Разделительный баланс некоммерческой организации

Что такое некоммерческие организации

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Главное отличие некоммерческой организации от коммерческой состоит в ее основополагающей цели. Целью деятельности коммерческой компании является извлечение максимально возможного размера прибыли. Некоммерческие организации не преследуют такой цели, как получение прибыли. Это отражено в ст. 50 ГК РФ. В своей деятельности они прежде всего должны руководствоваться ГК РФ и законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. Как и в коммерческих структурах, виды деятельности некоммерческой организации закрепляются в ее учредительной документации. Деятельность, которую ведет такая организация, должна соответствовать цели ее создания и функционирования. Некоммерческие организации основываются для реализации государством его функций в социальной сфере, образовании, медицине, культуре. Также они ведут религиозную, благотворительную и прочую деятельность. Некоммерческие организации могут быть созданы и в виде объединений граждан и юридических лиц для решения общих задач. Некоммерческие организации могут заниматься и предпринимательской деятельностью, которая приносит доход. К примеру, образовательные учреждения могут оказывать дополнительные платные услуги. Но такая деятельность не должна противоречить главной цели функционирования организации. Она также должна быть прописана в учредительных документах, например в уставе. Учет доходов, полученных по результатам такой деятельности, осуществляется отдельно от основной. Законодательством могут устанавливаться определенные ограничения на ее ведение отдельными видами некоммерческих организаций. Финансовое обеспечение некоммерческих структур возможно в виде:
  • поступлений от учредителей или участников;
  • благотворительных взносов / добровольных пожертвований;
  • доходов от предпринимательской деятельности;
  • доходов от имущества организации, например, от сдачи помещений в аренду;
  • прочих доходов, разрешенных на законодательном уровне.
О том, что отличает бухучет, ведущийся в некоммерческой организации, читайте в материале «Особенности и задачи бухучета в НКО».

Формы некоммерческих организаций

В ГК РФ указаны несколько организационно-правовых форм предприятий, которые создаются на некоммерческой основе:
  1. Потребительские кооперативы (союзы, общества).
    Принято считать, что такие предприятия образуются только с коммерческой целью. Однако в некоммерческой сфере они могут быть организованы с целью объединения физических и юридических лиц для удовлетворения нужд их участников и решения общих проблем. Например, жилищные кооперативы, кредитные общества граждан, садоводческие и дачные объединения, сельскохозяйственные союзы и др.
    Финансирование таких организаций осуществляется за счет участников путем внесения паев.
  2. Фонды.
    Они существуют за счет добровольных взносов граждан и юридических лиц. Фонды преследуют цели, полезные для всего общества: образовательные, социальные, культурные. Часто в виде фондов ведут деятельность благотворительные организации.
  3. Общественные и религиозные организации.
    Это добровольные союзы и объединения граждан с общими интересами и нематериальными (например, духовными) потребностями. Такие объединения могут также функционировать в форме учреждения, общественного движения, фонда. Учредителями могут быть как физические, юридические лица, так и их объединения.
  4. Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы).
    Создаются для координирования предприятий коммерческой сферы и защиты их, а также общих интересов. В качестве учредительной документации выступает учредительный договор, подписанный всеми участниками объединения, и устав. При вступлении в такое объединение самостоятельность каждого члена сохраняется.
  5. Учреждения.
    К ним относятся организации, созданные учредителем (учредителями) для осуществления образовательных, социальных, культурных и управленческих функций. При этом учреждения могут быть как на полном финансировании учредителями, так и на частичном. Для ведения деятельности учреждения могут привлекать благотворительные взносы юридических и физических лиц.

Какую бухгалтерскую отчетность сдают некоммерческие организации

При составлении бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций в 2018-2019 годах необходимо руководствоваться:
  • законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ;
  • Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н;
  • ПБУ 4/99;
  • планом счетов бухучета и инструкцией по его применению;
  • приказом Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.07.2010 № 66н и др.
Также полезно ознакомиться со свежей информацией Минфина России «Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций» (ПЗ-1/2015). Согласно п. 4 ст. 6 закона № 402-ФЗ некоммерческие организации могут сдавать отчетность по упрощенной форме КНД 0710096, которая включает:
  • бухгалтерский баланс (ОКУД 0710001);

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

На нашем сайте вы узнаете, как правильно его заполнить, с помощью статьи «Порядок составления бухгалтерского баланса (пример)».
  • отчет о финансовых результатах (ОКУД 0710002);
Ознакомьтесь с правилами его заполнения на нашем сайте в статье «Заполнение формы 2 бухгалтерского баланса (образец)».
  • отчет о целевом использовании средств (ОКУД 0710006).
ВАЖНО! 01.06.2019 года действуют обновленные бланки упрощенной отчетности, утвержденные приказом Минфина от 19.04.2019 №61н. Согласно данным поправкам все показатели следует вносить в тысячах рублей, т.к. единица измерения "млн.руб." и код "385" ее обозначающий исключены. Кроме того вместо ОКВЭД действует ОКВЭД 2, а в отчете о целевом использовании денежных средств исправлен код ОКУД с 0710006 на 071003. Скачать обновленные бланки упрощенного бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и отчета о целевом использовании денежных средств можно по ссылке ниже.

Электронный формат представления упрощенной отчетности направлен письмом ФНС от 16.07.2018 № ПА-4-6/13687@. При этом такие организации могут представлять бухгалтерскую отчетность и в полном варианте. Решение принимается организацией самостоятельно. Отчет о движении денежных средств (ОКУД 0710004) некоммерческие организации могут не сдавать, если это не вменено им законом. К примеру, в соответствии с п. 5 ст. 12 закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 № 185-ФЗ в годовую отчетность фонда содействия реформированию ЖКХ входит отчет о движении денежных средств, отчет о результатах инвестирования временно свободных средств фонда, отчет об исполнении бюджета фонда. Согласно ПБУ 4/99 некоммерческие организации не обязаны раскрывать в отчетности сведения об изменении капитала (ОКУД 0710003). Некоммерческие организации, не ведущие предпринимательскую деятельность и не имеющие реализационных оборотов, могут представлять бух. отчетность в упрощенном виде 1 раз в год. Она также будет состоять из баланса, отчета о финансовых результатах и отчета о целевом использовании средств. Религиозные организации, которые не имеют обязательств по уплате налогов, бухотчетность могут не сдавать. Некоммерческая организация может разрабатывать табличную форму пояснений к бухбалансу и отчету о финансовых результатах самостоятельно. Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета некоммерческие структуры могут самостоятельно устанавливать детализацию показателей по статьям бухотчетности и определять уровень их существенности. О том, как формируется учетная политика некоммерческой организации, читайте в этом материале.

Бухгалтерская финансовая отчетность социально ориентированных некоммерческих организаций

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Впервые упоминание о социально ориентированных некоммерческих организациях появилось в законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» от 05.04.2010 № 40-ФЗ. К ним можно отнести:
  • общественные и религиозные организации;
  • казачьи общества;
  • автономные некоммерческие организации;
  • общества коренных и малочисленных народов в РФ;
  • организации, деятельность которых направлена на решение социальных проблем, вопросов и помощь гражданам (например, оказывающие юридическую помощь гражданам, поддержку населению после стихийных бедствий и катастроф, занимающиеся защитой окружающей среды, охраной и восстановлением культурных объектов, мест захоронения и др.).
Читать еще:  Перечень технически сложных товаров утверждается
Социально ориентированные некоммерческие организации могут сдавать бухотчетность по упрощенной форме.

Итоги

Порядок сдачи бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций в 2019 году несколько отличается от того, который действует для предприятий коммерческой сферы. Некоммерческие организации имеют право сдавать бухгалтерскую отчетность по упрощенной форме, а также самостоятельно определять детализацию ее статей и уровень существенности. С 01.06.2019 года нужно применять обновленные бланки бухотчетности. Рассмотрим отчетность одновременно как для социально ориентированных некоммерческих организаций, так и для тех некоммерческих организаций, которые будут заполнять общий баланс. Для социально ориентированных некоммерческих организаций баланс и отчет об использовании средств является упрощенным с укрупненными показателями. Особенность этой отчетности: код строки бухгалтерской отчетности указывается по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе крупного показателя – это требование пункта 5 Приказа 66н. Программа 1С: Предприятие для НКО безошибочно проставляет эти коды. Давайте разберем баланс обыкновенный, который будут заполнять некоммерческие организации, которые не подпадают под понятие социально ориентированных или вышли за параметры по поступлениям денежных средств и имущества – за 3 миллиона – и решили заполнять обыкновенный баланс. В Приказе 66н есть установка, по которой меняется пассив. То есть «уставной капитал» по строке 1310 заменяется на «паевой фонд», раздел «собственные акции, выкупленные у акционеров» заменяется на «целевой капитал», «переоценка внеоборотных активов» выбывает, «добавочный капитал (без переоценки)» заменяется на «целевые средства», «резервный капитал» заменяется на «фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества», «нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» – на «резервный и иные целевые фонды». Нераспределенной прибыли в балансе некоммерческой организации быть не должно. Вся прибыль от предпринимательской деятельности за год должна быть закрыта в бухгалтерском учете на счет 86, то есть делается бухгалтерская запись по дебету 84 кредиту 86. Любое нецелевое расходование полученных средств некоммерческой организацией наказуемо. Поэтому старайтесь не получать убытков от предпринимательской деятельности. В балансе – и укрупненном, и обыкновенном – всегда показываются основные средства. То есть в балансе для социально ориентированных некоммерческих организаций это укрупненный показатель, который называется материальные внеоборотные активы, включая основные средства, незавершенные капитальные вложения, основные средства. Основные средства в любом балансе показываются по первоначальной стоимости. Основные средства не амортизируются в бухгалтерском учете некоммерческой организации. Не амортизируются основные средства вне зависимости от того, за счет какого источника они приобретены – за счет предпринимательской деятельности или за счет целевых средств. По основным средствам начисляется износ за балансом. Начисленный за балансом износ не уменьшает первоначальную стоимость основных средств, которую мы показываем в бухгалтерской отчетности. Поэтому по строке «основные средства» указывается первоначальная стоимость. При этом, когда мы сформировали на 08 счете внеоборотные активы, все затраты по приобретению основного средства, включая монтаж, доставку, консультационные услуги (собрали все затраты) делаем бухгалтерскую запись по дебету 01 «Основные средства» и кредиту 08. На эту же дату в этой же сумме мы должны сделать бухгалтерскую запись по дебету 86 и кредиту 83 счета. Это говорит о том, что мы уменьшили, т.е. потратили наши целевые средства и создали фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества. 83 счет звучит как «Добавочный капитал». Когда основное средство выбывает, вы не списываете его через 91 счет, а уменьшаете фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества; в бухгалтерском учете у вас будет бухгалтерская запись по дебету счета 83 и кредиту счета 01. То есть первоначальная стоимость списывается на счет 83 и уменьшает фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Износ начисляется один раз в год, исходя из ПБУ 601, программа 1С: Предприятие для некоммерческих организаций в правильном размере начисляет его ежемесячно. Информацию о начисленном износе вы должны дать в пояснительной записке, в пояснениях в табличной части – «наличие движений основных средств» в графе «накопленные взносы» вы должны дать всю информацию по начисленному износу по основным средствам, которые у вас есть и которые вы используете. Нематериальные активы учитываются в бухгалтерском учете аналогично основным средствам. Нематериальные активы также не амортизируются ни при каких условиях, и когда вы ставите на 04 нематериальные активы, в бухгалтерском учете делается запись по дебету 86 счета «Целевое финансирование» и кредиту счета 83 «Добавочный капитал». Мы опять показываем уменьшение целевых средств и формирование фонда недвижимого и особо ценного движимого имущества. Это делается, когда основные средства приобретены за счет целевых поступлений. Доходные вложения – это приобретенные объекты, которые вы предполагаете сдавать в дальнейшем в аренду. Доходные вложения не амортизируются. Финансовые вложения, нематериальные активы указываются по укрупненному показателю «Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы». По строке «Запасы» могут отражаться материалы, которые остались на конец года по счету 10 «Материалы» и предполагается их использование в дальнейшей уставной деятельности. При этом в письме Министерства финансов №ПЗ-1/2011 от 17 января 2012 года сказано, что при отсутствии значительных остатков несущественной материальной ценности признаются в качестве расхода соответственно по группам статей расхода на содержание аппарата управления и расхода на целевые мероприятия непосредственно в отчете о целевом использовании полученных средств. То есть в бухгалтерском учете мы должны несущественные остатки материальных ценностей списать на ведение уставной деятельности. Помните, что бухгалтерский учет подтверждает бухгалтерскую отчетность, а бухгалтерская отчетность делается на основании данных бухгалтерского учета. По строке запроса могут показываться затраты по незаконченным работам и незавершенному оказанию услуг в соответствии с предметом и целями деятельности. Обычно такие затраты отражаются в виде незавершенного производства на счете 20 «Основное производство». Затраты, которые произведены, но еще не списаны на 86 счет в дебет 86, показываются в балансе по строке 1210 Запасы. Дебиторская задолженность. Потребительские кооперативы, в том числе жилищно-строительные, дачные, гаражные, отражают задолженность членов кооператива по паенакоплениям. В составе финансовых вложений учитываются соответственно вложения, удовлетворяющие требованиям ПБУ 1902, отдельно Министерство финансов в своем письме ПЗ-1/2011 дополнительно указало, что кредитный потребительский кооператив граждан отражает величину займов, предоставленных своим членам. Денежные средства идут отдельной строкой, ни с чем не смешанные, в упрощенном балансе для социально ориентированных коммерческих организаций. По строке «денежные средства» собираем все деньги и считаем кассу плюс расчетный счет (рублевый, валютный – в рублевой оценке по курсу, действующему на конец отчетного периода), плюсуем деньги на специальных счетах в банках, деньги на 57 счете, и указываем по строке 1250 «денежные средства» бухгалтерского баланса. Хочется обратить внимание некоммерческих организаций, которые размещают свои денежные средства в управляющих компаниях, и формируют целевой капитал: если вы перечислили денежные средства в управляющую компанию, свои денежные средства вы все равно отражаете у себя на балансе. Управляющая компания, которая взяла ваше имущество или деньги, должна предоставить баланс, потому что все ваше имущество должна учитывать на отдельном балансе, и вы построчно это все сливаете со своим балансом. Т.е. то имущество, которое находится у управляющей компании, должно учитываться на вашем балансе. Нормативный документ, на основании которого учитываются операции по доверительному управлению – Приказ министерства финансов РФ от 28 ноября 2001 года №97н.
Читать еще:  Физлицо продает нежилое помещение юрлицу налоги
Личные сбережения граждан, переданные на основании договоров в пользу кредитному потребительскому кооперативу, учитываются и отражаются в бухгалтерском балансе отдельно от других средств фонда финансовой взаимопомощи кредитного потребительского кооператива.

Пассив баланса для некоммерческих организаций

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Отдельной строкой в балансе будет паевой фонд – предназначен для потребительских кооперативов, по данной статье отражается информация о паевых взносах пайщиков потребительских кооперативов, о взносах членов кредитных потребительских кооперативов, – все это отражается в корреспонденции с дебиторской задолженностью, т.е. как только ваши члены уплачивают паевые взносы, то уменьшается дебиторская задолженность. Пока члены не выплатили всю задолженность по уплате паевых взносов, в балансе будет эта строка. Паевые взносы отражаются в бухгалтерском балансе отдельно от вступительных взносов и других целевых средств. Статья «Целевой капитал» – в этой строке указываем те средства, которые формируют целевой капитал. По данной статье раскрывается информация о величине сформированного на отчетную дату целевого капитала некоммерческой организации. В письме ПЗ-1/2011 сказано: со дня передачи денежных средств в доверительное управление управляющей компании целевой капитал считается сформированным и отражается как увеличение по статье «целевой капитал» и как уменьшение по группе статей «кредиторская задолженность». Первая запись: дебет 51, кредит 76, – поступили деньги на формирование целевого капитала, как только вы набрали их достаточное количество для того чтобы передать в управляющую компанию, делается проводка: дебет 79, кредит 51 – перечислены денежные средства управляющей компании. И на эту же дату, как только вы сделали проводку по дебету 79 и кредиту 51, в балансе возникает целевой капитал – дебет 76, кредит 86. 79 счета быть не должно. По статье «целевые средства» отражаются не использованные на отчетную дату целевые средства, которые предназначены для обеспечения некоммерческой организации уставной деятельности, ради которой она создана. В эту строчку включается чистая прибыль (убыток) от предпринимательской деятельности некоммерческой организации, сформированный по итогам ее деятельности за отчетный год. В письме ПЗ-1/2011 даны разъяснения: при принятии некоммерческой организацией решения о раскрытии информации о задолженности по членским взносам или иным ожидаемым поступлениям сумма начисленной задолженности отражается по группе статей «дебиторская задолженность».

Семинары и вебинары Аюдар Инфо

В связи с оптимизацией бюджетных расходов получила распространение практика реорганизации государственных и муниципальных учреждений. Это довольно сложная и длительная процедура, которая чревата осложнениями. Несмотря на то, что реорганизация учреждения проходит под контролем и в порядке, установленном учредителем, основная работа идет на уровне учреждения. О том, в каких формах осуществляется реорганизация учреждения, какими действиями сопровождается и какими документами подтверждается – далее в статье.

Формы реорганизации БУ.

Бюджетное учреждение как юридическое лицо по решению учредителя может быть подвергнуто реорганизации. Она проводится в порядке, установленном ГК РФ, Законом об НКО [1] и иными нормативными актами. Реорганизация бюджетного учреждения может быть осуществлена в форме его слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Реорганизация бюджетного учреждения может быть осуществлена в форме его слияния, присоединения, разделения или выделения (п. 8 Порядка № 539 [2] ). Существуют два вида правопреемства при реорганизации: универсальное и сингулярное. При универсальном правопреемстве от реорганизуемого учреждения правопреемнику достаются все права и обязанности в совокупности. При сингулярном правопреемстве происходит переход только части прав и обязанностей в соответствии с передаточным актом.

Формы реорганизации бюджетного учреждения.

Права и обязанности каждого из учреждений переходят к вновь возникшему учреждению К учреждению переходят права и обязанности присоединенного учреждения Права и обязанности разделяемого учреждения переходят к вновь возникшим учреждениям в соответствии с передаточным актом При выделении из состава учреждения одного или нескольких учреждений к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного учреждения в соответствии с передаточным актом При преобразовании учреждения в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности учреждения в отношении других лиц не изменяются

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

* Хотя в п. 6 ст. 17 Закона об НКО указано, что при преобразовании некоммерческой организации к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизованной организации в соответствии с передаточным актом, правопреемство, которое имеет место при преобразовании юридического лица, относится к числу универсальных (п. 5 ст. 58 ГК РФ). Дополнительно см. Постановление ФАС ВВО от 23.11.2006 по делу № А43-2804/2006-2-55. Судебная практика. Бюджетное учреждение было реорганизовано путем присоединения к нему нескольких других БУ. Одно из присоединяемых учреждений не указало в передаточном акте сумму долга по фактически принятым строительным работам на том основании, что договор являлся незаключенным. Как указал суд [13] , правопреемство при реорганизации юридического лица в форме присоединения всегда является универсальным и в силу этого имеет место перемена должника в спорном денежном обязательстве. К бюджетному учреждению может присоединиться не только другое БУ, но и учреждение иного типа. Действующим законодательством не запрещено участие в реорганизации учреждений различного типа. Это означает, что к БУ может присоединиться не только другое БУ, но и учреждение иного типа. На такую возможность указывает п. 9 Порядка 539, регулирующий отдельные случаи реорганизации федерального учреждения: разделение, выделение, слияние, если возникшее при этом юридическое лицо является федеральным казенным учреждением, или присоединение федерального бюджетного или автономного учреждения к казенному. Аналогичная практика существует на региональном и местном уровнях. Например, Постановлением Правительства Еврейской автономной области от 10.06.2016 № 166-пп утверждена реорганизация путем слияния областного государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» и областного государственного автономного учреждения «Детский оздоровительный центр «Солнечный»; Постановлением администрации г. Вологды от 13.10.2017 № 1185 – реорганизация бюджетного учреждения «Физкультурно-спортивный центр города Вологды» путем присоединения к нему муниципального автономного учреждения «Центр спортивной подготовки». Преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается в случаях и в порядке, которые установлены законом. Следует отметить, что преобразование как форма реорганизации не предусмотрено для федеральных учреждений. На региональном и местном уровне примеры преобразования БУ немногочисленны. Например, муниципальное бюджетное учреждение Благовещенска «Дорожно-эксплуатационное управление» было преобразовано в муниципальное казенное предприятие Благовещенска «Дорожно-эксплуатационное управление», что подтверждается записью в ЕРГЮЛ (ОГРН 1122801006800). Судебная практика. В арбитражном порядке [4] было признано недействительным Постановление главы администрации муниципального образования город Сосногорск от 15.06.2004 № 885 о реорганизации муниципального учреждения «Служба единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства города Сосногорска» путем его преобразования в ООО «Взаимодействие». Суд указал на отсутствие в действующем законодательстве такого способа приватизации, как преобразование государственного или муниципального учреждения в коммерческую организацию.
Читать еще:  Порядок возврата некачественного товара поставщику
Государственное или муниципальное учреждение нельзя преобразовать в коммерческую организацию. Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией (п. 1 ст. 17.1 Закона об НКО). Поэтому если БУ становится казенным или автономным учреждением, это является не преобразованием, а изменением типа учреждения [5 .

Как принимается решение о реорганизации?

В соответствии со ст. 57 ГК РФ и п. 2.1 ст. 16 Закона об НКО принятие решения о реорганизации и проведение реорганизации бюджетных учреждений осуществляются в порядке, установленном: 1) Правительством РФ – в отношении федеральных учреждений;

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении учреждений субъекта РФ; 3) местной администрацией муниципального образования – в отношении муниципальных учреждений. Решение о реорганизации оформляется правовым актом. Решения учредителей о реорганизации, как правило, содержат следующие сведения:
  • наименования учреждений, участвующих в процессе реорганизации, с указанием их типов;
  • форму реорганизации;
  • наименование учреждения (учреждений) после завершения реорганизации;
  • основание для принятия решения о реорганизации БУ;
  • дату, на которую проводится реорганизация БУ;
  • срок проведения реорганизационных мероприятий;
  • сведения о создании органа (комиссии), уполномоченного учредителем на реорганизацию с назначением председателя органа (комиссии) при реорганизации БУ;
  • источник финансирования расходов, связанных с проведением реорганизации;
  • перечень органов исполнительной власти или учреждений, которым передаются активы и обязательства реорганизуемого БУ.
При необходимости в указанных решениях отражаются вопросы, связанные с передачей имущества (Письмо Минфина РФ от 16.06.2003 № 03-01-01/08-176).

Уведомление о реорганизации.

Решения учредителей также обычно дублируют нормы законодательства (но с детализацией) – указывается, какие действия и в какой срок надо произвести реорганизуемым учреждениям. В силу ст. 13.1 Закона о реорганизации [6] учреждениям следует:
  • в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации сообщить в письменной форме в регистрирующий орган [7] о начале процедуры реорганизации, в том числе о ее форме, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более учреждений такое уведомление [8] направляется учреждением, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным в решении о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что учреждение (учреждения) находится (находятся) в процессе реорганизации;
  • после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц размещать уведомление о реорганизации в органах печати, публикующих данные о государственной регистрации юридических лиц [9] . В уведомлении указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом или продолжающем деятельность в результате реорганизации учреждении, ее форма, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом;
  • в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в письменной форме уведомить известных учреждению его кредиторов. Кредитор учреждения, если его права требования возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации учреждения, вправе потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения – прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым учреждением. Предъявление кредиторами требований не является основанием для приостановления процедуры реорганизации учреждения.

Какую отчетность подготовить и какие расчеты произвести при реорганизации?

Порядок формирования бухгалтерской отчетности при реорганизации установлен разд. III Инструкции № 33н [10] . В случае реорганизации такая отчетность формируется и представляется на дату проведения реорганизации в следующем составе:
  • разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения ( ф. 0503830 );
  • справка по консолидируемым расчетам учреждения ( ф. 0503725 );
  • справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года ( ф. 0503710 );
  • отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности ( ф. 0503737 );
  • отчет об обязательствах учреждения ( ф. 0503738 );
  • отчет о финансовых результатах деятельности учреждения ( ф. 0503721 );
  • отчет о движении денежных средств учреждения ( ф. 0503723 );
  • пояснительная записка к балансу учреждения ( ф. 0503760 ).
Утвержденная учредителем или органом исполнительной власти, принявшим решение о реорганизации учреждения, бухгалтерская отчетность представляется органу власти по новой в результате реорганизации учреждения ведомственной подчиненности. Данные, отраженные в отчетности реорганизуемого учреждения, должны быть подтверждены инвентаризацией активов и обязательств. В текстовой части пояснительной записки к балансу учреждения раскрываются сведения о правопреемственности по всем обязательствам реорганизуемого учреждения в отношении всех кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые в суде, а также иная информация, существенная для учредителя, соответствующего финансового органа, характеризующая показатели деятельности реорганизуемого субъекта отчетности за отчетный период. Реорганизуемые учреждения обеспечивают выполнение приемопередаточных процедур, в том числе передачу показателей, отражаемых на лицевых счетах, открытых учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства по месту обслуживания, в соответствии с п. 113 Порядка № 21н [11] . При закрытии лицевого счета в связи с реорганизацией учреждения передача показателей, отраженных на закрываемом лицевом счете, осуществляется на основании акта приемки-передачи показателей лицевого счета, открытого БУ (код формы по КФД 0531961) [12] .

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Подробно об отражении процедур реорганизации федеральных учреждений в бухгалтерском учете и отчетности учреждений говорится в Письме Минфина РФ от 16.06.2003 № 03-01-01/08-176.

Передаточный акт и разделительный баланс.

По завершении расчетов по активам и обязательствам, но не позднее установленного учредителем срока окончания реорганизационных мероприятий составляется передаточный акт или разделительный баланс по реорганизуемому учреждению на установленную учредителем дату реорганизации. Передаточный акт или разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного учреждения в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого учреждения, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт (п. 1 ст. 59 ГК РФ). Судебная практика. При правовой оценке передаточного акта с недостоверными сведениями суд [13] указал следующее. Передаточный акт хотя и имеет важнейшее значение, поскольку по нему определяется состав прав и обязанностей, но не является правоустанавливающим документом в том смысле, что без этого документа (или при его неполноте) нет перехода соответствующего права или обязанности. Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного учреждения влекут отказ в государственной регистрации учреждений, создаваемых в результате реорганизации. В другой ситуации слияние двух учреждений едва не закончилось признанием недействительной государственной регистрации реорганизованного БУ. Поводом для обжалования слияния стало неотражение в передаточном акте задолженности одного из кредиторов (Постановление ФАС МО от 14.06.2005 № КГ-А40/4978-05-1,2).

Завершение реорганизации.

Момент, с которого учреждение считается реорганизованным, установлен п. 4 ст. 57 ГК РФ и п. 3 ст. 16 Закона об НКО и зависит от формы реорганизации: Момент, с которого реорганизация считается завершенной Государственная регистрация вновь возникшего учреждения

Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:

8 800 350-81-94
Круглосуточно

Разделительный баланс некоммерческой организации: 1 комментарий

  1. Coretta Geuder

    You really make it appear so easy along with your presentation but I find this matter to be really something which I believe I would never understand. It seems too complicated and very huge for me. I am having a look forward to your next put up, I¦ll attempt to get the grasp of it!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Разделительный баланс некоммерческой организации

Что такое некоммерческие организации

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Главное отличие некоммерческой организации от коммерческой состоит в ее основополагающей цели. Целью деятельности коммерческой компании является извлечение максимально возможного размера прибыли. Некоммерческие организации не преследуют такой цели, как получение прибыли. Это отражено в ст. 50 ГК РФ. В своей деятельности они прежде всего должны руководствоваться ГК РФ и законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. Как и в коммерческих структурах, виды деятельности некоммерческой организации закрепляются в ее учредительной документации. Деятельность, которую ведет такая организация, должна соответствовать цели ее создания и функционирования. Некоммерческие организации основываются для реализации государством его функций в социальной сфере, образовании, медицине, культуре. Также они ведут религиозную, благотворительную и прочую деятельность. Некоммерческие организации могут быть созданы и в виде объединений граждан и юридических лиц для решения общих задач. Некоммерческие организации могут заниматься и предпринимательской деятельностью, которая приносит доход. К примеру, образовательные учреждения могут оказывать дополнительные платные услуги. Но такая деятельность не должна противоречить главной цели функционирования организации. Она также должна быть прописана в учредительных документах, например в уставе. Учет доходов, полученных по результатам такой деятельности, осуществляется отдельно от основной. Законодательством могут устанавливаться определенные ограничения на ее ведение отдельными видами некоммерческих организаций. Финансовое обеспечение некоммерческих структур возможно в виде:
  • поступлений от учредителей или участников;
  • благотворительных взносов / добровольных пожертвований;
  • доходов от предпринимательской деятельности;
  • доходов от имущества организации, например, от сдачи помещений в аренду;
  • прочих доходов, разрешенных на законодательном уровне.
О том, что отличает бухучет, ведущийся в некоммерческой организации, читайте в материале «Особенности и задачи бухучета в НКО».

Формы некоммерческих организаций

В ГК РФ указаны несколько организационно-правовых форм предприятий, которые создаются на некоммерческой основе:
  1. Потребительские кооперативы (союзы, общества).
    Принято считать, что такие предприятия образуются только с коммерческой целью. Однако в некоммерческой сфере они могут быть организованы с целью объединения физических и юридических лиц для удовлетворения нужд их участников и решения общих проблем. Например, жилищные кооперативы, кредитные общества граждан, садоводческие и дачные объединения, сельскохозяйственные союзы и др.
    Финансирование таких организаций осуществляется за счет участников путем внесения паев.
  2. Фонды.
    Они существуют за счет добровольных взносов граждан и юридических лиц. Фонды преследуют цели, полезные для всего общества: образовательные, социальные, культурные. Часто в виде фондов ведут деятельность благотворительные организации.
  3. Общественные и религиозные организации.
    Это добровольные союзы и объединения граждан с общими интересами и нематериальными (например, духовными) потребностями. Такие объединения могут также функционировать в форме учреждения, общественного движения, фонда. Учредителями могут быть как физические, юридические лица, так и их объединения.
  4. Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы).
    Создаются для координирования предприятий коммерческой сферы и защиты их, а также общих интересов. В качестве учредительной документации выступает учредительный договор, подписанный всеми участниками объединения, и устав. При вступлении в такое объединение самостоятельность каждого члена сохраняется.
  5. Учреждения.
    К ним относятся организации, созданные учредителем (учредителями) для осуществления образовательных, социальных, культурных и управленческих функций. При этом учреждения могут быть как на полном финансировании учредителями, так и на частичном. Для ведения деятельности учреждения могут привлекать благотворительные взносы юридических и физических лиц.

Какую бухгалтерскую отчетность сдают некоммерческие организации

При составлении бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций в 2018-2019 годах необходимо руководствоваться:
  • законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ;
  • Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н;
  • ПБУ 4/99;
  • планом счетов бухучета и инструкцией по его применению;
  • приказом Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.07.2010 № 66н и др.
Также полезно ознакомиться со свежей информацией Минфина России «Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций» (ПЗ-1/2015). Согласно п. 4 ст. 6 закона № 402-ФЗ некоммерческие организации могут сдавать отчетность по упрощенной форме КНД 0710096, которая включает:
  • бухгалтерский баланс (ОКУД 0710001);

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

На нашем сайте вы узнаете, как правильно его заполнить, с помощью статьи «Порядок составления бухгалтерского баланса (пример)».
  • отчет о финансовых результатах (ОКУД 0710002);
Ознакомьтесь с правилами его заполнения на нашем сайте в статье «Заполнение формы 2 бухгалтерского баланса (образец)».
  • отчет о целевом использовании средств (ОКУД 0710006).
ВАЖНО! 01.06.2019 года действуют обновленные бланки упрощенной отчетности, утвержденные приказом Минфина от 19.04.2019 №61н. Согласно данным поправкам все показатели следует вносить в тысячах рублей, т.к. единица измерения "млн.руб." и код "385" ее обозначающий исключены. Кроме того вместо ОКВЭД действует ОКВЭД 2, а в отчете о целевом использовании денежных средств исправлен код ОКУД с 0710006 на 071003. Скачать обновленные бланки упрощенного бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и отчета о целевом использовании денежных средств можно по ссылке ниже.

Электронный формат представления упрощенной отчетности направлен письмом ФНС от 16.07.2018 № ПА-4-6/13687@. При этом такие организации могут представлять бухгалтерскую отчетность и в полном варианте. Решение принимается организацией самостоятельно. Отчет о движении денежных средств (ОКУД 0710004) некоммерческие организации могут не сдавать, если это не вменено им законом. К примеру, в соответствии с п. 5 ст. 12 закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 № 185-ФЗ в годовую отчетность фонда содействия реформированию ЖКХ входит отчет о движении денежных средств, отчет о результатах инвестирования временно свободных средств фонда, отчет об исполнении бюджета фонда. Согласно ПБУ 4/99 некоммерческие организации не обязаны раскрывать в отчетности сведения об изменении капитала (ОКУД 0710003). Некоммерческие организации, не ведущие предпринимательскую деятельность и не имеющие реализационных оборотов, могут представлять бух. отчетность в упрощенном виде 1 раз в год. Она также будет состоять из баланса, отчета о финансовых результатах и отчета о целевом использовании средств. Религиозные организации, которые не имеют обязательств по уплате налогов, бухотчетность могут не сдавать. Некоммерческая организация может разрабатывать табличную форму пояснений к бухбалансу и отчету о финансовых результатах самостоятельно. Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета некоммерческие структуры могут самостоятельно устанавливать детализацию показателей по статьям бухотчетности и определять уровень их существенности. О том, как формируется учетная политика некоммерческой организации, читайте в этом материале.

Бухгалтерская финансовая отчетность социально ориентированных некоммерческих организаций

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Впервые упоминание о социально ориентированных некоммерческих организациях появилось в законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» от 05.04.2010 № 40-ФЗ. К ним можно отнести:
  • общественные и религиозные организации;
  • казачьи общества;
  • автономные некоммерческие организации;
  • общества коренных и малочисленных народов в РФ;
  • организации, деятельность которых направлена на решение социальных проблем, вопросов и помощь гражданам (например, оказывающие юридическую помощь гражданам, поддержку населению после стихийных бедствий и катастроф, занимающиеся защитой окружающей среды, охраной и восстановлением культурных объектов, мест захоронения и др.).
Читать еще:  Продление срока проверки сообщения о преступлении
Социально ориентированные некоммерческие организации могут сдавать бухотчетность по упрощенной форме.

Итоги

Порядок сдачи бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций в 2019 году несколько отличается от того, который действует для предприятий коммерческой сферы. Некоммерческие организации имеют право сдавать бухгалтерскую отчетность по упрощенной форме, а также самостоятельно определять детализацию ее статей и уровень существенности. С 01.06.2019 года нужно применять обновленные бланки бухотчетности. Рассмотрим отчетность одновременно как для социально ориентированных некоммерческих организаций, так и для тех некоммерческих организаций, которые будут заполнять общий баланс. Для социально ориентированных некоммерческих организаций баланс и отчет об использовании средств является упрощенным с укрупненными показателями. Особенность этой отчетности: код строки бухгалтерской отчетности указывается по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе крупного показателя – это требование пункта 5 Приказа 66н. Программа 1С: Предприятие для НКО безошибочно проставляет эти коды. Давайте разберем баланс обыкновенный, который будут заполнять некоммерческие организации, которые не подпадают под понятие социально ориентированных или вышли за параметры по поступлениям денежных средств и имущества – за 3 миллиона – и решили заполнять обыкновенный баланс. В Приказе 66н есть установка, по которой меняется пассив. То есть «уставной капитал» по строке 1310 заменяется на «паевой фонд», раздел «собственные акции, выкупленные у акционеров» заменяется на «целевой капитал», «переоценка внеоборотных активов» выбывает, «добавочный капитал (без переоценки)» заменяется на «целевые средства», «резервный капитал» заменяется на «фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества», «нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» – на «резервный и иные целевые фонды». Нераспределенной прибыли в балансе некоммерческой организации быть не должно. Вся прибыль от предпринимательской деятельности за год должна быть закрыта в бухгалтерском учете на счет 86, то есть делается бухгалтерская запись по дебету 84 кредиту 86. Любое нецелевое расходование полученных средств некоммерческой организацией наказуемо. Поэтому старайтесь не получать убытков от предпринимательской деятельности. В балансе – и укрупненном, и обыкновенном – всегда показываются основные средства. То есть в балансе для социально ориентированных некоммерческих организаций это укрупненный показатель, который называется материальные внеоборотные активы, включая основные средства, незавершенные капитальные вложения, основные средства. Основные средства в любом балансе показываются по первоначальной стоимости. Основные средства не амортизируются в бухгалтерском учете некоммерческой организации. Не амортизируются основные средства вне зависимости от того, за счет какого источника они приобретены – за счет предпринимательской деятельности или за счет целевых средств. По основным средствам начисляется износ за балансом. Начисленный за балансом износ не уменьшает первоначальную стоимость основных средств, которую мы показываем в бухгалтерской отчетности. Поэтому по строке «основные средства» указывается первоначальная стоимость. При этом, когда мы сформировали на 08 счете внеоборотные активы, все затраты по приобретению основного средства, включая монтаж, доставку, консультационные услуги (собрали все затраты) делаем бухгалтерскую запись по дебету 01 «Основные средства» и кредиту 08. На эту же дату в этой же сумме мы должны сделать бухгалтерскую запись по дебету 86 и кредиту 83 счета. Это говорит о том, что мы уменьшили, т.е. потратили наши целевые средства и создали фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества. 83 счет звучит как «Добавочный капитал». Когда основное средство выбывает, вы не списываете его через 91 счет, а уменьшаете фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества; в бухгалтерском учете у вас будет бухгалтерская запись по дебету счета 83 и кредиту счета 01. То есть первоначальная стоимость списывается на счет 83 и уменьшает фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Износ начисляется один раз в год, исходя из ПБУ 601, программа 1С: Предприятие для некоммерческих организаций в правильном размере начисляет его ежемесячно. Информацию о начисленном износе вы должны дать в пояснительной записке, в пояснениях в табличной части – «наличие движений основных средств» в графе «накопленные взносы» вы должны дать всю информацию по начисленному износу по основным средствам, которые у вас есть и которые вы используете. Нематериальные активы учитываются в бухгалтерском учете аналогично основным средствам. Нематериальные активы также не амортизируются ни при каких условиях, и когда вы ставите на 04 нематериальные активы, в бухгалтерском учете делается запись по дебету 86 счета «Целевое финансирование» и кредиту счета 83 «Добавочный капитал». Мы опять показываем уменьшение целевых средств и формирование фонда недвижимого и особо ценного движимого имущества. Это делается, когда основные средства приобретены за счет целевых поступлений. Доходные вложения – это приобретенные объекты, которые вы предполагаете сдавать в дальнейшем в аренду. Доходные вложения не амортизируются. Финансовые вложения, нематериальные активы указываются по укрупненному показателю «Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы». По строке «Запасы» могут отражаться материалы, которые остались на конец года по счету 10 «Материалы» и предполагается их использование в дальнейшей уставной деятельности. При этом в письме Министерства финансов №ПЗ-1/2011 от 17 января 2012 года сказано, что при отсутствии значительных остатков несущественной материальной ценности признаются в качестве расхода соответственно по группам статей расхода на содержание аппарата управления и расхода на целевые мероприятия непосредственно в отчете о целевом использовании полученных средств. То есть в бухгалтерском учете мы должны несущественные остатки материальных ценностей списать на ведение уставной деятельности. Помните, что бухгалтерский учет подтверждает бухгалтерскую отчетность, а бухгалтерская отчетность делается на основании данных бухгалтерского учета. По строке запроса могут показываться затраты по незаконченным работам и незавершенному оказанию услуг в соответствии с предметом и целями деятельности. Обычно такие затраты отражаются в виде незавершенного производства на счете 20 «Основное производство». Затраты, которые произведены, но еще не списаны на 86 счет в дебет 86, показываются в балансе по строке 1210 Запасы. Дебиторская задолженность. Потребительские кооперативы, в том числе жилищно-строительные, дачные, гаражные, отражают задолженность членов кооператива по паенакоплениям. В составе финансовых вложений учитываются соответственно вложения, удовлетворяющие требованиям ПБУ 1902, отдельно Министерство финансов в своем письме ПЗ-1/2011 дополнительно указало, что кредитный потребительский кооператив граждан отражает величину займов, предоставленных своим членам. Денежные средства идут отдельной строкой, ни с чем не смешанные, в упрощенном балансе для социально ориентированных коммерческих организаций. По строке «денежные средства» собираем все деньги и считаем кассу плюс расчетный счет (рублевый, валютный – в рублевой оценке по курсу, действующему на конец отчетного периода), плюсуем деньги на специальных счетах в банках, деньги на 57 счете, и указываем по строке 1250 «денежные средства» бухгалтерского баланса. Хочется обратить внимание некоммерческих организаций, которые размещают свои денежные средства в управляющих компаниях, и формируют целевой капитал: если вы перечислили денежные средства в управляющую компанию, свои денежные средства вы все равно отражаете у себя на балансе. Управляющая компания, которая взяла ваше имущество или деньги, должна предоставить баланс, потому что все ваше имущество должна учитывать на отдельном балансе, и вы построчно это все сливаете со своим балансом. Т.е. то имущество, которое находится у управляющей компании, должно учитываться на вашем балансе. Нормативный документ, на основании которого учитываются операции по доверительному управлению – Приказ министерства финансов РФ от 28 ноября 2001 года №97н.
Читать еще:  Порядок возврата некачественного товара поставщику
Личные сбережения граждан, переданные на основании договоров в пользу кредитному потребительскому кооперативу, учитываются и отражаются в бухгалтерском балансе отдельно от других средств фонда финансовой взаимопомощи кредитного потребительского кооператива.

Пассив баланса для некоммерческих организаций

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Отдельной строкой в балансе будет паевой фонд – предназначен для потребительских кооперативов, по данной статье отражается информация о паевых взносах пайщиков потребительских кооперативов, о взносах членов кредитных потребительских кооперативов, – все это отражается в корреспонденции с дебиторской задолженностью, т.е. как только ваши члены уплачивают паевые взносы, то уменьшается дебиторская задолженность. Пока члены не выплатили всю задолженность по уплате паевых взносов, в балансе будет эта строка. Паевые взносы отражаются в бухгалтерском балансе отдельно от вступительных взносов и других целевых средств. Статья «Целевой капитал» – в этой строке указываем те средства, которые формируют целевой капитал. По данной статье раскрывается информация о величине сформированного на отчетную дату целевого капитала некоммерческой организации. В письме ПЗ-1/2011 сказано: со дня передачи денежных средств в доверительное управление управляющей компании целевой капитал считается сформированным и отражается как увеличение по статье «целевой капитал» и как уменьшение по группе статей «кредиторская задолженность». Первая запись: дебет 51, кредит 76, – поступили деньги на формирование целевого капитала, как только вы набрали их достаточное количество для того чтобы передать в управляющую компанию, делается проводка: дебет 79, кредит 51 – перечислены денежные средства управляющей компании. И на эту же дату, как только вы сделали проводку по дебету 79 и кредиту 51, в балансе возникает целевой капитал – дебет 76, кредит 86. 79 счета быть не должно. По статье «целевые средства» отражаются не использованные на отчетную дату целевые средства, которые предназначены для обеспечения некоммерческой организации уставной деятельности, ради которой она создана. В эту строчку включается чистая прибыль (убыток) от предпринимательской деятельности некоммерческой организации, сформированный по итогам ее деятельности за отчетный год. В письме ПЗ-1/2011 даны разъяснения: при принятии некоммерческой организацией решения о раскрытии информации о задолженности по членским взносам или иным ожидаемым поступлениям сумма начисленной задолженности отражается по группе статей «дебиторская задолженность».

Семинары и вебинары Аюдар Инфо

В связи с оптимизацией бюджетных расходов получила распространение практика реорганизации государственных и муниципальных учреждений. Это довольно сложная и длительная процедура, которая чревата осложнениями. Несмотря на то, что реорганизация учреждения проходит под контролем и в порядке, установленном учредителем, основная работа идет на уровне учреждения. О том, в каких формах осуществляется реорганизация учреждения, какими действиями сопровождается и какими документами подтверждается – далее в статье.

Формы реорганизации БУ.

Бюджетное учреждение как юридическое лицо по решению учредителя может быть подвергнуто реорганизации. Она проводится в порядке, установленном ГК РФ, Законом об НКО [1] и иными нормативными актами. Реорганизация бюджетного учреждения может быть осуществлена в форме его слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Реорганизация бюджетного учреждения может быть осуществлена в форме его слияния, присоединения, разделения или выделения (п. 8 Порядка № 539 [2] ). Существуют два вида правопреемства при реорганизации: универсальное и сингулярное. При универсальном правопреемстве от реорганизуемого учреждения правопреемнику достаются все права и обязанности в совокупности. При сингулярном правопреемстве происходит переход только части прав и обязанностей в соответствии с передаточным актом.

Формы реорганизации бюджетного учреждения.

Права и обязанности каждого из учреждений переходят к вновь возникшему учреждению К учреждению переходят права и обязанности присоединенного учреждения Права и обязанности разделяемого учреждения переходят к вновь возникшим учреждениям в соответствии с передаточным актом При выделении из состава учреждения одного или нескольких учреждений к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного учреждения в соответствии с передаточным актом При преобразовании учреждения в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности учреждения в отношении других лиц не изменяются

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

* Хотя в п. 6 ст. 17 Закона об НКО указано, что при преобразовании некоммерческой организации к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизованной организации в соответствии с передаточным актом, правопреемство, которое имеет место при преобразовании юридического лица, относится к числу универсальных (п. 5 ст. 58 ГК РФ). Дополнительно см. Постановление ФАС ВВО от 23.11.2006 по делу № А43-2804/2006-2-55. Судебная практика. Бюджетное учреждение было реорганизовано путем присоединения к нему нескольких других БУ. Одно из присоединяемых учреждений не указало в передаточном акте сумму долга по фактически принятым строительным работам на том основании, что договор являлся незаключенным. Как указал суд [13] , правопреемство при реорганизации юридического лица в форме присоединения всегда является универсальным и в силу этого имеет место перемена должника в спорном денежном обязательстве. К бюджетному учреждению может присоединиться не только другое БУ, но и учреждение иного типа. Действующим законодательством не запрещено участие в реорганизации учреждений различного типа. Это означает, что к БУ может присоединиться не только другое БУ, но и учреждение иного типа. На такую возможность указывает п. 9 Порядка 539, регулирующий отдельные случаи реорганизации федерального учреждения: разделение, выделение, слияние, если возникшее при этом юридическое лицо является федеральным казенным учреждением, или присоединение федерального бюджетного или автономного учреждения к казенному. Аналогичная практика существует на региональном и местном уровнях. Например, Постановлением Правительства Еврейской автономной области от 10.06.2016 № 166-пп утверждена реорганизация путем слияния областного государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» и областного государственного автономного учреждения «Детский оздоровительный центр «Солнечный»; Постановлением администрации г. Вологды от 13.10.2017 № 1185 – реорганизация бюджетного учреждения «Физкультурно-спортивный центр города Вологды» путем присоединения к нему муниципального автономного учреждения «Центр спортивной подготовки». Преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается в случаях и в порядке, которые установлены законом. Следует отметить, что преобразование как форма реорганизации не предусмотрено для федеральных учреждений. На региональном и местном уровне примеры преобразования БУ немногочисленны. Например, муниципальное бюджетное учреждение Благовещенска «Дорожно-эксплуатационное управление» было преобразовано в муниципальное казенное предприятие Благовещенска «Дорожно-эксплуатационное управление», что подтверждается записью в ЕРГЮЛ (ОГРН 1122801006800). Судебная практика. В арбитражном порядке [4] было признано недействительным Постановление главы администрации муниципального образования город Сосногорск от 15.06.2004 № 885 о реорганизации муниципального учреждения «Служба единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства города Сосногорска» путем его преобразования в ООО «Взаимодействие». Суд указал на отсутствие в действующем законодательстве такого способа приватизации, как преобразование государственного или муниципального учреждения в коммерческую организацию.
Читать еще:  Сдать отчет в налоговую через интернет бесплатно
Государственное или муниципальное учреждение нельзя преобразовать в коммерческую организацию. Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией (п. 1 ст. 17.1 Закона об НКО). Поэтому если БУ становится казенным или автономным учреждением, это является не преобразованием, а изменением типа учреждения [5 .

Как принимается решение о реорганизации?

В соответствии со ст. 57 ГК РФ и п. 2.1 ст. 16 Закона об НКО принятие решения о реорганизации и проведение реорганизации бюджетных учреждений осуществляются в порядке, установленном: 1) Правительством РФ – в отношении федеральных учреждений;

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении учреждений субъекта РФ; 3) местной администрацией муниципального образования – в отношении муниципальных учреждений. Решение о реорганизации оформляется правовым актом. Решения учредителей о реорганизации, как правило, содержат следующие сведения:
  • наименования учреждений, участвующих в процессе реорганизации, с указанием их типов;
  • форму реорганизации;
  • наименование учреждения (учреждений) после завершения реорганизации;
  • основание для принятия решения о реорганизации БУ;
  • дату, на которую проводится реорганизация БУ;
  • срок проведения реорганизационных мероприятий;
  • сведения о создании органа (комиссии), уполномоченного учредителем на реорганизацию с назначением председателя органа (комиссии) при реорганизации БУ;
  • источник финансирования расходов, связанных с проведением реорганизации;
  • перечень органов исполнительной власти или учреждений, которым передаются активы и обязательства реорганизуемого БУ.
При необходимости в указанных решениях отражаются вопросы, связанные с передачей имущества (Письмо Минфина РФ от 16.06.2003 № 03-01-01/08-176).

Уведомление о реорганизации.

Решения учредителей также обычно дублируют нормы законодательства (но с детализацией) – указывается, какие действия и в какой срок надо произвести реорганизуемым учреждениям. В силу ст. 13.1 Закона о реорганизации [6] учреждениям следует:
  • в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации сообщить в письменной форме в регистрирующий орган [7] о начале процедуры реорганизации, в том числе о ее форме, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более учреждений такое уведомление [8] направляется учреждением, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным в решении о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что учреждение (учреждения) находится (находятся) в процессе реорганизации;
  • после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц размещать уведомление о реорганизации в органах печати, публикующих данные о государственной регистрации юридических лиц [9] . В уведомлении указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом или продолжающем деятельность в результате реорганизации учреждении, ее форма, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом;
  • в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в письменной форме уведомить известных учреждению его кредиторов. Кредитор учреждения, если его права требования возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации учреждения, вправе потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения – прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым учреждением. Предъявление кредиторами требований не является основанием для приостановления процедуры реорганизации учреждения.

Какую отчетность подготовить и какие расчеты произвести при реорганизации?

Порядок формирования бухгалтерской отчетности при реорганизации установлен разд. III Инструкции № 33н [10] . В случае реорганизации такая отчетность формируется и представляется на дату проведения реорганизации в следующем составе:
  • разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения ( ф. 0503830 );
  • справка по консолидируемым расчетам учреждения ( ф. 0503725 );
  • справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года ( ф. 0503710 );
  • отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности ( ф. 0503737 );
  • отчет об обязательствах учреждения ( ф. 0503738 );
  • отчет о финансовых результатах деятельности учреждения ( ф. 0503721 );
  • отчет о движении денежных средств учреждения ( ф. 0503723 );
  • пояснительная записка к балансу учреждения ( ф. 0503760 ).
Утвержденная учредителем или органом исполнительной власти, принявшим решение о реорганизации учреждения, бухгалтерская отчетность представляется органу власти по новой в результате реорганизации учреждения ведомственной подчиненности. Данные, отраженные в отчетности реорганизуемого учреждения, должны быть подтверждены инвентаризацией активов и обязательств. В текстовой части пояснительной записки к балансу учреждения раскрываются сведения о правопреемственности по всем обязательствам реорганизуемого учреждения в отношении всех кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые в суде, а также иная информация, существенная для учредителя, соответствующего финансового органа, характеризующая показатели деятельности реорганизуемого субъекта отчетности за отчетный период. Реорганизуемые учреждения обеспечивают выполнение приемопередаточных процедур, в том числе передачу показателей, отражаемых на лицевых счетах, открытых учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства по месту обслуживания, в соответствии с п. 113 Порядка № 21н [11] . При закрытии лицевого счета в связи с реорганизацией учреждения передача показателей, отраженных на закрываемом лицевом счете, осуществляется на основании акта приемки-передачи показателей лицевого счета, открытого БУ (код формы по КФД 0531961) [12] .

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Подробно об отражении процедур реорганизации федеральных учреждений в бухгалтерском учете и отчетности учреждений говорится в Письме Минфина РФ от 16.06.2003 № 03-01-01/08-176.

Передаточный акт и разделительный баланс.

По завершении расчетов по активам и обязательствам, но не позднее установленного учредителем срока окончания реорганизационных мероприятий составляется передаточный акт или разделительный баланс по реорганизуемому учреждению на установленную учредителем дату реорганизации. Передаточный акт или разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного учреждения в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого учреждения, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт (п. 1 ст. 59 ГК РФ). Судебная практика. При правовой оценке передаточного акта с недостоверными сведениями суд [13] указал следующее. Передаточный акт хотя и имеет важнейшее значение, поскольку по нему определяется состав прав и обязанностей, но не является правоустанавливающим документом в том смысле, что без этого документа (или при его неполноте) нет перехода соответствующего права или обязанности. Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного учреждения влекут отказ в государственной регистрации учреждений, создаваемых в результате реорганизации. В другой ситуации слияние двух учреждений едва не закончилось признанием недействительной государственной регистрации реорганизованного БУ. Поводом для обжалования слияния стало неотражение в передаточном акте задолженности одного из кредиторов (Постановление ФАС МО от 14.06.2005 № КГ-А40/4978-05-1,2).

Завершение реорганизации.

Момент, с которого учреждение считается реорганизованным, установлен п. 4 ст. 57 ГК РФ и п. 3 ст. 16 Закона об НКО и зависит от формы реорганизации: Момент, с которого реорганизация считается завершенной Государственная регистрация вновь возникшего учреждения

Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:

8 800 350-81-94
Круглосуточно

Разделительный баланс некоммерческой организации: 13 комментариев

  1. berkey

    My brother suggested I might like this website. He was totally right. This post truly made my day. You can not imagine simply how much time I had spent for this information! Thanks!|

  2. the feed

    I’m really enjoying the theme/design of your site. Do you ever run into any web browser compatibility issues? A number of my blog audience have complained about my blog not working correctly in Explorer but looks great in Chrome. Do you have any solutions to help fix this issue?|

  3. thefeed

    Pretty nice post. I just stumbled upon your blog and wished to say that I’ve really enjoyed browsing your blog posts. In any case I will be subscribing to your feed and I hope you write again very soon!|

  4. feed

    Thanks for your marvelous posting! I definitely enjoyed reading it, you will be a great author.I will remember to bookmark your blog and will eventually come back later in life. I want to encourage one to continue your great job, have a nice afternoon!|

  5. thefeed

    Your style is so unique compared to other folks I have read stuff from. I appreciate you for posting when you’ve got the opportunity, Guess I’ll just book mark this blog.|

  6. we just did 46 hat

    Good day! This post could not be written any better! Reading through this post reminds me of my old room mate! He always kept talking about this. I will forward this article to him. Pretty sure he will have a good read. Thank you for sharing!|

  7. fathor t shirt

    Hey there I am so grateful I found your weblog, I really found you by mistake, while I was searching on Aol for something else, Regardless I am here now and would just like to say thanks a lot for a incredible post and a all round enjoyable blog (I also love the theme/design), I don’t have time to read it all at the minute but I have saved it and also added your RSS feeds, so when I have time I will be back to read a lot more, Please do keep up the excellent b.|

  8. Sean Aikins

    Hello, Neat post. There’s a problem together with your web site in internet explorer, could check this? IE nonetheless is the market chief and a huge element of other people will miss your great writing because of this problem.|

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.