Рекомендации по повышению квалификации педагогов

Методические рекомендации для администрации ОУ

по организации повышения квалификации педагогов в системе дополнительного профессионального образования

На современном этапе развития российской школы складывается новый ролевой стандарт профессиональной деятельности учителя. Изменяются содержание и подходы к педагогической деятельности, возрастают объем и качество инновационной составляющей в образовательном пространстве. Комплексный процесс повышения квалификации предполагает актуализацию педагогами собственных возможностей и переход от практиковоспроизводящей деятельности к практико-преобразующей. Повышение квалификации педагогов – приоритетное направление и обязательное условие модернизации образования.

Основные документы правового регулирования дополнительного профессионального образования специалистов

• «Рекомендации ЮНЕСКО о развитии образования взрослых» (1976, Париж)

• Рекомендации МОТ/ЮНЕСКО о положении учителей (1966, Париж)

• Рекомендации ЮНЕСКО /МОТ о правовом статусе преподавательских кадров учреждений высшего образования (1976, Париж)

• Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры (1998, Париж)

Законы Российской Федерации

• Закон РФ 10.07.1992 № 000-1 «Об образовании» (ст.25, ст.26, ст.28)

• ФЗ РФ от 01.01.2001 « 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ст.21, ст.26)

• ФЗ от 10.04.200 «О утверждении федеральной программы образования»

Подзаконные акты Российской Федерации

• Приказ Минобразования РФ «Об утверждении Программы модернизации педагогического образования»

• Письмо Минобразования РФ от 01.01.2001 N ин/39-20 «О программе развития дополнительного профессионального образования в РФ на 2002 – 2005 гг. и перечне мероприятий по ее реализации»

Региональные нормативные документы:

• Постановление Правительства Москвы от 23.03.204 « О мерах по обеспечению педагогическими кадрами образовательных учреждений города Москвы»

• Приказ Департамента образования города Москвы «О совершенствовании городской системы дополнительного профессионального образования в ходе реализации постановления Правительства города Москвы от 23.03.204 «О мерах по обеспечению педагогическими кадрами образовательных учреждений города Москвы»»

Для организации планового обучения педагогов в системе дополнительного профессионального образования в образовательном учреждении должен быть разработан Перспективный план повышения квалификации педагогов на 5 лет (см. папку «Формы документов»). Заместитель директора, ответственный за организацию повышения квалификации в ОУ, ежегодно обновляет план и контролирует сроки и объёмы повышения квалификации педагогов в системе дополнительного профессионального образования (ДПО). (За точку отсчёта необходимо взять дату последней аттестации).

Повышение квалификации проводится не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников.

Целями повышения квалификации являются, прежде всего, развитие профессиональных мастерства и культуры, обновление теоретических и практических знаний специалистов системы образования в соответствии с современными требованиями к уровню квалификации и необходимостью освоения инновационных методов решения профессиональных задач.

Нормативный срок обучения по всем программам повышения квалификации – от 72 до 500 ч. При модульной форме программ повышения квалификации минимальный нормативный срок обучения не менее 12 ч. Для всех форм дополнительного профессионального образования, в т. ч. в случае их сочетания, действует государственный образовательный стандарт.

Повышение квалификации включает в себя долгосрочные и краткосрочные формы обучения.

Долгосрочное обучение предназначено:

    для руководителей образовательных учреждений всех видов и типов, их заместителей, специалистов, включенных в резерв на замещение вакантных должностей руководителей, обучающихся по комплексным интегрированным образовательным программам, – 216 уч. ч; преподавателей отдельных предметов, содержание которых существенно обновлено в связи с интенсивным развитием науки или изменением концептуальных подходов к изучению дисциплин в условиях современности (информатика, гуманитарные науки и др.), – 216 уч. ч; молодых специалистов, выпускников образовательных учреждений высшего педагогического образования – 216 уч. ч; работников образовательных учреждений, реализующих в педагогической практике актуальные направления современного общего образования в области психолого­педагогического, естественно­научного, гуманитарного, социально­экономического и других циклов по профилю профессиональной деятельности, а также для педагогических работников, участвующих в экспериментах городского и федерального уровней, – 144 уч. ч.

Краткосрочное обучение (тематическое обучение объемом 72 уч. ч.) предназначено для остальных категорий работников образования.

Объем большинства курсов повышения квалификации – от 72 до 216 ч. Часть курсовой системы представлена в виде учебных модулей от 12 до 44 ч. Такая организация курсовой системы позволяет педагогам повышать свою квалификацию на протяжении одного или ряда лет в одном или нескольких учреждениях по одному направлению.

Накопительная система повышения квалификации педагогических работников фиксируется в Единой зачетной книжке слушателя в форме распределенного освоения модульных образовательных программ. Учет освоенных модульных образовательных программ осуществляется на основе принципа равноценности дополнительного профессионального образования, при котором освоение нескольких образовательных модулей в рамках программы краткосрочного повышения квалификации считается равноценным освоению длительной программы повышения квалификации или равноценным освоению программы профессиональной переподготовки при условии их сопряженности по направлению, содержанию и форме. Индивидуальный план повышения квалификации составляется работником образования на период от 3 до 5 лет. Результаты промежуточной и итоговой аттестации в системе повышения квалификации также фиксируются в единой зачетной книжке. По итогам выполнения индивидуального плана повышения квалификации в объеме не менее 72 ч. образовательным учреждением выдается государственный документ установленного образца.

Читать еще:  Строящиеся дома по программе реновации в москве

Нормативный срок обучения по всем программам переподготовки – свыше 500 ч.

Задачами профессиональной переподготовки педагогических кадров являются:

– получение дополнительных специальностей и специализаций;

получение новой квалификации;

– получение права на ведение нового вида профессиональной деятельности в системе образования.

В результате профессиональной переподготовки специалисту может быть присвоена дополнительная квалификация на базе полученной специальности. Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится путем освоения дополнительных профессиональных образовательных программ.

Срок обучения варьируется от 1 до 2 лет. Профессиональная переподготовка проводится по учебным планам и программам, рассчитанным на 504–1600 ч. аудиторных занятий на базе имеющегося высшего профессионального образования. По результатам прохождения профессиональной переподготовки слушатели получают диплом установленного государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести новую профессиональную деятельность.

Государственные образовательные учреждения, ведущие работу по повышению квалификации и профессиональной переподготовке педагогических кадров, выдают слушателям, успешно завершившим курс обучения, следующие документы установленного государственного образца:

    удостоверение о повышении квалификации – для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 ч; свидетельство о повышении квалификации – для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 ч; диплом о профессиональной переподготовке – для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 ч.

Повышение квалификации проводится в основном на бюджетной основе. Работникам системы московского образования гарантирована возможность выбора таких курсов не реже одного раза в 5 лет в объеме не менее 72 ч. Зачисление на курсы на бюджетной основе происходит на основании направлений Департамента образования, окружных управлений образования и методических центров.

В ходе учебного процесса с использованием модульных образовательных программ у педагога появляется возможность конструировать индивидуальный образовательный маршрут и программу повышения квалификации с учетом своих интересов и уровня квалификации. Педагог может выбрать содержание, сроки и режим обучения. Технологичность обеспечивается за счет содержания (наполнения) вариативных модулей, использования интерактивных методов работы со слушателями и возможности построения образовательного маршрута путем комбинации модульных курсов.

Задача администрации ОУ, руководителя школьного методического объединения, методиста ОМЦ – помочь педагогу правильно простроить индивидуальную траекторию повышения квалификации с учётом его профессиональных потребностей, стратегии развития образовательного учреждения и приоритетных направлений модернизации образования.

Пример индивидуальной траектории повышения квалификации

Последнее прохождение квалификационных курсов – в 2006 году; последняя аттестация -2007г.

Подтверждение соответствия планируется в 2011/2012 уч. году).

В 2009 году – модули "Актуальные проблемы новейшей истории России" (18 часов), "Проблемные вопросы исторического краеведения" (18 часов), "Проектная деятельность учителя истории и обществознания с использованием ИКТ" (18 часов);

в 2010 году – "Интерактивные технологии в обучении. Интерактивная доска SMART BOARD /STAR BOARD" (18 часов), "Методика оценки заданий с развернутым ответом (часть С) ЕГЭ по истории и обществознанию" (36 часов),

в 2011 году – надпредметный инвариантный модуль "Общепрофессиональные дисциплины" (36 часов).

Итого за 2009-20часа

Повышение квалификации помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность. Повышение квалификации стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы. Но при этом повышение квалификации в системе ДПО не является самоцелью. Важно то, как учитель на практике применяет знания и умения, полученные в ходе курсовой подготовки в системе ДПО (приспособление новых знаний для решения собственных проблем и встраивание их в индивидуальный стиль деятельности учителя, проверка действенности знаний на практике).

Администрации ОУ рекомендуется проводить не только диагностику профессиональных затруднений педагога, его потребностей в дополнительном профессиональном образовании, но и разработать План отчётных мероприятий педагогов, обучившихся на курсах повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования (см. папку «Формы документов»). Формы отчёта и дату проведения выбирает педагог. Например:

– выступление на тематическом педагогическом совете;

Читать еще:  Сколько дней оплачивается больничный с ребенком

– выступление на заседании кафедры, школьного методического объединения;

– проведение методического семинара;

– открытый урок или внеклассное мероприятие;

– творческий отчёт учителя;

– разработка методических продуктов;

– участие педагогов в профессиональных конкурсах и фестивалях, НПК;

– подготовка публикаций и т. д.

Это повысит ответственность педагога, мотивирует его на успешное усвоение учебной программы курса и применение на практике полученных знаний.

Направления деятельности заместителя директора ОУ, ответственного за повышение квалификации педагогов в системе ДПО:

– разработка перспективного плана повышения квалификации и контроль сроков и объёмов повышения квалификации педагогами;

– диагностика потребностей педагогических и руководящих работников в повышении квалификации;

– диагностика уровня педагогического профессионализма, профессиональных затруднений и качества образования;

– диагностика информационных потребностей педагогов;

– оказание помощи в выстраивании индивидуальной траектории повышения квалификации педагога;

– подготовка приказа о направлении на курсы повышения квалификации и контроль их посещения педагогом;

– мониторинг реализации на практике знаний, полученных педагогами в системе ДПО;

– подготовка годового отчёта по повышению квалификации.

Необходимая школьная документация по данному направлению:

– перспективный план повышения квалификации;

-приказы о направлении на курсы повышения квалификации и профессиональную переподготовку;

– протоколы педсоветов, ШМО;

– план отчётных мероприятий педагогов, обучившихся на курсах повышения квалификации;

– годовой отчёт о повышении квалификации педагогов в системе ДПО;

– в личных делах педагогов должны храниться копии документов об окончании курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовке за последние 5 лет.

Зачем и когда педагогам повышать квалификацию

Согласно требованиям ФГОС, повышение квалификации для педагогов, реализующих программы основного общего и начального общего образования должно производиться не реже одного раза в три года в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности (ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 (п.22), ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 п.22). В соответствующие документы приказами Министерства образования и науки РФ №1643, №1644 и №1645 внесены изменения.

Педагогический университет «Первое сентября» реализует более 100 программ повышения квалификации, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС всех уровней образования и профессионального стандарта педагога.

Ознакомиться со всем каталогом курсов можно на странице «Каталог курсов».

Любые организационные вопросы Вы можете задать, обратившись на «горячие линии»:

  • на электронный адрес: edu@1sept.ru
  • по телефону: +7 (495) 637-82-73 доб. 1 (в рабочие дни с 10 до 17 часов по московскому времени)
  • из Личного кабинета, выбрав адресата «Администрация Педуниверситета»

Деятельность осуществляется на основе лицензии 77Л01 №0007183, рег. №036377 от 23.07.2015 (срок действия — бессрочно), выданной Департаментом образования г.Москвы.

Накопительная система повышения квалификации

Право работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование (далее — ДПО) установлено статьей 197 Трудового кодекса Российской Федерации.

В отношении педагогических работников право на ДПО конкретизировано Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ). Педагогические работники имеют право на ДПО по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (пункт 2 части 5 статьи 47 Федерального закона № 273-ФЗ). ДПО осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (далее — ДПП): программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки (часть 2 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ).

Систематическое повышение своего профессионального уровня – это обязанность педагогических работников, зафиксированная в статье 48 Федерального закона № 273-ФЗ. В целях создания условий для непрерывного педагогического образования и развития региональной системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров образовательных организаций и в соответствии с пунктом девять части один статьи 8, статьей 16, статьей 76, частями первой-третьей статьи 89, частями третьей-девятой статьи 96 Федерального закона № 273-ФЗ организуется повышение квалификации педагогических работников.

Организация предоставления ДПО в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования (пункт 9 части 1 статьи 8 Федерального закона № 273-ФЗ). Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона № 273-ФЗ обеспечение ДПО педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций осуществляется посредством доведения необходимых средств до соответствующих организаций в структуре нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования.

Органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, устанавливается определенная система накопительного объема повышения квалификации.

Читать еще:  Сроки рассмотрения жалобы в налоговую инспекцию

Например, в Московской области, Приказом от 2 сентября 2014 г. N 3986 «О создании условий для непрерывного педагогического образования и развития региональной системы повышения педагогических и руководящих работников системы образования в Московской области» на период до 31.12.2020 установлен следующий накопительный объем повышения квалификации:

для педагогических работников системы образования в Московской области:

  • в целях подтверждения соответствия занимаемой должности — 180 часов за пять лет;

для педагогических работников и руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность:

  • в целях установления квалификационной категории (первой, высшей) — 216 часов за пять лет;
  • резерву на руководящие должности — 216 часов за пять лет, при этом раз в 3 года должно быть пройдено обучение в объеме не менее 1 модуля.

В ходе аттестации педагогических работников образовательных учреждений возникают вопросы, связанные с порядком учета документов, выдаваемых образовательными организациями по окончании обучения. В связи с этим необходимо учитывать следующее.

При успешном освоении дополнительной профессиональной программы повышения квалификации (в форме курсовой подготовки) педагогическом работнику выдается Удостоверение о повышении квалификации. При освоении дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки педагог получает Диплом о профессиональной переподготовке (п.10. ст. 60, п. 14, 15 ст. 76 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п.19 Приказа Минобрнауки РФ от 01.07. 2013 г. № 499 (ред. от 15.11.2013г.) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам), письмо Минобрнауки РФ от 02.09.2013г. N АК – 1879/06 «О документах о квалификации», письмо Минобрнауки России от 09.10.2013 № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании» (вместе с «Разъяснениями о законодательном и нормативном правовом обеспечении дополнительного профессионального образования»).

Педагогу, освоившему часть дополнительной профессиональной программы, выдается справка об обучении или о периоде обучения (п.19 Приказа Минобрнауки РФ от 1 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам).

Обращаем внимание, что при аттестации педагогических работников учитываются только вышеуказанные виды документов.

Аттестация педагогических работников

На сегодняшний день существует два вида аттестации, которую должны проходить все педагоги: обязательная и добровольная. В первом случае задача — определить уровень знаний педагогического работника, чтобы понять соответствует ли человек своей должности. При добровольной аттестации преследуется цель повышения своего квалификационного уровня – и, соответственно, возможность повышения оплаты труда.

Обязательная аттестация

Обязательная аттестация педагогических работников 2016-2017 года проводится для тех, кто проходил её 5 лет назад. От её прохождения освобождаются педагоги с квалификационной категорией и беременные. Также отмеченная аттестация считается необязательной для тех педагогов, которые работают в отмеченной сфере на протяжении всего 2 лет. Если же педагог находится в декретном отпуске, то пройти аттестацию он может по истечении 2 лет после возвращения на отмеченную должность. Также аттестацию не будет проходить работник, который из-за болезни отсутствовал на месте более 4 месяцев. В таком случае отмеченная обязанность должна быть пройдена лишь через 12 месяцев после его официального возвращения на работу.

Добровольная аттестация

При этом преподаватели без категории или же с 1-й могут претендовать на получение 1 разряда. На наивысший разряд могут претендовать все те педагоги, которые уже получили 1-ю категорию не менее двух лет назад. Также высшую категорию могут получить педагоги с уже существующей такой категорией, чтобы подтвердить свою квалификацию. Обе отмеченные категории даются на 5 лет и не подлежат дальнейшему продлению.

Результаты аттестации

Оформление результатов проведения аттестации педагогического работника в 2017 году должно определяться типом самой аттестации. Если она была обязательной, значит комиссия должна принять решение относительно соответствия или же несоответствия отмеченного работника занимаемой на данный момент должности.

В случае с добровольной аттестацией, комиссия должна присудить человеку первую или же высшую категорию, или же вовсе отказать в таковом прошении. В результате на основе проведения аттестации должен быть составлен протокол, под которым подпишется председатель, его заместитель и все остальные члены.

В том случае, когда результаты аттестации окажутся положительными, работодатель может использовать их в дальнейшем для начисления педагогу надбавок за напряжённость и сложность работы.

Также эти результаты могут быть причиной для повышения должности в 2017 году.

Адрес: 644043, г. Омск, ул. Тарская, 2

Телефон/факс:

(3812) 24-09-54 (приемная ректора)

(3812) 24-21-85 (деканат)

Вопросы по работе сайта

Publish modules to the "offcanvas" position.

Рекомендации по повышению квалификации педагогов: 14 комментариев

  1. باصات مان

    There are some attention-grabbing closing dates on this article but I don?t know if I see all of them center to heart. There may be some validity however I will take hold opinion until I look into it further. Good article , thanks and we would like extra! Added to FeedBurner as well

  2. best earphones collection

    Thanks for sharing your ideas. A very important factor is that college students have a choice between national student loan and also a private education loan where it’s easier to decide on student loan consolidation than over the federal student loan.

  3. reformas centro ciudad

    One more important issue is that if you are a senior, travel insurance for pensioners is something that is important to really think about. The older you are, the more at risk you might be for having something awful happen to you while in foreign countries. If you are not really covered by some comprehensive insurance policies, you could have several serious troubles. Thanks for giving your good tips on this website.

  4. reformas cocinas centro

    There are some attention-grabbing closing dates in this article however I don?t know if I see all of them center to heart. There may be some validity however I’ll take maintain opinion until I look into it further. Good article , thanks and we wish extra! Added to FeedBurner as well

  5. reformas casas viejas

    I might also like to convey that most people that find themselves devoid of health insurance are normally students, self-employed and people who are out of work. More than half of the uninsured are really under the age of Thirty-five. They do not sense they are in need of health insurance because they’re young and also healthy. Its income is generally spent on property, food, and entertainment. A lot of people that do represent the working class either full or part time are not made available insurance by their work so they proceed without due to the rising cost of health insurance in america. Thanks for the concepts you share through this site.

  6. best white label payment gateway

    A formidable share, I simply given this onto a colleague who was doing a bit of evaluation on this. And he in actual fact purchased me breakfast because I discovered it for him.. smile. So let me reword that: Thnx for the treat! But yeah Thnkx for spending the time to discuss this, I feel strongly about it and love studying extra on this topic. If possible, as you turn into expertise, would you mind updating your blog with extra particulars? It is extremely helpful for me. Huge thumb up for this weblog put up!

  7. sexdoll

    Usually I don’t learn article on blogs, but I wish to say that this write-up very forced me to take a look at and do so! Your writing style has been amazed me. Thank you, very nice post.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Рекомендации по повышению квалификации педагогов

Методические рекомендации для администрации ОУ

по организации повышения квалификации педагогов в системе дополнительного профессионального образования

На современном этапе развития российской школы складывается новый ролевой стандарт профессиональной деятельности учителя. Изменяются содержание и подходы к педагогической деятельности, возрастают объем и качество инновационной составляющей в образовательном пространстве. Комплексный процесс повышения квалификации предполагает актуализацию педагогами собственных возможностей и переход от практиковоспроизводящей деятельности к практико-преобразующей. Повышение квалификации педагогов – приоритетное направление и обязательное условие модернизации образования.

Основные документы правового регулирования дополнительного профессионального образования специалистов

• «Рекомендации ЮНЕСКО о развитии образования взрослых» (1976, Париж)

• Рекомендации МОТ/ЮНЕСКО о положении учителей (1966, Париж)

• Рекомендации ЮНЕСКО /МОТ о правовом статусе преподавательских кадров учреждений высшего образования (1976, Париж)

• Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры (1998, Париж)

Законы Российской Федерации

• Закон РФ 10.07.1992 № 000-1 «Об образовании» (ст.25, ст.26, ст.28)

• ФЗ РФ от 01.01.2001 « 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ст.21, ст.26)

• ФЗ от 10.04.200 «О утверждении федеральной программы образования»

Подзаконные акты Российской Федерации

• Приказ Минобразования РФ «Об утверждении Программы модернизации педагогического образования»

• Письмо Минобразования РФ от 01.01.2001 N ин/39-20 «О программе развития дополнительного профессионального образования в РФ на 2002 – 2005 гг. и перечне мероприятий по ее реализации»

Региональные нормативные документы:

• Постановление Правительства Москвы от 23.03.204 « О мерах по обеспечению педагогическими кадрами образовательных учреждений города Москвы»

• Приказ Департамента образования города Москвы «О совершенствовании городской системы дополнительного профессионального образования в ходе реализации постановления Правительства города Москвы от 23.03.204 «О мерах по обеспечению педагогическими кадрами образовательных учреждений города Москвы»»

Для организации планового обучения педагогов в системе дополнительного профессионального образования в образовательном учреждении должен быть разработан Перспективный план повышения квалификации педагогов на 5 лет (см. папку «Формы документов»). Заместитель директора, ответственный за организацию повышения квалификации в ОУ, ежегодно обновляет план и контролирует сроки и объёмы повышения квалификации педагогов в системе дополнительного профессионального образования (ДПО). (За точку отсчёта необходимо взять дату последней аттестации).

Повышение квалификации проводится не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников.

Целями повышения квалификации являются, прежде всего, развитие профессиональных мастерства и культуры, обновление теоретических и практических знаний специалистов системы образования в соответствии с современными требованиями к уровню квалификации и необходимостью освоения инновационных методов решения профессиональных задач.

Нормативный срок обучения по всем программам повышения квалификации – от 72 до 500 ч. При модульной форме программ повышения квалификации минимальный нормативный срок обучения не менее 12 ч. Для всех форм дополнительного профессионального образования, в т. ч. в случае их сочетания, действует государственный образовательный стандарт.

Повышение квалификации включает в себя долгосрочные и краткосрочные формы обучения.

Долгосрочное обучение предназначено:

    для руководителей образовательных учреждений всех видов и типов, их заместителей, специалистов, включенных в резерв на замещение вакантных должностей руководителей, обучающихся по комплексным интегрированным образовательным программам, – 216 уч. ч; преподавателей отдельных предметов, содержание которых существенно обновлено в связи с интенсивным развитием науки или изменением концептуальных подходов к изучению дисциплин в условиях современности (информатика, гуманитарные науки и др.), – 216 уч. ч; молодых специалистов, выпускников образовательных учреждений высшего педагогического образования – 216 уч. ч; работников образовательных учреждений, реализующих в педагогической практике актуальные направления современного общего образования в области психолого­педагогического, естественно­научного, гуманитарного, социально­экономического и других циклов по профилю профессиональной деятельности, а также для педагогических работников, участвующих в экспериментах городского и федерального уровней, – 144 уч. ч.

Краткосрочное обучение (тематическое обучение объемом 72 уч. ч.) предназначено для остальных категорий работников образования.

Объем большинства курсов повышения квалификации – от 72 до 216 ч. Часть курсовой системы представлена в виде учебных модулей от 12 до 44 ч. Такая организация курсовой системы позволяет педагогам повышать свою квалификацию на протяжении одного или ряда лет в одном или нескольких учреждениях по одному направлению.

Накопительная система повышения квалификации педагогических работников фиксируется в Единой зачетной книжке слушателя в форме распределенного освоения модульных образовательных программ. Учет освоенных модульных образовательных программ осуществляется на основе принципа равноценности дополнительного профессионального образования, при котором освоение нескольких образовательных модулей в рамках программы краткосрочного повышения квалификации считается равноценным освоению длительной программы повышения квалификации или равноценным освоению программы профессиональной переподготовки при условии их сопряженности по направлению, содержанию и форме. Индивидуальный план повышения квалификации составляется работником образования на период от 3 до 5 лет. Результаты промежуточной и итоговой аттестации в системе повышения квалификации также фиксируются в единой зачетной книжке. По итогам выполнения индивидуального плана повышения квалификации в объеме не менее 72 ч. образовательным учреждением выдается государственный документ установленного образца.

Читать еще:  Пособие по уходу за ребенком внешнему совместителю

Нормативный срок обучения по всем программам переподготовки – свыше 500 ч.

Задачами профессиональной переподготовки педагогических кадров являются:

– получение дополнительных специальностей и специализаций;

получение новой квалификации;

– получение права на ведение нового вида профессиональной деятельности в системе образования.

В результате профессиональной переподготовки специалисту может быть присвоена дополнительная квалификация на базе полученной специальности. Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится путем освоения дополнительных профессиональных образовательных программ.

Срок обучения варьируется от 1 до 2 лет. Профессиональная переподготовка проводится по учебным планам и программам, рассчитанным на 504–1600 ч. аудиторных занятий на базе имеющегося высшего профессионального образования. По результатам прохождения профессиональной переподготовки слушатели получают диплом установленного государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести новую профессиональную деятельность.

Государственные образовательные учреждения, ведущие работу по повышению квалификации и профессиональной переподготовке педагогических кадров, выдают слушателям, успешно завершившим курс обучения, следующие документы установленного государственного образца:

    удостоверение о повышении квалификации – для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 ч; свидетельство о повышении квалификации – для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 ч; диплом о профессиональной переподготовке – для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 ч.

Повышение квалификации проводится в основном на бюджетной основе. Работникам системы московского образования гарантирована возможность выбора таких курсов не реже одного раза в 5 лет в объеме не менее 72 ч. Зачисление на курсы на бюджетной основе происходит на основании направлений Департамента образования, окружных управлений образования и методических центров.

В ходе учебного процесса с использованием модульных образовательных программ у педагога появляется возможность конструировать индивидуальный образовательный маршрут и программу повышения квалификации с учетом своих интересов и уровня квалификации. Педагог может выбрать содержание, сроки и режим обучения. Технологичность обеспечивается за счет содержания (наполнения) вариативных модулей, использования интерактивных методов работы со слушателями и возможности построения образовательного маршрута путем комбинации модульных курсов.

Задача администрации ОУ, руководителя школьного методического объединения, методиста ОМЦ – помочь педагогу правильно простроить индивидуальную траекторию повышения квалификации с учётом его профессиональных потребностей, стратегии развития образовательного учреждения и приоритетных направлений модернизации образования.

Пример индивидуальной траектории повышения квалификации

Последнее прохождение квалификационных курсов – в 2006 году; последняя аттестация -2007г.

Подтверждение соответствия планируется в 2011/2012 уч. году).

В 2009 году – модули "Актуальные проблемы новейшей истории России" (18 часов), "Проблемные вопросы исторического краеведения" (18 часов), "Проектная деятельность учителя истории и обществознания с использованием ИКТ" (18 часов);

в 2010 году – "Интерактивные технологии в обучении. Интерактивная доска SMART BOARD /STAR BOARD" (18 часов), "Методика оценки заданий с развернутым ответом (часть С) ЕГЭ по истории и обществознанию" (36 часов),

в 2011 году – надпредметный инвариантный модуль "Общепрофессиональные дисциплины" (36 часов).

Итого за 2009-20часа

Повышение квалификации помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность. Повышение квалификации стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы. Но при этом повышение квалификации в системе ДПО не является самоцелью. Важно то, как учитель на практике применяет знания и умения, полученные в ходе курсовой подготовки в системе ДПО (приспособление новых знаний для решения собственных проблем и встраивание их в индивидуальный стиль деятельности учителя, проверка действенности знаний на практике).

Администрации ОУ рекомендуется проводить не только диагностику профессиональных затруднений педагога, его потребностей в дополнительном профессиональном образовании, но и разработать План отчётных мероприятий педагогов, обучившихся на курсах повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования (см. папку «Формы документов»). Формы отчёта и дату проведения выбирает педагог. Например:

– выступление на тематическом педагогическом совете;

Читать еще:  Соседи громко смотрят телевизор ночью что делать

– выступление на заседании кафедры, школьного методического объединения;

– проведение методического семинара;

– открытый урок или внеклассное мероприятие;

– творческий отчёт учителя;

– разработка методических продуктов;

– участие педагогов в профессиональных конкурсах и фестивалях, НПК;

– подготовка публикаций и т. д.

Это повысит ответственность педагога, мотивирует его на успешное усвоение учебной программы курса и применение на практике полученных знаний.

Направления деятельности заместителя директора ОУ, ответственного за повышение квалификации педагогов в системе ДПО:

– разработка перспективного плана повышения квалификации и контроль сроков и объёмов повышения квалификации педагогами;

– диагностика потребностей педагогических и руководящих работников в повышении квалификации;

– диагностика уровня педагогического профессионализма, профессиональных затруднений и качества образования;

– диагностика информационных потребностей педагогов;

– оказание помощи в выстраивании индивидуальной траектории повышения квалификации педагога;

– подготовка приказа о направлении на курсы повышения квалификации и контроль их посещения педагогом;

– мониторинг реализации на практике знаний, полученных педагогами в системе ДПО;

– подготовка годового отчёта по повышению квалификации.

Необходимая школьная документация по данному направлению:

– перспективный план повышения квалификации;

-приказы о направлении на курсы повышения квалификации и профессиональную переподготовку;

– протоколы педсоветов, ШМО;

– план отчётных мероприятий педагогов, обучившихся на курсах повышения квалификации;

– годовой отчёт о повышении квалификации педагогов в системе ДПО;

– в личных делах педагогов должны храниться копии документов об окончании курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовке за последние 5 лет.

Зачем и когда педагогам повышать квалификацию

Согласно требованиям ФГОС, повышение квалификации для педагогов, реализующих программы основного общего и начального общего образования должно производиться не реже одного раза в три года в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности (ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 (п.22), ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 п.22). В соответствующие документы приказами Министерства образования и науки РФ №1643, №1644 и №1645 внесены изменения.

Педагогический университет «Первое сентября» реализует более 100 программ повышения квалификации, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС всех уровней образования и профессионального стандарта педагога.

Ознакомиться со всем каталогом курсов можно на странице «Каталог курсов».

Любые организационные вопросы Вы можете задать, обратившись на «горячие линии»:

  • на электронный адрес: edu@1sept.ru
  • по телефону: +7 (495) 637-82-73 доб. 1 (в рабочие дни с 10 до 17 часов по московскому времени)
  • из Личного кабинета, выбрав адресата «Администрация Педуниверситета»

Деятельность осуществляется на основе лицензии 77Л01 №0007183, рег. №036377 от 23.07.2015 (срок действия — бессрочно), выданной Департаментом образования г.Москвы.

Накопительная система повышения квалификации

Право работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование (далее — ДПО) установлено статьей 197 Трудового кодекса Российской Федерации.

В отношении педагогических работников право на ДПО конкретизировано Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ). Педагогические работники имеют право на ДПО по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (пункт 2 части 5 статьи 47 Федерального закона № 273-ФЗ). ДПО осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (далее — ДПП): программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки (часть 2 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ).

Систематическое повышение своего профессионального уровня – это обязанность педагогических работников, зафиксированная в статье 48 Федерального закона № 273-ФЗ. В целях создания условий для непрерывного педагогического образования и развития региональной системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров образовательных организаций и в соответствии с пунктом девять части один статьи 8, статьей 16, статьей 76, частями первой-третьей статьи 89, частями третьей-девятой статьи 96 Федерального закона № 273-ФЗ организуется повышение квалификации педагогических работников.

Организация предоставления ДПО в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования (пункт 9 части 1 статьи 8 Федерального закона № 273-ФЗ). Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона № 273-ФЗ обеспечение ДПО педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций осуществляется посредством доведения необходимых средств до соответствующих организаций в структуре нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования.

Органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, устанавливается определенная система накопительного объема повышения квалификации.

Например, в Московской области, Приказом от 2 сентября 2014 г. N 3986 «О создании условий для непрерывного педагогического образования и развития региональной системы повышения педагогических и руководящих работников системы образования в Московской области» на период до 31.12.2020 установлен следующий накопительный объем повышения квалификации:

Читать еще:  Объектами с массовым пребыванием людей являются

для педагогических работников системы образования в Московской области:

  • в целях подтверждения соответствия занимаемой должности — 180 часов за пять лет;

для педагогических работников и руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность:

  • в целях установления квалификационной категории (первой, высшей) — 216 часов за пять лет;
  • резерву на руководящие должности — 216 часов за пять лет, при этом раз в 3 года должно быть пройдено обучение в объеме не менее 1 модуля.

В ходе аттестации педагогических работников образовательных учреждений возникают вопросы, связанные с порядком учета документов, выдаваемых образовательными организациями по окончании обучения. В связи с этим необходимо учитывать следующее.

При успешном освоении дополнительной профессиональной программы повышения квалификации (в форме курсовой подготовки) педагогическом работнику выдается Удостоверение о повышении квалификации. При освоении дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки педагог получает Диплом о профессиональной переподготовке (п.10. ст. 60, п. 14, 15 ст. 76 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п.19 Приказа Минобрнауки РФ от 01.07. 2013 г. № 499 (ред. от 15.11.2013г.) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам), письмо Минобрнауки РФ от 02.09.2013г. N АК – 1879/06 «О документах о квалификации», письмо Минобрнауки России от 09.10.2013 № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании» (вместе с «Разъяснениями о законодательном и нормативном правовом обеспечении дополнительного профессионального образования»).

Педагогу, освоившему часть дополнительной профессиональной программы, выдается справка об обучении или о периоде обучения (п.19 Приказа Минобрнауки РФ от 1 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам).

Обращаем внимание, что при аттестации педагогических работников учитываются только вышеуказанные виды документов.

Аттестация педагогических работников

На сегодняшний день существует два вида аттестации, которую должны проходить все педагоги: обязательная и добровольная. В первом случае задача — определить уровень знаний педагогического работника, чтобы понять соответствует ли человек своей должности. При добровольной аттестации преследуется цель повышения своего квалификационного уровня – и, соответственно, возможность повышения оплаты труда.

Обязательная аттестация

Обязательная аттестация педагогических работников 2016-2017 года проводится для тех, кто проходил её 5 лет назад. От её прохождения освобождаются педагоги с квалификационной категорией и беременные. Также отмеченная аттестация считается необязательной для тех педагогов, которые работают в отмеченной сфере на протяжении всего 2 лет. Если же педагог находится в декретном отпуске, то пройти аттестацию он может по истечении 2 лет после возвращения на отмеченную должность. Также аттестацию не будет проходить работник, который из-за болезни отсутствовал на месте более 4 месяцев. В таком случае отмеченная обязанность должна быть пройдена лишь через 12 месяцев после его официального возвращения на работу.

Добровольная аттестация

При этом преподаватели без категории или же с 1-й могут претендовать на получение 1 разряда. На наивысший разряд могут претендовать все те педагоги, которые уже получили 1-ю категорию не менее двух лет назад. Также высшую категорию могут получить педагоги с уже существующей такой категорией, чтобы подтвердить свою квалификацию. Обе отмеченные категории даются на 5 лет и не подлежат дальнейшему продлению.

Результаты аттестации

Оформление результатов проведения аттестации педагогического работника в 2017 году должно определяться типом самой аттестации. Если она была обязательной, значит комиссия должна принять решение относительно соответствия или же несоответствия отмеченного работника занимаемой на данный момент должности.

В случае с добровольной аттестацией, комиссия должна присудить человеку первую или же высшую категорию, или же вовсе отказать в таковом прошении. В результате на основе проведения аттестации должен быть составлен протокол, под которым подпишется председатель, его заместитель и все остальные члены.

В том случае, когда результаты аттестации окажутся положительными, работодатель может использовать их в дальнейшем для начисления педагогу надбавок за напряжённость и сложность работы.

Также эти результаты могут быть причиной для повышения должности в 2017 году.

Адрес: 644043, г. Омск, ул. Тарская, 2

Телефон/факс:

(3812) 24-09-54 (приемная ректора)

(3812) 24-21-85 (деканат)

Вопросы по работе сайта

Publish modules to the "offcanvas" position.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.