Сроки камеральной проверки сзв м пенсионным фондом

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Страхователи, которые представляют индивидуальные сведения на 25 и более застрахованных лиц, обязаны подавать форму СЗВ-М в электронном виде (п. 2 ст. 8 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ ). А чтобы быть уверенным, что электронная форма не содержит ошибок, неплохо бы провести проверку СЗВ-М. Ведь никому не хочется получить отрицательный протокол от ПФР в отношении отправленной формы. Решение простое – можно воспользоваться программой проверки СЗВ-М, разработанной Пенсионным фондом. Скачать ее можно с федерального сайта ПФР. Кроме того, свои варианты программных средств для проверки файла СЗВ-М предлагают и некоторые региональные отделения Фонда. Все эти программы доступны совершенно бесплатно. Но нужно помнить, что периодически они обновляются. Соответственно, необходимо следить за обновлениями и не забывать устанавливать их на свой компьютер.

СЗВ-М – 2016: проверка с помощью ПО на практике

Провести проверку отчета СЗВ-М можно, прогнав сформированный xml-файл через скачанную проверочную программу. В результате проверки программа выдаст протокол, который, конечно, может быть и отрицательным. Выявленные ошибки при проверке СЗВ-М, естественно, нужно исправить. А если программа выдаст предупреждения, это не страшно. С такими неточностями отчет должны принять. Еще один вариант – провести проверку СЗВ-М онлайн. Те же организации, которые предлагают программное обеспечение по подготовке разного рода отчетности, зачастую предоставляют своим клиентам и будущим клиентам возможность проверить свой СЗВ-М прямо на сайте (в том числе и до приобретения их программных продуктов, по крайней мере в первый раз или первые несколько раз). В этом случае вам не придется даже ничего скачивать. Можно сформировать СЗВ-М любым способом на своем компьютере (главное, чтобы в итоге у вас появился xml-файл) и пропустить его через приложение на сайте. Так что тестирование СЗВ-М через программы можно провести разными методами.

Камеральная проверка СЗВ-М

После того, как ваш отчет СЗВ-М будет принят и из ПФР придет положительный протокол, ему останется пройти еще одну проверку – камеральную. Ведь полностью заменить специалистов Фонда программа по приему СЗВ-М на данный момент не может.

В целях контроля над исчислением страховых взносов организацией и перечислением их в Пенсионный Фонд РФ сотрудники данного государственного органа проводят камеральную проверку, основанную на детальном изучении первичной документации по заработной плате и отчетности в фонд. Данная процедура является стандартной и используется для проверки отчетности по компаниям, имеющим различные формы собственности. В статье мы рассмотрим как проходит камеральная проверка ПФР, какие сроки ее проведения, необходимые документы и штрафы.

Сущность камеральной проверки ПФР

Сущность камеральной проверки сотрудниками Пенсионного Фонда сводится к тому, что представляемая отчетность анализируется на предмет правильности ее составления, а также соотносится с размером страховых взносов, которые были уплачены в этом периоде. Камеральная проверка осуществляется на основе отчетности, предоставляемой бухгалтером в Пенсионный Фонд, и проводится непосредственно на месте работы сотрудников фонда без выезда на территорию хозяйствующего субъекта.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Камеральная проверка проводится по сданной отчетности в течение трех месяцев, то есть до периода сдачи отчетности за следующий расчетный период. При обнаружении ошибок сотрудники могут потребовать дать объяснения по поводу расхождений или же затребовать какие-либо дополнительные документы, свидетельствующие о правильности толкования того или иного момента. Проверку подобного рода проводят сотрудники Пенсионного Фонда, которые в соответствии с их должностными обязанностями имеют право и должны выполнять поставленные перед ними задачи подобного рода. При этом им не требуется разрешения со стороны руководства, так как осуществление данного мероприятия является их прямой должностной обязанностью.
★ Книга-бестселлер "Бухучет с нуля" для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Цель и задачи камеральной проверки ПФР

Целью камеральной проверки со стороны пенсионного Фонда является определение правильности или нарушения со стороны организаций ведения персонифицированного учета по сотрудникам и выявление ошибок или неточностей, которые необходимо исправить. Иными словами, камеральная проверка нужна для того, чтобы обеспечить всех работающих граждан их пенсионными правами, которые зависят от того, каким образом ведется кадровый и зарплатный учет на предприятии. В соответствии с указанной целью выделяются определенные задачи, которые должна решить камеральная проверка со стороны Пенсионного Фонда. К ним относятся:
  • контроль над правильностью применения нормативно-правового законодательства РФ в сфере пенсионных прав сотрудников организаций;
  • выявление каких-либо нарушений в части исчисления и уплаты страховых взносов, а также предотвращение их повторного появления;
  • взыскание сумм задолженности по страховым перечислениям, если таковая присутствует в деятельности хозяйствующего субъекта;
  • применение штрафных санкций в случаях грубого нарушения российского законодательства;
  • разработка графика камеральных проверок и выявление организаций, по которым необходимо проводить выездные проверки.
★ Книга-бестселлер "Бухучет с нуля" для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Объекты анализа при камеральной проверке ПФР

При проведении камеральной проверки со стороны Пенсионного Фонда исследуются и анализируются определенные документы, представляемые хозяйствующим субъектов. В первую очередь к ним относятся:
Читать еще:  Средняя продолжительность рабочих часов в месяц
Документ Комментарий
РСВ-1 (расчет по страховым взносам) В документе указывается информация в обобщенном виде по всем сотрудникам предприятия (кроме Раздела 6). В данном отчете отражается информация по начисленной заработной плате; суммам, по которым не начисляются пенсионные страховые взносы; непосредственные размеры страховых отчислений. В РСВ-1 производится расчет как взносов на обязательное пенсионное, так и обязательное медицинское страхование сотрудников организации. Кроме того, в расчете присутствуют данные о том, есть ли на предприятии сотрудники, по которым используется пониженная процентная ставка или дополнительный тариф по вредным условиям труда. РСВ-1 сдается поквартально нарастающим итогом
Персонифицированный учет (Раздел 6 расчета по страховым взносам) Этот раздел входит в состав РСВ-1 и представляет наибольший интерес для сотрудников Пенсионного Фонда, поскольку в нем содержатся персонифицированные сведения по каждому сотруднику. При этом в данный раздел входит такая информация, как начисленная заработная плата, не облагаемые взносами суммы, размер отчислений в ПФР, период работы сотрудника и его кодировка, а также использование дополнительного тарифа при работах во вредных или опасных условиях. Отчет сдается поквартально, как и РСВ-1
СЗВ-М Отчет появился в 2016 году и его назначением является определение сотрудников, которые получают пенсию, но при этом имеют официальное трудоустройство. В данном отчете указываются только ФИО работника, его номер страхового свидетельства в ПФР и ИНН
При определении базы для расчета страховых взносов особое внимание уделяется суммам, которые не облагаются взносами, то есть исключаются из базы для исчисления. К ним относятся различные виды пособий социального характера, будь то по временной нетрудоспособности, по болезни или травме, в связи с материнством, а также отдельные выплаты в виде материальной помощи сотрудникам (см. → Материальная помощь сотруднику: бухгалтерский учет, налоги, страховые взносы). Кроме того, сотрудники Пенсионного Фонда обращают внимание и на дополнительный тариф, который должен быть уплачен организацией по тем сотрудникам, которые работают во вредных условиях. Для его исчисления должна быть в обязательно порядке проведена аттестация рабочих мест, по результатам которой выявляются должности, соответствующие вредным или опасным условиям производства.

Процесс проведения камеральной проверки ПФР

Непосредственный процесс проведения камеральной проверки со стороны Пенсионного Фонда начинается только в том случае, когда хозяйствующий субъект представил к рассмотрению необходимую отчетность. При этом необходимо отметить, что для организаций с численностью более 25 человек она должна быть передана по защищенным электронным каналам связи через специального оператора. Он предоставляет информацию о том, что документ передан в ПФР, но еще не считается сданным, или же прошел проверку и принят Пенсионным Фондом. Проверке подвергаются все документы, представленные организацией, на предмет соответствия их требованиям российского нормативно-правового законодательства. При выявлении каких-либо ошибок или неточностей сотрудники Пенсионного Фонда запрашивают объяснения со стороны организации или же дополнительные документы. Необходимо отметить, что Пенсионный Фонд при необходимости может затребовать информацию и у Фонда социального страхования, поскольку в некоторых моментах расчет взносов в оба эти фонды совпадает. К примеру, в обоих случаях взносы не начисляются на суммы по листкам временной нетрудоспособности, по пособиям на рождение ребенка или до 1,5 лет. Выявленные при проверке РСВ-1 ошибки или упущения должны быть исправлены в течение пяти дней, и при этом необходимо отправить уточненный РСВ-1 с исправленными показателями. В том случае, когда хозяйствующий субъект не согласен с исправлениями, ему необходимо написать официальное письмо, в котором он указывает, в соответствии с чем проставил те или иные данные в расчете. Также необходимо прикрепить к письму копии подтверждающих документов при их наличии. Письмо с сопроводительной документацией также отправляются через защищенные электронные каналы связи при помощи составления простого формализованного письма.

Документы, составляемые при камеральной проверке ПФР

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

По окончании камеральной проверки сотрудники Пенсионного Фонда в течение 10 дней составляют акт, в котором отражаются все ошибки или неточности, которые должны быть исправлены. Он должен быть отправлен проверяемому юридическому лицу в течение 5 дней, а ответ по нему необходимо направить в течение 15 дней. Работодатель всегда имеет право согласиться либо нет с результатами проверки, а также попробовать самостоятельно разобраться в нелегкой ситуации или обратиться за помощью в судебные органы. Если ответ от юридического лица не будет получен, Пенсионный Фонд выносит Решение о привлечении к ответственности плательщика взносов, вступающее в силу по истечении 10 дней после его составления и подписания. Такое решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцев с момента его получения.

Штрафы при обнаружении ошибок

Если при проведении камеральной проверки были обнаружены грубые ошибки, пенсионный Фонд имеет право привлечь плательщика взносов к ответственности, в том числе выписать штраф за неправомерные действия. К такому виду привлечения к ответственности можно отнести:
Описание нарушения Штраф
Непредставление в установленные сроки РСВ-1 Зависит от суммы страховых взносов, которые должны быть уплачены
– при просрочке до полугода – 5 % от суммы взносов за каждый месяц (не более 30% и не менее 100 руб) – при просрочке более полугода – 30 % от размера взносов и 10 % за каждый месяц (не менее 1000 руб, окончательная граница штрафа не установлена) Непредставление РСВ-1 вообще Штраф начисляется только после осуществления выездной проверки и составит сумму штрафов за все периоды Полная или частичная неуплата страховых взносов – 20 % от непреднамеренно не уплаченного размера страховых взносов – 40 % от преднамеренно не уплаченного размера страховых взносов Кроме того, ответственность также предусматривает начисление пени по просроченному платежу
Читать еще:  Снизить ставку по действующей ипотеке в сбербанке
Отказ от представления по требованию необходимых документов 50 руб. за любой не представленный документ

Камеральная проверка после закрытия ООО

В том случае, когда организация закрывается, она обязана заплатить все необходимые страховые взносы в Пенсионный Фонд и полностью отчитаться перед государственными органами. Даже если предприятие уже закрыто, Пенсионный Фонд имеет право провести камеральную проверку сданной отчетности и правильности начисления взносов и уплаты платежей. По этой причине необходимо хранить всю документацию в течение установленного законом времени, для ИП – 4 года, для организации – 5 лет. При камеральной проверке сотрудники Пенсионного Фонда осуществляют следующие действия:
  • проверяют отчетность на предмет правильности составления;
  • анализируют правомерность применения понижающего тарифа;
  • производят контроль правильности исчисления пенсионных взносов;
  • отслеживают своевременность уплаты страховых взносов.

4 ответа на частые вопросы по камеральной проверке ПФР

Вопрос №1. Наша компания закрывает обособленное подразделение, которое считается нерентабельным. Будет ли проведена камеральная проверка со стороны ПФР?

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Скорее всего, в этом случае проведут выездную проверку, хотя и не обязательно, ведь в целом предприятие продолжает функционировать. Вопрос №2. При запросе из ФСС о представлении документации мы передали не копии документов, а их оригиналы с описью. Правильно ли мы поступили? Законом не запрещено передавать оригиналы документов, однако такое действие является нецелесообразным. Проверку и запрос документов может осуществить и ПФР, и в этом случае у вас не будет в наличии необходимой документации. Вы их не сможете представить, а за каждый не представленный документ предполагается штраф в размере 50 руб. Вопрос №3. Камеральная проверка проводится по всем организациям без исключения или предприятия выбираются по определенным критериям? Камеральная проверка отчетности должна осуществляться по всем организациям независимо от их форм собственности, направления деятельности или других характеристик. Вопрос №4. Какие документы могут быть запрошены Пенсионным Фондом при проведении камеральной проверки? Примерный перечень документов содержится в Методических указаниях к осуществлению данного мероприятия. В общем смысле необходимо понимать, что Пенсионный Фонд имеет право запросить любые документы, относящиеся к начислению заработной платы сотрудникам и расчету обязательных пенсионных взносов.

И это всё о нём — о штрафе за дополняющую СЗВ-М. После обращения в вышестоящую инстанцию получен ответ из регионального отделения ПФР «О рассмотрении жалобы». Разберемся, насколько убедительны тезисы ПФР, и приведем дополнительные аргументы в обоснование неправомерности взыскания штрафа по статье 17 Закона № 27-ФЗ. Выдержка из ответа ПФР

Тезис № 1 о фабуле дела изложен в пятом абзаце письма-ответа. Из него следует, что страхователь не только не нарушал правовые нормы, но и прямо им следовал, поскольку тип формы «доп» (дополняющая форма), утвержден как раз для «дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период». Основание: Постановление Правления ПФР от 01.02.2016 г. № 83п.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Тезис № 2 изложен в шестом и седьмом абзацах и повествует о толковании ПФР пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.12.2016 г. № 766 н.

Возражения на этот тезис следующие. Во-первых, из пункта 39 Инструкции совсем не следует, что речь в нем идет о застрахованных лицах, сведения на которых ранее предоставлялись в исходной форме. Это чистой воды домыслы ПФР, потому что критерий «застрахованного лица» — это не факт предоставления сведений о нем в ПФР, а факт его страхования в системе ОПС. Отсюда застрахованное лицо — это вообще любое лицо, в том числе и то, индивидуальные сведения на которое предоставлены не были. Основание: пункт 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 N 167-ФЗ: «Застрахованные лица — лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим федеральным законом». Во-вторых, практически невозможна в принципе ситуация, когда ПФР принимает исходные индивидуальные сведения с ошибкой (для исправления которой якобы впоследствии страхователю требуется сдать дополняющую форму). Ведь во избежание ошибок по инициативе ПФР разработан и активно используется целый ряд программных обеспечений, перечень которых предоставлен в свободном доступе на официальном сайте ПФР. Каждая из этих квалифицированных программ легко способна сличить всего три позиции: Ф.И.О., СНИЛС и ИНН застрахованного лица. Положительный протокол входного контроля или отметка о принятии отчета гарантируют прохождение этого «проверочного фильтра» и наверняка свидетельствуют об отсутствии ошибок страхователя. Поэтому пункт 39 Инструкции на самом деле о том, что финансовые санкции не применяются при самостоятельном обнаружении ошибки в индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица (вообще, а не конкретно указанного в исходной СЗВ-М), и предоставления исправлений (то есть дополняющей СЗВ-М). Тезис № 3 невозможно не процитировать: «. впервые представленные в отношении застрахованного лица сведения нельзя считать уточненными (исправленными)» (выделено ПФР). Оппонируя ПФР, следует заметить, что индивидуальные сведения — это не только содержание (информация раздела 4 СЗВ-М), но и форма отчета СЗВ-М, который так и называется «СВЕДЕНИЯ О ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦАХ», а аббревиатура СЗВ-М расшифровывается как «Сведения о застрахованных входящие — ежемесячные». Поэтому впервые предоставленные в отношении застрахованного лица сведения в дополняющей форме СЗВ-М безусловно считаются уточненными (исправленными), поскольку уточняют (исправляют) исходную форму СЗВ-М «СВЕДЕНИЙ О ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦАХ», как то и предусмотрено Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 г. № 83п. В противном случае смысл предоставления дополняющей формы вообще отсутствует как таковой. Никто же не станет утверждать, что она придумана исключительно для того, чтобы штрафовать страхователей.

Читать еще:  Оплата больничного листа после декретного отпуска
Нельзя обойти вниманием и тезис № 4. Он о том, что страхователю вменяется нарушение Инструкции, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 декабря 2016 г. № 766 н, вступившей в юридическую силу 19 февраля 2017 года и поэтому отсутствовавшей как таковой на дату предоставления страхователем дополняющих форм СЗВ-М (в рассматриваемом примере это декабрь 2016 года). Отстаивание ПФР противоположной точки зрения — это не только абсурд, но и нарушение части 3 статьи 15 Конституции РФ: «Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Тезис № 5 требует краткого пояснения. В рассматриваемом примере территориальный орган ПФР при вынесении санкций за дополняющие СЗВ-М 2016 года использовал не вступившие в юридическую силу формы Актов о выявлении правонарушения, утвержденные Постановлением Правления ПФ РФ от 23.11.2016 № 1058п. Изложенная в письме-ответе позиция регионального отделения ПФР такова, что это «не противоречит норме статьи 17 Закона № 27-ФЗ».

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Но на самом деле ни в статье 17 Закона № 27-ФЗ, ни в каком другом нормативно-правовом акте нет и не может быть разрешения об использовании незарегистрированных и официально не опубликованных нормативно-правовых актов, и применять их действительно нельзя. Основание: пункт 10 Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (ред. от 29.05.2017): «Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров». Тезис № 6 представляется особенно интересным. ПФР не принимает во внимание собственное письмо от 14.12.2004 г. № КА-04-09-255/13379, поскольку полагает, что оно относится к периодам 2002-2009 годов и к формам СЗВ-4-1 и СЗВ-4-2. И снова ПФР не прав. Во-первых, письмо не отменено и не изменено и действует по настоящее время. Во-вторых, конституционные принципы, изложенные в пункте 2.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.07.2003 г. № 12-п, универсальны и отнюдь не привязаны к той или иной форме отчетности в ПФР. Речь здесь не о форме, а о содержании, это очевидно. Для тех, кто изложенного не понимает, в письме даже есть пояснения: «Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей». А еще подписавший письмо господин Куртин А.В., занимающий до настоящего времени должность первого заместителя Председателя Правления ПФР, кандидат экономических наук, обладатель звания «Заслуженный экономист РФ», награжденный «Орденом почета», медалью «В память 850-летия Москвы», полагает, что «такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами ПФР, а также послужить дополнительной аргументацией при защите интересов ПФР». Поскольку в рассматриваемом примере руководитель регионального отделения ПФР считает иначе, тезис № 6 порождает две мысли: либо происходят «перегибы на местах», либо второе лицо в Правлении ПФР не в курсе интересов ПФР. В тезисе № 7 ПФР затронул тему смягчающих обстоятельств и, несмотря на то, что страхователь об этом не просил (в связи с непризнанием неправомерности своих действий), кратко остановимся и на этом тезисе. Действительно, перечня смягчающих обстоятельств в Законе № 27-ФЗ нет, но это не значит, что органам ПФР вообще запрещено принимать такие обстоятельства во внимание. Основание: пункт 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 19.01.2016 № 2-П: «Впредь до внесения необходимых изменений законодательство РФ о страховых взносах подлежит применению с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ, сформулированных в настоящем Постановлении». Тезис № 8 — о проведении камеральных проверок, которых (как указано в письме ПФР) не существует как «понятия». Действительно, Закон 27-ФЗ не содержал и не содержит механизма выявления органами ПФР правонарушений страхователя, и этот пробел обнаружился в законодательстве после вступления в силу Закона от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ. Однако до 01.01.2017 г. в Федеральном законе № 212-ФЗ вполне конкретно существовали и работали нормы о проведении камеральной проверки, и о ее сроке — три месяца (часть 2 статьи 34). Исключение этих норм не в пользу страхователя, потому что ПФР теперь считает, что вправе проверять его в любое время и за любой период (тезис № 9).

Но поскольку Федеральный Закон от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ, ухудшающий положение страхователя, обратной силы не имеет (ввиду отсутствия в нем соответствующей специальной оговорки), невозможна его ретроактивность, то есть применение к отношениям 2016 года. Следовательно, камеральная проверка форм СЗВ-М за декабрь 2016 года закончилась в марте 2017 года, не выявив никаких нарушений. Составленные впоследствии в мае 2017 года акты ПФР являются неправомерными также и потому, что вынесены за рамками законно установленных правил проведения камеральных проверок. И, в заключение, немного позитива. Это — Постановление Арбитражного Суда Дальневосточного округа № Ф03-924/2017 от 10.04.2017 г. А, значит, страхователям есть резон отстаивать свои права и законные интересы.

Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:

8 800 350-81-94
Круглосуточно

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Сроки камеральной проверки сзв м пенсионным фондом

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Страхователи, которые представляют индивидуальные сведения на 25 и более застрахованных лиц, обязаны подавать форму СЗВ-М в электронном виде (п. 2 ст. 8 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ ). А чтобы быть уверенным, что электронная форма не содержит ошибок, неплохо бы провести проверку СЗВ-М. Ведь никому не хочется получить отрицательный протокол от ПФР в отношении отправленной формы. Решение простое – можно воспользоваться программой проверки СЗВ-М, разработанной Пенсионным фондом. Скачать ее можно с федерального сайта ПФР. Кроме того, свои варианты программных средств для проверки файла СЗВ-М предлагают и некоторые региональные отделения Фонда. Все эти программы доступны совершенно бесплатно. Но нужно помнить, что периодически они обновляются. Соответственно, необходимо следить за обновлениями и не забывать устанавливать их на свой компьютер.

СЗВ-М – 2016: проверка с помощью ПО на практике

Провести проверку отчета СЗВ-М можно, прогнав сформированный xml-файл через скачанную проверочную программу. В результате проверки программа выдаст протокол, который, конечно, может быть и отрицательным. Выявленные ошибки при проверке СЗВ-М, естественно, нужно исправить. А если программа выдаст предупреждения, это не страшно. С такими неточностями отчет должны принять. Еще один вариант – провести проверку СЗВ-М онлайн. Те же организации, которые предлагают программное обеспечение по подготовке разного рода отчетности, зачастую предоставляют своим клиентам и будущим клиентам возможность проверить свой СЗВ-М прямо на сайте (в том числе и до приобретения их программных продуктов, по крайней мере в первый раз или первые несколько раз). В этом случае вам не придется даже ничего скачивать. Можно сформировать СЗВ-М любым способом на своем компьютере (главное, чтобы в итоге у вас появился xml-файл) и пропустить его через приложение на сайте. Так что тестирование СЗВ-М через программы можно провести разными методами.

Камеральная проверка СЗВ-М

После того, как ваш отчет СЗВ-М будет принят и из ПФР придет положительный протокол, ему останется пройти еще одну проверку – камеральную. Ведь полностью заменить специалистов Фонда программа по приему СЗВ-М на данный момент не может.

В целях контроля над исчислением страховых взносов организацией и перечислением их в Пенсионный Фонд РФ сотрудники данного государственного органа проводят камеральную проверку, основанную на детальном изучении первичной документации по заработной плате и отчетности в фонд. Данная процедура является стандартной и используется для проверки отчетности по компаниям, имеющим различные формы собственности. В статье мы рассмотрим как проходит камеральная проверка ПФР, какие сроки ее проведения, необходимые документы и штрафы.

Сущность камеральной проверки ПФР

Сущность камеральной проверки сотрудниками Пенсионного Фонда сводится к тому, что представляемая отчетность анализируется на предмет правильности ее составления, а также соотносится с размером страховых взносов, которые были уплачены в этом периоде. Камеральная проверка осуществляется на основе отчетности, предоставляемой бухгалтером в Пенсионный Фонд, и проводится непосредственно на месте работы сотрудников фонда без выезда на территорию хозяйствующего субъекта.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Камеральная проверка проводится по сданной отчетности в течение трех месяцев, то есть до периода сдачи отчетности за следующий расчетный период. При обнаружении ошибок сотрудники могут потребовать дать объяснения по поводу расхождений или же затребовать какие-либо дополнительные документы, свидетельствующие о правильности толкования того или иного момента. Проверку подобного рода проводят сотрудники Пенсионного Фонда, которые в соответствии с их должностными обязанностями имеют право и должны выполнять поставленные перед ними задачи подобного рода. При этом им не требуется разрешения со стороны руководства, так как осуществление данного мероприятия является их прямой должностной обязанностью.
★ Книга-бестселлер "Бухучет с нуля" для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Цель и задачи камеральной проверки ПФР

Целью камеральной проверки со стороны пенсионного Фонда является определение правильности или нарушения со стороны организаций ведения персонифицированного учета по сотрудникам и выявление ошибок или неточностей, которые необходимо исправить. Иными словами, камеральная проверка нужна для того, чтобы обеспечить всех работающих граждан их пенсионными правами, которые зависят от того, каким образом ведется кадровый и зарплатный учет на предприятии. В соответствии с указанной целью выделяются определенные задачи, которые должна решить камеральная проверка со стороны Пенсионного Фонда. К ним относятся:
  • контроль над правильностью применения нормативно-правового законодательства РФ в сфере пенсионных прав сотрудников организаций;
  • выявление каких-либо нарушений в части исчисления и уплаты страховых взносов, а также предотвращение их повторного появления;
  • взыскание сумм задолженности по страховым перечислениям, если таковая присутствует в деятельности хозяйствующего субъекта;
  • применение штрафных санкций в случаях грубого нарушения российского законодательства;
  • разработка графика камеральных проверок и выявление организаций, по которым необходимо проводить выездные проверки.
★ Книга-бестселлер "Бухучет с нуля" для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Объекты анализа при камеральной проверке ПФР

При проведении камеральной проверки со стороны Пенсионного Фонда исследуются и анализируются определенные документы, представляемые хозяйствующим субъектов. В первую очередь к ним относятся:
Читать еще:  Служебная записка на повышение зарплаты сотруднику
Документ Комментарий
РСВ-1 (расчет по страховым взносам) В документе указывается информация в обобщенном виде по всем сотрудникам предприятия (кроме Раздела 6). В данном отчете отражается информация по начисленной заработной плате; суммам, по которым не начисляются пенсионные страховые взносы; непосредственные размеры страховых отчислений. В РСВ-1 производится расчет как взносов на обязательное пенсионное, так и обязательное медицинское страхование сотрудников организации. Кроме того, в расчете присутствуют данные о том, есть ли на предприятии сотрудники, по которым используется пониженная процентная ставка или дополнительный тариф по вредным условиям труда. РСВ-1 сдается поквартально нарастающим итогом
Персонифицированный учет (Раздел 6 расчета по страховым взносам) Этот раздел входит в состав РСВ-1 и представляет наибольший интерес для сотрудников Пенсионного Фонда, поскольку в нем содержатся персонифицированные сведения по каждому сотруднику. При этом в данный раздел входит такая информация, как начисленная заработная плата, не облагаемые взносами суммы, размер отчислений в ПФР, период работы сотрудника и его кодировка, а также использование дополнительного тарифа при работах во вредных или опасных условиях. Отчет сдается поквартально, как и РСВ-1
СЗВ-М Отчет появился в 2016 году и его назначением является определение сотрудников, которые получают пенсию, но при этом имеют официальное трудоустройство. В данном отчете указываются только ФИО работника, его номер страхового свидетельства в ПФР и ИНН
При определении базы для расчета страховых взносов особое внимание уделяется суммам, которые не облагаются взносами, то есть исключаются из базы для исчисления. К ним относятся различные виды пособий социального характера, будь то по временной нетрудоспособности, по болезни или травме, в связи с материнством, а также отдельные выплаты в виде материальной помощи сотрудникам (см. → Материальная помощь сотруднику: бухгалтерский учет, налоги, страховые взносы). Кроме того, сотрудники Пенсионного Фонда обращают внимание и на дополнительный тариф, который должен быть уплачен организацией по тем сотрудникам, которые работают во вредных условиях. Для его исчисления должна быть в обязательно порядке проведена аттестация рабочих мест, по результатам которой выявляются должности, соответствующие вредным или опасным условиям производства.

Процесс проведения камеральной проверки ПФР

Непосредственный процесс проведения камеральной проверки со стороны Пенсионного Фонда начинается только в том случае, когда хозяйствующий субъект представил к рассмотрению необходимую отчетность. При этом необходимо отметить, что для организаций с численностью более 25 человек она должна быть передана по защищенным электронным каналам связи через специального оператора. Он предоставляет информацию о том, что документ передан в ПФР, но еще не считается сданным, или же прошел проверку и принят Пенсионным Фондом. Проверке подвергаются все документы, представленные организацией, на предмет соответствия их требованиям российского нормативно-правового законодательства. При выявлении каких-либо ошибок или неточностей сотрудники Пенсионного Фонда запрашивают объяснения со стороны организации или же дополнительные документы. Необходимо отметить, что Пенсионный Фонд при необходимости может затребовать информацию и у Фонда социального страхования, поскольку в некоторых моментах расчет взносов в оба эти фонды совпадает. К примеру, в обоих случаях взносы не начисляются на суммы по листкам временной нетрудоспособности, по пособиям на рождение ребенка или до 1,5 лет. Выявленные при проверке РСВ-1 ошибки или упущения должны быть исправлены в течение пяти дней, и при этом необходимо отправить уточненный РСВ-1 с исправленными показателями. В том случае, когда хозяйствующий субъект не согласен с исправлениями, ему необходимо написать официальное письмо, в котором он указывает, в соответствии с чем проставил те или иные данные в расчете. Также необходимо прикрепить к письму копии подтверждающих документов при их наличии. Письмо с сопроводительной документацией также отправляются через защищенные электронные каналы связи при помощи составления простого формализованного письма.

Документы, составляемые при камеральной проверке ПФР

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

По окончании камеральной проверки сотрудники Пенсионного Фонда в течение 10 дней составляют акт, в котором отражаются все ошибки или неточности, которые должны быть исправлены. Он должен быть отправлен проверяемому юридическому лицу в течение 5 дней, а ответ по нему необходимо направить в течение 15 дней. Работодатель всегда имеет право согласиться либо нет с результатами проверки, а также попробовать самостоятельно разобраться в нелегкой ситуации или обратиться за помощью в судебные органы. Если ответ от юридического лица не будет получен, Пенсионный Фонд выносит Решение о привлечении к ответственности плательщика взносов, вступающее в силу по истечении 10 дней после его составления и подписания. Такое решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцев с момента его получения.

Штрафы при обнаружении ошибок

Если при проведении камеральной проверки были обнаружены грубые ошибки, пенсионный Фонд имеет право привлечь плательщика взносов к ответственности, в том числе выписать штраф за неправомерные действия. К такому виду привлечения к ответственности можно отнести:
Описание нарушения Штраф
Непредставление в установленные сроки РСВ-1 Зависит от суммы страховых взносов, которые должны быть уплачены
– при просрочке до полугода – 5 % от суммы взносов за каждый месяц (не более 30% и не менее 100 руб) – при просрочке более полугода – 30 % от размера взносов и 10 % за каждый месяц (не менее 1000 руб, окончательная граница штрафа не установлена) Непредставление РСВ-1 вообще Штраф начисляется только после осуществления выездной проверки и составит сумму штрафов за все периоды Полная или частичная неуплата страховых взносов – 20 % от непреднамеренно не уплаченного размера страховых взносов – 40 % от преднамеренно не уплаченного размера страховых взносов Кроме того, ответственность также предусматривает начисление пени по просроченному платежу
Читать еще:  Свистунов антон юрьевич арбитражный управляющий
Отказ от представления по требованию необходимых документов 50 руб. за любой не представленный документ

Камеральная проверка после закрытия ООО

В том случае, когда организация закрывается, она обязана заплатить все необходимые страховые взносы в Пенсионный Фонд и полностью отчитаться перед государственными органами. Даже если предприятие уже закрыто, Пенсионный Фонд имеет право провести камеральную проверку сданной отчетности и правильности начисления взносов и уплаты платежей. По этой причине необходимо хранить всю документацию в течение установленного законом времени, для ИП – 4 года, для организации – 5 лет. При камеральной проверке сотрудники Пенсионного Фонда осуществляют следующие действия:
  • проверяют отчетность на предмет правильности составления;
  • анализируют правомерность применения понижающего тарифа;
  • производят контроль правильности исчисления пенсионных взносов;
  • отслеживают своевременность уплаты страховых взносов.

4 ответа на частые вопросы по камеральной проверке ПФР

Вопрос №1. Наша компания закрывает обособленное подразделение, которое считается нерентабельным. Будет ли проведена камеральная проверка со стороны ПФР?

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Скорее всего, в этом случае проведут выездную проверку, хотя и не обязательно, ведь в целом предприятие продолжает функционировать. Вопрос №2. При запросе из ФСС о представлении документации мы передали не копии документов, а их оригиналы с описью. Правильно ли мы поступили? Законом не запрещено передавать оригиналы документов, однако такое действие является нецелесообразным. Проверку и запрос документов может осуществить и ПФР, и в этом случае у вас не будет в наличии необходимой документации. Вы их не сможете представить, а за каждый не представленный документ предполагается штраф в размере 50 руб. Вопрос №3. Камеральная проверка проводится по всем организациям без исключения или предприятия выбираются по определенным критериям? Камеральная проверка отчетности должна осуществляться по всем организациям независимо от их форм собственности, направления деятельности или других характеристик. Вопрос №4. Какие документы могут быть запрошены Пенсионным Фондом при проведении камеральной проверки? Примерный перечень документов содержится в Методических указаниях к осуществлению данного мероприятия. В общем смысле необходимо понимать, что Пенсионный Фонд имеет право запросить любые документы, относящиеся к начислению заработной платы сотрудникам и расчету обязательных пенсионных взносов.

И это всё о нём — о штрафе за дополняющую СЗВ-М. После обращения в вышестоящую инстанцию получен ответ из регионального отделения ПФР «О рассмотрении жалобы». Разберемся, насколько убедительны тезисы ПФР, и приведем дополнительные аргументы в обоснование неправомерности взыскания штрафа по статье 17 Закона № 27-ФЗ. Выдержка из ответа ПФР

Тезис № 1 о фабуле дела изложен в пятом абзаце письма-ответа. Из него следует, что страхователь не только не нарушал правовые нормы, но и прямо им следовал, поскольку тип формы «доп» (дополняющая форма), утвержден как раз для «дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период». Основание: Постановление Правления ПФР от 01.02.2016 г. № 83п.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Тезис № 2 изложен в шестом и седьмом абзацах и повествует о толковании ПФР пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.12.2016 г. № 766 н.

Возражения на этот тезис следующие. Во-первых, из пункта 39 Инструкции совсем не следует, что речь в нем идет о застрахованных лицах, сведения на которых ранее предоставлялись в исходной форме. Это чистой воды домыслы ПФР, потому что критерий «застрахованного лица» — это не факт предоставления сведений о нем в ПФР, а факт его страхования в системе ОПС. Отсюда застрахованное лицо — это вообще любое лицо, в том числе и то, индивидуальные сведения на которое предоставлены не были. Основание: пункт 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 N 167-ФЗ: «Застрахованные лица — лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим федеральным законом». Во-вторых, практически невозможна в принципе ситуация, когда ПФР принимает исходные индивидуальные сведения с ошибкой (для исправления которой якобы впоследствии страхователю требуется сдать дополняющую форму). Ведь во избежание ошибок по инициативе ПФР разработан и активно используется целый ряд программных обеспечений, перечень которых предоставлен в свободном доступе на официальном сайте ПФР. Каждая из этих квалифицированных программ легко способна сличить всего три позиции: Ф.И.О., СНИЛС и ИНН застрахованного лица. Положительный протокол входного контроля или отметка о принятии отчета гарантируют прохождение этого «проверочного фильтра» и наверняка свидетельствуют об отсутствии ошибок страхователя. Поэтому пункт 39 Инструкции на самом деле о том, что финансовые санкции не применяются при самостоятельном обнаружении ошибки в индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица (вообще, а не конкретно указанного в исходной СЗВ-М), и предоставления исправлений (то есть дополняющей СЗВ-М). Тезис № 3 невозможно не процитировать: «. впервые представленные в отношении застрахованного лица сведения нельзя считать уточненными (исправленными)» (выделено ПФР). Оппонируя ПФР, следует заметить, что индивидуальные сведения — это не только содержание (информация раздела 4 СЗВ-М), но и форма отчета СЗВ-М, который так и называется «СВЕДЕНИЯ О ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦАХ», а аббревиатура СЗВ-М расшифровывается как «Сведения о застрахованных входящие — ежемесячные». Поэтому впервые предоставленные в отношении застрахованного лица сведения в дополняющей форме СЗВ-М безусловно считаются уточненными (исправленными), поскольку уточняют (исправляют) исходную форму СЗВ-М «СВЕДЕНИЙ О ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦАХ», как то и предусмотрено Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 г. № 83п. В противном случае смысл предоставления дополняющей формы вообще отсутствует как таковой. Никто же не станет утверждать, что она придумана исключительно для того, чтобы штрафовать страхователей.

Читать еще:  Срок действия кадастрового паспорта на квартиру
Нельзя обойти вниманием и тезис № 4. Он о том, что страхователю вменяется нарушение Инструкции, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 декабря 2016 г. № 766 н, вступившей в юридическую силу 19 февраля 2017 года и поэтому отсутствовавшей как таковой на дату предоставления страхователем дополняющих форм СЗВ-М (в рассматриваемом примере это декабрь 2016 года). Отстаивание ПФР противоположной точки зрения — это не только абсурд, но и нарушение части 3 статьи 15 Конституции РФ: «Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Тезис № 5 требует краткого пояснения. В рассматриваемом примере территориальный орган ПФР при вынесении санкций за дополняющие СЗВ-М 2016 года использовал не вступившие в юридическую силу формы Актов о выявлении правонарушения, утвержденные Постановлением Правления ПФ РФ от 23.11.2016 № 1058п. Изложенная в письме-ответе позиция регионального отделения ПФР такова, что это «не противоречит норме статьи 17 Закона № 27-ФЗ».

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Но на самом деле ни в статье 17 Закона № 27-ФЗ, ни в каком другом нормативно-правовом акте нет и не может быть разрешения об использовании незарегистрированных и официально не опубликованных нормативно-правовых актов, и применять их действительно нельзя. Основание: пункт 10 Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (ред. от 29.05.2017): «Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров». Тезис № 6 представляется особенно интересным. ПФР не принимает во внимание собственное письмо от 14.12.2004 г. № КА-04-09-255/13379, поскольку полагает, что оно относится к периодам 2002-2009 годов и к формам СЗВ-4-1 и СЗВ-4-2. И снова ПФР не прав. Во-первых, письмо не отменено и не изменено и действует по настоящее время. Во-вторых, конституционные принципы, изложенные в пункте 2.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.07.2003 г. № 12-п, универсальны и отнюдь не привязаны к той или иной форме отчетности в ПФР. Речь здесь не о форме, а о содержании, это очевидно. Для тех, кто изложенного не понимает, в письме даже есть пояснения: «Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей». А еще подписавший письмо господин Куртин А.В., занимающий до настоящего времени должность первого заместителя Председателя Правления ПФР, кандидат экономических наук, обладатель звания «Заслуженный экономист РФ», награжденный «Орденом почета», медалью «В память 850-летия Москвы», полагает, что «такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами ПФР, а также послужить дополнительной аргументацией при защите интересов ПФР». Поскольку в рассматриваемом примере руководитель регионального отделения ПФР считает иначе, тезис № 6 порождает две мысли: либо происходят «перегибы на местах», либо второе лицо в Правлении ПФР не в курсе интересов ПФР. В тезисе № 7 ПФР затронул тему смягчающих обстоятельств и, несмотря на то, что страхователь об этом не просил (в связи с непризнанием неправомерности своих действий), кратко остановимся и на этом тезисе. Действительно, перечня смягчающих обстоятельств в Законе № 27-ФЗ нет, но это не значит, что органам ПФР вообще запрещено принимать такие обстоятельства во внимание. Основание: пункт 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 19.01.2016 № 2-П: «Впредь до внесения необходимых изменений законодательство РФ о страховых взносах подлежит применению с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ, сформулированных в настоящем Постановлении». Тезис № 8 — о проведении камеральных проверок, которых (как указано в письме ПФР) не существует как «понятия». Действительно, Закон 27-ФЗ не содержал и не содержит механизма выявления органами ПФР правонарушений страхователя, и этот пробел обнаружился в законодательстве после вступления в силу Закона от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ. Однако до 01.01.2017 г. в Федеральном законе № 212-ФЗ вполне конкретно существовали и работали нормы о проведении камеральной проверки, и о ее сроке — три месяца (часть 2 статьи 34). Исключение этих норм не в пользу страхователя, потому что ПФР теперь считает, что вправе проверять его в любое время и за любой период (тезис № 9).

Но поскольку Федеральный Закон от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ, ухудшающий положение страхователя, обратной силы не имеет (ввиду отсутствия в нем соответствующей специальной оговорки), невозможна его ретроактивность, то есть применение к отношениям 2016 года. Следовательно, камеральная проверка форм СЗВ-М за декабрь 2016 года закончилась в марте 2017 года, не выявив никаких нарушений. Составленные впоследствии в мае 2017 года акты ПФР являются неправомерными также и потому, что вынесены за рамками законно установленных правил проведения камеральных проверок. И, в заключение, немного позитива. Это — Постановление Арбитражного Суда Дальневосточного округа № Ф03-924/2017 от 10.04.2017 г. А, значит, страхователям есть резон отстаивать свои права и законные интересы.

Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:

8 800 350-81-94
Круглосуточно

Сроки камеральной проверки сзв м пенсионным фондом: 6 комментариев

  1. cash for cars houston

    May I just say what a relief to find an individual who actually knows what they’re discussing on the net. You definitely realize how to bring an issue to light and make it important. A lot more people must read this and understand this side of your story. I was surprised that you are not more popular given that you surely possess the gift.|

  2. Willodean Wendt

    Fantastic site you have here but I was curious about if you knew of any user discussion forums that cover the same topics discussed in this article? I’d really like to be a part of group where I can get opinions from other experienced individuals that share the same interest. If you have any recommendations, please let me know. Thanks a lot!|

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.