Периодичность проведения соут на рабочих местах

C 1 января 2014 года вступили в силу два закона, которые предусматривают новый подход к оценке условий труда: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" 1 (далее – закон о спецоценке) и Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее – закон о внесении изменений) 2 .

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Поскольку практика в данной сфере еще не сложилась, при определении сроков проведения спецоценки условий труда возникает много вопросов. С наиболее сложными нам поможет разобраться председатель Комитета по трудовым отношениям и охране труда Московского городского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", генеральный директор HSA Company Дмитрий Третьяков. Согласно ч. 6 ст. 27 закона о спецоценке, в отношении некоторых рабочих мест спецоценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года. При этом в ч. 4 ст. 27 вышеназванного закона указано, что в случае, если до 1 января 2014 года в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, спецоценка в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации. Таким образом, срок проведения спецоценки исчисляется со дня проведения аттестации. Если аттестация рабочих мест никогда не проводилась, можно ли не проводить спецоценку до 2018 года?
В рамках закона о спецоценке чисто теоретически – да. Однако никто не освобождает работодателя от соблюдения положений, предусмотренных ТК РФ, в частности, от обязанности исполнять законодательство о специальной оценке условий труда (ст. 22 ТК РФ). Соответственно, если вы обращаете внимание пришедшего на проверку инспектора труда на положения ст. 27 закона о спецоценке и отстаиваете свою позицию, то боюсь, что окажетесь "в минусе". Вероятнее всего, позиция государственной инспекции труда и Роструда в целом будет направлена на то, чтобы проверять фактическое исполнение положений закона о спецоценке. А в данной ситуации, если мы посмотрим положения этого закона и сопутствующего ему закона о внесении изменений, то одной из основных обязанностей работодателя является ознакомление работника в письменной форме с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте. В результате у государственного инспектора труда появится объективное законное право привлечь вас к ответственности в виде административного штрафа. Поэтому этот вариант ухода от проведения специальной оценки условий труда крайне сомнителен. Ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда установлена ст. 5.27 КоАП РФ (см. табл. 1).
Субъект правонарушения Ответственность за совершение правонарушения впервые Ответственность за повторное совершение аналогичного правонарушения
Должностное лицо Административный штраф в размере от 1000 руб. до 5000 руб. Дисквалификация на срок от одного года до трех лет
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица Административный штраф в размере от 1000 руб. до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Юридическое лицо Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
С 1 января 2015 года вступит в силу ст. 5.27.1 КоАП РФ: "Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации", предусмотренная законом о внесении изменений. Частями 1 и 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации (см. табл. 2).
Субъект правонарушения Ответственность за совершение правонарушения впервые Ответственность за повторное совершение аналогичного правонарушения
Должностное лицо Предупреждение или административный штраф в размере от 2000 руб. до 5000 руб. Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица Предупреждение или административный штраф в размере от 2000 руб. до 5000 руб. Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Юридическое лицо Предупреждение или административный штраф в размере от 50 000 руб. до 80 000 руб. Административный штраф в размере от 100 000 руб. до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Административная ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение вводится ч. 2, ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ (см. табл. 3).
Субъект правонарушения Ответственность за совершение правонарушения впервые Ответственность за повторное совершение аналогичного правонарушения
Должностное лицо Предупреждение или административный штраф в размере от 5000 руб. до 10 000 руб. руб. Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица Предупреждение или административный штраф в размере от 5000 руб. до 10 000 руб. Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Юридическое лицо Предупреждение или административный штраф в размере от 60 000 руб. до 80 000 руб. Административный штраф в размере от 100 000 руб. до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний установлена ч. 3, ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ (см. табл. 4).
Субъект правонарушения Ответственность Ответственность за повторное совершение аналогичного правонарушения
Должностное лицо Административный штраф в размере от 15 000 руб. до 25 000 руб. Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица Административный штраф в размере от 15 000 руб. до 25 000 руб. Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Юридическое лицо Административный штраф в размере от 110 000 руб. до 130 000 руб. Административный штраф в размере от 100 000 руб. до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Читать еще:  Средняя величина собственного капитала в балансе
В ч. 4, ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ указана ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты – средствами, отнесенными техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику (см. табл. 5).
Субъект правонарушения Ответственность Ответственность за повторное совершение аналогичного правонарушения
Должностное лицо Административный штраф в размере от 20 000 руб. до 30 000 руб. Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица Административный штраф в размере от 20 000 тыс. до 30 000 тыс. Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Юридическое лицо Административный штраф в размере от 130 000 руб. до 150 000 руб. Административный штраф в размере от 100 000 руб. до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Наша организация не успела в прошлом году завершить процедуру аттестации рабочих мест. Как нам теперь быть?

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Минтруд России в п. 2 письма от 13 марта 2014 г. N 17-3/В-113 разъяснил, что результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, оформленные после 31 декабря 2013 года, использоваться не могут. В Вашем случае необходимо подготовить соответствующие дополнительные соглашения и перевести результаты аттестации рабочих мест в материалы спецоценки. Как быть со специальной оценкой условий труда, если есть предписание из государственной инспекции труда на проведение аттестации рабочих мест, датированное 2013-ым годом (конкретная дата не указана)? Предписание – это зафиксированный факт нарушения законодательства в части отсутствия аттестации рабочих мест. Более того, если документ в установленные сроки не обжалован 3 , значит, работодатель тем самым подтвердил, что его обязанности в этой части ТК РФ не исполнены. Теперь вам необходимо проводить специальную оценку условий труда, даже несмотря на то, что в самом предписании может стоять формулировка "внеплановая аттестация рабочих мест" или "проведение аттестации рабочих мест". В любом случае фактическое назначение этих процедур призвано к оценке условий труда на рабочих местах. С 1 января 2014 года на смену аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда. При этом Приказ Минздрава России от 26 апреля 2011 г. № 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" не отменен, но с учетом вступления в силу закона о спецоценке применяться не может. Как нам быть, если срочно требуется провести повторную аттестацию рабочих мест из-за того, что работники не согласны с результатами первоначальной аттестации? В данной ситуации я бы крайне не советовал проводить повторную аттестацию "задним числом". Если работники не согласны с результатами первоначальной аттестации, соответственно, ни о какой фальсификации дальнейшего процесса речи быть не может. Тут однозначно нужно проводить специальную оценку условий труда, причем она пойдет как внеплановая. Если проведение специальной оценки условий труда растягивается по времени на несколько лет, то как будет определяться срок следующей спецоценки? Работодатель может растягивать проведение специальной оценки условий труда вплоть до 2018 года. В таком случае срок проведения следующей спецоценки отсчитывается со дня утверждения соответствующего отчета.
Достаточно пикантным в данной ситуации выглядит момент, связанный с тем, что фактически результаты аттестации действуют с момента ее проведения в течение пятилетнего срока. Мы с коллегами рассматривали ситуацию, когда материалы аттестации были сданы 20 декабря 2013 года. Если от этой даты отсчитать пять лет, то, соответственно, 20 декабря 2018 года у работодателя фактически завершается срок действия аттестации и за оставшийся 10-дневный период ему необходимо провести спецоценку, что, очевидно, невозможно. А это значит, что формально требования законодательства выполнены не будут. Это достаточно спорный момент, но полагаю, что в данном случае лучше перестраховаться и начать проведение спецоценки до истечения пятилетнего срока, чтобы успеть оформить результаты к 2018 году. Можно ли "разбить" проведение спецоценки в организации на несколько частей с составлением отдельных отчетов по каждой? Если да, то означает ли это, что пятилетний срок, по прошествии которого необходимо проводить новую спецоценку труда (согласно ст. 8 закона о спецоценке), будет исчисляться отдельно со дня утверждения каждого отчета?

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Конечно, "разбить" проведение специальной оценки условий труда на несколько частей можно. При этом речь идет о разбивке по отдельным подразделениям, офисам, департаментам и т. д. с выполнением в каждой группе всей работы "под ключ" (то есть проведение идентификации, замеров, составление отчета, предоставление результатов в Государственную инспекцию труда). Для этого в организации составляется график, который утверждается Комиссией по специальной оценке (ст. 9 закона о спецоценке). Результаты спецоценки в каждой группе оформляются отчетом. Спустя пять лет после утверждения каждого из отчетов необходимо проведение новой спецоценки на данном участке. В случае, если по прошествии пяти лет работодатель решил проводить спецоценку предприятия в целом, не дробя его на отдельные подразделения (офисы, департаменты и т. д.), то датой отсчета будет являться дата утверждения первого, самого раннего отчета. Как правило, проведение спецоценки "вразбивку" удобно для крупного бизнеса с большим количеством филиалов, поскольку позволяет спланировать бюджет на данное мероприятие.
При отсутствии несчастных случаев в организации срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда пролонгируется еще на пять лет (ч. 7 ст. 11 закона о спецоценке). Расскажите, как происходит пролонгация? 7 апреля 2014 года вступил в силу приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению". В соответствии с этим документом рабочие места, которые предположительно подпадали под декларирование до утверждения Методики проведения специальной оценки условий труда (например, так называемые "офисные рабочие места"), теперь подлежат обязательным измерениям. А это значит, что мы их не декларируем, а оцениваем. Теоретически существуют рабочие места, подпадающие под декларирование, но их количество в общей массе рабочих мест, подлежащих спецоценке, ничтожно мало.
Читать еще:  Райффайзен рефинансирование ипотеки других банков
Если мы говорим о пролонгации декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, то она осуществляется автоматически при отсутствии несчастных случаев на этих рабочих местах. Это означает, что декларация не утрачивает силу, а срок ее действия считается продленным на следующие пять лет. При этом работодателю вносить какие-либо изменения в документ не надо. Документы по теме: Новости по теме: Материалы по теме:

Топ-14 изменений трудового законодательства в 2014 году
Мы подготовили обзор самых важных изменений в трудовом законодательстве. Несмотря на то, что наибольшая часть рассмотренных документов все еще находится на стадии принятия, многие из них должны вступить в силу с 1 января 2014 года. Как изменится МРОТ, будет ли введен запрет заемного труда, специальная оценка условий труда, конкурсный отбор творческих работников?

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Пол, возраст и семья – работе не помеха
Женщинам, подросткам и лицам с семейными обязанностями по закону предоставляются дополнительные гарантии в сфере труда. Об особенностях трудовых отношений с такими работниками, обозначенных в Постановлении Пленума ВС РФ от 28 января 2014 г. № 1, – наш материал. 1 За исключением ст. 18, которая вступает в силу с 1 января 2016 года.
2 За исключением п. 4 ст. 9 и ст. 11, вступающих в силу с 1 января 2015 года.
3 Согласно ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд. Срок обжалования выданного предписания об устранении выявленных нарушений установлен ч. 12 ст. 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и составляет 15 дней.

Когда проводить спецоценку

Спецоценка условий труда представляет собой комплекс мероприятий, направленных на определение наличия в условиях труда сотрудника вредных или опасных факторов. Она дает возможность оценить степень их влияния на здоровье человека. Процедура обязательна для любого работодателя.

Что такое спецоценка

Это целый комплекс действий. Он включает анализ рабочих мест на предмет наличия факторов, негативно влияющих на здоровье человека и уровень их отклонения от нормы. Алгоритм проведения СОУТ установлен на уровне законодательства — в ФЗ № 426-ФЗ от 28.12.2013 и Приказе Минтруда России от 24.01.2014 № 33н. Закон определяет не только понятие, периодичность проведения спецоценки условий труда для различных организаций и методику проведения, но и то, сколько действует СОУТ. Мероприятия по оценке осуществляют специализированные организации в целях:
  • определения присутствия вредных или опасных для здоровья факторов, которые влекут за собой болезнь или травму работника (ст. 209 ТК РФ);
  • оценки уровня влияния вредных факторов на сотрудников;
  • определения степени отклонения от нормальных показателей;
  • определения эффективности используемых на предприятии СИЗ и средств коллективной защиты.
ТК РФ и законом № 426-ФЗ от 28.12.2013 определены обязательность осуществления СОУТ всеми работодателями, а также то, на сколько лет действительна специальная оценка условий труда. Дополнительным стимулом для работодателя к оценке рабочих мест является возможность возмещения части понесенных расходов из средств ФСС (Приказ Минтруда от 10.12.2012 № 580н).

Зачем проводить

Специальная оценка направлена на определение классов условий труда на конкретном рабочем месте (ч. 2. ст. 3 426-ФЗ): От присвоенного класса зависят:
  • размер тарифа страховых взносов, которые работодатель платит в ПФР в пользу работников: чем лучше обстановка, тем ниже взнос;
  • предоставляемые работникам гарантии и компенсации во вредных или опасных условиях работы (допотпуска — ст. 117 ТК РФ, уменьшение длительности рабочего дня — ст. 92 ТК РФ, повышение уровня зарплаты — ст. 147 ТК РФ).
Чем лучше качество рабочих мест, тем меньше затрат будет у работодателя.

Когда проводить

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Сроки проведения СОУТ по закону — не более 12 месяцев со дня, когда создано новое рабочее место, то есть сроки проведения СОУТ на новых рабочих местах — не позднее одного года с даты их появления. Если предприятие создано более 12 месяцев назад и специальная оценка вообще не проводилась, мероприятия надо инициировать немедленно. Целесообразно придерживаться алгоритма, при котором на новом месте работы СОУТ нужно провести не позже полугода с момента его создания. В поддержку такой позиции — статья 17 426-ФЗ и статья 212 ТК РФ, по которой работодатель обязан проводить спецоценку. Ему необходимо:
  • создать безопасную обстановку;
  • обеспечить охрану труда работников;
  • предоставлять сотрудникам сведения о степени вредного влияния на них условий работы.
Одновременно сотрудник по ст. 219 ТК РФ вправе требовать:
  • наличия безопасных условий работы;
  • предоставления информации об уровне вреда, причиняемого его здоровью на месте работы.
Если предприятие не даст сотруднику необходимые сведения, работодатель в таком случае нарушит закон.

Как часто надо проводить СОУТ в учреждении

Отсчет срока действия начинается с даты, когда утвержден отчет по специальной оценке условий труда на конкретном месте работы. Ответ на вопрос, на сколько лет действует СОУТ, зависит от факторов риска. Вариантов два.
Факторы риска не установлены
Место работы следует задекларировать в терорган службы занятости субъекта в связи с соответствием условий установленным нормам по охране труда. Декларация оформляется и подается в соответствии с требованиями 426-ФЗ. Предоставление документа является обязанностью работодателя. Форма и алгоритм подачи установлен Приказом Минтруда РФ от 07.02.2014 № 80н, а разъяснения по ее заполнению — в Письме Минтруда РФ от 23.06.2014 № 15-1/В-724. Следующие 5 лет работодатель может:
  • не осуществлять в отношении этого места внеплановую СОУТ;
  • по окончании периода не проводить повторную оценку, так как декларация автоматически продлит свое действие (если ничего не случилось и условия труда не поменялись).
Факторы риска определены и отнесены к конкретному классу Срок действия специальной оценки условий труда на рабочих местах — 5 лет. К окончанию этого периода организация должна иметь в наличии готовые результаты, то есть прерывание действия СОУТ не предусмотрено.

Аттестация рабочего места

Это устаревшее понятие. АРМ представляла собой аналог специальной оценки условий труда, только названный иначе. Если аттестацию проводили до 01.01.2014, то пока она действительна, проводить еще и СОУТ не требовалось. Исключение — появление обстоятельств, в силу которых была необходима внеплановая специальная оценка рабочих мест.

Сроки внеплановой СОУТ

Для внеплановой специальной оценки условий труда сроки зависят от причин и составляют 6 или 12 месяцев. Условия для проведения внеплановой СОУТ
  • предписание о необходимости провести процедуру;
  • применение новых сырья, материалов, потенциально опасных для здоровья;
  • внедрение новых СИЗ и средств коллективной защиты;
  • несчастный случай;
  • профзаболевание, установленное медкомиссией;
  • обращение профсоюза с просьбой о проведении.
Читать еще:  Пенсии ребенку по инвалидности и потере кормильца
  • создание новых мест работы;
  • изменение техпроцессов, оборудования, которые влияют на степень воздействия факторов производства.

Сроки мероприятий по результатам СОУТ

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Работодатель с момента утверждения отчета с результатами специальной оценки условий труда должен:
  • не позднее 3 рабочих дней направить уведомление о фактическом утверждении отчета в ту спецорганизацию, которая провела оценку;
  • не позднее 30 календарных дней провести ознакомление сотрудников с результатами СОУТ в письменной форме;
  • не позднее 30 календарных дней разместить на сайте работодателя (при его наличии) информацию по результатам и списке мероприятий, направленных на улучшение условий трудовой деятельности.

Сколько хранить материалы и документацию по СОУТ

Длительность хранения результатов специальной оценки условий труда зависит от вида того материала, который нужно хранить. Определяется приказом работодателя в процессе организации СОУТ в период формирования состава комиссии.
  • 45 лет — по общему правилу;
  • 75 лет — при установлении вредных, опасных факторов, классифицированных по степени влияния на человека.

Отчет по результатам СОУТ

Результаты специальной оценки условий труда фиксируются в специально установленной форме отчета, являющейся приложением к Приказу Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н.

Ответственность

Неисполнение требований законодателя по методике проведения оценки (например, нарушение сроков, ошибки в формировании отчета и т. п.) повлечет наказание по ст. 5.27.1 КоАП РФ:
  • на должностное лицо — до 10 000 рублей;
  • на юрлицо — до 80 000 рублей.
Повторные нарушения увеличат суммы штрафов:
  • на должностное лицо — до 40 000 рублей (или дисквалификация до 3 лет);
  • на юрлицо — до 200 000 рублей (или приостановка деятельности до 90 дней);
  • на ИП — до 40 000 рублей (или приостановка деятельности до 90 дней).

Отсутствие спецоценки влечет за собой административный штраф или приостановку деятельности на 3 месяца. Чтобы избежать наказания за просрочку оценочных отчетов, нужно знать время последнего исследования. Процесс оформления может занять 2 месяца от даты подписания приказа до сдачи отчета в Инспекцию труда. Крайний срок — 30 рабочих дней до конечной даты действия предшествующего документа.

Сроки проведения СОУТ в организации

Весь процесс занимает 25-30 дней без учета выходных и праздничных дней.
Проводится все поэтапно: Оформляется приказ, назначается комиссия, утверждается перечень рабочих мест.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Заключается договор с лицензированной организацией, которая ведет деятельность в сфере СО. Компания проводит необходимые работы. Оформляется отчет по итогам исследований. Документы передают комиссии для изучения и подписания заключительного отчета. Работники предприятия получают карты исследований для ознакомления (срок — 30 дней). Итоговые данные поступают в единую информационную систему учета результатов СО трудовых условий. Работодатель обязан подать оценочные сведения в ФСС РФ. Временной отрезок подачи заполненной декларации в трудовую Госинспекцию составляет 1 месяц от момента утверждения отчета проверки. Вовремя проведенные мероприятия по оценке УТ уберегут компанию от штрафных санкций со стороны Инспекции в случае проверки.

Подробнее об услугах:

Сроки проведения СОУТ на новых рабочих местах

Создание дополнительных позиций или реорганизация существующих мест с изменениями условий труда влечет их дополнительную проверку. Часть 2 ст. 17 ФЗ № 426 устанавливает время СО не позднее 6 месяцев с даты образования рабочего места и 1 года от реорганизации. Если предыдущий документ еще не утратил силу, новая оценка будет считаться внеплановой. Вновь созданные организации обязаны сделать аттестацию в шестимесячный отрезок времени от дня регистрации. ФЗ РФ № 426 «О специальной оценке труда» установил конечную дату проверки — последний день 2018 г. для предприятий, которые не делали замеров. Если до 31.12.2013 г. рабочие зоны подвергались аттестации, то результаты ее действительны 5 л.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

До истечения срока предшествующего исследования нужно провести оценочные работы УТ.

Срок действия СОУТ, когда нужен повторный?

СО условий труда обязательна для каждой организации, имеющей наемных работников. Исследование проводится каждые 5 лет. Действие СО продлевается, если вредоносные факторы отсутствуют, процессы труда сохранились в прежнем виде. Организации составляют график оценочных мероприятий. Периодичность — 60 месяцев. Проводить новые замеры нужно заранее. Данные должны быть готовы на последнее число действия старых документов. Если увеличивалось количество рабочих мест или менялась трудовая обстановка, проводится дополнительный мониторинг. Исследуются только измененные условия. Действие документа сохраняется весь пятилетний срок. Аттестационные карты имеют срок годности 5 л. Вся оценочная документация хранится 45 лет. Если трудовой процесс относится к тяжелым, вредным — 75 лет. Период установлен законодательно (приказ Министерства культуры № 558 от 25.08.2010 г.).

Внеплановая оценка условий труда

Закон отводит от 6 до 12 месяцев на мониторинг вне графика. Организуется по принципу основного контроля. Регламент предоставило Минздравсоцразвитие (приказ № 324н пп.47, 48). Для новой аттестации руководитель предприятия издает приказ о начале ВСОУТ. На его основании формируется комиссия. Алгоритм дальнейших действий: Комиссия формирует перечень рабочих мест для проверки.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Заключается договор с оценочной компанией. Специалист на основании данных проверки формирует отчет. Его подтверждают члены комиссии, директор предприятия. Работники после ознакомления с документом ставят роспись. Результаты отчета отправляют в ФСС РФ, выкладывают на сайте компании. Декларацию подают в ГИТ.

Внеплановая СОУТ проводится в следующих случаях

организуются новые места для работы; на производстве был несчастный случай или обнаружились профзаболевания среди работников; поменялись технологии при смене оборудования; в производстве изменилось сырье, материалы; инспектор по труду вынес предписание руководителю;

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

сотрудники компании требуют проведения внеплановой оценки с целью улучшения трудовой обстановки. Необходимость дополнительных исследований между СО, проводимыми по графику, вызвана изменениями условий труда на предприятии. Инициировать ВСОУТ может глава компании, профсоюз, госнадзор в лице инспектора (при выявлении нарушений ТК). Промежуток времени для мониторинга УТ вне плана утвержден законодательно. 12 месяцев при переоборудовании организации, введении новых рабочих зон. В остальных случаях отводится шестимесячный период. Срок начинает отсчет от наступления основания ВСО. Процедуру внеплановой СО нужно начинать после окончания организационных моментов. По закону специальная оценка осуществляется на местах, полностью готовых к работе. Цель СО — улучшить условия труда и охрану здоровья работников организаций. Положения, касающиеся специальной оценки условий труда, расписаны в Законе № 426. Кодекс регламентирует требования к обстановке на рабочих местах сотрудников компаний. Организации, которые не имеют СОУТ или не предоставили информацию о ней в единый реестр оценок, будут оштрафованы. Период, отведенный для проведения специальной оценки УТ, начался 1 января 2014 г. и заканчивается 31 декабря 2018 года.

Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:

8 800 350-81-94
Круглосуточно

Периодичность проведения соут на рабочих местах: 1 комментарий

  1. feed

    Woah! I’m really enjoying the template/theme of this blog. It’s simple, yet effective. A lot of times it’s difficult to get that “perfect balance” between superb usability and visual appearance. I must say you have done a fantastic job with this. Additionally, the blog loads extremely fast for me on Internet explorer. Outstanding Blog!|

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Периодичность проведения соут на рабочих местах

C 1 января 2014 года вступили в силу два закона, которые предусматривают новый подход к оценке условий труда: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" 1 (далее – закон о спецоценке) и Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее – закон о внесении изменений) 2 .

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Поскольку практика в данной сфере еще не сложилась, при определении сроков проведения спецоценки условий труда возникает много вопросов. С наиболее сложными нам поможет разобраться председатель Комитета по трудовым отношениям и охране труда Московского городского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", генеральный директор HSA Company Дмитрий Третьяков. Согласно ч. 6 ст. 27 закона о спецоценке, в отношении некоторых рабочих мест спецоценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года. При этом в ч. 4 ст. 27 вышеназванного закона указано, что в случае, если до 1 января 2014 года в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, спецоценка в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации. Таким образом, срок проведения спецоценки исчисляется со дня проведения аттестации. Если аттестация рабочих мест никогда не проводилась, можно ли не проводить спецоценку до 2018 года?
В рамках закона о спецоценке чисто теоретически – да. Однако никто не освобождает работодателя от соблюдения положений, предусмотренных ТК РФ, в частности, от обязанности исполнять законодательство о специальной оценке условий труда (ст. 22 ТК РФ). Соответственно, если вы обращаете внимание пришедшего на проверку инспектора труда на положения ст. 27 закона о спецоценке и отстаиваете свою позицию, то боюсь, что окажетесь "в минусе". Вероятнее всего, позиция государственной инспекции труда и Роструда в целом будет направлена на то, чтобы проверять фактическое исполнение положений закона о спецоценке. А в данной ситуации, если мы посмотрим положения этого закона и сопутствующего ему закона о внесении изменений, то одной из основных обязанностей работодателя является ознакомление работника в письменной форме с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте. В результате у государственного инспектора труда появится объективное законное право привлечь вас к ответственности в виде административного штрафа. Поэтому этот вариант ухода от проведения специальной оценки условий труда крайне сомнителен. Ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда установлена ст. 5.27 КоАП РФ (см. табл. 1).
Субъект правонарушения Ответственность за совершение правонарушения впервые Ответственность за повторное совершение аналогичного правонарушения
Должностное лицо Административный штраф в размере от 1000 руб. до 5000 руб. Дисквалификация на срок от одного года до трех лет
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица Административный штраф в размере от 1000 руб. до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Юридическое лицо Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
С 1 января 2015 года вступит в силу ст. 5.27.1 КоАП РФ: "Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации", предусмотренная законом о внесении изменений. Частями 1 и 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации (см. табл. 2).
Субъект правонарушения Ответственность за совершение правонарушения впервые Ответственность за повторное совершение аналогичного правонарушения
Должностное лицо Предупреждение или административный штраф в размере от 2000 руб. до 5000 руб. Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица Предупреждение или административный штраф в размере от 2000 руб. до 5000 руб. Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Юридическое лицо Предупреждение или административный штраф в размере от 50 000 руб. до 80 000 руб. Административный штраф в размере от 100 000 руб. до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Административная ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение вводится ч. 2, ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ (см. табл. 3).
Субъект правонарушения Ответственность за совершение правонарушения впервые Ответственность за повторное совершение аналогичного правонарушения
Должностное лицо Предупреждение или административный штраф в размере от 5000 руб. до 10 000 руб. руб. Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица Предупреждение или административный штраф в размере от 5000 руб. до 10 000 руб. Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Юридическое лицо Предупреждение или административный штраф в размере от 60 000 руб. до 80 000 руб. Административный штраф в размере от 100 000 руб. до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний установлена ч. 3, ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ (см. табл. 4).
Субъект правонарушения Ответственность Ответственность за повторное совершение аналогичного правонарушения
Должностное лицо Административный штраф в размере от 15 000 руб. до 25 000 руб. Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица Административный штраф в размере от 15 000 руб. до 25 000 руб. Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Юридическое лицо Административный штраф в размере от 110 000 руб. до 130 000 руб. Административный штраф в размере от 100 000 руб. до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Читать еще:  Через сколько дней нужно прописаться после выписки
В ч. 4, ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ указана ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты – средствами, отнесенными техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику (см. табл. 5).
Субъект правонарушения Ответственность Ответственность за повторное совершение аналогичного правонарушения
Должностное лицо Административный штраф в размере от 20 000 руб. до 30 000 руб. Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица Административный штраф в размере от 20 000 тыс. до 30 000 тыс. Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Юридическое лицо Административный штраф в размере от 130 000 руб. до 150 000 руб. Административный штраф в размере от 100 000 руб. до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Наша организация не успела в прошлом году завершить процедуру аттестации рабочих мест. Как нам теперь быть?

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Минтруд России в п. 2 письма от 13 марта 2014 г. N 17-3/В-113 разъяснил, что результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, оформленные после 31 декабря 2013 года, использоваться не могут. В Вашем случае необходимо подготовить соответствующие дополнительные соглашения и перевести результаты аттестации рабочих мест в материалы спецоценки. Как быть со специальной оценкой условий труда, если есть предписание из государственной инспекции труда на проведение аттестации рабочих мест, датированное 2013-ым годом (конкретная дата не указана)? Предписание – это зафиксированный факт нарушения законодательства в части отсутствия аттестации рабочих мест. Более того, если документ в установленные сроки не обжалован 3 , значит, работодатель тем самым подтвердил, что его обязанности в этой части ТК РФ не исполнены. Теперь вам необходимо проводить специальную оценку условий труда, даже несмотря на то, что в самом предписании может стоять формулировка "внеплановая аттестация рабочих мест" или "проведение аттестации рабочих мест". В любом случае фактическое назначение этих процедур призвано к оценке условий труда на рабочих местах. С 1 января 2014 года на смену аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда. При этом Приказ Минздрава России от 26 апреля 2011 г. № 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" не отменен, но с учетом вступления в силу закона о спецоценке применяться не может. Как нам быть, если срочно требуется провести повторную аттестацию рабочих мест из-за того, что работники не согласны с результатами первоначальной аттестации? В данной ситуации я бы крайне не советовал проводить повторную аттестацию "задним числом". Если работники не согласны с результатами первоначальной аттестации, соответственно, ни о какой фальсификации дальнейшего процесса речи быть не может. Тут однозначно нужно проводить специальную оценку условий труда, причем она пойдет как внеплановая. Если проведение специальной оценки условий труда растягивается по времени на несколько лет, то как будет определяться срок следующей спецоценки? Работодатель может растягивать проведение специальной оценки условий труда вплоть до 2018 года. В таком случае срок проведения следующей спецоценки отсчитывается со дня утверждения соответствующего отчета.
Достаточно пикантным в данной ситуации выглядит момент, связанный с тем, что фактически результаты аттестации действуют с момента ее проведения в течение пятилетнего срока. Мы с коллегами рассматривали ситуацию, когда материалы аттестации были сданы 20 декабря 2013 года. Если от этой даты отсчитать пять лет, то, соответственно, 20 декабря 2018 года у работодателя фактически завершается срок действия аттестации и за оставшийся 10-дневный период ему необходимо провести спецоценку, что, очевидно, невозможно. А это значит, что формально требования законодательства выполнены не будут. Это достаточно спорный момент, но полагаю, что в данном случае лучше перестраховаться и начать проведение спецоценки до истечения пятилетнего срока, чтобы успеть оформить результаты к 2018 году. Можно ли "разбить" проведение спецоценки в организации на несколько частей с составлением отдельных отчетов по каждой? Если да, то означает ли это, что пятилетний срок, по прошествии которого необходимо проводить новую спецоценку труда (согласно ст. 8 закона о спецоценке), будет исчисляться отдельно со дня утверждения каждого отчета?

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Конечно, "разбить" проведение специальной оценки условий труда на несколько частей можно. При этом речь идет о разбивке по отдельным подразделениям, офисам, департаментам и т. д. с выполнением в каждой группе всей работы "под ключ" (то есть проведение идентификации, замеров, составление отчета, предоставление результатов в Государственную инспекцию труда). Для этого в организации составляется график, который утверждается Комиссией по специальной оценке (ст. 9 закона о спецоценке). Результаты спецоценки в каждой группе оформляются отчетом. Спустя пять лет после утверждения каждого из отчетов необходимо проведение новой спецоценки на данном участке. В случае, если по прошествии пяти лет работодатель решил проводить спецоценку предприятия в целом, не дробя его на отдельные подразделения (офисы, департаменты и т. д.), то датой отсчета будет являться дата утверждения первого, самого раннего отчета. Как правило, проведение спецоценки "вразбивку" удобно для крупного бизнеса с большим количеством филиалов, поскольку позволяет спланировать бюджет на данное мероприятие.
При отсутствии несчастных случаев в организации срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда пролонгируется еще на пять лет (ч. 7 ст. 11 закона о спецоценке). Расскажите, как происходит пролонгация? 7 апреля 2014 года вступил в силу приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению". В соответствии с этим документом рабочие места, которые предположительно подпадали под декларирование до утверждения Методики проведения специальной оценки условий труда (например, так называемые "офисные рабочие места"), теперь подлежат обязательным измерениям. А это значит, что мы их не декларируем, а оцениваем. Теоретически существуют рабочие места, подпадающие под декларирование, но их количество в общей массе рабочих мест, подлежащих спецоценке, ничтожно мало.
Читать еще:  Сопровождение медицинским работником группы детей
Если мы говорим о пролонгации декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, то она осуществляется автоматически при отсутствии несчастных случаев на этих рабочих местах. Это означает, что декларация не утрачивает силу, а срок ее действия считается продленным на следующие пять лет. При этом работодателю вносить какие-либо изменения в документ не надо. Документы по теме: Новости по теме: Материалы по теме:

Топ-14 изменений трудового законодательства в 2014 году
Мы подготовили обзор самых важных изменений в трудовом законодательстве. Несмотря на то, что наибольшая часть рассмотренных документов все еще находится на стадии принятия, многие из них должны вступить в силу с 1 января 2014 года. Как изменится МРОТ, будет ли введен запрет заемного труда, специальная оценка условий труда, конкурсный отбор творческих работников?

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Пол, возраст и семья – работе не помеха
Женщинам, подросткам и лицам с семейными обязанностями по закону предоставляются дополнительные гарантии в сфере труда. Об особенностях трудовых отношений с такими работниками, обозначенных в Постановлении Пленума ВС РФ от 28 января 2014 г. № 1, – наш материал. 1 За исключением ст. 18, которая вступает в силу с 1 января 2016 года.
2 За исключением п. 4 ст. 9 и ст. 11, вступающих в силу с 1 января 2015 года.
3 Согласно ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд. Срок обжалования выданного предписания об устранении выявленных нарушений установлен ч. 12 ст. 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и составляет 15 дней.

Когда проводить спецоценку

Спецоценка условий труда представляет собой комплекс мероприятий, направленных на определение наличия в условиях труда сотрудника вредных или опасных факторов. Она дает возможность оценить степень их влияния на здоровье человека. Процедура обязательна для любого работодателя.

Что такое спецоценка

Это целый комплекс действий. Он включает анализ рабочих мест на предмет наличия факторов, негативно влияющих на здоровье человека и уровень их отклонения от нормы. Алгоритм проведения СОУТ установлен на уровне законодательства — в ФЗ № 426-ФЗ от 28.12.2013 и Приказе Минтруда России от 24.01.2014 № 33н. Закон определяет не только понятие, периодичность проведения спецоценки условий труда для различных организаций и методику проведения, но и то, сколько действует СОУТ. Мероприятия по оценке осуществляют специализированные организации в целях:
  • определения присутствия вредных или опасных для здоровья факторов, которые влекут за собой болезнь или травму работника (ст. 209 ТК РФ);
  • оценки уровня влияния вредных факторов на сотрудников;
  • определения степени отклонения от нормальных показателей;
  • определения эффективности используемых на предприятии СИЗ и средств коллективной защиты.
ТК РФ и законом № 426-ФЗ от 28.12.2013 определены обязательность осуществления СОУТ всеми работодателями, а также то, на сколько лет действительна специальная оценка условий труда. Дополнительным стимулом для работодателя к оценке рабочих мест является возможность возмещения части понесенных расходов из средств ФСС (Приказ Минтруда от 10.12.2012 № 580н).

Зачем проводить

Специальная оценка направлена на определение классов условий труда на конкретном рабочем месте (ч. 2. ст. 3 426-ФЗ): От присвоенного класса зависят:
  • размер тарифа страховых взносов, которые работодатель платит в ПФР в пользу работников: чем лучше обстановка, тем ниже взнос;
  • предоставляемые работникам гарантии и компенсации во вредных или опасных условиях работы (допотпуска — ст. 117 ТК РФ, уменьшение длительности рабочего дня — ст. 92 ТК РФ, повышение уровня зарплаты — ст. 147 ТК РФ).
Чем лучше качество рабочих мест, тем меньше затрат будет у работодателя.

Когда проводить

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Сроки проведения СОУТ по закону — не более 12 месяцев со дня, когда создано новое рабочее место, то есть сроки проведения СОУТ на новых рабочих местах — не позднее одного года с даты их появления. Если предприятие создано более 12 месяцев назад и специальная оценка вообще не проводилась, мероприятия надо инициировать немедленно. Целесообразно придерживаться алгоритма, при котором на новом месте работы СОУТ нужно провести не позже полугода с момента его создания. В поддержку такой позиции — статья 17 426-ФЗ и статья 212 ТК РФ, по которой работодатель обязан проводить спецоценку. Ему необходимо:
  • создать безопасную обстановку;
  • обеспечить охрану труда работников;
  • предоставлять сотрудникам сведения о степени вредного влияния на них условий работы.
Одновременно сотрудник по ст. 219 ТК РФ вправе требовать:
  • наличия безопасных условий работы;
  • предоставления информации об уровне вреда, причиняемого его здоровью на месте работы.
Если предприятие не даст сотруднику необходимые сведения, работодатель в таком случае нарушит закон.

Как часто надо проводить СОУТ в учреждении

Отсчет срока действия начинается с даты, когда утвержден отчет по специальной оценке условий труда на конкретном месте работы. Ответ на вопрос, на сколько лет действует СОУТ, зависит от факторов риска. Вариантов два.
Факторы риска не установлены
Место работы следует задекларировать в терорган службы занятости субъекта в связи с соответствием условий установленным нормам по охране труда. Декларация оформляется и подается в соответствии с требованиями 426-ФЗ. Предоставление документа является обязанностью работодателя. Форма и алгоритм подачи установлен Приказом Минтруда РФ от 07.02.2014 № 80н, а разъяснения по ее заполнению — в Письме Минтруда РФ от 23.06.2014 № 15-1/В-724. Следующие 5 лет работодатель может:
  • не осуществлять в отношении этого места внеплановую СОУТ;
  • по окончании периода не проводить повторную оценку, так как декларация автоматически продлит свое действие (если ничего не случилось и условия труда не поменялись).
Факторы риска определены и отнесены к конкретному классу Срок действия специальной оценки условий труда на рабочих местах — 5 лет. К окончанию этого периода организация должна иметь в наличии готовые результаты, то есть прерывание действия СОУТ не предусмотрено.

Аттестация рабочего места

Это устаревшее понятие. АРМ представляла собой аналог специальной оценки условий труда, только названный иначе. Если аттестацию проводили до 01.01.2014, то пока она действительна, проводить еще и СОУТ не требовалось. Исключение — появление обстоятельств, в силу которых была необходима внеплановая специальная оценка рабочих мест.

Сроки внеплановой СОУТ

Для внеплановой специальной оценки условий труда сроки зависят от причин и составляют 6 или 12 месяцев. Условия для проведения внеплановой СОУТ
  • предписание о необходимости провести процедуру;
  • применение новых сырья, материалов, потенциально опасных для здоровья;
  • внедрение новых СИЗ и средств коллективной защиты;
  • несчастный случай;
  • профзаболевание, установленное медкомиссией;
  • обращение профсоюза с просьбой о проведении.
Читать еще:  Регистрация договора субаренды земельного участка
  • создание новых мест работы;
  • изменение техпроцессов, оборудования, которые влияют на степень воздействия факторов производства.

Сроки мероприятий по результатам СОУТ

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Работодатель с момента утверждения отчета с результатами специальной оценки условий труда должен:
  • не позднее 3 рабочих дней направить уведомление о фактическом утверждении отчета в ту спецорганизацию, которая провела оценку;
  • не позднее 30 календарных дней провести ознакомление сотрудников с результатами СОУТ в письменной форме;
  • не позднее 30 календарных дней разместить на сайте работодателя (при его наличии) информацию по результатам и списке мероприятий, направленных на улучшение условий трудовой деятельности.

Сколько хранить материалы и документацию по СОУТ

Длительность хранения результатов специальной оценки условий труда зависит от вида того материала, который нужно хранить. Определяется приказом работодателя в процессе организации СОУТ в период формирования состава комиссии.
  • 45 лет — по общему правилу;
  • 75 лет — при установлении вредных, опасных факторов, классифицированных по степени влияния на человека.

Отчет по результатам СОУТ

Результаты специальной оценки условий труда фиксируются в специально установленной форме отчета, являющейся приложением к Приказу Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н.

Ответственность

Неисполнение требований законодателя по методике проведения оценки (например, нарушение сроков, ошибки в формировании отчета и т. п.) повлечет наказание по ст. 5.27.1 КоАП РФ:
  • на должностное лицо — до 10 000 рублей;
  • на юрлицо — до 80 000 рублей.
Повторные нарушения увеличат суммы штрафов:
  • на должностное лицо — до 40 000 рублей (или дисквалификация до 3 лет);
  • на юрлицо — до 200 000 рублей (или приостановка деятельности до 90 дней);
  • на ИП — до 40 000 рублей (или приостановка деятельности до 90 дней).

Отсутствие спецоценки влечет за собой административный штраф или приостановку деятельности на 3 месяца. Чтобы избежать наказания за просрочку оценочных отчетов, нужно знать время последнего исследования. Процесс оформления может занять 2 месяца от даты подписания приказа до сдачи отчета в Инспекцию труда. Крайний срок — 30 рабочих дней до конечной даты действия предшествующего документа.

Сроки проведения СОУТ в организации

Весь процесс занимает 25-30 дней без учета выходных и праздничных дней.
Проводится все поэтапно: Оформляется приказ, назначается комиссия, утверждается перечень рабочих мест.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Заключается договор с лицензированной организацией, которая ведет деятельность в сфере СО. Компания проводит необходимые работы. Оформляется отчет по итогам исследований. Документы передают комиссии для изучения и подписания заключительного отчета. Работники предприятия получают карты исследований для ознакомления (срок — 30 дней). Итоговые данные поступают в единую информационную систему учета результатов СО трудовых условий. Работодатель обязан подать оценочные сведения в ФСС РФ. Временной отрезок подачи заполненной декларации в трудовую Госинспекцию составляет 1 месяц от момента утверждения отчета проверки. Вовремя проведенные мероприятия по оценке УТ уберегут компанию от штрафных санкций со стороны Инспекции в случае проверки.

Подробнее об услугах:

Сроки проведения СОУТ на новых рабочих местах

Создание дополнительных позиций или реорганизация существующих мест с изменениями условий труда влечет их дополнительную проверку. Часть 2 ст. 17 ФЗ № 426 устанавливает время СО не позднее 6 месяцев с даты образования рабочего места и 1 года от реорганизации. Если предыдущий документ еще не утратил силу, новая оценка будет считаться внеплановой. Вновь созданные организации обязаны сделать аттестацию в шестимесячный отрезок времени от дня регистрации. ФЗ РФ № 426 «О специальной оценке труда» установил конечную дату проверки — последний день 2018 г. для предприятий, которые не делали замеров. Если до 31.12.2013 г. рабочие зоны подвергались аттестации, то результаты ее действительны 5 л.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

До истечения срока предшествующего исследования нужно провести оценочные работы УТ.

Срок действия СОУТ, когда нужен повторный?

СО условий труда обязательна для каждой организации, имеющей наемных работников. Исследование проводится каждые 5 лет. Действие СО продлевается, если вредоносные факторы отсутствуют, процессы труда сохранились в прежнем виде. Организации составляют график оценочных мероприятий. Периодичность — 60 месяцев. Проводить новые замеры нужно заранее. Данные должны быть готовы на последнее число действия старых документов. Если увеличивалось количество рабочих мест или менялась трудовая обстановка, проводится дополнительный мониторинг. Исследуются только измененные условия. Действие документа сохраняется весь пятилетний срок. Аттестационные карты имеют срок годности 5 л. Вся оценочная документация хранится 45 лет. Если трудовой процесс относится к тяжелым, вредным — 75 лет. Период установлен законодательно (приказ Министерства культуры № 558 от 25.08.2010 г.).

Внеплановая оценка условий труда

Закон отводит от 6 до 12 месяцев на мониторинг вне графика. Организуется по принципу основного контроля. Регламент предоставило Минздравсоцразвитие (приказ № 324н пп.47, 48). Для новой аттестации руководитель предприятия издает приказ о начале ВСОУТ. На его основании формируется комиссия. Алгоритм дальнейших действий: Комиссия формирует перечень рабочих мест для проверки.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Заключается договор с оценочной компанией. Специалист на основании данных проверки формирует отчет. Его подтверждают члены комиссии, директор предприятия. Работники после ознакомления с документом ставят роспись. Результаты отчета отправляют в ФСС РФ, выкладывают на сайте компании. Декларацию подают в ГИТ.

Внеплановая СОУТ проводится в следующих случаях

организуются новые места для работы; на производстве был несчастный случай или обнаружились профзаболевания среди работников; поменялись технологии при смене оборудования; в производстве изменилось сырье, материалы; инспектор по труду вынес предписание руководителю;

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

сотрудники компании требуют проведения внеплановой оценки с целью улучшения трудовой обстановки. Необходимость дополнительных исследований между СО, проводимыми по графику, вызвана изменениями условий труда на предприятии. Инициировать ВСОУТ может глава компании, профсоюз, госнадзор в лице инспектора (при выявлении нарушений ТК). Промежуток времени для мониторинга УТ вне плана утвержден законодательно. 12 месяцев при переоборудовании организации, введении новых рабочих зон. В остальных случаях отводится шестимесячный период. Срок начинает отсчет от наступления основания ВСО. Процедуру внеплановой СО нужно начинать после окончания организационных моментов. По закону специальная оценка осуществляется на местах, полностью готовых к работе. Цель СО — улучшить условия труда и охрану здоровья работников организаций. Положения, касающиеся специальной оценки условий труда, расписаны в Законе № 426. Кодекс регламентирует требования к обстановке на рабочих местах сотрудников компаний. Организации, которые не имеют СОУТ или не предоставили информацию о ней в единый реестр оценок, будут оштрафованы. Период, отведенный для проведения специальной оценки УТ, начался 1 января 2014 г. и заканчивается 31 декабря 2018 года.

Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:

8 800 350-81-94
Круглосуточно

Периодичность проведения соут на рабочих местах: 10 комментариев

  1. berkey

    Undeniably consider that which you stated. Your favorite reason seemed to be on the net the simplest thing to remember of. I say to you, I certainly get annoyed whilst folks consider worries that they plainly do not know about. You managed to hit the nail upon the top as neatly as defined out the entire thing with no need side-effects , other folks could take a signal. Will likely be back to get more. Thank you|

  2. the feed

    I would like to thank you for the efforts you’ve put in writing this website. I’m hoping to view the same high-grade blog posts from you later on as well. In fact, your creative writing abilities has inspired me to get my very own blog now ;)|

  3. feed

    I think this is one of the most important information for me. And i’m glad reading your article. But wanna remark on some general things, The web site style is wonderful, the articles is really nice : D. Good job, cheers|

  4. superbeets

    Good day! I know this is kinda off topic however , I’d figured I’d ask. Would you be interested in exchanging links or maybe guest writing a blog post or vice-versa? My website goes over a lot of the same subjects as yours and I think we could greatly benefit from each other. If you are interested feel free to shoot me an e-mail. I look forward to hearing from you! Great blog by the way!|

  5. theragun review

    I loved as much as you will receive carried out right here. The sketch is attractive, your authored material stylish. nonetheless, you command get bought an edginess over that you wish be delivering the following. unwell unquestionably come more formerly again as exactly the same nearly very often inside case you shield this increase.|

  6. pew pew madafakas shirt

    Great items from you, man. I have be mindful your stuff prior to and you are simply extremely fantastic. I really like what you’ve bought here, certainly like what you’re stating and the best way in which you say it. You are making it enjoyable and you continue to care for to keep it smart. I can not wait to learn much more from you. That is really a tremendous web site.|

  7. Malvina Pedrotti

    First of all I would like to say awesome blog! I had a quick question which I’d like to ask if you do not mind. I was curious to find out how you center yourself and clear your thoughts prior to writing. I have had difficulty clearing my thoughts in getting my ideas out there. I truly do enjoy writing but it just seems like the first 10 to 15 minutes are lost just trying to figure out how to begin. Any recommendations or tips? Cheers!|

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.