование НПФ в форму акционерного общества позволит и регуляторам, и самим клиентам видеть собственников НПФ. Также смена правового статуса НПФ и переход к международным стандартам деятельности будут способствовать росту привлекательности НПФ со стороны инвесторов.
Стоит отметить, что реорганизация НПФ в акционерное общество является обязательным условием вступления в систему гарантирования пенсионных накоплений, аналогичной системе страхования банковских вкладов".
Как отмечают авторы законопроекта 4 , на основе которого был принят Закон № 410-ФЗ, создание НПФ в форме акционерных обществ позволит этим фондам стать полноправными участниками рынка, а также повысит прозрачность вопроса имущественной ответственности менеджмента и акционеров фондов за последствия выполнения принятых ими неэффективных решений. Они также подчеркивают, что такая организационно-правовая форма фондов, как некоммерческая организация, не соответствует содержанию их деятельности по размещению средств пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионных накоплений, которая имеет все признаки коммерческой деятельности на финансовом рынке.
В связи со сменой организационной формы фондов установлены новые требования к размеру их собственных средств и уставного капитала. Так, на момент подачи в Банк России заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика фонд должен иметь собственные средства, рассчитанные в установленном ЦБ РФ порядке, в сумме не менее чем 150 млн руб., а с 1 января 2020 года – не менее чем 200 млн руб.
Напомним, что ранее к средствам НПФ предъявлялись такие требования: величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда с 1 января 2005 года должна была составлять не менее 30 млн руб., а с 1 июля 2009 года – не менее 100 млн руб.; в целях обеспечения защиты прав участников и застрахованных лиц фонды должны были иметь совокупный вклад учредителей фонда, внесенный денежными средствами, в размере не менее 3 млн руб. – с 11 мая 1998 года (день вступления в силу первой редакции Закона), не менее 30 млн руб. – с 1 января 2005 года и 100 млн руб. – с 1 января 2009 года.
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону Евгений Добровольский, председатель совета НПФ "Согласие":
"Акционирование несет в себе значительное количество трудностей для НПФ. Многие фонды столкнутся с проблемой того, как фактическим владельцам фондов реализовать свои права владения организацией при акционировании. Формулировки в законодательстве никак не облегчают эту процедуру. Также уже озвучена проблема, возникающая перед крупными компаниями, являющимися конечными владельцами НПФ – акционирование автоматически увеличивает долговую нагрузку таких компаний, что может негативно сказаться на отчетности и капитализации.
К минусам можно отнести увеличение организационных издержек для поддержания работы фонда, увеличение бюрократической нагрузки и сроков принятия стратегических решений. Или, например, такой момент: согласно требованиям законодательства, продажа более 10% акций фонда требует обязательного согласования с ЦБ РФ. Соответственно, затруднительно не только вступить в права владения НПФ, но и распоряжаться им в дальнейшем.
В принципе, как плюс можно трактовать то, что после акционирования у фонда будут непосредственные собственники – держатели акций, и их права будут надлежащим образом оформлены и подтверждены. Но фактически основные плюсы от акционирования извлекает регулятор и общество в целом (если иметь в виду повышение прозрачности рынка). Положительных аспектов непосредственно для деятельности НПФ акционирование практически не несет".
8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
Константин Угрюмов, президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ):
"Застрахованные лица будут понимать всю структуру управления НПФ, видеть, кто владеет фондом. Кроме того, акционирование – один из обязательных процессов в рамках вступления НПФ в систему гарантирования пенсионных накоплений граждан. Полагаем, что, в целом, у большинства НПФ не возникнет сложностей при акционировании, так как структуры владения фондами и сейчас достаточно открыты. Более детально оценивать уровень прохождения акционирования НПФ пока рано, так как регламента, подробно описывающего все этапы этого процесса, еще нет".
Резерв по обязательному пенсионному страхованию
Для обеспечения устойчивости исполнения обязательств перед застрахованными лицами по договорам об обязательном пенсионном страховании НПФ теперь будут создавать резерв по ОПС. Средства, из которых формируется данный резерв, указаны в ст. 20.1 Закона. К ним относятся:
- ежегодные отчисления в резерв фонда по ОПС, которые осуществляются за счет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений по итогам отчетного года, а при недостаточности или отсутствии такого дохода – за счет собственных средств фонда;
- средства пенсионных накоплений, не полученных правопреемниками умерших застрахованных лиц;
- проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений фондом, являвшимся предыдущим страховщиком по обязательному пенсионному страхованию;
- доходы от инвестирования средств резерва фонда по обязательному пенсионному страхованию;
- иное имущество, определенное по решению совета директоров (наблюдательного совета) фонда, в том числе средства акционеров фонда.
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону
8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
В постановлении был определен статус Пенсионного Фонда РФ. Согласно этого статуса Пенсионный Фонд являлся финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность согласно Закона РСФСР «О Банках и банковской деятельности в РСФСР). Также на тот период времени Пенсионный Фонд РФ находился в ведении Совета Министров Правительства Российской Федерации» [14, с.2]
В том же Постановлении было закреплено положение о том, что денежные средства Пенсионного Фонда Российской Федерации не могут входить в состав республиканского бюджета РСФСР, а также других бюджетов и также они не могут подлежать изъятию. Несколько позднее данная норма уже была предусмотрена различными нормативно-правовыми актами, закрепляющими деятельность Пенсионного Фонда Российской Федерации [14, с.4]
С момента образования Пенсионного Фонда Российской Федерации 1990 года и до 1992 года Пенсионный Фонд осуществлял свою деятельность на основе Временного положения о Пенсионного Фонде. Кроме того Пенсионный Фонд того времени действовал на основании Порядка уплаты страховых взносов предприятиями и иными юридическими лицами, перечень которых был утвержден Постановлением Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 г. № 556-1, в которых были закреплены положения, аналогичные положениям постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 [45, с.7].
В соответствие с Постановлением ВС Российской Федерации №2122-1 «Вопросы Пенсионного Фонда Российской Федерации» от 27.12.1991 года были введения в действие Положение и Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный Фонд РФ (России).
Полномочия по выплате государственных пенсий Пенсионным Фондом Российской Федерации были закреплены Указом Президента РФ №1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» от 27 сентября 2000 года
В постановлении от 25 июня 2001 года Конституционный Суд России указал, что ПФ РФ выполняет функции страховщика, который осуществляет управление средствами обязательного пенсионного страхования. Кроме того, этим же постановлением за Пенсионным Фондом Российской Федерации было закреплено обеспечение возможностей назначения и своевременной выплаты государственных пенсий.
Федеральным законом №167-ФЗ от 15.12.2001 года было установлено, что Пенсионный Фонд РФ является страхователем по условиям обязательного пенсионного страхования. Кроме того, в этом же законе было установлена организационно-правовая форма деятельности ПФ РФ как юридического лица. Пенсионный Фонд стал государственным учреждением. В статье 5 указанного выше закона сказано о том, что Пенсионный Фонд России и его территориальные подразделения составляют единую систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования. При этом противоречий с Положением о Пенсионном Фонде РФ (России), утвержденное Постановлением ВС РФ от 21.12.1991 года №2122-1 не противоречит статьей 5 №167-ФЗ.
Таким образом, в период становления российской государственности Пенсионный Фонд был наделен публично-властными полномочиями с целью обеспечения, конституционного права граждан на назначение, получение и выплаты государственной пенсии.
Реализация основ реформирования системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации началась с 1 января 2002 года. Для этого был принят целый ряд федеральных законодательных актов, которые были направлены на преобразование существующей на тот момент пенсионной системы. В этих законодательных актах были затронуты вопросы статуса Пенсионного Фонда Российской Федерации и его будущих полномочий [45, с.9].
Таким образом, благодаря изменениям, произошедшим в начале XX века, современный Пенсионный Фонд Российской Федерации наделен особыми публично-властными полномочиями, позволяя гражданам на основе Конституции Российской Федерации получать государственную пенсию.
Следовательно, на начальном этапе становления и развития Пенсионного Фонда Российской Федерации, средства, которые предназначены для пенсионного обеспечения граждан, были отдельно выведены из состава государственного бюджета в свой собственный самостоятельный бюджет. Тем не менее, Пенсионный Фонд оставался при этом государственной собственностью.
Целью Пенсионного Фонда является реализация прав граждан на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. Эти права обеспечены поддержкой со стороны принятого Федерального закона №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года.
Бюджетный статус Пенсионного Фонда Российской Федерации подтверждается его самостоятельностью и независимостью от других бюджетов бюджетной системы России. Как и в исторической ретроспективе, бюджет Пенсионного Фонда России изъятию не подлежит и находится в государственной собственности страны.
Структурные подразделения Пенсионного Фонда Российской Федерации наделены особыми полномочиями распорядителей и получателей бюджетных средств, а также администраторов доходов бюджетов Пенсионного Фонда Российской Федерации. Необходимо отметить, что структурные подразделения Пенсионного Фонда осуществляют на современном этапе полномочия администраторов доходов бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования (далее – ФОМС) [43, с.1].
В настоящее время Пенсионный Фонд Российской Федерации является юридическим лицом, правовой статус которого определяется гражданским законодательством страны.
К основным правовым положениям Пенсионного фонда, определяющим его нормативное регулирование в исторической и современной ретроспективе можно отнести Постановление ВС РСФСР от 22 декабря 1990 г. «Об организации Пенсионного фонда РСФСР», а также Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации. Кроме того, нормативно-правовое регулирование Пенсионного Фонда осуществляется посредством Федерального закона №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. в редакции от 31.12.2015 года. Деятельность Пенсионного Фонда регулируется также локальными правовыми актами, которые принимаются Правлением Пенсионного Фонда РФ.
Территориальные органы Пенсионного Фонда и его главное отделение составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования. Органы управления связаны друг с другом отношениями соподчиненности и подотчетны вышестоящим органам. В современной системе пенсионного обеспечения все территориальные подразделения Пенсионного Фонда также являются юридическими лицами и создаются решением правления каждого отдельно взятого отделения [14, с.6]
В структуру типового регионального отделения Пенсионного фонда включается в себя следующие элементы, как показано на рисунке 1.
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону
8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
В структуре отделения Пенсионного фонда входит Правление ПФР, осуществляющее общее руководство Пенсионным Фондом Российской Федерации. В обязанности правления входит утверждение бюджета, сметы расходов органов ПФР, а также составление отчетов об их исполнения. Дополнительно, правление определяет:
– структуру и кадровый состав;
– назначение и освобождение от занимаемой должности исполнительного директора и его заместителей;
– председателя ревизионной комиссии и руководителей отделений Пенсионного Фонда России;
– утверждение положения об исполнительной дирекции;
– издание нормативно-правовых и локальных актов [19, с.1].
Следует отметить, что наличие централизованной системы является отличительными признаком Пенсионного фонда Российской Федерации по сравнению, например, с системой обязательного медицинского страхования, в которой территориальные фонды обязательного медицинского страхования входят в структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования в Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы возложена функция по осуществлению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования. [45, с.11]
С точки зрения статьи 123.17 Гражданского Кодекса Российской федерации, Пенсионный Фонд Российской Федерации и его территориальные подразделения не являются фондами. Это противоречие создает путаницу понятий, на что авторами в некоторых юридических журналах уже обращалось внимание [14, с.3].
Поэтому современная система пенсионного обеспечения и, в особенности, деятельность Пенсионного Фонда Российской Федерации в значительной степени выведена из сферы действия гражданского законодательства о юридических лицах. Необходимо также заметить, что в законодательстве о некоммерческих организациях на органы управления государственными внебюджетными фондами, куда входит Пенсионный Фонд Российской Федерации, также не распространяется.
Однако в современных поправках к Гражданскому Кодексу Российской Федерации, вступивших в силу 1 сентября 2014 году, правовой статус ПФ РФ как юридического лица до сих пор точно не определен. В связи с этим у авторов возникает множество вопросов. В новейшей редакции Гражданского Кодекса Российской Федерации отдельно упомянут Центробанк России и негосударственные пенсионные фонды. В ГК РФ они наделены особым правовым статусом. Например, в пункте 4 статьи 48 Гражданского Кодекса Российской Федерации указано, что правовое положение Банка России определено Конституцией и Законом о Центральном банке РФ, а в пункте 4 статьи 123.17 ГК РФ сказано об особенностях правового регулирования негосударственных пенсионных фондов.
Нормативно-правовые акты Пенсионного Фонда Российской Федерации подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве Юстиции России [43, с.8].
Также стоит отметить, что Пенсионный фонд имеет особый статус в законодательстве о противодействии коррупции. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» целый ряд антикоррупционных правовых механизмов распространяет не только на государственных служащих, но и на должностных лиц и работников организаций, созданных на основании федеральных законов и организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами. К таким организациям приравнен и Пенсионный фонд РФ, который напрямую упоминается в Законе о противодействии коррупции, а также в ст. 349.2 Трудового кодекса РФ. 01.09.2019 | Статья. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Особенности воспитания патриотических чувств у дошкольников 17.09.2018 | Адаптация ребенка в детском саду
Исследование особенностей адаптации детей к детскому саду 04.09.2017 | Устранение недостатков судебных решений
Как устраняются недостатки судебных решений на современном этапе развития судебной системы
Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:
Круглосуточно
Some genuinely fantastic content on this internet site, thankyou for contribution.
Can I just say what a relief to find someone who actually knows what theyre talking about on the internet. You definitely know how to bring an issue to light and make it important. More people need to read this and understand this side of the story. I cant believe youre not more popular because you definitely have the gift.