Ответственность за нарушение налогового кодекса

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Налоговая ответственность – это ответственность за нарушение налогового законодательства. Привлечение к ответственности налогоплательщика возможно по тем основаниям и в том порядке, которые предусмотрены НК РФ (п. 1 ст. 108 НК РФ) только при наличии всех признаков состава правонарушения К ответственности за налоговое правонарушение никого нельзя привлечь дважды (п. 2 ст. 108 НК РФ). Это значит, что одно и то же нарушение не может быть квалифицировано одновременно по нескольким статьям НК.

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Субъектами налоговых правонарушений могут быть плательщики налогов, сборов, взносов – как организации, так и физические лица (ст. 107 НК РФ). В связи с этим оштрафовать юридические лицо по НК РФ можно, а вот руководителя компании или главного бухгалтера за налоговые нарушения организации – нет. Мерой налоговой ответственности является взыскание с налогоплательщика налоговой санкции, т. е. штрафа (п. 1,2 ст. 114 НК РФ), размер которого варьируется в зависимости от вида совершенного правонарушения, а также от наличия умысла. Очевидно, что нарушения, совершенные по неосторожности и совершенные умышленно, караются по-разному. Вместе с тем привлечение к ответственности за налоговое нарушение организации не освобождает ее должностных лиц от административной, уголовной или иной ответственности, если для этого есть соответствующие основания (п. 4 ст. 108 НК РФ). Так, если организация не представит вовремя в ИФНС декларацию, то на нее наложат штраф в соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ. И одновременно с этим к ответственности может быть привлечен руководитель организации в соответствии со ст. 15.5 КоАП РФ . Причем аргумент о двойной ответственности здесь не работает, поскольку компания и ее директор – это разные лица, и в данном случае каждое из них «попадает» на штраф по своему основанию. Кроме того, уплата штрафа не избавляет лицо от обязанности по уплате суммы налога, сбора, страховых взносов, а также пени (п. 5 ст. 108 НК РФ). Напомним также, что в определенных случаях налогоплательщик может быть освобожден от налоговой ответственности, если будут выявлены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения.

С какого возраста наступает налоговая ответственность?

В соответствии с НК РФ к налоговой ответственности может быть привлечено физическое лицо после достижения им 16-лет ного возраста (п. 2 ст. 107 НК РФ). Если в более раннем возрасте у ребенка появляется обязанность по уплате налога или по представлению декларации, исполнить ее за него должен родитель или иной законный представитель. Более того, по мнению некоторых налоговиков, ответственность за неисполнение таких обязанностей также будет нести законный представитель (Письмо УФНС РФ по г. Москве от 09.08.2007 N 28-10/076242@ ). Но надо сказать, что напрямую из НК это не следует.

Ответственность за нарушение налогового законодательства (таблица штрафов)

Нарушение Ответственность
Налоговая Административная Уголовная
Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе:
Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

116 НК РФ п. 1 Штраф должностных лиц: предупреждение или штраф: 500 – 1000 рублей 15.3. Ко АП . Ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе или без лицензии 1) Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ 2) Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере 3) То же деяние, что и в пункте 2): а) совершенное организованной группой; б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере. Штраф налогоплательщика: 10 % от дохода, полученного за время такой деятельности, но не менее 40 000 рублей 116 НК РФ п. 2 Штраф должностных лиц:

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

штраф 2000-3000 рублей 15.3. Ко АП 2) Штраф до 300 тыс. рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период до 2 лет, или
обязательные работы до 480 часов, или
арест до 6 мес. 3) Штраф 100 тыс. – 500 тыс. рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период от 1 до 3 лет, или
принудительные работы на срок до 5 лет, или
лишение свободы на срок до 5 лет со штрафом до 80 000 рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период до 6 мес. либо без такового. 171 УК РФ Нарушение срока представления информации об открытии или закрытии счета в каком-либо банке. (Положения настоящей статьи применяются также в отношении участника договора инвестиционного товарищества – управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, нарушившего установленный законом срок представления в налоговый орган информации об открытии или о закрытии им счета инвестиционного товарищества в каком-либо банке.) Штраф налогоплательщика: – 5 000 рублей 118 НК РФ Штраф должностных лиц: предупреждение или штраф 1 000 – 2 000 руб 15.4. Ко АП . . Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества) в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок: 1). для налогоплательщиков (кроме управляющих товарищей) 2). Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества 3). Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере 4).То же деяние, что и в п. 3, совершенное:
а)группой лиц по предварительному сговору
б) в особо крупном размере Штраф налогоплательщика:

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Читать еще:  Образование после школы 11 классов как называется
1). 5% от суммы налога по декларации за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но всего не менее 1000 руб. и не более 30% 2). 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления. 119 НК РФ Штраф должностных лиц: предупреждение или штраф – 300 – 500 рублей 15.5. Ко АП 3). Штраф от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период от 1 года до 2 лет, или
принудительные работы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, или
арест до 6 месяцев, или лишение свободы на срок до 2 лет + лишение права занимать определенные должности (заниматься опред-й деятельностью) на срок до 3 лет или без такового. 4). Штраф от 200 тыс.руб. до 500 тыс. рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период от 1 года до 3 лет, или
принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового
лишение свободы на срок до 6 лет + лишение права занимать определенные должности (заниматься опред-й деятельностью) на срок до 3 лет или без такового. 199 УК РФ Неуплата или неполная уплата сумм налога: 1). в результате занижения налоговой базы, неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 129.3 НК РФ, 2). те же деяния, совершенные умышленно 3) Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере Штраф налогоплательщика: 1). 20% от неуплаченной суммы налога 2). 40% от неуплаченной суммы налога 122 НК РФ . .

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

3) Штраф в размере от 200 тыс. руб. до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет, либо
принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо
лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового 3)Ст.199.2 УК РФ Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета) (ст. введена ФЗ от 27.07.2010 N 229-ФЗ) Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде в случаях, предусмотренных НК РФ. Штраф налогоплательщика: 200 руб 119.1 НК РФ Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения
(статья введена ФЗ от 28.11.2011 N 336-ФЗ)
1. Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения 2. Те же деяния, совершенные умышленно 80 000 руб. 119.2 НК РФ Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником 1. Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником 2.Те же деяния, совершенные умышленно Штраф налогоплательщика: 1). 20 % от неуплаченной суммы налога. 2).40 % от неуплаченной суммы налога.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

122.1 НК РФ Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках (ст. введена ФЗ от 18.07.2011 N 227-ФЗ) Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения Штраф налогоплательщика: 5 000 рублей 129.4 НК РФ Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения: 1.) Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и (или) объектов налогообложения:
в течение одного налогового периода при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 (см. ниже) 2) Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода 3) Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, 1. Штраф налогоплательщика: 1) 10 000 рублей. 2) 30 000 рублей. 3) 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей 120 НК РФ 2. Штраф должностных лиц:

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

2 000 – 3 000 рублей 15.11. Ко АП . . Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов: 1)Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом 2). Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере 3)То же деяние, что и в пункте 2), совершенное в особо крупном размере Штраф налогового агента: – 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению. 123 НК РФ . . 2). Штраф от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период от 1 года до 2 лет, или
принудительные работы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового
арест на срок до 6 месяцев, или
лишение свободы на срок до 2 лет + лишение права занимать определенные должности (заниматься опред-й деятельностью) на срок до 3 лет или без такового 3). Штраф от 200 тыс. рублей до 500 тыс. рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период от 2 до 5 лет, или
принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, или
лишение свободы на срок до 6 лет + лишение права занимать определенные должности (заниматься опред-й деятельностью) на срок до 3 лет или без такового
Читать еще:  Отказ в отпуске без сохранения заработной платы
199.1. УК РФ Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога Штраф налогоплательщика: 30 000 рублей 125 НК РФ Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля: 1) непредставление документов и (или) сведений в установленный срок, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст.ст. 119 и 129.4 НК РФ (см. выше) 2) отказ (уклонение) организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа; иное уклонение от предоставления таких документов; предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями , если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ (см. ниже) Штраф налогоплательщика: 1) 200 рублей за каждый непредставленный документ

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

2) 10 000 рублей 126 НК РФ Штраф: – граждан: 100 – 300 рублей – должностных лиц: 300 – 500 рублей 15.6 Ко АП . . Непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган Непредставление банком справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения Штраф налогоплательщика: 20 000 рублей 135.1 НК РФ . . Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций . . Штраф: – должностных лиц: 4 000 – 5 000 рублей – юридических лиц: 40 000 – 50 000 рублей 15.1. Ко АП . . Выпуск организацией-производителем товаров и продукции без маркировки в случае, если такая маркировка обязательна . . Штраф:
– должностных лиц: 3 000 – 5 000 рублей с конфискацией предметов правонарушения
– юридических лиц: 30 000 – 50 000 рублей с конфискацией предметов правонарушения 15.11. Ко АП . Продажа немаркированных товаров и продукции в случае, если такая маркировка обязательна, хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта . . Штраф:
– граждан: 2000 – 2500 рублей с конфискацией предметов правонарушения
– должностных лиц: 4000 – 5000 рублей с конфискацией предметов правонарушения
– юридических лиц: 40 000 – 50 000 рублей с конфискацией предметов правонарушения 15.12. Ко АП . . Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт немаркированных товаров и продукции, которые подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок
совершенные в крупном размере
Те же деяния, что и в пункте выше, совершенные:
а)организованной группой
б)в особо крупном размере . . . . штраф до 200 тыс. рублей, или
в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период до 18 месяцев, либо
принудительные работы на срок до 3 лет, либо
лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев. штраф в размере от 100 тыс. руб. до 300 тыс руб. или
в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо
принудительные работы на срок до 5 лет, либо
лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового. 171.1 УК РФ Уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, несвоевременная подача деклараций, включение заведомо искаженных данных . . Штраф: – должностных лиц: 3000 – 4000 рублей

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

– юридических лиц: 30 000 – 40 000 рублей 15.13. Ко АП . .

Пояснения к таблице:

Понятие размера ущерба (Статья 199 УК РФ): Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах 3х финансовых лет подряд более 2 млн. рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 6 млн. рублей. Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах 3х финансовых лет подряд более 10 млн. рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 30 млн. рублей. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ, а также статьей 199.1 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым Кодексом РФ. Понятие грубого нарушения правил ведения бухгалтерского и налогового учета:
Грубое нарушение Содержание Основание
– правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения
    отсутствие первичных документов, или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета
  • систематическое (2 раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.
  • Статья 120 НК РФ – правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности
    1. искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%
  • искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%
  • Статья 15.11 КоАП Пояснение к статье 122 НК РФ п. 4 Ст. 122 НК РФ . Не признается правонарушением неуплата или неполная уплата ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков сумм налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков или других неправомерных действий (бездействия), если они вызваны сообщением недостоверных данных (несообщением данных), повлиявших на полноту уплаты налога, иным участником консолидированной группы налогоплательщиков, привлеченным к ответственности в соответствии со ст. 122.1 НК РФ (см. выше)
    (п. 4 введен ФЗ от 16.11.2011 N 321-ФЗ) Нарушения налогового законодательства могут быть только двух видов: уголовные преступления и административные правонарушения. Нарушения налогового законодательства относятся к уголовным преступлениям, если ответственность за их совершение предусмотрена в Уголовном кодексе РФ, а к административным правонарушениям — если ответственность за их совершение предусмотрена в НК РФ или в КоАП РФ. Так называемая налоговая ответственность за нарушения налогового законодательства, которая предусмотрена в НК РФ, по существу является административной ответственностью. Это подтверждается правовой позицией Конституционного Суда РФ в Постановлении от 17.12.96 № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона РФ от 24 июня 1993 года “О федеральных органах налоговой полиции”». Постановление определяет санкции за нарушения налогового законодательства как административно-правовые и уголовно-правовые.
    Читать еще:  Условия проведения электронного аукциона по 44 фз

    В формулировании административной ответственности в НК РФ есть существенные пробелы

    В соответствии с частью 1 статьи 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принятых в соответствии с ним законов субъектов Федерации. При этом нормы глав 14—16 и 18 НК РФ об административной ответственности участников налоговых правоотношений не отменены. Налогоплательщики и налоговые агенты привлекаются к административной ответственности за нарушения налогового законодательства по основаниям и в порядке, предусмотренным НК РФ, а не КоАП РФ. Нормы КоАП РФ об административной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах применяются только к должностным лицам организаций — участников налоговых правоотношений, а также за нарушения законодательства о налогах и сборах при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную территорию РФ.

    Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

    В отличие от КоАП РФ процедура привлечения к административной ответственности за нарушения налогового законодательства, предусмотренная НК РФ, страдает существенными пробелами и недостатками. В результате создаются ситуации, когда толкование норм НК РФ об административной ответственности арбитражными судами противоречит Конституции РФ и законодательству; юридические лица привлекаются к административной ответственности при отсутствии в законе установленного порядка производства по делам об административных правонарушениях; когда нет вины лица в совершении административного правонарушения, когда отсутствуют или недостаточны доказательства совершения лицом административного правонарушения. Все это следует рассматривать как нарушение положений Конституции РФ и принципов законодательства.

    Нельзя привлекать налогоплательщика к административной ответственности по результатам камеральной проверки

    Привлечение налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов к ответственности за налоговые правонарушения, выявленные при камеральной проверке, противоречит сущности этой проверки. Камеральная проверка заключается в контроле налогового органа за правильностью заполнения деклараций с целью выявления ошибок и информирования налогоплательщиков и налоговых агентов о правилах исчисления и уплаты налогов, заполнения деклараций и необходимости исправления ошибок, допущенных ими как при исчислении и уплате налогов, так и при заполнении деклараций. Такой вывод следует из содержания статьи 88 НК РФ, согласно которой по результатам камеральной проверки налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате суммы доначисленного налога и пени. По смыслу Закона к налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам не применяются налоговые санкции по результатам камеральных проверок. Камеральная проверка — это способ реализации закрепленного в подпункте 1 пункта 1 статьи 21 НК РФ права налогоплательщиков на получение от налоговых органов по месту учета информации о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, заполнения налоговых деклараций. Однако арбитражные суды взыскивают с налогоплательщиков штрафы за налоговые правонарушения по результатам камеральных налоговых проверок.

    Позиция ВАС РФ нарушает конституционные нормы

    Судебная практика, допускающая привлечение лиц к ответственности за налоговые правонарушения, несмотря на нарушение налоговыми органами процедуры привлечения их к ответственности, стала складываться после принятия Пленумом ВАС РФ Постановления от 28.02.2001 № 5, в котором даны указания арбитражным судам о привлечении к ответственности при отсутствии установленной в Законе процедуры или ее несоблюдении. Кроме того, налогоплательщики могут быть привлечены к ответственности по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, о которых в НК РФ не сказано ничего, кроме их названия. Привлечение к административной ответственности за налоговые правонарушения в судебном порядке при отсутствии процедуры привлечения есть не что иное, как получение доказательств совершения правонарушения без установленного законом порядка их получения. Пункт 2 статьи 50 Конституции РФ не допускает использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. В практике арбитражных судов при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности за налоговые правонарушения (по терминологии НК РФ — к «налоговой ответственности») по результатам камеральных налоговых проверок и дополнительных мероприятий налогового контроля используются именно такие доказательства: процедура привлечения к административной ответственности по результатам применения этих форм налогового контроля не установлена в НК РФ. Установление в законе и соблюдение порядка привлечения лиц к ответственности — это гарантия как всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела о налоговом правонарушении, так и соблюдения конституционных прав лиц, привлекаемых к ответственности, прежде всего права на защиту (п. 1 ст. 48 Конституции РФ). Позиция ВАС РФ о необязательности установления в законе и соблюдения порядка привлечения к административной ответственности за нарушения налогового законодательства противоречит не только пункту 1 статьи 108 НК РФ, согласно которому никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как в порядке, который предусмотрен НК РФ. Данная позиция нарушает конституционные нормы и принципы о недопустимости, в частности, при рассмотрении судами дел о привлечении к «налоговой ответственности» использовать доказательства совершения лицом налогового правонарушения, полученные с нарушением федерального закона (п. 2 ст. 50 Конституции РФ). Тем самым нарушаются также принципы законности (ст. 15 Конституции РФ), равенства всех перед законом и судом (п. 1 ст. 19 Конституции РФ), презумпции невиновности (ст. 49 Конституции РФ, п. 6 ст. 108 НК РФ).

    Необходимость включения всех норм об административной ответственности за нарушения налогового законодательства в КоАП РФ с одновременной отменой соответствующих положений НК РФ

    Данная проблема может быть решена включением норм об административной ответственности всех участников налоговых правоотношений в КоАП РФ с одновременной отменой глав 15, 16, 18 и отдельных положений главы 14 НК РФ о так называемой налоговой ответственности. Эта ответственность должна рассматриваться как административная ответственность за нарушения налогового законодательства и должна быть предусмотрена в законодательстве об административных правонарушениях, то есть в КоАП РФ.

    Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

    Такое предложение тем более справедливо, что сегодня правила производства по делу об административном правонарушении, предусмотренные в КоАП РФ, базируются на конституционных принципах административной ответственности и производства по делу об административном правонарушении, которые не соблюдаются в НК РФ при регламентации процедур налогового контроля и привлечения к налоговой ответственности. Ключевые слова: taxpayer, official, holding liable, administrative liability, должностное лицо, административная ответственность, привлечение к ответственности, налогоплательщик

    Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:

    8 800 350-81-94
    Круглосуточно

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован.

    Ответственность за нарушение налогового кодекса

    Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

    Налоговая ответственность – это ответственность за нарушение налогового законодательства. Привлечение к ответственности налогоплательщика возможно по тем основаниям и в том порядке, которые предусмотрены НК РФ (п. 1 ст. 108 НК РФ) только при наличии всех признаков состава правонарушения К ответственности за налоговое правонарушение никого нельзя привлечь дважды (п. 2 ст. 108 НК РФ). Это значит, что одно и то же нарушение не может быть квалифицировано одновременно по нескольким статьям НК.

    Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

    Субъектами налоговых правонарушений могут быть плательщики налогов, сборов, взносов – как организации, так и физические лица (ст. 107 НК РФ). В связи с этим оштрафовать юридические лицо по НК РФ можно, а вот руководителя компании или главного бухгалтера за налоговые нарушения организации – нет. Мерой налоговой ответственности является взыскание с налогоплательщика налоговой санкции, т. е. штрафа (п. 1,2 ст. 114 НК РФ), размер которого варьируется в зависимости от вида совершенного правонарушения, а также от наличия умысла. Очевидно, что нарушения, совершенные по неосторожности и совершенные умышленно, караются по-разному. Вместе с тем привлечение к ответственности за налоговое нарушение организации не освобождает ее должностных лиц от административной, уголовной или иной ответственности, если для этого есть соответствующие основания (п. 4 ст. 108 НК РФ). Так, если организация не представит вовремя в ИФНС декларацию, то на нее наложат штраф в соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ. И одновременно с этим к ответственности может быть привлечен руководитель организации в соответствии со ст. 15.5 КоАП РФ . Причем аргумент о двойной ответственности здесь не работает, поскольку компания и ее директор – это разные лица, и в данном случае каждое из них «попадает» на штраф по своему основанию. Кроме того, уплата штрафа не избавляет лицо от обязанности по уплате суммы налога, сбора, страховых взносов, а также пени (п. 5 ст. 108 НК РФ). Напомним также, что в определенных случаях налогоплательщик может быть освобожден от налоговой ответственности, если будут выявлены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения.

    С какого возраста наступает налоговая ответственность?

    В соответствии с НК РФ к налоговой ответственности может быть привлечено физическое лицо после достижения им 16-лет ного возраста (п. 2 ст. 107 НК РФ). Если в более раннем возрасте у ребенка появляется обязанность по уплате налога или по представлению декларации, исполнить ее за него должен родитель или иной законный представитель. Более того, по мнению некоторых налоговиков, ответственность за неисполнение таких обязанностей также будет нести законный представитель (Письмо УФНС РФ по г. Москве от 09.08.2007 N 28-10/076242@ ). Но надо сказать, что напрямую из НК это не следует.

    Ответственность за нарушение налогового законодательства (таблица штрафов)

    Нарушение Ответственность
    Налоговая Административная Уголовная
    Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе:
    Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе

    Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

    116 НК РФ п. 1 Штраф должностных лиц: предупреждение или штраф: 500 – 1000 рублей 15.3. Ко АП . Ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе или без лицензии 1) Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ 2) Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере 3) То же деяние, что и в пункте 2): а) совершенное организованной группой; б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере. Штраф налогоплательщика: 10 % от дохода, полученного за время такой деятельности, но не менее 40 000 рублей 116 НК РФ п. 2 Штраф должностных лиц:

    Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

    штраф 2000-3000 рублей 15.3. Ко АП 2) Штраф до 300 тыс. рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период до 2 лет, или
    обязательные работы до 480 часов, или
    арест до 6 мес. 3) Штраф 100 тыс. – 500 тыс. рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период от 1 до 3 лет, или
    принудительные работы на срок до 5 лет, или
    лишение свободы на срок до 5 лет со штрафом до 80 000 рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период до 6 мес. либо без такового. 171 УК РФ Нарушение срока представления информации об открытии или закрытии счета в каком-либо банке. (Положения настоящей статьи применяются также в отношении участника договора инвестиционного товарищества – управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, нарушившего установленный законом срок представления в налоговый орган информации об открытии или о закрытии им счета инвестиционного товарищества в каком-либо банке.) Штраф налогоплательщика: – 5 000 рублей 118 НК РФ Штраф должностных лиц: предупреждение или штраф 1 000 – 2 000 руб 15.4. Ко АП . . Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества) в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок: 1). для налогоплательщиков (кроме управляющих товарищей) 2). Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества 3). Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере 4).То же деяние, что и в п. 3, совершенное:
    а)группой лиц по предварительному сговору
    б) в особо крупном размере Штраф налогоплательщика:

    Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

    Читать еще:  Пояснения к отчету о финансовых результатах пример
    1). 5% от суммы налога по декларации за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но всего не менее 1000 руб. и не более 30% 2). 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления. 119 НК РФ Штраф должностных лиц: предупреждение или штраф – 300 – 500 рублей 15.5. Ко АП 3). Штраф от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период от 1 года до 2 лет, или
    принудительные работы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, или
    арест до 6 месяцев, или лишение свободы на срок до 2 лет + лишение права занимать определенные должности (заниматься опред-й деятельностью) на срок до 3 лет или без такового. 4). Штраф от 200 тыс.руб. до 500 тыс. рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период от 1 года до 3 лет, или
    принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового
    лишение свободы на срок до 6 лет + лишение права занимать определенные должности (заниматься опред-й деятельностью) на срок до 3 лет или без такового. 199 УК РФ Неуплата или неполная уплата сумм налога: 1). в результате занижения налоговой базы, неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 129.3 НК РФ, 2). те же деяния, совершенные умышленно 3) Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере Штраф налогоплательщика: 1). 20% от неуплаченной суммы налога 2). 40% от неуплаченной суммы налога 122 НК РФ . .

    Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

    3) Штраф в размере от 200 тыс. руб. до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет, либо
    принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо
    лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового 3)Ст.199.2 УК РФ Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета) (ст. введена ФЗ от 27.07.2010 N 229-ФЗ) Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде в случаях, предусмотренных НК РФ. Штраф налогоплательщика: 200 руб 119.1 НК РФ Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения
    (статья введена ФЗ от 28.11.2011 N 336-ФЗ)
    1. Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения 2. Те же деяния, совершенные умышленно 80 000 руб. 119.2 НК РФ Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником 1. Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником 2.Те же деяния, совершенные умышленно Штраф налогоплательщика: 1). 20 % от неуплаченной суммы налога. 2).40 % от неуплаченной суммы налога.

    Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

    122.1 НК РФ Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках (ст. введена ФЗ от 18.07.2011 N 227-ФЗ) Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения Штраф налогоплательщика: 5 000 рублей 129.4 НК РФ Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения: 1.) Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и (или) объектов налогообложения:
    в течение одного налогового периода при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 (см. ниже) 2) Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода 3) Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, 1. Штраф налогоплательщика: 1) 10 000 рублей. 2) 30 000 рублей. 3) 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей 120 НК РФ 2. Штраф должностных лиц:

    Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

    2 000 – 3 000 рублей 15.11. Ко АП . . Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов: 1)Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом 2). Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере 3)То же деяние, что и в пункте 2), совершенное в особо крупном размере Штраф налогового агента: – 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению. 123 НК РФ . . 2). Штраф от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период от 1 года до 2 лет, или
    принудительные работы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового
    арест на срок до 6 месяцев, или
    лишение свободы на срок до 2 лет + лишение права занимать определенные должности (заниматься опред-й деятельностью) на срок до 3 лет или без такового 3). Штраф от 200 тыс. рублей до 500 тыс. рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период от 2 до 5 лет, или
    принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, или
    лишение свободы на срок до 6 лет + лишение права занимать определенные должности (заниматься опред-й деятельностью) на срок до 3 лет или без такового
    Читать еще:  Текст доверенности на автомобиль от руки образец
    199.1. УК РФ Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога Штраф налогоплательщика: 30 000 рублей 125 НК РФ Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля: 1) непредставление документов и (или) сведений в установленный срок, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст.ст. 119 и 129.4 НК РФ (см. выше) 2) отказ (уклонение) организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа; иное уклонение от предоставления таких документов; предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями , если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ (см. ниже) Штраф налогоплательщика: 1) 200 рублей за каждый непредставленный документ

    Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

    2) 10 000 рублей 126 НК РФ Штраф: – граждан: 100 – 300 рублей – должностных лиц: 300 – 500 рублей 15.6 Ко АП . . Непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган Непредставление банком справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения Штраф налогоплательщика: 20 000 рублей 135.1 НК РФ . . Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций . . Штраф: – должностных лиц: 4 000 – 5 000 рублей – юридических лиц: 40 000 – 50 000 рублей 15.1. Ко АП . . Выпуск организацией-производителем товаров и продукции без маркировки в случае, если такая маркировка обязательна . . Штраф:
    – должностных лиц: 3 000 – 5 000 рублей с конфискацией предметов правонарушения
    – юридических лиц: 30 000 – 50 000 рублей с конфискацией предметов правонарушения 15.11. Ко АП . Продажа немаркированных товаров и продукции в случае, если такая маркировка обязательна, хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта . . Штраф:
    – граждан: 2000 – 2500 рублей с конфискацией предметов правонарушения
    – должностных лиц: 4000 – 5000 рублей с конфискацией предметов правонарушения
    – юридических лиц: 40 000 – 50 000 рублей с конфискацией предметов правонарушения 15.12. Ко АП . . Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт немаркированных товаров и продукции, которые подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок
    совершенные в крупном размере
    Те же деяния, что и в пункте выше, совершенные:
    а)организованной группой
    б)в особо крупном размере . . . . штраф до 200 тыс. рублей, или
    в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период до 18 месяцев, либо
    принудительные работы на срок до 3 лет, либо
    лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев. штраф в размере от 100 тыс. руб. до 300 тыс руб. или
    в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо
    принудительные работы на срок до 5 лет, либо
    лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового. 171.1 УК РФ Уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, несвоевременная подача деклараций, включение заведомо искаженных данных . . Штраф: – должностных лиц: 3000 – 4000 рублей

    Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

    – юридических лиц: 30 000 – 40 000 рублей 15.13. Ко АП . .

    Пояснения к таблице:

    Понятие размера ущерба (Статья 199 УК РФ): Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах 3х финансовых лет подряд более 2 млн. рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 6 млн. рублей. Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах 3х финансовых лет подряд более 10 млн. рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 30 млн. рублей. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ, а также статьей 199.1 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым Кодексом РФ. Понятие грубого нарушения правил ведения бухгалтерского и налогового учета:
    Грубое нарушение Содержание Основание
    – правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения
      отсутствие первичных документов, или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета
  • систематическое (2 раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.
  • Статья 120 НК РФ – правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности
    1. искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%
  • искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%
  • Статья 15.11 КоАП Пояснение к статье 122 НК РФ п. 4 Ст. 122 НК РФ . Не признается правонарушением неуплата или неполная уплата ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков сумм налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков или других неправомерных действий (бездействия), если они вызваны сообщением недостоверных данных (несообщением данных), повлиявших на полноту уплаты налога, иным участником консолидированной группы налогоплательщиков, привлеченным к ответственности в соответствии со ст. 122.1 НК РФ (см. выше)
    (п. 4 введен ФЗ от 16.11.2011 N 321-ФЗ) Нарушения налогового законодательства могут быть только двух видов: уголовные преступления и административные правонарушения. Нарушения налогового законодательства относятся к уголовным преступлениям, если ответственность за их совершение предусмотрена в Уголовном кодексе РФ, а к административным правонарушениям — если ответственность за их совершение предусмотрена в НК РФ или в КоАП РФ. Так называемая налоговая ответственность за нарушения налогового законодательства, которая предусмотрена в НК РФ, по существу является административной ответственностью. Это подтверждается правовой позицией Конституционного Суда РФ в Постановлении от 17.12.96 № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона РФ от 24 июня 1993 года “О федеральных органах налоговой полиции”». Постановление определяет санкции за нарушения налогового законодательства как административно-правовые и уголовно-правовые.
    Читать еще:  Программное обеспечение на какой счет оприходовать

    В формулировании административной ответственности в НК РФ есть существенные пробелы

    В соответствии с частью 1 статьи 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принятых в соответствии с ним законов субъектов Федерации. При этом нормы глав 14—16 и 18 НК РФ об административной ответственности участников налоговых правоотношений не отменены. Налогоплательщики и налоговые агенты привлекаются к административной ответственности за нарушения налогового законодательства по основаниям и в порядке, предусмотренным НК РФ, а не КоАП РФ. Нормы КоАП РФ об административной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах применяются только к должностным лицам организаций — участников налоговых правоотношений, а также за нарушения законодательства о налогах и сборах при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную территорию РФ.

    Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

    В отличие от КоАП РФ процедура привлечения к административной ответственности за нарушения налогового законодательства, предусмотренная НК РФ, страдает существенными пробелами и недостатками. В результате создаются ситуации, когда толкование норм НК РФ об административной ответственности арбитражными судами противоречит Конституции РФ и законодательству; юридические лица привлекаются к административной ответственности при отсутствии в законе установленного порядка производства по делам об административных правонарушениях; когда нет вины лица в совершении административного правонарушения, когда отсутствуют или недостаточны доказательства совершения лицом административного правонарушения. Все это следует рассматривать как нарушение положений Конституции РФ и принципов законодательства.

    Нельзя привлекать налогоплательщика к административной ответственности по результатам камеральной проверки

    Привлечение налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов к ответственности за налоговые правонарушения, выявленные при камеральной проверке, противоречит сущности этой проверки. Камеральная проверка заключается в контроле налогового органа за правильностью заполнения деклараций с целью выявления ошибок и информирования налогоплательщиков и налоговых агентов о правилах исчисления и уплаты налогов, заполнения деклараций и необходимости исправления ошибок, допущенных ими как при исчислении и уплате налогов, так и при заполнении деклараций. Такой вывод следует из содержания статьи 88 НК РФ, согласно которой по результатам камеральной проверки налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате суммы доначисленного налога и пени. По смыслу Закона к налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам не применяются налоговые санкции по результатам камеральных проверок. Камеральная проверка — это способ реализации закрепленного в подпункте 1 пункта 1 статьи 21 НК РФ права налогоплательщиков на получение от налоговых органов по месту учета информации о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, заполнения налоговых деклараций. Однако арбитражные суды взыскивают с налогоплательщиков штрафы за налоговые правонарушения по результатам камеральных налоговых проверок.

    Позиция ВАС РФ нарушает конституционные нормы

    Судебная практика, допускающая привлечение лиц к ответственности за налоговые правонарушения, несмотря на нарушение налоговыми органами процедуры привлечения их к ответственности, стала складываться после принятия Пленумом ВАС РФ Постановления от 28.02.2001 № 5, в котором даны указания арбитражным судам о привлечении к ответственности при отсутствии установленной в Законе процедуры или ее несоблюдении. Кроме того, налогоплательщики могут быть привлечены к ответственности по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, о которых в НК РФ не сказано ничего, кроме их названия. Привлечение к административной ответственности за налоговые правонарушения в судебном порядке при отсутствии процедуры привлечения есть не что иное, как получение доказательств совершения правонарушения без установленного законом порядка их получения. Пункт 2 статьи 50 Конституции РФ не допускает использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. В практике арбитражных судов при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности за налоговые правонарушения (по терминологии НК РФ — к «налоговой ответственности») по результатам камеральных налоговых проверок и дополнительных мероприятий налогового контроля используются именно такие доказательства: процедура привлечения к административной ответственности по результатам применения этих форм налогового контроля не установлена в НК РФ. Установление в законе и соблюдение порядка привлечения лиц к ответственности — это гарантия как всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела о налоговом правонарушении, так и соблюдения конституционных прав лиц, привлекаемых к ответственности, прежде всего права на защиту (п. 1 ст. 48 Конституции РФ). Позиция ВАС РФ о необязательности установления в законе и соблюдения порядка привлечения к административной ответственности за нарушения налогового законодательства противоречит не только пункту 1 статьи 108 НК РФ, согласно которому никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как в порядке, который предусмотрен НК РФ. Данная позиция нарушает конституционные нормы и принципы о недопустимости, в частности, при рассмотрении судами дел о привлечении к «налоговой ответственности» использовать доказательства совершения лицом налогового правонарушения, полученные с нарушением федерального закона (п. 2 ст. 50 Конституции РФ). Тем самым нарушаются также принципы законности (ст. 15 Конституции РФ), равенства всех перед законом и судом (п. 1 ст. 19 Конституции РФ), презумпции невиновности (ст. 49 Конституции РФ, п. 6 ст. 108 НК РФ).

    Необходимость включения всех норм об административной ответственности за нарушения налогового законодательства в КоАП РФ с одновременной отменой соответствующих положений НК РФ

    Данная проблема может быть решена включением норм об административной ответственности всех участников налоговых правоотношений в КоАП РФ с одновременной отменой глав 15, 16, 18 и отдельных положений главы 14 НК РФ о так называемой налоговой ответственности. Эта ответственность должна рассматриваться как административная ответственность за нарушения налогового законодательства и должна быть предусмотрена в законодательстве об административных правонарушениях, то есть в КоАП РФ.

    Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

    Такое предложение тем более справедливо, что сегодня правила производства по делу об административном правонарушении, предусмотренные в КоАП РФ, базируются на конституционных принципах административной ответственности и производства по делу об административном правонарушении, которые не соблюдаются в НК РФ при регламентации процедур налогового контроля и привлечения к налоговой ответственности. Ключевые слова: taxpayer, official, holding liable, administrative liability, должностное лицо, административная ответственность, привлечение к ответственности, налогоплательщик

    Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:

    8 800 350-81-94
    Круглосуточно

    Ответственность за нарушение налогового кодекса: 9 комментариев

    1. berkey

      Thanks for any other wonderful article. The place else may just anyone get that type of info in such an ideal method of writing? I’ve a presentation next week, and I’m on the look for such information.|

    2. the feed

      Hi! Someone in my Facebook group shared this website with us so I came to look it over. I’m definitely enjoying the information. I’m book-marking and will be tweeting this to my followers! Exceptional blog and terrific style and design.|

    3. feed

      Hi there would you mind stating which blog platform you’re working with? I’m going to start my own blog in the near future but I’m having a hard time making a decision between BlogEngine/Wordpress/B2evolution and Drupal. The reason I ask is because your layout seems different then most blogs and I’m looking for something completely unique. P.S Sorry for getting off-topic but I had to ask!|

    4. junk car buyer

      Aw, this was an exceptionally nice post. Taking the time and actual effort to generate a great article… but what can I say… I hesitate a whole lot and don’t manage to get anything done.|

    5. theragun

      Hey! I just wanted to ask if you ever have any trouble with hackers? My last blog (wordpress) was hacked and I ended up losing many months of hard work due to no back up. Do you have any solutions to prevent hackers?|

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован.