Расторжение госконтрактов в связи с повышением цен

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Изменить или расторгнуть госконтракт непросто, однако при соблюдении определенных условий сделать это возможно. Для этого необходимо, чтобы возможность вносить изменения в госконтракт или отказаться от госконтракта была предусмотрена им самим. Если такая возможность контрактом предусмотрена, необходимо соблюсти досудебный порядок: обратиться к заказчику с предложением об изменении условий госконтракта в связи с непредвиденным удорожанием оборудования и материалов со ссылкой на п. 6 ст. 709 ГК РФ. В случае отказа заказчика от изменений условий госконтракта подрядчик может обращаться в суд. В суде подрядчику нужно быть готовым доказать два факта: что цена на материалы и оборудование на самом деле существенно увеличилась и что подрядчик при заключении договора не мог ожидать такого увеличения. Согласно п. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда и в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. В пункте 19 этой же статьи указано, что подрядчик (исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Какой отсюда следует вывод? Расторжение договора по инициативе подрядчика (исполнителя) возможно по основаниям, предусмотренным ГК РФ, и только в том случае, если такая возможность прямо предусмотрена самим госконтрактом. В ГК РФ есть несколько оснований для расторжения договора подряда. Во-первых, это отказ от договора подряда в случаях, когда материалы либо оборудование должен предоставить заказчик, а он в свою очередь допускает связанные с этой обязанностью нарушения (п. 3 ст. 716, п. 2 ст. 719, п. 3 ст. 745 ГК РФ). Однако эти случаи отпадают, поскольку в рассматриваемой ситуации материалы и оборудование предоставляет подрядчик (исполнитель) и ни о каких нарушениях со стороны заказчика речи не идет. Еще есть вариант воспользоваться правом на расторжение договора в судебном порядке, предусмотренном ст. 451 ГК РФ, которая позволяет расторгнуть договор в судебном порядке в случае существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. Однако на эту норму подрядчику тоже не стоит рассчитывать. Дело в том, что судебная практика исходит из того, что ухудшение экономической ситуации, финансовый кризис или просто падение курса валюты относятся к таким обстоятельствам, которые стороны, ведущие предпринимательскую деятельность, должны были предвидеть, вступая в договорные отношения (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 № 1074/10 по делу № А40-90259/08-28-767). Что же остается делать подрядчику? Реально в сложившейся ситуации рассчитывать можно только на п. 6 ст. 709 ГК РФ. Согласно этой норме при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование — расторжения договора в соответствии со ст. 451 ГК РФ. Как показывает практика, чтобы п. 6 ст. 709 ГК РФ сработал, подрядчику необходимо досконально соблюсти указанные в нем требования. Речь идет о том, что подрядчику следует сначала предъявить заказчику требование об изменении цены контракта в связи с увеличением стоимости материалов и оборудования. И только потом, получив отказ, обращаться с соответствующими требованиями в суд. На необходимость соблюдения досудебного порядка суды прямо указывают в своих решениях (см., например, решение Арбитражного суда Приморского края от 21.04.2014 по делу № А51-14396/2013, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 02.11.2010 по делу № А28-3447/2009, Дальневосточного округа от 04.10.2011 № Ф03-4675/2011 по делу № А59-5006/2010). Это требование вытекает из ст. 451 ГК РФ, к которой отсылает п. 6 ст. 709 ГК РФ: расторжение договора возможно, если стороны не смогли согласовать его изменение. Из содержания абз. 2 п. 6 ст. 709 ГК РФ следует, что подрядчик должен доказать, во‑первых, факт существенного удорожания материалов и оборудования, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, а во‑вторых, что это удорожание нельзя было предусмотреть при заключении госконтракта. Чтобы доказать, что удорожание материалов и оборудования было существенным, можно попробовать сослаться на п. 3 ст. 744 ГК РФ, согласно которому подрядчик вправе требовать пересмотра сметы, если по не зависящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на 10%. Безусловно, серьзным аргументом для суда будет также то обстоятельство, что подрядчик выполняет работы себе в убыток.

Статья 95. изменение, расторжение контракта

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Отчетность заказчика Субъекту, осуществляющему закупку, необходимо помнить об обязанностях, закрепленных ФЗ № 44. В частности, в нормативном акте заказчику предписывается оформлять отчет. В нем должны присутствовать сведения о результатах отдельного этапа выполнения контракта, информация о поставленных изделиях, предоставленных услугах или выполненных работах. В случае ненадлежащего исполнения условий сделки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) эти данные также отражаются в отчете. В документе приводится информация и об изменении либо расторжении контракта. Положение о составлении и размещении документа в ЕИС утверждено правительственным Постановлением № 1093 от 2013 г.

Расторгнуть контракт по соглашению сторон можно, если его сумма уменьшилась

Можно ли расторгнуть договор поставки по соглашению сторон, на большую сумму, относительно первоначальной цены договора? Смотря с чем это связано, Вы можете более подробно описать ситуацию, возможно целесообразно Заключить дополнительное соглашение об изменении цены Договора, а затем его расторгнуть. Но опять же, для более полного ответа необходимо знать ситуацию. С уважением, Шелковая Наталья Николаевна Здравствуйте, Елена! А что Вы понимаете под расторжением договора на большую сумму? То есть по договору была предоплата и в связи с расторжением Продавец должен вернуть больше чем получил или в чем смысл? Поясните, тогда можно будет дать более детальную консультацию. Ст. 95 44-ФЗ содержит конкретный перечень случаев, когда заказчик имеет возможность уменьшить цену договора:
  1. Неизменный объем поставляемых товаров, работ, услуг (ТРУ). Без уменьшения объема работ снизить цену контракта можно, но это наиболее редко встречаемая ситуация на практике. Ведь изначально поставщик предложил свой минимум на торгах. Однако следует учитывать этот случай при поставке жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, которые имеют свой предел стоимости. Победитель, указав в заявке конкретное торговое наименование, должен поставить ценник не выше того, который зафиксировало государство (п. 2 ч. 10 ст. 31 содержит обязанность заказчика отказаться от заключения контракта при отказе победителя снизить расценки).
  2. Изменение объема поставляемых ТРУ. Заказчик вправе предложить участнику уменьшить количество поставляемого товара не более чем на 10%. При этом и расценки будут снижены пропорционально объему. В этом случае необходимо учитывать, что уменьшение происходит исходя из стоимости единицы ТРУ, которая определяется как частное от деления первоначальной цены договора на предусмотренное количество.
  3. Наличие обстоятельств, не позволяющих сторонам выполнить условия договора по независящим от них причинам. Этот случай предусматривает соблюдение ряда условий, а именно: контракт заключен для федеральных нужд или нужд субъекта РФ со сроком исполнения не менее 3 лет или для муниципальных нужд со сроком исполнения не менее 1 года, и цена составляет или превышает размер, установленный Постановлением Правительства № 1186 от 19.12.2013. Для госконтрактов, которые обеспечивают федеральные нужды, такой размер составляет 10 млрд руб., региональные — 1 млрд руб., а для местных — 500 млн. Исключение — федеральный госконтракт, который включает выполнение работ по проведению клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения. Для такой сделки планку установили в размере 40 млн рублей.
    В перечисленных случаях на основании решения Правительства, высшего исполнительного органа субъекта РФ, местной администрации по договорам для обеспечения нужд соответствующего уровня возможно изменение стоимости контракта.
  4. Изменение регулируемых цен. Маловероятный случай, когда тарифы на электрическую, тепловую энергию, услуги связи и пр. снижены. Очевидно, что при данных обстоятельствах государство не должно переплачивать денежные средства. Пропорционально снижению тарифа стороны снижают стоимость контракта.
  5. Уменьшение ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств. Не редкий случай, когда у заказчика просто снижают объемы финансирования. Для сторон договора это можно назвать форс-мажорными обстоятельствами, ведь они происходят независимо от их воли и желания. Как и в вышеперечисленных ситуациях, расчет снижения должен осуществляться пропорционально уменьшенному объему, и заказчик обеспечивает согласование с поставщиком нового количества товара. Для этого используйте Методику сокращения количества товаров, объемов работ или услуг при уменьшении цены контракта. Она утверждена Постановлением Правительства № 1090 от 28.11.2013.
  6. Изменение по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина РФ за пределами территории РФ. Если пациент идет на поправку, то, возможно, ему больше не потребуются определенные лекарственные препараты. В таком случае перечень медицинских средств сокращается, и стоимость контракта снижается.
Чтобы снизить цену контракта, заказчику следует придерживаться определенного алгоритма.
Шаг 1. Проверка положений документации и договора.
Читать еще:  Участок для ведения садоводства и огородничества
Необходимо уточнить условия объявленной закупки. К примеру, изначально при публикации заказчик может предусмотреть в документации и контракте раздел «Информация о возможности изменить условия» и использовать следующую формулировку, позволяющую уменьшать стоимость. Шаг 2. Анализ причины изменения.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Заказчик должен проанализировать, подходит ли его случай под установленный законом о контрактной системе. Шаг 3. Уведомление поставщика о планируемом снижении стоимости.
В целях оперативного разрешения вопроса о возможности изменения цены заказчику целесообразно направить поставщику сопроводительное письмо, указывающее на предложение изменить стоимость договора (уточним, что в некоторых случаях это не право поставщика снизить расценки, а его обязанность: предел стоимости лекарственных препаратов, уменьшение регулируемых тарифов и др.).
Как оформить сопроводительное письмо, какую информацию в него включать — приведено в отдельной статье «Как правильно написать сопроводительное письмо к документам при осуществлении закупок».

Расторгнуть контракт по соглашению сторон можно, если его сумма уменьшилась

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). а) сторона государственного контракта, которая заключила такой контракт от имени субъекта Российской Федерации согласно статье 111.4 настоящего Федерального закона, направляет в течение десяти рабочих дней со дня его расторжения уведомления об указанном расторжении заказчикам, заключившим в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракты, обязательства по которым не исполнены на дату направления таких уведомлений. Уведомление о расторжении государственного контракта, заключенного согласно статье 111.4 настоящего Федерального закона, направляется заказчикам по почте заказными письмами с уведомлением о вручении по адресам заказчиков, указанным в контрактах.В данном случае он обязан оформить расторжение договора в одностороннем порядке 44 ФЗ или по решению суда, ведь ненадлежащее исполнение договора ведет к ответственности в виде штрафов, пеней, а также внесению поставщика в реестр недобросовестных (в отличие от взаимного решения). Шаг 2. Составить документ о расторжении по соглашению сторон. Необходимо документально зафиксировать прекращение прав и обязанностей заказчика и поставщика и отразть их взаимное согласие о прекращении правоотношений. Образец такого документа вы надете ниже. Шаг 3. Вернуть обеспечение. При расторжении контракта по соглашению сторон все обязательства по нему прекращаются (п. 2 ст. 453 ГК РФ).

Расторжения контракта по соглашению сторон: рассмотрение по фз-44

Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе. (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 13.

Форум института госзакупок (москва)

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Перечень соответствующих заказчиков определяется на основании информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками; б) заказчики в течение трех рабочих дней с даты получения указанного в подпункте «а» настоящего пункта уведомления обязаны принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;
Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ) 1.1. Утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 29.12.2015 N 390-ФЗ. (см. текст в предыдущей редакции) 2. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях сокращение количества товара, объема работы или услуги при уменьшении цены контракта осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Российской Федерации. 3. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях принятие государственным или муниципальным заказчиком решения об изменении контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств осуществляется исходя из соразмерности изменения цены контракта и количества товара, объема работы или услуги. 4. Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом; 7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.

Статьи по теме

В связи с ухудшением экономической ситуации подрядчик по госконтракту вынужден работать себе в убыток. Можно ли рассчитывать на изменение или расторжение контракта? Основной вопрос: в связи с ухудшением экономической ситуации подрядчик по госконтракту вынужден работать себе в убыток. Можно ли рассчитывать на изменение или расторжение контракта? Решение: основания для изменения или расторжения госконтрактов еще более жесткие , чем для обычных договоров. Но в связи с экономическим кризисом в законе № сделано некоторое послабление. Правда , оно сработает , только если госзаказчик пойдет навстречу. В иных случаях стоит рассчитывать лишь на пункт 6 статьи 709 ГК РФ.
Читать еще:  Считается ли пенсия по потере кормильца доходом

42 полезных документа для юриста компании


Николай Андрианов, менеджер проектов по разрешению споров и урегулированию конфликтов юридической фирмы VEGAS LEX В условиях стабильного рынка государственные и муниципальные контракты очень привлекательны для бизнеса: заказы по ним , как правило , объемные , а контрагент гарантированно платежеспособен. Изменившаяся экономическая ситуация внесла существенные коррективы , и многие госконтракты не просто стали невыгодными для исполнителей , но и превратились в убыточные. Особенно это касается таких дорогостоящих и длительных проектов , как подряд. Попавшие в ловушку кризиса компании задаются вопросом: можно ли изменить условия госконтракта о цене или хотя бы расторгнуть его? В отличие от обычных договоров в случае с государственным или муниципальным контрактом желание изменить или расторгнуть его осложняется тем , что такая возможность ограничена даже по соглашению сторон. Иными словами , даже когда заказчик готов пойти навстречу , закон ограничивает возможность изменения или расторжения контракта.

Основания для изменения госконтракта

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Изменение существенных условий госконтракта при его исполнении не допускается ( ч. 1 ст. 95 Федерального закона от № «О контрактной системе в сфере закупок товаров , работ , услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», далее — закон № ). Даже по соглашению сторон госконтракт можно изменить только в случаях , перечисленных в пунктах 1−7 части 1 статьи 95 закона № , причем госконтракт и информация о закупке изначально должны содержать положения о возможности изменения его условий. Недавно закон № пополнился специальными антикризисными возможностями по изменению госконтрактов ( ч. 1.1 ст. 95 закона № ), которые заработали с 18 марта 2015 года. С 1 января 2014 года — госконтракты , заключенные на срок не менее чем три года для обеспечения федеральных нужд , нужд субъекта Российской Федерации и на срок не менее чем один год для обеспечения муниципальных нужд , цена которых равна либо превышает 10 млрд , 1 млрд и 500 млн рублей для обеспечения федеральных нужд , нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд соответственно ( подп. 2, 3, 4 п. 1 ст. 95 закона № , постановление от № 1186 «Об установлении размера цены контракта , при которой или при превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены "). Общие условия для изменения госконтракта. Среди возможных изменений условий госконтракта , которые должны быть названы в самом госконтракте ( ч. 1 ст. 95 закона № ), фигурируют уменьшение цены без изменения других условий ( об объеме , качестве и др.), а также пропорциональное изменение цены и объема или качества производимых работ. Кроме того , основаниями изменения условий госконтракта являются изменение регулируемых цен ( тарифов) на товары , работы , услуги , а также уменьшение лимитов бюджетных обязательств. Помимо этого предусмотрена возможность внести изменения в крупные госконтракты , если их исполнение становится невозможным по не зависящим от сторон обстоятельствам. Изменения в этом случае вносятся на основании решения соответствующего органа исполнительной власти — , высшего исполнительного органа субъекта РФ либо местной администрации муниципалитета. Иными словами , даже теоретическая возможность договориться с госзаказчиком об изменении условий предусмотрена лишь для немногих исполнителей. Остальные подрядчики столкнутся с необходимостью завершить проект по ранее согласованной цене себе в убыток ( вследствие роста цен на используемые материалы и оборудование) или будут искать возможность выхода из проекта. Специальные антикризисные возможности. В связи с непростой экономической ситуацией в закон № были внесены поправки , которые должны помочь подрядчикам договориться с заказчиками об изменении цены или срока выполнения работ , даже если такая возможность не была предусмотрена самим госконтрактом. Это исключение из общего правила будет иметь временный характер ( часть 1.1 вводится в статью 95 закона № на период с 1 января 2015 года по 1 января 2016 года). Временная норма предусматривает возможность изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта , и ( или) цены контракта , и ( или) цены единицы товара , работы , услуги , и ( или) количества товаров , объема работ , услуг , предусмотренных контрактами. Правда , эта норма распространяется только на контракты , срок исполнения которых завершается в 2015 году. Дополнительные условия для использования этой нормы и порядок ее применения конкретизированы в постановлении от № 198 «Об утверждении Правил изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта , и ( или) цены контракта " ( далее — Правила № 198). Нужно отметить , что многое в этих Правилах № 198 описано достаточно туманно и вызывает вопросы.

Nota bene!

Правила № 198 также предусматривают возможность изменения в порядке части 1.1 статьи 95 закона № контрактов на поставку товаров , выполнение работ , оказание услуг , включенных в перечни , которые должны утвердить различные государственные органы и ведомства. В частности , там установлено , что изменить контракт в порядке части 1.1 статьи 95 закона № можно лишь при одновременном соблюдении трех условий. , срок контракта должен быть свыше шести месяцев. , эта возможность распространяется лишь на контракты с предметом , названным в Правилах № 198. В частности , на контракты , предметом которых является строительство , реконструкция , техническое перевооружение объектов капитального строительства , включая приобретение оборудования , и ( или) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия ( памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Третье условие для применения части 1.1 статьи 95 закона № : исполнение контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно. Нетрудно заметить , что имеется в виду основание , предусмотренное в статье 451 Гражданского кодекса. В одном из пунктов Правил № 198 есть прямая ссылка на эту статью: для заключения допсоглашения об изменении госконтракта исполнитель по этому госконтракту ( подрядчик , поставщик ) должен направить госзаказчику письменное обращение с обоснованием невозможности исполнения контракта без изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств в соответствии со статьей 451 Гражданского кодекса. Однако судебная практика традиционно не признает кризисные явления в экономике изменением обстоятельств в смысле статьи 451 Гражданского кодекса. С учетом этого не ясно , на какие именно обстоятельства может сослаться исполнитель. После получения от исполнителя указанного выше письменного обращения госзаказчик в срок не более чем 30 дней принимает решение о внесении изменений в контракт , изменение оформляется дополнительными соглашением. При этом в Правилах № 198 не установлено , что в случаях госзаказчик обязан внести изменения в контракт — есть лишь перечень обстоятельств , из которых заказчик должен исходить , принимая решение. Остается только догадываться , как именно соответствующие обстоятельства должны влиять на принятие решения об изменении условий контракта или сохранении прежних. Например , среди этих обстоятельств , которые должен учесть заказчик, — объем фактически исполненных обязательств по контракту. Означает ли это , что при большом объеме уже выполненных работ цена или сроки не подлежат изменению или , наоборот , нужно пойти навстречу подрядчику , не ясно. На случай если госзаказчик согласен повысить цену , Правила № 198 устанавливают рамки , в пределах которых возможно повышение. Для расчета предельного значения повышенной цены Правила № 198 содержат ряд формул ( в зависимости от вида контракта и предусмотренного в нем способа определения цены).

Основания для расторжения госконтракта

Согласно пункту 8 статьи 95 закона № , расторжение госконтракта допускается по соглашению сторон , по решению суда , а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения « в соответствии с гражданским законодательством». То есть закон № отсылает в данном случае к общим основаниям отказа от договора , установленным в Гражданском кодексе. Причем в части 19 статьи 95 закона № уточняется , что подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям , предусмотренным Гражданским кодексом для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств , если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно , без упоминания этого права в самом контракте основания Гражданского кодекса для одностороннего отказа от договора не работают.
Читать еще:  Срок хранения квитанций об оплате электроэнергии

Nota bene!

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Существенное возрастание стоимости материалов и оборудования , предоставленных подрядчиком , а также оказываемых ему третьими лицами услуг дают подрядчику право при отказе заказчика увеличить стоимость работ требовать только расторжения договора , а не изменения его цены в судебном порядке. Принимая во внимание , что закон № в качестве оснований для одностороннего отказа подрядчика от договора называет обстоятельства , указанные в качестве таковых в Гражданском кодексе ( и одновременно с этим предусмотренные контрактом), а параграф 5 главы 37 Гражданского кодекса ( «Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд») не предусматривает специальных оснований для одностороннего отказа подрядчика от исполнения госконтракта , такие основания должны определяться в соответствии с параграфом 1 главы 37 Гражданского кодекса ( «Общие положения о подряде»). А применительно к строительному подряду — в соответствии с параграфом 3 главы 37 Гражданского кодекса ( «Строительный подряд»). Что касается права требовать расторжения договора в судебном порядке , то оно возникает у подрядчика в случаях , предусмотренных пунктом 2 статьи 450 и статьей 451 Гражданского кодекса. Еще один случай , специальный для договоров подряда , предусмотрен в пункте 6 статьи 709 Гражданского кодекса. Основания для внесудебного отказа от договора подряда. Общие положения о подряде и положения о строительном подряде предусматривают всего три основания для отказа подрядчика от договора подряда. И все они связаны с нарушениями , допущенными со стороны заказчика ( п. 3 ст. 716, п. 2 ст. 719, п. 3 ст. 745 ГК РФ). Следовательно , законодательство не предоставляет подрядчику право в одностороннем порядке отказаться от исполнения государственного ( муниципального) контракта по мотивам , не связанным с нарушениями со стороны заказчика. Основания для судебного расторжения договора.Пункт 2 статьи 450 Гражданского кодекса тоже предусматривает возможность расторжения договора лишь при его нарушении другой стороной. Причем речь идет о существенном нарушении , когда заказчик в значительной степени лишается того , на что был вправе рассчитывать при заключении договора. Строго говоря , в пункте 2 статьи 450 Гражданского кодекса упоминаются еще и «иные случаи , предусмотренные настоящим кодексом , другими законами или договором». Но в случае с подрядными госконтрактами никаких « иных случаев» нет: как мы помним , закон № не содержит специальных положений для расторжения контракта , но отсылает к нормам Гражданского кодекса , а сам госконтракт не может содержать иных оснований ( дополнительных к названным в Гражданском кодексе) для его расторжения. Статья 451 Гражданского кодекса позволяет требовать расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств. Однако расторгнуть госконтракт на этом основании , ссылаясь на ухудшение общей экономической ситуации , финансовый кризис , инфляцию или падение курса рубля , вряд ли удастся. Судебная практика по любым договорам ( включая госконтракты) исходит из того , что финансовый кризис не относится к изменению обстоятельств , которое нельзя было предвидеть , так как стороны , вступая в договорные отношения , должны прогнозировать возможность ухудшения экономической ситуации ( см. постановления Президиума ВАС РФ от № 4876/01, от № 1074/10, от № 1074/10).

Расторжение госконтракта в связи с ростом цен на оборудование и материалы

Самый перспективный для подрядчика путь изменения госконтракта в связи с кризисными явлениями — воспользоваться пунктом 6 статьи 709 Гражданского кодекса. В этой норме подрядчику предоставлено право при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования , а также оказываемых ему третьими лицами услуг , которое нельзя было предусмотреть при заключении договора , требовать увеличения установленной за работу цены , а при отказе заказчика выполнить это требование — расторжения договора в соответствии со статьей 451 Гражданского кодекса. Среди этой практики есть решения в том числе по попыткам расторжения госконтрактов. Следовательно , суды в принципе допускают возможность применения пункта 6 статьи 709 ГК РФ к возникшим из таких контрактов правоотношениям , главное — соблюсти досудебный порядок. Условия для изменения контракта. Случаи , когда подрядчикам удавалось добиться расторжения договора по этому основанию , единичны. Но отказная практика не должна отпугивать: зачастую отказы судов связаны с несоблюдением подрядчиком порядка расторжения договора , а именно с тем , что подрядчик перед обращением в суд не предъявил заказчику требование об увеличении цены ( см. определение ВАС РФ от по делу № / 8, постановления ФАС Московского округа от по делу № / 8, округа от по делу № /2009, Дальневосточного округа от по делу № /2010). Дело в том , что пункт 6 статьи 709 Гражданского кодекса отсылает к статье 451 Гражданского кодекса , а из пункта 2 этой статьи следует , что обращение в суд за расторжением договора возможно , если стороны не смогли согласовать изменение договора. Иными словами , подрядчик не может расторгнуть контракт , не попытавшись согласовать с заказчиком новые условия о цене работ. Указание в пункте 6 статьи 709 Гражданского кодекса на существенное возрастание стоимости материалов , оборудования и оказываемых подрядчику третьими лицами услуг требует в каждом конкретном случае установления , , степени существенности удорожания строительства , а , того , можно ли было такое удорожание предусмотреть при заключении договора.

Nota bene!

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Дополнительными аргументами для расторжения госконтракта удорожания материалов , оборудования и оказываемых подрядчику третьими лицами услуг могут быть величина убытков подрядчика , которые он понесет в случае исполнения договора по первоначально согласованной цене , угроза несостоятельности ( банкротства) подрядчика и др. Как доказать удорожание. В качестве общего критерия существенности удорожания строительства может использоваться величина , указанная в пункте 3 статьи 744 норма дает подрядчику право требовать пересмотра сметы , если по независящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на 10 процентов. Альтернативным критерием определения существенности удорожания может быть величина предусмотренного в смете резерва средств на непредвиденные работы и затраты , установленного в пункте 4.96 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ МДС 81−35.2004 ( утверждена постановлением Госстроя России от № 15/1). Эта величина варьируется от двух процентов для объектов капитального строительства непроизводственного назначения до десяти процентов для уникальных объектов капитального строительства , а также объектов атомной энергетики , гидротехнических сооружений первого класса , объектов космической инфраструктуры , метрополитенов. Убедить суд в том , что рост цен на материалы и оборудование существенно превысил ожидания контрагентов , помогут показатели прогнозного индекса дефлятора , сопоставленные с действительным уровнем инфляции . Как следует из письма Минэкономразвития от № , определяя цену государственного или муниципального контракта , заказчик должен учитывать все факторы , влияющие на цену , в том числе риски , связанные с возможностью ее повышения. Для этого , согласно письму Минэкономразвития от № , заказчик вправе ориентироваться на показатели прогнозного индекса дефлятора , публикуемого Минэкономразвития. Таблицу , содержащую прогноз показателей инфляции по годам вплоть до 2017 года , можно найти на сайте Минэкономразвития ( www.economy.gov.ru) в разделе « Прогнозы развития РФ и отдельных секторов экономики», а действительный уровень инфляции можно узнать на сайте Росстата ( www.gks.ru) в разделе « Цены». Следует отметить , что некоторые суды толкуют пункт 6 статьи 709 Гражданского кодекса буквально и полагают , что речь идет именно об увеличении стоимости материалов и оборудования , а не любых других показателей , которые могут ухудшить положение подрядчика , таких , например , как расчетный индекс работ ( постановление ФАС округа от по делу № /2008). Но некоторые суды придерживаются и расширительного толкования ( постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от по делу № /08).

Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:

8 800 350-81-94
Круглосуточно

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Расторжение госконтрактов в связи с повышением цен

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Изменить или расторгнуть госконтракт непросто, однако при соблюдении определенных условий сделать это возможно. Для этого необходимо, чтобы возможность вносить изменения в госконтракт или отказаться от госконтракта была предусмотрена им самим. Если такая возможность контрактом предусмотрена, необходимо соблюсти досудебный порядок: обратиться к заказчику с предложением об изменении условий госконтракта в связи с непредвиденным удорожанием оборудования и материалов со ссылкой на п. 6 ст. 709 ГК РФ. В случае отказа заказчика от изменений условий госконтракта подрядчик может обращаться в суд. В суде подрядчику нужно быть готовым доказать два факта: что цена на материалы и оборудование на самом деле существенно увеличилась и что подрядчик при заключении договора не мог ожидать такого увеличения. Согласно п. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда и в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. В пункте 19 этой же статьи указано, что подрядчик (исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Какой отсюда следует вывод? Расторжение договора по инициативе подрядчика (исполнителя) возможно по основаниям, предусмотренным ГК РФ, и только в том случае, если такая возможность прямо предусмотрена самим госконтрактом. В ГК РФ есть несколько оснований для расторжения договора подряда. Во-первых, это отказ от договора подряда в случаях, когда материалы либо оборудование должен предоставить заказчик, а он в свою очередь допускает связанные с этой обязанностью нарушения (п. 3 ст. 716, п. 2 ст. 719, п. 3 ст. 745 ГК РФ). Однако эти случаи отпадают, поскольку в рассматриваемой ситуации материалы и оборудование предоставляет подрядчик (исполнитель) и ни о каких нарушениях со стороны заказчика речи не идет. Еще есть вариант воспользоваться правом на расторжение договора в судебном порядке, предусмотренном ст. 451 ГК РФ, которая позволяет расторгнуть договор в судебном порядке в случае существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. Однако на эту норму подрядчику тоже не стоит рассчитывать. Дело в том, что судебная практика исходит из того, что ухудшение экономической ситуации, финансовый кризис или просто падение курса валюты относятся к таким обстоятельствам, которые стороны, ведущие предпринимательскую деятельность, должны были предвидеть, вступая в договорные отношения (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 № 1074/10 по делу № А40-90259/08-28-767). Что же остается делать подрядчику? Реально в сложившейся ситуации рассчитывать можно только на п. 6 ст. 709 ГК РФ. Согласно этой норме при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование — расторжения договора в соответствии со ст. 451 ГК РФ. Как показывает практика, чтобы п. 6 ст. 709 ГК РФ сработал, подрядчику необходимо досконально соблюсти указанные в нем требования. Речь идет о том, что подрядчику следует сначала предъявить заказчику требование об изменении цены контракта в связи с увеличением стоимости материалов и оборудования. И только потом, получив отказ, обращаться с соответствующими требованиями в суд. На необходимость соблюдения досудебного порядка суды прямо указывают в своих решениях (см., например, решение Арбитражного суда Приморского края от 21.04.2014 по делу № А51-14396/2013, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 02.11.2010 по делу № А28-3447/2009, Дальневосточного округа от 04.10.2011 № Ф03-4675/2011 по делу № А59-5006/2010). Это требование вытекает из ст. 451 ГК РФ, к которой отсылает п. 6 ст. 709 ГК РФ: расторжение договора возможно, если стороны не смогли согласовать его изменение. Из содержания абз. 2 п. 6 ст. 709 ГК РФ следует, что подрядчик должен доказать, во‑первых, факт существенного удорожания материалов и оборудования, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, а во‑вторых, что это удорожание нельзя было предусмотреть при заключении госконтракта. Чтобы доказать, что удорожание материалов и оборудования было существенным, можно попробовать сослаться на п. 3 ст. 744 ГК РФ, согласно которому подрядчик вправе требовать пересмотра сметы, если по не зависящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на 10%. Безусловно, серьзным аргументом для суда будет также то обстоятельство, что подрядчик выполняет работы себе в убыток.

Статья 95. изменение, расторжение контракта

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Отчетность заказчика Субъекту, осуществляющему закупку, необходимо помнить об обязанностях, закрепленных ФЗ № 44. В частности, в нормативном акте заказчику предписывается оформлять отчет. В нем должны присутствовать сведения о результатах отдельного этапа выполнения контракта, информация о поставленных изделиях, предоставленных услугах или выполненных работах. В случае ненадлежащего исполнения условий сделки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) эти данные также отражаются в отчете. В документе приводится информация и об изменении либо расторжении контракта. Положение о составлении и размещении документа в ЕИС утверждено правительственным Постановлением № 1093 от 2013 г.

Расторгнуть контракт по соглашению сторон можно, если его сумма уменьшилась

Можно ли расторгнуть договор поставки по соглашению сторон, на большую сумму, относительно первоначальной цены договора? Смотря с чем это связано, Вы можете более подробно описать ситуацию, возможно целесообразно Заключить дополнительное соглашение об изменении цены Договора, а затем его расторгнуть. Но опять же, для более полного ответа необходимо знать ситуацию. С уважением, Шелковая Наталья Николаевна Здравствуйте, Елена! А что Вы понимаете под расторжением договора на большую сумму? То есть по договору была предоплата и в связи с расторжением Продавец должен вернуть больше чем получил или в чем смысл? Поясните, тогда можно будет дать более детальную консультацию. Ст. 95 44-ФЗ содержит конкретный перечень случаев, когда заказчик имеет возможность уменьшить цену договора:
  1. Неизменный объем поставляемых товаров, работ, услуг (ТРУ). Без уменьшения объема работ снизить цену контракта можно, но это наиболее редко встречаемая ситуация на практике. Ведь изначально поставщик предложил свой минимум на торгах. Однако следует учитывать этот случай при поставке жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, которые имеют свой предел стоимости. Победитель, указав в заявке конкретное торговое наименование, должен поставить ценник не выше того, который зафиксировало государство (п. 2 ч. 10 ст. 31 содержит обязанность заказчика отказаться от заключения контракта при отказе победителя снизить расценки).
  2. Изменение объема поставляемых ТРУ. Заказчик вправе предложить участнику уменьшить количество поставляемого товара не более чем на 10%. При этом и расценки будут снижены пропорционально объему. В этом случае необходимо учитывать, что уменьшение происходит исходя из стоимости единицы ТРУ, которая определяется как частное от деления первоначальной цены договора на предусмотренное количество.
  3. Наличие обстоятельств, не позволяющих сторонам выполнить условия договора по независящим от них причинам. Этот случай предусматривает соблюдение ряда условий, а именно: контракт заключен для федеральных нужд или нужд субъекта РФ со сроком исполнения не менее 3 лет или для муниципальных нужд со сроком исполнения не менее 1 года, и цена составляет или превышает размер, установленный Постановлением Правительства № 1186 от 19.12.2013. Для госконтрактов, которые обеспечивают федеральные нужды, такой размер составляет 10 млрд руб., региональные — 1 млрд руб., а для местных — 500 млн. Исключение — федеральный госконтракт, который включает выполнение работ по проведению клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения. Для такой сделки планку установили в размере 40 млн рублей.
    В перечисленных случаях на основании решения Правительства, высшего исполнительного органа субъекта РФ, местной администрации по договорам для обеспечения нужд соответствующего уровня возможно изменение стоимости контракта.
  4. Изменение регулируемых цен. Маловероятный случай, когда тарифы на электрическую, тепловую энергию, услуги связи и пр. снижены. Очевидно, что при данных обстоятельствах государство не должно переплачивать денежные средства. Пропорционально снижению тарифа стороны снижают стоимость контракта.
  5. Уменьшение ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств. Не редкий случай, когда у заказчика просто снижают объемы финансирования. Для сторон договора это можно назвать форс-мажорными обстоятельствами, ведь они происходят независимо от их воли и желания. Как и в вышеперечисленных ситуациях, расчет снижения должен осуществляться пропорционально уменьшенному объему, и заказчик обеспечивает согласование с поставщиком нового количества товара. Для этого используйте Методику сокращения количества товаров, объемов работ или услуг при уменьшении цены контракта. Она утверждена Постановлением Правительства № 1090 от 28.11.2013.
  6. Изменение по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина РФ за пределами территории РФ. Если пациент идет на поправку, то, возможно, ему больше не потребуются определенные лекарственные препараты. В таком случае перечень медицинских средств сокращается, и стоимость контракта снижается.
Чтобы снизить цену контракта, заказчику следует придерживаться определенного алгоритма.
Шаг 1. Проверка положений документации и договора.
Читать еще:  Преступления экономической направленности статьи
Необходимо уточнить условия объявленной закупки. К примеру, изначально при публикации заказчик может предусмотреть в документации и контракте раздел «Информация о возможности изменить условия» и использовать следующую формулировку, позволяющую уменьшать стоимость. Шаг 2. Анализ причины изменения.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Заказчик должен проанализировать, подходит ли его случай под установленный законом о контрактной системе. Шаг 3. Уведомление поставщика о планируемом снижении стоимости.
В целях оперативного разрешения вопроса о возможности изменения цены заказчику целесообразно направить поставщику сопроводительное письмо, указывающее на предложение изменить стоимость договора (уточним, что в некоторых случаях это не право поставщика снизить расценки, а его обязанность: предел стоимости лекарственных препаратов, уменьшение регулируемых тарифов и др.).
Как оформить сопроводительное письмо, какую информацию в него включать — приведено в отдельной статье «Как правильно написать сопроводительное письмо к документам при осуществлении закупок».

Расторгнуть контракт по соглашению сторон можно, если его сумма уменьшилась

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). а) сторона государственного контракта, которая заключила такой контракт от имени субъекта Российской Федерации согласно статье 111.4 настоящего Федерального закона, направляет в течение десяти рабочих дней со дня его расторжения уведомления об указанном расторжении заказчикам, заключившим в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракты, обязательства по которым не исполнены на дату направления таких уведомлений. Уведомление о расторжении государственного контракта, заключенного согласно статье 111.4 настоящего Федерального закона, направляется заказчикам по почте заказными письмами с уведомлением о вручении по адресам заказчиков, указанным в контрактах.В данном случае он обязан оформить расторжение договора в одностороннем порядке 44 ФЗ или по решению суда, ведь ненадлежащее исполнение договора ведет к ответственности в виде штрафов, пеней, а также внесению поставщика в реестр недобросовестных (в отличие от взаимного решения). Шаг 2. Составить документ о расторжении по соглашению сторон. Необходимо документально зафиксировать прекращение прав и обязанностей заказчика и поставщика и отразть их взаимное согласие о прекращении правоотношений. Образец такого документа вы надете ниже. Шаг 3. Вернуть обеспечение. При расторжении контракта по соглашению сторон все обязательства по нему прекращаются (п. 2 ст. 453 ГК РФ).

Расторжения контракта по соглашению сторон: рассмотрение по фз-44

Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе. (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 13.

Форум института госзакупок (москва)

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Перечень соответствующих заказчиков определяется на основании информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками; б) заказчики в течение трех рабочих дней с даты получения указанного в подпункте «а» настоящего пункта уведомления обязаны принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;
Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ) 1.1. Утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 29.12.2015 N 390-ФЗ. (см. текст в предыдущей редакции) 2. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях сокращение количества товара, объема работы или услуги при уменьшении цены контракта осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Российской Федерации. 3. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях принятие государственным или муниципальным заказчиком решения об изменении контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств осуществляется исходя из соразмерности изменения цены контракта и количества товара, объема работы или услуги. 4. Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом; 7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.

Статьи по теме

В связи с ухудшением экономической ситуации подрядчик по госконтракту вынужден работать себе в убыток. Можно ли рассчитывать на изменение или расторжение контракта? Основной вопрос: в связи с ухудшением экономической ситуации подрядчик по госконтракту вынужден работать себе в убыток. Можно ли рассчитывать на изменение или расторжение контракта? Решение: основания для изменения или расторжения госконтрактов еще более жесткие , чем для обычных договоров. Но в связи с экономическим кризисом в законе № сделано некоторое послабление. Правда , оно сработает , только если госзаказчик пойдет навстречу. В иных случаях стоит рассчитывать лишь на пункт 6 статьи 709 ГК РФ.
Читать еще:  Что нужно чтобы перевестись в другую поликлинику

42 полезных документа для юриста компании


Николай Андрианов, менеджер проектов по разрешению споров и урегулированию конфликтов юридической фирмы VEGAS LEX В условиях стабильного рынка государственные и муниципальные контракты очень привлекательны для бизнеса: заказы по ним , как правило , объемные , а контрагент гарантированно платежеспособен. Изменившаяся экономическая ситуация внесла существенные коррективы , и многие госконтракты не просто стали невыгодными для исполнителей , но и превратились в убыточные. Особенно это касается таких дорогостоящих и длительных проектов , как подряд. Попавшие в ловушку кризиса компании задаются вопросом: можно ли изменить условия госконтракта о цене или хотя бы расторгнуть его? В отличие от обычных договоров в случае с государственным или муниципальным контрактом желание изменить или расторгнуть его осложняется тем , что такая возможность ограничена даже по соглашению сторон. Иными словами , даже когда заказчик готов пойти навстречу , закон ограничивает возможность изменения или расторжения контракта.

Основания для изменения госконтракта

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Изменение существенных условий госконтракта при его исполнении не допускается ( ч. 1 ст. 95 Федерального закона от № «О контрактной системе в сфере закупок товаров , работ , услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», далее — закон № ). Даже по соглашению сторон госконтракт можно изменить только в случаях , перечисленных в пунктах 1−7 части 1 статьи 95 закона № , причем госконтракт и информация о закупке изначально должны содержать положения о возможности изменения его условий. Недавно закон № пополнился специальными антикризисными возможностями по изменению госконтрактов ( ч. 1.1 ст. 95 закона № ), которые заработали с 18 марта 2015 года. С 1 января 2014 года — госконтракты , заключенные на срок не менее чем три года для обеспечения федеральных нужд , нужд субъекта Российской Федерации и на срок не менее чем один год для обеспечения муниципальных нужд , цена которых равна либо превышает 10 млрд , 1 млрд и 500 млн рублей для обеспечения федеральных нужд , нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд соответственно ( подп. 2, 3, 4 п. 1 ст. 95 закона № , постановление от № 1186 «Об установлении размера цены контракта , при которой или при превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены "). Общие условия для изменения госконтракта. Среди возможных изменений условий госконтракта , которые должны быть названы в самом госконтракте ( ч. 1 ст. 95 закона № ), фигурируют уменьшение цены без изменения других условий ( об объеме , качестве и др.), а также пропорциональное изменение цены и объема или качества производимых работ. Кроме того , основаниями изменения условий госконтракта являются изменение регулируемых цен ( тарифов) на товары , работы , услуги , а также уменьшение лимитов бюджетных обязательств. Помимо этого предусмотрена возможность внести изменения в крупные госконтракты , если их исполнение становится невозможным по не зависящим от сторон обстоятельствам. Изменения в этом случае вносятся на основании решения соответствующего органа исполнительной власти — , высшего исполнительного органа субъекта РФ либо местной администрации муниципалитета. Иными словами , даже теоретическая возможность договориться с госзаказчиком об изменении условий предусмотрена лишь для немногих исполнителей. Остальные подрядчики столкнутся с необходимостью завершить проект по ранее согласованной цене себе в убыток ( вследствие роста цен на используемые материалы и оборудование) или будут искать возможность выхода из проекта. Специальные антикризисные возможности. В связи с непростой экономической ситуацией в закон № были внесены поправки , которые должны помочь подрядчикам договориться с заказчиками об изменении цены или срока выполнения работ , даже если такая возможность не была предусмотрена самим госконтрактом. Это исключение из общего правила будет иметь временный характер ( часть 1.1 вводится в статью 95 закона № на период с 1 января 2015 года по 1 января 2016 года). Временная норма предусматривает возможность изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта , и ( или) цены контракта , и ( или) цены единицы товара , работы , услуги , и ( или) количества товаров , объема работ , услуг , предусмотренных контрактами. Правда , эта норма распространяется только на контракты , срок исполнения которых завершается в 2015 году. Дополнительные условия для использования этой нормы и порядок ее применения конкретизированы в постановлении от № 198 «Об утверждении Правил изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта , и ( или) цены контракта " ( далее — Правила № 198). Нужно отметить , что многое в этих Правилах № 198 описано достаточно туманно и вызывает вопросы.

Nota bene!

Правила № 198 также предусматривают возможность изменения в порядке части 1.1 статьи 95 закона № контрактов на поставку товаров , выполнение работ , оказание услуг , включенных в перечни , которые должны утвердить различные государственные органы и ведомства. В частности , там установлено , что изменить контракт в порядке части 1.1 статьи 95 закона № можно лишь при одновременном соблюдении трех условий. , срок контракта должен быть свыше шести месяцев. , эта возможность распространяется лишь на контракты с предметом , названным в Правилах № 198. В частности , на контракты , предметом которых является строительство , реконструкция , техническое перевооружение объектов капитального строительства , включая приобретение оборудования , и ( или) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия ( памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Третье условие для применения части 1.1 статьи 95 закона № : исполнение контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно. Нетрудно заметить , что имеется в виду основание , предусмотренное в статье 451 Гражданского кодекса. В одном из пунктов Правил № 198 есть прямая ссылка на эту статью: для заключения допсоглашения об изменении госконтракта исполнитель по этому госконтракту ( подрядчик , поставщик ) должен направить госзаказчику письменное обращение с обоснованием невозможности исполнения контракта без изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств в соответствии со статьей 451 Гражданского кодекса. Однако судебная практика традиционно не признает кризисные явления в экономике изменением обстоятельств в смысле статьи 451 Гражданского кодекса. С учетом этого не ясно , на какие именно обстоятельства может сослаться исполнитель. После получения от исполнителя указанного выше письменного обращения госзаказчик в срок не более чем 30 дней принимает решение о внесении изменений в контракт , изменение оформляется дополнительными соглашением. При этом в Правилах № 198 не установлено , что в случаях госзаказчик обязан внести изменения в контракт — есть лишь перечень обстоятельств , из которых заказчик должен исходить , принимая решение. Остается только догадываться , как именно соответствующие обстоятельства должны влиять на принятие решения об изменении условий контракта или сохранении прежних. Например , среди этих обстоятельств , которые должен учесть заказчик, — объем фактически исполненных обязательств по контракту. Означает ли это , что при большом объеме уже выполненных работ цена или сроки не подлежат изменению или , наоборот , нужно пойти навстречу подрядчику , не ясно. На случай если госзаказчик согласен повысить цену , Правила № 198 устанавливают рамки , в пределах которых возможно повышение. Для расчета предельного значения повышенной цены Правила № 198 содержат ряд формул ( в зависимости от вида контракта и предусмотренного в нем способа определения цены).

Основания для расторжения госконтракта

Согласно пункту 8 статьи 95 закона № , расторжение госконтракта допускается по соглашению сторон , по решению суда , а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения « в соответствии с гражданским законодательством». То есть закон № отсылает в данном случае к общим основаниям отказа от договора , установленным в Гражданском кодексе. Причем в части 19 статьи 95 закона № уточняется , что подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям , предусмотренным Гражданским кодексом для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств , если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно , без упоминания этого права в самом контракте основания Гражданского кодекса для одностороннего отказа от договора не работают.
Читать еще:  Пластиковые паспорта в россии последние новости

Nota bene!

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Существенное возрастание стоимости материалов и оборудования , предоставленных подрядчиком , а также оказываемых ему третьими лицами услуг дают подрядчику право при отказе заказчика увеличить стоимость работ требовать только расторжения договора , а не изменения его цены в судебном порядке. Принимая во внимание , что закон № в качестве оснований для одностороннего отказа подрядчика от договора называет обстоятельства , указанные в качестве таковых в Гражданском кодексе ( и одновременно с этим предусмотренные контрактом), а параграф 5 главы 37 Гражданского кодекса ( «Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд») не предусматривает специальных оснований для одностороннего отказа подрядчика от исполнения госконтракта , такие основания должны определяться в соответствии с параграфом 1 главы 37 Гражданского кодекса ( «Общие положения о подряде»). А применительно к строительному подряду — в соответствии с параграфом 3 главы 37 Гражданского кодекса ( «Строительный подряд»). Что касается права требовать расторжения договора в судебном порядке , то оно возникает у подрядчика в случаях , предусмотренных пунктом 2 статьи 450 и статьей 451 Гражданского кодекса. Еще один случай , специальный для договоров подряда , предусмотрен в пункте 6 статьи 709 Гражданского кодекса. Основания для внесудебного отказа от договора подряда. Общие положения о подряде и положения о строительном подряде предусматривают всего три основания для отказа подрядчика от договора подряда. И все они связаны с нарушениями , допущенными со стороны заказчика ( п. 3 ст. 716, п. 2 ст. 719, п. 3 ст. 745 ГК РФ). Следовательно , законодательство не предоставляет подрядчику право в одностороннем порядке отказаться от исполнения государственного ( муниципального) контракта по мотивам , не связанным с нарушениями со стороны заказчика. Основания для судебного расторжения договора.Пункт 2 статьи 450 Гражданского кодекса тоже предусматривает возможность расторжения договора лишь при его нарушении другой стороной. Причем речь идет о существенном нарушении , когда заказчик в значительной степени лишается того , на что был вправе рассчитывать при заключении договора. Строго говоря , в пункте 2 статьи 450 Гражданского кодекса упоминаются еще и «иные случаи , предусмотренные настоящим кодексом , другими законами или договором». Но в случае с подрядными госконтрактами никаких « иных случаев» нет: как мы помним , закон № не содержит специальных положений для расторжения контракта , но отсылает к нормам Гражданского кодекса , а сам госконтракт не может содержать иных оснований ( дополнительных к названным в Гражданском кодексе) для его расторжения. Статья 451 Гражданского кодекса позволяет требовать расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств. Однако расторгнуть госконтракт на этом основании , ссылаясь на ухудшение общей экономической ситуации , финансовый кризис , инфляцию или падение курса рубля , вряд ли удастся. Судебная практика по любым договорам ( включая госконтракты) исходит из того , что финансовый кризис не относится к изменению обстоятельств , которое нельзя было предвидеть , так как стороны , вступая в договорные отношения , должны прогнозировать возможность ухудшения экономической ситуации ( см. постановления Президиума ВАС РФ от № 4876/01, от № 1074/10, от № 1074/10).

Расторжение госконтракта в связи с ростом цен на оборудование и материалы

Самый перспективный для подрядчика путь изменения госконтракта в связи с кризисными явлениями — воспользоваться пунктом 6 статьи 709 Гражданского кодекса. В этой норме подрядчику предоставлено право при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования , а также оказываемых ему третьими лицами услуг , которое нельзя было предусмотреть при заключении договора , требовать увеличения установленной за работу цены , а при отказе заказчика выполнить это требование — расторжения договора в соответствии со статьей 451 Гражданского кодекса. Среди этой практики есть решения в том числе по попыткам расторжения госконтрактов. Следовательно , суды в принципе допускают возможность применения пункта 6 статьи 709 ГК РФ к возникшим из таких контрактов правоотношениям , главное — соблюсти досудебный порядок. Условия для изменения контракта. Случаи , когда подрядчикам удавалось добиться расторжения договора по этому основанию , единичны. Но отказная практика не должна отпугивать: зачастую отказы судов связаны с несоблюдением подрядчиком порядка расторжения договора , а именно с тем , что подрядчик перед обращением в суд не предъявил заказчику требование об увеличении цены ( см. определение ВАС РФ от по делу № / 8, постановления ФАС Московского округа от по делу № / 8, округа от по делу № /2009, Дальневосточного округа от по делу № /2010). Дело в том , что пункт 6 статьи 709 Гражданского кодекса отсылает к статье 451 Гражданского кодекса , а из пункта 2 этой статьи следует , что обращение в суд за расторжением договора возможно , если стороны не смогли согласовать изменение договора. Иными словами , подрядчик не может расторгнуть контракт , не попытавшись согласовать с заказчиком новые условия о цене работ. Указание в пункте 6 статьи 709 Гражданского кодекса на существенное возрастание стоимости материалов , оборудования и оказываемых подрядчику третьими лицами услуг требует в каждом конкретном случае установления , , степени существенности удорожания строительства , а , того , можно ли было такое удорожание предусмотреть при заключении договора.

Nota bene!

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Дополнительными аргументами для расторжения госконтракта удорожания материалов , оборудования и оказываемых подрядчику третьими лицами услуг могут быть величина убытков подрядчика , которые он понесет в случае исполнения договора по первоначально согласованной цене , угроза несостоятельности ( банкротства) подрядчика и др. Как доказать удорожание. В качестве общего критерия существенности удорожания строительства может использоваться величина , указанная в пункте 3 статьи 744 норма дает подрядчику право требовать пересмотра сметы , если по независящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на 10 процентов. Альтернативным критерием определения существенности удорожания может быть величина предусмотренного в смете резерва средств на непредвиденные работы и затраты , установленного в пункте 4.96 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ МДС 81−35.2004 ( утверждена постановлением Госстроя России от № 15/1). Эта величина варьируется от двух процентов для объектов капитального строительства непроизводственного назначения до десяти процентов для уникальных объектов капитального строительства , а также объектов атомной энергетики , гидротехнических сооружений первого класса , объектов космической инфраструктуры , метрополитенов. Убедить суд в том , что рост цен на материалы и оборудование существенно превысил ожидания контрагентов , помогут показатели прогнозного индекса дефлятора , сопоставленные с действительным уровнем инфляции . Как следует из письма Минэкономразвития от № , определяя цену государственного или муниципального контракта , заказчик должен учитывать все факторы , влияющие на цену , в том числе риски , связанные с возможностью ее повышения. Для этого , согласно письму Минэкономразвития от № , заказчик вправе ориентироваться на показатели прогнозного индекса дефлятора , публикуемого Минэкономразвития. Таблицу , содержащую прогноз показателей инфляции по годам вплоть до 2017 года , можно найти на сайте Минэкономразвития ( www.economy.gov.ru) в разделе « Прогнозы развития РФ и отдельных секторов экономики», а действительный уровень инфляции можно узнать на сайте Росстата ( www.gks.ru) в разделе « Цены». Следует отметить , что некоторые суды толкуют пункт 6 статьи 709 Гражданского кодекса буквально и полагают , что речь идет именно об увеличении стоимости материалов и оборудования , а не любых других показателей , которые могут ухудшить положение подрядчика , таких , например , как расчетный индекс работ ( постановление ФАС округа от по делу № /2008). Но некоторые суды придерживаются и расширительного толкования ( постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от по делу № /08).

Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:

8 800 350-81-94
Круглосуточно

Расторжение госконтрактов в связи с повышением цен: 13 комментариев

  1. berkey

    Hey! Would you mind if I share your blog with my twitter group? There’s a lot of folks that I think would really appreciate your content. Please let me know. Cheers|

  2. thefeed

    It is appropriate time to make some plans for the longer term and it is time to be happy. I’ve read this put up and if I may just I want to suggest you few fascinating issues or tips. Perhaps you can write subsequent articles relating to this article. I wish to learn even more issues approximately it!|

  3. thefeed

    I’m more than happy to discover this page. I wanted to thank you for ones time due to this wonderful read!! I definitely really liked every bit of it and i also have you book marked to see new stuff in your website.|

  4. feed

    You made some decent points there. I checked on the web for more info about the issue and found most individuals will go along with your views on this site.|

  5. superbeets

    Hey there, I think your website might be having browser compatibility issues. When I look at your blog site in Ie, it looks fine but when opening in Internet Explorer, it has some overlapping. I just wanted to give you a quick heads up! Other then that, very good blog!|

  6. theragun review

    Do you have a spam problem on this site; I also am a blogger, and I was wanting to know your situation; we have created some nice practices and we are looking to trade solutions with others, why not shoot me an e-mail if interested.|

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.