Содержание
- 1 История профессии
- 2 Описание профессии
- 3 На каких специальностях лучше учиться
- 4 Учебные заведения
- 5 Обязанности на работе
- 6 Кому подходит
- 7 Сколько получают
- 8 Как построить карьеру
- 9 Перспективы профессии
- 9.1 I. Общие требования к учителю
- 9.2 II. Требования к учителю начальных классов
- 9.3 III. Требования к учителю-предметнику
- 9.4 Комментарий к должностным инструкциям
- 9.5 Родственные профессии
- 9.6 Сфера профессиональной деятельности
- 9.7 Классификация профессии
- 9.8 Описание профессии
- 9.9 Требования к индивидуальным особенностям специалиста
- 9.10 Медицинские противопоказания
- 9.11 Требования к профессиональной подготовке
- 10 Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону
8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
История профессии
Учитель – это очень древняя профессия. Сейчас мы учим в школах наших детей с 6–7 лет, считаем это нормальным и не задумываемся, что так было не всегда. В Древней Греции мальчиков с 7 лет обучали некоторым наукам (ораторскому искусству, музыке, грамматике). Однако затем такая практика была забыта, и еще буквально полтора-два столетия назад образование было доступно только детям из привилегированных сословий, а большинство населения было неграмотным или малограмотным. Раннее образование вернулось в педагогику благодаря трудам чешского педагога XVII века Яна Амоса Коменского, который считал, что детей можно учить с 6 лет. При этом обучение должно проводиться на уроках в классе, быть тщательно спланированным в соответствии с возрастом ребенка, систематичным, наглядным и сознательным. В дальнейшем методы и направления обучения детей развивались в трудах великих педагогов Джона Локка, Жан-Жака Руссо, Генриха Песталоцци, Константина Ушинского. Домашнее воспитание со всеми его плюсами и минусами активно заменялось школьной системой, которая давала возможность получения детьми массового унифицированного образования.Описание профессии
Профессия учителя начальных классов непростая, но благородная. От первого педагога во многом зависит то, как в дальнейшем ребенок будет заниматься в школе, его социализация в детском коллективе, формирование основ мировоззрения. Наставнику первоклашек нужно быть одновременно преподавателем, психологом, воспитателем, а иногда и мамой или папой. Учитель младших классов преподает детям все программные дисциплины (возможно отдать часть предметов – например, физкультуру, музыку – узким специалистам), обеспечивает досуг, отдых и творческое развитие воспитанников. Педагог должен сплотить класс, чтобы у школьников было желание прогрессировать и самосовершенствоваться.На каких специальностях лучше учиться
Теперь о том, как стать учителем начальных классов. Для этого нужно выучиться в среднем специальном или высшем учебном заведении педагогического профиля. В колледжах обычно учат по двум направлениям:- преподавание в начальных классах;
- коррекционная педагогика в начальном образовании.
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону
8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
- начальное образование (учитель начальных классов);
- начальное образование и дополнительная специальность;
- психология и педагогика начального образования;
- дошкольное образование и начальное образование;
- педагогическая деятельность на начальной ступени общего среднего образования и др.
Для поступления в педагогический колледж достаточно пройти конкурс аттестатов и собеседование в ссузе. В вузе обязательно нужно сдавать обществознание и русский язык.Также может понадобиться результат ЕГЭ по биологии или математике. Если специальность предполагает два профиля обучения, то надо будет пройти профессиональное или творческое испытание (например, рисунок, музыку или хореографию).
Учебные заведения
Ответ на вопрос, куда поступать, найдется быстро. В России система педагогических образовательных учреждений разного уровня развита хорошо. В каждом регионе есть немало достойных колледжей, например:- Чебоксарский профессиональный колледж им. Н. В. Никольского;
- Педагогический колледж № 1 им. Н. А. Некрасова (г. Санкт-Петербург);
- Волгоградский социально-педагогический колледж;
- Факультет среднего профессионального образования Калмыцкого государственного университета им. Б. Б. Городовикова;
- Московский городской открытый колледж и др.
- Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск). Здесь на факультете подготовки учителей начальных классов можно получить одно- и двухпрофильное образование (с дополнительными направлениями «английский язык», «информатика» и «дошкольное образование»), а также психолого-педагогическое образование. Функционирует магистратура и аспирантура.
- Оренбургский государственный педагогический университет. В составе вуза работает Институт дошкольного и начального образования, где могут обучаться учителя для младших школьников. Сейчас там можно получить второй профиль обучения – «математика».
- Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта (г. Калининград) в своем педагогическом институте предлагает учиться на специальности «начальное образование и организация внеурочной деятельности». Выпускники вуза имеют шанс реализовать себя в разных сферах деятельности, связанных с обучением детей 6–10 летнего возраста.
- Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого обучает педагогов на факультете искусств, социальных и гуманитарных наук. В двухпрофильном формате дополнительные предметы: английский язык, информатика и искусство. Также есть вариант стать преподавателем в дошкольных учреждениях, младшей школе.
- Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова. Здесь на кафедре психологии и педагогики кроме стандартной специальности педагога младших классов предлагается профиль подготовки по инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями, связанными с состоянием здоровья.
Обязанности на работе
Профессия учитель начальных классов в общеобразовательной школе предполагает такие обязанности:- проведение уроков по разным дисциплинам в соответствии с расписанием;
- воспитание и обучение младших школьников соответственно требованиям ФГОС;
- поддержка личностного развития учащихся, выявление их сильных и слабых сторон, интересов, склонностей;
- составление учебных планов на четверть и каждый урок;
- контроль наличия и оформления тетрадей;
- ежедневная проверка классных и домашних работ;
- проведение контрольных работ и разбор их результатов;
- ведение классного журнала;
- организация внеклассного чтения (совместно с библиотекарем);
- привлечение школьников к разным видам внеклассной деятельности;
- ведение кружков и секций;
- классное руководство.
- основы дисциплин, которые будет преподавать детям;
- методику обучения этим предметам, утвержденные учебники и программы;
- методы организации воспитательной работы;
- способы обеспечения наглядности;
- современные средства обучения;
- возрастную физиологию и анатомию ребенка, этапы его психического развития;
- правила школьной гигиены, основ пожарной безопасности и охраны труда.
Кому подходит
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону
8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
- улыбчивость, оптимизм и жизнерадостность;
- наблюдательность, способность увидеть в каждом ребенке скрытые склонности и таланты;
- ответственность и трудолюбие;
- уравновешенность, терпеливость и самоконтроль;
- целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
- готовность постоянно учиться и познавать новые способы работы с детьми.
- интересную и разнообразную работу с детьми;
- возможность полностью раскрыть свой творческий потенциал и постоянно повышать квалификацию;
- постоянную занятость на рабочем месте;
- стабильный заработок, большой летний отпуск и хороший социальный пакет.
Сколько получают
Заработная плата учителя младших классов – не самая сильная сторона профессии. В среднем по стране она составляет 20–25 тысяч рублей. В Москве и Санкт-Петербурге платят больше – 30–35 тысяч рублей. В отдаленных регионах, таких как Ненецкий автономный округ, Камчатский край или Кемеровская область зарплаты превышают 45 тысяч рублей. Также уровень зарплаты зависит от места работы (обычная или частная школа), педагогического стажа и количества часов. Однако активные и квалифицированные учителя знают способы увеличить свой доход. В первую очередь речь идет о ведении кружков (за это полагается доплата), репетиторской деятельности, предварительной подготовке детишек к первому классу. Также можно по совместительству работать во внешкольном учреждении, ведя вечерние кружки.Как построить карьеру
Если педагог обладает не только хорошим знанием своего предмета, а еще и управленческими способностями, то, постоянно повышая квалификацию, он сможет претендовать на место завуча или директора школы. Можно сделать административную карьеру в органах управления образованием или заниматься наукой. Если найти бизнес-партнера с деньгами, то есть вариант с открытием частной школы.Перспективы профессии
Без преподавателя начальных классов уже невозможно представить себе школу, и в ближайшее время ничего в этом вопросе не изменится – педагоги для первоклашек будут так же нужны, как и 10 лет назад. Но перед тем как становиться учителем младших классов, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против», поскольку эта профессия, скорее, призвание, а не просто работа. При приеме учителя на работу необходимо ознакомить его с должностными инструкциями учителя и классного руководителя. Первоначально взяты Квалификационные требования.Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону
8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
I. Общие требования к учителю
1. Учитель должен знать:
Конституцию РФ; законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену; методику преподавания предмета и воспитательной работы; программы и учебники; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону
8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
2. Выполнение должностных обязанностей
Учитель выполняет следующие должностные обязанности: 2.1. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета, проводит уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях. 2.2. Составляет тематический план работы по предмету в каждой параллели классов на учебную четверть и рабочий план на каждый урок. 2.3. В своей работе по предмету использует разнообразные приемы, методы и средства обучения. Реализует образовательные программы. Может переставлять по своему усмотрению темы уроков в отдельных разделах программы. Проводит с учащимися установленное учебным планом количество контрольных и практических работ, а также необходимые учебные экскурсии. Обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме. выполнение приказов "Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности" и "Об обеспечении пожарной безопасности"; безопасное проведение образовательного процесса;Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону
8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону
8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону
8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
3. Права.
Педагогический работник имеет права, предусмотренные ТК РФ, Законом РФ "Об образовании", Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом школы, коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка. Учитель имеет право на принятие решений, обязательных для выполнения учащимися, и принятие мер дисциплинарного воздействия в соответствии с Уставом учреждения.4. Ответственность
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону
8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
II. Требования к учителю начальных классов
Учитель начальных классов:
1. Контролирует наличие у учащихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима. 2. Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: в 1–4-х классах ежедневно проверяются все классные и домашние работы учащихся. 3. Своевременно в соответствии с графиком проводит установленное программой и учебным планом количество контрольных работ. 4. Проверяет контрольные диктанты и контрольные работы по математике в 1–4-х классах к следующему уроку.Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону
8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
III. Требования к учителю-предметнику
Учитель иностранного языка:
1. Контролирует наличие у учащихся тетрадей по учебному предмету, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима. 2. Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: тетради проверяются 2 раза в неделю. 3. Своевременно по указанию заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе заполняет график проведения контрольных работ. 4. Проверяет у всех учащихся все виды контрольных работ. 5. Соблюдает следующие сроки проверки контрольных работ: все письменные контрольные работы учащихся всех классов проверяются к следующему уроку. Выставляет оценки за наиболее значимые работы в классный журнал за то число месяца, когда проводилась работа.Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону
8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
Учитель информатики и вычислительной техники:
1. Контролирует наличие у учащихся тетрадей по учебному предмету, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима. 2. Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: тетради всех учащихся всех классов проверяются еженедельно. 3. По необходимости организует совместно с коллегами проведение школьной олимпиады по предмету и по возможности внеклассную работу по предмету. 4. Формирует сборные команды школы по параллелям классов для участия в районной, окружной, городской, областной олимпиадах. 5. Выполняет все предписания по охране труда, технике безопасности и пожарной безопасности, обусловленные соответствующими приказами по школе. 6. Руководит работой лаборанта.Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону
8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
Учитель технического или обслуживающего труда:
1. Выполняет обязанности, возложенные приказами "Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности" и "Об обеспечении пожарной безопасности". 2. Разрабатывает и представляет на утверждение директору школы обязательные Инструкции по охране труда. 3. Контролирует наличие и правильность ведения учащимися рабочих тетрадей по предмету. 4. Осуществляет выборочную проверку тетрадей. Каждая тетрадь должна проверяться не реже одного-двух раз за учебную четверть. 5. Организует совместно с коллегами проведение школьной олимпиады по предмету и по возможности внеклассную работу по предмету. 6. Формирует сборные команды школы по параллелям классов для участия в районной, окружной, городской, областной олимпиадах. 7. Организует в течение года выставки творческих работ учащихся. 8. Принимает участие в работе комиссии по эстетическому оформлению школы.Учитель физического воспитания:
1. Ежегодно перед приемкой школы проводит испытания крепления всего оборудования физкультурного зала, а также всех физкультурных форм на пришкольном участке.Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону
8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
Учитель изобразительного искусства:
1. Контролирует наличие у обучающихся альбомов для рисования. 2. Проверяет каждую работу учащихся всех классов. Работа выдается ученику сразу либо на следующем уроке.Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону
8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
Учитель основ безопасности жизнедеятельности:
1. Выполняет обязанности, возложенные приказами "Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности" и "Об обеспечении пожарной безопасности". 2. Консультирует классных руководителей по проведению бесед с учащимися по вопросам безопасности жизнедеятельности. 3. Составляет план эвакуации учащихся и сотрудников школы при чрезвычайных ситуациях. 4. Проводит два раза в год учения по эвакуации учащихся и сотрудников школы в случае наступления чрезвычайной ситуации. 5. Проводит в течение учебного года олимпиаду по основам безопасности жизнедеятельности, формирует сборную команду школы для участия в олимпиадах всех уровней.Учитель музыки:
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону
8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
Комментарий к должностным инструкциям
Должностные инструкции составлены на основании Закона РФ "Об образовании", Трудового кодекса РФ, Типового положения об общеобразовательном учреждении, Устава школы, коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, приказов "Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности", предложенных в брошюре "Нормативно-правовые документы общеобразовательной школы".Родственные профессии
Воспитатель, гувернер, педагогСфера профессиональной деятельности
- Наука
- Образование
Классификация профессии
- Может быть отнесена к типам профессии:
- «Человек — Человек» (основная деятельность учителя начальных классов связана с работой с людьми).
- «Человек — Творческий образ» (связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений и требует независимого оригинального мышления).
- Класс профессии: творческий (эвристический).
- Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека.
Описание профессии
Учитель начальных классов — это педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей младшего школьного возраста. Основной обязанностью учителя начальных классов является осуществление целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами начальной школы. Первый учитель является и педагогом, и воспитателем, и психологом в одном лице. Он помогает ученику адаптироваться среди сверстников и влиться в процесс учебы. Проводит уроки по всем дисциплинам, организует развлекательные мероприятия, детский отдых и досуг, участвует в школьных планерках, ведет кружки.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Незаменимыми и обязательными для учителя качествами являются:- умение быстро принимать решения;
- практицизм;
- развитая интуиция;
- любовь к детям;
- жизнерадостность;
- высокий уровень культуры;
- активная жизненная позиция;
- склонность к работе с детьми;
- наблюдательность: умение увидеть тенденции в развитии ребенка, способности для формирования его умений, навыков;
- высокая степень личной ответственности;
- ораторские и организаторские способности;
- высокий уровень коммуникативных способностей;
- способность уделять внимание нескольким объектам одновременно;
- психическая и эмоциональная уравновешенность;
- выдержка, самоконтроль и самообладание;
- умение урегулировать конфликты;
- терпение;
- интерес и уважение к другому человеку;
- стремление к самопознанию, саморазвитию;
- оригинальность, находчивость, разносторонность;
- тактичность;
- целеустремленность;
- энтузиазм, артистизм;
- требовательность к себе и другим.
Медицинские противопоказания
Данный вид деятельности противопоказан для людей страдающих:- нарушениями слуха, речи, зрения;
- судорогами, потерей сознания;
- сердечно-сосудистыми заболеваниями;
- расстройствами вестибулярного аппарата;
- заболеваниями центральной нервной системы;
- психическими расстройствами.
Требования к профессиональной подготовке
Учитель начальных классов должен знать:- цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания младших школьников;
- основы психологии человека;
- общую возрастную и педагогическую психологию;
- психологические особенности детей младшего школьного возраста;
- методики преподавания учебных предметов начальной школы;
- особенности анатомии и физиологии младших школьников;
- основы педиатрии, этики и эстетики;
- требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий в школе.
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону
8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
- проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;
- организовывать методически обоснованный учебный процесс по всем учебным предметам начальной школы;
- обеспечивать достижение поставленных целей обучения и воспитания младших школьников;
- взаимодействовать (сотрудничать) с младшими школьниками;
- использовать наиболее эффективные формы, методы и средства обучения;
- анализировать успеваемость учащихся;
- формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы учащихся;
- стимулировать познавательную деятельность и учебную мотивацию;
- проводить дополнительные факультативные занятия;
- руководить предметными кружками;
- оснащать и оформлять учебный кабинет;
- изучать и учитывать индивидуальные особенности учащихся;
- консультировать родителей с целью совместного воспитания, развития и обучения ребенка.
Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:
Круглосуточно
Hey There. I found your blog using msn. This is an extremely well written article. I’ll be sure to bookmark it and come back to read more of your useful info. Thanks for the post. I’ll certainly return.|
Hi to every one, the contents present at this website are really amazing for people experience, well, keep up the nice work fellows.|
Hello there, I discovered your blog via Google at the same time as looking for a similar matter, your web site got here up, it appears to be like good. I’ve bookmarked it in my google bookmarks.
Hi my family member! I wish to say that this post is awesome, great written and include almost all important infos. I’d like to look extra posts like this .|
Hi there, You’ve done a great job. I will certainly digg it and personally suggest to my friends. I am sure they’ll be benefited from this website.|
You actually make it seem so easy with your presentation but I find this matter to be actually something that I think I would never understand. It seems too complicated and extremely broad for me. I’m looking forward for your next post, I’ll try to get the hang of it!|
Hey! This is my 1st comment here so I just wanted to give a quick shout out and say I really enjoy reading through your articles. Can you recommend any other blogs/websites/forums that deal with the same topics? Appreciate it!|
I got this web site from my buddy who informed me concerning this web page and now this time I am browsing this site and reading very informative posts at this time.|
My brother suggested I would possibly like this blog. He was once entirely right. This put up actually made my day. You can not imagine just how much time I had spent for this information! Thank you!|
It’s very straightforward to find out any matter on web as compared to books, as I found this article at this web page.|
Its such as you learn my thoughts! You seem to understand a lot approximately this, such as you wrote the ebook in it or something. I believe that you could do with some p.c. to force the message home a little bit, however other than that, this is wonderful blog. A great read. I’ll definitely be back.|