Перечень источников поступлений целевых средств

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Особенности использования в 2019 году средств, предоставляемых отдельным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям и подлежащих казначейскому сопровождению (далее – целевые средства), установлены 5 статьей Федерального закона от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее – Федеральный закон № 459-ФЗ). В рамках исполнения 5 статьи Федерального закона № 459-ФЗ Правительством Российской Федерации приняты два постановления, устанавливающие порядок казначейского сопровождения целевых средств в 2019 году, включая остатки средств на лицевых счетах юридических лиц, открытых в органах Федерального казначейства. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2019 № 1702 утверждены Правила казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа, а именно расчетов по государственным контрактам на сумму более ста тысяч рублей, а также расчетов по контрактам в рамках их исполнения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2019 № 1765 утверждены правила казначейского сопровождения средств, так называемого «гражданского» казначейского сопровождения, в том числе субсидий и бюджетных инвестиций юридическим лицам, взносов в уставочные капиталы, вкладов в имущество юридических лиц; авансовых платежей по госконтрактам на сумму сто миллионов рублей и более; авансовых платежей по контрактам и договорам, заключаемым на сумму сто миллионов рублей и более федеральными бюджетными и автономными учреждениями за счет субсидий на капитальные вложения в объекты капитального строительства; авансовых платежей по контрактам, заключаемым в рамках их исполнения; расчетов по госконтрактам с единственным поставщиком, а также расчетов в рамках их исполнения; средств, получаемых юридическими лицами в случаях, установленных Правительством Российской Федерации. Санкционирование расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, осуществляется в текущем финансовом году в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минфина России от 11.12.2019 № 259н. Данный порядок регламентирует вопросы взаимодействия органов Федерального казначейства и получателей целевых средств при осуществлении юридическим лицом целевых расходов с лицевых счетов открытых в органах Федерального казначейства, в том числе устанавливает форму и порядок предоставления Сведений об операциях с целевыми средствами (далее – Сведения), Перечень источников поступления целевых средств и Перечень направления расходования целевых средств, порядок заполнения, сроки исполнения и направления проверки органами Федерального казначейства Сведений и платежных поручений, а также представленных документов-оснований. Основные новации казначейского сопровождения целевых средств в 2019 году, установленные вышеуказанными нормативно-правовыми актами, это: – обязанность юридического лица вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту (контракту, договору) и распределять накладные расходы пропорционально срокам исполнения государственного контракта (контракта, договора), либо срокам использования авансового платежа по ним, в порядке, установленном Минфином России (приказ от 10.01.2019 № 4н); – перечисление средств на оплату обязательств юридических лиц в пределах суммы, необходимой для оплаты фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, т.е. применение механизма казначейского обеспечения обязательств, в случаях, предусмотренных частью 8 статьи 5 Федерального закона № 459-ФЗ; – возмещение произведенных юридическим лицом расходов (части расходов) на счет в банке без привязки к условиям, что данные расходы осуществлялись до поступления целевых средств на лицевой счет, при этом возможность возмещения должна быть прописана в контракте; – возможность применения нового документа – «реестра документов-оснований»; – установлены предельные сроки утверждения Сведений государственным заказчиком (головным исполнителем, заказчиком, получателем субсидии) или направления уведомления об отказе – не позднее 20-го дня со дня поступления от юридического лица, или не позднее 10-го рабочего дня после повторного предоставление после доработки; – применение детализированных кодов направления расходования целевых средств в платежных поручениях при оплате целевых расходов.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Кроме того, в целях разъяснения положений нормативных правовых актов в части казначейского сопровождения средств Минфин России и Федеральное Казначейство совместным письмом от 04.03.2019 №09-02-09/13902, №07-04-05/22-4227 высказали свою позицию о целесообразности применения положений нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы казначейского сопровождения в 2019 году, в отношении целевых средств, предоставленных на основании соглашений, государственных контрактов, заключенных до 1 января 2019 года, а также договоров (контрактов, соглашений), заключенных в рамках их исполнения. Отдел казначейского сопровождения УФК по Тюменской области Некоммерческая организация – организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (п.1 ст.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ). Однако все НКО, за исключением ассоциаций и союзов, имеют право заниматься предпринимательской деятельностью и облагать доходы от этой деятельности налогом на прибыль организаций на общих условиях. Таким образом, все доходы НКО можно разделить на два вида:
  1. Целевые поступления;
  2. Доходы от предпринимательской деятельности.
Целевые поступления НКО, не облагаемые налогом на прибыль организаций . Рассмотрим подробнее первый вид доходов НКО. Целевые поступления – средства, полученные НКО из бюджета, внебюджетных фондов, а также от юридических и физических лиц, направленные на содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности, и использование по назначению. Под ведением уставной деятельности понимается использование полученных целевых средств на реализацию целей, прописанных в уставе НКО. Для удобства распределения и использования целевых средств, ежегодно составляется смета предполагаемых поступлений и расходов по каждой программе для конкретной НКО. Признаками целевого поступления являются:
  1. Безвозмездность;
  2. Предназначение для использования только по целевому назначению, не связанному с осуществлением коммерческой деятельности НКО;
  3. Обязательное ведение раздельного учета в бухгалтерии НКО полученных доходов и произведенных расходов в рамках целевых поступлений.
В случае невыполнения хотя бы одного из перечисленных условий подобные поступления придется облагать налогом на прибыль организаций. Таким образом, можно представить доходы НКО по следующей схеме:

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Полный перечень необлагаемых налогом на прибыль целевых поступлений указан в п.2 ст. 251 НК РФ. Основными из них являются:
  1. Взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, доходы в виде безвозмездно полученных НКО услуг, работ, выполненных по соответствующим договорам;
  2. Средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;
  3. Средства, имущество и имущественные права, предоставляемые на осуществление благотворительной деятельности;
  4. Использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям;
  5. Паевые вклады;
  6. Гранты.
Читать еще:  Узнать статус готовности документов в росреестре
Все поступления целевого характера могут быть выделены как из бюджета РФ, так и юридическими и физическими лицами, которые могут быть как резидентами, так и нерезидентами РФ. Оформление поступления целевых средств. Целевые средства, переданные некоммерческой организации, могут быть нескольких видов, основными их которых являются:
  1. Денежные средства;
  2. Основные средства;
  3. Материалы;
Необходимо учесть, что для получения некоммерческой организацией целевого финансирования, необходимо наличие соответствующего договора на исполнение обязательств и утвержденной сметы расходов. Такая смета должна быть согласована с жертвователем и утверждена руководителем НКО. Также в ней должны быть постатейно указаны конкретные затраты на проводимое мероприятие. Такая смета является основанием для начисления целевого финансирования. Только после ее надлежащего оформления могут производиться дальнейшие действия по проведению программ и расчетов с НКО. В соответствии с Планом счетов, для учета всех видов целевых поступлений предназначен специальный счет 86 «Целевое финансирование». К этому счету целесообразно открыть несколько субсчетов, необходимых для корректного аналитического учета всех видов целевых поступлений НКО, например:
  1. Субсчет 86.01 «Членские взносы»;
  2. Субсчет 86.02 «Добровольные взносы и пожертвования»;
  3. Субсчет 86.03 «Целевые средства»;
  4. Субсчет 86.04 «Поступления из бюджета»;
  5. Субсчет 86.05 «Доходы от предпринимательской деятельности».
Все поступления целевых средств отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» и по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами кредиторами» субсчет «Расчеты по целевому финансированию». Следует учесть, что все целевые средства бухгалтерии НКО необходимо учесть в надлежащей оценке. Таким образом, оценка полученного имущества производится по рыночной стоимости на дату его оприходования в соответствии с п. 10.3 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденная Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. №32н. В январе 2015г. некоммерческая организация «Астра» основной деятельностью которой является осуществление мероприятий, направленных на поддержку и развитие больниц, получила на свой расчетный счет ежемесячный членский взнос от ООО «Гарант» в размере 20 000р., а также заключила договор с ООО «Бетта» на ремонт помещения больницы, в соответствии с которым получила необходимые материалы в денежной оценке на 850 000р., инструмент на сумму 45 000 р., и денежные средства в размере 200 000р. Ремонт помещения должен завершиться 30.01.2015г. Бухгалтерия НКО «Астра» в январе 2015г. Сделала следующие проводки по учету поступления целевых средств: Определен и утвержден размер членского взноса

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

На расчетный счет зачислен членский взнос Начислено целевое финансирование в утвержденном размере На расчетный счет зачислены целевые средства на ремонт больничного помещения Оприходованы материалы в рамках целевого финансирования для ремонта Принято к учету основное средство в рамках целевого финансирования Оформление расхода целевых средств Полученныецелевые средства НКО может расходовать строго в соответствии с утвержденной сметой расходов (финансовым планом), в которых должны быть указаны статьи затрат, на содержание НКО и ведение уставной деятельности. Полученные целевые средства на определенную программу также должны расходоваться строго по назначению. Необходимо учесть, что при проведении нескольких программ будет целесообразным составлять постатейную смету по каждой программе. Для правильного оформления расходования целевых средств следует учесть, что административно-хозяйственные расходы самой НКО могут осуществляться за счет всех видов доходов. Возможно два варианта погашение таких расходов:
  1. Расходы по содержанию НКО осуществляется за счет целевых поступлений, полученных на обеспечение определенных программ. При составлении сметы расходов на программу заранее оговаривается, что в нее будет включена доля общехозяйственных затрат НКО;
  2. Расходы по содержанию НКО осуществляются за счет вступительных и членских взносов. В таком случае в сметы расходов на проведение программ включаются только прямые расходы.
Для учета расходования полученных целевых средств, осуществляются записи по дебету счета 86 «Целевое финансирование» и кредиту счетов 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» и счет 83 «Добавочный капитал». Счет 20 «Основное производство» целесообразно использовать для учета всех затрат НКО на проведение программ.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Счет 26 «Общехозяйственные расходы» целесообразно использовать для учета всех затрат на содержание НКО и на осуществление ею уставной деятельности, не связанной с осуществлением предпринимательской деятельностью. Здесь должны учитываться такие затраты, как:
  1. Заработная плата персонала;
  2. Расходы по найму помещения;
  3. Расходы на оплату коммунальных услуг;
  4. Расходы на ремонт;
  5. Иные расходы, связанные с нормальным функционированием НКО.
Ежемесячно все затраты, учтенные на счете 26 «Общехозяйственные расходы» списываются в дебет счета 86 «Целевое финансирование». Рассмотрим оформление расхода целевых поступлений НКО на примере: Пример 2. Возьмем данные из примера 1. Для учета расходования полученных целевых средств бухгалтерия НКО «Астра» сделала следующие проводки: Начислена заработная плата персоналу НКО Начислены страховые взносы Учтены расходы по аренде помещения Учтены расходы на коммунальные платежи Списаны материалы для проведения программы Учтены затраты на привлечение подрядной организации

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Списаны затраты на ремонт помещения Списано средство целевого финансирования Списаны общехозяйственные расходы НКО Использование средств по целевому назначению. Как уже говорилось ранее, все средства, полученные НКО в рамках целевого финансирования должны быть использованы только на обеспечение проведения программ. Все расходы на проведение программ должны быть учтены в смете, утвержденной высшим органом руководства НКО, и обязательно согласованы с жертвователем. После проведения соответствующего мероприятия НКО должен быть представлен отчет об использовании целевых средств, утвержденный тем же органом руководства, что и смета. Для того, чтобы лучше понять что означает целевое расходование средств, можно взять за основу ключевые принципы, закрепленные в Бюджетном Кодексе РФ. Таким образом, в ст. 38 БК РФ закрепляется принцип адресности: «Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования». В ст. 34 БК РФ закрепляется принцип эффективности: «Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности)». Эти принципы должны быть использованы для определения не только целевого расходования средств из бюджета РФ, но также и целевого финансирования, полученного от негосударственных компаний. Это могут быть гранты, членские взносы, пожертвования и другие виды целевого финансирования, указанные в п.2 ст. 251 НК РФ.
Читать еще:  Штрафы жилищной инспекции управляющим компаниям
При соблюдении всех правил и принципов целевого расходования средств, все доходы бухгалтерия НКО должна включить в состав доходов, не облагаемых налогом на прибыль организаций. Однако возникают сложности, когда целевые средства расходуются не по назначению. Под нецелевым использованием целевых средств подразумевается такое их использование, которое не обеспечивает тех результатов, которые были определены при их выделении. Действия, которые обеспечивают определенный результат, однако, были при этом неправомерны, также приводят к нецелевому использованию средств.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Рассмотрим подробнее виды нецелевого использования средств: 1. Направление средств целевого финансирования на банковские депозиты, приобретение активов разных видов (ценных бумаг, валюты, прочего имущества), с целью перепродажи. А также вложения в уставные капиталы других организаций и оказание финансовой поддержки. Подобные расходы не относятся к расходам на содержание и ведение уставной деятельности. В соответствии с п. 14 ст. 250 НК РФ целевые поступления, использованные НКО не по целевому назначению признаются внереализационными доходами и учитываются в общем порядке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Доходы (проценты), полученные в результате использования ценных бумаг также подлежат учету при определении налоговой базы в установленном НК РФ порядке. 2. Расходование средств при неправильном оформлении первичных оправдательных документов или не предоставление подтверждающих расход документов. Такие первичные документы как товарные накладные, акты, авансовые отчеты и т.д. должны быть обязательно оформлены в надлежащем порядке. Если же имеются нарушения по их оформлению, то расходование целевых средств признается нецелевым и, соответственно, должно учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. 3. Недостача материальных ценностей, денежных средств и прочего имущества, убыль сверх норм. Помимо включения в налоговую базу по налогу на прибыль сумм недостачи, в таком случае наступает еще и административная или даже уголовная ответственность материально-ответственных лиц. 4. Использование выделенных целевых средств сверх норм. Например, сверх норм возмещения командировочных расходов, сверх норм возмещения расходов на топливо и т.д 5. Использование средств на цели, не предусмотренные в смете. Таким образом, можно сделать вывод, что при поступлении целевых средств нужно понимать, что подобный вид дохода НКО требует соблюдения определенных условий признания их таковыми, а также грамотного оформления их поступления и расходования. Если все условия соблюдены, то бухгалтерия не должна облагать целевые поступления налогом на прибыль организаций. В противном же случае, такие поступления не могут признаваться целевым финансированием и должны облагаться налогом на прибыль. Автор: Евгения Федорова , А ссистент бухгалтера , Acsour Источник: Журнал "Бухгалтерские вести", февраль, 2015 Бюджетным учреждениям часто приходится сталкиваться с проблемой отнесения доходов к целевым средствам и поступлениям. Вопросы возникают как в связи с бухгалтерским, так и в связи с налоговым учетом этих доходов. В настоящей статье эксперт «Бухгалтерии Онлайн» по бюджетному учету Наталья Коротоношкина расскажет о том, что относится к целевым средствам и поступлениям, и как организовать их учет.

Вводная информация

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Действующее законодательство не содержит четких определений понятий «целевые средства» и «целевые поступления». Тем не менее, статьей 251 Налогового кодекса установлены закрытые перечни доходов, которые могут быть отнесены к средствам целевого финансирования и целевым поступлениям. При этом необходимо помнить, что специалисты Минфина руководствуются правовой позицией, согласно которой в статье 251 НК РФ содержится исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль (например, письма Минфина России от 16.08.11 № 03-03-05/88, от 01.06.11 № 03-03-06/4/62). Поэтому любая попытка расширенного толкования перечней средств целевого финансирования и целевых поступлений может привести к спору с налоговым органом.

Виды целевых средств и поступлений

Целевое финансирование. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, которое определено источником целевого финансирования (организацией либо физическим лицом), а также законодательством РФ. К основным видам целевого финансирования бюджетных учреждений можно отнести следующие виды доходов:
  • лимиты бюджетных обязательств (бюджетные ассигнования);
  • субсидии, предусмотренные бюджетной системой РФ;
  • средства, получаемые медицинскими организациями (за исключением казенных учреждений), осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за исключением медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц.
Целевое финансирование в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) может поступать казенным учреждениям. Бюджетным и автономным учреждениям на основании пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса из бюджетов разных уровней могут предоставляться субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), а также субсидии на иные цели. Целевые поступления. Под целевыми поступлениями, не учитываемыми при налогообложении прибыли, понимаются использованные по назначению поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно любо на основании решений уполномоченных органов, либо от других организаций и (или) физических лиц. Особого внимания заслуживает такой вид целевых поступлений как пожертвования. Согласно пункту 1 статьи 582 Гражданского кодекса, пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, учреждениям (лечебным, воспитательным, благотворительным, научным и образовательным, связанным с социальной защитой, культурой и т.д.), фондам, музеям, общественным, религиозным и иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 Гражданского кодекса.

Налоговый учет целевых средств и поступлений

При налогообложении прибыли не учитываются средства целевого финансирования (пп. 14. п. 1 ст. 251 НК РФ), а также целевые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ). Подробные перечни доходов, которые могут быть отнесены к средствам целевого финансирования и к целевым поступлениям содержатся в статье 251 НК РФ. Помимо названных видов поступлений бюджетным и автономным учреждениям могут предоставляться из бюджетов субсидии двух видов: на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием; субсидии на иные цели. Субсидии первого вида не учитываются в доходах, поскольку в их отношении может быть применен подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ. Отметим, что такая позиция поддерживается Минфином России в письме от 29.11.10 № 03-07-11/458. А вот говоря в том же письме о субсидиях на иные цели, специалисты финансового ведомства отмечают, что порядок их учета при налогообложении прибыли зависит от правовой квалификации целей, на которые были выделены субсидии.
Читать еще:  Снятие обременения с квартиры по ипотеке госуслуги

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Правило, которое позволяет отнести бюджетные субсидии к средствам целевого финансирования, приведено в письме Минфина России от 30.05.11 № 03-07-11/151. Оно звучит так: деятельность учреждения, финансовое обеспечение которой производится за счет субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должна осуществляться в соответствии с государственным заданием. Только в этом случае субсидии, выделенные таким учреждениям на иные цели, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются в доходах на основании подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Налоговый учет пожертвований

Согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 251 НК РФ при исчислении налога на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного на ведение уставной деятельности. А в пункте 2 статьи 251 НК РФ сказано, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров), среди которых названы и пожертвования. Кроме пожертвований в виде имущества (в том числе денежных средств), пожертвования могут быть в форме безвозмездного выполнения работ, но при условии, что результаты указанных работ использованы в соответствии с их целевым назначением. Согласно статье 5 Федерального закона от 11.09.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительные пожертвования могут быть выражены в форме бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг благотворителями – юридическими лицами в интересах благополучателя. На наш взгляд, это означает, что безвозмездное выполнение работ можно расценивать как пожертвование. Здесь необходимо отметить, что безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления (п. 2 ст. 423 ГК РФ). Следовательно, в договоре должно обязательно быть указано, что речь идет о пожертвовании, иначе он будет считаться возмездным.

Критерии отнесения целевых средств и поступлений к доходам, не учитываемым при налогообложении прибыли

Подведем итог приведенным выше рассуждениям. Итак, основными условиями для отнесения целевых средств и поступлений к доходам, которые не учитываются при налогообложении прибыли, являются:
  • указание дохода в исчерпывающем перечне доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, который приведен в статье 251 НК РФ;
  • деятельность учреждения, финансовое обеспечение которой производится за счет субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должна осуществляться в соответствии с государственным заданием;
  • при получении пожертвований в виде безвозмездного выполнения работ, результаты указанных работ должны быть использованы в соответствии с их целевым назначением, а договоре должно быть указано, что речь идет о пожертвовании;
  • к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Бухгалтерский учет целевых поступлений

Большая часть средств (имущества, права), поступающих в государственные (муниципальные) учреждения, в целях налогового учета может быть квалифицирована в качестве целевых поступлений (целевого финансирования). Необходимость раздельного учета целевых средств и поступлений для целей налогового учета предусмотрена подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ, пункта 2 статьи 251 НК РФ. О такой необходимости Минфин напоминал в письме Минфина России от 05.03.12 № 03-03-06/4/18. При отсутствии раздельного учета целевых средств и поступлений данная хозяйственная операция подлежит налогообложению с даты получения доходов. Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утверждена приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н, далее — Инструкция № 157н) предусматривает определенный инструментарий для организации раздельного учета доходов и расходов в разрезе отдельных видов целевых средств. Согласно пункту 21 Инструкции № 157н при формировании кода номера счета в 18 разряде субъекты учета указывают коды вида финансового обеспечения (1 — бюджетная деятельность; 2 — приносящая доход деятельность и т. д.). Отражение пожертвований в бухгалтерском учете. Рассмотрим учет целевых поступлений в бухгалтерском учете на примере пожертвований.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Строительная организация в рамках благотворительной деятельности бесплатно отремонтировала детскую площадку в дошкольном учреждении.
Стоимость работ по ремонту детской площадки, выполненных организацией в рамках благотворительной деятельности, следует отразить по дебету счета 2 401 20 225 «Расходы на работы, услуги по содержанию имущества» и кредиту счета 2 401 10 180 «Прочие доходы» с использованием счета 2 205 81 000 «Расчеты с плательщиками по прочим доходам». 1. Отражен ремонт детской площадки, оказанный безвозмездно:
Дт 2 205 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
Кт 2 401 10 180 «Прочие доходы»
Дт 2 401 20 225 «Расходы на работы, услуги по содержанию имущества»
Кт 2 302 25 730 «Увеличение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества» Основанием для отражения данной операции служат такие первичные документы, как Акт о приемке выполненных работ и Справка о стоимости выполненных работ и затрат. 2. Отражены расчеты по ремонту:
Дт 2 302 25 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества.
Кт 2 205 81 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам».

Как организовать бухгалтерский и налоговый учет целевых средств и поступлений?

Однако для организации достоверного учета целевых средств как в целях бухгалтерского, так и в целях налогового учета инструментов, предусмотренных Инструкцией № 157н, недостаточно. Поэтому в учетной политике государственного (муниципального) учреждения должны быть предусмотрены инструменты для организации обособленного учета операций, осуществляемых с имуществом (в том числе с денежными средствами), поступление которого ранее было квалифицировано в качестве целевого в целях налогового и (или) бухгалтерского учета. К таким инструментам относятся:
  • использование при формировании аналитических счетов дополнительных кодов (путем введения дополнительного цифрового кода в номер счета);
  • организация учета в разрезе определенных аналитических показателей;
  • организация дополнительного забалансового учета.

Отчетность об использовании целевых средств и поступлений

Организации, получившие целевое финансирование, целевые поступления и другие средства, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 251 НК РФ, должны представить в ИФНС «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» — лист 07 Декларации по налогу на прибыль. Коды видов поступлений для заполнения листа 07 Декларации приведены в приложении № 3 к Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль (утв. приказом ФНС России от 22.03.12 № ММВ-7-3/174@). Кроме того, для доходов в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, установлен код вида поступлений 130. В данный отчет не включаются средства в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям (п. 15.1 Порядка заполнения листа 07 Декларации по налогу на прибыль).

Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:

8 800 350-81-94
Круглосуточно

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Перечень источников поступлений целевых средств

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Особенности использования в 2019 году средств, предоставляемых отдельным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям и подлежащих казначейскому сопровождению (далее – целевые средства), установлены 5 статьей Федерального закона от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее – Федеральный закон № 459-ФЗ). В рамках исполнения 5 статьи Федерального закона № 459-ФЗ Правительством Российской Федерации приняты два постановления, устанавливающие порядок казначейского сопровождения целевых средств в 2019 году, включая остатки средств на лицевых счетах юридических лиц, открытых в органах Федерального казначейства. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2019 № 1702 утверждены Правила казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа, а именно расчетов по государственным контрактам на сумму более ста тысяч рублей, а также расчетов по контрактам в рамках их исполнения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2019 № 1765 утверждены правила казначейского сопровождения средств, так называемого «гражданского» казначейского сопровождения, в том числе субсидий и бюджетных инвестиций юридическим лицам, взносов в уставочные капиталы, вкладов в имущество юридических лиц; авансовых платежей по госконтрактам на сумму сто миллионов рублей и более; авансовых платежей по контрактам и договорам, заключаемым на сумму сто миллионов рублей и более федеральными бюджетными и автономными учреждениями за счет субсидий на капитальные вложения в объекты капитального строительства; авансовых платежей по контрактам, заключаемым в рамках их исполнения; расчетов по госконтрактам с единственным поставщиком, а также расчетов в рамках их исполнения; средств, получаемых юридическими лицами в случаях, установленных Правительством Российской Федерации. Санкционирование расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, осуществляется в текущем финансовом году в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минфина России от 11.12.2019 № 259н. Данный порядок регламентирует вопросы взаимодействия органов Федерального казначейства и получателей целевых средств при осуществлении юридическим лицом целевых расходов с лицевых счетов открытых в органах Федерального казначейства, в том числе устанавливает форму и порядок предоставления Сведений об операциях с целевыми средствами (далее – Сведения), Перечень источников поступления целевых средств и Перечень направления расходования целевых средств, порядок заполнения, сроки исполнения и направления проверки органами Федерального казначейства Сведений и платежных поручений, а также представленных документов-оснований. Основные новации казначейского сопровождения целевых средств в 2019 году, установленные вышеуказанными нормативно-правовыми актами, это: – обязанность юридического лица вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту (контракту, договору) и распределять накладные расходы пропорционально срокам исполнения государственного контракта (контракта, договора), либо срокам использования авансового платежа по ним, в порядке, установленном Минфином России (приказ от 10.01.2019 № 4н); – перечисление средств на оплату обязательств юридических лиц в пределах суммы, необходимой для оплаты фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, т.е. применение механизма казначейского обеспечения обязательств, в случаях, предусмотренных частью 8 статьи 5 Федерального закона № 459-ФЗ; – возмещение произведенных юридическим лицом расходов (части расходов) на счет в банке без привязки к условиям, что данные расходы осуществлялись до поступления целевых средств на лицевой счет, при этом возможность возмещения должна быть прописана в контракте; – возможность применения нового документа – «реестра документов-оснований»; – установлены предельные сроки утверждения Сведений государственным заказчиком (головным исполнителем, заказчиком, получателем субсидии) или направления уведомления об отказе – не позднее 20-го дня со дня поступления от юридического лица, или не позднее 10-го рабочего дня после повторного предоставление после доработки; – применение детализированных кодов направления расходования целевых средств в платежных поручениях при оплате целевых расходов.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Кроме того, в целях разъяснения положений нормативных правовых актов в части казначейского сопровождения средств Минфин России и Федеральное Казначейство совместным письмом от 04.03.2019 №09-02-09/13902, №07-04-05/22-4227 высказали свою позицию о целесообразности применения положений нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы казначейского сопровождения в 2019 году, в отношении целевых средств, предоставленных на основании соглашений, государственных контрактов, заключенных до 1 января 2019 года, а также договоров (контрактов, соглашений), заключенных в рамках их исполнения. Отдел казначейского сопровождения УФК по Тюменской области Некоммерческая организация – организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (п.1 ст.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ). Однако все НКО, за исключением ассоциаций и союзов, имеют право заниматься предпринимательской деятельностью и облагать доходы от этой деятельности налогом на прибыль организаций на общих условиях. Таким образом, все доходы НКО можно разделить на два вида:
  1. Целевые поступления;
  2. Доходы от предпринимательской деятельности.
Целевые поступления НКО, не облагаемые налогом на прибыль организаций . Рассмотрим подробнее первый вид доходов НКО. Целевые поступления – средства, полученные НКО из бюджета, внебюджетных фондов, а также от юридических и физических лиц, направленные на содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности, и использование по назначению. Под ведением уставной деятельности понимается использование полученных целевых средств на реализацию целей, прописанных в уставе НКО. Для удобства распределения и использования целевых средств, ежегодно составляется смета предполагаемых поступлений и расходов по каждой программе для конкретной НКО. Признаками целевого поступления являются:
  1. Безвозмездность;
  2. Предназначение для использования только по целевому назначению, не связанному с осуществлением коммерческой деятельности НКО;
  3. Обязательное ведение раздельного учета в бухгалтерии НКО полученных доходов и произведенных расходов в рамках целевых поступлений.
В случае невыполнения хотя бы одного из перечисленных условий подобные поступления придется облагать налогом на прибыль организаций. Таким образом, можно представить доходы НКО по следующей схеме:

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Полный перечень необлагаемых налогом на прибыль целевых поступлений указан в п.2 ст. 251 НК РФ. Основными из них являются:
  1. Взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, доходы в виде безвозмездно полученных НКО услуг, работ, выполненных по соответствующим договорам;
  2. Средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;
  3. Средства, имущество и имущественные права, предоставляемые на осуществление благотворительной деятельности;
  4. Использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям;
  5. Паевые вклады;
  6. Гранты.
Читать еще:  Обязательно ли фотографироваться в очках на права
Все поступления целевого характера могут быть выделены как из бюджета РФ, так и юридическими и физическими лицами, которые могут быть как резидентами, так и нерезидентами РФ. Оформление поступления целевых средств. Целевые средства, переданные некоммерческой организации, могут быть нескольких видов, основными их которых являются:
  1. Денежные средства;
  2. Основные средства;
  3. Материалы;
Необходимо учесть, что для получения некоммерческой организацией целевого финансирования, необходимо наличие соответствующего договора на исполнение обязательств и утвержденной сметы расходов. Такая смета должна быть согласована с жертвователем и утверждена руководителем НКО. Также в ней должны быть постатейно указаны конкретные затраты на проводимое мероприятие. Такая смета является основанием для начисления целевого финансирования. Только после ее надлежащего оформления могут производиться дальнейшие действия по проведению программ и расчетов с НКО. В соответствии с Планом счетов, для учета всех видов целевых поступлений предназначен специальный счет 86 «Целевое финансирование». К этому счету целесообразно открыть несколько субсчетов, необходимых для корректного аналитического учета всех видов целевых поступлений НКО, например:
  1. Субсчет 86.01 «Членские взносы»;
  2. Субсчет 86.02 «Добровольные взносы и пожертвования»;
  3. Субсчет 86.03 «Целевые средства»;
  4. Субсчет 86.04 «Поступления из бюджета»;
  5. Субсчет 86.05 «Доходы от предпринимательской деятельности».
Все поступления целевых средств отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» и по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами кредиторами» субсчет «Расчеты по целевому финансированию». Следует учесть, что все целевые средства бухгалтерии НКО необходимо учесть в надлежащей оценке. Таким образом, оценка полученного имущества производится по рыночной стоимости на дату его оприходования в соответствии с п. 10.3 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденная Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. №32н. В январе 2015г. некоммерческая организация «Астра» основной деятельностью которой является осуществление мероприятий, направленных на поддержку и развитие больниц, получила на свой расчетный счет ежемесячный членский взнос от ООО «Гарант» в размере 20 000р., а также заключила договор с ООО «Бетта» на ремонт помещения больницы, в соответствии с которым получила необходимые материалы в денежной оценке на 850 000р., инструмент на сумму 45 000 р., и денежные средства в размере 200 000р. Ремонт помещения должен завершиться 30.01.2015г. Бухгалтерия НКО «Астра» в январе 2015г. Сделала следующие проводки по учету поступления целевых средств: Определен и утвержден размер членского взноса

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

На расчетный счет зачислен членский взнос Начислено целевое финансирование в утвержденном размере На расчетный счет зачислены целевые средства на ремонт больничного помещения Оприходованы материалы в рамках целевого финансирования для ремонта Принято к учету основное средство в рамках целевого финансирования Оформление расхода целевых средств Полученныецелевые средства НКО может расходовать строго в соответствии с утвержденной сметой расходов (финансовым планом), в которых должны быть указаны статьи затрат, на содержание НКО и ведение уставной деятельности. Полученные целевые средства на определенную программу также должны расходоваться строго по назначению. Необходимо учесть, что при проведении нескольких программ будет целесообразным составлять постатейную смету по каждой программе. Для правильного оформления расходования целевых средств следует учесть, что административно-хозяйственные расходы самой НКО могут осуществляться за счет всех видов доходов. Возможно два варианта погашение таких расходов:
  1. Расходы по содержанию НКО осуществляется за счет целевых поступлений, полученных на обеспечение определенных программ. При составлении сметы расходов на программу заранее оговаривается, что в нее будет включена доля общехозяйственных затрат НКО;
  2. Расходы по содержанию НКО осуществляются за счет вступительных и членских взносов. В таком случае в сметы расходов на проведение программ включаются только прямые расходы.
Для учета расходования полученных целевых средств, осуществляются записи по дебету счета 86 «Целевое финансирование» и кредиту счетов 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» и счет 83 «Добавочный капитал». Счет 20 «Основное производство» целесообразно использовать для учета всех затрат НКО на проведение программ.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Счет 26 «Общехозяйственные расходы» целесообразно использовать для учета всех затрат на содержание НКО и на осуществление ею уставной деятельности, не связанной с осуществлением предпринимательской деятельностью. Здесь должны учитываться такие затраты, как:
  1. Заработная плата персонала;
  2. Расходы по найму помещения;
  3. Расходы на оплату коммунальных услуг;
  4. Расходы на ремонт;
  5. Иные расходы, связанные с нормальным функционированием НКО.
Ежемесячно все затраты, учтенные на счете 26 «Общехозяйственные расходы» списываются в дебет счета 86 «Целевое финансирование». Рассмотрим оформление расхода целевых поступлений НКО на примере: Пример 2. Возьмем данные из примера 1. Для учета расходования полученных целевых средств бухгалтерия НКО «Астра» сделала следующие проводки: Начислена заработная плата персоналу НКО Начислены страховые взносы Учтены расходы по аренде помещения Учтены расходы на коммунальные платежи Списаны материалы для проведения программы Учтены затраты на привлечение подрядной организации

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Списаны затраты на ремонт помещения Списано средство целевого финансирования Списаны общехозяйственные расходы НКО Использование средств по целевому назначению. Как уже говорилось ранее, все средства, полученные НКО в рамках целевого финансирования должны быть использованы только на обеспечение проведения программ. Все расходы на проведение программ должны быть учтены в смете, утвержденной высшим органом руководства НКО, и обязательно согласованы с жертвователем. После проведения соответствующего мероприятия НКО должен быть представлен отчет об использовании целевых средств, утвержденный тем же органом руководства, что и смета. Для того, чтобы лучше понять что означает целевое расходование средств, можно взять за основу ключевые принципы, закрепленные в Бюджетном Кодексе РФ. Таким образом, в ст. 38 БК РФ закрепляется принцип адресности: «Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования». В ст. 34 БК РФ закрепляется принцип эффективности: «Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности)». Эти принципы должны быть использованы для определения не только целевого расходования средств из бюджета РФ, но также и целевого финансирования, полученного от негосударственных компаний. Это могут быть гранты, членские взносы, пожертвования и другие виды целевого финансирования, указанные в п.2 ст. 251 НК РФ.
Читать еще:  Статья 51 пункт 17 градостроительного кодекса рф
При соблюдении всех правил и принципов целевого расходования средств, все доходы бухгалтерия НКО должна включить в состав доходов, не облагаемых налогом на прибыль организаций. Однако возникают сложности, когда целевые средства расходуются не по назначению. Под нецелевым использованием целевых средств подразумевается такое их использование, которое не обеспечивает тех результатов, которые были определены при их выделении. Действия, которые обеспечивают определенный результат, однако, были при этом неправомерны, также приводят к нецелевому использованию средств.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Рассмотрим подробнее виды нецелевого использования средств: 1. Направление средств целевого финансирования на банковские депозиты, приобретение активов разных видов (ценных бумаг, валюты, прочего имущества), с целью перепродажи. А также вложения в уставные капиталы других организаций и оказание финансовой поддержки. Подобные расходы не относятся к расходам на содержание и ведение уставной деятельности. В соответствии с п. 14 ст. 250 НК РФ целевые поступления, использованные НКО не по целевому назначению признаются внереализационными доходами и учитываются в общем порядке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Доходы (проценты), полученные в результате использования ценных бумаг также подлежат учету при определении налоговой базы в установленном НК РФ порядке. 2. Расходование средств при неправильном оформлении первичных оправдательных документов или не предоставление подтверждающих расход документов. Такие первичные документы как товарные накладные, акты, авансовые отчеты и т.д. должны быть обязательно оформлены в надлежащем порядке. Если же имеются нарушения по их оформлению, то расходование целевых средств признается нецелевым и, соответственно, должно учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. 3. Недостача материальных ценностей, денежных средств и прочего имущества, убыль сверх норм. Помимо включения в налоговую базу по налогу на прибыль сумм недостачи, в таком случае наступает еще и административная или даже уголовная ответственность материально-ответственных лиц. 4. Использование выделенных целевых средств сверх норм. Например, сверх норм возмещения командировочных расходов, сверх норм возмещения расходов на топливо и т.д 5. Использование средств на цели, не предусмотренные в смете. Таким образом, можно сделать вывод, что при поступлении целевых средств нужно понимать, что подобный вид дохода НКО требует соблюдения определенных условий признания их таковыми, а также грамотного оформления их поступления и расходования. Если все условия соблюдены, то бухгалтерия не должна облагать целевые поступления налогом на прибыль организаций. В противном же случае, такие поступления не могут признаваться целевым финансированием и должны облагаться налогом на прибыль. Автор: Евгения Федорова , А ссистент бухгалтера , Acsour Источник: Журнал "Бухгалтерские вести", февраль, 2015 Бюджетным учреждениям часто приходится сталкиваться с проблемой отнесения доходов к целевым средствам и поступлениям. Вопросы возникают как в связи с бухгалтерским, так и в связи с налоговым учетом этих доходов. В настоящей статье эксперт «Бухгалтерии Онлайн» по бюджетному учету Наталья Коротоношкина расскажет о том, что относится к целевым средствам и поступлениям, и как организовать их учет.

Вводная информация

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Действующее законодательство не содержит четких определений понятий «целевые средства» и «целевые поступления». Тем не менее, статьей 251 Налогового кодекса установлены закрытые перечни доходов, которые могут быть отнесены к средствам целевого финансирования и целевым поступлениям. При этом необходимо помнить, что специалисты Минфина руководствуются правовой позицией, согласно которой в статье 251 НК РФ содержится исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль (например, письма Минфина России от 16.08.11 № 03-03-05/88, от 01.06.11 № 03-03-06/4/62). Поэтому любая попытка расширенного толкования перечней средств целевого финансирования и целевых поступлений может привести к спору с налоговым органом.

Виды целевых средств и поступлений

Целевое финансирование. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, которое определено источником целевого финансирования (организацией либо физическим лицом), а также законодательством РФ. К основным видам целевого финансирования бюджетных учреждений можно отнести следующие виды доходов:
  • лимиты бюджетных обязательств (бюджетные ассигнования);
  • субсидии, предусмотренные бюджетной системой РФ;
  • средства, получаемые медицинскими организациями (за исключением казенных учреждений), осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за исключением медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц.
Целевое финансирование в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) может поступать казенным учреждениям. Бюджетным и автономным учреждениям на основании пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса из бюджетов разных уровней могут предоставляться субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), а также субсидии на иные цели. Целевые поступления. Под целевыми поступлениями, не учитываемыми при налогообложении прибыли, понимаются использованные по назначению поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно любо на основании решений уполномоченных органов, либо от других организаций и (или) физических лиц. Особого внимания заслуживает такой вид целевых поступлений как пожертвования. Согласно пункту 1 статьи 582 Гражданского кодекса, пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, учреждениям (лечебным, воспитательным, благотворительным, научным и образовательным, связанным с социальной защитой, культурой и т.д.), фондам, музеям, общественным, религиозным и иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 Гражданского кодекса.

Налоговый учет целевых средств и поступлений

При налогообложении прибыли не учитываются средства целевого финансирования (пп. 14. п. 1 ст. 251 НК РФ), а также целевые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ). Подробные перечни доходов, которые могут быть отнесены к средствам целевого финансирования и к целевым поступлениям содержатся в статье 251 НК РФ. Помимо названных видов поступлений бюджетным и автономным учреждениям могут предоставляться из бюджетов субсидии двух видов: на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием; субсидии на иные цели. Субсидии первого вида не учитываются в доходах, поскольку в их отношении может быть применен подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ. Отметим, что такая позиция поддерживается Минфином России в письме от 29.11.10 № 03-07-11/458. А вот говоря в том же письме о субсидиях на иные цели, специалисты финансового ведомства отмечают, что порядок их учета при налогообложении прибыли зависит от правовой квалификации целей, на которые были выделены субсидии.
Читать еще:  Полиграф в гражданском процессе судебная практика

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Правило, которое позволяет отнести бюджетные субсидии к средствам целевого финансирования, приведено в письме Минфина России от 30.05.11 № 03-07-11/151. Оно звучит так: деятельность учреждения, финансовое обеспечение которой производится за счет субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должна осуществляться в соответствии с государственным заданием. Только в этом случае субсидии, выделенные таким учреждениям на иные цели, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются в доходах на основании подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Налоговый учет пожертвований

Согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 251 НК РФ при исчислении налога на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного на ведение уставной деятельности. А в пункте 2 статьи 251 НК РФ сказано, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров), среди которых названы и пожертвования. Кроме пожертвований в виде имущества (в том числе денежных средств), пожертвования могут быть в форме безвозмездного выполнения работ, но при условии, что результаты указанных работ использованы в соответствии с их целевым назначением. Согласно статье 5 Федерального закона от 11.09.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительные пожертвования могут быть выражены в форме бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг благотворителями – юридическими лицами в интересах благополучателя. На наш взгляд, это означает, что безвозмездное выполнение работ можно расценивать как пожертвование. Здесь необходимо отметить, что безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления (п. 2 ст. 423 ГК РФ). Следовательно, в договоре должно обязательно быть указано, что речь идет о пожертвовании, иначе он будет считаться возмездным.

Критерии отнесения целевых средств и поступлений к доходам, не учитываемым при налогообложении прибыли

Подведем итог приведенным выше рассуждениям. Итак, основными условиями для отнесения целевых средств и поступлений к доходам, которые не учитываются при налогообложении прибыли, являются:
  • указание дохода в исчерпывающем перечне доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, который приведен в статье 251 НК РФ;
  • деятельность учреждения, финансовое обеспечение которой производится за счет субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должна осуществляться в соответствии с государственным заданием;
  • при получении пожертвований в виде безвозмездного выполнения работ, результаты указанных работ должны быть использованы в соответствии с их целевым назначением, а договоре должно быть указано, что речь идет о пожертвовании;
  • к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Бухгалтерский учет целевых поступлений

Большая часть средств (имущества, права), поступающих в государственные (муниципальные) учреждения, в целях налогового учета может быть квалифицирована в качестве целевых поступлений (целевого финансирования). Необходимость раздельного учета целевых средств и поступлений для целей налогового учета предусмотрена подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ, пункта 2 статьи 251 НК РФ. О такой необходимости Минфин напоминал в письме Минфина России от 05.03.12 № 03-03-06/4/18. При отсутствии раздельного учета целевых средств и поступлений данная хозяйственная операция подлежит налогообложению с даты получения доходов. Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утверждена приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н, далее — Инструкция № 157н) предусматривает определенный инструментарий для организации раздельного учета доходов и расходов в разрезе отдельных видов целевых средств. Согласно пункту 21 Инструкции № 157н при формировании кода номера счета в 18 разряде субъекты учета указывают коды вида финансового обеспечения (1 — бюджетная деятельность; 2 — приносящая доход деятельность и т. д.). Отражение пожертвований в бухгалтерском учете. Рассмотрим учет целевых поступлений в бухгалтерском учете на примере пожертвований.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Строительная организация в рамках благотворительной деятельности бесплатно отремонтировала детскую площадку в дошкольном учреждении.
Стоимость работ по ремонту детской площадки, выполненных организацией в рамках благотворительной деятельности, следует отразить по дебету счета 2 401 20 225 «Расходы на работы, услуги по содержанию имущества» и кредиту счета 2 401 10 180 «Прочие доходы» с использованием счета 2 205 81 000 «Расчеты с плательщиками по прочим доходам». 1. Отражен ремонт детской площадки, оказанный безвозмездно:
Дт 2 205 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
Кт 2 401 10 180 «Прочие доходы»
Дт 2 401 20 225 «Расходы на работы, услуги по содержанию имущества»
Кт 2 302 25 730 «Увеличение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества» Основанием для отражения данной операции служат такие первичные документы, как Акт о приемке выполненных работ и Справка о стоимости выполненных работ и затрат. 2. Отражены расчеты по ремонту:
Дт 2 302 25 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества.
Кт 2 205 81 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам».

Как организовать бухгалтерский и налоговый учет целевых средств и поступлений?

Однако для организации достоверного учета целевых средств как в целях бухгалтерского, так и в целях налогового учета инструментов, предусмотренных Инструкцией № 157н, недостаточно. Поэтому в учетной политике государственного (муниципального) учреждения должны быть предусмотрены инструменты для организации обособленного учета операций, осуществляемых с имуществом (в том числе с денежными средствами), поступление которого ранее было квалифицировано в качестве целевого в целях налогового и (или) бухгалтерского учета. К таким инструментам относятся:
  • использование при формировании аналитических счетов дополнительных кодов (путем введения дополнительного цифрового кода в номер счета);
  • организация учета в разрезе определенных аналитических показателей;
  • организация дополнительного забалансового учета.

Отчетность об использовании целевых средств и поступлений

Организации, получившие целевое финансирование, целевые поступления и другие средства, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 251 НК РФ, должны представить в ИФНС «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» — лист 07 Декларации по налогу на прибыль. Коды видов поступлений для заполнения листа 07 Декларации приведены в приложении № 3 к Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль (утв. приказом ФНС России от 22.03.12 № ММВ-7-3/174@). Кроме того, для доходов в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, установлен код вида поступлений 130. В данный отчет не включаются средства в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям (п. 15.1 Порядка заполнения листа 07 Декларации по налогу на прибыль).

Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:

8 800 350-81-94
Круглосуточно

Перечень источников поступлений целевых средств: 9 комментариев

  1. berkey

    Hi, I think your website might be having browser compatibility issues. When I look at your blog in Ie, it looks fine but when opening in Internet Explorer, it has some overlapping. I just wanted to give you a quick heads up! Other then that, amazing blog!|

  2. the feed

    Thank you for every other informative web site. The place else may I get that type of information written in such an ideal approach? I have a mission that I’m just now working on, and I have been at the look out for such information.|

  3. the feed

    Having read this I believed it was extremely informative. I appreciate you spending some time and effort to put this short article together. I once again find myself personally spending a significant amount of time both reading and posting comments. But so what, it was still worth it!|

  4. cash for junk cars houston

    It’s appropriate time to make some plans for the long run and it is time to be happy. I have read this submit and if I may just I want to suggest you few attention-grabbing things or suggestions. Maybe you can write next articles relating to this article. I want to learn more things approximately it!|

  5. Alexandria Ganner

    Howdy would you mind stating which blog platform you’re working with? I’m going to start my own blog soon but I’m having a hard time selecting between BlogEngine/Wordpress/B2evolution and Drupal. The reason I ask is because your layout seems different then most blogs and I’m looking for something unique. P.S Apologies for being off-topic but I had to ask!|

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.