Покупка импортного товара у российского поставщика

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

В отношении импортных товаров в счете-фактуре должны быть указаны страна их происхождения и номер таможенной декларации. Такое требование установлено в п. 5 ст. 169 НК РФ. Но в этой же норме Кодекса сказано, что налогоплательщик, реализующий указанные товары, несет ответственность только за то, чтобы указанные им данные в счете-фактуре соответствовали сведениям, которые содержатся в полученных от поставщиков счетах-фактурах и товаросопроводительных документах. Таким образом, в силу прямой нормы НК РФ, российский поставщик, реализующий импортный товар на внутреннем рынке, заполняет счет-фактуру на основании имеющихся у него данных, полученных от импортера (или другого российского поставщика, если импортный товар перепродается на территории России). И если среди сведений нет номера ГТД, то он выставляет счет-фактуру в отношении импортных товаров без указания этого номера. Ошибки в счете-фактуре, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг, имущественных прав), наименование товаров (работ, услуг, имущественных прав), их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, не являются основанием для отказа в принятии НДС к вычету (п. 2 ст. 169 НК РФ). Из вышеизложенного можно сделать следующий вывод. Если компания покупает импортные товары у российских поставщиков и получила от них счет-фактуру без номеров ГТД, то она имеет право на вычет «входного» налога. Ведь отсутствие номера ГТД никак не мешает налоговикам идентифицировать остальные реквизиты счета-фактуры. Как мы уже писали в «БП» № 38, 2013, Минфин России и налоговики согласны с тем, что отсутствие или неверное указание номера ГТД в счете-фактуре вычету НДС не препятствует (письма ФНС России от 30.08.2013 № АС-4-3/15798, Минфина России от 18.02.2011 № 03-07-09/06). Однако судебная практика показывает, что налоговики на местах нередко отказывают в вычете по такому счету-фактуре. К счастью, позиция судов по этому вопросу складывается в пользу налогоплательщиков. Например, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 26.03.2013 № А56-34881/2012 отклонил доводы налоговиков о том, что счет-фактура на импортное оборудование, в котором нет данных о стране происхождения товара и номере таможенной декларации, оформлен с нарушением требований подп. 13 и 14 п. 5 ст. 169 НК РФ. Суд указал, что Федеральным законом от 17.12.2009 № 318-ФЗ в Налоговом кодексе закреплена прямая норма, запрещающая налоговым органам отказывать в вычете по НДС по формальным основаниям (п. 2 ст. 169 НК РФ). Реальное наличие товара налоговая инспекция не отрицает. Он был куп­лен на внутреннем рынке. Поскольку в документах продавца страна происхождения и номер ГТД не были указаны, поставщик также не мог указать их в выставленном заявителю счете-фактуре. Покупатель не может нести ответственность за отсутствие в счете-фактуре поставщика информации о стране происхождения товара и о номере таможенной декларации. Аналогичные выводы содержатся в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 20.02.2012 № А56-14506/2011. Неверный номер ГТД, указанный в счете-фактуре, также не может служить основанием для отказа в вычете НДС. По мнению ФАС Московского округа, изложенному в постановлении от 31.01.2013 № А40-26457/12-99-124, покупатель не несет бремя негативных правовых последствий в случае несоответствия номера ГТД в счете-фактуре поставщика сведениям, представленным таможенным органом. А ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 07.02.2013 № А32-38889/2011 отметил, что налоговым законодательством не предусмотрена обязанность налогоплательщика, приобретающего импортные товары, проверять номера ГТД, указанные в выставленных поставщиками счетах-фактурах. Поэтому конечный потребитель ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации оборудования, не являясь при этом импортером товара, не должен нести ответственность за достоверность сведений о происхождении товара и номере таможенной декларации. Покупатель в принципе не может проверить правильность указания поставщиком номеров ГТД в счетах-фактурах, так как не располагает ни этими ГТД, ни доступом к таможенной базе данных (постановление ФАС Поволжского округа от 18.03.2009 № А12-14104/2008 (Определением от 25.05.2009 № ВАС-5993/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)). Отметим, что существуют судебные решения, в которых суды не признают правомерным вычет НДС по счету-фактуре с ошибочным или отсутствующим номером ГТД. Но это происходит, когда у судей есть большие сомнения в реальности совершенной операции. И отсутствие или ошибочное указание в счете-фактуре ГТД является лишь дополнительным доказательством этого (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29.09.2011 № А53-22812/2010 (Определением от 29.02.2012 № ВАС-1127/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)).

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Таким образом, если импортный товар покупается на внутреннем рынке у российского поставщика и в счете-фактуре номер ГТД не указан или указан с ошибкой, покупатель вправе заявить вычет НДС по такому счету-фактуре. А если все же возникнут претензии со стороны налоговиков, свое право на вычет можно отстоять в суде. Основной объем поставок импорта выполняется ограниченным количеством участников рынка. Это импортеры-поставщики и дистрибьюторы, которые специализируются в определенном сегменте или видах продукции. По сути, это посредники между зарубежными производителями и российскими компаниями-потребителями. В работе каждого посредника задействованы: «белые» компании, продвигающие бренды; «серые», ввозящие импорт в основном по «серым» и оффшорным схемам; и целый ряд фирм-однодневок, через которые они обеляют поставки, минимизируют налоги и уходят от ответственности. Контролируя ввоз импортной продукции, посредники и дистрибьюторы устанавливают свои цены, условия и правила на всей территории России. Поддерживают миф о сложности работы с зарубежными производителями, особенно если это касается Китая. Раздувают слухи о проблемах с российской таможней и о сложности ВЭД. Кричат о низкой рентабельности и прибыльности зарубежных поставок. Однако то, что сегодня завозят импортеры, их цены, условия и как это предлагается на российском рынке, уже не устраивает ни российских производителей, потребляющих импорт, ни его оптовых и мелкооптовых покупателей. Бизнес пытается исключить посредников из цепочек поставок и перейти на прямую работу с зарубежными производителями. Компании, стабильно потребляющие, торгующие или использующие в своих производствах зарубежную продукцию, уже обладают своими финансовыми возможностями и своими рынками сбыта. Они научились вести бизнес и знают рынок. На одной из крупных деловых конференций, посвященных развитию ВЭД, мы с участниками проанализировали плюсы и минусы двух вариантов закупок импортной продукции, по трем основным параметрам сделок (продукция, цены и условия поставок, ответственность участника ВЭД).
  1. Продукция и ее производство
Прямая закупка за рубежом у производителя Закупка импорта у российского посредника (продавца) Плюсы Минусы

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Огромный выбор производителей, разновидностей и аналогов любой продукции. Товар можно сделать уникальным и даже под своим брендом. Внося свои индивидуальные изменения в комплектацию, дизайн, меняя качество товара или его узлов и технологию производства, можно менять его цену. Вы вынуждены покупать тот товар и с теми параметрами, который привезли посредники. Вы подстраиваете себя под то, что есть. У Вас товар как у всех, т.к. покупают у них многие. Изменить что-либо в продукции, ввезенной в Россию, уже невозможно. За Вас уже решили, что Вам нужно, и, если «не хотите, то не берите» Можно контролировать качество на стадии производства и по факту готовности товара. Претензии и спорные вопросы, в т.ч. по скрытым дефектам, регулируются непосредственно с производителем, часто еще до отгрузки. Посредники гарантируют качество, но на словах, определить его можно только в процессе эксплуатации. Вас ставят перед фактом. В претензиях он сошлется на завод, с которым вас де-юре ничего не связывает. Сертификат качества тоже может быть «липой». Можно регулировать сроки готовности продукции и отправки. Партию бесплатно до 3 месяцев держать на складе завода, или ускорить выполнение своего заказа, запустив вне очереди. Вы планируете сами и всегда точно знаете сроки производства, готовности и поставки. Вы зависимы от наличия продукции и поставок посредника и от его схем. Задача посредника быстро продать и освободить склад, его мало интересуют Ваши проблемы. Даже сделав предварительный заказ и оплатив, можете оказаться у разбитого корыта. Ваш коллега его купит первым. Минусы Плюсы Необходимость знать, как минимум, английский язык и учитывать менталитет страны производителя, особенно Китая

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Читать еще:  Правообладатель земельного участка это собственник
Можно говорить на родном языке. В России все знакомо и понятно.
  1. Цена продукции и условия сделки с производителем
Прямая закупка за рубежом у производителя Закупка импорта у российского посредника (продавца) Плюсы Минусы Себестоимость прямой закупки и поставки от производителя, даже с учетом доставки в Россию и таможни, намного ниже самых низких цен посредников-импортеров. Цена посредника включает стоимость прямых расходов, а также стоимость обеспечения закупочных операций, доставки, таможни, хранения, финансовые, налоговые, валютные и коммерческие выплаты и риски и т.п. Помимо этого – стоимость содержания его офисов и точек реализации, маркетинга и рекламы, расходов на персонал и на себя, и т.д. Все эти статьи расходов – в его цене. Почему вы за это должны платить? Меняя характеристики товара или его узлов под себя, можно регулировать цену производителя. Кроме этого, у него можно получить персональные скидки.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Посредник всегда стремится купить самое дешевое. Его больше волнует товарный вид чем ваши требования к продукции. Его цена на практике в 5-10 раз выше его расходов. Все скидки, предлагаемые Вам, в ней уже заранее заложены. Работая с производителем напрямую, у вас всегда есть возможность по еще более низкой цене купить его товарные излишки или невыкупленную партию другого заказчика Часто посредники предлагают контрафактный товар по ценам чуть ниже, чем привезенный от производителя. Но это неликвид или подделка низкого качества. Вы никогда не узнаете, покупаете оригинал или контрафакт. Всегда можно получить хорошие условия оплаты по контракту (аккредитив, отсрочка до 90 дней, 20% предоплата, остальное по факту получения, и т.д.) Продукция предлагается по предоплате. Отсрочка – редкое явление и, учитывая российскую специфику, дается далеко не всем. В любом случае, процент за отсрочку платежа заложен в цене товара От производителя всегда можно получить дополнительные условия и сервисы: бесплатный шефмонтаж, пуско-наладку, обучение, годовое обслуживание, ремкомплекты и запчасти, гарантийный ремонт и т.д.) Посредники и дистрибьюторы, часто прикрываясь брендом, могут предлагать такие сервисы и льготные условия от имени фирмы-однодневки. С ее закрытием Ваши договоренности и доп.сервисы теряют силу. Гарантийные обязательства, в том числе по качеству продукции, эксплуатации и обслуживанию, конкретный производитель дает именно Вам, а не через третьих лиц. Давая свои гарантии, посредник или дистрибьютор может не иметь их от производителя. Если поставка Вам была сделана в «серую» или через оффшоры и фирмы-однодневки, то между вами и заводом будет цепочка фирм-прокладок. Добиться выполнения обязательств в этом случае будет сложно. Логистика, поставка и таможенное оформление выполняются Вашими подрядчиками по прямым ценам за их услуги.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Посредники нанимают тех же исполнителей и добавляют к их ценам свои надбавки. Вы платите за услуги больше, чем могли бы платить. Прямые закупки и поставки подразумевают надежность Вашей сделки и чистоту ведения ВЭД, платежей и налоговых выплат. У Вас нет 3-х летних рисков получения штрафов из-за проблем с фирмами-однодневками и прокладками, в цепочках импортеров-посредников. Более 85% импорта в России оформляется по «серым» и «оффшорным» схемам. Столько же внутренних торгово-финансовых операций в РФ проводится через фирмы-однодневки. Посредники будут говорить, что у них все по закону, но правды вы не узнаете. Однодневки работают около 1 года, а проверить Вас могут в течение 3-х лет. Как конечный приобретатель – отвечать будете Вы. Минусы Плюсы Необходимо знание ВЭД, международного права, внешнеторговых операций, валютной бухгалтерии, таможни. Покупка у импортера-посредника происходит за рубли. Здесь все знакомо и понятно, поэтому дополнительный и более дорогой персонал не требуется Валютные операции, уплата налогов, сдача отчетов ведется своими силами За счет отсутствия в Вашем бизнесе процессов ВЭД сокращаются проверки, отчетности и прямые риски, но занчительно возрастают косвенные. Неоспоримые преимущества прямых закупок у зарубежного производителя очевидны – это возможность вносить индивидуальные изменения в продукцию, огромный выбор среди аналогов и производителей, контроль на стадии производства, значительная экономия в стоимости товара даже с учетом всех расходов по поставке. Соблюдение производителем гарантий, обязательств и ответственности, законодательная и налоговая чистота сделки, гарантирующая безопасность Вашего бизнеса и лично Вас, сокращение рисков и значительное повышение конкурентоспособности на рынке за счет цены, качества и надежности и т.д.
  1. Ответственность по сделке, по продукции, по ВЭД, налогам и отчетности

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Прямая закупка за рубежом Закупка импорта у российского посредника (продавца) Плюсы Минусы Если продукция производителя окажется некачественной, то ответственность, проблемы и штрафы всегда можно переложить на него. У Вас прямой контракт и, в отличие от импортеров-посредников, производитель с заводом или фабрикой никуда не исчезнет. Посредник может закрыть компанию и все проблемы с качеством его товара и поставки и с обязательствами перед Вами и вашими потребителями лягут на вас. Дистрибьютор будет ссылаться на производителя, с которым у вас нет никаких отношений и нет договора и постарается самоустранится. Вы можете проводить свою сделку с производителем сами или через ВЭД-агента или «Экономического оператора» под полным своим контролем. Поэтому ее чистота в части закупки, логистики, таможни, валютных операций и, соответственно, уплаты пошлин и налогов для Вас гарантирована. Вы никогда не узнаете, как и по какой схеме посредник и дистрибьютор ввез товар в Россию, как произведена таможенная очистка, как оплачены налоги, как сертифицирован товар и какие финансовые схемы им использовались. Вам кажется, что Вас это не касается? См. ниже. Всю деятельность по ВЭД, закупке и поставке вместе с рисками можно переложить на своего профессионального оператора ВЭД или ВЭД-агента. Проблем по сделке и с проверками не будет, если вы не будете использовать «серые» схемы ввоза.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Любая проверка деятельности посредника или его фирм-продавцов приведет к встречной проверке с Вами. Если он или его компании исчезнут, то отвечать будете Вы, и Вас еще досконально потрясут и проверят – такова практика. Платить и нести ответственность придется вам, или надо будет также исчезать. Минусы Плюсы К стандартным проверкам добавляются проверки по ВЭД. Для ВЭД необходим профессиональный персонал. Импортер-посредник, как и дистрибьютор, продают товар за рубли. Вы покупаете в законодательном и правовом поле России. Преимущество прямой закупки – это уверенность в надежности сделки, в Ваших гарантиях перед Вашим потребителем, и в ответственности производителя перед Вами. Неоспоримым преимуществом является чистота перед контрольно-надзорными, таможенными и фискальными органами. Однако прямые поставки требуют определенной квалификации и готовности компании и персонала к ведению ВЭД. У Вас увеличиваются риски с ведением внешнеторговых операций и международных поставок. Тем не менее, экономика и жизнь заставляет россиян сокращать посредников в цепочках снабжения и закупок, выходить на уровень прямых международных контрактов и заниматься внешнеэкономической деятельностью. Почему российские компании с большим трудом переходят на прямые закупки за рубежом, ведь они прекрасно знают свой рынок, разбираются в продукции, умеют торговаться и вести бизнес? Ответ прост. Недостаток знаний во внешней торговле, международной логистике и таможне, в валютно-финансовых операциях, налогообложении и отчетности. Одним словом – сложность ведения ВЭД и дефицит специалистов в профессиях, связанных с ВЭД. Чрезмерное доверие «серым» брокерам, происходящее на фоне незнания ВЭД и ментальной лояльности к нарушению законов. Возрастание степени ответственности и рост рисков, в т.ч. и из-за увеличения количества проверок бизнеса и ВЭД.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Как избежать проблем и рисков при прямых закупках за рубежом? Какие решения есть на рынке и кто может помочь в ВЭД? Безусловно, рынок услуг в сфере ВЭД есть, и он очень разнообразен. Однако, не всё так просто. Вы можете столкнуться с мошенниками и откровенными «кидалами», с услугами, в различной степени основанными на нарушениях законов, с фирмами-однодневками, с «серыми» и «черными» схемами поставок и валютных операций, с компаниями, не отвечающими по своим обязательствам и неспособными исполнить задачи в случае наступления рисков. Вокруг ВЭД образовалась целая индустрия, действующая в различной степени с нарушением законов. Этот рынок очень разнообразен и, что вполне естественно, убедительно выдает себя исключительно как порядочных и законопослушных людей и компании. Определить, кто есть кто, особенно непрофессионалу, очень трудно. Выясняется это, как правило, уже после того, как Вы «влипли» на той или иной стадии сделки, а иногда и через 1-3 года после ее завершения.
Читать еще:  Погашение просроченной кредиторской задолженности
Профессиональные и грамотные услуги в сфере ВЭД существуют, они получили название ВЭД-аутсорсинга, ВЭД-агента или «Экономического оператора», их также можно встретить и под названием таможенные услуги, услуги импортера или получателя или услуги участника ВЭД. Как определить надежность этих компаний и убедиться в чистоте поставки? Во-первых, тот, кто работает в «белую» имеет определенные лицензии, налоговую, банковскую историю, всегда ведет с Вами прозрачные и открытые переговоры, представляет все документы и отчеты. На любой Ваш вопрос дает четкий недвусмысленный ответ, подкрепленный документами в оригинале. Во-вторых, все ВЭД-контракты по сделке будут прямыми, без всяких оффшорных и посреднических фирм и, уж поверьте, не на 2 листах. В нашем случае это сквозные условия в контрактах Заказчик – Торговый Дом – Производитель и никаких дополнительных промежуточных фирм в цепочке движения товара от производителя к получателю. Финансовые операции будут также идти исключительно напрямую, а не через промежуточные, в т.ч. оффшорные фирмы. Если, например, в Китае производитель не имеет экспортно-импортной лицензии, то экспортером выступит филиал нашего торгового дома. В-третьих, мы всегда знакомим производителя с покупателем, даже если его по заказу клиента нашли и подобрали мы сами. Это обязательное условие, такое же, как прямые переговоры клиента с производителем по качеству, условиям сделки и цене с выездом в Китай. Мы добиваемся лучших условий для наших клиентов, а некоторые контракты даже финансируем. В-четвертых, по итогам каждой поставки российский покупатель получает полный комплект отчетности, который не вызовет вопросов и претензий со стороны любых российских контрольно-надзорных органов. Многолетняя практика позволяет быть уверенными в этом вопросе. Подводя итог, можно сказать, что теперь любая российская компания, независимо от уровня ее развития и форм собственности, может легко и просто заниматься внешнеторговой и внешнеэкономической деятельностью, делать прямые закупки у зарубежных производителей или продавать свою продукцию за рубеж, не имея никаких знаний в этой области. Поэтому вопрос «покупать ли импортную продукцию у посредника или у прямого производителя за рубежом?» – это всего лишь предмет Вашего выбора и решения.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Вопрос: Организация приобрела импортный товар (оборудование) у российского поставщика для последующей продажи, НДС принят к вычету. В 2016 г. таможенный орган провел проверку по обороту импортного оборудования у организации, по результатам которой возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 16.21 КоАП РФ и наложен штраф. Правомерно ли наложение штрафа? Вправе ли таможенный орган предъявить организации требование об уплате не уплаченных при ввозе таможенных пошлин, налогов? Если организация уплатит не уплаченный при ввозе налог, вправе ли она будет принять его к вычету? Ответ: При наличии доказательств, подтверждающих, что организация должна была знать о незаконности перемещения приобретенного ею оборудования, привлечение организации к ответственности на основании ст. 16.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях и наложение штрафа правомерны. Поскольку такое приобретение является нарушением таможенных правил, оно влечет за собой не только меры ответственности, но и обязанность приобретателя оборудования уплатить таможенные платежи. Поэтому действия таможенного органа по направлению организации требования об уплате таможенных платежей не противоречат закону. Если уплата таможенных платежей, в том числе НДС, осуществляется организацией в связи с легализацией ввезенного товара, то у организации отсутствует право на налоговый вычет уплаченной суммы НДС. Обоснование: В соответствии со ст. 16.21 КоАП РФ пользование товарами, приобретение, хранение либо транспортировка товаров, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены запреты и (или) ограничения, установленные в соответствии с международными договорами государств – членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо пользование условно выпущенными товарами, передача в пользование или во владение либо распоряжение условно выпущенных товаров, которые иными способами допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметом административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
В рассматриваемой ситуации таможенным органом установлен факт незаконного перемещения через таможенную границу оборудования, в отношении которого не уплачены таможенные платежи.
В соответствии с п. 2 ст. 150 Таможенного кодекса Таможенного союза товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза.
Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств – членов Таможенного союза (п. 3 ст. 150 ТК ТС).
Согласно ст. 203 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" товары, ввозимые в Российскую Федерацию с территорий государств, не являющихся членами Таможенного союза, в том числе перемещаемые через территории государств – членов Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза, подлежат таможенному декларированию в соответствии с гл. 27 ТК ТС и положениями гл. 24 указанного Закона при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры.
В силу п. 1 ст. 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 4 ТК ТС под незаконным перемещением товаров через таможенную границу понимается перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.
В соответствии со ст. 81 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза (п. 1).
Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает солидарно у лиц, незаконно перемещающих товары, лиц, участвующих в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза – также у лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза (п. 2).
В силу ст. 323 Гражданского кодекса РФ при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга.
КоАП РФ прямо не предусматривает, является ли лицо, приобретшее импортный товар на внутреннем рынке РФ для целей дальнейшей перепродажи, субъектом ответственности по ст. 16.21 КоАП РФ. Вместе с тем данной статьей не установлен и специальный субъект (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.03.2016 по делу N А78-10385/2015).
Согласно позиции, сформировавшейся в судебной практике, лицо, осуществляющее правомочия собственника в отношении приобретенного им законным образом товара, не является субъектом административной ответственности по данной статье при отсутствии вины в допущенном нарушении порядка таможенного оформления выпуска товаров (Постановления ФАС Уральского округа от 26.02.2008 N Ф09-646/08-С1 по делу N А76-5307/07, Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2008 по делу N А40-55676/08-72-525).
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При рассмотрении дел о нарушении таможенных правил, в которых предполагается в качестве санкции конфискация товаров и транспортных средств у приобретателя или возложение на него обязанности по уплате таможенных платежей, доказывание его вины в таком нарушении осуществляется согласно таможенному законодательству с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 27.04.2001 N 7-П. В частности, если приобретатель не проявил в отношениях, связанных с приобретением имущества, заведомо происходящего из-за границы, ту степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях надлежащего соблюдения вышеуказанного законодательства, то это дает основания говорить о его вине в форме неосторожности. Аналогичные выводы были сделаны в Определении Конституционного Суда РФ от 12.05.2006 N 167-О.
Выяснение же того, являлось ли конкретное лицо на момент приобретения товара осведомленным о непрохождении им таможенного оформления на территории РФ, проявившим необходимую для получения соответствующих сведений степень заботливости и осмотрительности и может ли данное лицо быть освобождено от процедур таможенного оформления, связано с исследованием фактических обстоятельств. Разрешение этих вопросов относится к прерогативе судов общей юрисдикции и арбитражных судов, которые при их рассмотрении должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых обстоятельств дела.
Между тем считаем необходимым отметить следующее.
В соответствии с Приказом ФТС России от 31.10.2007 N 1347 "О порядке получения лицами сведений о выпуске товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации" сведения о выпуске товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, могут быть представлены таможенным органом по письменному запросу лиц, осуществляющих оптовую и розничную реализацию товаров иностранного производства.
Таким образом, при желании приобретателя импортного товара установить, были ли соблюдены импортером требования таможенного законодательства РФ при его ввозе в Российскую Федерацию, он сможет установить это, получив такие сведения от таможенного органа.
Приобретая импортное оборудование у российского поставщика, организация имела возможность истребовать у поставщика, продавшего товар, либо затребовать в таможенном органе сведения о прохождении надлежащего таможенного оформления, что в силу положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии в ее действиях вины.
Следовательно, данные обстоятельства, по нашему мнению, подтверждают, что организация обладала информацией об иностранном происхождении спорного товара еще до его доставки. Аналогичный вывод сделан в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2015 по делу N А40-34702/15.
Указанные факты позволяют сделать вывод, что организация не выполнила требования действующего таможенного законодательства Евразийского экономического союза и приобрела товар, который незаконно перемещен через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которого не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств – членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения. Ответственность за это предусмотрена ст. 16.21 КоАП РФ.
Следовательно, при наличии доказательств, подтверждающих, что организация должна была знать о незаконности перемещения приобретенного ею оборудования, привлечение организации к ответственности на основании ст. 16.21 КоАП РФ и наложение штрафа правомерны. Поскольку такое приобретение является нарушением таможенных правил согласно ст. 16.21 КоАП РФ, оно влечет за собой не только меры ответственности, но и обязанность приобретателя уплатить таможенные платежи (ст. 81 ТК ТС). Поэтому ввиду приведенных нормативных положений действия таможенного органа по направлению организации требования об уплате таможенных платежей не противоречат закону.
Вышеизложенные выводы подтверждаются и судебной практикой (Постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2016 по делу N А56-61232/2015, Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-34702/15, Московского городского суда от 06.06.2016 N 4а-854/2016).
Относительно права организации принять к вычету уплаченный ею налог, не уплаченный ранее при ввозе оборудования, и правомерности при таких обстоятельствах применения вычета по НДС, предъявленного поставщиком, сообщаем следующее.
Согласно п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, которые приобретены для перепродажи или для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ (за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ).
На основании абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ вычетам подлежат, если иное не предусмотрено данной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Статьей 153 ТК ТС предусмотрено, что пользование и (или) распоряжение товарами, перемещаемыми через таможенную границу, до их выпуска таможенным органом осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены таможенным законодательством Таможенного союза, а после их выпуска таможенным органом – в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры.
Согласно ст. 174 ТК ТС помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, а заканчивается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
В соответствии со ст. 199 ТК ТС в случае выявления административного правонарушения или преступления выпуск товаров может быть осуществлен до завершения производства по делу или завершения административного процесса, если такие товары не изъяты или на них не наложен арест в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза. Законодательством государств – членов Таможенного союза может быть предусмотрена необходимость предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены.
Одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в силу пп. 1 п. 1 ст. 210 ТК ТС является уплата ввозных таможенных пошлин, налогов, в состав которых на основании пп. 3 п. 1 ст. 70 ТК ТС входит налог на добавленную стоимость.
Таким образом, вычету в порядке п. 2 ст. 171 НК РФ подлежит сумма НДС, уплаченная налогоплательщиком в составе таможенных платежей при перемещении приобретенных им иностранных товаров через таможенную границу Российской Федерации, в процессе таможенного контроля и таможенного декларирования ввезенного товара при применении процедуры "выпуск для внутреннего потребления".
В рассматриваемой ситуации уплата таможенных платежей, в том числе НДС, осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными ч. 5 ст. 168 Федерального закона N 311-ФЗ (в связи с легализацией ввезенного товара), в связи с чем у организации отсутствует право на налоговый вычет уплаченной суммы налога. Данная сумма налога уплачивается организацией в целях легализации незаконно ввезенного товара (Постановление ФАС Московского округа от 05.12.2013 N Ф05-15459/2013).
Данный вывод соответствует выводам, сделанным в Определении ВАС РФ от 17.03.2009 N ВАС-1987/09 об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ.
В рассматриваемой ситуации организацией изначально уже был заявлен вычет НДС при приобретении оборудования у российского поставщика. Следовательно, организация при приобретении оборудования у российского лица воспользовалась своим правом заявить предъявленные ей суммы НДС в счете-фактуре в состав налоговых вычетов, поэтому последующая вынужденная уплата НДС на таможне за оформление выпуска незаконно ввезенного оборудования в порядке установленного таможенными органами административного правонарушения в ходе проведенной таможенной проверки не может быть признана уплатой налога при ввозе товаров, вследствие чего не влечет возникновения права на включение данной суммы в состав вычетов, в том числе ввиду отсутствия связи с объектом налогообложения (пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Таким образом, поскольку организация не является лицом, ввозившим товар на таможенную территорию РФ, для возврата из бюджета суммы налога, уплаченной в числе таможенных платежей, путем заявления налогового вычета в соответствии со ст. ст. 171 и 172 НК РФ оснований не имеется.
Дополнительно сообщаем: согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 27.11.2001 N 202-О, неосторожный приобретатель, лишившийся имущества в результате конфискации или понесший бремя расходов в результате уплаты таможенных платежей, во всяком случае (на условиях, предусмотренных гражданским законодательством, и в порядке, установленном соответствующим процессуальным законодательством) может требовать возмещения понесенных расходов со стороны лиц, у которых он приобрел это имущество.
Читать еще:  Письмо о неразглашении конфиденциальной информации
Л.В.Попова
АКГ "Панацея ПРОФ"
21.10.2016

Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:

8 800 350-81-94
Круглосуточно

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Покупка импортного товара у российского поставщика

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

В отношении импортных товаров в счете-фактуре должны быть указаны страна их происхождения и номер таможенной декларации. Такое требование установлено в п. 5 ст. 169 НК РФ. Но в этой же норме Кодекса сказано, что налогоплательщик, реализующий указанные товары, несет ответственность только за то, чтобы указанные им данные в счете-фактуре соответствовали сведениям, которые содержатся в полученных от поставщиков счетах-фактурах и товаросопроводительных документах. Таким образом, в силу прямой нормы НК РФ, российский поставщик, реализующий импортный товар на внутреннем рынке, заполняет счет-фактуру на основании имеющихся у него данных, полученных от импортера (или другого российского поставщика, если импортный товар перепродается на территории России). И если среди сведений нет номера ГТД, то он выставляет счет-фактуру в отношении импортных товаров без указания этого номера. Ошибки в счете-фактуре, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг, имущественных прав), наименование товаров (работ, услуг, имущественных прав), их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, не являются основанием для отказа в принятии НДС к вычету (п. 2 ст. 169 НК РФ). Из вышеизложенного можно сделать следующий вывод. Если компания покупает импортные товары у российских поставщиков и получила от них счет-фактуру без номеров ГТД, то она имеет право на вычет «входного» налога. Ведь отсутствие номера ГТД никак не мешает налоговикам идентифицировать остальные реквизиты счета-фактуры. Как мы уже писали в «БП» № 38, 2013, Минфин России и налоговики согласны с тем, что отсутствие или неверное указание номера ГТД в счете-фактуре вычету НДС не препятствует (письма ФНС России от 30.08.2013 № АС-4-3/15798, Минфина России от 18.02.2011 № 03-07-09/06). Однако судебная практика показывает, что налоговики на местах нередко отказывают в вычете по такому счету-фактуре. К счастью, позиция судов по этому вопросу складывается в пользу налогоплательщиков. Например, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 26.03.2013 № А56-34881/2012 отклонил доводы налоговиков о том, что счет-фактура на импортное оборудование, в котором нет данных о стране происхождения товара и номере таможенной декларации, оформлен с нарушением требований подп. 13 и 14 п. 5 ст. 169 НК РФ. Суд указал, что Федеральным законом от 17.12.2009 № 318-ФЗ в Налоговом кодексе закреплена прямая норма, запрещающая налоговым органам отказывать в вычете по НДС по формальным основаниям (п. 2 ст. 169 НК РФ). Реальное наличие товара налоговая инспекция не отрицает. Он был куп­лен на внутреннем рынке. Поскольку в документах продавца страна происхождения и номер ГТД не были указаны, поставщик также не мог указать их в выставленном заявителю счете-фактуре. Покупатель не может нести ответственность за отсутствие в счете-фактуре поставщика информации о стране происхождения товара и о номере таможенной декларации. Аналогичные выводы содержатся в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 20.02.2012 № А56-14506/2011. Неверный номер ГТД, указанный в счете-фактуре, также не может служить основанием для отказа в вычете НДС. По мнению ФАС Московского округа, изложенному в постановлении от 31.01.2013 № А40-26457/12-99-124, покупатель не несет бремя негативных правовых последствий в случае несоответствия номера ГТД в счете-фактуре поставщика сведениям, представленным таможенным органом. А ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 07.02.2013 № А32-38889/2011 отметил, что налоговым законодательством не предусмотрена обязанность налогоплательщика, приобретающего импортные товары, проверять номера ГТД, указанные в выставленных поставщиками счетах-фактурах. Поэтому конечный потребитель ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации оборудования, не являясь при этом импортером товара, не должен нести ответственность за достоверность сведений о происхождении товара и номере таможенной декларации. Покупатель в принципе не может проверить правильность указания поставщиком номеров ГТД в счетах-фактурах, так как не располагает ни этими ГТД, ни доступом к таможенной базе данных (постановление ФАС Поволжского округа от 18.03.2009 № А12-14104/2008 (Определением от 25.05.2009 № ВАС-5993/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)). Отметим, что существуют судебные решения, в которых суды не признают правомерным вычет НДС по счету-фактуре с ошибочным или отсутствующим номером ГТД. Но это происходит, когда у судей есть большие сомнения в реальности совершенной операции. И отсутствие или ошибочное указание в счете-фактуре ГТД является лишь дополнительным доказательством этого (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29.09.2011 № А53-22812/2010 (Определением от 29.02.2012 № ВАС-1127/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)).

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Таким образом, если импортный товар покупается на внутреннем рынке у российского поставщика и в счете-фактуре номер ГТД не указан или указан с ошибкой, покупатель вправе заявить вычет НДС по такому счету-фактуре. А если все же возникнут претензии со стороны налоговиков, свое право на вычет можно отстоять в суде. Основной объем поставок импорта выполняется ограниченным количеством участников рынка. Это импортеры-поставщики и дистрибьюторы, которые специализируются в определенном сегменте или видах продукции. По сути, это посредники между зарубежными производителями и российскими компаниями-потребителями. В работе каждого посредника задействованы: «белые» компании, продвигающие бренды; «серые», ввозящие импорт в основном по «серым» и оффшорным схемам; и целый ряд фирм-однодневок, через которые они обеляют поставки, минимизируют налоги и уходят от ответственности. Контролируя ввоз импортной продукции, посредники и дистрибьюторы устанавливают свои цены, условия и правила на всей территории России. Поддерживают миф о сложности работы с зарубежными производителями, особенно если это касается Китая. Раздувают слухи о проблемах с российской таможней и о сложности ВЭД. Кричат о низкой рентабельности и прибыльности зарубежных поставок. Однако то, что сегодня завозят импортеры, их цены, условия и как это предлагается на российском рынке, уже не устраивает ни российских производителей, потребляющих импорт, ни его оптовых и мелкооптовых покупателей. Бизнес пытается исключить посредников из цепочек поставок и перейти на прямую работу с зарубежными производителями. Компании, стабильно потребляющие, торгующие или использующие в своих производствах зарубежную продукцию, уже обладают своими финансовыми возможностями и своими рынками сбыта. Они научились вести бизнес и знают рынок. На одной из крупных деловых конференций, посвященных развитию ВЭД, мы с участниками проанализировали плюсы и минусы двух вариантов закупок импортной продукции, по трем основным параметрам сделок (продукция, цены и условия поставок, ответственность участника ВЭД).
  1. Продукция и ее производство
Прямая закупка за рубежом у производителя Закупка импорта у российского посредника (продавца) Плюсы Минусы

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Огромный выбор производителей, разновидностей и аналогов любой продукции. Товар можно сделать уникальным и даже под своим брендом. Внося свои индивидуальные изменения в комплектацию, дизайн, меняя качество товара или его узлов и технологию производства, можно менять его цену. Вы вынуждены покупать тот товар и с теми параметрами, который привезли посредники. Вы подстраиваете себя под то, что есть. У Вас товар как у всех, т.к. покупают у них многие. Изменить что-либо в продукции, ввезенной в Россию, уже невозможно. За Вас уже решили, что Вам нужно, и, если «не хотите, то не берите» Можно контролировать качество на стадии производства и по факту готовности товара. Претензии и спорные вопросы, в т.ч. по скрытым дефектам, регулируются непосредственно с производителем, часто еще до отгрузки. Посредники гарантируют качество, но на словах, определить его можно только в процессе эксплуатации. Вас ставят перед фактом. В претензиях он сошлется на завод, с которым вас де-юре ничего не связывает. Сертификат качества тоже может быть «липой». Можно регулировать сроки готовности продукции и отправки. Партию бесплатно до 3 месяцев держать на складе завода, или ускорить выполнение своего заказа, запустив вне очереди. Вы планируете сами и всегда точно знаете сроки производства, готовности и поставки. Вы зависимы от наличия продукции и поставок посредника и от его схем. Задача посредника быстро продать и освободить склад, его мало интересуют Ваши проблемы. Даже сделав предварительный заказ и оплатив, можете оказаться у разбитого корыта. Ваш коллега его купит первым. Минусы Плюсы Необходимость знать, как минимум, английский язык и учитывать менталитет страны производителя, особенно Китая

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Читать еще:  Письмо о неразглашении конфиденциальной информации
Можно говорить на родном языке. В России все знакомо и понятно.
  1. Цена продукции и условия сделки с производителем
Прямая закупка за рубежом у производителя Закупка импорта у российского посредника (продавца) Плюсы Минусы Себестоимость прямой закупки и поставки от производителя, даже с учетом доставки в Россию и таможни, намного ниже самых низких цен посредников-импортеров. Цена посредника включает стоимость прямых расходов, а также стоимость обеспечения закупочных операций, доставки, таможни, хранения, финансовые, налоговые, валютные и коммерческие выплаты и риски и т.п. Помимо этого – стоимость содержания его офисов и точек реализации, маркетинга и рекламы, расходов на персонал и на себя, и т.д. Все эти статьи расходов – в его цене. Почему вы за это должны платить? Меняя характеристики товара или его узлов под себя, можно регулировать цену производителя. Кроме этого, у него можно получить персональные скидки.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Посредник всегда стремится купить самое дешевое. Его больше волнует товарный вид чем ваши требования к продукции. Его цена на практике в 5-10 раз выше его расходов. Все скидки, предлагаемые Вам, в ней уже заранее заложены. Работая с производителем напрямую, у вас всегда есть возможность по еще более низкой цене купить его товарные излишки или невыкупленную партию другого заказчика Часто посредники предлагают контрафактный товар по ценам чуть ниже, чем привезенный от производителя. Но это неликвид или подделка низкого качества. Вы никогда не узнаете, покупаете оригинал или контрафакт. Всегда можно получить хорошие условия оплаты по контракту (аккредитив, отсрочка до 90 дней, 20% предоплата, остальное по факту получения, и т.д.) Продукция предлагается по предоплате. Отсрочка – редкое явление и, учитывая российскую специфику, дается далеко не всем. В любом случае, процент за отсрочку платежа заложен в цене товара От производителя всегда можно получить дополнительные условия и сервисы: бесплатный шефмонтаж, пуско-наладку, обучение, годовое обслуживание, ремкомплекты и запчасти, гарантийный ремонт и т.д.) Посредники и дистрибьюторы, часто прикрываясь брендом, могут предлагать такие сервисы и льготные условия от имени фирмы-однодневки. С ее закрытием Ваши договоренности и доп.сервисы теряют силу. Гарантийные обязательства, в том числе по качеству продукции, эксплуатации и обслуживанию, конкретный производитель дает именно Вам, а не через третьих лиц. Давая свои гарантии, посредник или дистрибьютор может не иметь их от производителя. Если поставка Вам была сделана в «серую» или через оффшоры и фирмы-однодневки, то между вами и заводом будет цепочка фирм-прокладок. Добиться выполнения обязательств в этом случае будет сложно. Логистика, поставка и таможенное оформление выполняются Вашими подрядчиками по прямым ценам за их услуги.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Посредники нанимают тех же исполнителей и добавляют к их ценам свои надбавки. Вы платите за услуги больше, чем могли бы платить. Прямые закупки и поставки подразумевают надежность Вашей сделки и чистоту ведения ВЭД, платежей и налоговых выплат. У Вас нет 3-х летних рисков получения штрафов из-за проблем с фирмами-однодневками и прокладками, в цепочках импортеров-посредников. Более 85% импорта в России оформляется по «серым» и «оффшорным» схемам. Столько же внутренних торгово-финансовых операций в РФ проводится через фирмы-однодневки. Посредники будут говорить, что у них все по закону, но правды вы не узнаете. Однодневки работают около 1 года, а проверить Вас могут в течение 3-х лет. Как конечный приобретатель – отвечать будете Вы. Минусы Плюсы Необходимо знание ВЭД, международного права, внешнеторговых операций, валютной бухгалтерии, таможни. Покупка у импортера-посредника происходит за рубли. Здесь все знакомо и понятно, поэтому дополнительный и более дорогой персонал не требуется Валютные операции, уплата налогов, сдача отчетов ведется своими силами За счет отсутствия в Вашем бизнесе процессов ВЭД сокращаются проверки, отчетности и прямые риски, но занчительно возрастают косвенные. Неоспоримые преимущества прямых закупок у зарубежного производителя очевидны – это возможность вносить индивидуальные изменения в продукцию, огромный выбор среди аналогов и производителей, контроль на стадии производства, значительная экономия в стоимости товара даже с учетом всех расходов по поставке. Соблюдение производителем гарантий, обязательств и ответственности, законодательная и налоговая чистота сделки, гарантирующая безопасность Вашего бизнеса и лично Вас, сокращение рисков и значительное повышение конкурентоспособности на рынке за счет цены, качества и надежности и т.д.
  1. Ответственность по сделке, по продукции, по ВЭД, налогам и отчетности

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Прямая закупка за рубежом Закупка импорта у российского посредника (продавца) Плюсы Минусы Если продукция производителя окажется некачественной, то ответственность, проблемы и штрафы всегда можно переложить на него. У Вас прямой контракт и, в отличие от импортеров-посредников, производитель с заводом или фабрикой никуда не исчезнет. Посредник может закрыть компанию и все проблемы с качеством его товара и поставки и с обязательствами перед Вами и вашими потребителями лягут на вас. Дистрибьютор будет ссылаться на производителя, с которым у вас нет никаких отношений и нет договора и постарается самоустранится. Вы можете проводить свою сделку с производителем сами или через ВЭД-агента или «Экономического оператора» под полным своим контролем. Поэтому ее чистота в части закупки, логистики, таможни, валютных операций и, соответственно, уплаты пошлин и налогов для Вас гарантирована. Вы никогда не узнаете, как и по какой схеме посредник и дистрибьютор ввез товар в Россию, как произведена таможенная очистка, как оплачены налоги, как сертифицирован товар и какие финансовые схемы им использовались. Вам кажется, что Вас это не касается? См. ниже. Всю деятельность по ВЭД, закупке и поставке вместе с рисками можно переложить на своего профессионального оператора ВЭД или ВЭД-агента. Проблем по сделке и с проверками не будет, если вы не будете использовать «серые» схемы ввоза.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Любая проверка деятельности посредника или его фирм-продавцов приведет к встречной проверке с Вами. Если он или его компании исчезнут, то отвечать будете Вы, и Вас еще досконально потрясут и проверят – такова практика. Платить и нести ответственность придется вам, или надо будет также исчезать. Минусы Плюсы К стандартным проверкам добавляются проверки по ВЭД. Для ВЭД необходим профессиональный персонал. Импортер-посредник, как и дистрибьютор, продают товар за рубли. Вы покупаете в законодательном и правовом поле России. Преимущество прямой закупки – это уверенность в надежности сделки, в Ваших гарантиях перед Вашим потребителем, и в ответственности производителя перед Вами. Неоспоримым преимуществом является чистота перед контрольно-надзорными, таможенными и фискальными органами. Однако прямые поставки требуют определенной квалификации и готовности компании и персонала к ведению ВЭД. У Вас увеличиваются риски с ведением внешнеторговых операций и международных поставок. Тем не менее, экономика и жизнь заставляет россиян сокращать посредников в цепочках снабжения и закупок, выходить на уровень прямых международных контрактов и заниматься внешнеэкономической деятельностью. Почему российские компании с большим трудом переходят на прямые закупки за рубежом, ведь они прекрасно знают свой рынок, разбираются в продукции, умеют торговаться и вести бизнес? Ответ прост. Недостаток знаний во внешней торговле, международной логистике и таможне, в валютно-финансовых операциях, налогообложении и отчетности. Одним словом – сложность ведения ВЭД и дефицит специалистов в профессиях, связанных с ВЭД. Чрезмерное доверие «серым» брокерам, происходящее на фоне незнания ВЭД и ментальной лояльности к нарушению законов. Возрастание степени ответственности и рост рисков, в т.ч. и из-за увеличения количества проверок бизнеса и ВЭД.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Как избежать проблем и рисков при прямых закупках за рубежом? Какие решения есть на рынке и кто может помочь в ВЭД? Безусловно, рынок услуг в сфере ВЭД есть, и он очень разнообразен. Однако, не всё так просто. Вы можете столкнуться с мошенниками и откровенными «кидалами», с услугами, в различной степени основанными на нарушениях законов, с фирмами-однодневками, с «серыми» и «черными» схемами поставок и валютных операций, с компаниями, не отвечающими по своим обязательствам и неспособными исполнить задачи в случае наступления рисков. Вокруг ВЭД образовалась целая индустрия, действующая в различной степени с нарушением законов. Этот рынок очень разнообразен и, что вполне естественно, убедительно выдает себя исключительно как порядочных и законопослушных людей и компании. Определить, кто есть кто, особенно непрофессионалу, очень трудно. Выясняется это, как правило, уже после того, как Вы «влипли» на той или иной стадии сделки, а иногда и через 1-3 года после ее завершения.
Читать еще:  Срок подготовки годовой бухгалтерской отчетности
Профессиональные и грамотные услуги в сфере ВЭД существуют, они получили название ВЭД-аутсорсинга, ВЭД-агента или «Экономического оператора», их также можно встретить и под названием таможенные услуги, услуги импортера или получателя или услуги участника ВЭД. Как определить надежность этих компаний и убедиться в чистоте поставки? Во-первых, тот, кто работает в «белую» имеет определенные лицензии, налоговую, банковскую историю, всегда ведет с Вами прозрачные и открытые переговоры, представляет все документы и отчеты. На любой Ваш вопрос дает четкий недвусмысленный ответ, подкрепленный документами в оригинале. Во-вторых, все ВЭД-контракты по сделке будут прямыми, без всяких оффшорных и посреднических фирм и, уж поверьте, не на 2 листах. В нашем случае это сквозные условия в контрактах Заказчик – Торговый Дом – Производитель и никаких дополнительных промежуточных фирм в цепочке движения товара от производителя к получателю. Финансовые операции будут также идти исключительно напрямую, а не через промежуточные, в т.ч. оффшорные фирмы. Если, например, в Китае производитель не имеет экспортно-импортной лицензии, то экспортером выступит филиал нашего торгового дома. В-третьих, мы всегда знакомим производителя с покупателем, даже если его по заказу клиента нашли и подобрали мы сами. Это обязательное условие, такое же, как прямые переговоры клиента с производителем по качеству, условиям сделки и цене с выездом в Китай. Мы добиваемся лучших условий для наших клиентов, а некоторые контракты даже финансируем. В-четвертых, по итогам каждой поставки российский покупатель получает полный комплект отчетности, который не вызовет вопросов и претензий со стороны любых российских контрольно-надзорных органов. Многолетняя практика позволяет быть уверенными в этом вопросе. Подводя итог, можно сказать, что теперь любая российская компания, независимо от уровня ее развития и форм собственности, может легко и просто заниматься внешнеторговой и внешнеэкономической деятельностью, делать прямые закупки у зарубежных производителей или продавать свою продукцию за рубеж, не имея никаких знаний в этой области. Поэтому вопрос «покупать ли импортную продукцию у посредника или у прямого производителя за рубежом?» – это всего лишь предмет Вашего выбора и решения.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Вопрос: Организация приобрела импортный товар (оборудование) у российского поставщика для последующей продажи, НДС принят к вычету. В 2016 г. таможенный орган провел проверку по обороту импортного оборудования у организации, по результатам которой возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 16.21 КоАП РФ и наложен штраф. Правомерно ли наложение штрафа? Вправе ли таможенный орган предъявить организации требование об уплате не уплаченных при ввозе таможенных пошлин, налогов? Если организация уплатит не уплаченный при ввозе налог, вправе ли она будет принять его к вычету? Ответ: При наличии доказательств, подтверждающих, что организация должна была знать о незаконности перемещения приобретенного ею оборудования, привлечение организации к ответственности на основании ст. 16.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях и наложение штрафа правомерны. Поскольку такое приобретение является нарушением таможенных правил, оно влечет за собой не только меры ответственности, но и обязанность приобретателя оборудования уплатить таможенные платежи. Поэтому действия таможенного органа по направлению организации требования об уплате таможенных платежей не противоречат закону. Если уплата таможенных платежей, в том числе НДС, осуществляется организацией в связи с легализацией ввезенного товара, то у организации отсутствует право на налоговый вычет уплаченной суммы НДС. Обоснование: В соответствии со ст. 16.21 КоАП РФ пользование товарами, приобретение, хранение либо транспортировка товаров, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены запреты и (или) ограничения, установленные в соответствии с международными договорами государств – членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо пользование условно выпущенными товарами, передача в пользование или во владение либо распоряжение условно выпущенных товаров, которые иными способами допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметом административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
В рассматриваемой ситуации таможенным органом установлен факт незаконного перемещения через таможенную границу оборудования, в отношении которого не уплачены таможенные платежи.
В соответствии с п. 2 ст. 150 Таможенного кодекса Таможенного союза товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза.
Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств – членов Таможенного союза (п. 3 ст. 150 ТК ТС).
Согласно ст. 203 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" товары, ввозимые в Российскую Федерацию с территорий государств, не являющихся членами Таможенного союза, в том числе перемещаемые через территории государств – членов Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза, подлежат таможенному декларированию в соответствии с гл. 27 ТК ТС и положениями гл. 24 указанного Закона при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры.
В силу п. 1 ст. 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 4 ТК ТС под незаконным перемещением товаров через таможенную границу понимается перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.
В соответствии со ст. 81 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза (п. 1).
Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает солидарно у лиц, незаконно перемещающих товары, лиц, участвующих в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза – также у лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза (п. 2).
В силу ст. 323 Гражданского кодекса РФ при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга.
КоАП РФ прямо не предусматривает, является ли лицо, приобретшее импортный товар на внутреннем рынке РФ для целей дальнейшей перепродажи, субъектом ответственности по ст. 16.21 КоАП РФ. Вместе с тем данной статьей не установлен и специальный субъект (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.03.2016 по делу N А78-10385/2015).
Согласно позиции, сформировавшейся в судебной практике, лицо, осуществляющее правомочия собственника в отношении приобретенного им законным образом товара, не является субъектом административной ответственности по данной статье при отсутствии вины в допущенном нарушении порядка таможенного оформления выпуска товаров (Постановления ФАС Уральского округа от 26.02.2008 N Ф09-646/08-С1 по делу N А76-5307/07, Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2008 по делу N А40-55676/08-72-525).
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При рассмотрении дел о нарушении таможенных правил, в которых предполагается в качестве санкции конфискация товаров и транспортных средств у приобретателя или возложение на него обязанности по уплате таможенных платежей, доказывание его вины в таком нарушении осуществляется согласно таможенному законодательству с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 27.04.2001 N 7-П. В частности, если приобретатель не проявил в отношениях, связанных с приобретением имущества, заведомо происходящего из-за границы, ту степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях надлежащего соблюдения вышеуказанного законодательства, то это дает основания говорить о его вине в форме неосторожности. Аналогичные выводы были сделаны в Определении Конституционного Суда РФ от 12.05.2006 N 167-О.
Выяснение же того, являлось ли конкретное лицо на момент приобретения товара осведомленным о непрохождении им таможенного оформления на территории РФ, проявившим необходимую для получения соответствующих сведений степень заботливости и осмотрительности и может ли данное лицо быть освобождено от процедур таможенного оформления, связано с исследованием фактических обстоятельств. Разрешение этих вопросов относится к прерогативе судов общей юрисдикции и арбитражных судов, которые при их рассмотрении должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых обстоятельств дела.
Между тем считаем необходимым отметить следующее.
В соответствии с Приказом ФТС России от 31.10.2007 N 1347 "О порядке получения лицами сведений о выпуске товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации" сведения о выпуске товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, могут быть представлены таможенным органом по письменному запросу лиц, осуществляющих оптовую и розничную реализацию товаров иностранного производства.
Таким образом, при желании приобретателя импортного товара установить, были ли соблюдены импортером требования таможенного законодательства РФ при его ввозе в Российскую Федерацию, он сможет установить это, получив такие сведения от таможенного органа.
Приобретая импортное оборудование у российского поставщика, организация имела возможность истребовать у поставщика, продавшего товар, либо затребовать в таможенном органе сведения о прохождении надлежащего таможенного оформления, что в силу положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии в ее действиях вины.
Следовательно, данные обстоятельства, по нашему мнению, подтверждают, что организация обладала информацией об иностранном происхождении спорного товара еще до его доставки. Аналогичный вывод сделан в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2015 по делу N А40-34702/15.
Указанные факты позволяют сделать вывод, что организация не выполнила требования действующего таможенного законодательства Евразийского экономического союза и приобрела товар, который незаконно перемещен через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которого не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств – членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения. Ответственность за это предусмотрена ст. 16.21 КоАП РФ.
Следовательно, при наличии доказательств, подтверждающих, что организация должна была знать о незаконности перемещения приобретенного ею оборудования, привлечение организации к ответственности на основании ст. 16.21 КоАП РФ и наложение штрафа правомерны. Поскольку такое приобретение является нарушением таможенных правил согласно ст. 16.21 КоАП РФ, оно влечет за собой не только меры ответственности, но и обязанность приобретателя уплатить таможенные платежи (ст. 81 ТК ТС). Поэтому ввиду приведенных нормативных положений действия таможенного органа по направлению организации требования об уплате таможенных платежей не противоречат закону.
Вышеизложенные выводы подтверждаются и судебной практикой (Постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2016 по делу N А56-61232/2015, Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-34702/15, Московского городского суда от 06.06.2016 N 4а-854/2016).
Относительно права организации принять к вычету уплаченный ею налог, не уплаченный ранее при ввозе оборудования, и правомерности при таких обстоятельствах применения вычета по НДС, предъявленного поставщиком, сообщаем следующее.
Согласно п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, которые приобретены для перепродажи или для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ (за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ).
На основании абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ вычетам подлежат, если иное не предусмотрено данной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Статьей 153 ТК ТС предусмотрено, что пользование и (или) распоряжение товарами, перемещаемыми через таможенную границу, до их выпуска таможенным органом осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены таможенным законодательством Таможенного союза, а после их выпуска таможенным органом – в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры.
Согласно ст. 174 ТК ТС помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, а заканчивается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
В соответствии со ст. 199 ТК ТС в случае выявления административного правонарушения или преступления выпуск товаров может быть осуществлен до завершения производства по делу или завершения административного процесса, если такие товары не изъяты или на них не наложен арест в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза. Законодательством государств – членов Таможенного союза может быть предусмотрена необходимость предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены.
Одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в силу пп. 1 п. 1 ст. 210 ТК ТС является уплата ввозных таможенных пошлин, налогов, в состав которых на основании пп. 3 п. 1 ст. 70 ТК ТС входит налог на добавленную стоимость.
Таким образом, вычету в порядке п. 2 ст. 171 НК РФ подлежит сумма НДС, уплаченная налогоплательщиком в составе таможенных платежей при перемещении приобретенных им иностранных товаров через таможенную границу Российской Федерации, в процессе таможенного контроля и таможенного декларирования ввезенного товара при применении процедуры "выпуск для внутреннего потребления".
В рассматриваемой ситуации уплата таможенных платежей, в том числе НДС, осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными ч. 5 ст. 168 Федерального закона N 311-ФЗ (в связи с легализацией ввезенного товара), в связи с чем у организации отсутствует право на налоговый вычет уплаченной суммы налога. Данная сумма налога уплачивается организацией в целях легализации незаконно ввезенного товара (Постановление ФАС Московского округа от 05.12.2013 N Ф05-15459/2013).
Данный вывод соответствует выводам, сделанным в Определении ВАС РФ от 17.03.2009 N ВАС-1987/09 об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ.
В рассматриваемой ситуации организацией изначально уже был заявлен вычет НДС при приобретении оборудования у российского поставщика. Следовательно, организация при приобретении оборудования у российского лица воспользовалась своим правом заявить предъявленные ей суммы НДС в счете-фактуре в состав налоговых вычетов, поэтому последующая вынужденная уплата НДС на таможне за оформление выпуска незаконно ввезенного оборудования в порядке установленного таможенными органами административного правонарушения в ходе проведенной таможенной проверки не может быть признана уплатой налога при ввозе товаров, вследствие чего не влечет возникновения права на включение данной суммы в состав вычетов, в том числе ввиду отсутствия связи с объектом налогообложения (пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Таким образом, поскольку организация не является лицом, ввозившим товар на таможенную территорию РФ, для возврата из бюджета суммы налога, уплаченной в числе таможенных платежей, путем заявления налогового вычета в соответствии со ст. ст. 171 и 172 НК РФ оснований не имеется.
Дополнительно сообщаем: согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 27.11.2001 N 202-О, неосторожный приобретатель, лишившийся имущества в результате конфискации или понесший бремя расходов в результате уплаты таможенных платежей, во всяком случае (на условиях, предусмотренных гражданским законодательством, и в порядке, установленном соответствующим процессуальным законодательством) может требовать возмещения понесенных расходов со стороны лиц, у которых он приобрел это имущество.
Читать еще:  Погашение просроченной кредиторской задолженности
Л.В.Попова
АКГ "Панацея ПРОФ"
21.10.2016

Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:

8 800 350-81-94
Круглосуточно

Покупка импортного товара у российского поставщика: 5 комментариев

  1. theragun review

    you’re actually a excellent webmaster. The web site loading pace is amazing. It seems that you are doing any distinctive trick. Moreover, The contents are masterwork. you’ve performed a wonderful process on this matter!|

  2. Art Barcellos

    Awesome blog! Is your theme custom made or did you download it from somewhere? A design like yours with a few simple adjustements would really make my blog shine. Please let me know where you got your design. Thanks|

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.