Разрешение на строительство вышки сотовой связи

goldenshrimp / Depositphotos.com

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Верховный Суд Российской Федерации отменил штраф, наложенный на главврача психоневрологического диспансера из-за того, что на территории медучреждения находится вышка сотовой связи (постановление ВС РФ от 21 февраля 2018 г. № 41-АД18-5). Штраф по ч. 1 ст. 8.8 КоАП был наложен Росреестром. По мнению ведомства, сам факт нахождения сотовой вышки на территории диспансера нарушает целевое назначение выделенного ему земельного участка: согласно кадастровому паспорту, вид разрешенного использования участка – для эксплуатации психоневрологического диспансера. А между тем на территории данного учреждения находится железобетонная опора, на которой размещена вышка сотовой связи, и нестационарный металлический объект, ориентировочной площадью 6 кв.м с оборудованием связи. И эта опора, и ящик с оборудованием – по документам – принадлежат диспансеру и сдаются им в аренду местному провайдеру. Следовательно, учреждение использует землю вопреки целевому назначению. Аналитическая система "Сутяжник " поможет узнать, какие обстоятельства являются решающими для судов в конкретном виде споров. Вы сможете понять, как нужно скорректировать исковое заявление или претензию, чтобы увеличить вероятность принятия решения в вашу пользу. Главный врач диспансера пытался оспорить штраф, но и районный, и областной суды согласились с Росреестром. ВС РФ, рассмотрев жалобу, отметил следующее:
  • железобетонная опора установлена на земельном участке как осветительная, фактически является хозяйственной постройкой, ее основное назначение – освещение территории земельного участка;
  • железобетонная опора с размещенным на ней оборудованием не является объектом капитального строительства. Напротив, в деле есть документы, свидетельствующие, что опора является сборно-разборной конструкцией, может быть демонтирована и перенесена без потери ее конструктивных характеристик и свойств, имеет характер временного сооружения;
  • базовая станция сотовой связи также, согласно, документам, является движимым имуществом;
  • с учетом сказанного, использование этой вышки для размещения оборудования связи не изменяет целевое использование земельного участка;
  • кроме того, виды разрешенного использования земельных участков определяются специальным Классификатором, который разрешает размещать и эксплуатировать антенно-мачтовые сооружения без отдельного указания, "внутри" титульного вида разрешенного использования и без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка.
В итоге все предыдущие акты были отменены, а дело против главного врача – прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения. 22 ноября 2017 года / Исх. № ЛШ 2017/11-22-01 Прокурору Псковского района Псковской области
К. Ю. ТЕЛЬНОВУ 180000, г. Псков, ул. Некрасова, д. 54 Уважаемый Константин Юрьевич!

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Прошу рассмотреть вопрос о нарушении градостроительного и земельного законодательства Российской Федерации на территории сельского поселения «Завеличенская волость» Псковского района. Приказом Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям от 17.03.2017 г. № 1024 ПАО «МТС» (филиал в г. Пскове по адресу: 180007, г. Псков, ул. Киселева, д. 16, тел. (8112) 697-170) дано разрешение на использование земельного участка с условным номером 60:18:0061309:ЗУ1 ориентировочной площадью 80 кв. м, расположенного по адресу: Псковская область, Псковский район, сельское поселение «Завеличенская волость», дер. Родина, в целях размещения сооружения связи (сборно-разборной антенной опоры высотой до 50 м). В качестве правовых оснований предоставления участка указаны ст. 39.33, 39.35, п. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ, регулирующие основания и порядок предоставления земельных участков для размещения объектов, возведение которых не требует получения разрешения на строительство. При этом п. 3 Приказа определено, что разрешение на использование земельного участка не дает пользователю права на строительство объектов капитального строительства на этом участке. ПАО «МТС» в соответствии с рабочей документацией осуществляет на участке работы по возведению базовой станции (вышки сотовой связи). Администрация сельского поселения «Завеличенская волость» полагает, что ПАО «МТС» без получения разрешения на строительство осуществляет возведение объекта капитального строительства на земельном участке, не отведенном в установленном законом порядке для этих целей, по следующим основаниям. ПАО «МТС» вырыт котлован для устройства фундамента глубиной 3 метра и площадью 49 кв. м (7 м на 7 м), осуществлено устройство бетонного фундамента, масса которого согласно рабочей документации составляет 81350 кг., размер основания фундамента составляет 36 кв. м (6 м на 6 м), что также подтверждается рабочей документацией. Согласно этой же рабочей документации работы по усилению фундамента следует выполнять в соответствии с положениями и требованиями СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения. Основания и фундаменты», СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции». Согласно пунктам 1.1 указанных СНиПов данные нормы и правила распространяются на строительство новых, реконструкцию и снос существующих предприятий, зданий и сооружений, возводимых на основании разрешения на строительство, полученного в установленном порядке, а также на благоустройство и инженерную подготовку территорий. Рабочей документацией установлен также уровень ответственности сооружения – II (нормальный). Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» п.п. 23, 26 статьи 2 определяет: «23) сооружение – результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов;

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Читать еще:  Справка о сумме материнского капитала где получить
26) уровень ответственности – характеристика здания или сооружения, определяемая в соответствии с объемом экономических, социальных и экологических последствий его разрушения»; а пунктами 8, 9, 10 статьи 4 определяет уровни ответственности зданий и сооружений: «8. К зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся здания и сооружения, отнесенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.
  1. К зданиям и сооружениям нормального уровня ответственности относятся все здания и сооружения, за исключением зданий и сооружений повышенного и пониженного уровней ответственности.
  2. К зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства».
«ГОСТ 27751-2014. Межгосударственный стандарт. Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения» (введен в действие Приказом Росстандарта от 11.12.2014 № 1974-ст), введенный в действие с 01.07.2015 г. и устанавливающий общие принципы обеспечения надежности строительных конструкций и оснований и применяемый при проектировании, расчете, возведении, реконструкции, изготовлении и эксплуатации строительных объектов, а также при разработке нормативных документов и стандартов, устанавливает следующую классификацию сооружений по уровню ответственности (приложение А, обязательное): Класс сооружений КС-1: а) теплицы, парники, мобильные здания (сборно-разборные и контейнерного типа), склады временного содержания, в которых не предусматривается постоянного пребывания людей; б) сооружения с ограниченными сроками службы и пребыванием в них людей. Класс сооружений КС-2: здания и сооружения, не вошедшие в классы КС-1 и КС-3. Класс сооружений КС-3:

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

а) здания и сооружения особо опасных и технически сложных объектов. В силу ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае: 1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; 2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); 3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; 4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; 4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства; 4.2) строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр; 5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется. Как следует из сопоставительного анализа п. 2, 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и п. 10 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», выдача разрешения на строительство не требуется при возведении объектов только пониженного уровня ответственности, к которым относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Согласно ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного Кодекса РФ объекты капитального строительства – это здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Понятие объекта капитального строительства, приведенное в пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не содержит в качестве обязательного признака такого объекта возможность его перемещения без несоразмерного ущерба его назначению. Таким образом, Градостроительный кодекс РФ не отождествляет понятие объекта недвижимости и объекта капитального строительства и не ограничивается критерием прочной связи с землей. Одним из основных признаков, исключающих объект из числа объектов капитального строительства, содержащийся в указанной норме, является временность сооружения. В соответствии с ч. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ, государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства. В соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, критериями поднадзорности объектов государственному строительному надзору является необходимость приведения государственной экспертизы проектной документации, по которой осуществляется строительство. Государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Сооружения связи не входят в число объектов, проектная документация на которые не подлежит государственной экспертизе, а соответственно, и государственному строительному надзору. В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 07 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи», под сооружениями связи понимаются объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи. В силу п. 27 ст. 2 Федерального закона «О связи», возведенный заявителем объект – «вышка базовой станции» – относится к сооружениям связи, составляющим единую вещь – базовую станцию сотовой связи, состоящую из совокупности смонтированных между собой средств, объектов, линейно-кабельных и иных сооружений связи.
Читать еще:  Условия производства работ в дефектной ведомости
Функционирование базовой станции возможно лишь при помощи присоединения к ней комплекта антенн базовой станции, антенн радиолинейных линий, объектов инженерной инфраструктуры. Указанный Федеральный закон не содержит норм, которые исключают из сооружений связи сборные сооружения, то есть характер монтажных соединений конструкций не влияет на их предназначение и отнесение к указанным объектам.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Возводимый ответчиком объект представляет собой сложную железобетонную и металлоконструкцию для установки на ней комплекта антенно-фидерного оборудования станции сотовой связи, с защитными заземлением и ограждениям, для функционирования объекта требуется его подключение к инженерным коммуникациям – электросетям. Очевидно, что металлическая мачта, лишенная железобетонного фундамента, не сможет прочно удерживаться в земле, данное сооружение прочно связано с землей посредством фундамента и его перемещение без несоразмерного ущерба назначению невозможно, так как невозможно изъять из грунта без несоразмерного ущерба назначению фундамент массой более 80 тонн, переместить его на новое место и установить на него вышку, а без фундамента вышка выполнять своих функций не сможет. Таким образом, базовая станция в силу статьи 134 Гражданского кодекса РФ представляет собой сложную вещь, которая состоит не из одного компонента (сборно-разборной антенны), а из совокупности различных вещей: железобетонного фундамента, мачты, антенн, сети электроснабжения для электропитания, металлического контейнера для размещения оборудования, – и является сложным объектом капитального строительства, подконтрольным государственному строительному надзору, что позволяет отнести её к недвижимому имуществу в силу закона. Таким образом, из анализа рабочей документации на объект и вышеприведенных норм закона следует, что возводимый объект не относится к сооружениям пониженного уровня ответственности и, следовательно, не является сооружением временного (сезонного) назначения или вспомогательного использования, при возведении которого не требуется получение разрешения на строительство, а напротив, обладает признаками объекта капитального строительства. Функциональное назначение данной станции и цель ее постройки – длительное использование в уставных целях, срок службы объекта законом не ограничен, сезонным или вспомогательным объект также не является, установленный уровень ответственности сооружения – II (нормальный), что также не позволяет отнести объект к временным или вспомогательным, в связи с чем следует вывод о том, что базовая станция сотовой связи является объектом капитального строительства, для строительства которого требуется предоставление земельного участке в порядке, установленном статьями 39.3 (в собственность за плату) или 39.6 (в аренду) Земельного кодекса РФ, и получение разрешения на строительство. Согласно положений ст.ст. 6–10 Федерального закона «О связи» при градостроительном планировании развития территорий и поселений, их застройке должны определяться состав и структура объектов связи – сооружений связи, в том числе линейно-кабельных сооружений для обеспечения функционирования средств связи, что предопределяют осуществление разрешительного порядка функционирования всех систем связи, а следовательно введен специальный разрешительный порядок строительства и эксплуатации сооружений связи. Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Согласно пп. 2 и пп. 3 п. 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ земли в РФ по целевому назначению подразделяются на категории: в том числе земли населенных пунктов, которыми признаются земли, расположенные в пределах границы населенного пункта используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, в состав которых могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам в том числе для размещения домов индивидуальной жилой застройки. В силу положений статьи 35 Земельного кодекса РФ земли связи и земли иного специального назначения располагаются исключительно за пределами границ населенных пунктов и служат пространственным базисом для размещения объектов и сооружений различного хозяйственного и специального назначения, с установлением защитных и охранных зон. В соответствии с п. 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки. В силу положений ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Согласно правовых позиций Конституционного Суда РФ изложенных в Определении от 06.11.2003 № 387, на базе градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий поселений и правил застройки и в соответствии со строительными нормами и правилами разрабатывается и согласовывается проектная документация для строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, строений и сооружений и их частей. Утвержденная в установленном порядке проектная документация является основанием для выдачи разрешения на строительство – документа, удостоверяющего право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения. При этом градостроительная документация разрабатывается одновременно со схемами зонирования территорий, определяющих вид использования территорий и устанавливающих ограничения на их использование. На территориях городских и сельских поселений предусматривается возможность выделения следующих территориальных зон: жилые, общественно-деловые, производственные, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, рекреационные, зоны сельскохозяйственного использования, зоны специального назначения, зоны военных объектов и зоны режимных территорий. Из приведенных положений закона следует, что право осуществлять строительство недвижимого имущества, перестройку и снос ограничено необходимостью соблюдения не только строительных норм и правил, но и требований о назначении земельного участка, а также установленного вида использования территории.
Читать еще:  Управление воспитательной работой и правоведение
Подобная регламентация градостроительной деятельности, в силу ст. 3 Градостроительного кодекса РФ, необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания посредством соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами и градостроительными нормами и правилами, а также контролем за их выполнением. Это корреспондирует и с действующим земельным законодательством Российской Федерации, которое регулирует отношения по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля, будучи объектом права собственности, одновременно является важнейшей и неотъемлемой частью природы (природным объектом), основой осуществления хозяйственной и иной деятельности (пп. 1 и 2 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), чем обусловливается необходимость установления специальных правил в отношении правового режима земли. В частности, Земельный кодекс Российской Федерации в ст. 42 в качестве одной из обязанностей собственников земельных участков закрепляет соблюдение при их использовании требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов, а в пункте 2 ст. 83 предусматривает необходимость использования земель поселений в соответствии с документами зонирования территорий, утверждаемыми и изменяемыми нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (правилами землепользования и застройки). Решением Собрания депутатов сельского поселения «Завеличенская волость» от 09.11.2012 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Завеличенская волость», в соответствии с картой функционального зонирования которых возводимая ПАО «МТС» вышка находится в зоне Р1 – рекреационная зона зеленых насаждений общего пользования, градостроительным регламентом которой не предусмотрено размещение сооружений связи. Напротив, правовой режим территории общего пользования не предусматривает предоставления участков лицам на каком-либо праве, так как это несовместимо с обеспечением беспрепятственного пользования неограниченным кругом лиц на такой территории.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

В составе Генерального плана муниципального образования «Завеличенская волость», утвержденного решением Собрания депутатов сельского поселения «Завеличенская волость» № 71 от 09.11.2012, имеется схема размещения объектов инженерной инфраструктуры, предусматривающая в том числе строительство новых объектов инженерной инфраструктуры, строительство сооружений связи по ул. Береговой в дер. Родина этим документом не предусмотрено. С учетом изложенного, базовая станция, являясь объектом капитального строительства, строится на земельном участке, не отведенном для этих целей (согласно приказу на земельном участке не предусмотрено размещение объектов капитального строительства), с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации), вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35–40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Завеличенская волость», определяющим вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится базовая станция). В связи с вышеизложенным прошу провести проверку законности приказа Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям от 17.03.2017 г. № 1024 о разрешении на использование земельного участка с условным номером 60:18:0061309:ЗУ1 ориентировочной площадью 80 кв. м, расположенного по адресу: Псковская область, Псковский район, сельское поселение «Завеличенская волость», дер. Родина, в целях размещения сооружения связи. При установлении нарушений законодательства прошу принять меры прокурорского реагирования. Благодарю Вас за сотрудничество. С уважением,
Депутат, заместитель председателя Комитета
по законодательству и местному самоуправлению
Псковского областного Собрания депутатов
Л. М. Шлосберг

Войти

Минрегион помог операторам мобильной связи устанавливать вышки без разрешения на строительство.

Кратко – письмом рекомендуется не относить к объектам капитального строительства сооружения связи – в просторечии вышки сотовой связи мобильных операторов. Приводятся признаки не капитальности трех типов вышек, в том числе:
– отсутствует прочная связь с землей и заглубленный фундамент – бетонная плита и бетонные блоки теперь фундаментом не являются;
– не требуется рытья котлована – для свай тоже не требуется рытья котлована;
– сооружения не связаны с местностью инженерными сетями отопления, ГВС, канализации – инженерные сети электроснабжения не в счет?.
– сооружения легко подлежат перемещению и неоднократному демонтажу и повторному монтажу – подлежать то подлежат, но не во всех случаях, исключительно с учетом особенностей участка местности на котором они установлены. Ну и цель их бесконечного демонтажа и повторного монтажа? Также, как ни крути – а демонтаж без ПОСа как? Смысл в чем здесь, глубинный который – мобильные операторы периодически ставят свои вышки в т.ч. и на землях поселений или входящих в городскую застройку. Схема проста – с физлицом, собственником земельного участка заключается договор аренды, которым предусматривается установка на участке легковозводимого сооружения. Деньги – никакие, для оператора, затраты только на стоимость вышки, оборудования и установку. В одно прекрасное утро живущие по соседству люди просыпаются и видят в окно такую мощную дуру и приходят в ужас. Оно же мало того, что не эстетично, но еще и фонит несколько. Люди идут в суд с требованием признать сооружение самовольно построенным и к сносу. Суд назначает строительную экспертизу, перед которой ставит вопрос – является ли вышка капитальным сооружением? Экспертиза отвечает – является. Суд выносит решение – снести. Юристы оператора бьются в истерике, но против обоснованного заключения экспертизы и требований Градкодекса, Земельного кодекса относительно правил нового строительства на землях подлежащих жилищному строительству особо не попрешь. Вот довольно типичный случай, поставили вышку прямо на городской улице, это небольшой региональный городок, окраина. Вышку в документах обозвали осветительным столбом. Вот этот столб, высота 22,5 метра, вес 6 тонн.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Вокруг вышки успели возвести всяких построек, попробуй ее теперь демонтировать легко и непринужденно. Вертолетом только.

Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:

8 800 350-81-94
Круглосуточно

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Разрешение на строительство вышки сотовой связи

goldenshrimp / Depositphotos.com

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Верховный Суд Российской Федерации отменил штраф, наложенный на главврача психоневрологического диспансера из-за того, что на территории медучреждения находится вышка сотовой связи (постановление ВС РФ от 21 февраля 2018 г. № 41-АД18-5). Штраф по ч. 1 ст. 8.8 КоАП был наложен Росреестром. По мнению ведомства, сам факт нахождения сотовой вышки на территории диспансера нарушает целевое назначение выделенного ему земельного участка: согласно кадастровому паспорту, вид разрешенного использования участка – для эксплуатации психоневрологического диспансера. А между тем на территории данного учреждения находится железобетонная опора, на которой размещена вышка сотовой связи, и нестационарный металлический объект, ориентировочной площадью 6 кв.м с оборудованием связи. И эта опора, и ящик с оборудованием – по документам – принадлежат диспансеру и сдаются им в аренду местному провайдеру. Следовательно, учреждение использует землю вопреки целевому назначению. Аналитическая система "Сутяжник " поможет узнать, какие обстоятельства являются решающими для судов в конкретном виде споров. Вы сможете понять, как нужно скорректировать исковое заявление или претензию, чтобы увеличить вероятность принятия решения в вашу пользу. Главный врач диспансера пытался оспорить штраф, но и районный, и областной суды согласились с Росреестром. ВС РФ, рассмотрев жалобу, отметил следующее:
  • железобетонная опора установлена на земельном участке как осветительная, фактически является хозяйственной постройкой, ее основное назначение – освещение территории земельного участка;
  • железобетонная опора с размещенным на ней оборудованием не является объектом капитального строительства. Напротив, в деле есть документы, свидетельствующие, что опора является сборно-разборной конструкцией, может быть демонтирована и перенесена без потери ее конструктивных характеристик и свойств, имеет характер временного сооружения;
  • базовая станция сотовой связи также, согласно, документам, является движимым имуществом;
  • с учетом сказанного, использование этой вышки для размещения оборудования связи не изменяет целевое использование земельного участка;
  • кроме того, виды разрешенного использования земельных участков определяются специальным Классификатором, который разрешает размещать и эксплуатировать антенно-мачтовые сооружения без отдельного указания, "внутри" титульного вида разрешенного использования и без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка.
В итоге все предыдущие акты были отменены, а дело против главного врача – прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения. 22 ноября 2017 года / Исх. № ЛШ 2017/11-22-01 Прокурору Псковского района Псковской области
К. Ю. ТЕЛЬНОВУ 180000, г. Псков, ул. Некрасова, д. 54 Уважаемый Константин Юрьевич!

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Прошу рассмотреть вопрос о нарушении градостроительного и земельного законодательства Российской Федерации на территории сельского поселения «Завеличенская волость» Псковского района. Приказом Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям от 17.03.2017 г. № 1024 ПАО «МТС» (филиал в г. Пскове по адресу: 180007, г. Псков, ул. Киселева, д. 16, тел. (8112) 697-170) дано разрешение на использование земельного участка с условным номером 60:18:0061309:ЗУ1 ориентировочной площадью 80 кв. м, расположенного по адресу: Псковская область, Псковский район, сельское поселение «Завеличенская волость», дер. Родина, в целях размещения сооружения связи (сборно-разборной антенной опоры высотой до 50 м). В качестве правовых оснований предоставления участка указаны ст. 39.33, 39.35, п. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ, регулирующие основания и порядок предоставления земельных участков для размещения объектов, возведение которых не требует получения разрешения на строительство. При этом п. 3 Приказа определено, что разрешение на использование земельного участка не дает пользователю права на строительство объектов капитального строительства на этом участке. ПАО «МТС» в соответствии с рабочей документацией осуществляет на участке работы по возведению базовой станции (вышки сотовой связи). Администрация сельского поселения «Завеличенская волость» полагает, что ПАО «МТС» без получения разрешения на строительство осуществляет возведение объекта капитального строительства на земельном участке, не отведенном в установленном законом порядке для этих целей, по следующим основаниям. ПАО «МТС» вырыт котлован для устройства фундамента глубиной 3 метра и площадью 49 кв. м (7 м на 7 м), осуществлено устройство бетонного фундамента, масса которого согласно рабочей документации составляет 81350 кг., размер основания фундамента составляет 36 кв. м (6 м на 6 м), что также подтверждается рабочей документацией. Согласно этой же рабочей документации работы по усилению фундамента следует выполнять в соответствии с положениями и требованиями СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения. Основания и фундаменты», СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции». Согласно пунктам 1.1 указанных СНиПов данные нормы и правила распространяются на строительство новых, реконструкцию и снос существующих предприятий, зданий и сооружений, возводимых на основании разрешения на строительство, полученного в установленном порядке, а также на благоустройство и инженерную подготовку территорий. Рабочей документацией установлен также уровень ответственности сооружения – II (нормальный). Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» п.п. 23, 26 статьи 2 определяет: «23) сооружение – результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов;

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Читать еще:  Справка о сумме материнского капитала где получить
26) уровень ответственности – характеристика здания или сооружения, определяемая в соответствии с объемом экономических, социальных и экологических последствий его разрушения»; а пунктами 8, 9, 10 статьи 4 определяет уровни ответственности зданий и сооружений: «8. К зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся здания и сооружения, отнесенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.
  1. К зданиям и сооружениям нормального уровня ответственности относятся все здания и сооружения, за исключением зданий и сооружений повышенного и пониженного уровней ответственности.
  2. К зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства».
«ГОСТ 27751-2014. Межгосударственный стандарт. Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения» (введен в действие Приказом Росстандарта от 11.12.2014 № 1974-ст), введенный в действие с 01.07.2015 г. и устанавливающий общие принципы обеспечения надежности строительных конструкций и оснований и применяемый при проектировании, расчете, возведении, реконструкции, изготовлении и эксплуатации строительных объектов, а также при разработке нормативных документов и стандартов, устанавливает следующую классификацию сооружений по уровню ответственности (приложение А, обязательное): Класс сооружений КС-1: а) теплицы, парники, мобильные здания (сборно-разборные и контейнерного типа), склады временного содержания, в которых не предусматривается постоянного пребывания людей; б) сооружения с ограниченными сроками службы и пребыванием в них людей. Класс сооружений КС-2: здания и сооружения, не вошедшие в классы КС-1 и КС-3. Класс сооружений КС-3:

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

а) здания и сооружения особо опасных и технически сложных объектов. В силу ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае: 1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; 2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); 3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; 4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; 4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства; 4.2) строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр; 5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется. Как следует из сопоставительного анализа п. 2, 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и п. 10 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», выдача разрешения на строительство не требуется при возведении объектов только пониженного уровня ответственности, к которым относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Согласно ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного Кодекса РФ объекты капитального строительства – это здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Понятие объекта капитального строительства, приведенное в пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не содержит в качестве обязательного признака такого объекта возможность его перемещения без несоразмерного ущерба его назначению. Таким образом, Градостроительный кодекс РФ не отождествляет понятие объекта недвижимости и объекта капитального строительства и не ограничивается критерием прочной связи с землей. Одним из основных признаков, исключающих объект из числа объектов капитального строительства, содержащийся в указанной норме, является временность сооружения. В соответствии с ч. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ, государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства. В соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, критериями поднадзорности объектов государственному строительному надзору является необходимость приведения государственной экспертизы проектной документации, по которой осуществляется строительство. Государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Сооружения связи не входят в число объектов, проектная документация на которые не подлежит государственной экспертизе, а соответственно, и государственному строительному надзору. В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 07 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи», под сооружениями связи понимаются объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи. В силу п. 27 ст. 2 Федерального закона «О связи», возведенный заявителем объект – «вышка базовой станции» – относится к сооружениям связи, составляющим единую вещь – базовую станцию сотовой связи, состоящую из совокупности смонтированных между собой средств, объектов, линейно-кабельных и иных сооружений связи.
Читать еще:  Публичная карта росреестра по самарской области
Функционирование базовой станции возможно лишь при помощи присоединения к ней комплекта антенн базовой станции, антенн радиолинейных линий, объектов инженерной инфраструктуры. Указанный Федеральный закон не содержит норм, которые исключают из сооружений связи сборные сооружения, то есть характер монтажных соединений конструкций не влияет на их предназначение и отнесение к указанным объектам.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Возводимый ответчиком объект представляет собой сложную железобетонную и металлоконструкцию для установки на ней комплекта антенно-фидерного оборудования станции сотовой связи, с защитными заземлением и ограждениям, для функционирования объекта требуется его подключение к инженерным коммуникациям – электросетям. Очевидно, что металлическая мачта, лишенная железобетонного фундамента, не сможет прочно удерживаться в земле, данное сооружение прочно связано с землей посредством фундамента и его перемещение без несоразмерного ущерба назначению невозможно, так как невозможно изъять из грунта без несоразмерного ущерба назначению фундамент массой более 80 тонн, переместить его на новое место и установить на него вышку, а без фундамента вышка выполнять своих функций не сможет. Таким образом, базовая станция в силу статьи 134 Гражданского кодекса РФ представляет собой сложную вещь, которая состоит не из одного компонента (сборно-разборной антенны), а из совокупности различных вещей: железобетонного фундамента, мачты, антенн, сети электроснабжения для электропитания, металлического контейнера для размещения оборудования, – и является сложным объектом капитального строительства, подконтрольным государственному строительному надзору, что позволяет отнести её к недвижимому имуществу в силу закона. Таким образом, из анализа рабочей документации на объект и вышеприведенных норм закона следует, что возводимый объект не относится к сооружениям пониженного уровня ответственности и, следовательно, не является сооружением временного (сезонного) назначения или вспомогательного использования, при возведении которого не требуется получение разрешения на строительство, а напротив, обладает признаками объекта капитального строительства. Функциональное назначение данной станции и цель ее постройки – длительное использование в уставных целях, срок службы объекта законом не ограничен, сезонным или вспомогательным объект также не является, установленный уровень ответственности сооружения – II (нормальный), что также не позволяет отнести объект к временным или вспомогательным, в связи с чем следует вывод о том, что базовая станция сотовой связи является объектом капитального строительства, для строительства которого требуется предоставление земельного участке в порядке, установленном статьями 39.3 (в собственность за плату) или 39.6 (в аренду) Земельного кодекса РФ, и получение разрешения на строительство. Согласно положений ст.ст. 6–10 Федерального закона «О связи» при градостроительном планировании развития территорий и поселений, их застройке должны определяться состав и структура объектов связи – сооружений связи, в том числе линейно-кабельных сооружений для обеспечения функционирования средств связи, что предопределяют осуществление разрешительного порядка функционирования всех систем связи, а следовательно введен специальный разрешительный порядок строительства и эксплуатации сооружений связи. Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Согласно пп. 2 и пп. 3 п. 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ земли в РФ по целевому назначению подразделяются на категории: в том числе земли населенных пунктов, которыми признаются земли, расположенные в пределах границы населенного пункта используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, в состав которых могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам в том числе для размещения домов индивидуальной жилой застройки. В силу положений статьи 35 Земельного кодекса РФ земли связи и земли иного специального назначения располагаются исключительно за пределами границ населенных пунктов и служат пространственным базисом для размещения объектов и сооружений различного хозяйственного и специального назначения, с установлением защитных и охранных зон. В соответствии с п. 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки. В силу положений ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Согласно правовых позиций Конституционного Суда РФ изложенных в Определении от 06.11.2003 № 387, на базе градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий поселений и правил застройки и в соответствии со строительными нормами и правилами разрабатывается и согласовывается проектная документация для строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, строений и сооружений и их частей. Утвержденная в установленном порядке проектная документация является основанием для выдачи разрешения на строительство – документа, удостоверяющего право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения. При этом градостроительная документация разрабатывается одновременно со схемами зонирования территорий, определяющих вид использования территорий и устанавливающих ограничения на их использование. На территориях городских и сельских поселений предусматривается возможность выделения следующих территориальных зон: жилые, общественно-деловые, производственные, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, рекреационные, зоны сельскохозяйственного использования, зоны специального назначения, зоны военных объектов и зоны режимных территорий. Из приведенных положений закона следует, что право осуществлять строительство недвижимого имущества, перестройку и снос ограничено необходимостью соблюдения не только строительных норм и правил, но и требований о назначении земельного участка, а также установленного вида использования территории.
Читать еще:  Нужно ли проходить медосмотр внешнему совместителю
Подобная регламентация градостроительной деятельности, в силу ст. 3 Градостроительного кодекса РФ, необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания посредством соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами и градостроительными нормами и правилами, а также контролем за их выполнением. Это корреспондирует и с действующим земельным законодательством Российской Федерации, которое регулирует отношения по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля, будучи объектом права собственности, одновременно является важнейшей и неотъемлемой частью природы (природным объектом), основой осуществления хозяйственной и иной деятельности (пп. 1 и 2 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), чем обусловливается необходимость установления специальных правил в отношении правового режима земли. В частности, Земельный кодекс Российской Федерации в ст. 42 в качестве одной из обязанностей собственников земельных участков закрепляет соблюдение при их использовании требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов, а в пункте 2 ст. 83 предусматривает необходимость использования земель поселений в соответствии с документами зонирования территорий, утверждаемыми и изменяемыми нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (правилами землепользования и застройки). Решением Собрания депутатов сельского поселения «Завеличенская волость» от 09.11.2012 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Завеличенская волость», в соответствии с картой функционального зонирования которых возводимая ПАО «МТС» вышка находится в зоне Р1 – рекреационная зона зеленых насаждений общего пользования, градостроительным регламентом которой не предусмотрено размещение сооружений связи. Напротив, правовой режим территории общего пользования не предусматривает предоставления участков лицам на каком-либо праве, так как это несовместимо с обеспечением беспрепятственного пользования неограниченным кругом лиц на такой территории.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

В составе Генерального плана муниципального образования «Завеличенская волость», утвержденного решением Собрания депутатов сельского поселения «Завеличенская волость» № 71 от 09.11.2012, имеется схема размещения объектов инженерной инфраструктуры, предусматривающая в том числе строительство новых объектов инженерной инфраструктуры, строительство сооружений связи по ул. Береговой в дер. Родина этим документом не предусмотрено. С учетом изложенного, базовая станция, являясь объектом капитального строительства, строится на земельном участке, не отведенном для этих целей (согласно приказу на земельном участке не предусмотрено размещение объектов капитального строительства), с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации), вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35–40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Завеличенская волость», определяющим вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится базовая станция). В связи с вышеизложенным прошу провести проверку законности приказа Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям от 17.03.2017 г. № 1024 о разрешении на использование земельного участка с условным номером 60:18:0061309:ЗУ1 ориентировочной площадью 80 кв. м, расположенного по адресу: Псковская область, Псковский район, сельское поселение «Завеличенская волость», дер. Родина, в целях размещения сооружения связи. При установлении нарушений законодательства прошу принять меры прокурорского реагирования. Благодарю Вас за сотрудничество. С уважением,
Депутат, заместитель председателя Комитета
по законодательству и местному самоуправлению
Псковского областного Собрания депутатов
Л. М. Шлосберг

Войти

Минрегион помог операторам мобильной связи устанавливать вышки без разрешения на строительство.

Кратко – письмом рекомендуется не относить к объектам капитального строительства сооружения связи – в просторечии вышки сотовой связи мобильных операторов. Приводятся признаки не капитальности трех типов вышек, в том числе:
– отсутствует прочная связь с землей и заглубленный фундамент – бетонная плита и бетонные блоки теперь фундаментом не являются;
– не требуется рытья котлована – для свай тоже не требуется рытья котлована;
– сооружения не связаны с местностью инженерными сетями отопления, ГВС, канализации – инженерные сети электроснабжения не в счет?.
– сооружения легко подлежат перемещению и неоднократному демонтажу и повторному монтажу – подлежать то подлежат, но не во всех случаях, исключительно с учетом особенностей участка местности на котором они установлены. Ну и цель их бесконечного демонтажа и повторного монтажа? Также, как ни крути – а демонтаж без ПОСа как? Смысл в чем здесь, глубинный который – мобильные операторы периодически ставят свои вышки в т.ч. и на землях поселений или входящих в городскую застройку. Схема проста – с физлицом, собственником земельного участка заключается договор аренды, которым предусматривается установка на участке легковозводимого сооружения. Деньги – никакие, для оператора, затраты только на стоимость вышки, оборудования и установку. В одно прекрасное утро живущие по соседству люди просыпаются и видят в окно такую мощную дуру и приходят в ужас. Оно же мало того, что не эстетично, но еще и фонит несколько. Люди идут в суд с требованием признать сооружение самовольно построенным и к сносу. Суд назначает строительную экспертизу, перед которой ставит вопрос – является ли вышка капитальным сооружением? Экспертиза отвечает – является. Суд выносит решение – снести. Юристы оператора бьются в истерике, но против обоснованного заключения экспертизы и требований Градкодекса, Земельного кодекса относительно правил нового строительства на землях подлежащих жилищному строительству особо не попрешь. Вот довольно типичный случай, поставили вышку прямо на городской улице, это небольшой региональный городок, окраина. Вышку в документах обозвали осветительным столбом. Вот этот столб, высота 22,5 метра, вес 6 тонн.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Вокруг вышки успели возвести всяких построек, попробуй ее теперь демонтировать легко и непринужденно. Вертолетом только.

Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:

8 800 350-81-94
Круглосуточно

Разрешение на строительство вышки сотовой связи: 13 комментариев

  1. feed

    Hey! This post could not be written any better! Reading through this post reminds me of my previous room mate! He always kept chatting about this. I will forward this write-up to him. Fairly certain he will have a good read. Many thanks for sharing!|

  2. thefeed

    This is really interesting, You are a very skilled blogger. I’ve joined your feed and look forward to seeking more of your wonderful post. Also, I’ve shared your web site in my social networks!|

  3. thefeed

    Definitely believe that that you stated. Your favorite justification seemed to be on the web the simplest thing to keep in mind of. I say to you, I certainly get irked whilst people think about concerns that they plainly do not know about. You controlled to hit the nail upon the highest and also outlined out the entire thing with no need side effect , other folks could take a signal. Will likely be again to get more. Thanks|

  4. superbeets

    Greetings! I know this is kind of off topic but I was wondering if you knew where I could get a captcha plugin for my comment form? I’m using the same blog platform as yours and I’m having difficulty finding one? Thanks a lot!|

  5. we just did 46 hat

    I have been surfing online more than three hours nowadays, yet I never discovered any attention-grabbing article like yours. It’s pretty worth sufficient for me. Personally, if all site owners and bloggers made good content material as you probably did, the internet might be a lot more useful than ever before.|

  6. fathor t shirt

    hello!,I like your writing very a lot! percentage we keep in touch more approximately your article on AOL? I require a specialist in this area to resolve my problem. Maybe that’s you! Having a look ahead to peer you. |

  7. Floy Koy

    I am now not sure the place you’re getting your info, but good topic. I needs to spend a while learning much more or working out more. Thank you for magnificent information I was in search of this information for my mission.|

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.