Штраф за неверное начисление коммунальных услуг

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Федеральным законом от 31.12.2017г. №485-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» определены порядок получения и размер штрафов за неправильное начисление платы за жилищно-коммунальные услуги.

Вышеуказанные изменения начали свое действие с 01 января 2018 года и указаны в пунктаx 11-13 статьи 156 и пунктаx 6-7 статьи 157 Жилищного кодекса РФ. Теперь у собственника или нанимателя помещения есть возможность получить некоторую компенсацию платы, при выявлении нарушения порядка расчета размера платы за содержание жилого помещения или коммунальные услуги , повлекшим необоснованное увеличение размера такой платы. Что касается платы за жилое помещение, то управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный или жилищно-строительный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив при выявлении нарушения обязаны уплатить собственнику или нанимателю помещения в многоквартирном доме штраф в размере 50% от суммы превышения платы. Что касается начисления платы за коммунальные услуги, то здесь штраф уплачивает лицо, предоставляющее коммунальные услуги, причем размер штрафа и порядок его получения тот же, что и при нарушении начисления платы за содержание жилья. Например, Вам произвели неправильное начисление размера платы за горячее водоснабжение. В квитанции указали сумму к оплате в размере 600 рублей, а должны были начислить 400 рублей. Сумма превышения – 200 рублей, сумма штрафа, который исполнитель должен Вам уплатить – 100 рублей. Итак, если собственник или наниматель помещения выявил нарушение при расчете размера платы за содержание жилья или коммунальные услуги, ему необходимо письменно обратиться в обслуживающую его дом организацию или к лицу, которое предоставляет коммунальные услуги с заявлением о выплате штрафа. Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный или жилищно-строительный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив или иное лицо, предоставляющее коммунальные услуги, не позднее 30 дней после поступления обращения обязано провести проверку правильности начисления платы и направить ответ либо о выявлении нарушения и выплате штрафа, либо об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа. Если нарушение при начислении платы все же будет выявлено, то выплата штрафа производится не позднее 2 месяцев со дня получения обращения от собственника или нанимателя путем снижения платы за жилищно-коммунальные услуги, либо уменьшения суммы задолженности на основании вступившего в законную силу судебного акта.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Стоит отметить, что компенсацию в виде штрафа за необоснованное увеличение платы можно получить не всегда. Исключения составляют случаи, когда увеличение размера платы происходит по вине собственника или нанимателя помещения, а также если нарушение и необоснованное увеличение размера платы было устранено до обращения и (или) до фактической оплаты излишне начисленной суммы. Практическое применение таких норм ещё предстоит узнать, ведь, как правило, исполнители жилищно-коммунальных услуг и перерасчет размера платы, когда нарушение выявлено, делают с неохотой или только по принуждению надзорных органов. Если у кого-то уже есть примеры применения данных законодательных норм на практике, можете поделиться ими с посетителями нашего сайта в комментариях к этой статье или на форуме . Автор: Софийская Н. М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо» Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 в Правила предоставления коммунальных услуг были введены п. 155(1) и 155(2), устанавливающие размер и порядок уплаты штрафа потребителям в случае нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги. Потребители встретили такие коммунальные штрафы с одобрением. Разберемся, когда именно возникает обязанность по уплате такого штрафа и чем грозят исполнителю (УК, ТСЖ, РСО) неправильные платежки за коммунальные услуги. Почему такой штраф лучше уплатить добровольно? Каковы налоговые последствия для исполнителя и потребителя? В соответствии с ч. 6 ст. 157 ЖК РФ лицо, виновное в нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем увеличение размера платы, обязано уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и порядке, которые установлены Правительством РФ, за исключением случаев, если такое нарушение было устранено до обращения и (или) осуществления оплаты потребителем. С учетом положений п. 155(1) и 155(2) Правил предоставления коммунальных услуг следует определиться с главными моментами. Перечислим их.

Плательщик штрафа

Если в ч. 6 ст. 157 ЖК РФ сказано о лице, виновном в нарушении порядка расчета платы, то в п. 155(1) Правил предоставления коммунальных услуг конкретизировано, что штраф платит потребителю всегда исполнитель коммунальных услуг, даже если порядок расчета платы нарушил не он сам, а лицо, привлеченное для осуществления соответствующих функций. Если нарушение совершил расчетный центр, исполнитель, уплативший потребителю штраф, вправе взыскать с виновного убытки (сумму штрафа) независимо от наличия в договоре такого условия при соблюдении требований, указанных в ст. 15, 393 ГК РФ. Так, убытки УК в виде оплаченной потребителю стоимости некачественной воды, компенсации морального вреда были взысканы с РСО (Постановление АС ВВО от 02.10.2015 № Ф01-3916/2015, Ф01-3915/2015 по делу № А31-3268/2014).

Нарушение

Основанием для уплаты штрафа является нарушение порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшее необоснованное увеличение размера платы. Прежде всего отметим, что нарушения касаются только расчетов за коммунальные услуги, но не за содержание жилого помещения (в том числе с 2017 года – за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества). Нарушения бывают самого разного рода, в том числе: нарушение порядка применения повышающих коэффициентов, тарифов, нормативов потребления, объемов потребления услуг согласно данным ИПУ, установления числа потребителей;

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

технические и счетные ошибки; ошибочное толкование положений законодательства; необоснованное перевыставление потребителям расходов, взыскиваемых РСО с управляющего МКД. Нормативный документ не конкретизирует форму вины исполнителя (умысел или неосторожность) и не называет, что именно считать нарушением порядка расчета платы. Главное – чтобы в результате такого нарушения размер платы, предъявленный потребителю, оказался больше, чем должен быть в соответствии с правильным порядком расчета.

Когда можно считать, что нарушение состоялось?

Под обязанностью по расчету размера платы за коммунальные услуги следует понимать несколько операций: непосредственно начисление платежей (выполнение математических операций по определенному алгоритму на основании информации об объемах потребления, тарифах, результат которых фиксируется в регистрах, которые ведут обычно при помощи программных средств); оформление (печать) платежных документов;
Читать еще:  Сколько можно пребывать в москве без регистрации
доставку платежных документов потребителям (в том числе отправку электронных документов, размещение информации в ГИС ЖКХ или собственной информационной системе, обеспечивающей дистанционный доступ к ней потребителей) в установленные сроки (ч. 2 ст. 155 ЖК РФ). Представляется, что нарушение можно зафиксировать тогда, когда потребителю был доставлен платежный документ с указанием неверного размера платы за коммунальные услуги. Кстати, неправильно считать, что такое нарушение может быть отражено только в очередном платежном документе. К примеру, по результатам проверки ИПУ исполнитель может выставлять отдельное требование о внесении доначисленной платы (п. 61, 81(11) Правил предоставления коммунальных услуг). Поскольку здесь речь идет также о размере платы, неправильный расчет подобных доначислений тоже может привести к уплате исполнителем штрафа в пользу потребителя.

Устранение нарушения

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

С определением момента совершения нарушения тесно связано определение момента его устранения. А это особо важно, поскольку своевременное устранение нарушения исключает обязанность исполнителя уплачивать потребителю штраф. Устранение нарушения – расчет платы за коммунальные услуги в соответствии с порядком, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг. Однако одного расчета (операции в информационной системе УК или расчетного центра), по мнению автора, недостаточно. Необходимо передать потребителю платежный документ, содержащий правильный расчет. Этот принцип следует из пп. «д» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг, в соответствии с которым исполнитель обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя (при наличии). Это самый надежный способ доказать факт устранения нарушения. Однако на практике встречаются ситуации, при которых потребитель обратился с заявлением об уплате штрафа (с приложением оплаченной квитанции) именно в тот день, когда исполнитель самостоятельно выявил ошибку и принял решение о проведении перерасчета. В данном случае исполнителю необходимо доказать факт того, что нарушение было устранено раньше обращения потребителя. Например, в суд могут быть представлены письмо, адресованное расчетному центру, с указанием об исправлении ошибки, служебные записки, распоряжения по организации, содержащие аналогичные указания для структурного подразделения УК, протокол заседания правления ТСЖ и т. д. Однако в итоге оценивать такие доказательства будет суд, руководствуясь внутренним убеждением, если, конечно, указанные доводы не станут аргументом для потребителя, который может добровольно отказаться от требований по уплате штрафа.

Случаи, когда нет обязанности уплачивать штраф

Первое обстоятельство, которое освобождает исполнителя, рассчитавшего плату за коммунальные услуги неправильно, от гражданско-правовой ответственности в виде штрафа, – это вина потребителя в нарушении порядка расчета платы. Чаще всего речь идет о передаче неправильных (завышенных) показаний ИПУ, представлении неверных данных о площади помещения, количестве потребителей. Второе обстоятельство – это устранение нарушения до обращения и (или) осуществления оплаты потребителем. Момент устранения нарушения особенно важен, поэтому на формулировки нормативно-правового акта следует обратить особое внимание. Буквальное прочтение абз. 1 п. 155(1) Правил предоставления коммунальных услуг дает основания считать, что исполнитель не обязан уплачивать штраф, если он устранил нарушение (рассчитал размер платы правильно и выдал потребителю верный платежный документ): – до осуществления оплаты потребителем (то есть до внесения платы в необоснованно увеличенном размере). При этом момент обращения не принимается во внимание. То есть потребитель, придя к исполнителю с сомнениями в достоверности сведений в еще не оплаченной квитанции, не может претендовать на получение штрафа. Кстати, если исполнитель примет обращение потребителя о проведении проверки правильности исчисления размера платы, а потребитель поторопится оплатить первоначально выставленный счет до итогов проверки (перерасчета), в действиях последнего можно усмотреть злоупотребление правом, поэтому во взыскании штрафа с исполнителя ему может быть отказано; – до обращения потребителя (даже если оплата уже была получена). Иначе говоря, пока потребитель не заявил о своих претензиях, исполнитель может произвести перерасчет в квитанции за ближайший месяц и избежать уплаты штрафа; – до обращения потребителя и осуществления оплаты. Учитывая особую важность момента обращения потребителя, он должен быть зафиксирован документально (как правило, в самом заявлении потребитель проставляет дату).

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Таким образом, обязанность уплатить штраф может возникнуть только в ситуации, когда потребитель обратился к исполнителю с соответствующим требованием уже после оплаты квитанции, а исполнитель на момент обращения не осуществил перерасчет самостоятельно.

Обращение потребителя

Обязанность исполнителя проводить проверку правильности начисления размера платы непосредственно при обращении потребителя и немедленно по результатам проверки выдавать документы, содержащие правильно начисленные платежи, зафиксирована в Правилах предоставления коммунальных услуг (пп. «д» п. 31) с самого момента введения данного документа в действие. Однако не было требования фиксировать факт обращения, принимать обращения только в письменном виде, а также не был установлен максимальный срок проведения проверки. Теперь в п. 155(1) Правил предоставления коммунальных услуг сказано, что при поступлении обращения потребителя с письменным заявлением о выплате штрафа исполнитель не позднее 30 дней со дня поступления обращения обязан провести проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений: а) о выявлении нарушения (полностью или частично) и выплате потребителю штрафа (полностью или частично); б) об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа. Прочтение двух названных норм в совокупности позволяет прий­ти к таким выводам: штраф может быть уплачен исключительно на основании письменного заявления потребителя, в котором однозначно заявлено требование об уплате штрафа; при получении заявления с требованием уплатить штраф срок проверки правильности начисления платы составляет 30 дней; исполнитель по-прежнему обязан проводить проверку правильности исчисления размера платы на основании личных обращений потребителей. Представляется, что в отсутствие иного указания в Правилах предоставления коммунальных услуг срок проверки также ограничен 30 днями; обязательным действием по окончании проверки, по результатам которой выявлено нарушение порядка расчета размера платы, является выдача потребителю платежного документа с правильными сведениями.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Обратим внимание, что срок обращения потребителя к исполнителю с заявлением о проведении проверки и уплате штрафа Правилами предоставления коммунальных услуг не установлен, значит, следует применять общий срок защиты нарушенного права (ст. 196 ГК РФ) – три года с момента, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении порядка расчета платы (чаще всего с момента получения спорного платежного документа).
Читать еще:  Составление номенклатуры дел пошаговая инструкция

Обеспечение уплаты штрафа

В случае установления нарушения порядка расчета платы исполнитель обеспечивает уплату штрафа не позднее двух месяцев со дня обращения заявителя. Причем законом не установлена обязанность выдавать наличные денежные средства из кассы. В общем случае на сумму штрафа снижается размер платы за соответствующую коммунальную услугу. Подчеркнем, что в платежном документе должны быть скорректированы неправильные начисления, отражена переплата, а также приведены данные о штрафе в пользу потребителя. Если у потребителя есть непогашенная задолженность, подтвержденная вступившим в законную силу судебным актом, в первую очередь штраф направляется на снижение размера задолженности по оплате коммунальных услуг. Штраф должен быть отражен в платежном документе отдельной строкой.

Риски неуплаты штрафа добровольно

Управляющие МКД интересуются: будут ли у них негативные последствия, если они проигнорируют требования потребителя об уплате штрафа и сделают лишь перерасчет неправильно начисленной платы за коммунальную услугу? Естественно, потребитель вправе взыскать с исполнителя такой штраф в судебном порядке. При этом, полагаем, здесь могут быть применены положения ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (п. 5, 6): требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению исполнителем в добровольном порядке; при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за невыполнение в добровольном порядке требований потребителя штраф в размере 50% суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Требование об уплате штрафа за нарушение порядка расчета платы установлено законом – Жилищным кодексом. Неустойка, пеня и штраф являются идентичными понятиями: согласно п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. Значит, риск исполнителя, стремящегося уклониться от добровольной уплаты штрафа, состоит в уплате дополнительно 25% суммы «ошибки» в расчете размера платы (соответствует 50% суммы штрафа, начисляемого согласно ч. 6 ст. 157 ЖК РФ), а также судебных расходов. Причем с расчетного центра (если именно он был виновен в неправильном начислении платы) взыскать данный штраф (за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке) не получится, поскольку отсутствует причинно-следственная связь между действиями расчетного центра и возникновением убытка. Ведь, если бы исполнитель добровольно уплатил штраф согласно ч. 6 ст. 157 ЖК РФ, он избежал бы его взыскания по ст. 13 Закона РФ № 2300-1.

Бухучет и налогообложение

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

В соответствии с п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации» штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также суммы возмещения причиненных убытков признаются прочими расходами. Они принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных организацией (п. 14.2 ПБУ 10/99). Представляется, что первичным документом для признания расхода является решение о выявлении нарушения в порядке расчета размера платы и уплате потребителю штрафа (см. пп. «а» п. 155(2) Правил предоставления коммунальных услуг). Для целей налогообложения суммы штрафов учитываются плательщиками налога на прибыль (пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ), но не «упрощенцами». Согласно ст. 209, 210 НК РФ доходы от источников в РФ, полученные в денежной форме, облагаются НДФЛ. При этом доходом признается экономическая выгода в той мере, в которой ее можно оценить (п. 1 ст. 41 НК РФ). Доходы, не подлежащие налогообложению, перечислены в ст. 217 НК РФ. Среди них: все виды установленных действующим законодательством РФ компенсационных выплат, связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья (п. 3); возмещенные налогоплательщику на основании решения суда судебные расходы, предусмотренные гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством, законодательством об административном судопроизводстве, понесенные налогоплательщиком при рассмотрении дела в суде (п. 61). Штрафы, неустойки, пени, выплачиваемые исполнителем потребителю за нарушение его прав в соответствии с законодательством РФ, в ст. 217 НК РФ не поименованы, поэтому они подлежат налогообложению в общем порядке. Данный вывод подтвержден в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением гл. 23 НК РФ, утвержденном Президиумом ВС РФ 21.10.2015. В пункте 7 обзора указано: предусмотренные законодательством о защите прав потребителей санкции носят исключительно штрафной характер. Их взыскание не преследует цель компенсации потерь (реального ущерба) потребителя. Поскольку выплата сумм таких санкций приводит к образованию имущественной выгоды у потребителя, они включаются в доход гражданина на основании положений ст. 41, 209 НК РФ вне зависимости от того, что получение данных сумм обусловлено нарушением прав физического лица. Поскольку исполнитель коммунальных услуг не выплачивает доход в денежной форме потребителю, он не может удержать сумму исчисленного НДФЛ. В такой ситуации он обязан уведомить налоговый орган и налогоплательщика о невозможности удержать налог, суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога (по форме 2-НДФЛ) не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 226 НК РФ). Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 500 руб. за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения (п. 1 ст. 126.1 НК РФ). Таким образом, при приеме заявления потребителя об уплате штрафа нужно запросить у него данные, необходимые для заполнения формы 2-НДФЛ, и удостовериться в их актуальности на момент представления справки налоговикам.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Кроме того, сведения о доходе следует включить в расчет 6-НДФЛ. Датой фактического получения дохода в данном случае считается день зачета встречных однородных требований (пп. 4 п. 1 ст. 223 НК РФ): требование исполнителя к потребителю о внесении платы за коммунальные услуги; требование потребителя к исполнителю об уплате штрафа за нарушение порядка расчета размера платы. Логично предположить, что это день расчета платы за услуги, которая уменьшается на сумму штрафа (последний день расчетного периода, в платежном документе за который отражен штраф). Подводя итог, изложим основные тезисы консультации: штраф потребителю платит всегда исполнитель коммунальных услуг, который может взыскать убытки с виновного лица (расчетного центра); закон не отличает умышленное искажение цифр в пользу УК от ошибки в результате технического сбоя, итог один – нарушение, за которое следует штраф; нарушение и его устранение – это не просто проведение расчета с помощью программных средств, но и предоставление соответствующей информации (в том числе в платежном документе) потребителю; потребитель может претендовать на получение штрафа, только если он обратился к исполнителю с соответствующим письменным заявлением и к этому моменту уплатил необоснованно завышенную сумму;
Читать еще:  Увольнение по реорганизации предприятия выплаты
штраф не уплачивается наличными или переводом на счет потребителя, он зачитывается в счет будущих платежей;

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

установив факт нарушения, нельзя забывать не только о штрафе, но и о перерасчете размера платы; если штраф не будет уплачен добровольно, потребитель (физическое лицо, использующее помещение в МКД для личных нужд) в суде может получить еще 50% суммы данного штрафа; расходы на уплату штрафа не сможет признать компания, применяющая УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы»; уплачивая штраф, нужно получить от потребителя все данные, необходимые для заполнения формы 2-НДФЛ. Также сумма штрафа должна быть включена в расчет 6-НДФЛ. Министерство Экономического Развития раскритиковало и дало отрицательное оценочное заключение по проекту Федерального Закона, инициатором которого по поручению зампреда Правительства РФ стал Минстрой. Однако законопроект касался внесения изменений в КоАП РФ о наделении органов ГЖН полномочиями по составлению протоколов об административных нарушениях по ст.9.16 КоАП РФ за несвоевременную установку ОДПУ. Но Минстрой решил сделать “ход конём” и включить туда изменения по ст.14.6 КоАП РФ “Нарушение порядка ценообразования”, ужесточив наказание для управляющих организаций за неправильное начисление платы за ЖКУ. Однако Минэкономразвития пресекло эту попытку, сославшись на то, что в данной статье Кодекса уже содержится наказание для неправомерного завышения стоимости услуг и работ.

Минстрой предлагал новые штрафы для УК

В своём законопроекте Минстрой предлагал ввести новые штрафы для управляющих компаний за неверное начисление оплаты за жилищно-коммунальные услуги. Напоминаем, что 28 декабря 2015 года вступила в силу новая редакция ст.157 ЖК РФ, часть 6 которой устанавливает обязанность виновной управляющей организации за неправильное начисление КУ уплатить штраф понёсшему убытки потребителю. Этот штраф должен быть установлен нормативно-правовым актом Правительства РФ. Но Минстрой решил не дожидаться опубликования этого правительственного НПА и ввести административную ответственность за данное нарушение УК в КоАП РФ. Так, министерство предложило дополнить ст.14.6 КоАП РФ частью 4 следующего содержания: “Нарушение обязательных требований при расчёте размера платы за содержание жилого помещения, платы за коммунальные услуги влечёт наложение административного штрафа:
  • на должностных лиц – в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трёх лет;
  • на индивидуальных предпринимателей – от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трёх лет;
  • на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.”

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Хотя в ч.1 ст.14.6 КоАП РФ “Нарушение порядка ценообразования” указано наказание, которое распространяется также и на управляющие организации: “Завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), влечёт наложение административного штрафа:
  • на граждан – в размере пяти тысяч рублей;
  • на должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трёх лет;
  • на юридических лиц – в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.”
Минэкономразвития отрицательно высказалось против предложенной Минстроем меры воздействия на управляющие организации, поскольку посчитало, что такими огромными штрафами можно легко их разорить и обанкротить.

Минэкономразвития против новых штрафов для УК

Минэкономразвития опубликовало отрицательное заключение оценки регулирующего воздействия по законопроекту, предложенному Минстроем. Во-первых, ведомство заключило, что Минстрой вышел за рамки поручения Заместителя Председателя Правительства РФ, что уже само собой является нарушением порядка разработки законопроектов. Во-вторых, ч.1 и 2 ст.14.6 КоАП РФ уже установлено наказание для виновных лиц в завышении или занижении регулируемых государством цен и надбавок к ним. Поэтому министерство не может поддержать инициативу Минстроя о введении ответственности за нарушение обязательных требований при расчёте размера платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги. Поскольку одна часть этих требований ещё не разработана, а другая уже урегулирована действующим законодательством. Более того, разработчик в своей пояснительной записке к законопроекту указывает, что вводимое правовое регулирование не повлечёт за собой дополнительных расходов для субъектов предпринимательской деятельности. Но предлагаемое Минстроем наказание для УК в виде административных штрафов от 50 до 300 тысяч рублей непосредственным образом может повлечь большие убытки для управляющих организаций. С учётом того, что правовое регулирование затронет интересы свыше 15 тысяч управляющих организаций, товариществ собственников жилья и недвижимости, ЖСК и иных специализированных потребительских кооперативов, а подобные нарушения могут быть выявлены до 100% у перечисленных выше субъектов, то это повлечёт за собой миллиардные штрафы. По примерным подсчётам Минэкономразвития, максимально возможные административные штрафы в совокупности могут составить 4,5 миллиарда рублей. Эта огромная цифра недвусмысленно говорит о том, что значительная часть управляющих организаций может попросту обанкротиться. Поэтому министерство против такого правового регулирования. Также ведомство отметило, что в ч.6 ст.157 ЖК РФ уже содержится ответственность для управляющих организаций, нарушивших порядок расчёта платы за ЖКУ. И эта ответственность по закону будет определена нормативно-правовым актом Правительства РФ. Более того, штрафы за данное нарушение будут уплачиваться только потребителю, понёсшему ущерб в виде излишне уплаченных денежных средств. Но никак не в казну государства через штрафы КоАП РФ. Также Минстрой не учёл, что в субъектах и муниципальных образованиях РФ начисление платы за коммунальные услуги осуществляют сами РСО через свои единые расчётные центры, а не управляющие организации. Поэтому предлагаемое Минстроем наложение штрафа за неправильное начисление КУ должно производиться на РСО или ЕРЦ, а не на управляющую организацию.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Резюмируя свои доводы, Минэкономразвития пришло к заключению, что наложение штрафа только на исполнителей КУ противоречит ч.1 ст.1.5 КоАП РФ, по которой лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Штрафные санкции должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности (Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 года №11-П). Но предлагаемые Минстроем штрафы несоразмерны с понесёнными потребителями КУ убытками. В частности, указанные в законопроекте размеры штрафов соразмерны с оплатой за содержание и ремонт общего имущества в МКД за полгода. Наложение штрафа в таком размере может привести к банкротству и ликвидации управляющих организаций. Дисквалификация же руководителя или должностного лица УК может лишить управляющую организацию доходов даже за незначительные или неумышленные нарушения при начислении платы за ЖКУ.

Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:

8 800 350-81-94
Круглосуточно

Штраф за неверное начисление коммунальных услуг: 5 комментариев

  1. Hubert Threat

    Together with the whole thing which seems to be building within this specific area, all your points of view are actually fairly radical. Having said that, I am sorry, because I can not subscribe to your whole strategy, all be it exhilarating none the less. It appears to us that your opinions are not totally validated and in reality you are your self not even fully certain of your assertion. In any case I did enjoy reading through it.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Штраф за неверное начисление коммунальных услуг

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Федеральным законом от 31.12.2017г. №485-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» определены порядок получения и размер штрафов за неправильное начисление платы за жилищно-коммунальные услуги.

Вышеуказанные изменения начали свое действие с 01 января 2018 года и указаны в пунктаx 11-13 статьи 156 и пунктаx 6-7 статьи 157 Жилищного кодекса РФ. Теперь у собственника или нанимателя помещения есть возможность получить некоторую компенсацию платы, при выявлении нарушения порядка расчета размера платы за содержание жилого помещения или коммунальные услуги , повлекшим необоснованное увеличение размера такой платы. Что касается платы за жилое помещение, то управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный или жилищно-строительный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив при выявлении нарушения обязаны уплатить собственнику или нанимателю помещения в многоквартирном доме штраф в размере 50% от суммы превышения платы. Что касается начисления платы за коммунальные услуги, то здесь штраф уплачивает лицо, предоставляющее коммунальные услуги, причем размер штрафа и порядок его получения тот же, что и при нарушении начисления платы за содержание жилья. Например, Вам произвели неправильное начисление размера платы за горячее водоснабжение. В квитанции указали сумму к оплате в размере 600 рублей, а должны были начислить 400 рублей. Сумма превышения – 200 рублей, сумма штрафа, который исполнитель должен Вам уплатить – 100 рублей. Итак, если собственник или наниматель помещения выявил нарушение при расчете размера платы за содержание жилья или коммунальные услуги, ему необходимо письменно обратиться в обслуживающую его дом организацию или к лицу, которое предоставляет коммунальные услуги с заявлением о выплате штрафа. Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный или жилищно-строительный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив или иное лицо, предоставляющее коммунальные услуги, не позднее 30 дней после поступления обращения обязано провести проверку правильности начисления платы и направить ответ либо о выявлении нарушения и выплате штрафа, либо об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа. Если нарушение при начислении платы все же будет выявлено, то выплата штрафа производится не позднее 2 месяцев со дня получения обращения от собственника или нанимателя путем снижения платы за жилищно-коммунальные услуги, либо уменьшения суммы задолженности на основании вступившего в законную силу судебного акта.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Стоит отметить, что компенсацию в виде штрафа за необоснованное увеличение платы можно получить не всегда. Исключения составляют случаи, когда увеличение размера платы происходит по вине собственника или нанимателя помещения, а также если нарушение и необоснованное увеличение размера платы было устранено до обращения и (или) до фактической оплаты излишне начисленной суммы. Практическое применение таких норм ещё предстоит узнать, ведь, как правило, исполнители жилищно-коммунальных услуг и перерасчет размера платы, когда нарушение выявлено, делают с неохотой или только по принуждению надзорных органов. Если у кого-то уже есть примеры применения данных законодательных норм на практике, можете поделиться ими с посетителями нашего сайта в комментариях к этой статье или на форуме . Автор: Софийская Н. М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо» Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 в Правила предоставления коммунальных услуг были введены п. 155(1) и 155(2), устанавливающие размер и порядок уплаты штрафа потребителям в случае нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги. Потребители встретили такие коммунальные штрафы с одобрением. Разберемся, когда именно возникает обязанность по уплате такого штрафа и чем грозят исполнителю (УК, ТСЖ, РСО) неправильные платежки за коммунальные услуги. Почему такой штраф лучше уплатить добровольно? Каковы налоговые последствия для исполнителя и потребителя? В соответствии с ч. 6 ст. 157 ЖК РФ лицо, виновное в нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем увеличение размера платы, обязано уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и порядке, которые установлены Правительством РФ, за исключением случаев, если такое нарушение было устранено до обращения и (или) осуществления оплаты потребителем. С учетом положений п. 155(1) и 155(2) Правил предоставления коммунальных услуг следует определиться с главными моментами. Перечислим их.

Плательщик штрафа

Если в ч. 6 ст. 157 ЖК РФ сказано о лице, виновном в нарушении порядка расчета платы, то в п. 155(1) Правил предоставления коммунальных услуг конкретизировано, что штраф платит потребителю всегда исполнитель коммунальных услуг, даже если порядок расчета платы нарушил не он сам, а лицо, привлеченное для осуществления соответствующих функций. Если нарушение совершил расчетный центр, исполнитель, уплативший потребителю штраф, вправе взыскать с виновного убытки (сумму штрафа) независимо от наличия в договоре такого условия при соблюдении требований, указанных в ст. 15, 393 ГК РФ. Так, убытки УК в виде оплаченной потребителю стоимости некачественной воды, компенсации морального вреда были взысканы с РСО (Постановление АС ВВО от 02.10.2015 № Ф01-3916/2015, Ф01-3915/2015 по делу № А31-3268/2014).

Нарушение

Основанием для уплаты штрафа является нарушение порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшее необоснованное увеличение размера платы. Прежде всего отметим, что нарушения касаются только расчетов за коммунальные услуги, но не за содержание жилого помещения (в том числе с 2017 года – за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества). Нарушения бывают самого разного рода, в том числе: нарушение порядка применения повышающих коэффициентов, тарифов, нормативов потребления, объемов потребления услуг согласно данным ИПУ, установления числа потребителей;

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

технические и счетные ошибки; ошибочное толкование положений законодательства; необоснованное перевыставление потребителям расходов, взыскиваемых РСО с управляющего МКД. Нормативный документ не конкретизирует форму вины исполнителя (умысел или неосторожность) и не называет, что именно считать нарушением порядка расчета платы. Главное – чтобы в результате такого нарушения размер платы, предъявленный потребителю, оказался больше, чем должен быть в соответствии с правильным порядком расчета.

Когда можно считать, что нарушение состоялось?

Под обязанностью по расчету размера платы за коммунальные услуги следует понимать несколько операций: непосредственно начисление платежей (выполнение математических операций по определенному алгоритму на основании информации об объемах потребления, тарифах, результат которых фиксируется в регистрах, которые ведут обычно при помощи программных средств);
Читать еще:  Сколько госпошлина на загранпаспорт в 2018 году
оформление (печать) платежных документов; доставку платежных документов потребителям (в том числе отправку электронных документов, размещение информации в ГИС ЖКХ или собственной информационной системе, обеспечивающей дистанционный доступ к ней потребителей) в установленные сроки (ч. 2 ст. 155 ЖК РФ). Представляется, что нарушение можно зафиксировать тогда, когда потребителю был доставлен платежный документ с указанием неверного размера платы за коммунальные услуги. Кстати, неправильно считать, что такое нарушение может быть отражено только в очередном платежном документе. К примеру, по результатам проверки ИПУ исполнитель может выставлять отдельное требование о внесении доначисленной платы (п. 61, 81(11) Правил предоставления коммунальных услуг). Поскольку здесь речь идет также о размере платы, неправильный расчет подобных доначислений тоже может привести к уплате исполнителем штрафа в пользу потребителя.

Устранение нарушения

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

С определением момента совершения нарушения тесно связано определение момента его устранения. А это особо важно, поскольку своевременное устранение нарушения исключает обязанность исполнителя уплачивать потребителю штраф. Устранение нарушения – расчет платы за коммунальные услуги в соответствии с порядком, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг. Однако одного расчета (операции в информационной системе УК или расчетного центра), по мнению автора, недостаточно. Необходимо передать потребителю платежный документ, содержащий правильный расчет. Этот принцип следует из пп. «д» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг, в соответствии с которым исполнитель обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя (при наличии). Это самый надежный способ доказать факт устранения нарушения. Однако на практике встречаются ситуации, при которых потребитель обратился с заявлением об уплате штрафа (с приложением оплаченной квитанции) именно в тот день, когда исполнитель самостоятельно выявил ошибку и принял решение о проведении перерасчета. В данном случае исполнителю необходимо доказать факт того, что нарушение было устранено раньше обращения потребителя. Например, в суд могут быть представлены письмо, адресованное расчетному центру, с указанием об исправлении ошибки, служебные записки, распоряжения по организации, содержащие аналогичные указания для структурного подразделения УК, протокол заседания правления ТСЖ и т. д. Однако в итоге оценивать такие доказательства будет суд, руководствуясь внутренним убеждением, если, конечно, указанные доводы не станут аргументом для потребителя, который может добровольно отказаться от требований по уплате штрафа.

Случаи, когда нет обязанности уплачивать штраф

Первое обстоятельство, которое освобождает исполнителя, рассчитавшего плату за коммунальные услуги неправильно, от гражданско-правовой ответственности в виде штрафа, – это вина потребителя в нарушении порядка расчета платы. Чаще всего речь идет о передаче неправильных (завышенных) показаний ИПУ, представлении неверных данных о площади помещения, количестве потребителей. Второе обстоятельство – это устранение нарушения до обращения и (или) осуществления оплаты потребителем. Момент устранения нарушения особенно важен, поэтому на формулировки нормативно-правового акта следует обратить особое внимание. Буквальное прочтение абз. 1 п. 155(1) Правил предоставления коммунальных услуг дает основания считать, что исполнитель не обязан уплачивать штраф, если он устранил нарушение (рассчитал размер платы правильно и выдал потребителю верный платежный документ): – до осуществления оплаты потребителем (то есть до внесения платы в необоснованно увеличенном размере). При этом момент обращения не принимается во внимание. То есть потребитель, придя к исполнителю с сомнениями в достоверности сведений в еще не оплаченной квитанции, не может претендовать на получение штрафа. Кстати, если исполнитель примет обращение потребителя о проведении проверки правильности исчисления размера платы, а потребитель поторопится оплатить первоначально выставленный счет до итогов проверки (перерасчета), в действиях последнего можно усмотреть злоупотребление правом, поэтому во взыскании штрафа с исполнителя ему может быть отказано; – до обращения потребителя (даже если оплата уже была получена). Иначе говоря, пока потребитель не заявил о своих претензиях, исполнитель может произвести перерасчет в квитанции за ближайший месяц и избежать уплаты штрафа; – до обращения потребителя и осуществления оплаты. Учитывая особую важность момента обращения потребителя, он должен быть зафиксирован документально (как правило, в самом заявлении потребитель проставляет дату).

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Таким образом, обязанность уплатить штраф может возникнуть только в ситуации, когда потребитель обратился к исполнителю с соответствующим требованием уже после оплаты квитанции, а исполнитель на момент обращения не осуществил перерасчет самостоятельно.

Обращение потребителя

Обязанность исполнителя проводить проверку правильности начисления размера платы непосредственно при обращении потребителя и немедленно по результатам проверки выдавать документы, содержащие правильно начисленные платежи, зафиксирована в Правилах предоставления коммунальных услуг (пп. «д» п. 31) с самого момента введения данного документа в действие. Однако не было требования фиксировать факт обращения, принимать обращения только в письменном виде, а также не был установлен максимальный срок проведения проверки. Теперь в п. 155(1) Правил предоставления коммунальных услуг сказано, что при поступлении обращения потребителя с письменным заявлением о выплате штрафа исполнитель не позднее 30 дней со дня поступления обращения обязан провести проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений: а) о выявлении нарушения (полностью или частично) и выплате потребителю штрафа (полностью или частично); б) об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа. Прочтение двух названных норм в совокупности позволяет прий­ти к таким выводам: штраф может быть уплачен исключительно на основании письменного заявления потребителя, в котором однозначно заявлено требование об уплате штрафа; при получении заявления с требованием уплатить штраф срок проверки правильности начисления платы составляет 30 дней; исполнитель по-прежнему обязан проводить проверку правильности исчисления размера платы на основании личных обращений потребителей. Представляется, что в отсутствие иного указания в Правилах предоставления коммунальных услуг срок проверки также ограничен 30 днями; обязательным действием по окончании проверки, по результатам которой выявлено нарушение порядка расчета размера платы, является выдача потребителю платежного документа с правильными сведениями.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Обратим внимание, что срок обращения потребителя к исполнителю с заявлением о проведении проверки и уплате штрафа Правилами предоставления коммунальных услуг не установлен, значит, следует применять общий срок защиты нарушенного права (ст. 196 ГК РФ) – три года с момента, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении порядка расчета платы (чаще всего с момента получения спорного платежного документа).
Читать еще:  Увольнение по реорганизации предприятия выплаты

Обеспечение уплаты штрафа

В случае установления нарушения порядка расчета платы исполнитель обеспечивает уплату штрафа не позднее двух месяцев со дня обращения заявителя. Причем законом не установлена обязанность выдавать наличные денежные средства из кассы. В общем случае на сумму штрафа снижается размер платы за соответствующую коммунальную услугу. Подчеркнем, что в платежном документе должны быть скорректированы неправильные начисления, отражена переплата, а также приведены данные о штрафе в пользу потребителя. Если у потребителя есть непогашенная задолженность, подтвержденная вступившим в законную силу судебным актом, в первую очередь штраф направляется на снижение размера задолженности по оплате коммунальных услуг. Штраф должен быть отражен в платежном документе отдельной строкой.

Риски неуплаты штрафа добровольно

Управляющие МКД интересуются: будут ли у них негативные последствия, если они проигнорируют требования потребителя об уплате штрафа и сделают лишь перерасчет неправильно начисленной платы за коммунальную услугу? Естественно, потребитель вправе взыскать с исполнителя такой штраф в судебном порядке. При этом, полагаем, здесь могут быть применены положения ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (п. 5, 6): требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению исполнителем в добровольном порядке; при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за невыполнение в добровольном порядке требований потребителя штраф в размере 50% суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Требование об уплате штрафа за нарушение порядка расчета платы установлено законом – Жилищным кодексом. Неустойка, пеня и штраф являются идентичными понятиями: согласно п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. Значит, риск исполнителя, стремящегося уклониться от добровольной уплаты штрафа, состоит в уплате дополнительно 25% суммы «ошибки» в расчете размера платы (соответствует 50% суммы штрафа, начисляемого согласно ч. 6 ст. 157 ЖК РФ), а также судебных расходов. Причем с расчетного центра (если именно он был виновен в неправильном начислении платы) взыскать данный штраф (за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке) не получится, поскольку отсутствует причинно-следственная связь между действиями расчетного центра и возникновением убытка. Ведь, если бы исполнитель добровольно уплатил штраф согласно ч. 6 ст. 157 ЖК РФ, он избежал бы его взыскания по ст. 13 Закона РФ № 2300-1.

Бухучет и налогообложение

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

В соответствии с п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации» штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также суммы возмещения причиненных убытков признаются прочими расходами. Они принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных организацией (п. 14.2 ПБУ 10/99). Представляется, что первичным документом для признания расхода является решение о выявлении нарушения в порядке расчета размера платы и уплате потребителю штрафа (см. пп. «а» п. 155(2) Правил предоставления коммунальных услуг). Для целей налогообложения суммы штрафов учитываются плательщиками налога на прибыль (пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ), но не «упрощенцами». Согласно ст. 209, 210 НК РФ доходы от источников в РФ, полученные в денежной форме, облагаются НДФЛ. При этом доходом признается экономическая выгода в той мере, в которой ее можно оценить (п. 1 ст. 41 НК РФ). Доходы, не подлежащие налогообложению, перечислены в ст. 217 НК РФ. Среди них: все виды установленных действующим законодательством РФ компенсационных выплат, связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья (п. 3); возмещенные налогоплательщику на основании решения суда судебные расходы, предусмотренные гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством, законодательством об административном судопроизводстве, понесенные налогоплательщиком при рассмотрении дела в суде (п. 61). Штрафы, неустойки, пени, выплачиваемые исполнителем потребителю за нарушение его прав в соответствии с законодательством РФ, в ст. 217 НК РФ не поименованы, поэтому они подлежат налогообложению в общем порядке. Данный вывод подтвержден в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением гл. 23 НК РФ, утвержденном Президиумом ВС РФ 21.10.2015. В пункте 7 обзора указано: предусмотренные законодательством о защите прав потребителей санкции носят исключительно штрафной характер. Их взыскание не преследует цель компенсации потерь (реального ущерба) потребителя. Поскольку выплата сумм таких санкций приводит к образованию имущественной выгоды у потребителя, они включаются в доход гражданина на основании положений ст. 41, 209 НК РФ вне зависимости от того, что получение данных сумм обусловлено нарушением прав физического лица. Поскольку исполнитель коммунальных услуг не выплачивает доход в денежной форме потребителю, он не может удержать сумму исчисленного НДФЛ. В такой ситуации он обязан уведомить налоговый орган и налогоплательщика о невозможности удержать налог, суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога (по форме 2-НДФЛ) не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 226 НК РФ). Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 500 руб. за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения (п. 1 ст. 126.1 НК РФ). Таким образом, при приеме заявления потребителя об уплате штрафа нужно запросить у него данные, необходимые для заполнения формы 2-НДФЛ, и удостовериться в их актуальности на момент представления справки налоговикам.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Кроме того, сведения о доходе следует включить в расчет 6-НДФЛ. Датой фактического получения дохода в данном случае считается день зачета встречных однородных требований (пп. 4 п. 1 ст. 223 НК РФ): требование исполнителя к потребителю о внесении платы за коммунальные услуги; требование потребителя к исполнителю об уплате штрафа за нарушение порядка расчета размера платы. Логично предположить, что это день расчета платы за услуги, которая уменьшается на сумму штрафа (последний день расчетного периода, в платежном документе за который отражен штраф). Подводя итог, изложим основные тезисы консультации: штраф потребителю платит всегда исполнитель коммунальных услуг, который может взыскать убытки с виновного лица (расчетного центра); закон не отличает умышленное искажение цифр в пользу УК от ошибки в результате технического сбоя, итог один – нарушение, за которое следует штраф; нарушение и его устранение – это не просто проведение расчета с помощью программных средств, но и предоставление соответствующей информации (в том числе в платежном документе) потребителю; потребитель может претендовать на получение штрафа, только если он обратился к исполнителю с соответствующим письменным заявлением и к этому моменту уплатил необоснованно завышенную сумму;
Читать еще:  Сколько можно пребывать в москве без регистрации
штраф не уплачивается наличными или переводом на счет потребителя, он зачитывается в счет будущих платежей;

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

установив факт нарушения, нельзя забывать не только о штрафе, но и о перерасчете размера платы; если штраф не будет уплачен добровольно, потребитель (физическое лицо, использующее помещение в МКД для личных нужд) в суде может получить еще 50% суммы данного штрафа; расходы на уплату штрафа не сможет признать компания, применяющая УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы»; уплачивая штраф, нужно получить от потребителя все данные, необходимые для заполнения формы 2-НДФЛ. Также сумма штрафа должна быть включена в расчет 6-НДФЛ. Министерство Экономического Развития раскритиковало и дало отрицательное оценочное заключение по проекту Федерального Закона, инициатором которого по поручению зампреда Правительства РФ стал Минстрой. Однако законопроект касался внесения изменений в КоАП РФ о наделении органов ГЖН полномочиями по составлению протоколов об административных нарушениях по ст.9.16 КоАП РФ за несвоевременную установку ОДПУ. Но Минстрой решил сделать “ход конём” и включить туда изменения по ст.14.6 КоАП РФ “Нарушение порядка ценообразования”, ужесточив наказание для управляющих организаций за неправильное начисление платы за ЖКУ. Однако Минэкономразвития пресекло эту попытку, сославшись на то, что в данной статье Кодекса уже содержится наказание для неправомерного завышения стоимости услуг и работ.

Минстрой предлагал новые штрафы для УК

В своём законопроекте Минстрой предлагал ввести новые штрафы для управляющих компаний за неверное начисление оплаты за жилищно-коммунальные услуги. Напоминаем, что 28 декабря 2015 года вступила в силу новая редакция ст.157 ЖК РФ, часть 6 которой устанавливает обязанность виновной управляющей организации за неправильное начисление КУ уплатить штраф понёсшему убытки потребителю. Этот штраф должен быть установлен нормативно-правовым актом Правительства РФ. Но Минстрой решил не дожидаться опубликования этого правительственного НПА и ввести административную ответственность за данное нарушение УК в КоАП РФ. Так, министерство предложило дополнить ст.14.6 КоАП РФ частью 4 следующего содержания: “Нарушение обязательных требований при расчёте размера платы за содержание жилого помещения, платы за коммунальные услуги влечёт наложение административного штрафа:
  • на должностных лиц – в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трёх лет;
  • на индивидуальных предпринимателей – от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трёх лет;
  • на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.”

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Хотя в ч.1 ст.14.6 КоАП РФ “Нарушение порядка ценообразования” указано наказание, которое распространяется также и на управляющие организации: “Завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), влечёт наложение административного штрафа:
  • на граждан – в размере пяти тысяч рублей;
  • на должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трёх лет;
  • на юридических лиц – в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.”
Минэкономразвития отрицательно высказалось против предложенной Минстроем меры воздействия на управляющие организации, поскольку посчитало, что такими огромными штрафами можно легко их разорить и обанкротить.

Минэкономразвития против новых штрафов для УК

Минэкономразвития опубликовало отрицательное заключение оценки регулирующего воздействия по законопроекту, предложенному Минстроем. Во-первых, ведомство заключило, что Минстрой вышел за рамки поручения Заместителя Председателя Правительства РФ, что уже само собой является нарушением порядка разработки законопроектов. Во-вторых, ч.1 и 2 ст.14.6 КоАП РФ уже установлено наказание для виновных лиц в завышении или занижении регулируемых государством цен и надбавок к ним. Поэтому министерство не может поддержать инициативу Минстроя о введении ответственности за нарушение обязательных требований при расчёте размера платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги. Поскольку одна часть этих требований ещё не разработана, а другая уже урегулирована действующим законодательством. Более того, разработчик в своей пояснительной записке к законопроекту указывает, что вводимое правовое регулирование не повлечёт за собой дополнительных расходов для субъектов предпринимательской деятельности. Но предлагаемое Минстроем наказание для УК в виде административных штрафов от 50 до 300 тысяч рублей непосредственным образом может повлечь большие убытки для управляющих организаций. С учётом того, что правовое регулирование затронет интересы свыше 15 тысяч управляющих организаций, товариществ собственников жилья и недвижимости, ЖСК и иных специализированных потребительских кооперативов, а подобные нарушения могут быть выявлены до 100% у перечисленных выше субъектов, то это повлечёт за собой миллиардные штрафы. По примерным подсчётам Минэкономразвития, максимально возможные административные штрафы в совокупности могут составить 4,5 миллиарда рублей. Эта огромная цифра недвусмысленно говорит о том, что значительная часть управляющих организаций может попросту обанкротиться. Поэтому министерство против такого правового регулирования. Также ведомство отметило, что в ч.6 ст.157 ЖК РФ уже содержится ответственность для управляющих организаций, нарушивших порядок расчёта платы за ЖКУ. И эта ответственность по закону будет определена нормативно-правовым актом Правительства РФ. Более того, штрафы за данное нарушение будут уплачиваться только потребителю, понёсшему ущерб в виде излишне уплаченных денежных средств. Но никак не в казну государства через штрафы КоАП РФ. Также Минстрой не учёл, что в субъектах и муниципальных образованиях РФ начисление платы за коммунальные услуги осуществляют сами РСО через свои единые расчётные центры, а не управляющие организации. Поэтому предлагаемое Минстроем наложение штрафа за неправильное начисление КУ должно производиться на РСО или ЕРЦ, а не на управляющую организацию.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Резюмируя свои доводы, Минэкономразвития пришло к заключению, что наложение штрафа только на исполнителей КУ противоречит ч.1 ст.1.5 КоАП РФ, по которой лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Штрафные санкции должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности (Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 года №11-П). Но предлагаемые Минстроем штрафы несоразмерны с понесёнными потребителями КУ убытками. В частности, указанные в законопроекте размеры штрафов соразмерны с оплатой за содержание и ремонт общего имущества в МКД за полгода. Наложение штрафа в таком размере может привести к банкротству и ликвидации управляющих организаций. Дисквалификация же руководителя или должностного лица УК может лишить управляющую организацию доходов даже за незначительные или неумышленные нарушения при начислении платы за ЖКУ.

Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:

8 800 350-81-94
Круглосуточно

Штраф за неверное начисление коммунальных услуг: 9 комментариев

  1. berkey

    Hey would you mind sharing which blog platform you’re working with? I’m planning to start my own blog soon but I’m having a difficult time choosing between BlogEngine/Wordpress/B2evolution and Drupal. The reason I ask is because your layout seems different then most blogs and I’m looking for something unique. P.S My apologies for being off-topic but I had to ask!|

  2. thefeed

    Do you mind if I quote a couple of your articles as long as I provide credit and sources back to your webpage? My blog site is in the exact same niche as yours and my users would definitely benefit from a lot of the information you present here. Please let me know if this okay with you. Thanks a lot!|

  3. the feed

    It is the best time to make some plans for the future and it’s time to be happy. I have read this post and if I could I desire to suggest you few interesting things or suggestions. Perhaps you can write next articles referring to this article. I desire to read even more things about it!|

  4. feed

    I like the valuable info you provide in your articles. I’ll bookmark your blog and check again here frequently. I am quite certain I’ll learn many new stuff right here! Good luck for the next!|

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.