Регистрационный учет граждан по месту пребывания

Содержание

Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (в части приема и выдачи документов о регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации)

Министерством внутренних дел по Республике Мордовия

1.Заявление о регистрации по месту жительства по форме № 6 (Приложение № 5 к Административному регламенту). Заявление о регистрации по месту жительства оформляется в одном экземпляре на бланке установленной формы и заполняется с помощью средств электронно-вычислительной техники или от руки разборчиво печатными буквами чернилами черного или синего цвета. Не допускается исправление ошибок путем зачеркивания либо с помощью корректирующих средств.
Заявление о регистрации по месту жительства подписывается заявителем и собственником (нанимателем) жилого помещения, указанного в заявлении. Заявление о регистрации по месту жительства представляется лично работнику МФЦ, осуществляющему прием документов.
2. Паспорт.
3.Документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
4. Акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (при установлении опеки или попечительства)
5. Письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя, всех участников долевой собственности (при необходимости).
Согласие на вселение гражданина в жилое помещение удостоверяется работником МФЦ, осуществляющим прием документов, либо в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате.
6. При регистрации по месту жительства несовершеннолетних граждан со дня рождения и до достижения ими 14-летнего возраста одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства законный представитель представляет следующие документы:
-свидетельство о рождении несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста.
-паспорта законных представителей.
-акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (в случае необходимости).

1.Заявление о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы с указанием адреса выбытия. Письменное заявление о снятии с регистрационного учета гражданин вправе представить в орган регистрационного учета по месту фактического проживания.
2.Паспорт гражданина (свидетельство о рождении несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста).
3. Заявления о регистрации по месту пребывания и по месту жительства, снятии с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства от имени граждан, не достигших 14-летнего возраста, представляют их законные представители (родители, опекуны).
Подписи заявителя и лица, предоставившего жилые помещения в заявлениях о регистрации по месту пребывания и по месту жительства, снятии с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства от имени граждан, не достигших 14-летнего возраста, удостоверяются работником МФЦ.

"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 1

В соответствии с российским законодательством регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства – это государственная услуга. Оказание данной услуги возложено на государственные органы, а именно на территориальные органы Федеральной миграционной службы (ФМС). Тем не менее и управляющие многоквартирными домами должны выполнять функции по ведению регистрационного учета. В настоящей статье рассмотрим, какие права и обязанности есть у ТСЖ, управляющих организаций и самих собственников в сфере регистрационного учета граждан.

Нормативная база и основные понятия

Основополагающими нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, являются:

  • Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" (далее – Закон о свободе передвижения);
  • Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (далее – Правила регистрации) и Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713;
  • Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденный Приказом ФМС России от 20.09.2007 N 208 (далее – Регламент регистрации).

Как следует из абз. 1 ст. 3 Закона о свободе передвижения, регистрационный учет граждан вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Именно поэтому контроль за соблюдением Правил регистрации возложен на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел (абз. 5 ст. 3 Закона о свободе передвижения). А органами регистрационного учета в соответствии со ст. 4 Закона о свободе передвижения и п. 2 Правил регистрации являются территориальные органы ФМС и местная администрация (с 01.01.2011 – только территориальные органы ФМС).

Согласно п. 4 Правил регистрации ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением Правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.

Таким образом, понятия "органы регистрационного учета" и "ответственные за регистрацию граждан" не идентичны, что подтверждается и Перечнем должностных лиц, ответственных за регистрацию.

Ответственные за регистрацию лица

Приведем этот Перечень.

  1. Должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством РФ контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда.
  2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица ТСЖ либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.
  3. Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов.
  4. Уполномоченные должностные лица, ответственные за регистрацию в гостиницах, кемпингах, туристских базах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах, домах-интернатах для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиницах-приютах и других учреждениях социального назначения.

Исходя из представленного Перечня, можно сделать вывод, что за регистрационный учет граждан, проживающих в многоквартирном доме, отвечает управляющий этим домом либо сами собственники (в случае непосредственного управления). Остается вопрос, кто же конкретно осуществляет предусмотренные Законом действия по регистрационному учету граждан. В управляющей организации это может быть паспортист, отвечающий только за регистрационный учет. Это особенно актуально, если в управлении организации находится не один многоквартирный дом. Что касается ТСЖ, представляется нецелесообразным нанимать специального человека, который будет отвечать за учет граждан. В одном многоквартирном доме с такими функциями может справиться, например, бухгалтер или сам председатель товарищества. Зачастую именно бухгалтер товарищества является уполномоченным лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства.

Читать еще:  Предоставление подменного товара на время ремонта

Принципиальное отличие органов регистрационного учета от лиц, ответственных за регистрацию, заключается в возложенных на них обязанностях. Лица, ответственные за регистрацию, осуществляют лишь первичный сбор документов для последующей регистрации граждан, в то время как органы регистрационного учета непосредственно совершают действия по регистрации и выдают соответствующие документы. Лица, ответственные за регистрацию, являются своеобразным связующим звеном между гражданами и государственными органами регистрационного учета.

Обратите внимание! Должностные лица управляющей организации и ТСЖ являются своеобразными посредниками между гражданами и отделами ФМС.

При непосредственной форме управления самим собственникам помещений следует обращаться в органы регистрационного учета. Необходимо отметить, что в Перечне должностных лиц, ответственных за регистрацию названы именно собственники, а не лица, уполномоченные ими на управление домом, на представление их интересов. Таким образом, при непосредственной форме управления посредник между гражданами и органами регистрационного учета отсутствует. Возникает вопрос: могут ли собственники заключить договор с обслуживающей организацией на ведение регистрационного учета? Исчерпывающий ответ на него дает судебная практика. Из Определения Нижегородского областного суда от 07.07.2006 N 33-3466 следует, что коммерческие организации вправе выполнять функции по обеспечению регистрационного учета граждан, если они наделены полномочиями по распоряжению жилищным фондом. Кроме того, деятельность по обеспечению регистрационного учета предполагает обладание информацией конфиденциального характера, круг лиц, имеющих доступ к которой, ограничен (персональные данные физических лиц). Таким образом, собственники не вправе заключать договор с обслуживающей организацией на ведение регистрационного учета без передачи всех функций по управлению многоквартирным домом. Данный вывод подтверждается и в Определении ВС РФ от 22.10.2008 N 9-ВПР08-20.

Рассмотрим подробнее обязанности лиц, ответственных за регистрацию.

Обязанности лиц, ответственных за регистрацию

Как следует из п. 6 Регламента регистрации, лица, ответственные за регистрацию, осуществляют:

  • первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства;
  • подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов;
  • ведение и хранение поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства.

При этом ответственные лица не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятии их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства (п. 7 Регламента регистрации).

Регламент устанавливает требования к графику работы сотрудников, участвующих в предоставлении государственной услуги по регистрационному учету. Более того, в п. 24 Регламента регистрации указано, что график приема граждан должностными лицами, ответственными за регистрацию, максимально совмещается с графиком приема граждан органом регистрационного учета. В ТСЖ, где функции паспортиста осуществляет бухгалтер, на которого возложены и другие обязанности, эта норма наименее выполнима. Главное в такой ситуации – чтобы собственники наверняка знали, когда могут обратиться за соответствующей услугой.

Регистрация граждан по месту пребывания

Из п. п. 16 и 46 Регламента регистрации следует, что лица, ответственные за регистрацию, принимают от граждан:

  • заявление о регистрации по месту пребывания по форме N 1 (Приложение 1);
  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина по указанному адресу (договор найма (поднайма), заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение).

В присутствии заявителя указанные лица проверяют комплектность представленных документов и в 3-дневный срок передают их вместе с адресными листками прибытия (в двух экземплярах) в орган регистрационного учета. Свидетельства о регистрации по месту пребывания и документы, удостоверяющие личность граждан, в этот же день или не позднее следующего за днем их оформления дня передаются должностным лицам, ответственным за регистрацию, для последующего их вручения зарегистрированным гражданам либо непосредственно выдаются данным гражданам (п. 49 Регламента регистрации).

Также на лиц, ответственных за регистрацию, возлагается обязанность ежемесячно направлять в территориальные органы Федеральной службы государственной статистики листки статистического учета прибытия по форме N 12П (Приложение 12) на граждан, которые зарегистрированы по месту пребывания на срок один год и более (п. 50 Регламента регистрации).

Регистрация граждан по месту жительства

В соответствии с п. 56 Регламента регистрации должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов заполняют карточку регистрации по форме N 9 (Приложение 9), поквартирную карточку по форме N 10 (Приложение 10) или вносят соответствующие сведения в домовую (поквартирную) книгу по форме N 11 (Приложение 11), адресные листки прибытия по форме N 2 (Приложение 2), листок статистического учета прибытия по форме N 12П и листок статистического учета выбытия по форме N 12В к ним (Приложение 12).

Заполненные документы, а также документ, удостоверяющий личность гражданина, заявление о регистрации по месту жительства, документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня обращения к ним граждан представляют в орган регистрационного учета (п. 57 Регламента регистрации).

По истечении 3-дневного срока лица, ответственные за регистрацию, вправе забрать подготовленные органами регистрационного учета документы для последующей передачи гражданам.

Снятие граждан с регистрационного учета

В случаях, когда граждане, выбывающие к новому месту жительства, намерены перед выездом сняться с регистрационного учета по месту жительства, они обращаются к должностным лицам, ответственным за регистрацию, с заявлением о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы от каждого лица, достигшего 14-летнего возраста (от имени лица, не достигшего 14-летнего возраста, заявление пишет и подает его законный представитель), с указанием адреса, куда они выбывают, а также представляют документы, удостоверяющие их личность (п. 94 Регламента регистрации).

Должностные лица, ответственные за регистрацию, заполняют в двух экземплярах адресный листок убытия по форме N 7 (Приложение 7). На лиц, подлежащих статистическому наблюдению, оформляются листки статистического учета выбытия по форме N 12В (п. 96 Регламента регистрации).

Согласно п. 97 Регламента регистрации адресные листки убытия и листки статистического учета выбытия вместе с карточками регистрации по форме N 9, поквартирными карточками по форме N 10 или домовыми (поквартирными) книгами по форме N 11, а также документами, удостоверяющими личность, и заявлениями о снятии с регистрационного учета должностные лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня их получения от граждан передают в орган регистрационного учета. Сотрудники органа регистрационного учета в 3-дневный срок со дня получения документов снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства путем проставления в их паспортах, карточках регистрации по форме N 9 или домовых (поквартирных) книгах по форме N 11 штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства (п. 98 Регламента регистрации).

Примечание. Регистрационный учет – это государственная услуга, которая предоставляется бесплатно (абз. 3 ст. 3 Закона о свободе передвижения, п. 8 Регламента регистрации). Следовательно, ТСЖ и управляющие организации не вправе взимать с граждан плату за оказание этой услуги (точнее, части данной услуги – ведение первичного учета).

Учиться никогда не поздно!

Для осуществления действий, предусмотренных п. 6 Регламента регистрации, лица, ответственные за регистрацию, должны обладать определенными знаниями. Кроме того, согласно п. 110 Регламента регистрации руководители органов регистрационного учета проводят проверки соблюдения Правил регистрации и Регламента регистрации лицами, ответственными за регистрацию. При выявлении нарушений в деятельности должностных лиц, ответственных за регистрацию, информация направляется главе администрации (органа местного самоуправления) для принятия мер по их устранению, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, – прокурору (абз. 2 п. 113 Регламента регистрации).

Необходимую информацию можно получить в отделах УФМС. Так, согласно п. 32 Регламента регистрации на информационных стендах в помещениях, предназначенных для приема граждан, и интернет-сайтах ФМС и ее территориальных органов размещается в том числе следующая информация:

  • извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, касающиеся вопросов регистрационного учета;
  • текст Регламента регистрации с приложениями;
  • перечень документов, необходимых для осуществления регистрационного учета, и предъявляемые к ним требования;
  • образцы оформления документов, необходимых для получения государственной услуги, и требования к ним;
  • месторасположение, график (режим) работы, номера телефонов, адреса интернет-сайтов и электронной почты органов, в которых заявители могут получить бланки документов, необходимых для осуществления регистрационного учета;
  • порядок получения консультаций.
Читать еще:  Процедура досрочного погашения ипотеки в сбербанке

Таким образом, в УФМС лица, ответственные за регистрацию, могут получить и бланки документов для регистрационного учета, и консультации специалистов по вопросам регистрационного учета.

К сведению. Регламент регистрации регулирует взаимоотношения лиц, ответственных за регистрацию, с органами регистрационного учета. Тем не менее на практике возникают ситуации, не регламентированные правовыми актами. К таковым, например, относится обращение граждан за справками о составе семьи. И ТСЖ, и управляющая организация, получив такое обращение, вправе выдать выписку из домовой книги или поквартирной карточки в произвольной форме в виде справки, содержащей сведения, необходимые жильцу.

Передача документов регистрационного учета

Регламентом регистрации утверждены не только формы учетных документов, но и сроки их хранения (Приложение 15). Когда дом находится в управлении ТСЖ или управляющей организации, обязанность по хранению поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства лежит на должностных лицах этих организаций (п. п. 6 и 58 Регламента регистрации). При непосредственной форме управления документы должны хранить сами собственники помещений в многоквартирных домах. Поквартирная карточка хранится до снятия с регистрационного учета всех внесенных в нее лиц, а карточка регистрации по месту жительства – постоянно.

При выборе новой организации для управления домом обязанности по регистрационному учету переходят к ней. Ей должны быть переданы и документы. И здесь возможны различные затруднения и злоупотребления. Так, например, при смене непосредственного управления на управление ТСЖ или управляющей организацией документы необходимо собрать со всех собственников помещений в доме. Новый управляющий может столкнуться и со злоупотреблением прежней компании, удерживающей документы регистрационного учета.

Истребовать необходимые документы у прежнего управляющего можно только через суд. Не секрет, что решение проблемы в судебном порядке – способ не эффективный ввиду потери времени. Однако обратиться в суд все-таки придется. И не столько для того, чтобы получить документы, сколько для того, чтобы в дальнейшем при возникновении спора доказать, что в сложившейся ситуации было сделано все возможное.

А теперь о том, как получить столь необходимые сведения, не дожидаясь принятия и вступления в силу судебных актов. Кроме прежнего управляющего, информация о зарегистрированных гражданах имеется как минимум у самих собственников и у органов регистрационного учета. Прежде всего целесообразно обратиться в органы регистрационного учета, а если эта попытка ни к чему не приведет, то собирать информацию с собственников. На первый взгляд задача может показаться невыполнимой. Однако отметим, что еще при проведении общего собрания на предмет смены способа управления нужно обладать данными о собственниках помещений в доме. Хорошо выполненная работа на этом этапе – залог успеха в дальнейшем. Кроме того, приступать к управлению домом без необходимых документов представляется неразумным. Если решение о смене способа управления принимается действительно в соответствии с жилищным законодательством, то будущая управляющая организация находит союзников в лице как минимум половины собственников помещений в доме. В такой ситуации уже легче получить необходимые данные.

В заключение подчеркнем, что возложение на управляющих домами обязанности по осуществлению регистрационного учета обусловлено тем, что именно они находятся в тесных отношениях с собственниками (или предполагается, что должны находиться). И хотя четкой ответственности управляющей организации и ТСЖ за то, что они не ведут первичный регистрационный учет, законом не установлено, представляется, что отказ от выполнения данной обязанности затрудняет в первую очередь работу этих самых организаций.

Регистрация по месту жительства осуществляется на основании требований законодательства.

К основным правовым актам, в частности, отнесены:

  1. Закон РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
  2. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713
    «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации».
  3. Приказ МВД России от 31 декабря 2017 года № 984 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации».

Указанные нормативные акты раскрывают все особенности и нюансы, связанные с процедурой постановки на учет.

Обязательность регистрации

Это безусловное правило. За нарушение такого требования виновное лицо привлекается к административной ответственности. Санкции такого характера предусмотрены статьей 19.15.1 КоАП РФ. Адрес проживания в данном случае значения не имеет. Человек может выбирать себе любое место в пределах страны.

Орган, оформляющий регистрацию

Законодательно определены инстанции, которые выполняют все необходимые действия в отношении заинтересованных лиц, намеренных зарегистрироваться по месту своего проживания. Ими в настоящее время являются территориальные органы МВД (ранее эти функции были возложены на УФМС). В штате каждого из них имеются специалисты по вопросам миграции. Территориальные подразделения МВД осуществляют регистрацию независимо от выбранного места проживания. Сюда относятся обычные населенные пункты, изолированные административные образования, закрытые войсковые части и пограничные территории.

Правила оформления

Порядок постановки на учет описан в Постановлении Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ».

Согласно этому нормативному акту, каждый заинтересованный обязан собрать и представить в регистрирующий орган определенный пакет документов. Именно они являются основанием для регистрации человека, в том числе и по месту проживания. Перечень таких документов зависит от того, намерен ли человек находиться по данному адресу постоянно или временно. К ним отнесены: паспорт заинтересованного, заявление о регистрации, согласие собственника, документ о праве владения жильем. Данные могут быть переданы по почте, доставлены лично, через законного представителя или по официальному порталу.

Изменивший место жительства обязан в течение семи фактических суток обратиться в уполномоченные инстанции для постановки на учет. Указанный срок начинает свое исчисление с момента непосредственного прибытия по новому адресу.

Заявление гражданина

Одним из обязательных документов при постановке проживающего на учет является его личное заявление. Следует отметить, что обращение такого характера нельзя заполнять в произвольном порядке, все надо делать правильно. Для этого в действие введена форма 6. Бланк такого заявления указан в Приказе МВД России от 31 декабря 2017 года № 984».

Читать еще:  Получение лицензии на телематические услуги связи

При заполнении заявления указывается информация следующего содержания:

  1. Наименование территориального органа МВД, который будет заниматься пропиской.
  2. Сведения о заявителе – фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес прошлого места проживания, пол, телефон для связи. Также могут указываться данные законного представителя, если регистрируется лицо, не достигшее совершеннолетия.
  3. Сведения о владельце жилого помещения, в котором будет зарегистрирован инициатор. Наличие родственной связи указывается, если вселение происходит в муниципальное помещение.
  4. Документ, подтверждающий право использования или собственности владельца на жилье.
  5. Адрес места нахождения помещения.
  6. Серия, номер и дата выдачи документа, удостоверяющего личность регистрирующегося и собственника.
  7. Страховой номер индивидуального лицевого счёта.
  8. Дата.
  9. Подписи регистрируемого человека и владельца квартиры.

В окончании указывается решение, которое было принято уполномоченным должностным лицом регистрирующего органа. Образец заявления прилагается к статье.

Аналогичным образом оформляется заявление о регистрации гражданина по месту его пребывания.

Согласие собственника

Чтобы получить положительный результат, заинтересованному лицу необходимо взять согласие собственника жилья. Об этом владельца надо просить заранее. В отличие от заявления, форма такого документа, обязательная для применения, законом не утверждена.

В тексте нужно отразить следующее:

  1. Название регистрирующего органа.
  2. Данные владельца жилой площади – фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес.
  3. Сведения о доме или квартире. Также указывается адрес.
  4. Серия, номер и дата выдачи документа, подтверждающего право собственности или использования.
  5. Сведения о лице, которое будет зарегистрировано – фамилия, имя, отчество, данные паспорта, дата и место рождения.
  6. Само согласие владельца жилья.
  7. Дата оформления документа.

Согласие надо получать у собственника, он его подписывает, и вместе с другими документами его передают в регистрирующий орган или паспортный стол.

Действующим законом определены случаи, когда положительный ответ владельца не является обязательным условием:

  1. Если реализуется процедура постановки на учет лиц, которые официально ведут кочевой образ жизни.
  2. Когда вопрос связан с регистрацией человека, которому не исполнилось четырнадцати лет, по адресу проживания его родителей или опекунов.

В остальных ситуациях согласие владельца вам понадобится обязательно. При этом зарегистрировать на своей жилой площади собственник может любого человека. Никаких ограничений в этом случае на законодательном уровне не установлено.

Документы, подтверждающие регистрацию

Любому зарегистрированному лицу выдаются соответствующие бумаги, которые подтверждают факт постановки человека на учет. Их вид зависит от варианта фиксации, то есть по месту жительства или фактического проживания. Такие документы оформляются регистрирующим органом в виде свидетельства. Также подтвердить свою регистрацию человек может, ссылаясь на отметку в паспорте.

По месту жительства

Основным фактом, подтверждающим право нахождения человека по месту жительства, является отметка в паспорте. Для детей подтверждением может служить документ о появлении на свет, выданный органами ЗАГСа, на основании которого они будут прописываться по месту жительства родителей или лиц их заменяющих. Человек может доказать свое право на проживание в данном помещении на основании выписок из домовой книги или лицевого счета. Нередки случаи, когда в качестве подтверждающего документа выступает судебное решение.

Но независимо от наличия указанных документов, любому зарегистрированному территориальным МВД выдается свидетельство, в котором указано, где и с какого времени разрешено проживание. Форма 8 такой бумаги приведена в Приказе МВД России от 31 декабря 2017 года № 984.

По месту пребывания

Регистрация этого типа носит ограниченный, временный характер. В данном случае человек не снимается с учета по основному адресу проживания. Поэтому единственным документом является свидетельство по форме 3, выданное в соответствии с требованиями Приказа МВД России № 984.

Снятие с регистрационного учета

Снятие с учета по месту фактического пребывания происходит в случаях, когда истекает срок постановки. После окончания указанного временного периода право на нахождение в жилом помещении автоматически аннулируется. При этом такой факт не может быть поводом для судебного разбирательства, поскольку все условия оговариваются сторонами изначально.

Выписываться необходимо в следующих случаях:

  1. Изменение адреса проживания.
  2. Место фактического нахождения лица неизвестно. Такой факт должен подтверждаться решением суда.
  3. Человек ушел из жизни. Подтверждающими документами могут быть: свидетельство, выданное органами ЗАГСа или судебное заключение.
  4. Принудительное выселение или утрата прав собственности на жилое помещение. Такое решение принимает суд.
  5. Представление ложных сведений для регистрации или нарушение установленного порядка её осуществления.
  6. Изменение маршрутов передвижения лицом, которое ведет кочевой образ жизни, либо прекращение такого существования.
  7. Фиктивная регистрация.

Основанием для аннулирования учетных данных во всех указанных случаях является заключение уполномоченной официальной инстанции, на основании которого территориальный орган МВД выполнит предусмотренные процедурой действия.

Оформление заявления

Если инициатором снятия с учета выступает сам зарегистрированный, он обязан оформить заявление соответствующего содержания.

В тексте документа должна быть отражена следующая информация:

  1. Наименование регистрирующего органа, куда направляется обращение.
  2. Данные об инициаторе – фамилия, имя, отчество, дата рождения, предыдущий адрес проживания, пол, контактный телефон.
  3. Адреса прежнего и нового места проживания.
  4. Серия, номер и дата выдачи документа, удостоверяющего личность человека.
  5. СНИЛС, если таковой имеется в наличии.
  6. Дата обращения.

Составленное заявление должно быть подписано инициатором.

Процедура постановки на учет и снятия

Чтобы зарегистрироваться человеку по месту его жительства или пребывания, заинтересованный должен собрать необходимый пакет документов.

  1. Заявление инициатора.
  2. Документ, удостоверяющий его личность. Для законного представителя потребуется доверенность.
  3. Согласие собственника жилья. Также подойдет любой другой документ, дающий право на проживание по указанному адресу, например, соглашение об аренде помещения. Это актуально для случаев, когда человек регистрируется по месту пребывания.
  4. Документ, подтверждающий возможность вселиться, например, свидетельство о праве собственности. Такие данные требуются для регистрации по адресу нового места жительства.

Собранный пакет документов должен быть передан в регистрирующий орган. Это можно сделать лично, по почте, через законного представителя либо информационный портал.

Обратите внимание, что для граждан РФ процедура осуществляется бесплатно. А с иностранцев взимается пошлина.

Порядок снятия человека с учета зависит от варианта изначальной регистрации. Если она носила временный характер, то все происходит автоматически, по истечении оговоренного срока. Когда человек изменяет место жительства, основанием для снятия его с учета является личное заявление либо решение официальной инстанции, например, суда.

Сроки

Процедура постановки, на учет должна быть реализована в установленные действующим законодательством сроки. Регистрация происходит обычно быстро и состоит из нескольких этапов: сбор необходимой документации, обращение в регистрирующий орган, получение свидетельства.

Постановки на регистрационный учет

Если человек меняет место жительства, то он должен обратиться в уполномоченный регистрирующий орган в течение 7 фактических дней с момента прибытия к новому адресу. В отношении временного пребывания четких сроков не установлено. Если человек намерен находиться в определенном месте более девяноста дней, то он обязан прийти в регистрирующий орган для оформления своего статуса.

Когда человек временно вселяется в муниципальное жилье, то его поставят на учет в течение трех суток. В случаях с постоянным проживанием, а также при регистрации на жилплощади, находящейся в собственности владельца, срок составит три дня с момента поступления документов.

Оформления документов

Общий срок выдачи свидетельства о регистрации составляет три дня. Он исчисляется с момента представления необходимых документов. Если регистрирующему органу нужно запросить информацию о съемщике социального жилья, срок оформления может продлиться до восьми рабочих дней.

Регистрационный учет граждан по месту пребывания: 14 комментариев

  1. J Schneider Hydronic Heating Services

    I have observed that online degree is getting well-liked because obtaining your college degree online has developed into a popular option for many people. Many people have certainly not had a possible opportunity to attend an established college or university yet seek the raised earning potential and a better job that a Bachelors Degree offers. Still other people might have a college degree in one field but would choose to pursue something they already have an interest in.J Schneider Hydronic Heating Services Melbourne 704 Bourke St, Docklands VIC 3008

  2. اريج حسين الحثيلي

    Thank you sharing all these wonderful discussions. In addition, the best travel plus medical insurance approach can often ease those worries that come with traveling abroad. Your medical emergency can shortly become very costly and that’s absolute to quickly impose a financial burden on the family’s finances. Having in place the suitable travel insurance bundle prior to setting off is definitely worth the time and effort. Cheers

  3. ForsythSoftware.com - Salesforce CRM Experts

    A different issue is really that video gaming became one of the all-time most important forms of excitement for people of nearly every age. Kids have fun with video games, and adults do, too. The particular XBox 360 is among the favorite video games systems for people who love to have a lot of video games available to them, in addition to who like to relax and play live with people all over the world. Many thanks for sharing your notions.

  4. Butt plugs for men

    I like the helpful information you provide in your articles. I?ll bookmark your blog and check again here regularly. I’m quite certain I?ll learn lots of new stuff right here! Best of luck for the next!

  5. reformas huesca zaragoza

    Thanks for the interesting things you have exposed in your post. One thing I’d like to comment on is that FSBO interactions are built after some time. By launching yourself to owners the first weekend their FSBO is announced, before the masses get started calling on Thursday, you develop a good network. By sending them tools, educational resources, free accounts, and forms, you become a strong ally. By using a personal desire for them as well as their circumstance, you build a solid link that, on many occasions, pays off when the owners decide to go with an agent they know and also trust – preferably you actually.

  6. selling credit card processing

    In these days of austerity along with relative anxiety about getting debt, many people balk resistant to the idea of using a credit card in order to make purchase of merchandise or even pay for any occasion, preferring, instead only to rely on a tried in addition to trusted approach to making payment – raw cash. However, if you possess cash there to make the purchase in full, then, paradoxically, this is the best time just to be able to use the credit cards for several motives.

  7. precio reforma cocina

    Great beat ! I wish to apprentice even as you amend your website, how can i subscribe for a weblog website? The account aided me a appropriate deal. I were tiny bit acquainted of this your broadcast provided brilliant transparent concept

  8. reformas de casas

    I loved as much as you’ll receive carried out right here. The sketch is attractive, your authored material stylish. nonetheless, you command get bought an nervousness over that you wish be delivering the following. unwell unquestionably come further formerly again as exactly the same nearly a lot often inside case you shield this increase.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Регистрационный учет граждан по месту пребывания

Содержание

Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (в части приема и выдачи документов о регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации)

Министерством внутренних дел по Республике Мордовия

1.Заявление о регистрации по месту жительства по форме № 6 (Приложение № 5 к Административному регламенту). Заявление о регистрации по месту жительства оформляется в одном экземпляре на бланке установленной формы и заполняется с помощью средств электронно-вычислительной техники или от руки разборчиво печатными буквами чернилами черного или синего цвета. Не допускается исправление ошибок путем зачеркивания либо с помощью корректирующих средств.
Заявление о регистрации по месту жительства подписывается заявителем и собственником (нанимателем) жилого помещения, указанного в заявлении. Заявление о регистрации по месту жительства представляется лично работнику МФЦ, осуществляющему прием документов.
2. Паспорт.
3.Документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
4. Акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (при установлении опеки или попечительства)
5. Письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя, всех участников долевой собственности (при необходимости).
Согласие на вселение гражданина в жилое помещение удостоверяется работником МФЦ, осуществляющим прием документов, либо в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате.
6. При регистрации по месту жительства несовершеннолетних граждан со дня рождения и до достижения ими 14-летнего возраста одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства законный представитель представляет следующие документы:
-свидетельство о рождении несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста.
-паспорта законных представителей.
-акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (в случае необходимости).

1.Заявление о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы с указанием адреса выбытия. Письменное заявление о снятии с регистрационного учета гражданин вправе представить в орган регистрационного учета по месту фактического проживания.
2.Паспорт гражданина (свидетельство о рождении несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста).
3. Заявления о регистрации по месту пребывания и по месту жительства, снятии с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства от имени граждан, не достигших 14-летнего возраста, представляют их законные представители (родители, опекуны).
Подписи заявителя и лица, предоставившего жилые помещения в заявлениях о регистрации по месту пребывания и по месту жительства, снятии с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства от имени граждан, не достигших 14-летнего возраста, удостоверяются работником МФЦ.

"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 1

В соответствии с российским законодательством регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства – это государственная услуга. Оказание данной услуги возложено на государственные органы, а именно на территориальные органы Федеральной миграционной службы (ФМС). Тем не менее и управляющие многоквартирными домами должны выполнять функции по ведению регистрационного учета. В настоящей статье рассмотрим, какие права и обязанности есть у ТСЖ, управляющих организаций и самих собственников в сфере регистрационного учета граждан.

Нормативная база и основные понятия

Основополагающими нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, являются:

  • Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" (далее – Закон о свободе передвижения);
  • Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (далее – Правила регистрации) и Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713;
  • Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденный Приказом ФМС России от 20.09.2007 N 208 (далее – Регламент регистрации).

Как следует из абз. 1 ст. 3 Закона о свободе передвижения, регистрационный учет граждан вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Именно поэтому контроль за соблюдением Правил регистрации возложен на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел (абз. 5 ст. 3 Закона о свободе передвижения). А органами регистрационного учета в соответствии со ст. 4 Закона о свободе передвижения и п. 2 Правил регистрации являются территориальные органы ФМС и местная администрация (с 01.01.2011 – только территориальные органы ФМС).

Согласно п. 4 Правил регистрации ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением Правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.

Таким образом, понятия "органы регистрационного учета" и "ответственные за регистрацию граждан" не идентичны, что подтверждается и Перечнем должностных лиц, ответственных за регистрацию.

Ответственные за регистрацию лица

Приведем этот Перечень.

  1. Должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством РФ контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда.
  2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица ТСЖ либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.
  3. Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов.
  4. Уполномоченные должностные лица, ответственные за регистрацию в гостиницах, кемпингах, туристских базах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах, домах-интернатах для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиницах-приютах и других учреждениях социального назначения.

Исходя из представленного Перечня, можно сделать вывод, что за регистрационный учет граждан, проживающих в многоквартирном доме, отвечает управляющий этим домом либо сами собственники (в случае непосредственного управления). Остается вопрос, кто же конкретно осуществляет предусмотренные Законом действия по регистрационному учету граждан. В управляющей организации это может быть паспортист, отвечающий только за регистрационный учет. Это особенно актуально, если в управлении организации находится не один многоквартирный дом. Что касается ТСЖ, представляется нецелесообразным нанимать специального человека, который будет отвечать за учет граждан. В одном многоквартирном доме с такими функциями может справиться, например, бухгалтер или сам председатель товарищества. Зачастую именно бухгалтер товарищества является уполномоченным лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства.

Читать еще:  Срок действия электронного сертификата на продукты

Принципиальное отличие органов регистрационного учета от лиц, ответственных за регистрацию, заключается в возложенных на них обязанностях. Лица, ответственные за регистрацию, осуществляют лишь первичный сбор документов для последующей регистрации граждан, в то время как органы регистрационного учета непосредственно совершают действия по регистрации и выдают соответствующие документы. Лица, ответственные за регистрацию, являются своеобразным связующим звеном между гражданами и государственными органами регистрационного учета.

Обратите внимание! Должностные лица управляющей организации и ТСЖ являются своеобразными посредниками между гражданами и отделами ФМС.

При непосредственной форме управления самим собственникам помещений следует обращаться в органы регистрационного учета. Необходимо отметить, что в Перечне должностных лиц, ответственных за регистрацию названы именно собственники, а не лица, уполномоченные ими на управление домом, на представление их интересов. Таким образом, при непосредственной форме управления посредник между гражданами и органами регистрационного учета отсутствует. Возникает вопрос: могут ли собственники заключить договор с обслуживающей организацией на ведение регистрационного учета? Исчерпывающий ответ на него дает судебная практика. Из Определения Нижегородского областного суда от 07.07.2006 N 33-3466 следует, что коммерческие организации вправе выполнять функции по обеспечению регистрационного учета граждан, если они наделены полномочиями по распоряжению жилищным фондом. Кроме того, деятельность по обеспечению регистрационного учета предполагает обладание информацией конфиденциального характера, круг лиц, имеющих доступ к которой, ограничен (персональные данные физических лиц). Таким образом, собственники не вправе заключать договор с обслуживающей организацией на ведение регистрационного учета без передачи всех функций по управлению многоквартирным домом. Данный вывод подтверждается и в Определении ВС РФ от 22.10.2008 N 9-ВПР08-20.

Рассмотрим подробнее обязанности лиц, ответственных за регистрацию.

Обязанности лиц, ответственных за регистрацию

Как следует из п. 6 Регламента регистрации, лица, ответственные за регистрацию, осуществляют:

  • первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства;
  • подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов;
  • ведение и хранение поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства.

При этом ответственные лица не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятии их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства (п. 7 Регламента регистрации).

Регламент устанавливает требования к графику работы сотрудников, участвующих в предоставлении государственной услуги по регистрационному учету. Более того, в п. 24 Регламента регистрации указано, что график приема граждан должностными лицами, ответственными за регистрацию, максимально совмещается с графиком приема граждан органом регистрационного учета. В ТСЖ, где функции паспортиста осуществляет бухгалтер, на которого возложены и другие обязанности, эта норма наименее выполнима. Главное в такой ситуации – чтобы собственники наверняка знали, когда могут обратиться за соответствующей услугой.

Регистрация граждан по месту пребывания

Из п. п. 16 и 46 Регламента регистрации следует, что лица, ответственные за регистрацию, принимают от граждан:

  • заявление о регистрации по месту пребывания по форме N 1 (Приложение 1);
  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина по указанному адресу (договор найма (поднайма), заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение).

В присутствии заявителя указанные лица проверяют комплектность представленных документов и в 3-дневный срок передают их вместе с адресными листками прибытия (в двух экземплярах) в орган регистрационного учета. Свидетельства о регистрации по месту пребывания и документы, удостоверяющие личность граждан, в этот же день или не позднее следующего за днем их оформления дня передаются должностным лицам, ответственным за регистрацию, для последующего их вручения зарегистрированным гражданам либо непосредственно выдаются данным гражданам (п. 49 Регламента регистрации).

Также на лиц, ответственных за регистрацию, возлагается обязанность ежемесячно направлять в территориальные органы Федеральной службы государственной статистики листки статистического учета прибытия по форме N 12П (Приложение 12) на граждан, которые зарегистрированы по месту пребывания на срок один год и более (п. 50 Регламента регистрации).

Регистрация граждан по месту жительства

В соответствии с п. 56 Регламента регистрации должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов заполняют карточку регистрации по форме N 9 (Приложение 9), поквартирную карточку по форме N 10 (Приложение 10) или вносят соответствующие сведения в домовую (поквартирную) книгу по форме N 11 (Приложение 11), адресные листки прибытия по форме N 2 (Приложение 2), листок статистического учета прибытия по форме N 12П и листок статистического учета выбытия по форме N 12В к ним (Приложение 12).

Заполненные документы, а также документ, удостоверяющий личность гражданина, заявление о регистрации по месту жительства, документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня обращения к ним граждан представляют в орган регистрационного учета (п. 57 Регламента регистрации).

По истечении 3-дневного срока лица, ответственные за регистрацию, вправе забрать подготовленные органами регистрационного учета документы для последующей передачи гражданам.

Снятие граждан с регистрационного учета

В случаях, когда граждане, выбывающие к новому месту жительства, намерены перед выездом сняться с регистрационного учета по месту жительства, они обращаются к должностным лицам, ответственным за регистрацию, с заявлением о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы от каждого лица, достигшего 14-летнего возраста (от имени лица, не достигшего 14-летнего возраста, заявление пишет и подает его законный представитель), с указанием адреса, куда они выбывают, а также представляют документы, удостоверяющие их личность (п. 94 Регламента регистрации).

Должностные лица, ответственные за регистрацию, заполняют в двух экземплярах адресный листок убытия по форме N 7 (Приложение 7). На лиц, подлежащих статистическому наблюдению, оформляются листки статистического учета выбытия по форме N 12В (п. 96 Регламента регистрации).

Согласно п. 97 Регламента регистрации адресные листки убытия и листки статистического учета выбытия вместе с карточками регистрации по форме N 9, поквартирными карточками по форме N 10 или домовыми (поквартирными) книгами по форме N 11, а также документами, удостоверяющими личность, и заявлениями о снятии с регистрационного учета должностные лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня их получения от граждан передают в орган регистрационного учета. Сотрудники органа регистрационного учета в 3-дневный срок со дня получения документов снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства путем проставления в их паспортах, карточках регистрации по форме N 9 или домовых (поквартирных) книгах по форме N 11 штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства (п. 98 Регламента регистрации).

Примечание. Регистрационный учет – это государственная услуга, которая предоставляется бесплатно (абз. 3 ст. 3 Закона о свободе передвижения, п. 8 Регламента регистрации). Следовательно, ТСЖ и управляющие организации не вправе взимать с граждан плату за оказание этой услуги (точнее, части данной услуги – ведение первичного учета).

Учиться никогда не поздно!

Для осуществления действий, предусмотренных п. 6 Регламента регистрации, лица, ответственные за регистрацию, должны обладать определенными знаниями. Кроме того, согласно п. 110 Регламента регистрации руководители органов регистрационного учета проводят проверки соблюдения Правил регистрации и Регламента регистрации лицами, ответственными за регистрацию. При выявлении нарушений в деятельности должностных лиц, ответственных за регистрацию, информация направляется главе администрации (органа местного самоуправления) для принятия мер по их устранению, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, – прокурору (абз. 2 п. 113 Регламента регистрации).

Необходимую информацию можно получить в отделах УФМС. Так, согласно п. 32 Регламента регистрации на информационных стендах в помещениях, предназначенных для приема граждан, и интернет-сайтах ФМС и ее территориальных органов размещается в том числе следующая информация:

  • извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, касающиеся вопросов регистрационного учета;
  • текст Регламента регистрации с приложениями;
  • перечень документов, необходимых для осуществления регистрационного учета, и предъявляемые к ним требования;
  • образцы оформления документов, необходимых для получения государственной услуги, и требования к ним;
  • месторасположение, график (режим) работы, номера телефонов, адреса интернет-сайтов и электронной почты органов, в которых заявители могут получить бланки документов, необходимых для осуществления регистрационного учета;
  • порядок получения консультаций.
Читать еще:  Судебное разбирательство в арбитражном процессе

Таким образом, в УФМС лица, ответственные за регистрацию, могут получить и бланки документов для регистрационного учета, и консультации специалистов по вопросам регистрационного учета.

К сведению. Регламент регистрации регулирует взаимоотношения лиц, ответственных за регистрацию, с органами регистрационного учета. Тем не менее на практике возникают ситуации, не регламентированные правовыми актами. К таковым, например, относится обращение граждан за справками о составе семьи. И ТСЖ, и управляющая организация, получив такое обращение, вправе выдать выписку из домовой книги или поквартирной карточки в произвольной форме в виде справки, содержащей сведения, необходимые жильцу.

Передача документов регистрационного учета

Регламентом регистрации утверждены не только формы учетных документов, но и сроки их хранения (Приложение 15). Когда дом находится в управлении ТСЖ или управляющей организации, обязанность по хранению поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства лежит на должностных лицах этих организаций (п. п. 6 и 58 Регламента регистрации). При непосредственной форме управления документы должны хранить сами собственники помещений в многоквартирных домах. Поквартирная карточка хранится до снятия с регистрационного учета всех внесенных в нее лиц, а карточка регистрации по месту жительства – постоянно.

При выборе новой организации для управления домом обязанности по регистрационному учету переходят к ней. Ей должны быть переданы и документы. И здесь возможны различные затруднения и злоупотребления. Так, например, при смене непосредственного управления на управление ТСЖ или управляющей организацией документы необходимо собрать со всех собственников помещений в доме. Новый управляющий может столкнуться и со злоупотреблением прежней компании, удерживающей документы регистрационного учета.

Истребовать необходимые документы у прежнего управляющего можно только через суд. Не секрет, что решение проблемы в судебном порядке – способ не эффективный ввиду потери времени. Однако обратиться в суд все-таки придется. И не столько для того, чтобы получить документы, сколько для того, чтобы в дальнейшем при возникновении спора доказать, что в сложившейся ситуации было сделано все возможное.

А теперь о том, как получить столь необходимые сведения, не дожидаясь принятия и вступления в силу судебных актов. Кроме прежнего управляющего, информация о зарегистрированных гражданах имеется как минимум у самих собственников и у органов регистрационного учета. Прежде всего целесообразно обратиться в органы регистрационного учета, а если эта попытка ни к чему не приведет, то собирать информацию с собственников. На первый взгляд задача может показаться невыполнимой. Однако отметим, что еще при проведении общего собрания на предмет смены способа управления нужно обладать данными о собственниках помещений в доме. Хорошо выполненная работа на этом этапе – залог успеха в дальнейшем. Кроме того, приступать к управлению домом без необходимых документов представляется неразумным. Если решение о смене способа управления принимается действительно в соответствии с жилищным законодательством, то будущая управляющая организация находит союзников в лице как минимум половины собственников помещений в доме. В такой ситуации уже легче получить необходимые данные.

В заключение подчеркнем, что возложение на управляющих домами обязанности по осуществлению регистрационного учета обусловлено тем, что именно они находятся в тесных отношениях с собственниками (или предполагается, что должны находиться). И хотя четкой ответственности управляющей организации и ТСЖ за то, что они не ведут первичный регистрационный учет, законом не установлено, представляется, что отказ от выполнения данной обязанности затрудняет в первую очередь работу этих самых организаций.

Регистрация по месту жительства осуществляется на основании требований законодательства.

К основным правовым актам, в частности, отнесены:

  1. Закон РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
  2. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713
    «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации».
  3. Приказ МВД России от 31 декабря 2017 года № 984 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации».

Указанные нормативные акты раскрывают все особенности и нюансы, связанные с процедурой постановки на учет.

Обязательность регистрации

Это безусловное правило. За нарушение такого требования виновное лицо привлекается к административной ответственности. Санкции такого характера предусмотрены статьей 19.15.1 КоАП РФ. Адрес проживания в данном случае значения не имеет. Человек может выбирать себе любое место в пределах страны.

Орган, оформляющий регистрацию

Законодательно определены инстанции, которые выполняют все необходимые действия в отношении заинтересованных лиц, намеренных зарегистрироваться по месту своего проживания. Ими в настоящее время являются территориальные органы МВД (ранее эти функции были возложены на УФМС). В штате каждого из них имеются специалисты по вопросам миграции. Территориальные подразделения МВД осуществляют регистрацию независимо от выбранного места проживания. Сюда относятся обычные населенные пункты, изолированные административные образования, закрытые войсковые части и пограничные территории.

Правила оформления

Порядок постановки на учет описан в Постановлении Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ».

Согласно этому нормативному акту, каждый заинтересованный обязан собрать и представить в регистрирующий орган определенный пакет документов. Именно они являются основанием для регистрации человека, в том числе и по месту проживания. Перечень таких документов зависит от того, намерен ли человек находиться по данному адресу постоянно или временно. К ним отнесены: паспорт заинтересованного, заявление о регистрации, согласие собственника, документ о праве владения жильем. Данные могут быть переданы по почте, доставлены лично, через законного представителя или по официальному порталу.

Изменивший место жительства обязан в течение семи фактических суток обратиться в уполномоченные инстанции для постановки на учет. Указанный срок начинает свое исчисление с момента непосредственного прибытия по новому адресу.

Заявление гражданина

Одним из обязательных документов при постановке проживающего на учет является его личное заявление. Следует отметить, что обращение такого характера нельзя заполнять в произвольном порядке, все надо делать правильно. Для этого в действие введена форма 6. Бланк такого заявления указан в Приказе МВД России от 31 декабря 2017 года № 984».

Читать еще:  Положена ли инвалидность при удалении одной почки

При заполнении заявления указывается информация следующего содержания:

  1. Наименование территориального органа МВД, который будет заниматься пропиской.
  2. Сведения о заявителе – фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес прошлого места проживания, пол, телефон для связи. Также могут указываться данные законного представителя, если регистрируется лицо, не достигшее совершеннолетия.
  3. Сведения о владельце жилого помещения, в котором будет зарегистрирован инициатор. Наличие родственной связи указывается, если вселение происходит в муниципальное помещение.
  4. Документ, подтверждающий право использования или собственности владельца на жилье.
  5. Адрес места нахождения помещения.
  6. Серия, номер и дата выдачи документа, удостоверяющего личность регистрирующегося и собственника.
  7. Страховой номер индивидуального лицевого счёта.
  8. Дата.
  9. Подписи регистрируемого человека и владельца квартиры.

В окончании указывается решение, которое было принято уполномоченным должностным лицом регистрирующего органа. Образец заявления прилагается к статье.

Аналогичным образом оформляется заявление о регистрации гражданина по месту его пребывания.

Согласие собственника

Чтобы получить положительный результат, заинтересованному лицу необходимо взять согласие собственника жилья. Об этом владельца надо просить заранее. В отличие от заявления, форма такого документа, обязательная для применения, законом не утверждена.

В тексте нужно отразить следующее:

  1. Название регистрирующего органа.
  2. Данные владельца жилой площади – фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес.
  3. Сведения о доме или квартире. Также указывается адрес.
  4. Серия, номер и дата выдачи документа, подтверждающего право собственности или использования.
  5. Сведения о лице, которое будет зарегистрировано – фамилия, имя, отчество, данные паспорта, дата и место рождения.
  6. Само согласие владельца жилья.
  7. Дата оформления документа.

Согласие надо получать у собственника, он его подписывает, и вместе с другими документами его передают в регистрирующий орган или паспортный стол.

Действующим законом определены случаи, когда положительный ответ владельца не является обязательным условием:

  1. Если реализуется процедура постановки на учет лиц, которые официально ведут кочевой образ жизни.
  2. Когда вопрос связан с регистрацией человека, которому не исполнилось четырнадцати лет, по адресу проживания его родителей или опекунов.

В остальных ситуациях согласие владельца вам понадобится обязательно. При этом зарегистрировать на своей жилой площади собственник может любого человека. Никаких ограничений в этом случае на законодательном уровне не установлено.

Документы, подтверждающие регистрацию

Любому зарегистрированному лицу выдаются соответствующие бумаги, которые подтверждают факт постановки человека на учет. Их вид зависит от варианта фиксации, то есть по месту жительства или фактического проживания. Такие документы оформляются регистрирующим органом в виде свидетельства. Также подтвердить свою регистрацию человек может, ссылаясь на отметку в паспорте.

По месту жительства

Основным фактом, подтверждающим право нахождения человека по месту жительства, является отметка в паспорте. Для детей подтверждением может служить документ о появлении на свет, выданный органами ЗАГСа, на основании которого они будут прописываться по месту жительства родителей или лиц их заменяющих. Человек может доказать свое право на проживание в данном помещении на основании выписок из домовой книги или лицевого счета. Нередки случаи, когда в качестве подтверждающего документа выступает судебное решение.

Но независимо от наличия указанных документов, любому зарегистрированному территориальным МВД выдается свидетельство, в котором указано, где и с какого времени разрешено проживание. Форма 8 такой бумаги приведена в Приказе МВД России от 31 декабря 2017 года № 984.

По месту пребывания

Регистрация этого типа носит ограниченный, временный характер. В данном случае человек не снимается с учета по основному адресу проживания. Поэтому единственным документом является свидетельство по форме 3, выданное в соответствии с требованиями Приказа МВД России № 984.

Снятие с регистрационного учета

Снятие с учета по месту фактического пребывания происходит в случаях, когда истекает срок постановки. После окончания указанного временного периода право на нахождение в жилом помещении автоматически аннулируется. При этом такой факт не может быть поводом для судебного разбирательства, поскольку все условия оговариваются сторонами изначально.

Выписываться необходимо в следующих случаях:

  1. Изменение адреса проживания.
  2. Место фактического нахождения лица неизвестно. Такой факт должен подтверждаться решением суда.
  3. Человек ушел из жизни. Подтверждающими документами могут быть: свидетельство, выданное органами ЗАГСа или судебное заключение.
  4. Принудительное выселение или утрата прав собственности на жилое помещение. Такое решение принимает суд.
  5. Представление ложных сведений для регистрации или нарушение установленного порядка её осуществления.
  6. Изменение маршрутов передвижения лицом, которое ведет кочевой образ жизни, либо прекращение такого существования.
  7. Фиктивная регистрация.

Основанием для аннулирования учетных данных во всех указанных случаях является заключение уполномоченной официальной инстанции, на основании которого территориальный орган МВД выполнит предусмотренные процедурой действия.

Оформление заявления

Если инициатором снятия с учета выступает сам зарегистрированный, он обязан оформить заявление соответствующего содержания.

В тексте документа должна быть отражена следующая информация:

  1. Наименование регистрирующего органа, куда направляется обращение.
  2. Данные об инициаторе – фамилия, имя, отчество, дата рождения, предыдущий адрес проживания, пол, контактный телефон.
  3. Адреса прежнего и нового места проживания.
  4. Серия, номер и дата выдачи документа, удостоверяющего личность человека.
  5. СНИЛС, если таковой имеется в наличии.
  6. Дата обращения.

Составленное заявление должно быть подписано инициатором.

Процедура постановки на учет и снятия

Чтобы зарегистрироваться человеку по месту его жительства или пребывания, заинтересованный должен собрать необходимый пакет документов.

  1. Заявление инициатора.
  2. Документ, удостоверяющий его личность. Для законного представителя потребуется доверенность.
  3. Согласие собственника жилья. Также подойдет любой другой документ, дающий право на проживание по указанному адресу, например, соглашение об аренде помещения. Это актуально для случаев, когда человек регистрируется по месту пребывания.
  4. Документ, подтверждающий возможность вселиться, например, свидетельство о праве собственности. Такие данные требуются для регистрации по адресу нового места жительства.

Собранный пакет документов должен быть передан в регистрирующий орган. Это можно сделать лично, по почте, через законного представителя либо информационный портал.

Обратите внимание, что для граждан РФ процедура осуществляется бесплатно. А с иностранцев взимается пошлина.

Порядок снятия человека с учета зависит от варианта изначальной регистрации. Если она носила временный характер, то все происходит автоматически, по истечении оговоренного срока. Когда человек изменяет место жительства, основанием для снятия его с учета является личное заявление либо решение официальной инстанции, например, суда.

Сроки

Процедура постановки, на учет должна быть реализована в установленные действующим законодательством сроки. Регистрация происходит обычно быстро и состоит из нескольких этапов: сбор необходимой документации, обращение в регистрирующий орган, получение свидетельства.

Постановки на регистрационный учет

Если человек меняет место жительства, то он должен обратиться в уполномоченный регистрирующий орган в течение 7 фактических дней с момента прибытия к новому адресу. В отношении временного пребывания четких сроков не установлено. Если человек намерен находиться в определенном месте более девяноста дней, то он обязан прийти в регистрирующий орган для оформления своего статуса.

Когда человек временно вселяется в муниципальное жилье, то его поставят на учет в течение трех суток. В случаях с постоянным проживанием, а также при регистрации на жилплощади, находящейся в собственности владельца, срок составит три дня с момента поступления документов.

Оформления документов

Общий срок выдачи свидетельства о регистрации составляет три дня. Он исчисляется с момента представления необходимых документов. Если регистрирующему органу нужно запросить информацию о съемщике социального жилья, срок оформления может продлиться до восьми рабочих дней.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.