Особенности правового режима земель водного фонда

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Главная > Земельное право > Правовой режим земель водного фонда 10.05.2019 239 просмотров

К водному фонду причисляют земли с поверхностными водами, гидротехническими и прочими строениями, возведенными на водоемах. Правовой режим земель водного фонда зависит от характеристики вод, являющихся наиболее важными составляющими окружающей среды. Эти природные ресурсы возобновляемы, ограничены и, в то же время, уязвимы. Вода необходима для нормальной жизнедеятельности людей, проживающих недалеко от водных территорий. Наличие водоемов влияет на социальное и экономическое развитие местности, оказывает благоприятное воздействие на экологическое состояние, позволяет сохранить местную флору и фауну. Особенности пользования и гарантии надлежащей охраны для земель водного фонда зафиксированы в положениях Земельного и Водного Кодексов РФ, а также контролируются отдельными законодательными актами.

Водный фонд России: понятие и состав

Все данные о водном фонде заносятся в специальный госреестр. В этой системе имеются сведения о месте расположения водоемов, о сфере их применения и об отдельных ресурсах. Владельцы земельных наделов могут использовать водоемы, расположенные на своей территории, в собственных целях, или сооружать их самостоятельно, если это не противоречит действующим нормам закона и не ущемляет интересы других граждан. Недопустима передача водных объектов без соответствующего оформления земли. Невозможно разделить территорию на несколько частей самостоятельно, если при этом требуется проведение границы по воде. Точное определение водного фонда зафиксировано в ст. 1 ВК РФ. К нему относят все водные объекты на территории страны. Водным объектом признается естественный или искусственный водоем, водоток или другой тип объекта с непрерывным или временным содержанием воды, имеющий специфику водного режима.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Эти территории используются для возведения на них сооружений, снабжающих население достаточным количеством воды. Среди основных нужд населения отмечают:
  • наличие питьевой воды;
  • бытовые нужды;
  • применение воды и водных объектов в оздоровительных целях;
  • прочие потребности в сферах, значимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения, – сельское хозяйство, охрана окружающей среды, промышленность и прочее.
Возможность получить во владение участок, относящийся к водному фонду, зависит от целевого использования данного объекта. Невозможно, чтобы участок находился в собственности одного лица, а водоем, расположенный на этом участке, — в собственности другого. Водный фонд страны объединяет следующие участки:
  • земельные площади с любыми разновидностями водных объектов;
  • территории, приравненные к природоохранным зонам с водоемами;
  • отдельные участки для установки отводных полос, охранных зон водозабора, гидротехнических строений и прочего оборудования для водохозяйственной деятельности.
Все площади водного фонда можно объединить в 2 основные группы:
  1. земли, имеющие границы с водоемами, необходимыми для обслуживания водопользователей;
  2. территории, покрытые водой. Сюда входят земли, пребывающие под водой постоянно или на протяжении практически всего года, а также морские воды РФ.
Водные объекты имеют рельеф, схожий с рельефом земель, над которыми они располагаются. Устанавливаются их границы и объемы.

Основные типы водных объектов

Водные объекты можно разделить на поверхностные и подземные, учитывая все особенности их использования, местоположения и прочие характеристики. К категории поверхностных причислены воды и земли, которые они покрывают в пределах береговой линии. Эти воды можно разделить на родники, гейзеры, моря и заливы, проливы и бухты, водотоки и водоемы, болотистые местности. Основываясь на ВК РФ, водные объекты могут принадлежать государству, муниципалитетам или частным лицам по праву собственности. Однако такие земли всегда считаются природоохранными зонами.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Для них предусмотрен специальный правовой режим, который запрещает проводить некоторые манипуляции с объектами. Например, нельзя оборудовать свалки на подобных участках. Подземными объектами считаются водоносные горизонты и бассейны подземных вод. Границы таких зон определяются законодательными актами. Учитывая условия доступа, выделяют объекты общего и обособленного пользования. В первую группу входят поверхностные воды, собственником которых является государство или муниципалитет. Все граждане могут безвозмездно пользоваться ими для своих личных или бытовых нужд, если это не противоречит законодательству России. Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!
Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму .

Порядок пользования

Водоохранной зоной называют земли, приближенные к акватории. Для них существуют отдельные правила пользования и реализации хозяйственной деятельности. Предназначением таких территорий является обеспечение сохранности экологического состояния объектов и среды обитания представителей флоры и фауны. Здесь установлены береговые линии, введен запрет на вырубку лесов, распахивание земель, создание животноводческих ферм. На пространствах, занятых водными объектами, не разрешается:
  • располагать навозные стоки для удобрения почвы;
  • вести работы авиационной и химической направленности;
  • организовывать могильники и кладбища;
  • распылять химические вещества для борьбы с насекомыми-вредителями и сорными растениями;
  • строить автомойки, автозаправки и автостоянки;
  • оборудовать складские помещения для хранения минеральных удобрений, горючих и смазочных веществ, ядохимикатов;
  • использовать под дачные участки, если ширина водоохранной территории не меньше 100 м.
Основная задача властей – защитить водоемы и специальное оборудование, снабжающее водой население, от загрязнения. В водоохранных полосах можно проектировать, возводить, реконструировать, эксплуатировать хозяйственные и прочие объекты, если они оборудованы специальными сооружениями, которые защищают водоемы от засорения, препятствуют истощению водных запасов. Для того чтобы ресурсы воды не истощались, земельные площади, примыкающие к водоемам, должны быть засажены деревьями, кустарниками и прочей растительностью.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Собственникам площадей, расположенных в водоохранных зонах, необходимо соблюдать нормы эксплуатации и обеспечить охрану таких земель и прибрежных линий. Порядок использования владений водного фонда основывается на их целевом назначении, виде и устанавливается водным законодательством. Участки этого фонда РФ обязательно фиксируют в госкадастре. Согласно требованиям ст. 79 ВК РФ, постановка на государственный учет поверхностных и подземных вод означает выявление и фиксирование количества и качества водных ресурсов на конкретной территории по принятым правилам. Постановка на госучет осуществляется для разумного планирования и применения водных ресурсов, их своевременного восстановления и сохранности в соответствующем состоянии. В водном кадастре имеется информация о водных объектах, правилах их эксплуатации, а также сведения о водопользователях.

16.1. Понятие и общая характеристика правового режима земель водного фонда

Вода является важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на прилегающих к водным объектам территориях, обеспечивает экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира. Вода играет и будет играть важнейшую роль в жизни общества, без нее невозможно существование животного и растительного мира. Поэтому крайне необходима разработка вопросов рационального использования и охраны воды как основы всего живого. К землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.
Читать еще:  Смена точки присоединения к электрическим сетям
Впервые земли водного фонда были выделены в самостоятельную категорию в Основах земельного законодательства 1968 г. Под водным фондом понимается совокупность водных объектов в пределах территории РФ (ст. 1 ВК РФ). Водным объектом является природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Правовой режим водных объектов урегулирован водным законодательством – он тесно переплетается с правовым режимом земель, на которых расположены водные объекты, которые и определяют правовой режим этих земель. В зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфологических и других признаков водные объекты подразделяются на поверхностные и подземные.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (границы водного объекта) и, в свою очередь, подразделяются:
  • – на моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.);
  • – водотоки (реки, ручьи, каналы);
  • – водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);
  • – болота;
  • – природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);
  • – ледники, снежники.
Береговая линия (граница водного объекта) определяется для:
  • – моря – по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня – по линии максимального отлива;
  • – реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера – по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они нс покрыты льдом;
  • – пруда, водохранилища – по нормальному подпорному уровню воды;
  • – болота – по границе залежей торфа на нулевой глубине.
Подземные водные объекты – это:
  • – бассейны подземных вод;
  • – водоносные горизонты.
Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах. Береговая полоса (полоса земли вдоль береговой линии водного объекта) – предназначается для общего безвозмездного пользования. Ширина береговой полосы – 20 м от края воды в глубь берега при среднемноголетнем уровне воды на свободных реках и нормальном уровне воды на искусственно созданных внутренних водных путях, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 км, – для них береговая полоса составляет 5 м. Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с ВК РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (ч. 8 ст. 27 ЗК РФ). Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, т.е. общедоступными водными объектами. Согласно ст. 6 ВК РФ использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утвержденными в порядке, определяемом Правительством РФ (постановление от 14.12.2006 № 769), а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд. Следует отмстить, что ВК РФ регулирует водные отношения только в области использования и охраны водных объектов. Отношения по поводу воды, находящейся в окружающей среде и не сосредоточенной в водных объектах, не относятся к предмету данного регулирования.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, регламентируются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы ВК РФ. Отношения по поводу земель, лесов, недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при использовании и охране водных объектов, регулируются водным законодательством в той мере, в какой это необходимо для рационального использования и охраны водных объектов. Приведенные выше отношения в области использования и охраны водных объектов регулируются в целях обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду; поддержания оптимальных условий водопользования; качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям; защиты водных объектов от загрязнения и засорения и истощения; предотвращения или ликвидации вредного воздействия вод, а также сохранения биологического разнообразия водных экосистем. Земли водного фонда представляют собой территории, занятые водными объектами, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов. Таким образом, земли водного фонда можно разделить на две категории: непосредственно покрытые водой и прилегающие к водоемам, предназначенные для использования и охраны вод. Они используются для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных общественных потребностей; для охраны природы (источников водоснабжения) и производственных водных объектов, требующих специальной санитарной защиты, а также для обеспечения защиты населения от негативного воздействия промышленных, транспортных и других объектов в соответствии с законодательством устанавливаются санитарные зоны, в пределах которых вводится особый правовой режим использования земель. Порядок использования, т.е. правовой режим земель водного фонда, определяется земельным законодательством и водным законодательством. Правовой режим водных объектов, урегулированный водным законодательством, тесно переплетен с правовым режимом земель, па которых расположены эти водные объекты, отчего данная специфика и повлекла за собой выделение земель водного фонда в самостоятельную категорию. Правовой режим земель водного фонда имеет особенность, обусловленную тем, что их основным хозяйственным назначением является "обслуживание" использования водных объектов. Необходимо подчеркнуть, что к землям водного фонда помимо уже упоминавшихся водопокрытых земель относятся и приводоемные земельные участки. Например, водоохранные зоны водных объектов и их прибрежные защитные полосы, участки земель, в пределах которых находятся объекты водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений и т.п. Последняя группа земель выполняет обслуживающую по отношению к водоемам роль и зависит от них подобно тому, как в гражданско-правовом отношении "главная вещь – принадлежность", принадлежность следует судьбе главной вещи. В связи с тем, что водоемы играют разнообразную роль в жизни человека и общества, использование их может быть урегулировано многоаспектно: в качестве источника получения питьевой воды; в качестве рыбохозяйственного водоема; в качестве водоема для купания людей; в качестве судоходного водоема; в качестве средства лесосплава и т.п. В силу этого на землях водного фонда может действовать сводный правовой режим, предусмотренный различными нормативными правовыми актами. Среди них можно выделить: Федеральный закон "Об охране окружающей среды", Кодекс внутреннего водного транспорта РФ; Федеральный закон "О животном мире"; Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и др. Анализируя этот конгломерат нормативных правовых актов, можно сделать вывод, что земли водного фонда имеют правовой режим, обусловленный правовым режимом располагаемых на них водных объектов:
  • 1) целевым назначением водоемов. В частности, если водоем используется для получения вод питьевого назначения, то вокруг него устанавливаются соответствующие округа санитарной охраны; если он используется в качестве рыбохозяйственного, то на прибрежных полосах его действует правовой режим охраны рыбных запасов, ограничения хозяйственной деятельности, оказывающей отрицательное влияние на состояние рыбных запасов; если водоем решено использовать в качестве места для купания, то вводятся определенные ограничения на деятельность хозяйственных предприятий, сбрасывающих сточные воды в этот водоем, и т.п.;
  • 2) экологической обстановкой, сложившейся в месте его нахождения. Так, если данная местность оказалась объявленной зоной чрезвычайной экологической ситуации или зоной экологического бедствия, то законодательством о зонах экологических бедствий могут быть ограничены и даже прекращены все виды природопользования, в том числе использование данного водоема (ст. 57 Федерального закона "Об охране окружающей среды");
  • 3) правовым статусом субъектов землепользования. К примеру, забор воды сельскохозяйственным предприятием, использующим водный объект для питьевых нужд в порядке централизованного водоснабжения, производится в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами водозаборных сооружений и на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Читать еще:  Порядок уборки ковровых покрытий спортивных залов

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Перечисленное присуще общему правовому режиму земель водного фонда. Однако наряду с общим действует специальный правовой режим, обусловленный особым целевым назначением конкретно выделенной в пользование земли водного фонда или конкретно выделенного водоема. Например, при использовании водоема для нужд энергетики предприятия, эксплуатирующие на водоемах гидротехнические сооружения, обязаны обеспечить режим наполнения и сработки водохранилищ, установленный с учетом всех водопользователей, находящихся в зоне влияния водохранилищ; при предоставлении водоема преимущественно для рыбохозяйственной деятельности права других водопользователей, кроме питьевого водоснабжения, могут быть ограничены в интересах рыбного хозяйства; предоставление водоема для нужд сельского хозяйства порождает обязанности предотвратить попадание воды в мелиоративные системы из источников водозабора и создавать благоприятный режим почвенной влаги. Необходимо отметить, что специальный правовой режим земель водного фонда обусловлен естественным взаимодействием природных объектов, накладывающим отпечаток на правовое регулирование данной категории земель. Так, естественная подпитка и охрана водоемов осуществляется через водоохранные леса, а поэтому режим хозяйственной деятельности в лесах водоохранных зон направлен на сохранение природных свойств водных объектов. Иначе говоря, использование земель водного фонда осуществляется в комплексе через водопользование и лесопользование. В отличие от иных природных объектов водоемы далеко не всегда могут использоваться в локальном порядке. Некоторые водные объекты (особенно реки) могут располагаться в пределах нескольких субъектов РФ. Однако реки по общему правилу представляют собой и физико- географическое, и хозяйственное единство. Использование водного объекта в одном месте (например, использование реки в ее верховье) может существенно отразиться на ее состоянии в целом. Поэтому в использовании водных объектов традиционно сложился бассейновый принцип регулирования водных отношений. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, могут использовать водные объекты только для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц. Согласно ВК РФ водные объекты находятся в собственности РФ (федеральной собственности). Исключение составляет пруд или обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу. Эти водные объекты в данном случае находятся соответственно в собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами (п. 2 ст. 8 ВК РФ). Право собственности Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты. Пруд, обводненный карьер, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера. Право собственности на земли водного фонда подчинено праву собственности на водные объекты. Наша страна обладает огромными запасами пресной воды: порядка 10 процентов мирового речного стока (больше только у Бразилии). Рациональное использование водных ресурсов в России признается одним из ключевых факторов реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Именно поэтому во всех вопросах водопользования приоритет отдается охране водных объектов, а не их использованию.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

Что это такое?

Земли водного фонда — это дно и прилегающие земли поверхностных водных объектов как природного, так рукотворного происхождения. Законодатель рассматривает поверхностный водный объект как единую сложную систему, состоящую из земельного участка, вод, покрывающих его, и земель, прилегающих к береговой линии.

Существенные признаки объекта

  1. Гидравлическая взаимосвязь с окружающей природной средой. Полностью изолированные водоемы, например, бассейны, резервуары с водой вне зависимости от их объема и расположения не относятся к водным объектам.
  2. Постоянство. Временные скопления вод (например, в результате ливня, разлива рек, таяния снега) по закону не относятся к водным объектам.
  3. Входит в состав водного фонда. Водный объект должен быть включен (или должен подлежать включению) в государственный водный реестр. Например, если искусственный пруд для разведения рыбы зарегистрирован в качестве имущества, то он будет рассматриваться законом как объект не водных, а гражданских и иных правоотношений.
Только поверхностные водные объекты могут иметь в своем составе земли водного фонда. Подземные водные объекты включают подземные воды, находящиеся в гидравлической связи, и вмещающие их горные породы, при этом участок земли, в недрах которого они сосредоточены, может относиться к другой категории земель, например, сельскохозяйственного назначения.

Понятие и общая характеристика

Земельный кодекс РФ в ст. 102 относит к водному фонду помимо земель, занятых непосредственно водными объектами, также примыкающие к ним земли, необходимые для рационального использования водных ресурсов или защиты от вредного воздействия вод. К ним относятся водоохранные зоны и территории, занятые под специальные гидротехнические сооружения и комплексы: насосные станции, очистные сооружения, плотины, дамбы, судоподъемники, причалы (пирсы), молы, водосбросы, водозаборы, мосты, судоходные шлюзы, рыбозащитные и рыбопропускные сооружения, берегозащитные и другие конструкции.

Какие территории относятся к этой категории?

Итак, в составе водного фонда можно выделить земли двух видов:
  1. Земли, постоянно покрытые водой (их еще называют водопокрытыми). Составляют около 99% земель водного фонда. Это земли, занятые реками, озерами, внутренними и территориальными морями (и их отдельными частями, такими как бухты, заливы, лиманы и т.д.), водохранилищами, каналами, болотами, ледниками и снежниками (за исключением тундровой и лесотундровой природных зон).
  2. Земли, прилегающие к водным объектам. Береговые полосы, полосы отвода каналов и водоемов, охранные зоны, прилегающие к водоемам земельные участки, выделенные для установления водозаборов, гидротехнических и водохозяйственных конструкций.
Границы поверхностного водного объекта определяются следующим образом:
  • для морей — по линии максимального отлива;
  • для рек, озер — по среднемноголетнему уровню вод;
  • для прудов и водохранилищ — по нормальному уровню воды, не покрытой льдом;
  • для болот — по границам залежей торфа.
Береговая полоса поверхностного водного объекта общего пользования предназначается также для общего пользования (ч. 6 ст. 6 ВК РФ). Закон запрещает приватизацию земли в пределах береговой полосы, а также участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (п. 8 ст. 27 ЗК РФ).

Правовой режим и положение

Земли водного фонда при своей общей неоднородности имеют единый правовой режим, который устанавливается Земельным и Водным кодексами РФ, федеральными законами «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ», «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также водной стратегией РФ на период до 2020 года. Особенности правового режима данной категории земель непосредственно связаны с их назначением — организацией рационального использования и охраны вод как важнейшего ограниченного природного ресурса.

Кто является собственником?

В соответствии со ст. 8 ВК РФ водные объекты в совокупности с земельными участками, на которых они расположены, находятся в федеральной собственности (собственности Российской Федерации).

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Читать еще:  Процедура регистрации дома на земельном участке
В собственности субъектов РФ, муниципалитетов, физических и юридических лиц могут находиться только так называемые обособленные водные объекты в составе земельного участка — искусственные непроточные водоемы небольшой площади, не имеющие при этом соединения с другими поверхностными водными объектами. К ним относятся пруды и обводненные карьеры. В законе нет четкого определения, что такое пруд или обводненный карьер и чем они отличаются, к примеру, от водохранилищ. В соответствии с ГОСТ 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения» можно определить пруд как мелководное водохранилище площадью не более одного квадратного километра. То же правило действует для приграничных водоемов, курортных и особо охраняемых экологических объектов.Таким образом, право частной собственности на водные объекты может возникать только в отношении земли, на которой они расположены, и прекращается одновременно с прекращением права собственности на упомянутый земельный участок.

Разрешенное использование

Поверхностные водные объекты, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, являются общедоступными. Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено законом. Водные объекты могут предоставляться частным лицам по договору в долгосрочное или краткосрочное пользование, при этом их права ограничиваются так называемыми водными сервитутами для забора воды, водопоя и прогона скота, использования водных путей для паромов, лодок, других маломерных плавательных средств. Владелец земельного участка имеет право использовать в личных целях подземные воды или с учетом санитарно-гигиенических и строительных требований создать пруд (обводненный карьер), если это не противоречит текущему законодательству или интересам других граждан. О видах разрешенного использования различных категорий земель мы подробно рассказывали здесь.

Запрещенное использование: можно ли выделить земельный участок?

Земельный участок, в границах которого находится водный объект нельзя разделить, если для этого потребуется разграничение пруда или обводненного карьера. Закон может устанавливать особые водоохранные зоны на участках, примыкающих к береговой линии морей, рек, озер, водохранилищ.
В зонах водоохраны запрещено:
  • распахивать земли;
  • производить вырубку или корчевку деревьев (кроме предусмотренных законом санитарных нужд);
  • устраивать животноводческие фермы;
  • размещать кладбища, иные захоронения и скотомогильники;
  • проводить химические работы, использовать ядохимикаты, удобрения, препараты для борьбы с сорняками и вредителями;
  • мыть и заправлять автотранспорт, устраивать автостоянки;
  • организовывать сбор и хранение мусора.
Охраняемые водные зоны подразделяют на три пояса:

  1. Пояс зоны строгого режима — охраняемая территория водозабора и гидротехнических сооружений. Здесь запрещено постоянное или временное нахождение посторонних лиц, допускаются только люди, работающие на водопроводных станциях.
  2. Пояс зоны ограничений — земли, примыкающие к источникам воды. На данной территории требуется особое разрешение санитарного надзора на такие виды деятельности как строительство, прокладка дорог, использование земель для сельскохозяйственных целей и так далее.
  3. Пояс зоны наблюдений — смежная территория, на которой проводится учет инфекционных заболеваний для предотвращения их распространения через водопровод.

Управление и мониторинг

Основным принципом управления водным фондом в РФ является бассейновый подход, который подразумевает выделение на всей территории России так называемых бассейновых округов (на данный момент их 21), каждый из которых состоит из речного бассейна и связанных с ним подземных водоемов.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

В рамках одного бассейного округа формируется бассейновый совет, включающий представителей органов исполнительной власти, субъектов РФ и местного самоуправления. В бассейновом совете могут принимать участие лица, представляющие интересы водопользователей, общественных организаций и общин малочисленных народов. Мониторинг земель водных объектов осуществляется государством и включает регулярные наблюдения за состоянием поверхностных и подземных водных объектов, а также прогнозирование возможных изменений состояния водных ресурсов. Ведение государственного мониторинга осуществляется на нескольких уровнях:
  • локальном (водопользователи);
  • территориальном;
  • региональном;
  • федеральном.
Ведение Государственного водного кадастра осуществляется Министерством природных ресурсов и Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Аренда

Земли водного фонда за исключением береговой полосы, предназначенной для общего пользования, физические и юридические лица могут использовать для своих потребностей, но в зависимости от целей водопользования может потребоваться заключение договора. Не требуется заключать договор или получать специальное разрешение органа власти на водопользование в следующих случаях:

  1. Деятельность, связанная с использованием водных транспортных средств (может потребоваться наличие лицензии):
    • плавание маломерных судов, таких как гидроциклы, лодки, катера, байдарки, катамараны, парусные суда длиной менее 20 метров;
    • речное и морское судоходство;
    • разовый взлет и посадка воздушных судов (например, гидросамолетов, амфибий);
    • забор воды судами для технических нужд.
    • Традиционное природопользование и охрана природных ресурсов:
      • охота, рыболовство;
      • рыбоводство и аквакультура (если при этом не происходит забор воды из водоема или сброс сточных вод).
      • Научно-исследовательские и учебные цели:
        • геологическое изучение;
        • гидрографическая и топографическая деятельность;
        • геофизические, геодезические и водолазные работы.
        • Иные, предусмотренные законом, случаи:
          • полив садовых, дачных или огородных участков;
          • водопой скота (вне пределов зон санитарной охраны);
          • купание, занятия спортом, отдых, бытовые и лечебные нужды граждан (если санитарно-эпидемиологическая экспертиза признала водоем безопасным).
          За нарушение правил водопользования грозит штраф (КоАП РФ Статья 8.14):

          • для граждан его размер составляет от 500 до 1000 рублей;
          • для ИП — от 20 до 30 тысяч рублей;
          • для юридических лиц — от 80 до 100 тысяч рублей.
          Взять в аренду участок земли, относящейся к водному фонду, то есть приобрести право водопользования, можно путем заключения соответствующего договора между собственником и заинтересованным лицом. Закон разрешает заключать договор водопользования для следующих целей:
          • забор воды с поверхности водоема;
          • использование акватории, в том числе для создания рекреационной зоны;
          • производство электроэнергии без изъятия водных ресурсов (создание гидроэнергетических сооружений).
          Если земля относится к федеральным объектам, то со стороны арендодателя договор заключает Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) или его подразделения. Если же участок принадлежит муниципалитету, то арендодателем будет выступать орган местного самоуправления.

          Как оформить договор аренды?

          1. Обратиться в соответствующее бассейновое водное управление для выяснения, внесен ли интересующий вас земельный участок в водный реестр.
          Только после получения подтверждения можно приступать к следующему шагу, ведь если данный водный объект по какой-то причине не внесен в реестр, оформить на него право водопользования будет практически невозможно.
          Оформление пакета документов:
          • кадастровый план акватории (составляется кадастровым инженером);
          • проект планируемых построек с указанием их назначения и точных размеров (подойдет любая проектная организация);
          • план водоохранных мероприятий на весь срок водопользования;
          • схема водопользования;
          • технические сведения об оборудовании, если таковое планируется к установке;
          • заявление по форме, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии России;
          • копии удостоверяющих документов физлица или учредительного документа (устава) юрлица;
          • доверенность (при осуществлении действий от имени заявителя).
        • С подготовленными документами надо обратиться в водное бассейновое управление, которое должно выдать разрешение на строительство.
          • границы водного объекта;
          • цели использования арендуемых земель;
          • цена договора;
          • срок аренды (максимальный срок — 20 лет, но по его истечении арендатор будет иметь преимущественное право на повторное заключение договора).

          Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

          Договор аренды земель водного фонда подлежит обязательной регистрации в государственном водном реестре. Вы можете взять в аренду и участок береговой полосы общего пользования (например, чтобы поставить гараж для лодки) при условии обеспечения свободного прохода граждан к водоему и отсутствия капитальных построек.

          Заключение

          Как мы видим, государство существенно ограничивает возможности хозяйственного использования земель водного фонда, устанавливая особый правовой режим для водных объектов. Однако учитывая стратегическую и социальную значимость водных ресурсов в современном обществе, не удивительно, что любые виды деятельности, чуждые водному хозяйству, допускаются лишь в качестве второстепенных либо временных при условии сохранения преимущественно публичной формы собственности на земли водного фонда и контроля за их использованием со стороны органов власти. Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас: +7 (499) 938-46-18 (Москва)
          +7 (812) 425-63-64 (Санкт-Петербург)

          Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:

          8 800 350-81-94
          Круглосуточно

          Добавить комментарий

          Ваш e-mail не будет опубликован.

          Особенности правового режима земель водного фонда

          Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

          Главная > Земельное право > Правовой режим земель водного фонда 10.05.2019 239 просмотров

          К водному фонду причисляют земли с поверхностными водами, гидротехническими и прочими строениями, возведенными на водоемах. Правовой режим земель водного фонда зависит от характеристики вод, являющихся наиболее важными составляющими окружающей среды. Эти природные ресурсы возобновляемы, ограничены и, в то же время, уязвимы. Вода необходима для нормальной жизнедеятельности людей, проживающих недалеко от водных территорий. Наличие водоемов влияет на социальное и экономическое развитие местности, оказывает благоприятное воздействие на экологическое состояние, позволяет сохранить местную флору и фауну. Особенности пользования и гарантии надлежащей охраны для земель водного фонда зафиксированы в положениях Земельного и Водного Кодексов РФ, а также контролируются отдельными законодательными актами.

          Водный фонд России: понятие и состав

          Все данные о водном фонде заносятся в специальный госреестр. В этой системе имеются сведения о месте расположения водоемов, о сфере их применения и об отдельных ресурсах. Владельцы земельных наделов могут использовать водоемы, расположенные на своей территории, в собственных целях, или сооружать их самостоятельно, если это не противоречит действующим нормам закона и не ущемляет интересы других граждан. Недопустима передача водных объектов без соответствующего оформления земли. Невозможно разделить территорию на несколько частей самостоятельно, если при этом требуется проведение границы по воде. Точное определение водного фонда зафиксировано в ст. 1 ВК РФ. К нему относят все водные объекты на территории страны. Водным объектом признается естественный или искусственный водоем, водоток или другой тип объекта с непрерывным или временным содержанием воды, имеющий специфику водного режима.

          Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

          Эти территории используются для возведения на них сооружений, снабжающих население достаточным количеством воды. Среди основных нужд населения отмечают:
          • наличие питьевой воды;
          • бытовые нужды;
          • применение воды и водных объектов в оздоровительных целях;
          • прочие потребности в сферах, значимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения, – сельское хозяйство, охрана окружающей среды, промышленность и прочее.
          Возможность получить во владение участок, относящийся к водному фонду, зависит от целевого использования данного объекта. Невозможно, чтобы участок находился в собственности одного лица, а водоем, расположенный на этом участке, — в собственности другого. Водный фонд страны объединяет следующие участки:
          • земельные площади с любыми разновидностями водных объектов;
          • территории, приравненные к природоохранным зонам с водоемами;
          • отдельные участки для установки отводных полос, охранных зон водозабора, гидротехнических строений и прочего оборудования для водохозяйственной деятельности.
          Все площади водного фонда можно объединить в 2 основные группы:
          1. земли, имеющие границы с водоемами, необходимыми для обслуживания водопользователей;
          2. территории, покрытые водой. Сюда входят земли, пребывающие под водой постоянно или на протяжении практически всего года, а также морские воды РФ.
          Водные объекты имеют рельеф, схожий с рельефом земель, над которыми они располагаются. Устанавливаются их границы и объемы.

          Основные типы водных объектов

          Водные объекты можно разделить на поверхностные и подземные, учитывая все особенности их использования, местоположения и прочие характеристики. К категории поверхностных причислены воды и земли, которые они покрывают в пределах береговой линии. Эти воды можно разделить на родники, гейзеры, моря и заливы, проливы и бухты, водотоки и водоемы, болотистые местности. Основываясь на ВК РФ, водные объекты могут принадлежать государству, муниципалитетам или частным лицам по праву собственности. Однако такие земли всегда считаются природоохранными зонами.

          Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

          Для них предусмотрен специальный правовой режим, который запрещает проводить некоторые манипуляции с объектами. Например, нельзя оборудовать свалки на подобных участках. Подземными объектами считаются водоносные горизонты и бассейны подземных вод. Границы таких зон определяются законодательными актами. Учитывая условия доступа, выделяют объекты общего и обособленного пользования. В первую группу входят поверхностные воды, собственником которых является государство или муниципалитет. Все граждане могут безвозмездно пользоваться ими для своих личных или бытовых нужд, если это не противоречит законодательству России. Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!
          Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму .

          Порядок пользования

          Водоохранной зоной называют земли, приближенные к акватории. Для них существуют отдельные правила пользования и реализации хозяйственной деятельности. Предназначением таких территорий является обеспечение сохранности экологического состояния объектов и среды обитания представителей флоры и фауны. Здесь установлены береговые линии, введен запрет на вырубку лесов, распахивание земель, создание животноводческих ферм. На пространствах, занятых водными объектами, не разрешается:
          • располагать навозные стоки для удобрения почвы;
          • вести работы авиационной и химической направленности;
          • организовывать могильники и кладбища;
          • распылять химические вещества для борьбы с насекомыми-вредителями и сорными растениями;
          • строить автомойки, автозаправки и автостоянки;
          • оборудовать складские помещения для хранения минеральных удобрений, горючих и смазочных веществ, ядохимикатов;
          • использовать под дачные участки, если ширина водоохранной территории не меньше 100 м.
          Основная задача властей – защитить водоемы и специальное оборудование, снабжающее водой население, от загрязнения. В водоохранных полосах можно проектировать, возводить, реконструировать, эксплуатировать хозяйственные и прочие объекты, если они оборудованы специальными сооружениями, которые защищают водоемы от засорения, препятствуют истощению водных запасов. Для того чтобы ресурсы воды не истощались, земельные площади, примыкающие к водоемам, должны быть засажены деревьями, кустарниками и прочей растительностью.

          Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

          Собственникам площадей, расположенных в водоохранных зонах, необходимо соблюдать нормы эксплуатации и обеспечить охрану таких земель и прибрежных линий. Порядок использования владений водного фонда основывается на их целевом назначении, виде и устанавливается водным законодательством. Участки этого фонда РФ обязательно фиксируют в госкадастре. Согласно требованиям ст. 79 ВК РФ, постановка на государственный учет поверхностных и подземных вод означает выявление и фиксирование количества и качества водных ресурсов на конкретной территории по принятым правилам. Постановка на госучет осуществляется для разумного планирования и применения водных ресурсов, их своевременного восстановления и сохранности в соответствующем состоянии. В водном кадастре имеется информация о водных объектах, правилах их эксплуатации, а также сведения о водопользователях.

          16.1. Понятие и общая характеристика правового режима земель водного фонда

          Вода является важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на прилегающих к водным объектам территориях, обеспечивает экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира. Вода играет и будет играть важнейшую роль в жизни общества, без нее невозможно существование животного и растительного мира. Поэтому крайне необходима разработка вопросов рационального использования и охраны воды как основы всего живого. К землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.
          Читать еще:  Порядок уборки ковровых покрытий спортивных залов
          Впервые земли водного фонда были выделены в самостоятельную категорию в Основах земельного законодательства 1968 г. Под водным фондом понимается совокупность водных объектов в пределах территории РФ (ст. 1 ВК РФ). Водным объектом является природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Правовой режим водных объектов урегулирован водным законодательством – он тесно переплетается с правовым режимом земель, на которых расположены водные объекты, которые и определяют правовой режим этих земель. В зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфологических и других признаков водные объекты подразделяются на поверхностные и подземные.

          Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

          Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (границы водного объекта) и, в свою очередь, подразделяются:
          • – на моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.);
          • – водотоки (реки, ручьи, каналы);
          • – водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);
          • – болота;
          • – природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);
          • – ледники, снежники.
          Береговая линия (граница водного объекта) определяется для:
          • – моря – по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня – по линии максимального отлива;
          • – реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера – по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они нс покрыты льдом;
          • – пруда, водохранилища – по нормальному подпорному уровню воды;
          • – болота – по границе залежей торфа на нулевой глубине.
          Подземные водные объекты – это:
          • – бассейны подземных вод;
          • – водоносные горизонты.
          Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах. Береговая полоса (полоса земли вдоль береговой линии водного объекта) – предназначается для общего безвозмездного пользования. Ширина береговой полосы – 20 м от края воды в глубь берега при среднемноголетнем уровне воды на свободных реках и нормальном уровне воды на искусственно созданных внутренних водных путях, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 км, – для них береговая полоса составляет 5 м. Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с ВК РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (ч. 8 ст. 27 ЗК РФ). Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, т.е. общедоступными водными объектами. Согласно ст. 6 ВК РФ использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утвержденными в порядке, определяемом Правительством РФ (постановление от 14.12.2006 № 769), а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд. Следует отмстить, что ВК РФ регулирует водные отношения только в области использования и охраны водных объектов. Отношения по поводу воды, находящейся в окружающей среде и не сосредоточенной в водных объектах, не относятся к предмету данного регулирования.

          Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

          Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, регламентируются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы ВК РФ. Отношения по поводу земель, лесов, недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при использовании и охране водных объектов, регулируются водным законодательством в той мере, в какой это необходимо для рационального использования и охраны водных объектов. Приведенные выше отношения в области использования и охраны водных объектов регулируются в целях обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду; поддержания оптимальных условий водопользования; качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям; защиты водных объектов от загрязнения и засорения и истощения; предотвращения или ликвидации вредного воздействия вод, а также сохранения биологического разнообразия водных экосистем. Земли водного фонда представляют собой территории, занятые водными объектами, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов. Таким образом, земли водного фонда можно разделить на две категории: непосредственно покрытые водой и прилегающие к водоемам, предназначенные для использования и охраны вод. Они используются для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных общественных потребностей; для охраны природы (источников водоснабжения) и производственных водных объектов, требующих специальной санитарной защиты, а также для обеспечения защиты населения от негативного воздействия промышленных, транспортных и других объектов в соответствии с законодательством устанавливаются санитарные зоны, в пределах которых вводится особый правовой режим использования земель. Порядок использования, т.е. правовой режим земель водного фонда, определяется земельным законодательством и водным законодательством. Правовой режим водных объектов, урегулированный водным законодательством, тесно переплетен с правовым режимом земель, па которых расположены эти водные объекты, отчего данная специфика и повлекла за собой выделение земель водного фонда в самостоятельную категорию. Правовой режим земель водного фонда имеет особенность, обусловленную тем, что их основным хозяйственным назначением является "обслуживание" использования водных объектов. Необходимо подчеркнуть, что к землям водного фонда помимо уже упоминавшихся водопокрытых земель относятся и приводоемные земельные участки. Например, водоохранные зоны водных объектов и их прибрежные защитные полосы, участки земель, в пределах которых находятся объекты водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений и т.п. Последняя группа земель выполняет обслуживающую по отношению к водоемам роль и зависит от них подобно тому, как в гражданско-правовом отношении "главная вещь – принадлежность", принадлежность следует судьбе главной вещи. В связи с тем, что водоемы играют разнообразную роль в жизни человека и общества, использование их может быть урегулировано многоаспектно: в качестве источника получения питьевой воды; в качестве рыбохозяйственного водоема; в качестве водоема для купания людей; в качестве судоходного водоема; в качестве средства лесосплава и т.п. В силу этого на землях водного фонда может действовать сводный правовой режим, предусмотренный различными нормативными правовыми актами. Среди них можно выделить: Федеральный закон "Об охране окружающей среды", Кодекс внутреннего водного транспорта РФ; Федеральный закон "О животном мире"; Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и др. Анализируя этот конгломерат нормативных правовых актов, можно сделать вывод, что земли водного фонда имеют правовой режим, обусловленный правовым режимом располагаемых на них водных объектов:
          • 1) целевым назначением водоемов. В частности, если водоем используется для получения вод питьевого назначения, то вокруг него устанавливаются соответствующие округа санитарной охраны; если он используется в качестве рыбохозяйственного, то на прибрежных полосах его действует правовой режим охраны рыбных запасов, ограничения хозяйственной деятельности, оказывающей отрицательное влияние на состояние рыбных запасов; если водоем решено использовать в качестве места для купания, то вводятся определенные ограничения на деятельность хозяйственных предприятий, сбрасывающих сточные воды в этот водоем, и т.п.;
          • 2) экологической обстановкой, сложившейся в месте его нахождения. Так, если данная местность оказалась объявленной зоной чрезвычайной экологической ситуации или зоной экологического бедствия, то законодательством о зонах экологических бедствий могут быть ограничены и даже прекращены все виды природопользования, в том числе использование данного водоема (ст. 57 Федерального закона "Об охране окружающей среды");
          • 3) правовым статусом субъектов землепользования. К примеру, забор воды сельскохозяйственным предприятием, использующим водный объект для питьевых нужд в порядке централизованного водоснабжения, производится в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами водозаборных сооружений и на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование.
          Читать еще:  Территориальные нотариусы по наследственным делам

          Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

          Перечисленное присуще общему правовому режиму земель водного фонда. Однако наряду с общим действует специальный правовой режим, обусловленный особым целевым назначением конкретно выделенной в пользование земли водного фонда или конкретно выделенного водоема. Например, при использовании водоема для нужд энергетики предприятия, эксплуатирующие на водоемах гидротехнические сооружения, обязаны обеспечить режим наполнения и сработки водохранилищ, установленный с учетом всех водопользователей, находящихся в зоне влияния водохранилищ; при предоставлении водоема преимущественно для рыбохозяйственной деятельности права других водопользователей, кроме питьевого водоснабжения, могут быть ограничены в интересах рыбного хозяйства; предоставление водоема для нужд сельского хозяйства порождает обязанности предотвратить попадание воды в мелиоративные системы из источников водозабора и создавать благоприятный режим почвенной влаги. Необходимо отметить, что специальный правовой режим земель водного фонда обусловлен естественным взаимодействием природных объектов, накладывающим отпечаток на правовое регулирование данной категории земель. Так, естественная подпитка и охрана водоемов осуществляется через водоохранные леса, а поэтому режим хозяйственной деятельности в лесах водоохранных зон направлен на сохранение природных свойств водных объектов. Иначе говоря, использование земель водного фонда осуществляется в комплексе через водопользование и лесопользование. В отличие от иных природных объектов водоемы далеко не всегда могут использоваться в локальном порядке. Некоторые водные объекты (особенно реки) могут располагаться в пределах нескольких субъектов РФ. Однако реки по общему правилу представляют собой и физико- географическое, и хозяйственное единство. Использование водного объекта в одном месте (например, использование реки в ее верховье) может существенно отразиться на ее состоянии в целом. Поэтому в использовании водных объектов традиционно сложился бассейновый принцип регулирования водных отношений. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, могут использовать водные объекты только для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц. Согласно ВК РФ водные объекты находятся в собственности РФ (федеральной собственности). Исключение составляет пруд или обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу. Эти водные объекты в данном случае находятся соответственно в собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами (п. 2 ст. 8 ВК РФ). Право собственности Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты. Пруд, обводненный карьер, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера. Право собственности на земли водного фонда подчинено праву собственности на водные объекты. Наша страна обладает огромными запасами пресной воды: порядка 10 процентов мирового речного стока (больше только у Бразилии). Рациональное использование водных ресурсов в России признается одним из ключевых факторов реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Именно поэтому во всех вопросах водопользования приоритет отдается охране водных объектов, а не их использованию.

          Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

          Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

          Что это такое?

          Земли водного фонда — это дно и прилегающие земли поверхностных водных объектов как природного, так рукотворного происхождения. Законодатель рассматривает поверхностный водный объект как единую сложную систему, состоящую из земельного участка, вод, покрывающих его, и земель, прилегающих к береговой линии.

          Существенные признаки объекта

          1. Гидравлическая взаимосвязь с окружающей природной средой. Полностью изолированные водоемы, например, бассейны, резервуары с водой вне зависимости от их объема и расположения не относятся к водным объектам.
          2. Постоянство. Временные скопления вод (например, в результате ливня, разлива рек, таяния снега) по закону не относятся к водным объектам.
          3. Входит в состав водного фонда. Водный объект должен быть включен (или должен подлежать включению) в государственный водный реестр. Например, если искусственный пруд для разведения рыбы зарегистрирован в качестве имущества, то он будет рассматриваться законом как объект не водных, а гражданских и иных правоотношений.
          Только поверхностные водные объекты могут иметь в своем составе земли водного фонда. Подземные водные объекты включают подземные воды, находящиеся в гидравлической связи, и вмещающие их горные породы, при этом участок земли, в недрах которого они сосредоточены, может относиться к другой категории земель, например, сельскохозяйственного назначения.

          Понятие и общая характеристика

          Земельный кодекс РФ в ст. 102 относит к водному фонду помимо земель, занятых непосредственно водными объектами, также примыкающие к ним земли, необходимые для рационального использования водных ресурсов или защиты от вредного воздействия вод. К ним относятся водоохранные зоны и территории, занятые под специальные гидротехнические сооружения и комплексы: насосные станции, очистные сооружения, плотины, дамбы, судоподъемники, причалы (пирсы), молы, водосбросы, водозаборы, мосты, судоходные шлюзы, рыбозащитные и рыбопропускные сооружения, берегозащитные и другие конструкции.

          Какие территории относятся к этой категории?

          Итак, в составе водного фонда можно выделить земли двух видов:
          1. Земли, постоянно покрытые водой (их еще называют водопокрытыми). Составляют около 99% земель водного фонда. Это земли, занятые реками, озерами, внутренними и территориальными морями (и их отдельными частями, такими как бухты, заливы, лиманы и т.д.), водохранилищами, каналами, болотами, ледниками и снежниками (за исключением тундровой и лесотундровой природных зон).
          2. Земли, прилегающие к водным объектам. Береговые полосы, полосы отвода каналов и водоемов, охранные зоны, прилегающие к водоемам земельные участки, выделенные для установления водозаборов, гидротехнических и водохозяйственных конструкций.
          Границы поверхностного водного объекта определяются следующим образом:
          • для морей — по линии максимального отлива;
          • для рек, озер — по среднемноголетнему уровню вод;
          • для прудов и водохранилищ — по нормальному уровню воды, не покрытой льдом;
          • для болот — по границам залежей торфа.
          Береговая полоса поверхностного водного объекта общего пользования предназначается также для общего пользования (ч. 6 ст. 6 ВК РФ). Закон запрещает приватизацию земли в пределах береговой полосы, а также участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (п. 8 ст. 27 ЗК РФ).

          Правовой режим и положение

          Земли водного фонда при своей общей неоднородности имеют единый правовой режим, который устанавливается Земельным и Водным кодексами РФ, федеральными законами «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ», «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также водной стратегией РФ на период до 2020 года. Особенности правового режима данной категории земель непосредственно связаны с их назначением — организацией рационального использования и охраны вод как важнейшего ограниченного природного ресурса.

          Кто является собственником?

          В соответствии со ст. 8 ВК РФ водные объекты в совокупности с земельными участками, на которых они расположены, находятся в федеральной собственности (собственности Российской Федерации).

          Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

          Читать еще:  Процедура регистрации дома на земельном участке
          В собственности субъектов РФ, муниципалитетов, физических и юридических лиц могут находиться только так называемые обособленные водные объекты в составе земельного участка — искусственные непроточные водоемы небольшой площади, не имеющие при этом соединения с другими поверхностными водными объектами. К ним относятся пруды и обводненные карьеры. В законе нет четкого определения, что такое пруд или обводненный карьер и чем они отличаются, к примеру, от водохранилищ. В соответствии с ГОСТ 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения» можно определить пруд как мелководное водохранилище площадью не более одного квадратного километра. То же правило действует для приграничных водоемов, курортных и особо охраняемых экологических объектов.Таким образом, право частной собственности на водные объекты может возникать только в отношении земли, на которой они расположены, и прекращается одновременно с прекращением права собственности на упомянутый земельный участок.

          Разрешенное использование

          Поверхностные водные объекты, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, являются общедоступными. Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено законом. Водные объекты могут предоставляться частным лицам по договору в долгосрочное или краткосрочное пользование, при этом их права ограничиваются так называемыми водными сервитутами для забора воды, водопоя и прогона скота, использования водных путей для паромов, лодок, других маломерных плавательных средств. Владелец земельного участка имеет право использовать в личных целях подземные воды или с учетом санитарно-гигиенических и строительных требований создать пруд (обводненный карьер), если это не противоречит текущему законодательству или интересам других граждан. О видах разрешенного использования различных категорий земель мы подробно рассказывали здесь.

          Запрещенное использование: можно ли выделить земельный участок?

          Земельный участок, в границах которого находится водный объект нельзя разделить, если для этого потребуется разграничение пруда или обводненного карьера. Закон может устанавливать особые водоохранные зоны на участках, примыкающих к береговой линии морей, рек, озер, водохранилищ.
          В зонах водоохраны запрещено:
          • распахивать земли;
          • производить вырубку или корчевку деревьев (кроме предусмотренных законом санитарных нужд);
          • устраивать животноводческие фермы;
          • размещать кладбища, иные захоронения и скотомогильники;
          • проводить химические работы, использовать ядохимикаты, удобрения, препараты для борьбы с сорняками и вредителями;
          • мыть и заправлять автотранспорт, устраивать автостоянки;
          • организовывать сбор и хранение мусора.
          Охраняемые водные зоны подразделяют на три пояса:

          1. Пояс зоны строгого режима — охраняемая территория водозабора и гидротехнических сооружений. Здесь запрещено постоянное или временное нахождение посторонних лиц, допускаются только люди, работающие на водопроводных станциях.
          2. Пояс зоны ограничений — земли, примыкающие к источникам воды. На данной территории требуется особое разрешение санитарного надзора на такие виды деятельности как строительство, прокладка дорог, использование земель для сельскохозяйственных целей и так далее.
          3. Пояс зоны наблюдений — смежная территория, на которой проводится учет инфекционных заболеваний для предотвращения их распространения через водопровод.

          Управление и мониторинг

          Основным принципом управления водным фондом в РФ является бассейновый подход, который подразумевает выделение на всей территории России так называемых бассейновых округов (на данный момент их 21), каждый из которых состоит из речного бассейна и связанных с ним подземных водоемов.

          Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

          В рамках одного бассейного округа формируется бассейновый совет, включающий представителей органов исполнительной власти, субъектов РФ и местного самоуправления. В бассейновом совете могут принимать участие лица, представляющие интересы водопользователей, общественных организаций и общин малочисленных народов. Мониторинг земель водных объектов осуществляется государством и включает регулярные наблюдения за состоянием поверхностных и подземных водных объектов, а также прогнозирование возможных изменений состояния водных ресурсов. Ведение государственного мониторинга осуществляется на нескольких уровнях:
          • локальном (водопользователи);
          • территориальном;
          • региональном;
          • федеральном.
          Ведение Государственного водного кадастра осуществляется Министерством природных ресурсов и Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

          Аренда

          Земли водного фонда за исключением береговой полосы, предназначенной для общего пользования, физические и юридические лица могут использовать для своих потребностей, но в зависимости от целей водопользования может потребоваться заключение договора. Не требуется заключать договор или получать специальное разрешение органа власти на водопользование в следующих случаях:

          1. Деятельность, связанная с использованием водных транспортных средств (может потребоваться наличие лицензии):
            • плавание маломерных судов, таких как гидроциклы, лодки, катера, байдарки, катамараны, парусные суда длиной менее 20 метров;
            • речное и морское судоходство;
            • разовый взлет и посадка воздушных судов (например, гидросамолетов, амфибий);
            • забор воды судами для технических нужд.
            • Традиционное природопользование и охрана природных ресурсов:
              • охота, рыболовство;
              • рыбоводство и аквакультура (если при этом не происходит забор воды из водоема или сброс сточных вод).
              • Научно-исследовательские и учебные цели:
                • геологическое изучение;
                • гидрографическая и топографическая деятельность;
                • геофизические, геодезические и водолазные работы.
                • Иные, предусмотренные законом, случаи:
                  • полив садовых, дачных или огородных участков;
                  • водопой скота (вне пределов зон санитарной охраны);
                  • купание, занятия спортом, отдых, бытовые и лечебные нужды граждан (если санитарно-эпидемиологическая экспертиза признала водоем безопасным).
                  За нарушение правил водопользования грозит штраф (КоАП РФ Статья 8.14):

                  • для граждан его размер составляет от 500 до 1000 рублей;
                  • для ИП — от 20 до 30 тысяч рублей;
                  • для юридических лиц — от 80 до 100 тысяч рублей.
                  Взять в аренду участок земли, относящейся к водному фонду, то есть приобрести право водопользования, можно путем заключения соответствующего договора между собственником и заинтересованным лицом. Закон разрешает заключать договор водопользования для следующих целей:
                  • забор воды с поверхности водоема;
                  • использование акватории, в том числе для создания рекреационной зоны;
                  • производство электроэнергии без изъятия водных ресурсов (создание гидроэнергетических сооружений).
                  Если земля относится к федеральным объектам, то со стороны арендодателя договор заключает Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) или его подразделения. Если же участок принадлежит муниципалитету, то арендодателем будет выступать орган местного самоуправления.

                  Как оформить договор аренды?

                  1. Обратиться в соответствующее бассейновое водное управление для выяснения, внесен ли интересующий вас земельный участок в водный реестр.
                  Только после получения подтверждения можно приступать к следующему шагу, ведь если данный водный объект по какой-то причине не внесен в реестр, оформить на него право водопользования будет практически невозможно.
                  Оформление пакета документов:
                  • кадастровый план акватории (составляется кадастровым инженером);
                  • проект планируемых построек с указанием их назначения и точных размеров (подойдет любая проектная организация);
                  • план водоохранных мероприятий на весь срок водопользования;
                  • схема водопользования;
                  • технические сведения об оборудовании, если таковое планируется к установке;
                  • заявление по форме, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии России;
                  • копии удостоверяющих документов физлица или учредительного документа (устава) юрлица;
                  • доверенность (при осуществлении действий от имени заявителя).
                • С подготовленными документами надо обратиться в водное бассейновое управление, которое должно выдать разрешение на строительство.
                  • границы водного объекта;
                  • цели использования арендуемых земель;
                  • цена договора;
                  • срок аренды (максимальный срок — 20 лет, но по его истечении арендатор будет иметь преимущественное право на повторное заключение договора).

                  Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

                  Договор аренды земель водного фонда подлежит обязательной регистрации в государственном водном реестре. Вы можете взять в аренду и участок береговой полосы общего пользования (например, чтобы поставить гараж для лодки) при условии обеспечения свободного прохода граждан к водоему и отсутствия капитальных построек.

                  Заключение

                  Как мы видим, государство существенно ограничивает возможности хозяйственного использования земель водного фонда, устанавливая особый правовой режим для водных объектов. Однако учитывая стратегическую и социальную значимость водных ресурсов в современном обществе, не удивительно, что любые виды деятельности, чуждые водному хозяйству, допускаются лишь в качестве второстепенных либо временных при условии сохранения преимущественно публичной формы собственности на земли водного фонда и контроля за их использованием со стороны органов власти. Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас: +7 (499) 938-46-18 (Москва)
                  +7 (812) 425-63-64 (Санкт-Петербург)

                  Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:

                  8 800 350-81-94
                  Круглосуточно

                  Особенности правового режима земель водного фонда: 7 комментариев

                  1. superbeets review

                    magnificent post, very informative. I wonder why the opposite experts of this sector don’t understand this. You should proceed your writing. I am confident, you’ve a great readers’ base already!|

                  2. Antoinette Verstraete

                    Greetings from Colorado! I’m bored to death at work so I decided to browse your website on my iphone during lunch break. I really like the knowledge you provide here and can’t wait to take a look when I get home. I’m amazed at how fast your blog loaded on my cell phone .. I’m not even using WIFI, just 3G .. Anyways, fantastic blog!|

                  Добавить комментарий

                  Ваш e-mail не будет опубликован.