Списание оргтехники в бюджетной организации 2018г

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Практически в каждом учреждении есть компьютеры, кондиционеры, другое электрооборудование. При их списании могут возникнуть проблемы. Какие и как их избежать? Рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ А. Н. Суховерхова, Ю. А. Кошелева. Списание основных средств включает в себя:
  • определение технического состояния каждой единицы основных средств;
  • оформление необходимой документации;
  • получение разрешения на списание;
  • демонтаж, разборку;
  • утилизацию объектов и постановку на учет материалов, полученных от их ликвидации; списание с балансового (забалансового) учета.

Определяем техническое состояние

Нормативно-правовые акты Российской Федерации не обязывают учреждения привлекать специализированные организации для представления технического заключения о состоянии компьютерного и электрооборудования и необходимости его списания. Такое решение может принять комиссия 1 , состоящая из сотрудников учреждения с соответствующей квалификацией. В компетенцию комиссии входит:
  • непосредственный осмотр объекта, подлежащего списанию, с использованием необходимой технической документации и данных бюджетного учета;
  • установление целесообразности (пригодности) его дальнейшего использования, возможности и эффективности его восстановления;
  • установление причин списания объекта (физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации и т. д.);
  • выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объекта, внесение предложений об их привлечении к ответственности, установленной законодательством;
  • определение возможности использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости;
  • контроль за изъятием из списываемых объектов цветных и драгоценных металлов, определение их веса и сдача на соответствующий склад, а впоследствии – в организацию по приему вторсырья;
  • составление актов о списании объектов основных средств.
Если в штате учреждения отсутствуют специалисты необходимой квалификации, рассматривается возможность их привлечения из других учреждений, подведомственных главному распорядителю бюджетных средств. И только в случае, если обосновать необходимость списания основных средств возможно только с привлечением специализированной организации, учреждению необходимо заключить соответствующий договор.

Согласовываем

По результатам проведенных мероприятий комиссия комплектует пакет документов, которые необходимы для согласования списания основных средств. Перечень таких документов должен быть установлен ГРБС. Применительно к списанию оргтехники понадобятся:
  • копия приказа руководителя о создании постоянно действующей комиссии по списанию основных средств;
  • копии инвентарных карточек учета основных средств;
  • заключения о техническом состоянии, выданные специализированными организациями, подтверждающие непригодность объекта к восстановлению и дальнейшему использованию (при отсутствии в штате учреждения специалистов необходимой квалификации);
  • копии технических паспортов;
  • выписки из реестра муниципального имущества;
  • копии актов об аварии и справки о стоимости нанесенного ущерба;
  • справки органов власти, подтверждающие факт стихийного бедствия или чрезвычайного происшествия;
  • документы, подтверждающие принятие мер по защите интересов публично-правового образования и возмещению ущерба (при списании основных средств, выбывающих вследствие хищения, недостачи, нанесения ущерба).
Приведенный перечень не является исчерпывающим. Конкретные документы, которые должны прилагаться к акту о списании основных средств, утверждается органом власти, уполномоченным представлять интересы собственника по управлению имуществом. Оформленные документы представляются руководителю учреждения для принятия соответствующего решения. В зависимости от установленного нормативным актом порядка списания данного основного средства руководитель учреждения вправе:
  • самостоятельно утвердить акт о списании основных средств. Такая возможность, к примеру, предусмотрена для федеральных учреждений, подведомственных Минздравсоцразвития России в приказе от 28 апреля 2010 г. № 306н (далее – Приказ № 306н). Там, в частности, сказано, что при списании федерального имущества (кроме объектов недвижимости и автотранспорта), первоначальная стоимость которого не превышает двухсот тысяч рублей, право принятия решения об их списании предоставляется руководителям учреждений. При этом они несут персональную ответственность за соблюдение процедур списания федерального имущества в соответствии с законодательством;
  • представить документы главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств для принятия решения о списании основного средства;
  • представить документы главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств для принятия решения о списании основного средства по согласованию с органом по управлению муниципальным имуществом.
Вернемся к Приказу № 306н, где прописан перечень необходимых в последних случаях документов. Понадобятся:
  • письмо учреждения на бланке, содержащем полное наименование, с приложением перечня объектов основных средств, относящихся к движимому имуществу, списание которых подлежит согласованию. В перечне указываются:
  • номер по порядку;
  • наименование объекта основных средств;
  • инвентарный номер объекта основных средств (а также государственный регистрационный номер, тип, марка в отношении автотранспорта);
  • год выпуска объекта основных средств;
  • первоначальная стоимость объекта основных средств;
  • остаточная стоимость объекта основных средств на момент списания;
  • срок полезного использования, установленный для данного объекта основных средств, и срок фактического использования на момент списания;
  • краткое обоснование причин списания и нецелесообразности дальнейшего использования объекта основных средств;
  • акт о списании объекта основных средств (ф. 0306003, ф. 0306004, ф. 0306033) в двух экземплярах;
  • копия инвентарной карточки учета основных средств;
  • копия заключения о техническом состоянии объекта основных средств, подтверждающего его непригодность к дальнейшему использованию (при отсутствии соответствующих специалистов в штате учреждении – копия указанного заключения, выданного организациями, имеющими лицензии на данный вид деятельности, с приложением копий лицензий);
  • копия протокола постоянно действующей комиссии по списанию объектов основных средств о невозможности восстановления объекта либо нецелесообразности их восстановления;
  • копия приказа о создании постоянно действующей комиссии по списанию объектов основных средств организации.
  • При списании объектов основных средств, по которым срок фактической эксплуатации не превышает срока полезного использования, помимо указанных документов также нужны:
    • акт проверки, проведенной учреждением, о ненадлежащем использовании/хранении объекта основных средств с указанием виновных лиц;
    • письмо о принятых мерах в отношении виновных лиц, допустивших повреждение объекта основных средств, с приложением копий подтверждающих документов (в случае выявления виновных лиц);
    • копии постановления о возбуждении или прекращении уголовного дела (при его наличии);
    • справка учреждения о стоимости нанесенного ущерба;
    • справка учреждения о возмещении ущерба виновными лицами;
    • письмо с подробным пояснением причины, вызвавшей списание объекта основного средства до истечения срока полезного использования (в случае отсутствия виновных лиц).
    При списании объектов основных средств, пришедших в негодное состояние в результате стихийных бедствий или иных чрезвычайных ситуаций, кроме вышеперечисленных документов понадобятся:
    • копия акта о причиненных повреждениях;
    • копия справки органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, подтверждающих факт стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций;
    • справка учреждения о стоимости нанесенного ущерба.

    Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

    Копии представляемых документов должны быть заверены подписью руководителя и печатью учреждения. В представляемых документах не допускается наличия помарок, подчисток, исправлений.

    Драгметаллы

    Почти во всех компьютерах, мониторах и иной оргтехнике в небольшом количестве присутствуют золото, серебро и другие драгоценные металлы. Любая организация обязана документально оформлять их поступление, движение, инвентаризацию и выбытие. Учреждение вправе (п. 3.2 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 29 августа 2001 г. № 68н (далее – Инструкция № 68н)):
    • самостоятельно обрабатывать (перерабатывать) собранный лом, содержащий драгоценные металлы;
    • реализовывать лом, содержащий драгоценные металлы;
    • передавать на давальческой основе аффинажным организациям или организациям, осуществляющим деятельность по заготовке лома и отходов, первичной обработке и переработке, для дальнейшего производства и аффинажа.
    Как правило, в учреждениях нет возможности самостоятельно проводить утилизацию оргтехники и изъятие деталей, содержащих драгметаллы. Кроме того, в ряде случаев их самостоятельное изъятие невозможно. Это обусловлено тем, что помимо драгоценных металлов в компьютерной технике часто содержатся вредные для жизни и здоровья человека вещества (например, ртуть, свинец и т. д.). А мониторы могут быть отнесены к классу опасных отходов, поскольку за годы работы в дисплеях накапливается радиация. В этих случаях законодательство запрещает самостоятельно избавляться от таких отходов. Это могут сделать лишь специализированные лицензированные организации (постановление Правительства РФ от 26 августа 2006 г. № 524). Поэтому учреждения должны планировать расходы с учетом утилизации оргтехники с помощью специализированных организаций.
    Читать еще:  Уведомление о возврате долга по расписке образец
    Перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, утвержден постановлением Правительства РФ от 17 августа 1998 г. № 972 "Об утверждении Порядка работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и Перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов". Между учреждением и аффинажной организацией заключается договор, в котором указываются все существенные условия. В сопроводительных документах к нему нужно указать (п. 6.3 Инструкции № 68н):
    • наименование, массу и количество драгоценных металлов, находящихся в передаваемых деталях и узлах;
    • метод, которым определялось содержание драгоценных металлов (например, на основании паспорта на оборудование или согласно техническим документам на аналогичные модели (паспортам, формулярам, этикеткам, руководствам по эксплуатации, справочникам), либо при отсутствии этих сведений (импортное, устаревшее отечественное оборудование и т. п.) – по данным организаций-разработчиков, изготовителей или комиссионно на основе аналогов, расчетов).
    После выполнения работ по извлечению драгоценных металлов из лома аффинажная организация представляет учреждению акт (паспорт) аффинажа, в котором указывает фактическое количество драгоценных металлов, извлеченных из лома, и их стоимость. Обычно эти данные не совпадают с первоначальными сведениями. Поэтому в первичные документы вносят соответствующие исправления (зачеркивают первоначальные записи и проставляют над ними сведения, указанные в акте (паспорте) аффинажа) (п. 6.20 Инструкции № 68н). Учреждение произвело списание морально устаревшего и физически полностью изношенного оборудования (монитор компьютера), приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности (остаточная стоимость – 7000 руб.). Силами учреждения основные средства были демонтированы. После демонтажа были извлечены детали, содержащие драгоценные металлы. В чистом виде их масса составила 40 г на сумму 4000 руб. Оформлен акт приема-передачи деталей (узлов) аффинажной организации. После завершения работ в представленном паспорте указано содержание драгоценных металлов – 35 г на сумму 3500 руб. (в т. ч. НДС – 534 руб.). Данная сумма поступила на лицевой счет учреждения, открытый ему в территориальном органе Федерального казначейства для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности. Заметим, в этом случае в поле "Назначение платежа" платежного поручения указывают наименование источника образования дохода или пункта Генерального разрешения, выданного учреждению. При поступлении денежных средств на лицевой счет по приносящей доход деятельности учреждение должно перечислить указанные средства в доход федерального бюджета на счет 40101. В поле 104 платежного поручения указывают код бюджетной классификации 000 1 14 02013 01 0000 440 "Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных учреждений (за исключением имущества федеральных автономных учреждений), в части реализации материальных запасов по указанному имуществу" с указанием в 1–3 разрядах кода дохода кода главного администратора дохода (федерального органа исполнительной власти), за которым закреплено право распоряжения федеральным имуществом. А в поле "Назначение платежа" указывается код 000 3 02 02010 01 0000 440 и основание перечисления: "Перечисление в доход федерального бюджета доходов от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении". В этом случае Генеральное разрешение на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, должно содержать указания на источник образования поступающих на лицевой счет доходов: "Реализация лома и отходов цветных металлов и (или) доходы от аффинажа, с последующим перечислением полученных источников в доход федерального бюджета".
    Впоследствии учреждение перечислило средства в доход федерального бюджета.
    Бухгалтеру нужно сделать такие записи: Дебет 2 401 01 172
    "Доходы от реализации активов"
    Кредит 2 101 04 410
    "Уменьшение стоимости машин и оборудования"
    – 7000 руб. – списано основное средство; Дебет 2 105 06 340
    "Увеличение стоимости прочих материальных запасов"
    Кредит 2 401 01 172
    "Доходы от реализации активов"
    – 4000 руб. – оприходованы детали, содержащие драгоценные металлы; Дебет 2 105 06 340 (аффинажная организация)
    "Увеличение стоимости прочих материальных запасов"
    Кредит 2 105 06 340 (склад)
    "Увеличение стоимости прочих материальных запасов"
    – 4000 руб. – переданы детали аффинажной организации (основание – акт передачи);

    Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

    Дебет 2 205 09 560
    "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов"
    Кредит 2 401 01 172
    "Доходы от реализации активов"
    – 3500 руб. – начислен доход от реализации драгоценных металлов (основание – паспорт аффинажной организации); Дебет 2 201 01 510
    "Поступления денежных средств учреждения на счета"
    Кредит 2 205 09 660
    "Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов"
    – 3500 руб. – поступили денежные средства на лицевой счет учреждения; Дебет 2 401 01 172
    "Доходы от реализации активов"
    Кредит 2 303 04 730
    "Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость"
    – 534 руб. – начислен НДС; Cторно:
    Дебет 2 105 06 340
    "Увеличение стоимости прочих материальных запасов"
    Кредит 2 401 01 172
    "Доходы от реализации активов"
    – 500 руб. – произведена коррекция по содержанию драгоценных металлов в деталях методом "красное сторно"; Дебет 2 401 01 172
    "Доходы от реализации активов"
    Кредит 2 105 06 440
    "Уменьшение стоимости прочих материальных запасов"
    – 3500 руб. – произведено списание деталей (узлов) при их реализации; Дебет 2 401 01 172
    "Доходы от реализации активов"
    Кредит 2 303 05 730
    "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"
    – 3500 руб. – начислена задолженность в бюджет; Дебет 2 303 04 830
    "Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость"
    Кредит 2 201 01 610
    "Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов"
    – 534 руб. – перечислен НДС в бюджет; Дебет 2 303 05 830
    "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"
    Кредит 2 201 01 610
    "Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов"
    – 3500 руб. – перечисление в бюджет начисленной задолженности от утилизации материальных ценностей. Обратите внимание: администратор, за которым закреплено администрирование указанных платежей, должен произвести следующие записи: Дебет 1 210 02 440
    "Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от реализации материальных запасов"
    Кредит 1 401 01 172
    "Доходы от реализации активов"
    – поступление в бюджет дохода от утилизации материальных ценностей.

    Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

    Воспользуемся примером № 1, с той лишь разницей, что организация, принявшая отходы цветных металлов, перечисляет денежные средства непосредственно в доход федерального бюджета на счет 40101. При этом в поле 104 платежного поручения указывают код бюджетной классификации 000 1 14 02013 01 0000 440 "Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных учреждений (за исключением имущества федеральных автономных учреждений), в части реализации материальных запасов по указанному имуществу" с указанием в 1–3 разрядах кода дохода кода главного администратора дохода (федерального органа исполнительной власти), за которым закреплено право распоряжения федеральным имуществом.
    В этом случае записи по получению средств от аффинажной организации будут такими: Дебет 1 303 05 830
    "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"
    Кредит 1 205 09 660
    "Погашение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов"
    – 3500 руб. – отражена зачисленная в бюджет сумма, поступившая от специализированной организации (запись делают после получения выписки органа казначейства из сводного реестра поступлений). Администратор поступлений в бюджет, за которым закреплено администрирование указанных доходов, делает запись: Дебет 1 210 02 440
    "Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от реализации материальных запасов"
    Кредит 1 401 01 172
    "Доходы от реализации активов"
    – 3500 руб. – поступление в бюджет дохода, перечисленного организацией, специализирующейся на утилизации материальных ценностей. Эксперты службы
    Правового консалтинга ГАРАНТ
    А. Н. Суховерхова,
    Ю. А. Кошелева.
    Статья опубликована в журнале
    "Бюджетный учет" № 7 июль 2010 1 Порядок ее работы может быть установлен в учетной политике или отдельным приказом по учреждению. Списание компьютерной техники — процесс, которого не избежать подавляющему большинству современных предприятий. Чем может отличаться списание оргтехники от списания иных объектов основных средств предприятия, вы узнаете из этой статьи.

    Причины списания оргтехники и компьютеров

    Основной предпосылкой для списания основных средств является утрата ими полезных свойств, ради которых они приобретались и используются. Причинами такой утраты являются:
    • физический износ;
    • моральный износ;
    • неустранимая поломка или порча.
    Читать еще:  Требование об уплате налога должно быть исполнено
    Для компьютерной техники в большей степени, чем для других видов оборудования, характерен быстрый моральный износ. Стремительное развитие компьютерных технологий часто ведет к тому, что существующий парк компьютерной техники, находящейся в рабочем состоянии, все равно требуется обновлять и модернизировать для производственных целей. Поэтому для компьютеров и оргтехники законодательно установлены довольно короткие сроки полезного действия для расчета амортизации — от 3 до 5 лет.

    Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

    Чтобы на балансе не висело не используемое более компьютерное оборудование, его следует списать.

    Нюансы списания оргтехники для коммерческих компаний

    Для коммерсантов общий порядок списания оборудования достаточно прост. В соответствии с законодательством РФ частные компании не обязаны привлекать сторонних специалистов для оценки пригодности компьютерной техники к дальнейшему использованию. Поэтому для оформления списания достаточно создания внутренней комиссии из сотрудников компании и актирование их заключения. Только если собственных специалистов, способных произвести оценку, нет, нужно приглашать таковых со стороны. На основе заключения комиссии составляется акт о списании объекта основных средств — компьютерной техники. Должен быть также оформлен приказ, учитывающий возможные нюансы списания и утилизации оргтехники (об этом далее). Как принять на учет материалы, оставшиеся после демонтажа основных средств, читайте в статьях:

    Нюансы списания оргтехники для бюджетников

    Чтобы списать компьютерную технику, являющуюся объектом основных средств, учреждение должно организовать специальную постоянно действующую комиссию (п. 34 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157). Списание основных средств осуществляется на основе ее решения. При этом чтобы принять решение о списании с учета компьютерной техники, являющейся объектом учета основных средств, бюджетная организация должна проверить соблюдение нескольких критериев (п. 46 приказа Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н), а именно, что она:
    • не осуществляет контроль за списываемым объектом ОС;
    • не осуществляет расходы, связанные с распоряжением им (владением и (или) пользованием);
    • не имеет права на получение экономической выгоды и извлечение пользы от распоряжения (владения или пользования);
    • не участвует в распоряжении (владении и (или) пользовании) выбывшим объектом, числящимся на учете,
    • не использует его в той степени, которая предусматривалась при его признании;
    • оценила величину дохода (расхода) от выбытия объекта;
    • оценила прогнозируемые экономические выгоды или полезный потенциал, связанные с объектом, а также прогнозируемые (понесенные) затраты (убытки), связанные с его выбытием.
    Решение комиссии о списании компьютера с бюджетного учета оформляется актом о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104). Форма акта утверждена приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н.
    1. Акт должен быть согласован с учредителем бюджетной организации, если списываемое имущество отнесенок особо ценному имуществу, которое закреплено собственником за бюджетным учреждением или которое приобретено бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником на его приобретение (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Так, Минздрав России, Минтруд России, Минспорта России, Росреестр России включили компьютеры в перечень особо ценного движимого имущества независимо от его стоимости. Поэтому если указанные структуры наделили бюджетное учреждение компьютерами, то их списание необходимо согласовывать с учредителями.
    2. Если особо ценное движимое имущество было приобретено за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, бюджетное учреждение вправе распоряжаться им самостоятельно (письмо Минфина России от 26.09.2012 № 02-06-10/3912). Согласование списания такого имущества с учредителем не требуется.
    После подписания акта руководителем бюджетной организации совершаются действия по разборке, ликвидации ОС, и только после этого списание отражается в бухучете на основании акта (п. 52 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157). О бухгалтерском учет списания основных средств в бюджетной организации читайте в этом материале.

    Утилизация компьютерной техники

    Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

    Компьютерное оборудование содержит в себе различные элементы, среди которых:
    • вещества, опасные для окружающей среды, т. е. подпадающие под действие закона «Об отходах» от 24.06.1998 № 89-ФЗ;
    • драгметаллы — благодаря драгоценной «начинке», на списываемый компьютер распространяется действие закона «О драгметаллах» от 26.03.1998 № 41-ФЗ, а также инструкций Минфина по специальному учету драгметаллов.
    Таким образом, компьютерная техника относится к объектам, которые нельзя просто выкинуть на свалку при списании. Необходимо передать их для утилизации лицензированной специализированной компании. Порядок утилизации следует обозначить и утвердить в комплекте документов на списание. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если по общему правилу процесс списания компьютеров выглядит достаточно простым, то необходимость привлекать лицензированную компанию для утилизации может повлечь за собой и необходимость проведения дополнительной экспертизы оборудования специалистами утилизирующей компании. О том, почему требуется контролировать отходы и как оформить акт инвентаризации отходов, читайте здесь.

    Что делать, если в списываемой оргтехнике присутствуют драгметаллы?

    Информацию о наличии в списываемом компьютерном оборудовании драгметаллов обычно можно найти в техпаспорте на это оборудование. В случае утери техпаспорта компании следует провести экспертизу на содержание драгметаллов. Для этого нужно привлечь специалистов из лицензированной компании. Наличие в списываемых компьютерах драгметаллов (а это порядка 80% случаев) означает, что
    1. Их необходимо передать для утилизации соответствующим образом лицензированной компании.
    2. Утилизирующая компания должна быть не только лицензирована по деятельности, связанной с обращением с опасными отходами, но иметь регистрационное удостоверение, выданное комитетом драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 25.06.1992 № 431).
    Принимаемый порядок утилизации и экспертные заключения лицензированной компании должны найти свое отражение в документах на списание. Расходы, связанные с утилизацией компьютерной техники, могут быть учтены в составе внереализационных расходов предприятия при расчете налога на прибыль (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).

    Итоги

    Списание компьютерной техники с учета оформляется актом на списание. Но списание с учета не отменяет утилизацию списанного оборудования. Списываемая компьютерная техника, как правило, содержит драгоценные металлы и относится к опасным отходам, поэтому ее утилизацией занимаются только организации, у которых есть разрешение на подобную деятельность. Составные части компьютера нередко приходится списывать из-за поломки. Так же в связи с развитием технологий компьютеры морально устаревают быстрее, чем другие виды техники. Поэтому даже рабочие компьютеры нужно обновлять через 3–5 лет. Как бухгалтеру учесть замену вышедшей из строя или устаревшей части компьютера? Разберем требования ФСБУ на примере.

    Как учитывать компьютеры и комплектующие

    Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

    С точки зрения Инструкций по бухгалтерскому учету в учреждениях госсектора, компьютер является «обособленным комплексом конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы». Ранее в письмах Минфина не раз разъяснялось, что комплектующие, являющиеся составными частями компьютера, не могут выполнять свои функции по отдельности. Следовательно, компьютер должен учитываться как основное средство, единый инвентарный объект, а монитор, системный блок, клавиатура, мышь, до сборки компьютера, как материальные запасы. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций госсектора «Основные средства» содержит такое же определение: «объектом основных средств признается обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы». Пример На балансе учреждения числится инвентарный объект — компьютер стоимостью 108 000 ₽ ., приобретенный в 2016 году. Компьютер состоит из:
    • системного блока — стоимостью 63 000 ₽
    • монитора — стоимостью 35 000 ₽
    • блока питания, клавиатуры, мыши — стоимостью 10 000 ₽
    В 2018 г. системный блок сломался. На момент замены системного блока сумма начисленной амортизации на компьютер составила 72 000 ₽ . В соответствии с методологией бюджетного учета системный блок, монитор, блок питания, клавиатура, мышь приобретались учреждением в 2016 г. как материальные запасы, принимались к учету на счет 105 36. Сборка компьютера отражалась на счете 106 31, и уже собранный компьютер учитывается на счете 101 34. При списании неисправного системного блока происходит ликвидация части объекта основного средства.
    Читать еще:  Современные возможности улучшения жилищных условий
    Учреждению следует не списывать компьютер полностью, а списать лишь системный блок, пришедший в негодность, а затем включить в инвентарную карточку компьютера новый системный блок.

    Алгоритм списания системного блока

    Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

    Шаг 1. Сторонняя экспертная организация составляет акт о том, что системный блок сломан и восстановлению не подлежит. Шаг 2. Комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов:
    • определяет стоимость системного блока в общей стоимости компьютера, рассчитывает сумму амортизации, приходящуюся на него;
    • составляет акт о частичной ликвидации объекта основных средств, оформляет актом операцию доукомплектации компьютера;
    • утверждает акты у руководителя учреждения.
    Шаг 3. Бухгалтерия оформляет проводками:
    • частичное списание системного блока;
    • доукомплектацию компьютера;
    • вносит изменения в инвентарную карточку.
    Почти все перечисленные операции производятся бухгалтерией и действия распределены в данном случае в соответствии с авторством подписи, стоящей в документе.

    Частичное списание системного блока

    Проводки по частичному списанию основных средств есть в Инструкциях 174н, 183н, 162н. Например в п. 12 Инструкции 174н говорится: «ликвидация части объекта основного средства, являющегося единицей инвентарного учета, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010400000 «Амортизация», счета 040110172 «Доходы от операций с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета «010100000». Сумма амортизации, приходящаяся на системный блок, в момент его частичного списания составила: 72 000 /108 000 * 63 000 = 42 000 ₽ . Остаточная стоимость системного блока: 63 000 – 42 000 = 21 000 ₽ .
    • частичное списание стоимости компьютера на сумму остаточной стоимости системного блока: Дт 0 401 10 172 Кт 0 101 34 410 21 000 ₽ .
    • частичное списание стоимости компьютера на сумму начисленной амортизации системного блока: Дт 0 104 34 411 Кт 0 101 34 410 42 000 ₽ .
    Если решение о дальнейшем использовании системного блока, изъятого из компьютера не принято, то отразить его следует на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение». На этом счете системный блок учитывают до принятия решения о его дальнейшем использовании (реализации, утилизации) (письмо Минфина России от 28.02.2018 № 02-06-10/12969).

    Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

    Документ, которым можно оформить разукомплектацию компьютера в инструкциях не установлен. Нужно утвердить в учетной политике самостоятельно разработанный документ. Обязательные реквизиты первичного документа предусмотрены п. 25 ФСБУ «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора».

    Доукомплектация компьютера

    Согласно п. 27 ФСБУ «Основные средства» при замене отдельных составных частей основного средства, затраты по такой замене могут увеличивать стоимость объекта с одновременным уменьшением стоимости ОС на стоимость выбывающих частей. Учреждению нужно закрепить в своей учетной политике применение в бухгалтерском учете положений 27 пункта ФСБУ «Основные средства» в отношении групп основных средств.

    Алла Жукунова, эксперт Контур.Школы: Напишите в учетной политике, в отношении каких групп основных средств, отдельных видов объектов вы будете применять положения п. 27 стандарта «Основные средства». Можно использовать стоимостные критерии. Например, установить в учетной политике, что положения п. 27 стандарта «Основные средства» учреждение будет применять только при замене частей, имеющих существенную стоимость. Существенность стоимости части объекта имущества учреждение так же определяет самостоятельно. Это можно прописать в учетной политике, как процентное соотношение. Например, стоимость части объекта имущества считается существенной, если составляет 30 и более процентов от общей стоимости ОС. Новый системный блок приобретен за 65 000 ₽ по статье 340 КОСГУ. Стоимость его является существенной. Принято решение увеличить первоначальную стоимость компьютера на стоимость системного блока.

    • отражены капитальные вложения в связи с дооборудованием компьютера:
      Дт 0 106 31 310 Кт 0 105 36 440 65 000 ₽
    • увеличена первоначальная стоимость компьютера:
      Дт 0 101 34 310 Кт 0 106 31 310 65 000 ₽
    Оформить операцию доукомплектации компьютера нужно Актом приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств ф.0504103. Изменения комплектации компьютера обязательно отражаем в Инвентарной карточке ф.0504031. Если в учетной политике не установить порядок учета замены составных частей объекта ОС, имеющих существенную стоимость, а списать стоимость сломанного системного блока в расходы или, наоборот, увеличить стоимость компьютера на стоимость нового системного блока, не уменьшив на остаточную стоимость вышедшей из строя части, то можно получить замечание проверяющих. Ведь в таких случаях балансовая стоимость компьютера может оказаться либо заниженной, либо завышенной. В нашем примере после замены системного блока изменится стоимость компьютера: 108 000 – 63 000 + 65 000 = 110 000 ₽ Изменится и амортизация, которую предстоит начислить на компьютер с новым системным блоком:

    Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

    108 000 – 72 000 – 42 000 + 65 000 = 59 000 ₽ Стандарт «Основные средства» не дает ответ на вопрос, как начислять амортизацию при замене частей основного средства. Пропишите это в учетной политике. Например, можно действовать так:
    • если амортизация линейным способом начислена по компьютеру не полностью — при определении новой ежемесячной суммы амортизации равномерно распределяйте увеличившуюся остаточную стоимость на протяжении оставшегося срока полезного использования;
    • если по компьютеру начислена амортизация 100% – доначисляйте амортизацию доукомплектованного ОС до 100% единовременно.
    Новое, что предлагает ФСБУ «Основные средства» по учету основных средств: Инвентарным объектом может признаваться часть объекта имущества, в отношении которой можно определить период поступления будущих экономических выгод, полезного потенциала. Но при этом должны выполняться условия:
    • часть объекта имущества, имеет отличный от остальных частей срок полезного использования (способ получения будущих экономических выгод или полезного потенциала);
    • стоимость части объекта имущества составляет значительную величину от общей стоимости объекта имущества, т.е. является существенной.
    Такая единица учета основных средств определяется как отдельный инвентарный объект, независимо от того, можно ее физически обособить от других частей объекта ОС или нельзя. В нашем примере стоимость нового системного блока является существенной, срок его полезного использования отличается от остальных частей компьютера и тогда вместо доукомплектации компьютера новым системным блоком, можно принять к учету этот системный блок как отдельное основное средство. Необходимо присвоить ему инвентарный номер и завести отдельную инвентарную карточку. Но такой вариант учета должен быть закреплен в учетной политике учреждения.

    Что нового в учете компьютерной техники

    При учете компьютеров в 2018 году, необходимо принять во внимание вступившие в силу с 1 января 2018 года приказы Минфина России от 31.12.2016 года:
    • № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»
    • № 257н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства»
    Данные федеральные стандарты обязательны к применению учреждениями. При этом продолжают действовать инструкции по учету № 157н, 162н, 174н, 183н. В настоящее время учреждения госсектора могут использовать два подхода к учету компьютера как основного средства:
    1. Учитывать компьютер как комплекс конструктивно сочлененных предметов, включающий системный блок, монитор, клавиатуру, мышь и т.д.;
    2. Учитывать системный блок и монитор как самостоятельные основные средства. При этом клавиатура, мышь и другие части являются составными частями системного блока.

    Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

    Обязательно установите в учетной политике, способ учета компьютера как инвентарного объекта и какая стоимость части компьютера будет для вашего учреждения существенной. От этого зависит учет замены вышедшей из строя или устаревшей части компьютера. По классификации ОС компьютеры, принтеры и серверы отнесены ко второй амортизационной группе как машины офисные прочие — код ОКОФ 330.28.23.23. Таким образом, эти ОС являются имуществом со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно (Письмо от 11.09.2012 № 02-06-10/3621). Повышение квалификации в Контур.Школе: Бухгалтерский учет в бюджетных организациях . Главному бухгалтеру бюджетного, казённого, автономного учреждения. Диплом о профессиональной переподготовке 272 ак.часа., 33 онлайн-урока: теория и практика

    Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:

    8 800 350-81-94
    Круглосуточно

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован.

    Списание оргтехники в бюджетной организации 2018г

    Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

    Практически в каждом учреждении есть компьютеры, кондиционеры, другое электрооборудование. При их списании могут возникнуть проблемы. Какие и как их избежать? Рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ А. Н. Суховерхова, Ю. А. Кошелева. Списание основных средств включает в себя:
    • определение технического состояния каждой единицы основных средств;
    • оформление необходимой документации;
    • получение разрешения на списание;
    • демонтаж, разборку;
    • утилизацию объектов и постановку на учет материалов, полученных от их ликвидации; списание с балансового (забалансового) учета.

    Определяем техническое состояние

    Нормативно-правовые акты Российской Федерации не обязывают учреждения привлекать специализированные организации для представления технического заключения о состоянии компьютерного и электрооборудования и необходимости его списания. Такое решение может принять комиссия 1 , состоящая из сотрудников учреждения с соответствующей квалификацией. В компетенцию комиссии входит:
    • непосредственный осмотр объекта, подлежащего списанию, с использованием необходимой технической документации и данных бюджетного учета;
    • установление целесообразности (пригодности) его дальнейшего использования, возможности и эффективности его восстановления;
    • установление причин списания объекта (физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации и т. д.);
    • выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объекта, внесение предложений об их привлечении к ответственности, установленной законодательством;
    • определение возможности использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости;
    • контроль за изъятием из списываемых объектов цветных и драгоценных металлов, определение их веса и сдача на соответствующий склад, а впоследствии – в организацию по приему вторсырья;
    • составление актов о списании объектов основных средств.
    Если в штате учреждения отсутствуют специалисты необходимой квалификации, рассматривается возможность их привлечения из других учреждений, подведомственных главному распорядителю бюджетных средств. И только в случае, если обосновать необходимость списания основных средств возможно только с привлечением специализированной организации, учреждению необходимо заключить соответствующий договор.

    Согласовываем

    По результатам проведенных мероприятий комиссия комплектует пакет документов, которые необходимы для согласования списания основных средств. Перечень таких документов должен быть установлен ГРБС. Применительно к списанию оргтехники понадобятся:
    • копия приказа руководителя о создании постоянно действующей комиссии по списанию основных средств;
    • копии инвентарных карточек учета основных средств;
    • заключения о техническом состоянии, выданные специализированными организациями, подтверждающие непригодность объекта к восстановлению и дальнейшему использованию (при отсутствии в штате учреждения специалистов необходимой квалификации);
    • копии технических паспортов;
    • выписки из реестра муниципального имущества;
    • копии актов об аварии и справки о стоимости нанесенного ущерба;
    • справки органов власти, подтверждающие факт стихийного бедствия или чрезвычайного происшествия;
    • документы, подтверждающие принятие мер по защите интересов публично-правового образования и возмещению ущерба (при списании основных средств, выбывающих вследствие хищения, недостачи, нанесения ущерба).
    Приведенный перечень не является исчерпывающим. Конкретные документы, которые должны прилагаться к акту о списании основных средств, утверждается органом власти, уполномоченным представлять интересы собственника по управлению имуществом. Оформленные документы представляются руководителю учреждения для принятия соответствующего решения. В зависимости от установленного нормативным актом порядка списания данного основного средства руководитель учреждения вправе:
    • самостоятельно утвердить акт о списании основных средств. Такая возможность, к примеру, предусмотрена для федеральных учреждений, подведомственных Минздравсоцразвития России в приказе от 28 апреля 2010 г. № 306н (далее – Приказ № 306н). Там, в частности, сказано, что при списании федерального имущества (кроме объектов недвижимости и автотранспорта), первоначальная стоимость которого не превышает двухсот тысяч рублей, право принятия решения об их списании предоставляется руководителям учреждений. При этом они несут персональную ответственность за соблюдение процедур списания федерального имущества в соответствии с законодательством;
    • представить документы главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств для принятия решения о списании основного средства;
    • представить документы главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств для принятия решения о списании основного средства по согласованию с органом по управлению муниципальным имуществом.
    Вернемся к Приказу № 306н, где прописан перечень необходимых в последних случаях документов. Понадобятся:
    • письмо учреждения на бланке, содержащем полное наименование, с приложением перечня объектов основных средств, относящихся к движимому имуществу, списание которых подлежит согласованию. В перечне указываются:
    • номер по порядку;
    • наименование объекта основных средств;
    • инвентарный номер объекта основных средств (а также государственный регистрационный номер, тип, марка в отношении автотранспорта);
    • год выпуска объекта основных средств;
    • первоначальная стоимость объекта основных средств;
    • остаточная стоимость объекта основных средств на момент списания;
    • срок полезного использования, установленный для данного объекта основных средств, и срок фактического использования на момент списания;
    • краткое обоснование причин списания и нецелесообразности дальнейшего использования объекта основных средств;
  • акт о списании объекта основных средств (ф. 0306003, ф. 0306004, ф. 0306033) в двух экземплярах;
  • копия инвентарной карточки учета основных средств;
  • копия заключения о техническом состоянии объекта основных средств, подтверждающего его непригодность к дальнейшему использованию (при отсутствии соответствующих специалистов в штате учреждении – копия указанного заключения, выданного организациями, имеющими лицензии на данный вид деятельности, с приложением копий лицензий);
  • копия протокола постоянно действующей комиссии по списанию объектов основных средств о невозможности восстановления объекта либо нецелесообразности их восстановления;
  • копия приказа о создании постоянно действующей комиссии по списанию объектов основных средств организации.
  • При списании объектов основных средств, по которым срок фактической эксплуатации не превышает срока полезного использования, помимо указанных документов также нужны:
    • акт проверки, проведенной учреждением, о ненадлежащем использовании/хранении объекта основных средств с указанием виновных лиц;
    • письмо о принятых мерах в отношении виновных лиц, допустивших повреждение объекта основных средств, с приложением копий подтверждающих документов (в случае выявления виновных лиц);
    • копии постановления о возбуждении или прекращении уголовного дела (при его наличии);
    • справка учреждения о стоимости нанесенного ущерба;
    • справка учреждения о возмещении ущерба виновными лицами;
    • письмо с подробным пояснением причины, вызвавшей списание объекта основного средства до истечения срока полезного использования (в случае отсутствия виновных лиц).
    При списании объектов основных средств, пришедших в негодное состояние в результате стихийных бедствий или иных чрезвычайных ситуаций, кроме вышеперечисленных документов понадобятся:
    • копия акта о причиненных повреждениях;
    • копия справки органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, подтверждающих факт стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций;
    • справка учреждения о стоимости нанесенного ущерба.

    Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

    Копии представляемых документов должны быть заверены подписью руководителя и печатью учреждения. В представляемых документах не допускается наличия помарок, подчисток, исправлений.

    Драгметаллы

    Почти во всех компьютерах, мониторах и иной оргтехнике в небольшом количестве присутствуют золото, серебро и другие драгоценные металлы. Любая организация обязана документально оформлять их поступление, движение, инвентаризацию и выбытие. Учреждение вправе (п. 3.2 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 29 августа 2001 г. № 68н (далее – Инструкция № 68н)):
    • самостоятельно обрабатывать (перерабатывать) собранный лом, содержащий драгоценные металлы;
    • реализовывать лом, содержащий драгоценные металлы;
    • передавать на давальческой основе аффинажным организациям или организациям, осуществляющим деятельность по заготовке лома и отходов, первичной обработке и переработке, для дальнейшего производства и аффинажа.
    Как правило, в учреждениях нет возможности самостоятельно проводить утилизацию оргтехники и изъятие деталей, содержащих драгметаллы. Кроме того, в ряде случаев их самостоятельное изъятие невозможно. Это обусловлено тем, что помимо драгоценных металлов в компьютерной технике часто содержатся вредные для жизни и здоровья человека вещества (например, ртуть, свинец и т. д.). А мониторы могут быть отнесены к классу опасных отходов, поскольку за годы работы в дисплеях накапливается радиация. В этих случаях законодательство запрещает самостоятельно избавляться от таких отходов. Это могут сделать лишь специализированные лицензированные организации (постановление Правительства РФ от 26 августа 2006 г. № 524). Поэтому учреждения должны планировать расходы с учетом утилизации оргтехники с помощью специализированных организаций.
    Читать еще:  Со скольки лет можно стать конституционным судьей
    Перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, утвержден постановлением Правительства РФ от 17 августа 1998 г. № 972 "Об утверждении Порядка работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и Перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов". Между учреждением и аффинажной организацией заключается договор, в котором указываются все существенные условия. В сопроводительных документах к нему нужно указать (п. 6.3 Инструкции № 68н):
    • наименование, массу и количество драгоценных металлов, находящихся в передаваемых деталях и узлах;
    • метод, которым определялось содержание драгоценных металлов (например, на основании паспорта на оборудование или согласно техническим документам на аналогичные модели (паспортам, формулярам, этикеткам, руководствам по эксплуатации, справочникам), либо при отсутствии этих сведений (импортное, устаревшее отечественное оборудование и т. п.) – по данным организаций-разработчиков, изготовителей или комиссионно на основе аналогов, расчетов).
    После выполнения работ по извлечению драгоценных металлов из лома аффинажная организация представляет учреждению акт (паспорт) аффинажа, в котором указывает фактическое количество драгоценных металлов, извлеченных из лома, и их стоимость. Обычно эти данные не совпадают с первоначальными сведениями. Поэтому в первичные документы вносят соответствующие исправления (зачеркивают первоначальные записи и проставляют над ними сведения, указанные в акте (паспорте) аффинажа) (п. 6.20 Инструкции № 68н). Учреждение произвело списание морально устаревшего и физически полностью изношенного оборудования (монитор компьютера), приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности (остаточная стоимость – 7000 руб.). Силами учреждения основные средства были демонтированы. После демонтажа были извлечены детали, содержащие драгоценные металлы. В чистом виде их масса составила 40 г на сумму 4000 руб. Оформлен акт приема-передачи деталей (узлов) аффинажной организации. После завершения работ в представленном паспорте указано содержание драгоценных металлов – 35 г на сумму 3500 руб. (в т. ч. НДС – 534 руб.). Данная сумма поступила на лицевой счет учреждения, открытый ему в территориальном органе Федерального казначейства для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности. Заметим, в этом случае в поле "Назначение платежа" платежного поручения указывают наименование источника образования дохода или пункта Генерального разрешения, выданного учреждению. При поступлении денежных средств на лицевой счет по приносящей доход деятельности учреждение должно перечислить указанные средства в доход федерального бюджета на счет 40101. В поле 104 платежного поручения указывают код бюджетной классификации 000 1 14 02013 01 0000 440 "Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных учреждений (за исключением имущества федеральных автономных учреждений), в части реализации материальных запасов по указанному имуществу" с указанием в 1–3 разрядах кода дохода кода главного администратора дохода (федерального органа исполнительной власти), за которым закреплено право распоряжения федеральным имуществом. А в поле "Назначение платежа" указывается код 000 3 02 02010 01 0000 440 и основание перечисления: "Перечисление в доход федерального бюджета доходов от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении". В этом случае Генеральное разрешение на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, должно содержать указания на источник образования поступающих на лицевой счет доходов: "Реализация лома и отходов цветных металлов и (или) доходы от аффинажа, с последующим перечислением полученных источников в доход федерального бюджета".
    Впоследствии учреждение перечислило средства в доход федерального бюджета.
    Бухгалтеру нужно сделать такие записи: Дебет 2 401 01 172
    "Доходы от реализации активов"
    Кредит 2 101 04 410
    "Уменьшение стоимости машин и оборудования"
    – 7000 руб. – списано основное средство; Дебет 2 105 06 340
    "Увеличение стоимости прочих материальных запасов"
    Кредит 2 401 01 172
    "Доходы от реализации активов"
    – 4000 руб. – оприходованы детали, содержащие драгоценные металлы; Дебет 2 105 06 340 (аффинажная организация)
    "Увеличение стоимости прочих материальных запасов"
    Кредит 2 105 06 340 (склад)
    "Увеличение стоимости прочих материальных запасов"
    – 4000 руб. – переданы детали аффинажной организации (основание – акт передачи);

    Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

    Дебет 2 205 09 560
    "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов"
    Кредит 2 401 01 172
    "Доходы от реализации активов"
    – 3500 руб. – начислен доход от реализации драгоценных металлов (основание – паспорт аффинажной организации); Дебет 2 201 01 510
    "Поступления денежных средств учреждения на счета"
    Кредит 2 205 09 660
    "Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов"
    – 3500 руб. – поступили денежные средства на лицевой счет учреждения; Дебет 2 401 01 172
    "Доходы от реализации активов"
    Кредит 2 303 04 730
    "Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость"
    – 534 руб. – начислен НДС; Cторно:
    Дебет 2 105 06 340
    "Увеличение стоимости прочих материальных запасов"
    Кредит 2 401 01 172
    "Доходы от реализации активов"
    – 500 руб. – произведена коррекция по содержанию драгоценных металлов в деталях методом "красное сторно"; Дебет 2 401 01 172
    "Доходы от реализации активов"
    Кредит 2 105 06 440
    "Уменьшение стоимости прочих материальных запасов"
    – 3500 руб. – произведено списание деталей (узлов) при их реализации; Дебет 2 401 01 172
    "Доходы от реализации активов"
    Кредит 2 303 05 730
    "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"
    – 3500 руб. – начислена задолженность в бюджет; Дебет 2 303 04 830
    "Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость"
    Кредит 2 201 01 610
    "Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов"
    – 534 руб. – перечислен НДС в бюджет; Дебет 2 303 05 830
    "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"
    Кредит 2 201 01 610
    "Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов"
    – 3500 руб. – перечисление в бюджет начисленной задолженности от утилизации материальных ценностей. Обратите внимание: администратор, за которым закреплено администрирование указанных платежей, должен произвести следующие записи: Дебет 1 210 02 440
    "Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от реализации материальных запасов"
    Кредит 1 401 01 172
    "Доходы от реализации активов"
    – поступление в бюджет дохода от утилизации материальных ценностей.

    Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

    Воспользуемся примером № 1, с той лишь разницей, что организация, принявшая отходы цветных металлов, перечисляет денежные средства непосредственно в доход федерального бюджета на счет 40101. При этом в поле 104 платежного поручения указывают код бюджетной классификации 000 1 14 02013 01 0000 440 "Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных учреждений (за исключением имущества федеральных автономных учреждений), в части реализации материальных запасов по указанному имуществу" с указанием в 1–3 разрядах кода дохода кода главного администратора дохода (федерального органа исполнительной власти), за которым закреплено право распоряжения федеральным имуществом.
    В этом случае записи по получению средств от аффинажной организации будут такими: Дебет 1 303 05 830
    "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"
    Кредит 1 205 09 660
    "Погашение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов"
    – 3500 руб. – отражена зачисленная в бюджет сумма, поступившая от специализированной организации (запись делают после получения выписки органа казначейства из сводного реестра поступлений). Администратор поступлений в бюджет, за которым закреплено администрирование указанных доходов, делает запись: Дебет 1 210 02 440
    "Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от реализации материальных запасов"
    Кредит 1 401 01 172
    "Доходы от реализации активов"
    – 3500 руб. – поступление в бюджет дохода, перечисленного организацией, специализирующейся на утилизации материальных ценностей. Эксперты службы
    Правового консалтинга ГАРАНТ
    А. Н. Суховерхова,
    Ю. А. Кошелева.
    Статья опубликована в журнале
    "Бюджетный учет" № 7 июль 2010 1 Порядок ее работы может быть установлен в учетной политике или отдельным приказом по учреждению. Списание компьютерной техники — процесс, которого не избежать подавляющему большинству современных предприятий. Чем может отличаться списание оргтехники от списания иных объектов основных средств предприятия, вы узнаете из этой статьи.

    Причины списания оргтехники и компьютеров

    Основной предпосылкой для списания основных средств является утрата ими полезных свойств, ради которых они приобретались и используются. Причинами такой утраты являются:
    • физический износ;
    • моральный износ;
    • неустранимая поломка или порча.
    Читать еще:  Споры об определении порядка общения с ребенком
    Для компьютерной техники в большей степени, чем для других видов оборудования, характерен быстрый моральный износ. Стремительное развитие компьютерных технологий часто ведет к тому, что существующий парк компьютерной техники, находящейся в рабочем состоянии, все равно требуется обновлять и модернизировать для производственных целей. Поэтому для компьютеров и оргтехники законодательно установлены довольно короткие сроки полезного действия для расчета амортизации — от 3 до 5 лет.

    Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

    Чтобы на балансе не висело не используемое более компьютерное оборудование, его следует списать.

    Нюансы списания оргтехники для коммерческих компаний

    Для коммерсантов общий порядок списания оборудования достаточно прост. В соответствии с законодательством РФ частные компании не обязаны привлекать сторонних специалистов для оценки пригодности компьютерной техники к дальнейшему использованию. Поэтому для оформления списания достаточно создания внутренней комиссии из сотрудников компании и актирование их заключения. Только если собственных специалистов, способных произвести оценку, нет, нужно приглашать таковых со стороны. На основе заключения комиссии составляется акт о списании объекта основных средств — компьютерной техники. Должен быть также оформлен приказ, учитывающий возможные нюансы списания и утилизации оргтехники (об этом далее). Как принять на учет материалы, оставшиеся после демонтажа основных средств, читайте в статьях:

    Нюансы списания оргтехники для бюджетников

    Чтобы списать компьютерную технику, являющуюся объектом основных средств, учреждение должно организовать специальную постоянно действующую комиссию (п. 34 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157). Списание основных средств осуществляется на основе ее решения. При этом чтобы принять решение о списании с учета компьютерной техники, являющейся объектом учета основных средств, бюджетная организация должна проверить соблюдение нескольких критериев (п. 46 приказа Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н), а именно, что она:
    • не осуществляет контроль за списываемым объектом ОС;
    • не осуществляет расходы, связанные с распоряжением им (владением и (или) пользованием);
    • не имеет права на получение экономической выгоды и извлечение пользы от распоряжения (владения или пользования);
    • не участвует в распоряжении (владении и (или) пользовании) выбывшим объектом, числящимся на учете,
    • не использует его в той степени, которая предусматривалась при его признании;
    • оценила величину дохода (расхода) от выбытия объекта;
    • оценила прогнозируемые экономические выгоды или полезный потенциал, связанные с объектом, а также прогнозируемые (понесенные) затраты (убытки), связанные с его выбытием.
    Решение комиссии о списании компьютера с бюджетного учета оформляется актом о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104). Форма акта утверждена приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н.
    1. Акт должен быть согласован с учредителем бюджетной организации, если списываемое имущество отнесенок особо ценному имуществу, которое закреплено собственником за бюджетным учреждением или которое приобретено бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником на его приобретение (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Так, Минздрав России, Минтруд России, Минспорта России, Росреестр России включили компьютеры в перечень особо ценного движимого имущества независимо от его стоимости. Поэтому если указанные структуры наделили бюджетное учреждение компьютерами, то их списание необходимо согласовывать с учредителями.
    2. Если особо ценное движимое имущество было приобретено за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, бюджетное учреждение вправе распоряжаться им самостоятельно (письмо Минфина России от 26.09.2012 № 02-06-10/3912). Согласование списания такого имущества с учредителем не требуется.
    После подписания акта руководителем бюджетной организации совершаются действия по разборке, ликвидации ОС, и только после этого списание отражается в бухучете на основании акта (п. 52 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157). О бухгалтерском учет списания основных средств в бюджетной организации читайте в этом материале.

    Утилизация компьютерной техники

    Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

    Компьютерное оборудование содержит в себе различные элементы, среди которых:
    • вещества, опасные для окружающей среды, т. е. подпадающие под действие закона «Об отходах» от 24.06.1998 № 89-ФЗ;
    • драгметаллы — благодаря драгоценной «начинке», на списываемый компьютер распространяется действие закона «О драгметаллах» от 26.03.1998 № 41-ФЗ, а также инструкций Минфина по специальному учету драгметаллов.
    Таким образом, компьютерная техника относится к объектам, которые нельзя просто выкинуть на свалку при списании. Необходимо передать их для утилизации лицензированной специализированной компании. Порядок утилизации следует обозначить и утвердить в комплекте документов на списание. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если по общему правилу процесс списания компьютеров выглядит достаточно простым, то необходимость привлекать лицензированную компанию для утилизации может повлечь за собой и необходимость проведения дополнительной экспертизы оборудования специалистами утилизирующей компании. О том, почему требуется контролировать отходы и как оформить акт инвентаризации отходов, читайте здесь.

    Что делать, если в списываемой оргтехнике присутствуют драгметаллы?

    Информацию о наличии в списываемом компьютерном оборудовании драгметаллов обычно можно найти в техпаспорте на это оборудование. В случае утери техпаспорта компании следует провести экспертизу на содержание драгметаллов. Для этого нужно привлечь специалистов из лицензированной компании. Наличие в списываемых компьютерах драгметаллов (а это порядка 80% случаев) означает, что
    1. Их необходимо передать для утилизации соответствующим образом лицензированной компании.
    2. Утилизирующая компания должна быть не только лицензирована по деятельности, связанной с обращением с опасными отходами, но иметь регистрационное удостоверение, выданное комитетом драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 25.06.1992 № 431).
    Принимаемый порядок утилизации и экспертные заключения лицензированной компании должны найти свое отражение в документах на списание. Расходы, связанные с утилизацией компьютерной техники, могут быть учтены в составе внереализационных расходов предприятия при расчете налога на прибыль (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).

    Итоги

    Списание компьютерной техники с учета оформляется актом на списание. Но списание с учета не отменяет утилизацию списанного оборудования. Списываемая компьютерная техника, как правило, содержит драгоценные металлы и относится к опасным отходам, поэтому ее утилизацией занимаются только организации, у которых есть разрешение на подобную деятельность. Составные части компьютера нередко приходится списывать из-за поломки. Так же в связи с развитием технологий компьютеры морально устаревают быстрее, чем другие виды техники. Поэтому даже рабочие компьютеры нужно обновлять через 3–5 лет. Как бухгалтеру учесть замену вышедшей из строя или устаревшей части компьютера? Разберем требования ФСБУ на примере.

    Как учитывать компьютеры и комплектующие

    Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

    С точки зрения Инструкций по бухгалтерскому учету в учреждениях госсектора, компьютер является «обособленным комплексом конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы». Ранее в письмах Минфина не раз разъяснялось, что комплектующие, являющиеся составными частями компьютера, не могут выполнять свои функции по отдельности. Следовательно, компьютер должен учитываться как основное средство, единый инвентарный объект, а монитор, системный блок, клавиатура, мышь, до сборки компьютера, как материальные запасы. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций госсектора «Основные средства» содержит такое же определение: «объектом основных средств признается обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы». Пример На балансе учреждения числится инвентарный объект — компьютер стоимостью 108 000 ₽ ., приобретенный в 2016 году. Компьютер состоит из:
    • системного блока — стоимостью 63 000 ₽
    • монитора — стоимостью 35 000 ₽
    • блока питания, клавиатуры, мыши — стоимостью 10 000 ₽
    В 2018 г. системный блок сломался. На момент замены системного блока сумма начисленной амортизации на компьютер составила 72 000 ₽ . В соответствии с методологией бюджетного учета системный блок, монитор, блок питания, клавиатура, мышь приобретались учреждением в 2016 г. как материальные запасы, принимались к учету на счет 105 36. Сборка компьютера отражалась на счете 106 31, и уже собранный компьютер учитывается на счете 101 34. При списании неисправного системного блока происходит ликвидация части объекта основного средства.
    Читать еще:  Сколько времени действует дисциплинарное взыскание
    Учреждению следует не списывать компьютер полностью, а списать лишь системный блок, пришедший в негодность, а затем включить в инвентарную карточку компьютера новый системный блок.

    Алгоритм списания системного блока

    Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

    Шаг 1. Сторонняя экспертная организация составляет акт о том, что системный блок сломан и восстановлению не подлежит. Шаг 2. Комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов:
    • определяет стоимость системного блока в общей стоимости компьютера, рассчитывает сумму амортизации, приходящуюся на него;
    • составляет акт о частичной ликвидации объекта основных средств, оформляет актом операцию доукомплектации компьютера;
    • утверждает акты у руководителя учреждения.
    Шаг 3. Бухгалтерия оформляет проводками:
    • частичное списание системного блока;
    • доукомплектацию компьютера;
    • вносит изменения в инвентарную карточку.
    Почти все перечисленные операции производятся бухгалтерией и действия распределены в данном случае в соответствии с авторством подписи, стоящей в документе.

    Частичное списание системного блока

    Проводки по частичному списанию основных средств есть в Инструкциях 174н, 183н, 162н. Например в п. 12 Инструкции 174н говорится: «ликвидация части объекта основного средства, являющегося единицей инвентарного учета, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010400000 «Амортизация», счета 040110172 «Доходы от операций с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета «010100000». Сумма амортизации, приходящаяся на системный блок, в момент его частичного списания составила: 72 000 /108 000 * 63 000 = 42 000 ₽ . Остаточная стоимость системного блока: 63 000 – 42 000 = 21 000 ₽ .
    • частичное списание стоимости компьютера на сумму остаточной стоимости системного блока: Дт 0 401 10 172 Кт 0 101 34 410 21 000 ₽ .
    • частичное списание стоимости компьютера на сумму начисленной амортизации системного блока: Дт 0 104 34 411 Кт 0 101 34 410 42 000 ₽ .
    Если решение о дальнейшем использовании системного блока, изъятого из компьютера не принято, то отразить его следует на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение». На этом счете системный блок учитывают до принятия решения о его дальнейшем использовании (реализации, утилизации) (письмо Минфина России от 28.02.2018 № 02-06-10/12969).

    Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

    Документ, которым можно оформить разукомплектацию компьютера в инструкциях не установлен. Нужно утвердить в учетной политике самостоятельно разработанный документ. Обязательные реквизиты первичного документа предусмотрены п. 25 ФСБУ «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора».

    Доукомплектация компьютера

    Согласно п. 27 ФСБУ «Основные средства» при замене отдельных составных частей основного средства, затраты по такой замене могут увеличивать стоимость объекта с одновременным уменьшением стоимости ОС на стоимость выбывающих частей. Учреждению нужно закрепить в своей учетной политике применение в бухгалтерском учете положений 27 пункта ФСБУ «Основные средства» в отношении групп основных средств.

    Алла Жукунова, эксперт Контур.Школы: Напишите в учетной политике, в отношении каких групп основных средств, отдельных видов объектов вы будете применять положения п. 27 стандарта «Основные средства». Можно использовать стоимостные критерии. Например, установить в учетной политике, что положения п. 27 стандарта «Основные средства» учреждение будет применять только при замене частей, имеющих существенную стоимость. Существенность стоимости части объекта имущества учреждение так же определяет самостоятельно. Это можно прописать в учетной политике, как процентное соотношение. Например, стоимость части объекта имущества считается существенной, если составляет 30 и более процентов от общей стоимости ОС. Новый системный блок приобретен за 65 000 ₽ по статье 340 КОСГУ. Стоимость его является существенной. Принято решение увеличить первоначальную стоимость компьютера на стоимость системного блока.

    • отражены капитальные вложения в связи с дооборудованием компьютера:
      Дт 0 106 31 310 Кт 0 105 36 440 65 000 ₽
    • увеличена первоначальная стоимость компьютера:
      Дт 0 101 34 310 Кт 0 106 31 310 65 000 ₽
    Оформить операцию доукомплектации компьютера нужно Актом приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств ф.0504103. Изменения комплектации компьютера обязательно отражаем в Инвентарной карточке ф.0504031. Если в учетной политике не установить порядок учета замены составных частей объекта ОС, имеющих существенную стоимость, а списать стоимость сломанного системного блока в расходы или, наоборот, увеличить стоимость компьютера на стоимость нового системного блока, не уменьшив на остаточную стоимость вышедшей из строя части, то можно получить замечание проверяющих. Ведь в таких случаях балансовая стоимость компьютера может оказаться либо заниженной, либо завышенной. В нашем примере после замены системного блока изменится стоимость компьютера: 108 000 – 63 000 + 65 000 = 110 000 ₽ Изменится и амортизация, которую предстоит начислить на компьютер с новым системным блоком:

    Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

    108 000 – 72 000 – 42 000 + 65 000 = 59 000 ₽ Стандарт «Основные средства» не дает ответ на вопрос, как начислять амортизацию при замене частей основного средства. Пропишите это в учетной политике. Например, можно действовать так:
    • если амортизация линейным способом начислена по компьютеру не полностью — при определении новой ежемесячной суммы амортизации равномерно распределяйте увеличившуюся остаточную стоимость на протяжении оставшегося срока полезного использования;
    • если по компьютеру начислена амортизация 100% – доначисляйте амортизацию доукомплектованного ОС до 100% единовременно.
    Новое, что предлагает ФСБУ «Основные средства» по учету основных средств: Инвентарным объектом может признаваться часть объекта имущества, в отношении которой можно определить период поступления будущих экономических выгод, полезного потенциала. Но при этом должны выполняться условия:
    • часть объекта имущества, имеет отличный от остальных частей срок полезного использования (способ получения будущих экономических выгод или полезного потенциала);
    • стоимость части объекта имущества составляет значительную величину от общей стоимости объекта имущества, т.е. является существенной.
    Такая единица учета основных средств определяется как отдельный инвентарный объект, независимо от того, можно ее физически обособить от других частей объекта ОС или нельзя. В нашем примере стоимость нового системного блока является существенной, срок его полезного использования отличается от остальных частей компьютера и тогда вместо доукомплектации компьютера новым системным блоком, можно принять к учету этот системный блок как отдельное основное средство. Необходимо присвоить ему инвентарный номер и завести отдельную инвентарную карточку. Но такой вариант учета должен быть закреплен в учетной политике учреждения.

    Что нового в учете компьютерной техники

    При учете компьютеров в 2018 году, необходимо принять во внимание вступившие в силу с 1 января 2018 года приказы Минфина России от 31.12.2016 года:
    • № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»
    • № 257н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства»
    Данные федеральные стандарты обязательны к применению учреждениями. При этом продолжают действовать инструкции по учету № 157н, 162н, 174н, 183н. В настоящее время учреждения госсектора могут использовать два подхода к учету компьютера как основного средства:
    1. Учитывать компьютер как комплекс конструктивно сочлененных предметов, включающий системный блок, монитор, клавиатуру, мышь и т.д.;
    2. Учитывать системный блок и монитор как самостоятельные основные средства. При этом клавиатура, мышь и другие части являются составными частями системного блока.

    Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

    Обязательно установите в учетной политике, способ учета компьютера как инвентарного объекта и какая стоимость части компьютера будет для вашего учреждения существенной. От этого зависит учет замены вышедшей из строя или устаревшей части компьютера. По классификации ОС компьютеры, принтеры и серверы отнесены ко второй амортизационной группе как машины офисные прочие — код ОКОФ 330.28.23.23. Таким образом, эти ОС являются имуществом со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно (Письмо от 11.09.2012 № 02-06-10/3621). Повышение квалификации в Контур.Школе: Бухгалтерский учет в бюджетных организациях . Главному бухгалтеру бюджетного, казённого, автономного учреждения. Диплом о профессиональной переподготовке 272 ак.часа., 33 онлайн-урока: теория и практика

    Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:

    8 800 350-81-94
    Круглосуточно

    Списание оргтехники в бюджетной организации 2018г: 12 комментариев

    1. berkey

      Wow that was strange. I just wrote an extremely long comment but after I clicked submit my comment didn’t show up. Grrrr… well I’m not writing all that over again. Anyway, just wanted to say superb blog!|

    2. thefeed

      My partner and I stumbled over here by a different website and thought I might as well check things out. I like what I see so now i’m following you. Look forward to looking into your web page again.|

    3. thefeed

      Hi! I’ve been following your weblog for a while now and finally got the courage to go ahead and give you a shout out from New Caney Texas! Just wanted to mention keep up the excellent work!|

    4. thefeed

      Greetings! This is my first visit to your blog! We are a team of volunteers and starting a new project in a community in the same niche. Your blog provided us beneficial information to work on. You have done a extraordinary job!|

    5. we just did 46 hat official

      I loved as much as you’ll receive carried out right here. The sketch is tasteful, your authored material stylish. nonetheless, you command get bought an shakiness over that you wish be delivering the following. unwell unquestionably come more formerly again since exactly the same nearly very often inside case you shield this hike.|

    6. fa thor t shirt

      I do not even know how I finished up here, however I believed this submit was once great. I do not understand who you’re but certainly you are going to a famous blogger if you aren’t already. Cheers!|

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован.