Программное обеспечение иностранного производства

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Одна из самых горячих тем в российских госзакупках из теории перешла на практику. Давайте разберемся, по каким правилам заказчики теперь обязаны закупать ПО и как поставщикам работать в новых условиях.

Что нужно знать по теме?

Есть закон

1 января 2016 года вступил в силу 188-ФЗ, который дает российским разработчикам преимущество перед иностранными при участии в госзакупках. Если у иностранного софта есть российский аналог, который занесен в специальный реестр, заказчик обязан купить именно его. Закон определяет такие критерии для российского ПО:
  • исключительное право на него должно принадлежать РФ или субъекту РФ, муниципальному образованию, российской коммерческой или некоммерческой организации, в которой больше 50% принадлежит России, российским организациям или гражданам;
  • организацию-правообладателя не должно контролировать иностранное лицо;
  • выплаты в пользу иностранных организаций не должны превышать 30% всех платежей за ПО;
  • ПО должно находиться в свободной продаже, сведения о нем не должны быть гостайной.
Из ограничения можно делать исключения. Это значит, заказчики могут обосновать невозможность купить российский аналог, если в нем нет нужных функций. Аргументы должны быть прописаны в закупочной документации.

Действует постановление № 1236 от 16.11.2015

  • правила формирования и ведения единого реестра российских программ;
  • порядок обоснования того, что невозможно закупить продукт российского производства.

Заработал реестр отечественного ПО

До недавнего времени госзаказчики могли работать по принципу «нет реестра — нет ограничений», но с 20 февраля 2016 реестр начал наполняться. В него уже попали приложения ABBYY, «1С», Dr.Web, Касперский, «Барс», «Гарант» и другие. Всего в реестре 4784 продукта, в том числе аналог «Microsoft Office» — программа «Мой офис» от российского разработчика «Новые облачные технологии».

Как поступают заказчики?

  1. Пользуются правом закупать иностранные программные продукты для «доработки, расширения или продления лицензий на уже используемое ими ПО». Вот, например, как в этой закупке.
  2. Объявляют тендер не на закупку ПО, а на закупку компьютеров с предустановленной программой, например, с тем же «запрещенным» Microsoft Office, дополняя закупку формулировкой «эквивалент невозможен в связи с необходимостью обеспечения совместимости с уже имеющимся ПО заказчика».
  3. Обосновывают невозможность закупки российского ПО. Например, как в этой закупке.
Как и в других закупках, у заказчиков нет права написать, что нужен какой-то конкретный производитель или программа — они описывают технические характеристики, которые их устраивают. Сейчас, если российская программа по своим функциональным, эксплутационным и техническим параметрам полностью соответствует иностранной, отклонить ее не смогут, даже если она теоретически ухудшит производительность компьютера или других программ, которые работают на основании этого ПО. Потребуется очень серьезное доказательство того, что в реестре нет аналога того же класса. Нина Васильевна Шараева, начальник отдела закупок ИММ УРО РАН:
С реестром мы уже познакомились, но закупок ПО по новому закону пока не проводили. Конечно, переходить на отечественные аналоги будет тяжело. Например, из-за технических особенностей наших серверов трудно будет работать с антивирусным ПО российской разработки. Когда придет время продлевать лицензию, будем прописывать в закупке, для каких целей нам нужен именно действующий антивирус.
Соблюдать закон нужно, но участники рынка госзакупок соглашаются с тем, что на первом месте должны стоять интересы заказчика. Подходит ли ему программа и насколько эффективно она будет работать на имеющемся оборудовании, решать заказчику.
Читать еще:  Реестр собственности санкт петербурга база данных
Ирина Яворская, руководитель компании GosTrader, занимающейся тендерным сопровождением заказчиков и поставщиков:

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Если клиент обратится с просьбой подготовить техзадание на покупку ПО, мы сначала посмотрим, что есть в реестре. Затем сделаем сравнительный анализ иностранного и российского продукта: полностью ли российский соответствует требованиям заказчика. Если заменить можно, мы это сделаем. Если нет, будем искать объективные причины, чтобы обосновать закупку иностранного софта.

Что делать поставщикам?

Если вы продавец ПО

Заключайте лицензионные договоры с новыми дистрибьюторами и производителями. Наличие российского софта среди ваших торговых предложений станет преимуществом. Будьте более грамотным, чем заказчик. Следите, что закупают ваши заказчики и напоминайте о правилах, если они их нарушают. Поставщик может подать три запроса на разъяснения, и если они не дали результата, обратиться в региональное отделение ФАС с жалобой. Что может сделать заказчик в ответ на ваш запрос, почему он закупает иностранное ПО:
  • добавить обоснование закупки;
  • внести изменения в в техническое задание, учитывая запросы разъяснений участников. В этом случае обязательно будет продлен срок подачи заявок;
  • отменить закупку.
Ирина Яворская, GosTrader:
Выигрывает тот, кто умеет работать с информацией. У поставщика сегодня есть возможность узнать заранее план закупок заказчика и подготовиться к торгам по закупке ПО. Изучить преимущества российского аналога и работать на опережение, например, пройти обучение по нужному софту, получить партнерский статус и специальные условия от дистрибьютора или производителя напрямую.

Если вы производитель-правообладатель

Есть смысл попасть в реестр. Процедура довольно долгая, связанная с рассмотрением заявки экспертным советом и изданием приказа Минкомсвязи, так что чем раньше вы подадите заявление на сайте оператора реестра, тем лучше.

Чего ждать еще?

Скорее всего подобные ограничения на закупку ПО будут приняты и заказчикам по № 223-ФЗ, а они закупают ПО гораздо больше. Например, в 2015 году госкомпании закупили в 18 раз больше лицензий на Microsoft Office, чем госорганы. Обсуждается вопрос о том, что в российских госзакупках может участвовать программное обеспечение из всех стран ЕЭС (кроме России, в него входят Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия). Иностранные производители готовятся адаптировать свои продукты к новым правилам, например, создавать совместные разработки с российскими производителями, переносить «производство» в Россию. Так поступила компания Eset, которая начала совместную работу с российской компанией «Код безопасности», чтобы выпускать свою продукцию в пределах РФ.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Постановление от 16 ноября 2015 года №1236. При закупках программного обеспечения для государственных и муниципальных нужд заказчики будут обязаны ограничить закупки российским программным обеспечением. Исключение составляют случаи, когда программное обеспечение с необходимыми функциональными, техническими и (или) эксплуатационными характеристиками в России отсутствует.

Документ

Постановление от 16 ноября 2015 года №1236

Подписанным постановлением устанавливается запрет на допуск происходящего из иностранных государств программного обеспечения (далее – ПО) при закупках для государственных и муниципальных нужд.
Читать еще:  Сколько получает фельдшер скорой помощи в москве
В соответствии с подписанным постановлением заказчики будут обязаны ограничить закупки российским ПО. Исключение составляют случаи, когда ПО с необходимыми функциональными, техническими и (или) эксплуатационными характеристиками в России отсутствует. При этом потребность в соответствующем ПО необходимо будет обосновать в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Федеральным законом от 29 июня 2015 года №188-ФЗ предусмотрено создание единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее – реестр). Этот реестр создаётся в целях расширения использования российского ПО и подтверждения его российского происхождения, оказания государственной поддержки правообладателям ПО. Российским будет признаваться программное обеспечение, сведения о котором внесены в реестр. Подписанным постановлением утверждены Правила формирования и ведения реестра (далее – Правила). Правилами определяются основания возникновения исключительного права у правообладателя, условия включения таких сведений в реестр и исключения их из реестра, порядок предоставления сведений, включаемых в реестр, порядок принятия решения о включении таких сведений в реестр. Принятые решения направлены на реализацию отраслевых программ импортозамещения в соответствии с планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году (утверждён распоряжением Правительства от 27 января 2015 года №98-р).

Выявляем потребность

В закупках программного обеспечения (ПО) возможны три ситуации:
  1. Закупается непосредственно софт. При этом не важно, будет ли он записан на носителе (диск, флешка) либо скачиваться из интернета.
  2. Закупается техника вместе с предустановленным ПО. Например, компьютеры с установленной операционной системой и офисным пакетом.
  3. Закупается оказание услуг по предоставлению права пользования программой.
Все случаи должны проходить с учетом требований нацрежима по госзакупке программного обеспечения.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Для некоторых заказчиков приобретение отдельных категорий ПО централизованно проводят уполномоченные органы. В 2018 году Министерство цифрового развития разработало методику перехода госкомпаний на отечественный софт. Планируется, что он завершится в 2020 году. Казначейство закупит программное обеспечение для ведения бюджетного учета федеральным органам исполнительной власти под руководством Правительства и их подведомственным казенным учреждениям. Перейти на ведение бюджетного учета с использованием этого ПО нужно по графику, который утвержден Приказом Казначейства № 36н от 10.10.2018. Информацию о потребности в проведении таких закупок нужно предоставить в Казначейство по форме и в порядке, которые утверждены Приказом Казначейства № 37 от 10.10.2018. Минкомсвязь закупит офисные программы и ПО в сфере информационной безопасности для этих органов исполнительной власти. В 2019 информацию о потребности в проведении таких госзакупок нужно подавать в Минкомсвязь по форме и в порядке, которые утверждены Приказом Министерства № 725 от 19.12.2018. Подробнее об этом — в статьях:

Планируем закупку

При заполнении план-графика нужно указать ограничения по национальному режиму.

Устанавливаем запрет на закупку иностранного ПО

С 01.01.2016 в силу вступил закон № 188-ФЗ, который расширил возможности использования программ российских разработчиков, дав им преимущества перед иностранными. Для этих целей разработано и принято Постановление Правительства № 1236, которым установлен запрет на закупку иностранного ПО. Под запрет подпадают приобретение:
  • программ независимо от носителей, а также услуги облачных сервисов;
  • поставки и обслуживания компьютерной техники и подобной техники, на которые нужно загрузить программное обеспечение;
  • разработки, модификации, модернизации, сопровождения, техподдержки, обновления ПО, если заказчик получит права использовать ПО или расширится ранее предоставленный объем прав.
Читать еще:  Срок давности взыскания налогов с физических лиц
Это список закреплен в п. 2(1) Постановления № 1236. Документация к госзакупке программного обеспечения по 44-ФЗ должна содержать ссылку на установленный запрет (ст. 14 закона № 44-ФЗ).

Проверяем ПО в реестрах

Чтобы определить, нужно ли устанавливать запрет, придется свериться со сведениями из реестров. Как видно из названия, Постановление № 1236 различает два реестра. И реестр евразийского программного обеспечения, и реестр российского содержат все сведения о той или иной программе. К ним относятся название (в том числе устаревшее), код продукции, правообладатель, сведения о соответствии и т. д. Перечни размещаются на сайте Минсвязи в разделе «Реестр», реестр евразийского ПО находится в стадии разработки. Если необходимое ПО содержится хотя бы в одном из реестров, установление запрета обязательно. Проводить закупки иностранного программного обеспечения можно в случаях, когда:
  • в реестрах нет аналогов, которые соответствуют классу, удовлетворяющему потребности госзаказчика;
  • в реестрах есть аналог, но отдельные характеристики не подходят заказчику;
  • закупается программное обеспечение для заказчика, который работает за границей;
  • сведения о госзакупке — это гостайна.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Если не нашли аналогов в реестре или оно по каким-то характеристикам не подходит, составьте обоснование невозможности соблюдения запрета. Разместите его в ЕИС вместе с извещением о закупке.

Обосновываем невозможность

Если невозможна закупка российского программного обеспечения и необходимо приобрести зарубежное, заказчику необходимо подготовить и разместить в ЕИС обоснование закупки программного обеспечения иностранного производства. К подготовке такого документа следует подойти крайне ответственно, дабы не преступить установленный запрет. Документ должен содержать:
  • основание для приобретения иностранного ПО;
  • ссылку на классы, к которым относится ПО;
  • список требований заказчика к характеристикам приобретаемого ПО;
  • обоснование (причины), по которым закупаемое ПО не отвечает требованиям программ, закрепленных в реестре.
Публикуется обоснование одновременно с извещением о проведении закупочной процедуры.

Составляем техническое задание

Когда составляете техническое задание к тендеру, нужно проверить функциональную связь, а также обратить внимание на формулировку предмета запроса. При закупке программного обеспечения (ПО) заказчик может объединять покупку ПО и услуг по его сопровождению. Такие выводы сделал Минфин в Письме № 24-06-06/60727 от 19.09.2017. Поставку компьютерной техники и покупку не связанных с ней, как с носителем неисключительных прав на использование, программ объединять нельзя. Так решил Арбитражный суд Волго-Вятского округа в делу № А38-10848/2016 от 14.08.2017. Техническое задание на программное обеспечение, то есть описание технических характеристик, делайте в соответствии с общими положениями закона № 44-ФЗ. То есть любой заключаемый госконтракт техническое задание в документации содержать обязан. Грамотный пример технического задания на программное обеспечение, помимо общих требований в рамках ст. 33 44-ФЗ, должен содержать:
  • стандарт лицензии;
  • объем и сроки гарантий качества;
  • спецификацию и разнарядку лицензий.

Рассматриваем заявки

Если запрет на допуск иностранного ПО установлен, то не допускайте заявки, которых нет в реестрах отечественного или евразийского ПО.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Такое правило зафиксировано в п. 2(2) Постановления № 1236.

Заключаем контракт

Закупочные процедуры программного обеспечения российского производства завершаются заключением контракта. Правила установлены в ст. 83.2 44-ФЗ. Некоторые органы власти разрабатывают типовые формы для таких контрактов. Например в Ханты-Мансийском АО. Изучите пример подписанного госконтракта в гоcзакупках ПО 2019 года:

Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:

8 800 350-81-94
Круглосуточно

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Программное обеспечение иностранного производства

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Одна из самых горячих тем в российских госзакупках из теории перешла на практику. Давайте разберемся, по каким правилам заказчики теперь обязаны закупать ПО и как поставщикам работать в новых условиях.

Что нужно знать по теме?

Есть закон

1 января 2016 года вступил в силу 188-ФЗ, который дает российским разработчикам преимущество перед иностранными при участии в госзакупках. Если у иностранного софта есть российский аналог, который занесен в специальный реестр, заказчик обязан купить именно его. Закон определяет такие критерии для российского ПО:
  • исключительное право на него должно принадлежать РФ или субъекту РФ, муниципальному образованию, российской коммерческой или некоммерческой организации, в которой больше 50% принадлежит России, российским организациям или гражданам;
  • организацию-правообладателя не должно контролировать иностранное лицо;
  • выплаты в пользу иностранных организаций не должны превышать 30% всех платежей за ПО;
  • ПО должно находиться в свободной продаже, сведения о нем не должны быть гостайной.
Из ограничения можно делать исключения. Это значит, заказчики могут обосновать невозможность купить российский аналог, если в нем нет нужных функций. Аргументы должны быть прописаны в закупочной документации.

Действует постановление № 1236 от 16.11.2015

  • правила формирования и ведения единого реестра российских программ;
  • порядок обоснования того, что невозможно закупить продукт российского производства.

Заработал реестр отечественного ПО

До недавнего времени госзаказчики могли работать по принципу «нет реестра — нет ограничений», но с 20 февраля 2016 реестр начал наполняться. В него уже попали приложения ABBYY, «1С», Dr.Web, Касперский, «Барс», «Гарант» и другие. Всего в реестре 4784 продукта, в том числе аналог «Microsoft Office» — программа «Мой офис» от российского разработчика «Новые облачные технологии».

Как поступают заказчики?

  1. Пользуются правом закупать иностранные программные продукты для «доработки, расширения или продления лицензий на уже используемое ими ПО». Вот, например, как в этой закупке.
  2. Объявляют тендер не на закупку ПО, а на закупку компьютеров с предустановленной программой, например, с тем же «запрещенным» Microsoft Office, дополняя закупку формулировкой «эквивалент невозможен в связи с необходимостью обеспечения совместимости с уже имеющимся ПО заказчика».
  3. Обосновывают невозможность закупки российского ПО. Например, как в этой закупке.
Как и в других закупках, у заказчиков нет права написать, что нужен какой-то конкретный производитель или программа — они описывают технические характеристики, которые их устраивают. Сейчас, если российская программа по своим функциональным, эксплутационным и техническим параметрам полностью соответствует иностранной, отклонить ее не смогут, даже если она теоретически ухудшит производительность компьютера или других программ, которые работают на основании этого ПО. Потребуется очень серьезное доказательство того, что в реестре нет аналога того же класса. Нина Васильевна Шараева, начальник отдела закупок ИММ УРО РАН:
С реестром мы уже познакомились, но закупок ПО по новому закону пока не проводили. Конечно, переходить на отечественные аналоги будет тяжело. Например, из-за технических особенностей наших серверов трудно будет работать с антивирусным ПО российской разработки. Когда придет время продлевать лицензию, будем прописывать в закупке, для каких целей нам нужен именно действующий антивирус.
Соблюдать закон нужно, но участники рынка госзакупок соглашаются с тем, что на первом месте должны стоять интересы заказчика. Подходит ли ему программа и насколько эффективно она будет работать на имеющемся оборудовании, решать заказчику.
Читать еще:  Реестр собственности санкт петербурга база данных
Ирина Яворская, руководитель компании GosTrader, занимающейся тендерным сопровождением заказчиков и поставщиков:

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Если клиент обратится с просьбой подготовить техзадание на покупку ПО, мы сначала посмотрим, что есть в реестре. Затем сделаем сравнительный анализ иностранного и российского продукта: полностью ли российский соответствует требованиям заказчика. Если заменить можно, мы это сделаем. Если нет, будем искать объективные причины, чтобы обосновать закупку иностранного софта.

Что делать поставщикам?

Если вы продавец ПО

Заключайте лицензионные договоры с новыми дистрибьюторами и производителями. Наличие российского софта среди ваших торговых предложений станет преимуществом. Будьте более грамотным, чем заказчик. Следите, что закупают ваши заказчики и напоминайте о правилах, если они их нарушают. Поставщик может подать три запроса на разъяснения, и если они не дали результата, обратиться в региональное отделение ФАС с жалобой. Что может сделать заказчик в ответ на ваш запрос, почему он закупает иностранное ПО:
  • добавить обоснование закупки;
  • внести изменения в в техническое задание, учитывая запросы разъяснений участников. В этом случае обязательно будет продлен срок подачи заявок;
  • отменить закупку.
Ирина Яворская, GosTrader:
Выигрывает тот, кто умеет работать с информацией. У поставщика сегодня есть возможность узнать заранее план закупок заказчика и подготовиться к торгам по закупке ПО. Изучить преимущества российского аналога и работать на опережение, например, пройти обучение по нужному софту, получить партнерский статус и специальные условия от дистрибьютора или производителя напрямую.

Если вы производитель-правообладатель

Есть смысл попасть в реестр. Процедура довольно долгая, связанная с рассмотрением заявки экспертным советом и изданием приказа Минкомсвязи, так что чем раньше вы подадите заявление на сайте оператора реестра, тем лучше.

Чего ждать еще?

Скорее всего подобные ограничения на закупку ПО будут приняты и заказчикам по № 223-ФЗ, а они закупают ПО гораздо больше. Например, в 2015 году госкомпании закупили в 18 раз больше лицензий на Microsoft Office, чем госорганы. Обсуждается вопрос о том, что в российских госзакупках может участвовать программное обеспечение из всех стран ЕЭС (кроме России, в него входят Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия). Иностранные производители готовятся адаптировать свои продукты к новым правилам, например, создавать совместные разработки с российскими производителями, переносить «производство» в Россию. Так поступила компания Eset, которая начала совместную работу с российской компанией «Код безопасности», чтобы выпускать свою продукцию в пределах РФ.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Постановление от 16 ноября 2015 года №1236. При закупках программного обеспечения для государственных и муниципальных нужд заказчики будут обязаны ограничить закупки российским программным обеспечением. Исключение составляют случаи, когда программное обеспечение с необходимыми функциональными, техническими и (или) эксплуатационными характеристиками в России отсутствует.

Документ

Постановление от 16 ноября 2015 года №1236

Подписанным постановлением устанавливается запрет на допуск происходящего из иностранных государств программного обеспечения (далее – ПО) при закупках для государственных и муниципальных нужд.
Читать еще:  Перепланировка двухкомнатной квартиры распашонки
В соответствии с подписанным постановлением заказчики будут обязаны ограничить закупки российским ПО. Исключение составляют случаи, когда ПО с необходимыми функциональными, техническими и (или) эксплуатационными характеристиками в России отсутствует. При этом потребность в соответствующем ПО необходимо будет обосновать в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Федеральным законом от 29 июня 2015 года №188-ФЗ предусмотрено создание единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее – реестр). Этот реестр создаётся в целях расширения использования российского ПО и подтверждения его российского происхождения, оказания государственной поддержки правообладателям ПО. Российским будет признаваться программное обеспечение, сведения о котором внесены в реестр. Подписанным постановлением утверждены Правила формирования и ведения реестра (далее – Правила). Правилами определяются основания возникновения исключительного права у правообладателя, условия включения таких сведений в реестр и исключения их из реестра, порядок предоставления сведений, включаемых в реестр, порядок принятия решения о включении таких сведений в реестр. Принятые решения направлены на реализацию отраслевых программ импортозамещения в соответствии с планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году (утверждён распоряжением Правительства от 27 января 2015 года №98-р).

Выявляем потребность

В закупках программного обеспечения (ПО) возможны три ситуации:
  1. Закупается непосредственно софт. При этом не важно, будет ли он записан на носителе (диск, флешка) либо скачиваться из интернета.
  2. Закупается техника вместе с предустановленным ПО. Например, компьютеры с установленной операционной системой и офисным пакетом.
  3. Закупается оказание услуг по предоставлению права пользования программой.
Все случаи должны проходить с учетом требований нацрежима по госзакупке программного обеспечения.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Для некоторых заказчиков приобретение отдельных категорий ПО централизованно проводят уполномоченные органы. В 2018 году Министерство цифрового развития разработало методику перехода госкомпаний на отечественный софт. Планируется, что он завершится в 2020 году. Казначейство закупит программное обеспечение для ведения бюджетного учета федеральным органам исполнительной власти под руководством Правительства и их подведомственным казенным учреждениям. Перейти на ведение бюджетного учета с использованием этого ПО нужно по графику, который утвержден Приказом Казначейства № 36н от 10.10.2018. Информацию о потребности в проведении таких закупок нужно предоставить в Казначейство по форме и в порядке, которые утверждены Приказом Казначейства № 37 от 10.10.2018. Минкомсвязь закупит офисные программы и ПО в сфере информационной безопасности для этих органов исполнительной власти. В 2019 информацию о потребности в проведении таких госзакупок нужно подавать в Минкомсвязь по форме и в порядке, которые утверждены Приказом Министерства № 725 от 19.12.2018. Подробнее об этом — в статьях:

Планируем закупку

При заполнении план-графика нужно указать ограничения по национальному режиму.

Устанавливаем запрет на закупку иностранного ПО

С 01.01.2016 в силу вступил закон № 188-ФЗ, который расширил возможности использования программ российских разработчиков, дав им преимущества перед иностранными. Для этих целей разработано и принято Постановление Правительства № 1236, которым установлен запрет на закупку иностранного ПО. Под запрет подпадают приобретение:
  • программ независимо от носителей, а также услуги облачных сервисов;
  • поставки и обслуживания компьютерной техники и подобной техники, на которые нужно загрузить программное обеспечение;
  • разработки, модификации, модернизации, сопровождения, техподдержки, обновления ПО, если заказчик получит права использовать ПО или расширится ранее предоставленный объем прав.
Читать еще:  Что такое выкупная сумма по договору страхования
Это список закреплен в п. 2(1) Постановления № 1236. Документация к госзакупке программного обеспечения по 44-ФЗ должна содержать ссылку на установленный запрет (ст. 14 закона № 44-ФЗ).

Проверяем ПО в реестрах

Чтобы определить, нужно ли устанавливать запрет, придется свериться со сведениями из реестров. Как видно из названия, Постановление № 1236 различает два реестра. И реестр евразийского программного обеспечения, и реестр российского содержат все сведения о той или иной программе. К ним относятся название (в том числе устаревшее), код продукции, правообладатель, сведения о соответствии и т. д. Перечни размещаются на сайте Минсвязи в разделе «Реестр», реестр евразийского ПО находится в стадии разработки. Если необходимое ПО содержится хотя бы в одном из реестров, установление запрета обязательно. Проводить закупки иностранного программного обеспечения можно в случаях, когда:
  • в реестрах нет аналогов, которые соответствуют классу, удовлетворяющему потребности госзаказчика;
  • в реестрах есть аналог, но отдельные характеристики не подходят заказчику;
  • закупается программное обеспечение для заказчика, который работает за границей;
  • сведения о госзакупке — это гостайна.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Если не нашли аналогов в реестре или оно по каким-то характеристикам не подходит, составьте обоснование невозможности соблюдения запрета. Разместите его в ЕИС вместе с извещением о закупке.

Обосновываем невозможность

Если невозможна закупка российского программного обеспечения и необходимо приобрести зарубежное, заказчику необходимо подготовить и разместить в ЕИС обоснование закупки программного обеспечения иностранного производства. К подготовке такого документа следует подойти крайне ответственно, дабы не преступить установленный запрет. Документ должен содержать:
  • основание для приобретения иностранного ПО;
  • ссылку на классы, к которым относится ПО;
  • список требований заказчика к характеристикам приобретаемого ПО;
  • обоснование (причины), по которым закупаемое ПО не отвечает требованиям программ, закрепленных в реестре.
Публикуется обоснование одновременно с извещением о проведении закупочной процедуры.

Составляем техническое задание

Когда составляете техническое задание к тендеру, нужно проверить функциональную связь, а также обратить внимание на формулировку предмета запроса. При закупке программного обеспечения (ПО) заказчик может объединять покупку ПО и услуг по его сопровождению. Такие выводы сделал Минфин в Письме № 24-06-06/60727 от 19.09.2017. Поставку компьютерной техники и покупку не связанных с ней, как с носителем неисключительных прав на использование, программ объединять нельзя. Так решил Арбитражный суд Волго-Вятского округа в делу № А38-10848/2016 от 14.08.2017. Техническое задание на программное обеспечение, то есть описание технических характеристик, делайте в соответствии с общими положениями закона № 44-ФЗ. То есть любой заключаемый госконтракт техническое задание в документации содержать обязан. Грамотный пример технического задания на программное обеспечение, помимо общих требований в рамках ст. 33 44-ФЗ, должен содержать:
  • стандарт лицензии;
  • объем и сроки гарантий качества;
  • спецификацию и разнарядку лицензий.

Рассматриваем заявки

Если запрет на допуск иностранного ПО установлен, то не допускайте заявки, которых нет в реестрах отечественного или евразийского ПО.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Такое правило зафиксировано в п. 2(2) Постановления № 1236.

Заключаем контракт

Закупочные процедуры программного обеспечения российского производства завершаются заключением контракта. Правила установлены в ст. 83.2 44-ФЗ. Некоторые органы власти разрабатывают типовые формы для таких контрактов. Например в Ханты-Мансийском АО. Изучите пример подписанного госконтракта в гоcзакупках ПО 2019 года:

Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:

8 800 350-81-94
Круглосуточно

Программное обеспечение иностранного производства: 10 комментариев

  1. berkey

    of course like your web-site but you have to check the spelling on quite a few of your posts. Several of them are rife with spelling issues and I find it very troublesome to tell the reality on the other hand I will definitely come back again.|

  2. thefeed

    I do believe all of the ideas you have offered in your post. They are really convincing and will certainly work. Nonetheless, the posts are very brief for starters. May you please prolong them a little from subsequent time? Thanks for the post.|

  3. the feed

    Good day! I could have sworn I’ve been to this site before but after checking through some of the post I realized it’s new to me. Anyways, I’m definitely delighted I found it and I’ll be bookmarking and checking back often!|

  4. car buyers houston

    obviously like your website but you have to take a look at the spelling on quite a few of your posts. A number of them are rife with spelling problems and I find it very troublesome to inform the reality however I will definitely come again again.|

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.