Реестр недобросовестных поставщиков как попасть

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) по 44-ФЗ ведет Федеральная антимонопольная служба. Это касается как включения, так и исключения из РНП информации о проштрафившемся поставщике. Вся информация общедоступна и размещена в ЕИС. Что же такое Реестр недобросовестных поставщиков? Как компании в него попадают и как этого избежать?

Закон обязывает заказчика включить участника в РНП, если участник уклоняется от заключения контракта или не исполняет свои обязательства. Это обязанность, а не право заказчика! И за неисполнение этой обязанности существует строгая ответственность.

Реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ и 44-ФЗ – вебинар в Школе электронных торгов. Разберем, как не попасть и что делать, если попали.

Как попадают в Реестр недобросовестных поставщиков?

Документы для включения поставщика в РНП готовит сам заказчик, затем направляет их в контролирующий орган для принятия решения.

И только после рассмотрения материалов ФАС принимает решение и включает (или не включает, такое тоже случается) информацию о поставщике в Реестр.

Ситуация 1. Победитель уклонился от заключения контракта, но контракт может быть заключен со следующим участником

Победитель торгов уклоняется от заключения контракта. Если в этом случае есть претендент на заключение контракта (второй участник), то с ним и будет заключен контракт. Действия заказчика — направить в ФАС информацию и документы в течение 3 рабочих дней с даты заключения контракта со вторым участником закупки. Это нужно для того, чтобы обосновать, почему заказчик не заключил контракт с победителем.

Ситуация 2. Единственный участник закупки уклонился от заключения контракта

От заключения контракта уклонился единственный участник закупки. Заказчик в течение 5 рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта направляет информацию и документы в ФАС.

Ситуация 3. Заказчик расторгает действующий контракт

Если контракт не исполняется или исполняется ненадлежащим образом, то он может быть расторгнут по суду или в одностороннем порядке. В этом случае заказчик должен в течение 3 рабочих дней с даты расторжения контракта направить в уполномоченный орган информацию и документы.

Условия подачи и проверки документов

Заказчик направляет документы в ФАС в бумажном виде с сопроводительным письмом с подписью заказчика или уполномоченного должностного лица. Заказчик может отправить документы и в электронной форме, с использованием электронной подписи. Сопроводительное письмо должно содержать перечень прилагаемых документов.

Контролирующий орган проверяет наличие информации и документов, представленных заказчиком.

Документы и информация для включения в РНП

Заказчик подает следующие сведения об участнике (эта информация впоследствии будет включена в реестр):

  • наименование организации и ее место нахождения (для юридического лица), ФИО, ИНН;
  • ФИО учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц;
  • даты проведения открытого электронного аукциона и других закупочных процедур в случае, если поставщик-победитель уклонился от заключения контракта;
  • дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта;
  • дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
  • объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;
  • идентификационный код закупки (с 1 января 2017 г.);
  • основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Сроки направления информации в РНП не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора — в случае уклонения от подписания; не позднее 10 рабочих дней со дня расторжения договора — в случае расторжения договора по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком условий договора.

В случае представления неполного пакета информации и документов ФАС вернет их заказчику в течение 3 рабочих дней с даты поступления, с указанием причин возврата. Информация о недобросовестном поставщике в реестр пока не включается.

ФАС проверяет информацию и документы на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.

Поставщик может направить оправдательные документы, может принять участие в рассмотрении дела для того чтобы доказать свою добросовестность.

Если решение о включении в Реестр принято – обжаловать его можно только в суде. Причем обжаловать можно как сам факт включения в РНП, так и состав информации о нарушении и нарушителе.

Требования по ведению РНП:

  • Сведения, содержащиеся в РНП должны быть доступны для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы;
  • Сведения, содержащиеся в РНП, по истечении 2 лет со дня их внесения в РНП, исключаются из этого реестра. Никакие заслуги поставщика или отлично исполненные контракты не помогут участнику сократить этот срок. Единственный способ покинуть реестр досрочно – на основании решения суда.
  • Включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике, с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в РНП может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке;
  • Заказчики вправе предусматривать в Положениях о закупках и документации требование об отсутствии сведений об участниках в РНП (ч. 7 ст. 3 Закона).
Читать еще:  Оформить дарственную на квартиру цена у нотариуса

Соблюдайте правила торгов и условия контракта и тщательно готовьте необходимую документацию, чтобы не оказаться в РНП.

Нужны качественные знания и удостоверение о повышении квалификации? Регистрируйтесь на онлайн курс «Повышение квалификации по программе «Управление государственными и муниципальными закупками по 44-ФЗ», 120 ак.часов». Программа разработана на основе требований профстандарта «Специалист в сфере закупок»

Участие в госзакупках для многих – основной источник дохода. Однако один из рисков – попадание в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Вступивший с 1 января 2014 года в силу Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) полностью заменил действующий ранее закон. Согласно новым положениям, теперь в РНП будут включаться сведения не только о самих компаниях, но и об их учредителях, членах коллегиальных исполнительных органов и генеральном директоре (ст. 104 Закона № 44-ФЗ). То есть, в случае попадания компании в реестр ее учредители не смогут, как раньше, открыть другую компанию и продолжить участвовать в госзакупках.

Закон предусматривает две ситуации, когда компания «достойна» попадания в реестр. Прежде чем рассмотреть их, обратимся к процедуре признания компании недобросовестной.

Какова процедура включения в РНП?

Недобросовестные поставщики включаются в реестр сроком на 2 года (ч. 9 ст. 104 Закона № 44-ФЗ), в течение этого времени компания не может участвовать в госзакупках.

Процедура включения в реестр следующая:

  1. Госзаказчик передает в ФАС России (если закупка была на оборонные нужды, то в Рособоронзаказ) документ, подтверждающий факт уклонения участника закупок от заключения контракта (протокол об отказе от заключения контракта), или, в зависимости от основания, мотивированный протокол об одностороннем отказе от исполнения контракта, либо вступившее в силу решение суда о расторжении контракта;
  2. ФАС России (Рособоронзаказ) проводит проверку и выносит решение о включении или об отказе во включении компании в РНП.

Включение в РНП при уклонении от заключения контракта

Компания может попасть в реестр в случае уклонения от заключения госконтракта (ч. 2 ст. 104 закона № 44-ФЗ). В частности, уклонением считаются ситуации, когда компания-победитель не направила госзаказчику в установленный срок подписанный проект контракта, а иногда и документы, подтверждающие представление обеспечения исполнения контракта.

Исходя из этих положений, факт непредставления документов в срок в любом случае признается уклонением от заключения контракта, и неважно, по каким причинам это произошло. В итоге во многих случаях ФАС России и Рособоронзаказ формально принимали решения о включении компаний в РНП.

У судов же сложилась другая позиция. Они приравнивают включение участника закупок в РНП к санкции (мере государственного принуждения) и указывают, что госорганы, принимая такое решение, не должны ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения законодательства. Это следует из позиции, сформулированной в постановлении Конституционного суда от 30.07.01 № 13-П, от 21.11.02 № 15-П.

Такая позиция судов дает возможность доказывать незаконность включения в РНП в случае неподписания контракта по причинам, не зависящим от компании. Затронем типовые ситуации.

(а) Проект договора получен после окончания срока подписания. Одной из ситуаций, когда компанию могут признать уклоняющейся от заключения госконтракта, является случай, когда она не имеет реальной возможности подписать проект контракта, потому что получила его уже после того, как истек срок для подписания. Но в таких случаях судебная практика защищает интересы участников закупок.

(б) Технический сбой. Если невозможность подписания контракта в срок была связана с техническими проблемами, тоже есть шанс избежать попадания в реестр. Как правило, это касается ситуаций, когда закупки происходят в электронном виде, и компания не может отправить подписанный проект договора: например, если в офисе неожиданно отключили интернет или электроэнергию.

Однако, чтобы не попасть в реестр недобросовестных поставщиков из-за технического сбоя, нужно иметь доказательства того, что технические проблемы действительно имели место в конкретные даты. Кроме того, важно подтвердить еще и то, что компания пыталась предпринять иные меры для заключения контракта (например, представить переписку с сотрудниками госзаказчика).

Включение в РНП при существенном нарушении условий контракта

Еще одно основание для включения в реестр – нарушение компанией своих обязательств по уже заключенному контракту. Причем если в случае с уклонением от заключения контракта у компании есть шансы доказать, что она добросовестно пыталась принять все возможные меры к тому, чтобы контракт все-таки был подписан, то при установлении существенного нарушения заключенного контракта избежать включения в реестр почти невозможно.

(а) Основание – судебное решение о расторжении контракта. Согласно Закону № 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков должна быть включена информация о поставщиках, с которыми контракты были расторгнуты по решению суда (ч. 2 ст. 104 закона № 44-ФЗ). Здесь речь идет о ситуации, когда суд расторгает контракт из-за существенного нарушения условий контракта со стороны поставщика.

Расторжение контракта в судебном порядке при условии нарушения участником закупок обязательств ведет к безоговорочному включению информации о таком участнике в реестр.

Читать еще:  Объект малого предпринимательства критерии 2018

(б) Основание – односторонний отказ заказчика. Поставщик может попасть в реестр, только если заказчик откажется от контракта из-за существенного нарушения поставщиком взятых на себя обязательств (ч. 2 ст. 104 Закона № 44-ФЗ). Но нужно учитывать, что эта норма не нашла и вряд ли найдет широкое применение по причине нежелания заказчиков отстаивать и обосновывать в суде причины одностороннего отказа от контракта. Гораздо охотнее заказчики будут пользоваться проверенным инструментом расторжения контрактов в судебном порядке.

Заключение

Таким образом, участвуя в госзакупках, предприниматели должны со всей серьезностью отнестись к процедуре подписания контракта и аккуратно исполнять обязательства по нему.

Подготовлено по материалам журнала «Юрист компании».

Попадание в реестр недобросовестных поставщиков (далее РНП) крайне нежелательно для поставщика (подрядчика, исполнителя), участвующего в закупках по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон 44-ФЗ). Столкнуться с данной проблемой можно, как на стадии участия в закупке (пропуск срока подписания контракта, не представление обеспечения, несоответствие условий банковской гарантии требованиям Закона 44-ФЗ), так и на стадии непосредственного исполнения контракта (односторонний отказ заказчика от исполнения контракта).

Учитывая, что законодательством установлены конкретные сроки на совершение тех или иных действий по предотвращению попадания в РНП, важно четко понимать, как сами сроки, так и пошаговый алгоритм действий, который необходимо предпринять для исключения возможности внесения сведений в РНП.

Ситуации, при которых возможно попасть в РНП, разные, приведём алгоритм действий для разных вариантов.

Вариант 1. Внесение сведений в РНП в связи с признанием победителя закупки уклонившимся от заключения контракта.

Решение об уклонении, как правило принимается либо в случае не подписания контракта в срок, установленный Законом 44-ФЗ, либо не представление банковской гарантии (БГ), либо не соответствие условий БГ, требованиям Закона 44-ФЗ.

Во-первых, нужно проанализировать само решения заказчика.

Как известно, дьявол в деталях, поэтому важно проверить соблюден ли заказчиком срок принятия решения, порядок и срок опубликования решения на ЕИС, соблюден ли срок подачи заявления в УФАС.

Во-вторых, нужно проанализировать фактические обстоятельств подписания контракта.

При подписании проекта контракта победитель должен соблюсти требования Закона 44-ФЗ и уложиться в установленный срок. Однако это не всегда получается, в том числе и по независящим от победителя обстоятельствам.

В-третьих, дождаться поступления от УФАС уведомления о необходимости представления письменных пояснений (обычно присылают на электронную почту), далее подготовить и представить пояснения в срок, установленный уполномоченным органом без пропуска.

Мы хотим поделиться с вами грамотными основаниями, на которых можно строить позицию по оспариванию включения в РНП:

  • победитель закупки действовал добросовестно и в чем это выразилось;
  • победитель закупки был лишен технической возможности своевременно подписать контракт и чем это подтверждается;
  • победитель несвоевременно подписал документы в связи с техническим сбоем в программном обеспечении (представить документы, обращения в сервисный центр для устранения неполадок, уведомление заказчика о произошедшем);
  • у победителя отсутствовал технический доступ в Интернет и чем это подтверждается;
  • победитель допустил ошибку при расчете суммы обеспечения по контракту, но позже ее исправил;
  • банковская гарантия соответствовала и не нарушала положения Закона 44-ФЗ, позиция заказчика не обоснована.

Обращаю внимание, что все основания «рабочие», использовались и давали положительные результаты в УФАС и в арбитражных судах, как нами, так и коллегами, берите на вооружение.

Важно помнить: включение в РНП представляет собой санкцию за недобросовестное поведение победителя торгов, которая должна быть соразмерна допущенным нарушениям. Поэтому для эффективного оспаривания в заявлениях и устно на заседании необходимо доказать, что поведение победителя торгов было добросовестным; в его действиях (бездействии) отсутствовал умысел на нарушение Закона 44-ФЗ.

Совет: если победитель не может по уважительным причинам подписать контракт в установленные сроки, он должен держать заказчика в курсе проблем, с которыми столкнулся.

При этом нужно фиксировать обращения к заказчику (опись вложения отправления с почтовой квитанцией, уведомление о вручении, расписка в получении тех или иных документов, доказательства отправки корреспонденции по электронной почте или по факсу и др.).

Вариант 2. Контракт не заключен по вине самого заказчика.

Этот случай достаточно редкий, но встречается.

Во-первых, посмотреть, на чем основаны доводы заказчика в решении, найти моменты, по которым их можно считать не обоснованными.

Во-вторых, подготовить мотивированные пояснения УФАС основанные на полном и своевременном выполнении победителем действий, направленных на заключение контракта. Также обосновать, что контракт не заключен по вине самого заказчика, в связи с чем сведения о победителе торгов не подлежат включению в реестр.

Вариант 3. Внесение сведений в РНП в связи с расторжением контракта по решению суда.

Заказчик вправе обратиться в суд с требованием о расторжении контракта.

Вступившее в законную силу решение суда о расторжении контракта является безусловным основанием для включения в реестр, добиться исключения из РНП практически невозможно.

Поэтому важно понимать, что для обращения заказчика в суд с соответствующим заявлением, у него должны быть доказательства существенных нарушений со стороны поставщика. Более того, заказчик должен соблюсти досудебный порядок урегулирования спора (п. 2 ст. 452 ГК РФ).

Читать еще:  Трудовой договор исполнительный директор образец

Суд признает нарушение существенным, если оно влечет для заказчика такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении контракта (п. 2 ст. 450 ГК РФ).

Таким образом, в суде поставщику важно доказать, что действовал добросовестно, а нарушение контракта было вызвано нарушениями, допущенными заказчиком.

Вариант 4. Внесение сведений в РНП в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.

Отказ заказчика от исполнения контракта может служить основанием для включения поставщика в реестр.

Во-первых, необходимо проверить предусматривает ли контракт вариант одностороннего отказа от исполнения для заказчика. Если не предусматривает, такой отказ незаконен и, соответственно, нет оснований для включения в РНП;

Во-вторых, проверить, чтобы нарушения, которые послужили основанием для отказа, имели существенный характер. В противном случае оснований для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе и, соответственно, последующего включения в РНП, нет;

В-третьих, очень важен факт соблюдения (не соблюдения) заказчиком уведомления поставщика об отказе от исполнения (процедуры одностороннего отказа) и имеет доказательства такого уведомления. Если есть нарушения в процедуре одностороннего отказа, поставщик вправе требовать исключения не включения сведений в РНП.

Совет: чтобы подтвердить свою добросовестность и отсутствие злоупотреблений, поставщик должен иметь доказательства того, что он своевременно заключил контракт с заказчиком и надлежащим образом выполнял все свои обязательства по нему. Обо всех трудностях и проблемах, с которыми сталкивался поставщик и которые препятствовали исполнению, нужно незамедлительно письменно информировать заказчика.

О том, что уклонения от исполнения контракта не было, то есть оснований для включения в РНП, свидетельствуют:

– доказательства того, что поставщик выполнил свои обязательства по контракту перед заказчиком (выполнение части работ или оказание части услуг, частичная поставка товара, представление отчетов о проделанной работе и т.д.);

– нарушения заказчиком своих обязательств по контракту (невыплата аванса или его выплата с нарушением срока, непредставление документов или фронта работ, рабочей документации и др.). В такой ситуации у поставщика есть право приостановить исполнение своих обязательств перед заказчиком, если они согласно статье 328 Гражданского кодекса РФ носят встречный характер.

Важно: если контракт расторгнут по обоюдному согласию сторон или по иным основаниям, не связанным с существенным нарушением поставщиком условий контракта, то информация о компании не может быть включена в РНП.

Надеемся, что указанные алгоритмы действий помогут реализовать правильный вариант защиты своих прав и исключить возможность попадания в РНП.

В случае, если возникнет необходимость разрешения ситуации с РНП силами профильного юриста, мы готовы подключиться к решению ситуации на любой стадии. Экспертные знания и большой узконаправленный опыт разрешения споров с заказчиками в сфере госзакупок позволяет давать клиентам нужный результат.

Что же делать, если вас всё-таки включили РНП?

Поставщик вправе оспорить решение ФАС России о включении в РНП в судебном порядке (ч. 11 ст. 104 Закона № 44-ФЗ). Необходимо подать в арбитражный суд заявление о признании недействительным решения антимонопольного органа о включении в РНП, обязании устранить такое нарушение и исключить сведения о поставщике из РНП.

Закон № 44-ФЗ не устанавливает специального срока для обжалования решения антимонопольного органа, в связи с чем, нужно руководствоваться общим сроком для оспаривания ненормативного правового акта – три месяца со дня, когда стало известно о включении в РНП.

В случае пропуска трехмесячного срока на обжалования решения о включении в РНП, нужно ходатайствовать перед судом о его восстановлении при наличии уважительных причин (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Если таковых нет, нужно понимать, что в иске будет отказано.

В заявлении необходимо указать, в чем конкретно заключается нарушение прав и интересов поставщика, какие нормы Закона № 44-ФЗ и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (утв. постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 г. № 1062) нарушил антимонопольный орган при включении сведений в РНП. К примеру, неправильная оценка фактов, документов и информации, представленных заказчиком, не учет при вынесении решения тех или иных обстоятельств, в каждом конкретном случае нужно смотреть индивидуально.

Рекомендация: одновременно с заявлением об отмене решения УФАС советуем ходатайствовать о применении обеспечительной меры в виде приостановления действия оспариваемого решения. Это имеет смысл, если решение еще не исполнено, то есть заявитель пока не включен в РНП. В качестве обоснования ходатайства можно указать, что непринятие испрашиваемой меры приведет к ограничению прав заявителя на осуществление основного вида хозяйственной деятельности. Учитывая, что находясь в реестре, он будет не вправе участвовать в новых закупках, что может повлечь причинение ему ущерба.

Важно: если основанием для включения в РНП послужил отказ заказчика от контракта и поставщик его оспорил, то к ходатайству о принятии обеспечительной меры нужно приложить определение суда о принятии заявления к рассмотрению. Это серьезный аргумент для удовлетворения ходатайства, поскольку включение в реестр – это санкция за недобросовестность поставщика. Если же само основание для включения в РНП оспорено, применять такую санкцию преждевременно.

Реестр недобросовестных поставщиков как попасть: 5 комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Реестр недобросовестных поставщиков как попасть

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) по 44-ФЗ ведет Федеральная антимонопольная служба. Это касается как включения, так и исключения из РНП информации о проштрафившемся поставщике. Вся информация общедоступна и размещена в ЕИС. Что же такое Реестр недобросовестных поставщиков? Как компании в него попадают и как этого избежать?

Закон обязывает заказчика включить участника в РНП, если участник уклоняется от заключения контракта или не исполняет свои обязательства. Это обязанность, а не право заказчика! И за неисполнение этой обязанности существует строгая ответственность.

Реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ и 44-ФЗ – вебинар в Школе электронных торгов. Разберем, как не попасть и что делать, если попали.

Как попадают в Реестр недобросовестных поставщиков?

Документы для включения поставщика в РНП готовит сам заказчик, затем направляет их в контролирующий орган для принятия решения.

И только после рассмотрения материалов ФАС принимает решение и включает (или не включает, такое тоже случается) информацию о поставщике в Реестр.

Ситуация 1. Победитель уклонился от заключения контракта, но контракт может быть заключен со следующим участником

Победитель торгов уклоняется от заключения контракта. Если в этом случае есть претендент на заключение контракта (второй участник), то с ним и будет заключен контракт. Действия заказчика — направить в ФАС информацию и документы в течение 3 рабочих дней с даты заключения контракта со вторым участником закупки. Это нужно для того, чтобы обосновать, почему заказчик не заключил контракт с победителем.

Ситуация 2. Единственный участник закупки уклонился от заключения контракта

От заключения контракта уклонился единственный участник закупки. Заказчик в течение 5 рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта направляет информацию и документы в ФАС.

Ситуация 3. Заказчик расторгает действующий контракт

Если контракт не исполняется или исполняется ненадлежащим образом, то он может быть расторгнут по суду или в одностороннем порядке. В этом случае заказчик должен в течение 3 рабочих дней с даты расторжения контракта направить в уполномоченный орган информацию и документы.

Условия подачи и проверки документов

Заказчик направляет документы в ФАС в бумажном виде с сопроводительным письмом с подписью заказчика или уполномоченного должностного лица. Заказчик может отправить документы и в электронной форме, с использованием электронной подписи. Сопроводительное письмо должно содержать перечень прилагаемых документов.

Контролирующий орган проверяет наличие информации и документов, представленных заказчиком.

Документы и информация для включения в РНП

Заказчик подает следующие сведения об участнике (эта информация впоследствии будет включена в реестр):

  • наименование организации и ее место нахождения (для юридического лица), ФИО, ИНН;
  • ФИО учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц;
  • даты проведения открытого электронного аукциона и других закупочных процедур в случае, если поставщик-победитель уклонился от заключения контракта;
  • дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта;
  • дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
  • объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;
  • идентификационный код закупки (с 1 января 2017 г.);
  • основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Сроки направления информации в РНП не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора — в случае уклонения от подписания; не позднее 10 рабочих дней со дня расторжения договора — в случае расторжения договора по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком условий договора.

В случае представления неполного пакета информации и документов ФАС вернет их заказчику в течение 3 рабочих дней с даты поступления, с указанием причин возврата. Информация о недобросовестном поставщике в реестр пока не включается.

ФАС проверяет информацию и документы на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.

Поставщик может направить оправдательные документы, может принять участие в рассмотрении дела для того чтобы доказать свою добросовестность.

Если решение о включении в Реестр принято – обжаловать его можно только в суде. Причем обжаловать можно как сам факт включения в РНП, так и состав информации о нарушении и нарушителе.

Требования по ведению РНП:

  • Сведения, содержащиеся в РНП должны быть доступны для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы;
  • Сведения, содержащиеся в РНП, по истечении 2 лет со дня их внесения в РНП, исключаются из этого реестра. Никакие заслуги поставщика или отлично исполненные контракты не помогут участнику сократить этот срок. Единственный способ покинуть реестр досрочно – на основании решения суда.
  • Включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике, с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в РНП может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке;
  • Заказчики вправе предусматривать в Положениях о закупках и документации требование об отсутствии сведений об участниках в РНП (ч. 7 ст. 3 Закона).
Читать еще:  Объект малого предпринимательства критерии 2018

Соблюдайте правила торгов и условия контракта и тщательно готовьте необходимую документацию, чтобы не оказаться в РНП.

Нужны качественные знания и удостоверение о повышении квалификации? Регистрируйтесь на онлайн курс «Повышение квалификации по программе «Управление государственными и муниципальными закупками по 44-ФЗ», 120 ак.часов». Программа разработана на основе требований профстандарта «Специалист в сфере закупок»

Участие в госзакупках для многих – основной источник дохода. Однако один из рисков – попадание в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Вступивший с 1 января 2014 года в силу Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) полностью заменил действующий ранее закон. Согласно новым положениям, теперь в РНП будут включаться сведения не только о самих компаниях, но и об их учредителях, членах коллегиальных исполнительных органов и генеральном директоре (ст. 104 Закона № 44-ФЗ). То есть, в случае попадания компании в реестр ее учредители не смогут, как раньше, открыть другую компанию и продолжить участвовать в госзакупках.

Закон предусматривает две ситуации, когда компания «достойна» попадания в реестр. Прежде чем рассмотреть их, обратимся к процедуре признания компании недобросовестной.

Какова процедура включения в РНП?

Недобросовестные поставщики включаются в реестр сроком на 2 года (ч. 9 ст. 104 Закона № 44-ФЗ), в течение этого времени компания не может участвовать в госзакупках.

Процедура включения в реестр следующая:

  1. Госзаказчик передает в ФАС России (если закупка была на оборонные нужды, то в Рособоронзаказ) документ, подтверждающий факт уклонения участника закупок от заключения контракта (протокол об отказе от заключения контракта), или, в зависимости от основания, мотивированный протокол об одностороннем отказе от исполнения контракта, либо вступившее в силу решение суда о расторжении контракта;
  2. ФАС России (Рособоронзаказ) проводит проверку и выносит решение о включении или об отказе во включении компании в РНП.

Включение в РНП при уклонении от заключения контракта

Компания может попасть в реестр в случае уклонения от заключения госконтракта (ч. 2 ст. 104 закона № 44-ФЗ). В частности, уклонением считаются ситуации, когда компания-победитель не направила госзаказчику в установленный срок подписанный проект контракта, а иногда и документы, подтверждающие представление обеспечения исполнения контракта.

Исходя из этих положений, факт непредставления документов в срок в любом случае признается уклонением от заключения контракта, и неважно, по каким причинам это произошло. В итоге во многих случаях ФАС России и Рособоронзаказ формально принимали решения о включении компаний в РНП.

У судов же сложилась другая позиция. Они приравнивают включение участника закупок в РНП к санкции (мере государственного принуждения) и указывают, что госорганы, принимая такое решение, не должны ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения законодательства. Это следует из позиции, сформулированной в постановлении Конституционного суда от 30.07.01 № 13-П, от 21.11.02 № 15-П.

Такая позиция судов дает возможность доказывать незаконность включения в РНП в случае неподписания контракта по причинам, не зависящим от компании. Затронем типовые ситуации.

(а) Проект договора получен после окончания срока подписания. Одной из ситуаций, когда компанию могут признать уклоняющейся от заключения госконтракта, является случай, когда она не имеет реальной возможности подписать проект контракта, потому что получила его уже после того, как истек срок для подписания. Но в таких случаях судебная практика защищает интересы участников закупок.

(б) Технический сбой. Если невозможность подписания контракта в срок была связана с техническими проблемами, тоже есть шанс избежать попадания в реестр. Как правило, это касается ситуаций, когда закупки происходят в электронном виде, и компания не может отправить подписанный проект договора: например, если в офисе неожиданно отключили интернет или электроэнергию.

Однако, чтобы не попасть в реестр недобросовестных поставщиков из-за технического сбоя, нужно иметь доказательства того, что технические проблемы действительно имели место в конкретные даты. Кроме того, важно подтвердить еще и то, что компания пыталась предпринять иные меры для заключения контракта (например, представить переписку с сотрудниками госзаказчика).

Включение в РНП при существенном нарушении условий контракта

Еще одно основание для включения в реестр – нарушение компанией своих обязательств по уже заключенному контракту. Причем если в случае с уклонением от заключения контракта у компании есть шансы доказать, что она добросовестно пыталась принять все возможные меры к тому, чтобы контракт все-таки был подписан, то при установлении существенного нарушения заключенного контракта избежать включения в реестр почти невозможно.

(а) Основание – судебное решение о расторжении контракта. Согласно Закону № 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков должна быть включена информация о поставщиках, с которыми контракты были расторгнуты по решению суда (ч. 2 ст. 104 закона № 44-ФЗ). Здесь речь идет о ситуации, когда суд расторгает контракт из-за существенного нарушения условий контракта со стороны поставщика.

Расторжение контракта в судебном порядке при условии нарушения участником закупок обязательств ведет к безоговорочному включению информации о таком участнике в реестр.

Читать еще:  Оформить дарственную на квартиру цена у нотариуса

(б) Основание – односторонний отказ заказчика. Поставщик может попасть в реестр, только если заказчик откажется от контракта из-за существенного нарушения поставщиком взятых на себя обязательств (ч. 2 ст. 104 Закона № 44-ФЗ). Но нужно учитывать, что эта норма не нашла и вряд ли найдет широкое применение по причине нежелания заказчиков отстаивать и обосновывать в суде причины одностороннего отказа от контракта. Гораздо охотнее заказчики будут пользоваться проверенным инструментом расторжения контрактов в судебном порядке.

Заключение

Таким образом, участвуя в госзакупках, предприниматели должны со всей серьезностью отнестись к процедуре подписания контракта и аккуратно исполнять обязательства по нему.

Подготовлено по материалам журнала «Юрист компании».

Попадание в реестр недобросовестных поставщиков (далее РНП) крайне нежелательно для поставщика (подрядчика, исполнителя), участвующего в закупках по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон 44-ФЗ). Столкнуться с данной проблемой можно, как на стадии участия в закупке (пропуск срока подписания контракта, не представление обеспечения, несоответствие условий банковской гарантии требованиям Закона 44-ФЗ), так и на стадии непосредственного исполнения контракта (односторонний отказ заказчика от исполнения контракта).

Учитывая, что законодательством установлены конкретные сроки на совершение тех или иных действий по предотвращению попадания в РНП, важно четко понимать, как сами сроки, так и пошаговый алгоритм действий, который необходимо предпринять для исключения возможности внесения сведений в РНП.

Ситуации, при которых возможно попасть в РНП, разные, приведём алгоритм действий для разных вариантов.

Вариант 1. Внесение сведений в РНП в связи с признанием победителя закупки уклонившимся от заключения контракта.

Решение об уклонении, как правило принимается либо в случае не подписания контракта в срок, установленный Законом 44-ФЗ, либо не представление банковской гарантии (БГ), либо не соответствие условий БГ, требованиям Закона 44-ФЗ.

Во-первых, нужно проанализировать само решения заказчика.

Как известно, дьявол в деталях, поэтому важно проверить соблюден ли заказчиком срок принятия решения, порядок и срок опубликования решения на ЕИС, соблюден ли срок подачи заявления в УФАС.

Во-вторых, нужно проанализировать фактические обстоятельств подписания контракта.

При подписании проекта контракта победитель должен соблюсти требования Закона 44-ФЗ и уложиться в установленный срок. Однако это не всегда получается, в том числе и по независящим от победителя обстоятельствам.

В-третьих, дождаться поступления от УФАС уведомления о необходимости представления письменных пояснений (обычно присылают на электронную почту), далее подготовить и представить пояснения в срок, установленный уполномоченным органом без пропуска.

Мы хотим поделиться с вами грамотными основаниями, на которых можно строить позицию по оспариванию включения в РНП:

  • победитель закупки действовал добросовестно и в чем это выразилось;
  • победитель закупки был лишен технической возможности своевременно подписать контракт и чем это подтверждается;
  • победитель несвоевременно подписал документы в связи с техническим сбоем в программном обеспечении (представить документы, обращения в сервисный центр для устранения неполадок, уведомление заказчика о произошедшем);
  • у победителя отсутствовал технический доступ в Интернет и чем это подтверждается;
  • победитель допустил ошибку при расчете суммы обеспечения по контракту, но позже ее исправил;
  • банковская гарантия соответствовала и не нарушала положения Закона 44-ФЗ, позиция заказчика не обоснована.

Обращаю внимание, что все основания «рабочие», использовались и давали положительные результаты в УФАС и в арбитражных судах, как нами, так и коллегами, берите на вооружение.

Важно помнить: включение в РНП представляет собой санкцию за недобросовестное поведение победителя торгов, которая должна быть соразмерна допущенным нарушениям. Поэтому для эффективного оспаривания в заявлениях и устно на заседании необходимо доказать, что поведение победителя торгов было добросовестным; в его действиях (бездействии) отсутствовал умысел на нарушение Закона 44-ФЗ.

Совет: если победитель не может по уважительным причинам подписать контракт в установленные сроки, он должен держать заказчика в курсе проблем, с которыми столкнулся.

При этом нужно фиксировать обращения к заказчику (опись вложения отправления с почтовой квитанцией, уведомление о вручении, расписка в получении тех или иных документов, доказательства отправки корреспонденции по электронной почте или по факсу и др.).

Вариант 2. Контракт не заключен по вине самого заказчика.

Этот случай достаточно редкий, но встречается.

Во-первых, посмотреть, на чем основаны доводы заказчика в решении, найти моменты, по которым их можно считать не обоснованными.

Во-вторых, подготовить мотивированные пояснения УФАС основанные на полном и своевременном выполнении победителем действий, направленных на заключение контракта. Также обосновать, что контракт не заключен по вине самого заказчика, в связи с чем сведения о победителе торгов не подлежат включению в реестр.

Вариант 3. Внесение сведений в РНП в связи с расторжением контракта по решению суда.

Заказчик вправе обратиться в суд с требованием о расторжении контракта.

Вступившее в законную силу решение суда о расторжении контракта является безусловным основанием для включения в реестр, добиться исключения из РНП практически невозможно.

Поэтому важно понимать, что для обращения заказчика в суд с соответствующим заявлением, у него должны быть доказательства существенных нарушений со стороны поставщика. Более того, заказчик должен соблюсти досудебный порядок урегулирования спора (п. 2 ст. 452 ГК РФ).

Читать еще:  Патент на сдачу коммерческой недвижимости в аренду

Суд признает нарушение существенным, если оно влечет для заказчика такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении контракта (п. 2 ст. 450 ГК РФ).

Таким образом, в суде поставщику важно доказать, что действовал добросовестно, а нарушение контракта было вызвано нарушениями, допущенными заказчиком.

Вариант 4. Внесение сведений в РНП в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.

Отказ заказчика от исполнения контракта может служить основанием для включения поставщика в реестр.

Во-первых, необходимо проверить предусматривает ли контракт вариант одностороннего отказа от исполнения для заказчика. Если не предусматривает, такой отказ незаконен и, соответственно, нет оснований для включения в РНП;

Во-вторых, проверить, чтобы нарушения, которые послужили основанием для отказа, имели существенный характер. В противном случае оснований для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе и, соответственно, последующего включения в РНП, нет;

В-третьих, очень важен факт соблюдения (не соблюдения) заказчиком уведомления поставщика об отказе от исполнения (процедуры одностороннего отказа) и имеет доказательства такого уведомления. Если есть нарушения в процедуре одностороннего отказа, поставщик вправе требовать исключения не включения сведений в РНП.

Совет: чтобы подтвердить свою добросовестность и отсутствие злоупотреблений, поставщик должен иметь доказательства того, что он своевременно заключил контракт с заказчиком и надлежащим образом выполнял все свои обязательства по нему. Обо всех трудностях и проблемах, с которыми сталкивался поставщик и которые препятствовали исполнению, нужно незамедлительно письменно информировать заказчика.

О том, что уклонения от исполнения контракта не было, то есть оснований для включения в РНП, свидетельствуют:

– доказательства того, что поставщик выполнил свои обязательства по контракту перед заказчиком (выполнение части работ или оказание части услуг, частичная поставка товара, представление отчетов о проделанной работе и т.д.);

– нарушения заказчиком своих обязательств по контракту (невыплата аванса или его выплата с нарушением срока, непредставление документов или фронта работ, рабочей документации и др.). В такой ситуации у поставщика есть право приостановить исполнение своих обязательств перед заказчиком, если они согласно статье 328 Гражданского кодекса РФ носят встречный характер.

Важно: если контракт расторгнут по обоюдному согласию сторон или по иным основаниям, не связанным с существенным нарушением поставщиком условий контракта, то информация о компании не может быть включена в РНП.

Надеемся, что указанные алгоритмы действий помогут реализовать правильный вариант защиты своих прав и исключить возможность попадания в РНП.

В случае, если возникнет необходимость разрешения ситуации с РНП силами профильного юриста, мы готовы подключиться к решению ситуации на любой стадии. Экспертные знания и большой узконаправленный опыт разрешения споров с заказчиками в сфере госзакупок позволяет давать клиентам нужный результат.

Что же делать, если вас всё-таки включили РНП?

Поставщик вправе оспорить решение ФАС России о включении в РНП в судебном порядке (ч. 11 ст. 104 Закона № 44-ФЗ). Необходимо подать в арбитражный суд заявление о признании недействительным решения антимонопольного органа о включении в РНП, обязании устранить такое нарушение и исключить сведения о поставщике из РНП.

Закон № 44-ФЗ не устанавливает специального срока для обжалования решения антимонопольного органа, в связи с чем, нужно руководствоваться общим сроком для оспаривания ненормативного правового акта – три месяца со дня, когда стало известно о включении в РНП.

В случае пропуска трехмесячного срока на обжалования решения о включении в РНП, нужно ходатайствовать перед судом о его восстановлении при наличии уважительных причин (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Если таковых нет, нужно понимать, что в иске будет отказано.

В заявлении необходимо указать, в чем конкретно заключается нарушение прав и интересов поставщика, какие нормы Закона № 44-ФЗ и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (утв. постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 г. № 1062) нарушил антимонопольный орган при включении сведений в РНП. К примеру, неправильная оценка фактов, документов и информации, представленных заказчиком, не учет при вынесении решения тех или иных обстоятельств, в каждом конкретном случае нужно смотреть индивидуально.

Рекомендация: одновременно с заявлением об отмене решения УФАС советуем ходатайствовать о применении обеспечительной меры в виде приостановления действия оспариваемого решения. Это имеет смысл, если решение еще не исполнено, то есть заявитель пока не включен в РНП. В качестве обоснования ходатайства можно указать, что непринятие испрашиваемой меры приведет к ограничению прав заявителя на осуществление основного вида хозяйственной деятельности. Учитывая, что находясь в реестре, он будет не вправе участвовать в новых закупках, что может повлечь причинение ему ущерба.

Важно: если основанием для включения в РНП послужил отказ заказчика от контракта и поставщик его оспорил, то к ходатайству о принятии обеспечительной меры нужно приложить определение суда о принятии заявления к рассмотрению. Это серьезный аргумент для удовлетворения ходатайства, поскольку включение в реестр – это санкция за недобросовестность поставщика. Если же само основание для включения в РНП оспорено, применять такую санкцию преждевременно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.