Плохое поведение первоклассника в школе что делать

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Начало учебы – это стресс: в жизнь ребенка приходят незнакомые люди, новые взаимоотношения, правила и обязанности. Задача родителей – создать максимально благоприятные условия для его адаптации к этим сложным условиям. Им необходимо заниматься не только развитием способностей и навыков своего чада, но и обеспечивать ему в семье благоприятный и позитивный психологический климат. Во многом именно от поведения родителей зависит, как в дальнейшем будет учиться их ребенок, и то, какое отношение к школе у него сформируется. Адаптация ребенка к школе будет происходить естественно и гармонично, когда в семье царит обстановка, наполненная искренними чувствами и взаимопониманием. Мы дадим несколько советов, которые помогут вам поддерживать первоклассника в обычной «домашней» жизни после того, как он в первый раз войдет в школьный класс. 1. Следите за нагрузкой. Не будьте слишком требовательны, ведь даже взрослые имеют право на ошибку. Не набрасывайтесь на ребенка с упреками, если, отвечая на уроке, он растерялся и забыл выученное стихотворение. Вместо этого подумайте, не слишком ли загружен у него день и вообще рабочая неделя. Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк и т. д. Следите и за тем, чтобы он получал полноценное питание, а не сидел на бутербродах и снэках. 2. Больше наблюдайте. Посмотрите на своего ребенка глазами психолога: как он ведет себя в общественных местах, как реагирует на различные ситуации (не купили желаемую игрушку, проиграл битву в танки старшему брату, устал ходить по магазинам, проголодался и т. п.), как контролирует свои эмоции. В шесть-семь лет он должен адекватно выражать свои чувства, управлять желаниями, понимать, что значит «нельзя», иногда «через не хочу» делать то, что необходимо. Когда детское поведение вас настораживает и вы не знаете, что делать, посоветуйтесь со специалистом. 3. Будьте терпеливы. Если ребенок устал заниматься и бросает домашнее задание, так и не доделав, не настаивайте. Дайте ему передохнуть несколько минут (вспомните упражнение из своего детства «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали»), а затем продолжите. Постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение 15–20 минут мог, не отвлекаясь, заниматься одним делом. Не принуждайте и не угрожайте (не получишь сладкого, не посмотришь мультик, не пойдешь гулять), а попробуйте найти способ заинтересовать. Кстати, прекрасным средством, тренирующим усидчивость и внимание, могут стать настольные игры, рассчитанные на развитие навыков чтения и счета, внимания, памяти, логики («Эрудит», «Уно», «Морской бой» и даже «Монополия»). Такие игры станут и отличным вариантом общего семейного досуга, который сближает домочадцев. 4. Посмотрите в зеркало. Получив первое замечание о плохом поведении в школе, проанализируйте «погоду в доме». Дети часто неосознанно перенимают и копируют поведение, манеры и речь своих родителей. Если домашние отдают распоряжения приказным тоном (сделай то, принеси это), грубы друг с другом, часто ссорятся, выясняют отношения, не жалея ругательных слов, то и ребенок может вести себя вызывающе, дерзить и задираться. Обратите внимание, знает ли ваше чадо «волшебные» слова: здравствуйте, до свидания, извините, спасибо, пожалуйста? Если нет, то, возможно, вы сами нечасто ими пользуетесь? 5. Уважайте его личное пространство. Дистанция, разделяющая вас, увеличилась еще больше: у вчерашнего «малыша» появилась новая жизнь, которую определяют школьное расписание, домашние задания, взаимоотношения с учителями и одноклассниками. Возьмите за правило никогда не отчитывать ребенка перед его сверстниками («Ты снова забыл сделать уроки (оставил грязную посуду на столе, закинул грязные носки под кровать)». Учебные моменты, которые вас беспокоят, старайтесь обсуждать тет-а-тет с преподавателем. Умерьте свой пыл и не прибирайтесь без его ведома в шкафу, втихомолку не копайтесь в ранце. Причем, чем старше становится школьник, тем строже вы должны соблюдать эти правила. Чем без конца залезать в его мобильный телефон, лучше заранее позаботьтесь о разумном ограничении доступа в интернет.

6. Проявляйте интерес. Ежедневно спрашивайте, как прошел его день в классе, что нового он узнал, какое задали домашнее задание и т. д. Больше обращайте внимание на то, что он делает дома: чем занимался после школы, сколько времени играл на компьютере, а сколько – делал уроки. Делайте это ненавязчиво, чтобы он не подумал, что вы сиюминутно контролируете его или командуете им. 7. Учите выигрывать. Еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребенка – переживание успеха. Обязательно создайте ему такие условия деятельности, в которых он узнает, что это такое (спортивные соревнования на пару с папой, освоение какого-то нового навыка и т. п.). Только не нахваливайте по пустякам: похвала должна быть заслуженной.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

8. Прививайте любовь к учебе. Часто от родителей можно слышать жалобы: ребенок с удовольствием ходит в школу, но учиться не хочет. Наличие мотивации к учебе, которая проявляется как любознательность и интерес к окружающему миру, играет большую роль в адаптации к школе. * Стимулируйте познавательные способности ребенка: рассказывайте ему интересные факты о том, что вас окружает, вместе читайте и обсуждайте книги, смотрите познавательные фильмы, знакомьте его с поэзией и произведениями искусства, водите в музеи и на выставки, рассчитанные на детский возраст. При этом задавайте вопросы и учите его размышлять над прочитанным и увиденным, побуждайте к выражению собственного мнения. * Помогайте ему расширять лексикон: используйте новые слова, приучайте воспринимать длинные предложения со сложным смыслом. Делать это лучше в игровой форме. Не забывайте о том, что ребенок всегда берет с родителей пример, и если вы, например, с удовольствием изучаете иностранный язык, осваиваете какой-то музыкальный инструмент или просто любите читать, то у него будет меньше проблем с мотивацией к учебе. * Развивайте умение доводить дело до конца. Первоклассник должен быть готов к неизбежным трудностям в учебе, а для этого у него должно сложиться правильное отношение к своим возможным неудачам. Занимайтесь с ребенком совместными домашними делами, поручайте ему такие, выполнение которых потребует от него определенных умственных и физических усилий: пусть попробует аккуратно сложить свои футболки, предварительно выглаженные вами, или собрать и вынести рассыпавшийся мусор. Приводите примеры и объясняйте, как это важно – уметь преодолевать трудности. * Поощряйте ребенка в желании самому осваивать различные навыки. Старайтесь не давать готовых ответов на вопросы, на которые он уже может найти ответ самостоятельно. Почаще спрашивайте: «А ты как думаешь?» Активно включайте его в процесс подготовки места для уроков и школьных принадлежностей: пусть сам выберет себе рюкзак, дневник, пенал, ручки и тетрадки. Тогда он почувствует не страх приближающихся перемен, а радостное волнение от подготовки к чему-то новому. 9. Не учите на ошибках. Мотивация первоклассника к учебе во многом определяется тем, на что направлено основное внимание родителей: на ошибки или на то, что получается хорошо. Если в прописи вы подчеркиваете красным буквы, которые не получились, увидит ли ребенок вместе с красными подчеркиваниями хорошо написанные буквы? Скорее всего, нет. Подсознательно он запомнит то, что выделено. Если зеленым (или любым другим цветом) вы подчеркнете то, что написано верно, тогда и восприятие, и эмоции ребенка будут иными. Он попытается повторить то, что получилось. Здесь работает совсем иная внутренняя мотивация – не старание избежать ошибки, а стремление сделать хорошо. 10. Поддерживайте и ободряйте. Помогайте своему чаду в формировании собственной активной жизненной позиции, которая просто необходима, чтобы занять свое «место под солнцем» в школьном пространстве. Для этого развивайте в нем чувство собственного достоинства, адекватную самооценку, умение дружить и уважать. Здесь вам помогут и доверительные беседы, и объяснения «почему так, а не иначе», и развитие позитивного взгляда на себя и окружающий мир. Чем больше ребенок чувствует принятия и любви от своей семьи, тем крепче будет его внутренняя опора и тем он более уверенно будет чувствовать себя в школьном коллективе!

11. Создайте рабочую атмосферу. Даже если ремонт в детской вы не планировали, найдите немного времени, чтобы превратить комнату выпускника детского сада в жилище ученика. Смена привычного интерьера оказывает сильное действие на детскую психику: такие «подготовительные» мероприятия помогут будущему первокласснику свыкнуться с необходимостью скорых перемен, а совместные походы по магазинам убедят в том, что вы цените его мнение и считаетесь с ним.

Читать еще:  Ссылка на судебную практику в исковом заявлении
* Разделите пространство: сделайте в комнате три зоны – рабочую, игровую и зону отдыха. Сделать перепланировку поможет легкая ширма. Торжественно отселите всех кукол, мишек и трансформеров в отдельную коробку или корзину: они не должны болтаться на рабочем столе и мешать школьным делам.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

* Устройте генеральную уборку в шкафах. Подумайте о том, где будут лежать учебники, где – чистая бумага, а где – канцелярия. При необходимости укрепите на стене пару навесных карманов или полочек. Ваша задача – обеспечить ребенку удобный доступ ко всем материалам для занятий (книгам, тетрадям, карандашам и фломастерам, краскам, пластилину и т.п.). * Оформление интерьера – дело индивидуальное. Пришпилить к кровати карту мира или водрузить на стол глобус – решайте сами. Но есть несколько советов, которые будут актуальными для всех родителей первоклашек. Не покупайте крутящийся офисный стул, которых в магазинах сейчас великое множество, в том числе привлекательных «детских» расцветок: он обеспечит ребенку не комфорт и удобство, а проблемы с осанкой. Берите обычный стул с жесткой спинкой , только проверьте его высоту относительно стола. Если ноги не достают до пола, поставьте специальную подставку. При выборе настольной лампы учитывайте, что свет должен быть средней яркости и падать с левой стороны (с правой – для левшей). Помните, что пластмассовые плафоны потенциально пожароопасны, а металлические – сильно нагреваются, поэтому располагайте лампу повыше, чтобы ребенок, случайно схватившись за нее, не обжегся. Над столом повесьте расписание уроков (так вы всегда будете в курсе событий предстоящего дня) и часы (они помогут вам отслеживать время выполнения того или иного задания). «Хожу с сыном в школу. Сижу и контролирую, чтобы не сбегал с уроков. У меня отпуск за свой счёт, но если ничего не изменится, то придется увольняться. Как с этим бороться?» В каждом классе найдётся первоклассник, который будет баловаться, гулять по классу, не слушаться учителя и доводить маму до отчаяния своим поведением в школе. Учителя обращаются к родителям за помощью, родители пытаются различными способами повлиять на своего ребёнка. Уделив внимание этой теме на родительских форумах, вспомнив клиентские случаи и истории знакомых, я собрала 125 мнений родителей на тему того, как решать эту проблему.


Итак, результаты анализа 10 способов, используемых родителями для решения проблемы 1. Поговорить с учителем – 20% Важно, чтобы учитель с родителем были в контакте и сотрудничали. Но, на практике так бывает не всегда. Эта ситуация представляет угрозу тем, что через ребёнка школа оценивает родителей на предмет того, как они его воспитали. Родители, ожидая упреков в свой адрес, вспоминая свой негативный школьный опыт, идут в атаку: – «Учитель виноват». «Он не нашёл подход, это его работа». Лучшая защита это нападение, но в данном случае речь идёт о помощи ребёнку и, здесь важно именно сотрудничество, а не поиск виновных. 2. Поговорить с ребёнком – 16,8% Ещё более важно это быть в контакте со своим ребёнком и уметь его поддержать в трудный период. Но, как это делать не всегда понятно, поэтому родители советуют «поговорить по душам». В большинстве случаев это означает узнать у ребёнка причину и взять с него обещание, чтобы он так больше не делал. Ждать от первоклассников осознанности немного наивно, ведь ребёнок не назло взрослым мучает себя и одноклассников своими истериками. 3. Отвести его к врачу – 14,4% К неврологу, к психиатру. Понятно, что гиперактивностью никого не удивишь. Глицинчик для ребёнка, валерьяночка для мамы. Но, таблетки не помогают развивать социальные навыки детям, которые им так необходимы в школьной жизни.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

4. Наказать – 11,2% Лишить гаджетов, сладкого и похода в кино. От ремня родители также не отказываются. Конечно, за традиционное воспитание ратуют мужчину, но и мамы лупят своих мальчиков, а потом плачут в подушку, погружаясь в вину и отчаяние. 5. Перевести в другой класс, в другую школу – 10,4% Это сколько надо школ иметь, чтобы ученики могли с родителями туда-сюда мигрировать!? Происходит это мнение из пункта первого – «учитель виноват». Да, действительно есть нерадивые учителя и плохие школы и, к сожалению, это узнается в процессе посещения школы, а не до поступления в неё. Поэтому, надо разбираться в каждом случае тщательно. Есть истории, когда родители вместо того, чтобы решать проблему занимались перебежками. Проблема не только не решалась, а усугублялась, и ребёнок выучил урок: – «Ты не нужен». Как ему потом с этим жить? 6. Отдать в спортивную секцию – 9,6% Здесь, причиной плохого поведения является избыток энергии, поэтому спорт поможет её растратить. Также родители питают надежды, что тренер научит детей дисциплине. Хорошо бы, хоть кто-то мог повлиять на ребёнка и научить его ответственности, самоорганизации, если родители не справляются. 7. Потерпеть – 6,4% Совеют расслабиться и потерпеть до 2го класса. Это стратегия замирания в кризисный момент. Возможно, это неплохо, но важно следить за развитием ситуации, чтобы она не перешла в хроническую форму. А, то потом мама сидит с второклассником за партой, кого-то оставляют на второй год, да и друзей с таким поведением не наживёшь. 8. Уделять внимание – 5,6% Эта загадочная фраза вводит в тупик и вызывает злость у многих родителей. Под вниманием, обычно понимают поощрения и совместное времяпрепровождение. Но, это и так всё было и есть у детей любящих родителей. В данной трактовке это совет ни о чём.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

9. Отвести к психологу – 3,2% Здесь, мнения разделились очень интересно. Одни идут к психологу, чтобы получить справку об адекватности ребёнка и предъявить её директору школы, чтобы доказать, что «учитель виноват». Другие, идут за помощью, чтобы разобраться в проблеме. 10. Ходить вместе в школу – 2,4% Да, есть такой опыт. В моей практике такие истории есть, когда мамы сидят целый день в школе, чтобы если что всё проконтролировать и обезвредить. Но, к началу второй четверти у мам садятся батарейки и тогда они призывают на помощь все свои душевные силы и снова, по кругу используют способы с пункта 1 по 9.


Вот основные способы, которыми пользуются родители, чтобы решить проблему. Самые важные вещи я оставила напоследок. Первое, что удивило это то, что про феномен «адаптация к школе» мало кто слышал. И, ещё меньше, кто пытался изучить эту тему и узнать для себя некие ориентиры. Адаптация ребёнка к школе это процесс приспособления к новой реальности, который сложен. Поэтому, рекомендую родителям статью Л. Петрановской «Неправильный учитель или плохой первоклассник?». Также рекомендую выделить время и посмотреть видео П. Румянцевой «Психологическая адаптация к школе (1 класс)», где всё разложено по полочкам. Второе, что было ожидаемо это поведение мам. Они пытаются справиться с этой проблемой без пап: – «Лучше мужа не вовлекать, так мне спокойнее», «Мужу не говорю, а то он рассердиться и накажет ребёнка». У меня есть гипотезы, для чего мамы держат пап на расстоянии от школьных дел, но это уже для другой заметки. И, самое последнее. Рекомендую мамам и папам вспомнить свои трудные моменты в школе и, чего тогда им хотелось от взрослых. А, если ещё ближе к теме, то вспомнить свои переживания при устройстве на новую работу и проанализировать, сколько времени и сил ушло на адаптацию. На этом всё. Желаю и родителям и детям успешно пережить адаптацию. Кто виноват, если ребёнок плохо ведёт себя в школе — ребёнок, родители или учителя? Независимо от ответа на этот вопрос, решения проблемы не знают ни одни, ни другие. Чтобы его найти, нужно, как минимум, начать диалог. Логично, если «модератором» диалога выступит психолог — человек, к которому обращаются в критических ситуациях, когда не знают, что делать с главным героем этой школьно-семейной драмы — ребёнком.

Читать еще:  Письмо о нахождении по юридическому адресу образец
О том, как складывается жизнь сложных детей в школе, мы поговорили с Еленой Кандыбиной, психологом Центра Практической психологии и психотерапии «Белый аист».

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Елена, к вам как к психологу приходят сложные дети, испытывающие трудности адаптации в школе. Есть мнение, что таких детей становится всё больше.

Читайте также :

— Причины дезадаптации в школе у ребенка могут быть самые разные. Но не только социального характера. В психологии и медицине есть такое понятие — минимальная мозговая дисфункция (ММД). По разным данным она диагностируется у 2–25% детей. Даже минимальный процент гарантирует в каждом классе наличие сложного ребенка. Симптоматика очень широкая, но вся «играет» против школы. Это и нарушение координации движений, и гиперактивность, и эмоциональная лабильность, небольшие речевые и двигательные нарушения, повышенная отвлекаемость, рассеянность, нарушения поведения. Естественно, это приводит к трудностям в обучении. Причиной возникновения ММД может быть не только патология беременности и родов или заболевания в первые годы жизни, но и, как ни парадоксально, технический прогресс. Грубо говоря, сейчас выхаживают много детей, которые раньше просто не доживали до школьного возраста. Им трудно контролировать себя в должной степени. Они могут быть слишком импульсивны или, наоборот, слишком медлительны. Их эмоциональные реакции могут выражаться слишком ярко. К концу недели ребенок устал и рыдает. Или дерётся. Но в любом случае дезорганизует работу класса.
То есть сложные дети мешают учиться?
— Конечно, мешают. Сложный ребенок в классе — это часто проблема. Кроме того, по поводу детей с нарушениями у людей возникает масса негативных фантазий. Родители совершенно серьёзно могут спрашивать, не заразно ли это. Или в качестве ложного аргумента против присутствия такого ребенка в классе высказывают опасение, что другие дети будут над ним издеваться. Как будто их дети прилетели с Луны, и родители не имеют никакого отношения к их воспитанию, не могут объяснить, почему существуют разные дети, поговорить про толерантность и сострадание.

Кадр из к/ф «Учитель на замену»

Есть ведь такое распространённое заблуждение, что дети жестокие…
— Дети прямолинейные. Они ещё не доросли до наших взрослых социальных масок. Мы ведь тоже во 2-3-4-5 классе часто прямо говорили то, что думали. И только позже, иногда годам к тридцати, научились делать правильное социальное лицо, умея промолчать, даже если кажется, что кто-то неправ. От того, что ему говорят учителя и родители. Педагоги, как и родители, сказать могут самое разное. Одна мама рассказывала историю: она пришла к учителю своего сына и попросила быть с ним повнимательней, потому что ребёнок с особенностями и наблюдается у невролога. И когда в очередной раз у мальчика что-то не получилось и он, заплакав, спрятался под парту, учительница обратилась к классу со словами «Ребята, не обращайте внимания и не приставайте к нему. Он у нас дурачок и у врача лечится».

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

А должна ли школа воспитывать? В конце концов, её основная задача — учить.
— Хочет того школа или нет, но она является воспитательной институцией. Ребёнок от четырёх до восьми часов в день проводит в школе. И идея, что в этот временной отрезок его можно не воспитывать, а предоставить самому себе, кажется мне совершенно нежизнеспособной. Никакое обучение не проходит без воспитания. Учитель говорит с детьми, учит сидеть, слушать, вести себя определенным образом. Дети же не в застеклённых ящичках сидят, каждый за своей партой. В школе они общаются друг с другом, и необходимо организовывать процесс их взаимодействия.

Кадр из к/ф «Хористы» Если же рассматривать школу как место, которое готовит будущего члена общества, то навык толерантности, общения с сверстником, имеющим трудности, помощь ему, становится основой для развития личности. При этом я понимаю двойственность отношения к сложному ребенку в классе. С одной стороны, я, как психолог, работающий с семьей, оказываюсь на стороне родителя и ребенка. Ко мне нередко приходят родители, совершенно истощённые от школьного и социального прессинга. Они не понимают, что делать, чувствуют свою беспомощность и считают ситуацию безнадежной. А с другой стороны, учитель, возможно, находится в таком же положении. И если родитель может обратиться к психологу за поддержкой, то того, кто был бы на стороне педагога, часто просто нет. От учителя постоянно что-то требуют все, кому не лень: Министерство образования, директор, родители. А в классе тридцать человек, и из них трое-четверо-пятеро непростые. Да даже если заводится всего один такой условный Вася, который всех бьёт и не дает заниматься, учитель часто не знает, что делать. То ли с Васей возиться, то ли остальных учить. Но компетенции, терпения, просто времени и сил хватает не всегда. В конце концов, тридцать детей — это просто много. И вот тут педагогу нужна помощь.

Но есть же учителя, способные успешно взаимодействовать и со сложным ребёнком, и с остальным классом.
— Если ситуация не слишком сложная, то учитель часто идет на взаимодействие с родителями. Тогда с учителем удаётся договориться. Так, я работала с мальчиком, который, попав в первый класс, не мог удерживать внимание на занятии больше десяти минут. Потом он отключался, проваливался в какой-то свой мир и до него было не достучаться. Весь класс что-то делает, а он сидит, тихонько играет в игрушки, пока учительница не подойдёт и не рявкнет. Тогда он ещё минут на пять включится, а потом снова вываливается. Причём мальчик был с довольно высоким интеллектом, но только если заниматься не больше 15 минут подряд. Я постепенно, очень медленно увеличивала время занятий, создавала зону успешности, чтобы он понял, что школа может быть интересной игрой, а решение задач — это такой вид развлечения. Во втором классе по просьбе мамы его пересадили на первую парту. В какой-то момент учительница поняла, что мальчик совсем не дурачок, и если ему тихо говорить, что делать, он нормально занимается. А ведь вначале были разговоры, что надо в коррекционку. Но я не знаю, была бы учительница столь же готова к диалогу, если бы в первом классе пришлось бы вести урок, когда этот же ребенок носится по классу и вопит.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Когда разговариваешь с учителями, они часто говорят, что не знают, что делать. Они признают, что бывают гиперактивные дети, дети с отставанием в развитии или особенностями поведения. Да, они в курсе, что существует лечебная педагогика, дефектология, но их этому не учили, а читать на эту тему или самостоятельно заниматься им некогда. И тогда Вася в лучшем случае оказывается на последней парте в углу, отгороженный от остального класса. Так, один знакомый «Вася», в буквальном смысле загнанный в угол, от нечего делать научился незаметно от учительницы выползать из класса и болтаться по школе. Как-то взял и совсем ушёл из школы гулять. Его искали с милицией. А что ему делать было? Ему же всеми способами показали, что он «не с нами». Вот он и ушёл.

Кадр из к/ф «Республика ШКИД»

Лена, а что делает школьный психолог? Он задействован каким-то образом в работе со сложными детьми?
— Психолог в школе довольно редко работает индивидуально. Обычно такой возможности у него нет, потому что на одного психолога в школе приходится довольно много детей. Школьный психолог больше занят групповой работой — командообразованием, тестированием, минимальным психологическим обучением. Кроме того, работа психолога с ребёнком имеет такую особенность: она часто осуществляется по инициативе взрослого. Поэтому основа детской мотивации в психотерапии — контакт с психологом. Представим школьного психолога. Ему же всё про этого Васю рассказали. И Вася знает, что про него тут говорят и думают. Потому что ему тоже всё рассказали и учитель, и директор, и одноклассники. Психолог для него — очередная школьная тётка. Ребенку трудно с ней раскрыться. Он понимает, что тут небезопасно. Нужна большая работа по установлению контакта, чтобы ребенок всё-таки поверил, что психолог за него, а не за них всех.
Читать еще:  Порядок проведения внеплановой выездной проверки

Читайте также :

Кроме того, часто школьные психологи не получали специального дополнительного образования именно по психологическому консультированию и психотерапии. Часто этому в наших институтах не учат. У нас учат общей психологии, психологии тестирования, диагностики. Как правило, психотерапия это всегда дополнительное, дорогостоящее образование. Среднее время освоения одного из направлений психотерапии — 3-4 года. И мало кто из школьных психологов идёт учиться. Большинство всё-таки ограничивается психологическим факультетом вуза.
Выходит, что учитель остается один на один со сложным ребенком и помощи ему ждать неоткуда?

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

— Часто это именно так. Поэтому, когда включение в учебный процесс и в коллектив сложного ребенка требует не слишком больших усилий, то учитель справляется. Но если требуются специальные знания, дополнительная помощь ещё одного взрослого, может ничего не получиться. Возможности учителя тоже не безграничны. Так, на психологических занятиях группы, включающей шесть сложных детей, обычно присутствуют трое взрослых. Ситуация, когда один учитель должен организовывать учебный процесс в классе, где тридцать детей — это совсем другая ситуация. В этом и кроются корни призывов «давайте их выгоним».

Кадр из к/ф «Повелитель мух» Взять хотя бы недавнюю историю с дочкой учительницы Машей, которая всё время находилась в классе. И, судя по интервью с родителями других учеников, не всегда тихо сидела, но ходила по классу, мешала заниматься. Да, она была не из этого класса, но такое могло бы произойти и со сложным учеником из этого класса. И что тогда делать? Я думаю, что эти вещи требуют разговора. Потому что и у нас без школы ничего не получится, но и школе надо как то с ситуацией справляться. К тому же такие дети часто дорастают до нормального поведения, и с интеллектом у них бывает всё в порядке, хотя оценки из-за трудностей включения в учебный процесс могут быть не слишком хорошие. И если такие дети будут знать, зачем им школа и учёба, то они будут стараться, постепенно улучшая свои результаты.

А вообще дети знают, зачем им школа?
— На самом деле это непростой вопрос. У родителей, у педагогов, у государства есть ответы. А у ребёнка — далеко не всегда. Дети начальной школы, у которых хорошие отношения в семье, часто учатся для родителей. Если нравится педагог — для педагога. Бывает, что ради статуса в коллективе. Есть дети, которым легко учиться или они увлеклись тем или иным предметом, тогда и сама учеба становится для ребенка ценностью. А если у ребенка нет ни интереса, ни стремления получить похвалу, то ему просто трудно и скучно. Но школа заполняет собой не только часы, отведённые на занятия. Они делают их ежедневно, до глубокой ночи. Больше ни на что времени не остаётся. И вот представьте, если учеба у ребенка не идет, но он почти круглосуточно занят тем, что ему неинтересно, тяжело и плохо, тем, что у него не получается, тем, где он заведомо неуспешен. И все — родители, учителя, родственники — всё время интересуются именно этой, трудной и неприятной стороной его жизни. В какой-то момент ребенок начинает ненавидеть школу, потому что трудно в такой обстановке возникнуть любви к учебе. Родители тоже это понимают, но когда я предлагаю провести эксперимент — неделю отводить на уроки два часа, что успели, то сделали, а остальное время занимать чем-то приятным и интересным — то по пальцам пересчитать можно, кто на такое соглашается. Пойти с несделанными уроками вызывает панический ужас скорей у родителей, чем у детей.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Но и без школы ничего не выйдет. Психолог работает, корректирует, двигается по миллиметру. А потом ребенок приходит в школу, на него в сердцах накричит учитель или выгонит на последнюю парту. «Мало его лупите» — сказала учительница одной из мам. А у неё ребёнок и так всех бьёт. Если его тоже бить, то это только поддержит его способ общения. Как раз на занятиях с психологом шла работа на снятие агрессии, на то чтобы он выстраивал отношения другим способом. Мальчик сам по себе очень умный, но крайне импульсивный: сначала даст в лоб, а потом подумает. Если и дома его начнут бить за проступки, то тут уж никакой психолог на сможет сделать так, чтобы он считал такой способ воздействия неправильным. Но правда в том, что он действительно бьет детей в школе. И учителя, и родители других учеников не могут относиться к этому спокойно. Поэтому социальное давление на родителя довольно велико, возникает отчаяние, ощущение беспомощности, мама считает себя плохой, не справляющейся с воспитанием ребенка. Приходит к психологу такая мама и плачет. И хотя она сама видит проблемы в поведении своего ребенка, многое делает для их решения, но она не получает никакого признания своих трудов. Каждый раз после посещения школы ей нужна реабилитация. Мы говорим всего лишь о третьекласснике, но мама всерьёз обсуждает колонию для несовершеннолетних как его жизненную перспективу. Итак, учителя обвиняют родителей в недостаточном воспитании, родители — учителей в отсутствии индивидуального подхода и все вместе — детей в том, что они избалованы и совершенно не умеют себя вести. Маска козла отпущения как горячий пирожок перекидывается друг другу участниками этого замкнутого круга: ребёнком, родителем и педагогом. Но даже если найти «самого виноватого», это никак не изменит ситуацию.

Кадр из к/ф «Игры для детей школьного возраста»

Лена, я знаю, что ты ещё занимаешься консультированием приемных семей. В случае возникновения проблем у приёмного ребенка положение гораздо хуже. Обычного, «родного» отругают, накажут, но из дома не выгонят. Приёмного же могут сдать обратно как вещь.
— Школьные трудности и проблемы социализации часто служат поводом для возврата ребёнка. Школа, образование и социализация очень много значат для родителей. Порой мне кажется, что слишком много. Но никто не берёт ребенка в семью, чтобы потом вернуть в детский дом. Ребенка хотят растить, воспитывать и сделать из него достойного члена общества. Очень часто одна из основных целей родителей — дать нормальное образование. И когда в школе возникают проблемы, у родителей рушатся смысловые ориентиры, они чувствуют себя в безвыходной ситуации. А если ещё и из школы несутся проклятия: «зачем вы взяли, если не справляетесь?», то родителю приходится держаться из последних сил. Родители привыкли верить социальному окружению, где школа занимает довольно большое место. Такой родитель приходит и говорит «я его очень люблю, но раз все говорят, что он ужасен, наверное он действительно ужасен и я ничего не смогу сделать». Ещё один привычный текст: «Нас уже отовсюду выгнали. С нами никто не хочет заниматься». Бывает, что родитель приходит уже с привычным отчаянием или агрессией на лице. Часто такой сложный ребенок уже сменил две-три школы, а родители уже не верят, что кто-то прислушаться к их проблемам. С такими родителями на первых встречах я просто разговариваю о ребёнке, не ужасаясь ему. Мама или папа привыкают к тому, что их не выгонят отсюда, что ребёнок — всего лишь ребёнок, а не монстр, лица у них мягчеют, они могут уже обсуждать что-то конструктивно.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

К сожалению, школьные проблемы могут стать катализатором ухудшения отношений в семье в целом. И не всегда получается помочь такой семье. Но приёмные дети далеко не всегда проблемные. У меня есть знакомая семья, в которой несколько приемных детей и все нормально учатся в школе, у них прекрасные взаимоотношения в семье. Здесь и помощь специалиста практически не требуется

В заключение

Это интервью — лишь обозначение существующей проблемы, о которой не принято говорить громко, а в прессу она просачивается в основном в виде скандалов. Но даже сама постановка проблемы, обсуждение причин — уже огромный рывок на пути к её разрешению. Этим текстом мы хотим начать дискуссию между учителями и психологами. Очень важно, чтобы каждая из сторон сделала шаги навстречу друг другу. А какие именно — и есть главная тема этого диалога. 3 ноября 2015, 13:00
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:

8 800 350-81-94
Круглосуточно

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Плохое поведение первоклассника в школе что делать

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Начало учебы – это стресс: в жизнь ребенка приходят незнакомые люди, новые взаимоотношения, правила и обязанности. Задача родителей – создать максимально благоприятные условия для его адаптации к этим сложным условиям. Им необходимо заниматься не только развитием способностей и навыков своего чада, но и обеспечивать ему в семье благоприятный и позитивный психологический климат. Во многом именно от поведения родителей зависит, как в дальнейшем будет учиться их ребенок, и то, какое отношение к школе у него сформируется. Адаптация ребенка к школе будет происходить естественно и гармонично, когда в семье царит обстановка, наполненная искренними чувствами и взаимопониманием. Мы дадим несколько советов, которые помогут вам поддерживать первоклассника в обычной «домашней» жизни после того, как он в первый раз войдет в школьный класс. 1. Следите за нагрузкой. Не будьте слишком требовательны, ведь даже взрослые имеют право на ошибку. Не набрасывайтесь на ребенка с упреками, если, отвечая на уроке, он растерялся и забыл выученное стихотворение. Вместо этого подумайте, не слишком ли загружен у него день и вообще рабочая неделя. Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк и т. д. Следите и за тем, чтобы он получал полноценное питание, а не сидел на бутербродах и снэках. 2. Больше наблюдайте. Посмотрите на своего ребенка глазами психолога: как он ведет себя в общественных местах, как реагирует на различные ситуации (не купили желаемую игрушку, проиграл битву в танки старшему брату, устал ходить по магазинам, проголодался и т. п.), как контролирует свои эмоции. В шесть-семь лет он должен адекватно выражать свои чувства, управлять желаниями, понимать, что значит «нельзя», иногда «через не хочу» делать то, что необходимо. Когда детское поведение вас настораживает и вы не знаете, что делать, посоветуйтесь со специалистом. 3. Будьте терпеливы. Если ребенок устал заниматься и бросает домашнее задание, так и не доделав, не настаивайте. Дайте ему передохнуть несколько минут (вспомните упражнение из своего детства «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали»), а затем продолжите. Постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение 15–20 минут мог, не отвлекаясь, заниматься одним делом. Не принуждайте и не угрожайте (не получишь сладкого, не посмотришь мультик, не пойдешь гулять), а попробуйте найти способ заинтересовать. Кстати, прекрасным средством, тренирующим усидчивость и внимание, могут стать настольные игры, рассчитанные на развитие навыков чтения и счета, внимания, памяти, логики («Эрудит», «Уно», «Морской бой» и даже «Монополия»). Такие игры станут и отличным вариантом общего семейного досуга, который сближает домочадцев. 4. Посмотрите в зеркало. Получив первое замечание о плохом поведении в школе, проанализируйте «погоду в доме». Дети часто неосознанно перенимают и копируют поведение, манеры и речь своих родителей. Если домашние отдают распоряжения приказным тоном (сделай то, принеси это), грубы друг с другом, часто ссорятся, выясняют отношения, не жалея ругательных слов, то и ребенок может вести себя вызывающе, дерзить и задираться. Обратите внимание, знает ли ваше чадо «волшебные» слова: здравствуйте, до свидания, извините, спасибо, пожалуйста? Если нет, то, возможно, вы сами нечасто ими пользуетесь? 5. Уважайте его личное пространство. Дистанция, разделяющая вас, увеличилась еще больше: у вчерашнего «малыша» появилась новая жизнь, которую определяют школьное расписание, домашние задания, взаимоотношения с учителями и одноклассниками. Возьмите за правило никогда не отчитывать ребенка перед его сверстниками («Ты снова забыл сделать уроки (оставил грязную посуду на столе, закинул грязные носки под кровать)». Учебные моменты, которые вас беспокоят, старайтесь обсуждать тет-а-тет с преподавателем. Умерьте свой пыл и не прибирайтесь без его ведома в шкафу, втихомолку не копайтесь в ранце. Причем, чем старше становится школьник, тем строже вы должны соблюдать эти правила. Чем без конца залезать в его мобильный телефон, лучше заранее позаботьтесь о разумном ограничении доступа в интернет.

6. Проявляйте интерес. Ежедневно спрашивайте, как прошел его день в классе, что нового он узнал, какое задали домашнее задание и т. д. Больше обращайте внимание на то, что он делает дома: чем занимался после школы, сколько времени играл на компьютере, а сколько – делал уроки. Делайте это ненавязчиво, чтобы он не подумал, что вы сиюминутно контролируете его или командуете им. 7. Учите выигрывать. Еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребенка – переживание успеха. Обязательно создайте ему такие условия деятельности, в которых он узнает, что это такое (спортивные соревнования на пару с папой, освоение какого-то нового навыка и т. п.). Только не нахваливайте по пустякам: похвала должна быть заслуженной.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

8. Прививайте любовь к учебе. Часто от родителей можно слышать жалобы: ребенок с удовольствием ходит в школу, но учиться не хочет. Наличие мотивации к учебе, которая проявляется как любознательность и интерес к окружающему миру, играет большую роль в адаптации к школе. * Стимулируйте познавательные способности ребенка: рассказывайте ему интересные факты о том, что вас окружает, вместе читайте и обсуждайте книги, смотрите познавательные фильмы, знакомьте его с поэзией и произведениями искусства, водите в музеи и на выставки, рассчитанные на детский возраст. При этом задавайте вопросы и учите его размышлять над прочитанным и увиденным, побуждайте к выражению собственного мнения. * Помогайте ему расширять лексикон: используйте новые слова, приучайте воспринимать длинные предложения со сложным смыслом. Делать это лучше в игровой форме. Не забывайте о том, что ребенок всегда берет с родителей пример, и если вы, например, с удовольствием изучаете иностранный язык, осваиваете какой-то музыкальный инструмент или просто любите читать, то у него будет меньше проблем с мотивацией к учебе. * Развивайте умение доводить дело до конца. Первоклассник должен быть готов к неизбежным трудностям в учебе, а для этого у него должно сложиться правильное отношение к своим возможным неудачам. Занимайтесь с ребенком совместными домашними делами, поручайте ему такие, выполнение которых потребует от него определенных умственных и физических усилий: пусть попробует аккуратно сложить свои футболки, предварительно выглаженные вами, или собрать и вынести рассыпавшийся мусор. Приводите примеры и объясняйте, как это важно – уметь преодолевать трудности. * Поощряйте ребенка в желании самому осваивать различные навыки. Старайтесь не давать готовых ответов на вопросы, на которые он уже может найти ответ самостоятельно. Почаще спрашивайте: «А ты как думаешь?» Активно включайте его в процесс подготовки места для уроков и школьных принадлежностей: пусть сам выберет себе рюкзак, дневник, пенал, ручки и тетрадки. Тогда он почувствует не страх приближающихся перемен, а радостное волнение от подготовки к чему-то новому. 9. Не учите на ошибках. Мотивация первоклассника к учебе во многом определяется тем, на что направлено основное внимание родителей: на ошибки или на то, что получается хорошо. Если в прописи вы подчеркиваете красным буквы, которые не получились, увидит ли ребенок вместе с красными подчеркиваниями хорошо написанные буквы? Скорее всего, нет. Подсознательно он запомнит то, что выделено. Если зеленым (или любым другим цветом) вы подчеркнете то, что написано верно, тогда и восприятие, и эмоции ребенка будут иными. Он попытается повторить то, что получилось. Здесь работает совсем иная внутренняя мотивация – не старание избежать ошибки, а стремление сделать хорошо. 10. Поддерживайте и ободряйте. Помогайте своему чаду в формировании собственной активной жизненной позиции, которая просто необходима, чтобы занять свое «место под солнцем» в школьном пространстве. Для этого развивайте в нем чувство собственного достоинства, адекватную самооценку, умение дружить и уважать. Здесь вам помогут и доверительные беседы, и объяснения «почему так, а не иначе», и развитие позитивного взгляда на себя и окружающий мир. Чем больше ребенок чувствует принятия и любви от своей семьи, тем крепче будет его внутренняя опора и тем он более уверенно будет чувствовать себя в школьном коллективе!

11. Создайте рабочую атмосферу. Даже если ремонт в детской вы не планировали, найдите немного времени, чтобы превратить комнату выпускника детского сада в жилище ученика. Смена привычного интерьера оказывает сильное действие на детскую психику: такие «подготовительные» мероприятия помогут будущему первокласснику свыкнуться с необходимостью скорых перемен, а совместные походы по магазинам убедят в том, что вы цените его мнение и считаетесь с ним.

Читать еще:  Письмо о нахождении по юридическому адресу образец
* Разделите пространство: сделайте в комнате три зоны – рабочую, игровую и зону отдыха. Сделать перепланировку поможет легкая ширма. Торжественно отселите всех кукол, мишек и трансформеров в отдельную коробку или корзину: они не должны болтаться на рабочем столе и мешать школьным делам.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

* Устройте генеральную уборку в шкафах. Подумайте о том, где будут лежать учебники, где – чистая бумага, а где – канцелярия. При необходимости укрепите на стене пару навесных карманов или полочек. Ваша задача – обеспечить ребенку удобный доступ ко всем материалам для занятий (книгам, тетрадям, карандашам и фломастерам, краскам, пластилину и т.п.). * Оформление интерьера – дело индивидуальное. Пришпилить к кровати карту мира или водрузить на стол глобус – решайте сами. Но есть несколько советов, которые будут актуальными для всех родителей первоклашек. Не покупайте крутящийся офисный стул, которых в магазинах сейчас великое множество, в том числе привлекательных «детских» расцветок: он обеспечит ребенку не комфорт и удобство, а проблемы с осанкой. Берите обычный стул с жесткой спинкой , только проверьте его высоту относительно стола. Если ноги не достают до пола, поставьте специальную подставку. При выборе настольной лампы учитывайте, что свет должен быть средней яркости и падать с левой стороны (с правой – для левшей). Помните, что пластмассовые плафоны потенциально пожароопасны, а металлические – сильно нагреваются, поэтому располагайте лампу повыше, чтобы ребенок, случайно схватившись за нее, не обжегся. Над столом повесьте расписание уроков (так вы всегда будете в курсе событий предстоящего дня) и часы (они помогут вам отслеживать время выполнения того или иного задания). «Хожу с сыном в школу. Сижу и контролирую, чтобы не сбегал с уроков. У меня отпуск за свой счёт, но если ничего не изменится, то придется увольняться. Как с этим бороться?» В каждом классе найдётся первоклассник, который будет баловаться, гулять по классу, не слушаться учителя и доводить маму до отчаяния своим поведением в школе. Учителя обращаются к родителям за помощью, родители пытаются различными способами повлиять на своего ребёнка. Уделив внимание этой теме на родительских форумах, вспомнив клиентские случаи и истории знакомых, я собрала 125 мнений родителей на тему того, как решать эту проблему.


Итак, результаты анализа 10 способов, используемых родителями для решения проблемы 1. Поговорить с учителем – 20% Важно, чтобы учитель с родителем были в контакте и сотрудничали. Но, на практике так бывает не всегда. Эта ситуация представляет угрозу тем, что через ребёнка школа оценивает родителей на предмет того, как они его воспитали. Родители, ожидая упреков в свой адрес, вспоминая свой негативный школьный опыт, идут в атаку: – «Учитель виноват». «Он не нашёл подход, это его работа». Лучшая защита это нападение, но в данном случае речь идёт о помощи ребёнку и, здесь важно именно сотрудничество, а не поиск виновных. 2. Поговорить с ребёнком – 16,8% Ещё более важно это быть в контакте со своим ребёнком и уметь его поддержать в трудный период. Но, как это делать не всегда понятно, поэтому родители советуют «поговорить по душам». В большинстве случаев это означает узнать у ребёнка причину и взять с него обещание, чтобы он так больше не делал. Ждать от первоклассников осознанности немного наивно, ведь ребёнок не назло взрослым мучает себя и одноклассников своими истериками. 3. Отвести его к врачу – 14,4% К неврологу, к психиатру. Понятно, что гиперактивностью никого не удивишь. Глицинчик для ребёнка, валерьяночка для мамы. Но, таблетки не помогают развивать социальные навыки детям, которые им так необходимы в школьной жизни.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

4. Наказать – 11,2% Лишить гаджетов, сладкого и похода в кино. От ремня родители также не отказываются. Конечно, за традиционное воспитание ратуют мужчину, но и мамы лупят своих мальчиков, а потом плачут в подушку, погружаясь в вину и отчаяние. 5. Перевести в другой класс, в другую школу – 10,4% Это сколько надо школ иметь, чтобы ученики могли с родителями туда-сюда мигрировать!? Происходит это мнение из пункта первого – «учитель виноват». Да, действительно есть нерадивые учителя и плохие школы и, к сожалению, это узнается в процессе посещения школы, а не до поступления в неё. Поэтому, надо разбираться в каждом случае тщательно. Есть истории, когда родители вместо того, чтобы решать проблему занимались перебежками. Проблема не только не решалась, а усугублялась, и ребёнок выучил урок: – «Ты не нужен». Как ему потом с этим жить? 6. Отдать в спортивную секцию – 9,6% Здесь, причиной плохого поведения является избыток энергии, поэтому спорт поможет её растратить. Также родители питают надежды, что тренер научит детей дисциплине. Хорошо бы, хоть кто-то мог повлиять на ребёнка и научить его ответственности, самоорганизации, если родители не справляются. 7. Потерпеть – 6,4% Совеют расслабиться и потерпеть до 2го класса. Это стратегия замирания в кризисный момент. Возможно, это неплохо, но важно следить за развитием ситуации, чтобы она не перешла в хроническую форму. А, то потом мама сидит с второклассником за партой, кого-то оставляют на второй год, да и друзей с таким поведением не наживёшь. 8. Уделять внимание – 5,6% Эта загадочная фраза вводит в тупик и вызывает злость у многих родителей. Под вниманием, обычно понимают поощрения и совместное времяпрепровождение. Но, это и так всё было и есть у детей любящих родителей. В данной трактовке это совет ни о чём.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

9. Отвести к психологу – 3,2% Здесь, мнения разделились очень интересно. Одни идут к психологу, чтобы получить справку об адекватности ребёнка и предъявить её директору школы, чтобы доказать, что «учитель виноват». Другие, идут за помощью, чтобы разобраться в проблеме. 10. Ходить вместе в школу – 2,4% Да, есть такой опыт. В моей практике такие истории есть, когда мамы сидят целый день в школе, чтобы если что всё проконтролировать и обезвредить. Но, к началу второй четверти у мам садятся батарейки и тогда они призывают на помощь все свои душевные силы и снова, по кругу используют способы с пункта 1 по 9.


Вот основные способы, которыми пользуются родители, чтобы решить проблему. Самые важные вещи я оставила напоследок. Первое, что удивило это то, что про феномен «адаптация к школе» мало кто слышал. И, ещё меньше, кто пытался изучить эту тему и узнать для себя некие ориентиры. Адаптация ребёнка к школе это процесс приспособления к новой реальности, который сложен. Поэтому, рекомендую родителям статью Л. Петрановской «Неправильный учитель или плохой первоклассник?». Также рекомендую выделить время и посмотреть видео П. Румянцевой «Психологическая адаптация к школе (1 класс)», где всё разложено по полочкам. Второе, что было ожидаемо это поведение мам. Они пытаются справиться с этой проблемой без пап: – «Лучше мужа не вовлекать, так мне спокойнее», «Мужу не говорю, а то он рассердиться и накажет ребёнка». У меня есть гипотезы, для чего мамы держат пап на расстоянии от школьных дел, но это уже для другой заметки. И, самое последнее. Рекомендую мамам и папам вспомнить свои трудные моменты в школе и, чего тогда им хотелось от взрослых. А, если ещё ближе к теме, то вспомнить свои переживания при устройстве на новую работу и проанализировать, сколько времени и сил ушло на адаптацию. На этом всё. Желаю и родителям и детям успешно пережить адаптацию. Кто виноват, если ребёнок плохо ведёт себя в школе — ребёнок, родители или учителя? Независимо от ответа на этот вопрос, решения проблемы не знают ни одни, ни другие. Чтобы его найти, нужно, как минимум, начать диалог. Логично, если «модератором» диалога выступит психолог — человек, к которому обращаются в критических ситуациях, когда не знают, что делать с главным героем этой школьно-семейной драмы — ребёнком.

Читать еще:  Порядок проведения внеплановой выездной проверки
О том, как складывается жизнь сложных детей в школе, мы поговорили с Еленой Кандыбиной, психологом Центра Практической психологии и психотерапии «Белый аист».

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Елена, к вам как к психологу приходят сложные дети, испытывающие трудности адаптации в школе. Есть мнение, что таких детей становится всё больше.

Читайте также :

— Причины дезадаптации в школе у ребенка могут быть самые разные. Но не только социального характера. В психологии и медицине есть такое понятие — минимальная мозговая дисфункция (ММД). По разным данным она диагностируется у 2–25% детей. Даже минимальный процент гарантирует в каждом классе наличие сложного ребенка. Симптоматика очень широкая, но вся «играет» против школы. Это и нарушение координации движений, и гиперактивность, и эмоциональная лабильность, небольшие речевые и двигательные нарушения, повышенная отвлекаемость, рассеянность, нарушения поведения. Естественно, это приводит к трудностям в обучении. Причиной возникновения ММД может быть не только патология беременности и родов или заболевания в первые годы жизни, но и, как ни парадоксально, технический прогресс. Грубо говоря, сейчас выхаживают много детей, которые раньше просто не доживали до школьного возраста. Им трудно контролировать себя в должной степени. Они могут быть слишком импульсивны или, наоборот, слишком медлительны. Их эмоциональные реакции могут выражаться слишком ярко. К концу недели ребенок устал и рыдает. Или дерётся. Но в любом случае дезорганизует работу класса.
То есть сложные дети мешают учиться?
— Конечно, мешают. Сложный ребенок в классе — это часто проблема. Кроме того, по поводу детей с нарушениями у людей возникает масса негативных фантазий. Родители совершенно серьёзно могут спрашивать, не заразно ли это. Или в качестве ложного аргумента против присутствия такого ребенка в классе высказывают опасение, что другие дети будут над ним издеваться. Как будто их дети прилетели с Луны, и родители не имеют никакого отношения к их воспитанию, не могут объяснить, почему существуют разные дети, поговорить про толерантность и сострадание.

Кадр из к/ф «Учитель на замену»

Есть ведь такое распространённое заблуждение, что дети жестокие…
— Дети прямолинейные. Они ещё не доросли до наших взрослых социальных масок. Мы ведь тоже во 2-3-4-5 классе часто прямо говорили то, что думали. И только позже, иногда годам к тридцати, научились делать правильное социальное лицо, умея промолчать, даже если кажется, что кто-то неправ. От того, что ему говорят учителя и родители. Педагоги, как и родители, сказать могут самое разное. Одна мама рассказывала историю: она пришла к учителю своего сына и попросила быть с ним повнимательней, потому что ребёнок с особенностями и наблюдается у невролога. И когда в очередной раз у мальчика что-то не получилось и он, заплакав, спрятался под парту, учительница обратилась к классу со словами «Ребята, не обращайте внимания и не приставайте к нему. Он у нас дурачок и у врача лечится».

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

А должна ли школа воспитывать? В конце концов, её основная задача — учить.
— Хочет того школа или нет, но она является воспитательной институцией. Ребёнок от четырёх до восьми часов в день проводит в школе. И идея, что в этот временной отрезок его можно не воспитывать, а предоставить самому себе, кажется мне совершенно нежизнеспособной. Никакое обучение не проходит без воспитания. Учитель говорит с детьми, учит сидеть, слушать, вести себя определенным образом. Дети же не в застеклённых ящичках сидят, каждый за своей партой. В школе они общаются друг с другом, и необходимо организовывать процесс их взаимодействия.

Кадр из к/ф «Хористы» Если же рассматривать школу как место, которое готовит будущего члена общества, то навык толерантности, общения с сверстником, имеющим трудности, помощь ему, становится основой для развития личности. При этом я понимаю двойственность отношения к сложному ребенку в классе. С одной стороны, я, как психолог, работающий с семьей, оказываюсь на стороне родителя и ребенка. Ко мне нередко приходят родители, совершенно истощённые от школьного и социального прессинга. Они не понимают, что делать, чувствуют свою беспомощность и считают ситуацию безнадежной. А с другой стороны, учитель, возможно, находится в таком же положении. И если родитель может обратиться к психологу за поддержкой, то того, кто был бы на стороне педагога, часто просто нет. От учителя постоянно что-то требуют все, кому не лень: Министерство образования, директор, родители. А в классе тридцать человек, и из них трое-четверо-пятеро непростые. Да даже если заводится всего один такой условный Вася, который всех бьёт и не дает заниматься, учитель часто не знает, что делать. То ли с Васей возиться, то ли остальных учить. Но компетенции, терпения, просто времени и сил хватает не всегда. В конце концов, тридцать детей — это просто много. И вот тут педагогу нужна помощь.

Но есть же учителя, способные успешно взаимодействовать и со сложным ребёнком, и с остальным классом.
— Если ситуация не слишком сложная, то учитель часто идет на взаимодействие с родителями. Тогда с учителем удаётся договориться. Так, я работала с мальчиком, который, попав в первый класс, не мог удерживать внимание на занятии больше десяти минут. Потом он отключался, проваливался в какой-то свой мир и до него было не достучаться. Весь класс что-то делает, а он сидит, тихонько играет в игрушки, пока учительница не подойдёт и не рявкнет. Тогда он ещё минут на пять включится, а потом снова вываливается. Причём мальчик был с довольно высоким интеллектом, но только если заниматься не больше 15 минут подряд. Я постепенно, очень медленно увеличивала время занятий, создавала зону успешности, чтобы он понял, что школа может быть интересной игрой, а решение задач — это такой вид развлечения. Во втором классе по просьбе мамы его пересадили на первую парту. В какой-то момент учительница поняла, что мальчик совсем не дурачок, и если ему тихо говорить, что делать, он нормально занимается. А ведь вначале были разговоры, что надо в коррекционку. Но я не знаю, была бы учительница столь же готова к диалогу, если бы в первом классе пришлось бы вести урок, когда этот же ребенок носится по классу и вопит.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Когда разговариваешь с учителями, они часто говорят, что не знают, что делать. Они признают, что бывают гиперактивные дети, дети с отставанием в развитии или особенностями поведения. Да, они в курсе, что существует лечебная педагогика, дефектология, но их этому не учили, а читать на эту тему или самостоятельно заниматься им некогда. И тогда Вася в лучшем случае оказывается на последней парте в углу, отгороженный от остального класса. Так, один знакомый «Вася», в буквальном смысле загнанный в угол, от нечего делать научился незаметно от учительницы выползать из класса и болтаться по школе. Как-то взял и совсем ушёл из школы гулять. Его искали с милицией. А что ему делать было? Ему же всеми способами показали, что он «не с нами». Вот он и ушёл.

Кадр из к/ф «Республика ШКИД»

Лена, а что делает школьный психолог? Он задействован каким-то образом в работе со сложными детьми?
— Психолог в школе довольно редко работает индивидуально. Обычно такой возможности у него нет, потому что на одного психолога в школе приходится довольно много детей. Школьный психолог больше занят групповой работой — командообразованием, тестированием, минимальным психологическим обучением. Кроме того, работа психолога с ребёнком имеет такую особенность: она часто осуществляется по инициативе взрослого. Поэтому основа детской мотивации в психотерапии — контакт с психологом. Представим школьного психолога. Ему же всё про этого Васю рассказали. И Вася знает, что про него тут говорят и думают. Потому что ему тоже всё рассказали и учитель, и директор, и одноклассники. Психолог для него — очередная школьная тётка. Ребенку трудно с ней раскрыться. Он понимает, что тут небезопасно. Нужна большая работа по установлению контакта, чтобы ребенок всё-таки поверил, что психолог за него, а не за них всех.
Читать еще:  Является ли дата рождения персональными данными

Читайте также :

Кроме того, часто школьные психологи не получали специального дополнительного образования именно по психологическому консультированию и психотерапии. Часто этому в наших институтах не учат. У нас учат общей психологии, психологии тестирования, диагностики. Как правило, психотерапия это всегда дополнительное, дорогостоящее образование. Среднее время освоения одного из направлений психотерапии — 3-4 года. И мало кто из школьных психологов идёт учиться. Большинство всё-таки ограничивается психологическим факультетом вуза.
Выходит, что учитель остается один на один со сложным ребенком и помощи ему ждать неоткуда?

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

— Часто это именно так. Поэтому, когда включение в учебный процесс и в коллектив сложного ребенка требует не слишком больших усилий, то учитель справляется. Но если требуются специальные знания, дополнительная помощь ещё одного взрослого, может ничего не получиться. Возможности учителя тоже не безграничны. Так, на психологических занятиях группы, включающей шесть сложных детей, обычно присутствуют трое взрослых. Ситуация, когда один учитель должен организовывать учебный процесс в классе, где тридцать детей — это совсем другая ситуация. В этом и кроются корни призывов «давайте их выгоним».

Кадр из к/ф «Повелитель мух» Взять хотя бы недавнюю историю с дочкой учительницы Машей, которая всё время находилась в классе. И, судя по интервью с родителями других учеников, не всегда тихо сидела, но ходила по классу, мешала заниматься. Да, она была не из этого класса, но такое могло бы произойти и со сложным учеником из этого класса. И что тогда делать? Я думаю, что эти вещи требуют разговора. Потому что и у нас без школы ничего не получится, но и школе надо как то с ситуацией справляться. К тому же такие дети часто дорастают до нормального поведения, и с интеллектом у них бывает всё в порядке, хотя оценки из-за трудностей включения в учебный процесс могут быть не слишком хорошие. И если такие дети будут знать, зачем им школа и учёба, то они будут стараться, постепенно улучшая свои результаты.

А вообще дети знают, зачем им школа?
— На самом деле это непростой вопрос. У родителей, у педагогов, у государства есть ответы. А у ребёнка — далеко не всегда. Дети начальной школы, у которых хорошие отношения в семье, часто учатся для родителей. Если нравится педагог — для педагога. Бывает, что ради статуса в коллективе. Есть дети, которым легко учиться или они увлеклись тем или иным предметом, тогда и сама учеба становится для ребенка ценностью. А если у ребенка нет ни интереса, ни стремления получить похвалу, то ему просто трудно и скучно. Но школа заполняет собой не только часы, отведённые на занятия. Они делают их ежедневно, до глубокой ночи. Больше ни на что времени не остаётся. И вот представьте, если учеба у ребенка не идет, но он почти круглосуточно занят тем, что ему неинтересно, тяжело и плохо, тем, что у него не получается, тем, где он заведомо неуспешен. И все — родители, учителя, родственники — всё время интересуются именно этой, трудной и неприятной стороной его жизни. В какой-то момент ребенок начинает ненавидеть школу, потому что трудно в такой обстановке возникнуть любви к учебе. Родители тоже это понимают, но когда я предлагаю провести эксперимент — неделю отводить на уроки два часа, что успели, то сделали, а остальное время занимать чем-то приятным и интересным — то по пальцам пересчитать можно, кто на такое соглашается. Пойти с несделанными уроками вызывает панический ужас скорей у родителей, чем у детей.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Но и без школы ничего не выйдет. Психолог работает, корректирует, двигается по миллиметру. А потом ребенок приходит в школу, на него в сердцах накричит учитель или выгонит на последнюю парту. «Мало его лупите» — сказала учительница одной из мам. А у неё ребёнок и так всех бьёт. Если его тоже бить, то это только поддержит его способ общения. Как раз на занятиях с психологом шла работа на снятие агрессии, на то чтобы он выстраивал отношения другим способом. Мальчик сам по себе очень умный, но крайне импульсивный: сначала даст в лоб, а потом подумает. Если и дома его начнут бить за проступки, то тут уж никакой психолог на сможет сделать так, чтобы он считал такой способ воздействия неправильным. Но правда в том, что он действительно бьет детей в школе. И учителя, и родители других учеников не могут относиться к этому спокойно. Поэтому социальное давление на родителя довольно велико, возникает отчаяние, ощущение беспомощности, мама считает себя плохой, не справляющейся с воспитанием ребенка. Приходит к психологу такая мама и плачет. И хотя она сама видит проблемы в поведении своего ребенка, многое делает для их решения, но она не получает никакого признания своих трудов. Каждый раз после посещения школы ей нужна реабилитация. Мы говорим всего лишь о третьекласснике, но мама всерьёз обсуждает колонию для несовершеннолетних как его жизненную перспективу. Итак, учителя обвиняют родителей в недостаточном воспитании, родители — учителей в отсутствии индивидуального подхода и все вместе — детей в том, что они избалованы и совершенно не умеют себя вести. Маска козла отпущения как горячий пирожок перекидывается друг другу участниками этого замкнутого круга: ребёнком, родителем и педагогом. Но даже если найти «самого виноватого», это никак не изменит ситуацию.

Кадр из к/ф «Игры для детей школьного возраста»

Лена, я знаю, что ты ещё занимаешься консультированием приемных семей. В случае возникновения проблем у приёмного ребенка положение гораздо хуже. Обычного, «родного» отругают, накажут, но из дома не выгонят. Приёмного же могут сдать обратно как вещь.
— Школьные трудности и проблемы социализации часто служат поводом для возврата ребёнка. Школа, образование и социализация очень много значат для родителей. Порой мне кажется, что слишком много. Но никто не берёт ребенка в семью, чтобы потом вернуть в детский дом. Ребенка хотят растить, воспитывать и сделать из него достойного члена общества. Очень часто одна из основных целей родителей — дать нормальное образование. И когда в школе возникают проблемы, у родителей рушатся смысловые ориентиры, они чувствуют себя в безвыходной ситуации. А если ещё и из школы несутся проклятия: «зачем вы взяли, если не справляетесь?», то родителю приходится держаться из последних сил. Родители привыкли верить социальному окружению, где школа занимает довольно большое место. Такой родитель приходит и говорит «я его очень люблю, но раз все говорят, что он ужасен, наверное он действительно ужасен и я ничего не смогу сделать». Ещё один привычный текст: «Нас уже отовсюду выгнали. С нами никто не хочет заниматься». Бывает, что родитель приходит уже с привычным отчаянием или агрессией на лице. Часто такой сложный ребенок уже сменил две-три школы, а родители уже не верят, что кто-то прислушаться к их проблемам. С такими родителями на первых встречах я просто разговариваю о ребёнке, не ужасаясь ему. Мама или папа привыкают к тому, что их не выгонят отсюда, что ребёнок — всего лишь ребёнок, а не монстр, лица у них мягчеют, они могут уже обсуждать что-то конструктивно.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

К сожалению, школьные проблемы могут стать катализатором ухудшения отношений в семье в целом. И не всегда получается помочь такой семье. Но приёмные дети далеко не всегда проблемные. У меня есть знакомая семья, в которой несколько приемных детей и все нормально учатся в школе, у них прекрасные взаимоотношения в семье. Здесь и помощь специалиста практически не требуется

В заключение

Это интервью — лишь обозначение существующей проблемы, о которой не принято говорить громко, а в прессу она просачивается в основном в виде скандалов. Но даже сама постановка проблемы, обсуждение причин — уже огромный рывок на пути к её разрешению. Этим текстом мы хотим начать дискуссию между учителями и психологами. Очень важно, чтобы каждая из сторон сделала шаги навстречу друг другу. А какие именно — и есть главная тема этого диалога. 3 ноября 2015, 13:00
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:

8 800 350-81-94
Круглосуточно

Плохое поведение первоклассника в школе что делать: 11 комментариев

  1. berkey

    You really make it appear so easy along with your presentation but I find this topic to be actually one thing which I believe I might never understand. It sort of feels too complex and very wide for me. I’m having a look forward in your subsequent publish, I will try to get the hang of it!|

  2. thefeed

    Excellent way of describing, and pleasant article to obtain data regarding my presentation subject matter, which i am going to present in institution of higher education.|

  3. feed

    of course like your web-site but you need to check the spelling on several of your posts. Many of them are rife with spelling issues and I to find it very bothersome to tell the truth nevertheless I’ll definitely come again again.|

  4. the feed

    Hello, i think that i saw you visited my weblog thus i came to “return the favor”.I am attempting to find things to enhance my website!I suppose its ok to use a few of your ideas!!|

  5. superbeets

    Hmm is anyone else experiencing problems with the pictures on this blog loading? I’m trying to determine if its a problem on my end or if it’s the blog. Any suggestions would be greatly appreciated.|

  6. junk car buyer no title

    I was curious if you ever considered changing the structure of your site? Its very well written; I love what youve got to say. But maybe you could a little more in the way of content so people could connect with it better. Youve got an awful lot of text for only having one or 2 pictures. Maybe you could space it out better?|

  7. Leann Bragas

    My partner and I stumbled over here from a different web page and thought I should check things out. I like what I see so now i am following you. Look forward to checking out your web page for a second time.|

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.