Полная материальная ответственность военнослужащих

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ
"О материальной ответственности военнослужащих"

С изменениями и дополнениями от:

4 декабря 2006 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г., 4 июня 2014 г., 18 июля 2017 г. Принят Государственной Думой 22 июня 1999 года Одобрен Советом Федерации 25 июня 1999 года

ГАРАНТ:

См. комментарий к настоящему Федеральному закону 12 июля 1999 года Закон устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба. Военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб, за исключением ущерба, причиненного вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы. Военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в течение трех лет со дня обнаружения ущерба. Закон устанавливает случаи ограниченной и полной материальной ответственности военнослужащих, порядок определения размера причиненного ущерба и проведения административного расследования при обнаружении ущерба. Установлено, что ежемесячные денежные удержания для возмещения причиненного военнослужащим ущерба в совокупности со всеми другими удержаниями не могут превышать 50% месячного денежного довольствия военнослужащего. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 21 июля 1999 г. N 139, в Собрании законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г. N 29 ст. 3682

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 8 ноября 2016 г. N 22-П взаимосвязанные положения абзаца третьего статьи 5 и пункта 5 статьи 8 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения – по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, – допускают возможность привлечения военнослужащего, уголовное дело в отношении которого прекращено на стадии досудебного производства в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, к полной материальной ответственности за ущерб, причиненный имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, вследствие установления в его действиях (бездействии) признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ (и тем самым – фактического признания его виновным в совершении преступления), иным, отличным от вынесенного в процедуре уголовного судопроизводства приговора суда, правоприменительным решением, включая постановление суда, принятое в рамках гражданского судопроизводства на основании содержащихся в акте органа предварительного расследования о прекращении уголовного дела сведений о фактических обстоятельствах деяния и его выводов относительно совершения этого деяния данным лицом В настоящий документ внесены изменения следующими документами: Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 170-ФЗ Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г. Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г. Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г. Комментарий к ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» Закон о материальной ответственности военнослужащих был принят 22 июня 1999 года. Настоящий Федеральный закон устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы (далее – военнослужащие), за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба. Действие закона распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба. В данном законе предусматривается два вида материальной ответственности военнослужащих – ограниченная или полная. Статья 4. Ограниченная материальная ответственность военнослужащих. 1. За ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, – не более двух окладов месячного денежного содержания, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих установлены иные размеры материальной ответственности. 2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, виновные в причинении ущерба, связанного с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет. 3. Командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества или не принявшие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, либо не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

4. Командиры (начальники) воинских частей, виновные в незаконном увольнении военнослужащего (лица гражданского персонала) с военной службы (работы), незаконном переводе лица гражданского персонала на другую работу, незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности, несут материальную ответственность за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, произведенными в результате незаконного увольнения военнослужащего (лица гражданского персонала), незаконного перевода лица гражданского персонала на другую работу, незаконного назначения военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет. Комментарий к статье 4 Данной статьей устанавливаются основания для привлечения военнослужащих к ограниченной материальной ответственности. Ограниченность ответственности заключается в том, что за ущерб, причиненный воинской части при исполнении обязанностей военной службы, виновные военнослужащие, отвечают в размере такого ущерба, но не более заранее установленных Законом ограничений. Основой для определения пределов материальной ответственности военнослужащих, является один оклад их месячного денежного содержания и одна месячная надбавка за выслугу лет. П. 1 данной статьи устанавливает общее правило, по которому за ущерб, причиненный воинской части при исполнении обязанностей военной службы по неосторожности, военнослужащие, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет. Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, предел возмещения ограничен двумя окладами месячного денежного содержания. Так, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, оклад месячного денежного содержания которого с учетом месячной надбавки за выслугу лет составляет, например, 5000 руб., причинил ущерб в сумме 2000 руб. Он обязан возместить этот ущерб полностью, так как сумма ущерба не превышает установленного предела. Однако если тот же военнослужащий причинил ущерб в сумме 7000 руб., то в соответствии данным законом он возмещает лишь часть суммы ущерба, равную одному окладу его месячного денежного содержания и одной месячной надбавке за выслугу лет, т.е. 5000 руб. В п. 1 не предусмотрены конкретные случаи причинения ущерба, за которые она устанавливает материальную ответственность военнослужащих в наименьших пределах. Как свидетельствует практика, наиболее типичными случаями причинения ущерба являются: 1) Порча или уничтожение по небрежности имущества воинской части, кроме имущества, переданного военнослужащему под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей. К имуществу относятся, например, здания, сооружения, вооружение, боевая и другая техника, боеприпасы и пр. 2) Излишние выплаты, произведенные воинской частью для восстановления первоначального состояния поврежденного имущества.
Читать еще:  Образец качественного удостоверения на продукцию
В п. 2 предусматривается одно из исключений из общего правила определения размера взыскания при привлечении военнослужащего к ограниченной материальной ответственности. Военнослужащие, виновные в причинении ущерба, связанного с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет. К материальной ответственности могут быть привлечены только военнослужащие, проходящие военную службу по контракту. Помимо этого, необходимым условием привлечения к ответственности является возложение на них должностных или специальных обязанностей по организации своевременной отгрузки (выгрузки) железнодорожных или морских контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, по надлежащему учету объемов выполненных работ либо обеспечению своевременности внесения соответствующих обязательных платежей. Имеется в виду только неосторожная форма вины. В п. 3 устанавливается материальная ответственность для командиров (начальников) воинских частей и подразделений (служб). Для применения Закона необходимо установить, являлось ли это лицо в данном случае командиром (начальником), в полномочия которого входит отдача приказов (распоряжений) относительно установления и изменения порядка учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества либо принятие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, излишних денежных выплат и (или) принятие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба. Излишние денежные выплаты могут возникнуть у воинской части, например, в результате нарушения финансовой дисциплины, ненадлежащего исполнения обязательств по хозяйственным договорам, несоблюдения правил охраны труда и техники безопасности и пр. Если неправильная постановка учета, хранения или использования имущества, непринятие необходимых мер по предотвращению ущерба не повлекли за собой причинения реального ущерба, то материальная ответственность военнослужащего не наступает. Если командир (начальник) допустил несколько случаев причинения вреда либо по одному из них, командир воинской части или суд вправе взыскать в возмещение причиненного ущерба за каждый такой случай. В п. 4 содержится еще одно исключение из общего правила. Согласно п. 4 данной статьи ответственность в указанном размере несут только командиры (начальники) воинских частей за ущерб, причиненный воинской части в связи с: а) незаконным увольнением военнослужащего; б) незаконным переводом гражданского лица; в) незаконным назначением на должность, не предусмотренную штатом либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности. Положения п. 4 так же направлены на борьбу с незаконными увольнениями и переводами военнослужащих и лиц гражданского персонала, случаями задержки исполнения решения суда, а также служат гарантией реального осуществления гражданами их прав. Статья 5. Полная материальная ответственность военнослужащих. Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен: военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей; действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации; умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения военнослужащих, пострадавших в результате этих действий; военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние наркотического, токсического или алкогольного опьянения. Комментарий к статье 5 В случаях, описанных в ст.5, военнослужащий обязан возместить воинской части причиненный по его вине реальный ущерб в полном объеме без ограничения заранее установленным пределом. Норма абзаца 2 статьи особо защищает имущественные интересы воинских частей в случае передачи его военнослужащим под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей. Во-первых, очевидно, что речь в данном случае идет о вручении военнослужащему конкретного имущества воинской части, так сказать, в натуральном виде. При этом передача имущества должна быть четко зафиксирована путем оформления одного из первичных документов. Во-вторых, определенные действия с переданным военнослужащему имуществом должны быть осуществлены им лично (т.е. оно должно быть лично им сохранено, перевезено, использовано, передано другому лицу и т.п.). В-третьих, при передаче имущества военнослужащему под отчет должен быть обязательно предусмотрен его возврат (передача по предназначению) в случае прекращения конкретной обязанности. Например, при повреждении по неосторожности имущества воинской части военнослужащим, за которым данное имущество не закреплено, он подлежит привлечению к материальной ответственности в ограниченном размере. Если те же действия совершил военнослужащий, в отношении которого соблюдены упомянутые формальности, на него распространяется полная материальная ответственность. С абзацем третьим военнослужащие несут материальную ответственность перед воинской частью в полном размере причиненного ущерба, если он причинен их действиями, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации. Признаками как, во-первых, общественная опасность этого деяния; во-вторых, противоправность этого деяния, означающая запрещенность его совершения уголовным законом; виновность лица, совершившего данное деяние. Для того чтобы привлечь военнослужащего к полной материальной ответственности по абзацу третьему, факт применения к нему уголовного наказания не имеет значения. Так, например, уголовное наказание к лицу, совершившему преступление, может не применяться в связи с болезнью, в связи с изменением обстановки и др. Не имеют также значения занимаемая военнослужащим воинская должность, звание, характер прохождения им военной службы (по призыву или по контракту), возложенных на него обязанностей. Подразумевается, что преступление, совершенное военнослужащим (различные виды хищения (кража, присвоение или растрата и пр.), уничтожение или повреждение военного имущества умышленно или по неосторожности, утрата военного имущества, злоупотребление должностными полномочиями, служебный подлог, халатность, нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах, нарушение правил пожарной безопасности, правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, и т.д.), должно повлечь за собой реальный ущерб воинской части. Полная материальная ответственность по предусмотренному основанию не может быть возложена на военнослужащего, если его действие (бездействие), хотя и содержит признаки преступления, но в силу малозначительности не представляется общественно опасным и поэтому таковым не является (ч. 2 ст. 14 УК РФ). Согласно норме, сформулированной в абзаце четвертом ст. 5, военнослужащие несут полную материальную ответственность за ущерб, причиненный их любыми умышленными действиями, в том числе: хищением, умышленным уничтожением, повреждением, порчей, незаконным расходованием или использованием имущества и др. При этом полной материальной ответственности военнослужащие подлежат даже в том случае, когда их действия не содержат признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации. Так, хищение военнослужащим военного имущества на небольшую сумму ввиду его малозначительности может быть признано не общественно опасным, а, следовательно, не являющимся преступлением. Однако военнослужащий подлежит привлечению к полной материальной ответственности, но не по третьему, а по четвертому абзацу данной статьи. Умышленное уничтожение или повреждение военного имущества в соответствии со ст. 346 УК РФ является преступлением тогда, когда это имущество – оружие, боеприпасы или предмет военной техники. За умышленное уничтожение иного военного имущества (например, предметов обмундирования, продовольствия и др.) уголовная ответственность может наступить только в том случае, когда указанными действиями причинен значительный ущерб либо ущерб причинен общественно опасным способом (поджогом, взрывом и т.п.). В остальных случаях умышленное уничтожение или повреждение военного имущества преступлением не является, они возмещают причиненный ущерб.
Читать еще:  Проверить паспорт на сайте фмс на действительность
Абзацем пятым данной статьи предусматривается полная материальная ответственность военнослужащих за ущерб, причиненный их умышленными действиями, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения военнослужащих, пострадавших в результате этих действий. В данном случае военнослужащий своими действиями непосредственно не причиняет имущественный ущерб воинской части – они направлены на причинение вреда здоровью другому военнослужащему, нарушая тем самым личные права последнего. Однако бесплатное лечение военнослужащих является обязанностью федерального органа исполнительной власти, в котором они проходят военную службу. В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» медицинская помощь военнослужащим оказывается в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях, а в случае необходимости – в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. В последнем случае расходы на оказание медицинской помощи названным учреждениям возмещаются федеральным органом исполнительной власти, в котором военнослужащие проходят военную службу. Поэтому действия, причинившие вред здоровью военнослужащего, хотя и опосредованно, однако неизбежно влекут за собой дополнительные расходы указанного органа.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Абзацем шестым статьи предусмотрена полная материальная ответственность военнослужащих за ущерб, причиненный ими в состоянии наркотического, токсического или алкогольного опьянения, в которое они привели себя добровольно. Военнослужащий, находившийся в состоянии опьянения, несет полную материальную ответственность за причиненный по его вине воинской части любой реальный ущерб. Так же ответственность такого военнослужащего наступает и за ущерб воинской части, возмещающей вред, нанесенный военнослужащим при исполнении обязанностей военной службы другим юридическим или физическим лицам. Добровольность приведения военнослужащим себя в состояние опьянения является необходимым условием. Она означает, что военнослужащий сознает возможность опьянения и желает его наступления. В случае если опьянение наступило в результате неосторожных действий самого военнослужащего, непреодолимой силы или насильственных действий других лиц, комментируемая норма не применяется. Состояние наркотического, токсического или алкогольного опьянения военнослужащего должно быть доказано командованием воинской части. Доказательством такого состояния военнослужащего перед судом могут быть любые данные, свидетельствующие о наличии указанного факта. В случае если военнослужащий оспаривает факт своего опьянения, он должен быть направлен на медицинское освидетельствование. Медицинское освидетельствование является наиболее объективным доказательством алкогольного, наркотического или токсического опьянения военнослужащего. Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен:
военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;
действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;
военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние наркотического, токсического или алкогольного опьянения. Комментарий к статье 5 1. Данная статья предусматривает пять случаев причинения ущерба воинской части, за которые наступает полная материальная ответственность военнослужащих. В этих случаях военнослужащий обязан возместить воинской части причиненный по его вине реальный ущерб в полном объеме без ограничения заранее установленным пределом.
Анализ случаев полной материальной ответственности военнослужащих показывает, что таковая наступает прежде всего тогда, когда меры, предпринимаемые командованием по сохранению военного имущества, оказываются нейтрализованными противоправным поведением самого военнослужащего (умышленное причинение реального ущерба имуществу воинской части, преступная небрежность или легкомыслие, частичная утрата контроля за своим поведением под действием алкоголя, наркотических или токсических веществ). Кроме того, полная материальная ответственность наступает в том случае, когда ущерб причинен военнослужащим имуществу воинской части, переданному ему в особом порядке (под отчет).
2. На практике встречаются случаи, когда локальными нормативными актами воинских частей Министерства обороны Российской Федерации устанавливается кратная ответственность военнослужащих за причинение ими материального ущерба имуществу воинских частей. Такая ответственность предусматривается за утрату военнослужащими книг, полученных во временное пользование в библиотеках этих воинских частей. В этом случае свои действия должностные лица воинских частей обосновывают положением ст. 9 Федерального закона "О библиотечном деле" от 29 декабря 1994 г. N 78-Ф3, в соответствии с которым пользователи библиотек, нарушившие правила пользования библиотеками и причинившие библиотекам ущерб, компенсируют его в размере, установленном правилами пользования библиотеками, а также несут иную ответственность в случаях, предусмотренных действующим законодательством. На основании данной нормы воинские части разрабатывают и вводят в действие положения о библиотеках, входящих в их структуру, в которых предусматривается взыскание с военнослужащего, утратившего библиотечные книги, их стоимости до 5-кратного размера.
Представляется, что такая практика не основана на законе, так как вопросы материальной ответственности военнослужащих, в том числе установление размеров взыскания причиненного ущерба, в соответствии с п. 4 ст. 28 Федерального закона "О статусе военнослужащих" регулируются нормами комментируемого Закона. Последний же, в свою очередь, содержит исчерпывающий перечень условий материальной ответственности, а также размеров полагающегося возмещения и не предусматривает возможности дополнения его локальными актами воинских частей.
Что же касается нормы Федерального закона "О библиотечном деле", допускающей установление размера возмещения ущерба, причиненного пользователями библиотек, положениями об этих библиотеках, то данное законоположение необходимо рассматривать в рамках гражданского правоотношения безвозмездного пользования. В данном смысле названная норма Закона позволяет сформировать некоторые условия оферты (предложения) на заключение договора пользования книгами, периодическими изданиями и т.п. Вместе с тем отношения между воинской частью и военнослужащими, возникающие по поводу пользования последними библиотечными книгами части, нельзя считать гражданско-правовыми, так как, во-первых, право военнослужащих на бесплатное пользование услугами библиотек в расположении воинских частей, предусмотренное п. 8 ст. 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих", является неотъемлемой частью этого статуса; во-вторых, пользование книгами таких библиотек часто становится необходимым условием исполнения военнослужащими своих служебных обязанностей (например, во время обучения в военно-учебных заведениях).
3. Норма абзаца второго комментируемой статьи направлена на особую защиту имущественных интересов воинских частей при обороте их имущества в специальном режиме – в случае передачи его военнослужащим под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей.
Одним из необходимых условий для возникновения полной материальной ответственности военнослужащего по правилам указанной нормы является передача ему имущества воинской части под отчет.
К сожалению, действующее военное законодательство (в том числе и подзаконные нормативные правовые акты) не содержит определения понятия "имущество, переданное под отчет".
Прямое указание о подотчетности передаваемого военнослужащим имущества воинской части при организации его оборота содержится только в Положении о финансовом хозяйстве воинских частей Советской Армии и Военно-Морского Флота (введено в действие Приказом министра обороны СССР от 30 марта 1973 г. N 80). Так, ст. 162 Положения предусматривает выдачу военнослужащим под отчет денежных сумм для следующих целей:
– на расходы при служебных командировках;
– на расходы при сопровождении воинских эшелонов или команд;
– на хозяйственные и другие расходы командирам подразделений, расквартированных отдельно от воинской части;
– на разовые покупки материальных ценностей;
– на текущие хозяйственные, почтово-телеграфные и прочие расходы.
Выдача денежных сумм под отчет производится по письменному заявлению с разрешения должностных лиц, ведающих соответствующими денежными суммами (ст. 165 Положения).
Отчет об использовании указанных сумм должен быть представлен в следующие сроки:
– для сумм, выданных на командировочные расходы, на расходы при сопровождении воинских эшелонов или команд, на разовые закупки материальных ценностей, – не позднее трех дней со дня возвращения из командировки;
– для сумм, выданных на хозяйственные и другие расходы подразделений, расквартированных отдельно от воинской части, – не позднее месяца со дня получения подотчетной суммы.
С формальной точки зрения передача военнослужащему имущества воинской части, когда военное законодательство прямо не указывает на это как на "передачу под отчет", не может служить основанием для возложения на такого военнослужащего ответственности по правилам комментируемого абзаца в случае причинения ущерба этому имуществу.
Вместе с тем необходимо проанализировать и другие подходы к определению возможностей применения данной нормы.
Передачу военнослужащим имущества воинской части под отчет, в зависимости от степени подробности применяемых при этом критериев, можно рассматривать в широком и узком смысле.
Передача имущества военнослужащему под отчет в широком смысле определяется путем формального анализа содержания комментируемой нормы. Такой анализ позволяет выделить следующие критерии:
– во-первых, очевидно, что речь в данном случае идет о вручении военнослужащему конкретного имущества воинской части, так сказать, в натуральном виде. При этом передача имущества должна быть четко зафиксирована путем оформления одного из первичных документов, предусмотренного действующими нормативными правовыми актами по учету материальных и денежных средств;
– во-вторых, из комментируемой нормы вытекает, что определенные действия с переданным военнослужащему имуществом должны быть осуществлены им лично (т.е. оно должно быть лично им сохранено, перевезено, использовано, передано другому лицу и т.п.);
– в-третьих, при передаче имущества военнослужащему под отчет должен быть обязательно предусмотрен его возврат (передача по предназначению) в случае прекращения конкретной обязанности, для исполнения которой данное имущество было передано военнослужащему (например, при полном выполнении данной обязанности, возложении данной обязанности на другое лицо и т.п.), или по миновании надобности в нем. Возврат (передача по предназначению) имущества, переданного под отчет, должен быть оформлен в таком же порядке, что и его передача.
Перечисленные критерии носят формальный характер и позволяют отнести к передаче имущества под отчет весьма широкий круг случаев. Так, в соответствии с п. 4 ч. 1 Руководства по учету вооружения, техники, имущества и других материальных средств в Вооруженных Силах СССР (утверждено Приказом министра обороны СССР 1979 г. N 260) любые операции, связанные с движением материальных средств, подлежат оформлению соответствующими оправдательными документами. Это позволяет обеспечить на любом этапе такого движения наличие военнослужащего, ответственного за сохранность имущества воинской части.
Применение на практике данной совокупности критериев для определения круга случаев передачи имущества под отчет допускает неравное положение военнослужащих при равных условиях, что противоречит принципу справедливости. Например, при повреждении по неосторожности имущества воинской части военнослужащим, за которым данное имущество не закреплено, он подлежит привлечению к материальной ответственности в ограниченном размере. Если те же действия совершил военнослужащий, в отношении которого соблюдены упомянутые формальности, на него распространяется полная материальная ответственность.
В связи с изложенным представляется, что наличия одних только формальных признаков недостаточно для возложения на военнослужащего полной материальной ответственности. Помимо перечисленного, необходимо также обеспечить военнослужащему практическую возможность сохранить вверенное ему имущество. Создавать такую возможность, по мнению автора, должны: обеспечение исключительности доступа военнослужащего к закрепленному за ним имуществу, а также наличие соответствующих технических и организационных условий для его сохранения. Использование этих условий в качестве критериев наравне с критериями формального характера позволяет определить случаи передачи имущества под отчет в узком смысле.
Как было показано, попытка логического анализа комментируемой нормы не дает однозначного определения понятия имущества, переданного под отчет. По этой причине на практике можно применять данную норму только в тех случаях, когда в нормативных правовых актах Российской Федерации имеется прямое указание на передачу военнослужащему имущества воинской части именно как передачу под отчет.
4. В соответствии с абзацем третьим комментируемой статьи военнослужащие несут материальную ответственность перед воинской частью в полном размере причиненного ущерба, если он причинен их действиями, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.
К признакам состава преступления относятся, во-первых, общественная опасность этого деяния, т.е. причинение или угроза причинения вреда интересам общества, под которыми понимаются как интересы общества, государства в целом, так и интересы отдельных граждан, признаваемые государством в виде их субъективных прав, имеющих общественное значение; во-вторых, противоправность этого деяния, означающая запрещенность его совершения уголовным законом; виновность лица, совершившего данное деяние, т.е. психическое отношение его к своему противоправному общественно опасному действию (бездействию) и к последствиям такого поведения.
Для того чтобы привлечь военнослужащего к полной материальной ответственности по основанию, предусмотренному в абзаце третьем комментируемой статьи, факт применения к нему уголовного наказания не имеет значения. Так, например, уголовное наказание к лицу, совершившему преступление, может не применяться в связи с болезнью (ст. 81 УК РФ), в связи с изменением обстановки (ст. 77 УК РФ) и др.
Для реализации комментируемой нормы не имеют также значения занимаемая военнослужащим воинская должность, присвоенное воинское звание, характер прохождения им военной службы (по призыву или по контракту), характер возложенных на него служебных обязанностей.
Комментируемым абзацем подразумевается, что преступление, совершенное военнослужащим (различные виды хищения (кража, присвоение или растрата и пр.), уничтожение или повреждение военного имущества умышленно или по неосторожности, утрата военного имущества, злоупотребление должностными полномочиями, служебный подлог, халатность, нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах, нарушение правил пожарной безопасности, правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, и т.д.), должно повлечь за собой реальный ущерб воинской части.
Полная материальная ответственность по предусмотренному основанию не может быть возложена на военнослужащего, если его действие (бездействие), хотя формально и содержит признаки какого-либо преступления, но в силу малозначительности не представляется общественно опасным и поэтому таковым не является (ч. 2 ст. 14 УК РФ).
5. Согласно норме, сформулированной в абзаце четвертом комментируемой статьи, военнослужащие несут полную материальную ответственность за ущерб, причиненный их любыми умышленными действиями, в том числе: хищением, умышленным уничтожением, повреждением, порчей, незаконным расходованием или использованием имущества и др.
При этом полной материальной ответственности военнослужащие подлежат даже в том случае, когда их действия не содержат признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации. Так, хищение военнослужащим военного имущества на небольшую сумму ввиду его малозначительности может быть признано не имеющим общественной опасности, а следовательно, не являющимся преступлением. Однако военнослужащий подлежит привлечению к полной материальной ответственности, но не по третьему, а по четвертому абзацу комментируемой статьи.
Умышленное уничтожение или повреждение военного имущества в соответствии со ст. 346 УК РФ является преступлением тогда, когда это имущество – оружие, боеприпасы или предмет военной техники. За умышленное уничтожение иного военного имущества (например, предметов обмундирования, продовольствия и др.) уголовная ответственность может наступить только в том случае, когда указанными действиями

Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:

8 800 350-81-94
Круглосуточно

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Полная материальная ответственность военнослужащих

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ
"О материальной ответственности военнослужащих"

С изменениями и дополнениями от:

4 декабря 2006 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г., 4 июня 2014 г., 18 июля 2017 г. Принят Государственной Думой 22 июня 1999 года Одобрен Советом Федерации 25 июня 1999 года

ГАРАНТ:

См. комментарий к настоящему Федеральному закону 12 июля 1999 года Закон устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба. Военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб, за исключением ущерба, причиненного вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы. Военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в течение трех лет со дня обнаружения ущерба. Закон устанавливает случаи ограниченной и полной материальной ответственности военнослужащих, порядок определения размера причиненного ущерба и проведения административного расследования при обнаружении ущерба. Установлено, что ежемесячные денежные удержания для возмещения причиненного военнослужащим ущерба в совокупности со всеми другими удержаниями не могут превышать 50% месячного денежного довольствия военнослужащего. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 21 июля 1999 г. N 139, в Собрании законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г. N 29 ст. 3682

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 8 ноября 2016 г. N 22-П взаимосвязанные положения абзаца третьего статьи 5 и пункта 5 статьи 8 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения – по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, – допускают возможность привлечения военнослужащего, уголовное дело в отношении которого прекращено на стадии досудебного производства в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, к полной материальной ответственности за ущерб, причиненный имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, вследствие установления в его действиях (бездействии) признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ (и тем самым – фактического признания его виновным в совершении преступления), иным, отличным от вынесенного в процедуре уголовного судопроизводства приговора суда, правоприменительным решением, включая постановление суда, принятое в рамках гражданского судопроизводства на основании содержащихся в акте органа предварительного расследования о прекращении уголовного дела сведений о фактических обстоятельствах деяния и его выводов относительно совершения этого деяния данным лицом В настоящий документ внесены изменения следующими документами: Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 170-ФЗ Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г. Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г. Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г. Комментарий к ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» Закон о материальной ответственности военнослужащих был принят 22 июня 1999 года. Настоящий Федеральный закон устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы (далее – военнослужащие), за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба. Действие закона распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба. В данном законе предусматривается два вида материальной ответственности военнослужащих – ограниченная или полная. Статья 4. Ограниченная материальная ответственность военнослужащих. 1. За ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, – не более двух окладов месячного денежного содержания, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих установлены иные размеры материальной ответственности. 2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, виновные в причинении ущерба, связанного с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет. 3. Командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества или не принявшие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, либо не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

4. Командиры (начальники) воинских частей, виновные в незаконном увольнении военнослужащего (лица гражданского персонала) с военной службы (работы), незаконном переводе лица гражданского персонала на другую работу, незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности, несут материальную ответственность за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, произведенными в результате незаконного увольнения военнослужащего (лица гражданского персонала), незаконного перевода лица гражданского персонала на другую работу, незаконного назначения военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет. Комментарий к статье 4 Данной статьей устанавливаются основания для привлечения военнослужащих к ограниченной материальной ответственности. Ограниченность ответственности заключается в том, что за ущерб, причиненный воинской части при исполнении обязанностей военной службы, виновные военнослужащие, отвечают в размере такого ущерба, но не более заранее установленных Законом ограничений. Основой для определения пределов материальной ответственности военнослужащих, является один оклад их месячного денежного содержания и одна месячная надбавка за выслугу лет. П. 1 данной статьи устанавливает общее правило, по которому за ущерб, причиненный воинской части при исполнении обязанностей военной службы по неосторожности, военнослужащие, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет. Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, предел возмещения ограничен двумя окладами месячного денежного содержания. Так, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, оклад месячного денежного содержания которого с учетом месячной надбавки за выслугу лет составляет, например, 5000 руб., причинил ущерб в сумме 2000 руб. Он обязан возместить этот ущерб полностью, так как сумма ущерба не превышает установленного предела. Однако если тот же военнослужащий причинил ущерб в сумме 7000 руб., то в соответствии данным законом он возмещает лишь часть суммы ущерба, равную одному окладу его месячного денежного содержания и одной месячной надбавке за выслугу лет, т.е. 5000 руб. В п. 1 не предусмотрены конкретные случаи причинения ущерба, за которые она устанавливает материальную ответственность военнослужащих в наименьших пределах. Как свидетельствует практика, наиболее типичными случаями причинения ущерба являются: 1) Порча или уничтожение по небрежности имущества воинской части, кроме имущества, переданного военнослужащему под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей. К имуществу относятся, например, здания, сооружения, вооружение, боевая и другая техника, боеприпасы и пр. 2) Излишние выплаты, произведенные воинской частью для восстановления первоначального состояния поврежденного имущества.
Читать еще:  Общегражданский заграничный паспорт гражданина рф
В п. 2 предусматривается одно из исключений из общего правила определения размера взыскания при привлечении военнослужащего к ограниченной материальной ответственности. Военнослужащие, виновные в причинении ущерба, связанного с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет. К материальной ответственности могут быть привлечены только военнослужащие, проходящие военную службу по контракту. Помимо этого, необходимым условием привлечения к ответственности является возложение на них должностных или специальных обязанностей по организации своевременной отгрузки (выгрузки) железнодорожных или морских контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, по надлежащему учету объемов выполненных работ либо обеспечению своевременности внесения соответствующих обязательных платежей. Имеется в виду только неосторожная форма вины. В п. 3 устанавливается материальная ответственность для командиров (начальников) воинских частей и подразделений (служб). Для применения Закона необходимо установить, являлось ли это лицо в данном случае командиром (начальником), в полномочия которого входит отдача приказов (распоряжений) относительно установления и изменения порядка учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества либо принятие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, излишних денежных выплат и (или) принятие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба. Излишние денежные выплаты могут возникнуть у воинской части, например, в результате нарушения финансовой дисциплины, ненадлежащего исполнения обязательств по хозяйственным договорам, несоблюдения правил охраны труда и техники безопасности и пр. Если неправильная постановка учета, хранения или использования имущества, непринятие необходимых мер по предотвращению ущерба не повлекли за собой причинения реального ущерба, то материальная ответственность военнослужащего не наступает. Если командир (начальник) допустил несколько случаев причинения вреда либо по одному из них, командир воинской части или суд вправе взыскать в возмещение причиненного ущерба за каждый такой случай. В п. 4 содержится еще одно исключение из общего правила. Согласно п. 4 данной статьи ответственность в указанном размере несут только командиры (начальники) воинских частей за ущерб, причиненный воинской части в связи с: а) незаконным увольнением военнослужащего; б) незаконным переводом гражданского лица; в) незаконным назначением на должность, не предусмотренную штатом либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности. Положения п. 4 так же направлены на борьбу с незаконными увольнениями и переводами военнослужащих и лиц гражданского персонала, случаями задержки исполнения решения суда, а также служат гарантией реального осуществления гражданами их прав. Статья 5. Полная материальная ответственность военнослужащих. Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен: военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей; действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации; умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения военнослужащих, пострадавших в результате этих действий; военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние наркотического, токсического или алкогольного опьянения. Комментарий к статье 5 В случаях, описанных в ст.5, военнослужащий обязан возместить воинской части причиненный по его вине реальный ущерб в полном объеме без ограничения заранее установленным пределом. Норма абзаца 2 статьи особо защищает имущественные интересы воинских частей в случае передачи его военнослужащим под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей. Во-первых, очевидно, что речь в данном случае идет о вручении военнослужащему конкретного имущества воинской части, так сказать, в натуральном виде. При этом передача имущества должна быть четко зафиксирована путем оформления одного из первичных документов. Во-вторых, определенные действия с переданным военнослужащему имуществом должны быть осуществлены им лично (т.е. оно должно быть лично им сохранено, перевезено, использовано, передано другому лицу и т.п.). В-третьих, при передаче имущества военнослужащему под отчет должен быть обязательно предусмотрен его возврат (передача по предназначению) в случае прекращения конкретной обязанности. Например, при повреждении по неосторожности имущества воинской части военнослужащим, за которым данное имущество не закреплено, он подлежит привлечению к материальной ответственности в ограниченном размере. Если те же действия совершил военнослужащий, в отношении которого соблюдены упомянутые формальности, на него распространяется полная материальная ответственность. С абзацем третьим военнослужащие несут материальную ответственность перед воинской частью в полном размере причиненного ущерба, если он причинен их действиями, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации. Признаками как, во-первых, общественная опасность этого деяния; во-вторых, противоправность этого деяния, означающая запрещенность его совершения уголовным законом; виновность лица, совершившего данное деяние. Для того чтобы привлечь военнослужащего к полной материальной ответственности по абзацу третьему, факт применения к нему уголовного наказания не имеет значения. Так, например, уголовное наказание к лицу, совершившему преступление, может не применяться в связи с болезнью, в связи с изменением обстановки и др. Не имеют также значения занимаемая военнослужащим воинская должность, звание, характер прохождения им военной службы (по призыву или по контракту), возложенных на него обязанностей. Подразумевается, что преступление, совершенное военнослужащим (различные виды хищения (кража, присвоение или растрата и пр.), уничтожение или повреждение военного имущества умышленно или по неосторожности, утрата военного имущества, злоупотребление должностными полномочиями, служебный подлог, халатность, нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах, нарушение правил пожарной безопасности, правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, и т.д.), должно повлечь за собой реальный ущерб воинской части. Полная материальная ответственность по предусмотренному основанию не может быть возложена на военнослужащего, если его действие (бездействие), хотя и содержит признаки преступления, но в силу малозначительности не представляется общественно опасным и поэтому таковым не является (ч. 2 ст. 14 УК РФ). Согласно норме, сформулированной в абзаце четвертом ст. 5, военнослужащие несут полную материальную ответственность за ущерб, причиненный их любыми умышленными действиями, в том числе: хищением, умышленным уничтожением, повреждением, порчей, незаконным расходованием или использованием имущества и др. При этом полной материальной ответственности военнослужащие подлежат даже в том случае, когда их действия не содержат признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации. Так, хищение военнослужащим военного имущества на небольшую сумму ввиду его малозначительности может быть признано не общественно опасным, а, следовательно, не являющимся преступлением. Однако военнослужащий подлежит привлечению к полной материальной ответственности, но не по третьему, а по четвертому абзацу данной статьи. Умышленное уничтожение или повреждение военного имущества в соответствии со ст. 346 УК РФ является преступлением тогда, когда это имущество – оружие, боеприпасы или предмет военной техники. За умышленное уничтожение иного военного имущества (например, предметов обмундирования, продовольствия и др.) уголовная ответственность может наступить только в том случае, когда указанными действиями причинен значительный ущерб либо ущерб причинен общественно опасным способом (поджогом, взрывом и т.п.). В остальных случаях умышленное уничтожение или повреждение военного имущества преступлением не является, они возмещают причиненный ущерб.
Читать еще:  Срок перечисления ндфл с аренды физическое лицо
Абзацем пятым данной статьи предусматривается полная материальная ответственность военнослужащих за ущерб, причиненный их умышленными действиями, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения военнослужащих, пострадавших в результате этих действий. В данном случае военнослужащий своими действиями непосредственно не причиняет имущественный ущерб воинской части – они направлены на причинение вреда здоровью другому военнослужащему, нарушая тем самым личные права последнего. Однако бесплатное лечение военнослужащих является обязанностью федерального органа исполнительной власти, в котором они проходят военную службу. В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» медицинская помощь военнослужащим оказывается в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях, а в случае необходимости – в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. В последнем случае расходы на оказание медицинской помощи названным учреждениям возмещаются федеральным органом исполнительной власти, в котором военнослужащие проходят военную службу. Поэтому действия, причинившие вред здоровью военнослужащего, хотя и опосредованно, однако неизбежно влекут за собой дополнительные расходы указанного органа.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Абзацем шестым статьи предусмотрена полная материальная ответственность военнослужащих за ущерб, причиненный ими в состоянии наркотического, токсического или алкогольного опьянения, в которое они привели себя добровольно. Военнослужащий, находившийся в состоянии опьянения, несет полную материальную ответственность за причиненный по его вине воинской части любой реальный ущерб. Так же ответственность такого военнослужащего наступает и за ущерб воинской части, возмещающей вред, нанесенный военнослужащим при исполнении обязанностей военной службы другим юридическим или физическим лицам. Добровольность приведения военнослужащим себя в состояние опьянения является необходимым условием. Она означает, что военнослужащий сознает возможность опьянения и желает его наступления. В случае если опьянение наступило в результате неосторожных действий самого военнослужащего, непреодолимой силы или насильственных действий других лиц, комментируемая норма не применяется. Состояние наркотического, токсического или алкогольного опьянения военнослужащего должно быть доказано командованием воинской части. Доказательством такого состояния военнослужащего перед судом могут быть любые данные, свидетельствующие о наличии указанного факта. В случае если военнослужащий оспаривает факт своего опьянения, он должен быть направлен на медицинское освидетельствование. Медицинское освидетельствование является наиболее объективным доказательством алкогольного, наркотического или токсического опьянения военнослужащего. Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен:
военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;
действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;
военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние наркотического, токсического или алкогольного опьянения. Комментарий к статье 5 1. Данная статья предусматривает пять случаев причинения ущерба воинской части, за которые наступает полная материальная ответственность военнослужащих. В этих случаях военнослужащий обязан возместить воинской части причиненный по его вине реальный ущерб в полном объеме без ограничения заранее установленным пределом.
Анализ случаев полной материальной ответственности военнослужащих показывает, что таковая наступает прежде всего тогда, когда меры, предпринимаемые командованием по сохранению военного имущества, оказываются нейтрализованными противоправным поведением самого военнослужащего (умышленное причинение реального ущерба имуществу воинской части, преступная небрежность или легкомыслие, частичная утрата контроля за своим поведением под действием алкоголя, наркотических или токсических веществ). Кроме того, полная материальная ответственность наступает в том случае, когда ущерб причинен военнослужащим имуществу воинской части, переданному ему в особом порядке (под отчет).
2. На практике встречаются случаи, когда локальными нормативными актами воинских частей Министерства обороны Российской Федерации устанавливается кратная ответственность военнослужащих за причинение ими материального ущерба имуществу воинских частей. Такая ответственность предусматривается за утрату военнослужащими книг, полученных во временное пользование в библиотеках этих воинских частей. В этом случае свои действия должностные лица воинских частей обосновывают положением ст. 9 Федерального закона "О библиотечном деле" от 29 декабря 1994 г. N 78-Ф3, в соответствии с которым пользователи библиотек, нарушившие правила пользования библиотеками и причинившие библиотекам ущерб, компенсируют его в размере, установленном правилами пользования библиотеками, а также несут иную ответственность в случаях, предусмотренных действующим законодательством. На основании данной нормы воинские части разрабатывают и вводят в действие положения о библиотеках, входящих в их структуру, в которых предусматривается взыскание с военнослужащего, утратившего библиотечные книги, их стоимости до 5-кратного размера.
Представляется, что такая практика не основана на законе, так как вопросы материальной ответственности военнослужащих, в том числе установление размеров взыскания причиненного ущерба, в соответствии с п. 4 ст. 28 Федерального закона "О статусе военнослужащих" регулируются нормами комментируемого Закона. Последний же, в свою очередь, содержит исчерпывающий перечень условий материальной ответственности, а также размеров полагающегося возмещения и не предусматривает возможности дополнения его локальными актами воинских частей.
Что же касается нормы Федерального закона "О библиотечном деле", допускающей установление размера возмещения ущерба, причиненного пользователями библиотек, положениями об этих библиотеках, то данное законоположение необходимо рассматривать в рамках гражданского правоотношения безвозмездного пользования. В данном смысле названная норма Закона позволяет сформировать некоторые условия оферты (предложения) на заключение договора пользования книгами, периодическими изданиями и т.п. Вместе с тем отношения между воинской частью и военнослужащими, возникающие по поводу пользования последними библиотечными книгами части, нельзя считать гражданско-правовыми, так как, во-первых, право военнослужащих на бесплатное пользование услугами библиотек в расположении воинских частей, предусмотренное п. 8 ст. 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих", является неотъемлемой частью этого статуса; во-вторых, пользование книгами таких библиотек часто становится необходимым условием исполнения военнослужащими своих служебных обязанностей (например, во время обучения в военно-учебных заведениях).
3. Норма абзаца второго комментируемой статьи направлена на особую защиту имущественных интересов воинских частей при обороте их имущества в специальном режиме – в случае передачи его военнослужащим под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей.
Одним из необходимых условий для возникновения полной материальной ответственности военнослужащего по правилам указанной нормы является передача ему имущества воинской части под отчет.
К сожалению, действующее военное законодательство (в том числе и подзаконные нормативные правовые акты) не содержит определения понятия "имущество, переданное под отчет".
Прямое указание о подотчетности передаваемого военнослужащим имущества воинской части при организации его оборота содержится только в Положении о финансовом хозяйстве воинских частей Советской Армии и Военно-Морского Флота (введено в действие Приказом министра обороны СССР от 30 марта 1973 г. N 80). Так, ст. 162 Положения предусматривает выдачу военнослужащим под отчет денежных сумм для следующих целей:
– на расходы при служебных командировках;
– на расходы при сопровождении воинских эшелонов или команд;
– на хозяйственные и другие расходы командирам подразделений, расквартированных отдельно от воинской части;
– на разовые покупки материальных ценностей;
– на текущие хозяйственные, почтово-телеграфные и прочие расходы.
Выдача денежных сумм под отчет производится по письменному заявлению с разрешения должностных лиц, ведающих соответствующими денежными суммами (ст. 165 Положения).
Отчет об использовании указанных сумм должен быть представлен в следующие сроки:
– для сумм, выданных на командировочные расходы, на расходы при сопровождении воинских эшелонов или команд, на разовые закупки материальных ценностей, – не позднее трех дней со дня возвращения из командировки;
– для сумм, выданных на хозяйственные и другие расходы подразделений, расквартированных отдельно от воинской части, – не позднее месяца со дня получения подотчетной суммы.
С формальной точки зрения передача военнослужащему имущества воинской части, когда военное законодательство прямо не указывает на это как на "передачу под отчет", не может служить основанием для возложения на такого военнослужащего ответственности по правилам комментируемого абзаца в случае причинения ущерба этому имуществу.
Вместе с тем необходимо проанализировать и другие подходы к определению возможностей применения данной нормы.
Передачу военнослужащим имущества воинской части под отчет, в зависимости от степени подробности применяемых при этом критериев, можно рассматривать в широком и узком смысле.
Передача имущества военнослужащему под отчет в широком смысле определяется путем формального анализа содержания комментируемой нормы. Такой анализ позволяет выделить следующие критерии:
– во-первых, очевидно, что речь в данном случае идет о вручении военнослужащему конкретного имущества воинской части, так сказать, в натуральном виде. При этом передача имущества должна быть четко зафиксирована путем оформления одного из первичных документов, предусмотренного действующими нормативными правовыми актами по учету материальных и денежных средств;
– во-вторых, из комментируемой нормы вытекает, что определенные действия с переданным военнослужащему имуществом должны быть осуществлены им лично (т.е. оно должно быть лично им сохранено, перевезено, использовано, передано другому лицу и т.п.);
– в-третьих, при передаче имущества военнослужащему под отчет должен быть обязательно предусмотрен его возврат (передача по предназначению) в случае прекращения конкретной обязанности, для исполнения которой данное имущество было передано военнослужащему (например, при полном выполнении данной обязанности, возложении данной обязанности на другое лицо и т.п.), или по миновании надобности в нем. Возврат (передача по предназначению) имущества, переданного под отчет, должен быть оформлен в таком же порядке, что и его передача.
Перечисленные критерии носят формальный характер и позволяют отнести к передаче имущества под отчет весьма широкий круг случаев. Так, в соответствии с п. 4 ч. 1 Руководства по учету вооружения, техники, имущества и других материальных средств в Вооруженных Силах СССР (утверждено Приказом министра обороны СССР 1979 г. N 260) любые операции, связанные с движением материальных средств, подлежат оформлению соответствующими оправдательными документами. Это позволяет обеспечить на любом этапе такого движения наличие военнослужащего, ответственного за сохранность имущества воинской части.
Применение на практике данной совокупности критериев для определения круга случаев передачи имущества под отчет допускает неравное положение военнослужащих при равных условиях, что противоречит принципу справедливости. Например, при повреждении по неосторожности имущества воинской части военнослужащим, за которым данное имущество не закреплено, он подлежит привлечению к материальной ответственности в ограниченном размере. Если те же действия совершил военнослужащий, в отношении которого соблюдены упомянутые формальности, на него распространяется полная материальная ответственность.
В связи с изложенным представляется, что наличия одних только формальных признаков недостаточно для возложения на военнослужащего полной материальной ответственности. Помимо перечисленного, необходимо также обеспечить военнослужащему практическую возможность сохранить вверенное ему имущество. Создавать такую возможность, по мнению автора, должны: обеспечение исключительности доступа военнослужащего к закрепленному за ним имуществу, а также наличие соответствующих технических и организационных условий для его сохранения. Использование этих условий в качестве критериев наравне с критериями формального характера позволяет определить случаи передачи имущества под отчет в узком смысле.
Как было показано, попытка логического анализа комментируемой нормы не дает однозначного определения понятия имущества, переданного под отчет. По этой причине на практике можно применять данную норму только в тех случаях, когда в нормативных правовых актах Российской Федерации имеется прямое указание на передачу военнослужащему имущества воинской части именно как передачу под отчет.
4. В соответствии с абзацем третьим комментируемой статьи военнослужащие несут материальную ответственность перед воинской частью в полном размере причиненного ущерба, если он причинен их действиями, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.
К признакам состава преступления относятся, во-первых, общественная опасность этого деяния, т.е. причинение или угроза причинения вреда интересам общества, под которыми понимаются как интересы общества, государства в целом, так и интересы отдельных граждан, признаваемые государством в виде их субъективных прав, имеющих общественное значение; во-вторых, противоправность этого деяния, означающая запрещенность его совершения уголовным законом; виновность лица, совершившего данное деяние, т.е. психическое отношение его к своему противоправному общественно опасному действию (бездействию) и к последствиям такого поведения.
Для того чтобы привлечь военнослужащего к полной материальной ответственности по основанию, предусмотренному в абзаце третьем комментируемой статьи, факт применения к нему уголовного наказания не имеет значения. Так, например, уголовное наказание к лицу, совершившему преступление, может не применяться в связи с болезнью (ст. 81 УК РФ), в связи с изменением обстановки (ст. 77 УК РФ) и др.
Для реализации комментируемой нормы не имеют также значения занимаемая военнослужащим воинская должность, присвоенное воинское звание, характер прохождения им военной службы (по призыву или по контракту), характер возложенных на него служебных обязанностей.
Комментируемым абзацем подразумевается, что преступление, совершенное военнослужащим (различные виды хищения (кража, присвоение или растрата и пр.), уничтожение или повреждение военного имущества умышленно или по неосторожности, утрата военного имущества, злоупотребление должностными полномочиями, служебный подлог, халатность, нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах, нарушение правил пожарной безопасности, правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, и т.д.), должно повлечь за собой реальный ущерб воинской части.
Полная материальная ответственность по предусмотренному основанию не может быть возложена на военнослужащего, если его действие (бездействие), хотя формально и содержит признаки какого-либо преступления, но в силу малозначительности не представляется общественно опасным и поэтому таковым не является (ч. 2 ст. 14 УК РФ).
5. Согласно норме, сформулированной в абзаце четвертом комментируемой статьи, военнослужащие несут полную материальную ответственность за ущерб, причиненный их любыми умышленными действиями, в том числе: хищением, умышленным уничтожением, повреждением, порчей, незаконным расходованием или использованием имущества и др.
При этом полной материальной ответственности военнослужащие подлежат даже в том случае, когда их действия не содержат признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации. Так, хищение военнослужащим военного имущества на небольшую сумму ввиду его малозначительности может быть признано не имеющим общественной опасности, а следовательно, не являющимся преступлением. Однако военнослужащий подлежит привлечению к полной материальной ответственности, но не по третьему, а по четвертому абзацу комментируемой статьи.
Умышленное уничтожение или повреждение военного имущества в соответствии со ст. 346 УК РФ является преступлением тогда, когда это имущество – оружие, боеприпасы или предмет военной техники. За умышленное уничтожение иного военного имущества (например, предметов обмундирования, продовольствия и др.) уголовная ответственность может наступить только в том случае, когда указанными действиями

Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:

8 800 350-81-94
Круглосуточно

Полная материальная ответственность военнослужащих: 9 комментариев

  1. thefeed

    I used to be recommended this web site by my cousin. I’m no longer positive whether this put up is written by way of him as nobody else know such targeted about my trouble. You’re incredible! Thanks!|

  2. feed

    Hi there i am kavin, its my first occasion to commenting anyplace, when i read this piece of writing i thought i could also make comment due to this sensible article.|

  3. the feed

    Great beat ! I would like to apprentice while you amend your web site, how could i subscribe for a blog web site? The account helped me a acceptable deal. I had been a little bit familiar of this your broadcast provided vibrant transparent idea|

  4. cash for cars houston

    Hey There. I found your blog the use of msn. That is a really smartly written article. I’ll make sure to bookmark it and return to learn extra of your useful information. Thank you for the post. I’ll certainly return.|

  5. houston junk car buyer

    Oh my goodness! Impressive article dude! Many thanks, However I am going through problems with your RSS. I don’t understand why I cannot subscribe to it. Is there anybody having similar RSS problems? Anybody who knows the answer can you kindly respond? Thanks!!|

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.