Уполномоченный по правам человека рф кто назначает

17 апреля вступил в силу закон, которым впервые на федеральном уровне закреплен порядок назначения, функционирования, права и обязанности уполномоченных по правам человека в субъектах РФ (далее – региональные омбудсмены), а также требования к кандидатам на эту должность (Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 76-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека").

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Прежде каждый регион принимал закон об уполномоченном исходя исключительно из своих собственных представлений о требованиях к такому должностному лицу и его полномочиях. Такой подход зачастую порождал неодинаковый набор прав и обязанностей омбудсменов в разных субъектах РФ. Но самое главное, что "местечковый" правовой статус практически не позволял им эффективно взаимодействовать с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти. Теперь же на федеральном уровне установлен набор базовых прав омбудсменов, с которыми государственные органы в любом случае будут обязаны считаться. Однако детальные правила работы уполномоченных, порядок обращения граждан к ним и меры, которые они могут принимать по итогам рассмотрения жалоб, по прежнему отдаются на откуп самим регионам. Какие новые возможности для исполнения своих функций получили региональные омбудсмены – рассмотрим в этом материале. Порядок назначения омбудсменов В то время как Уполномоченный по правам человека в РФ – это государственная должность РФ, предусмотренная Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", региональные омбудсмены отнесены к государственным должностям субъекта РФ. На данный момент уполномоченные по правам человека работают только в 81 субъекте РФ из 85 (формально по закону регионы не обязаны иметь омбудсмена). Кроме того, по словам Уполномоченного по правам человека в РФ Эллы Памфиловой, более чем в десятке регионов до сих пор нет независимых, самостоятельных аппаратов уполномоченных, служебного транспорта и должного финансового обеспечения. В связи с этим, отметила она, требуется укрепить статус омбудсменов, предоставить им больше независимости, дать импульс для создания единой государственной системы защиты прав человека. СОВЕТ Ознакомиться с перечнем регионов, в которых учреждены должности омбудсменов, а также узнать контактную информацию уполномоченных, можно на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в РФ. Для этих целей положения о региональных омбудсменах были детально прописаны на федеральном уровне – теперь им посвящена отдельная норма (ст. 16.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; далее – Закон № 184-ФЗ). Детально полномочия правозащитников, как и раньше, будут регулироваться законами субъектов РФ, но с учетом новых положений федерального законодательства. Назначать на должность регионального омбудсмена могут законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ. Право вносить в них предложения о кандидатуре уполномоченного может быть предоставлено региональным законом высшему должностному лицу субъекта РФ, депутатам, органам местного самоуправления, правозащитным организациям, иным органам и организациям (например, профильные некоммерческие организации, общественные палаты, общественные советы) (п. 12 ст. 16.1 Закона № 184-ФЗ). Региональный омбудсмен при осуществлении своих полномочий независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц. Подобные положения присутствуют и в законах субъектов РФ, но, как показывают практика, ни коим образом не гарантируют реальную самостоятельность уполномоченных. Например, как отметил Президент РФ Владимир Путин в ходе встречи с уполномоченными по правам человека 4 декабря 2014 года, известны случаи бюрократического, формального отношения к самому институту уполномоченных по правам человека. В частности, на такие должности иногда назначаются люди, приближенные к власти и, соответственно, зависящие от нее.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Кроме того, по словам члена Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Алексея Диденко, региональные омбудсмены часто имеют "обвинительное прошлое". Это бывшие сотрудники правоохранительных органов и члены судейского сообщества. Омбудсмены из числа общественных деятелей и правозащитников, по данным депутата, встречаются, но гораздо реже. Для избежания подобных перекосов, на федеральном уровне закреплена обязанность законодательного органа субъекта РФ до рассмотрения кандидатуры на должность регионального омбудсмена согласовывать ее с Уполномоченным по правам человека в РФ. Таким образом, будет обеспечена независимость регионального омбудсмена от органов власти субъекта РФ и объективность при выборе его кандидатуры (п. 13 ст. 16.1 Закона № 184-ФЗ). Также федеральный уполномоченный получил право осуществлять координацию деятельности омбудсменов на местах. Для этих целей может быть создан совет уполномоченных по правам человека – в качестве консультативного и совещательного органа (по факту координационные советы уже проводились ранее, но не имели под собой законодательной основы). В его состав войдут по одному представителю от каждого федерального округа из числа региональных уполномоченных (ст. 36.2 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"). Срок полномочий регионального омбудсмена устанавливается конституцией (уставом) региона – но не более чем на пять лет и два срока подряд. Также региональный омбудсмен не может заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, быть членом политических объединений, иметь гражданство или вид на жительство в иностранном государстве (п. 5-6, п. 8 ст. 16.1 Закона № 184-ФЗ). Региональным омбудсменом может стать гражданин России не моложе 30 лет, обладающий безупречной репутацией, с высшим образованием, а также познаниями в области прав и свобод человека и гражданина и опытом их защиты – как будут проверяться эти познания и оцениваться репутация, не прописано (п. 13 ст. 16.1 Закона № 184-ФЗ). Основная задача регионального омбудсмена – рассматривать жалобы граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории субъекта РФ. Тематика жалоб не ограничена и на практике является крайне широкой: от ЖКХ и здравоохранения до уголовного судопроизводства, нарушений политических, гражданских, экологических или иных прав. Для защиты прав заявителей региональные омбудсмены впервые наделяются серьезными правами при взаимодействии с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти. Прежде права омбудсменов устанавливались только законами субъектов РФ, которыми обязательные требования к федеральным органам предъявляться не могут. Теперь же при рассмотрении жалоб на решения или действия (бездействие) таких органов, а также организаций федерального подчинения региональный омбудсмен может:
  • беспрепятственно их посещать;
  • запрашивать и получать от них сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалоб;
  • получать объяснения от их должностных лиц по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалоб;
  • проводить проверку их деятельности самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими (п. 23 ст. 16.1 Закона № 184-ФЗ).
Также администрации мест принудительного содержания (тюрем, колоний, СИЗО и т. п.). должны обеспечить безотлагательный прием омбудсменов по вопросам их деятельности. Кроме того, руководство таких учреждений, теперь не может просматривать жалобы заключенных на имя омбудсменов и в течение 24 часов (с какого момента, в законе не указано) должн направлять соответствующие письма по адресу. При этом омбудсмены имеют право беседовать с осужденными и лицами, заключенными под стражу, наедине в условиях, позволяющих администрации соответствующих учреждений видеть их, но не слышать.
Читать еще:  Тип устава ооо открытый закрытый контролируемый
Правда, традиционная для института уполномоченных, а также общественного контроля "ложка дегтя" также присутствует – эти права уполномоченных касаются только органов, которыми руководит Правительство РФ и организаций федерального подчинения. Это значит, что такие далеко не последние "поставщики" жалоб на нарушение прав человека как МВД России, ФСБ России и Следственный комитет РФ смогут при желании не обращать на омбудсменов внимания. Кроме того, при взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления столь широкие права омбудсменов, к сожалению, на федеральном уровне не прописали. Деятельность уполномоченных в этой части все равно будет регулироваться региональными законами. Это значит, что проблема игнорирования омбудсменов, о которой в ходе встречи с президентом в конце прошлого года говорила Элла Памфилова, может сохраниться.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

"Проанализировав, как работают мои коллеги в регионах, я вижу действительно огромный пласт проблем. Далеко не всегда местное руководство воспринимает их как независимый институт. Иногда с недоумением выслушивают их критику, иногда просто перестают обращать внимание", – констатировала она. Тем не менее изменениями на федеральном уровне все же закреплено базовое право региональных омбудсменов на безотлагательный прием руководителями и должностными лицами региональных и местных органов, а также организаций, наделенных публичными полномочиями. Остальное – на усмотрение самих субъектов РФ. Достаточно спорным является предусмотренное законом право региональных властей возложить на регионального омбудсмена обязанности других должностных лиц, уполномоченных осуществлять защиту прав различных категорий граждан в субъекте РФ (п. 21 ст. 16.1 Закона № 184-ФЗ). Речь идет, например, об уполномоченных по правам ребенка или уполномоченных по правам коренных малочисленных народов (при условии учреждения таких должностей в субъекте РФ, что также не является обязательным). Вполне вероятно, что это негативно отразится на качестве защиты интересов граждан. Например, субъекты РФ, не испытывающие особого энтузиазма в отношении правозащитников, получили возможность не учреждать должности "лишних" омбудсменов, а замкнуть все функции защиты прав человека в регионе на одно должностное лицо, "отбиться" от которого будет проще, чем от троих-четверых отдельных уполномоченных. Добавим, что порядок рассмотрения омбудсменами жалоб граждан, возможные действия уполномоченных при нарушении прав заявителя, а также сроки направления ему ответа также остались за рамками нововведений. Все это по-прежнему находится в компетенции регионального законодателя. Правда, теперь закреплен законодательный запрет на разглашение сведений о частной жизни гражданина и других лиц, которые стали известны омбудсмену в результате его деятельности (п. 26 ст. 16.1 Закона № 184-ФЗ). Изменения в определенной мере повышают статус уполномоченных по правам человека в субъектах РФ. Прежде всего, за счет широких прав при взаимодействии с территориальными подразделениям федеральных органов исполнительной власти. Также должно улучшиться и качество работы омбудсменов за счет инструментов отбора кандидатов с участием Уполномоченного по правам человека в РФ. При этом поправки практически не затрагивают вопросы взаимодействия омбудсменов с органами исполнительной власти субъектов РФ. В связи с этим проблема игнорирования уполномоченных в этой части, скорее всего, сохранится. По-прежнему не хватает омбудсменам и процессуальных полномочий, в том числе при при взаимодействии с правоохранительными органами, деятельность которых из компетенции правозащитников практически выведена. АДРЕС:
103084, Москва, Мясницкая, 47
ТЕЛЕФОНЫ:
207-39-69, 207-19-22, факс 207-39-77
ИНТЕРНЕТ:
www.ombudsman.gov.ru
E-MAIL:
ombudsman@ropnet.ru ПРИСЯГА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
"Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и голосом совести" Должность учреждена "в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами" . Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Введение чрезвычайного или военного положения на всей территории РФ или на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции. Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока полномочий и не может быть привлечен к судебной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Государственной Думы. Уполномоченный вправе беспрепятственно посещать органы власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, воинские части, общественные объединения; запрашивать и получать необходимые документы и материалы; получать объяснения должностных лиц и госслужащих; проводить проверки деятельности госорганов, органов местного самоуправления и должностных лиц; знакомиться с уголовными, гражданскими и административными делами, включая прекращенные. Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема должностными лицами органов власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, руководителями общественных объединений, военачальниками и администрацией мест принудительного содержания. Должность Уполномоченного по правам человека, назначаемого и освобождаемого от должности Государственной Думой и действующего в соответствии с федеральным конституционным законом установлена статьей 103 Конституции РФ. Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (N1-фкз от 26 февраля 1997) вступил в силу 4 марта 1997. Расходы на деятельность Уполномоченного в размере 30.045.300 руб. добавлены в бюджет-1998 законом N100-фз от 16 июля 1998 за счет соответствующего сокращения резервного фонда Правительства РФ.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, госслужащих, если раньше заявитель обжаловал их в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат парламента и законодательных органов субъектов Федерации. Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Жалоба должна содержать
  • фамилию, имя, отчество и адрес заявителя;
  • изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы;
  • а также сопровождаться копиями решений , принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке. Жалоба не облагается госпошлиной. Жалобы лиц, находящихся в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.
  • Получив жалобу, Уполномоченный вправе:
  • принять ее к рассмотрению ;
  • разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
  • передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которого относится разрешение жалобы по существу;
  • отказать в принятии жалобы к рассмотрению (отказ должен быть мотивирован). Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя о принятом решении. В случае начала рассмотрения жалобы он информирует об этом орган (лицо), решение (действие, бездействие) которого обжалуются.
  • По результатам рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:
  • обратиться в суд с заявлением;
  • обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного, административного производства или уголовного дела;
  • обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в силу решения суда;
  • изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты и присутствовать при рассмотрании дела в порядке надзора;
  • обратиться в Конституционный суд с жалобой.
  • Уполномоченный вправе принять меры в пределах своей компетенции по собственной инициативе:
    Читать еще:  Работа медсестры в травматологическом отделении
  • при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан;
  • в случаях, имеющих особое общественное значение
  • в случаях, связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.
  • Должностные лица обязаны бесплатно и беспрепятственно предоставлять Уполномоченному запрошенную им информацию в 15-дневный срок со дня запроса. Уполномоченный обязан направляять органу (должностному лицу), в решениях (действиях, бездействии) которого он видит нарушение прав и свобод граждан, заключение, содержащее рекомендации относительно мер восстановления прав и свобод. Орган (должностно лицо), получивший заключение, содержащее рекомендации, обязан в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах сообщить Уполномоченному в письменной форме. Уполномоченный направляет ежегодные доклады о своей деятельности Президенту, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и Генеральному прокурору. Он может направлять в Думу специальные доклады по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан. В случае грубого или массового нарушения прав человека Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Думы. Уполномоченный назначается на 5 лет и не может быть назначен более чем на 2 срока подряд. На должность уполномоченного назначается гражданин РФ не моложе 35 лет, имеющий познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Предложения о кандидатурах могут вноситься в Думу Президентом, Советом Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в течение месяца до окончания полномочий предыдущего Уполномоченного. Каждая кандидатура включается в список для тайного голосования двумя третями голосов. Уполномоченный назначается не позднее 30 дней со дня истечения полномочий его предшественника. Уполномоченный вступает в должность с момента принесения присяги в Государственной Думе и прекращает полномочия с момента принесения присяги новым уполномоченным. Уполномоченный не может являться депутатом Думы или регионального законодательного органа, членом Совета Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности. Он не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом партии или иного объединения, преследующего политические цели. Если он не прекращает такую деятельность в течение 14 дней со дня вступления в должность, его полномочия прекращаются и Дума назначает нового Уполномоченного. Уполномоченный досрочно освобождается от должности Государственной Думой: – в случае нарушения им статьи закона о деятельности несовместимой с его статусом; – в случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда в его отношении; – ввиду его длительной (не менее четырех месяцев подряд) неспособности исполнять обязанности по состоянию здоровья или иным причинам; – в случае подачи им заявления о сложении полномочий. При этом новый уполномоченный должен быть назначен в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения от должности его предшественника. Уполномоченный и его рабочий аппарат являются государственным органом с правами юридического лица. Средства на деятельность Уполномоченного и его аппарата прописываются в федеральном бюджете отдельной строкой. Уполномоченный разрабатывает и исполняет смету своих расходов самостоятельно. Уполномоченный утверждает структуру, численность и штатное расписание аппарата и утверждает положение о нем. По вопросам, связанным с руководством рабочим аппаратом, Уполномоченный издает распоряжения. При Уполномоченном может создаваться экспертный совет из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области защиты прав и свобод человека и гражданина. Указ Президента РФ N1587 от 4 августа 1994, возлагающий обеспечение деятельности Уполномоченного на аппарат Комиссии по правам человека при Президенте был принят, когда должности Уполномоченного и председателя Комиссии совмещал С.А.Ковалев, а закона об Уполномоченном еще не было. После назначения О.О.Миронова к концу мая 1998 были назначены руководитель аппарата ГОРОВЦОВ Дмитрий Евгеньевич и руководитель службы информации и печати МАТАСОВ Михаил Владимирович. Оба по образованию историки (истфак МГУ), тел.292-18-42. Ежегодные доклады Уполномоченного обязательно публикуются в "Российской газете". Специальные доклады – по решению Уполномоченного могут публиковаться в "Российской газете" и других изданиях. Уполномоченный вправе публиковать принятые им заключения. Периодическое печатное издание, учрежденное с участием органов власти, местного самоуправления, государственных предприятий или организаций или финансируемое целиком или частично за счет государственного бюджета, не вправе отказать в публикации заключений и иных документов Уполномоченного.

    Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

    В проектах Конституции РФ, обсуждавшихся в 1990-1993 Конституционной комиссией, упоминание о Парламентском уполномоченном по правам человека появилось с 1991 года. 22 ноября 1991 года Верховный Совет РСФСР по предложению Президента РСФСР Б.Н.Ельцина принял Декларацию прав и свобод человека и гражданина, последняя, 40-я статья которой предусматривала создание должности Парламентского уполномоченного по правам человека, который "назначается Верховным Советом на срок 5 лет, ему подотчетен и обладает той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР". Полномочия Парламентского уполномоченного и порядок их осуществления должны были быть установлены законом. Это решение так и не было осуществлено. Проект Конституции, обсуждавшийся с мая 1993 Конституционным совещанием и вынесенный, с некоторыми модификациями, на референдум 12 декабря 1993, содержал лишь одно упоминание об Уполномоченном по правам человека – в статье о полномочиях Государственной Думы. Государственная Дума первого созыва назначила Уполномоченного по правам человека 17 января 1994 года в рамках пакетного соглашения, которым между думскими фракциями и группами были распределены также должности руководителей Государственной Думы и ее Комитетов и Председателя Счетной палаты. Первым Уполномоченным по правам человека стал Сергей Адамович КОВАЛЕВ, представлявший фракцию "Выбор России". С сентября 1993 до января 1996 С.А.Ковалев был председателем Комиссии по правам человека при Президенте РФ. На время до принятия закона об Уполномоченном Президент возложил на Комиссию функции аппарата Уполномоченного по правам человека. В течение года принятие закона об Уполномоченном блокировалось фракциями Думы, не согласными с кандидатурой Ковалева. С.А.Ковалев резко возражал против начала военных действий в Чечне в декабре 1994 года и пытался противодействовать их расширению. В результате против него объединились оппозиционные фракции Думы (имеющие к нему претензии еще с октября 1993 года) и сторонники силового решения чеченской проблемы в команде Президента. 10 марта 1995 года, в день очередной попытки принятия закона во втором чтении, Дума по предложению С.Бабурина, Н.Зацепиной, И.Аничкина и Н.Гена (Российский путь) отменила свое решение от 17 января 1994 о назначении Ковалева, за это голосовали не только левая оппозиция и ЛДПР, но также ДПР и часть "Новой региональной политики". Отставка Ковалева не помогла, как этого ожидали некоторые из ее организаторов, утверждению закона, так необходимого для скорейшего принятия России в Совет Европы. Теперь за него отказывались голосовать "Выбор России" и "Яблоко", считая отставку Ковалева ревизией коалиционного соглашения. В Государственной Думе второго созыва повторилась патовая ситуация: проправительственные фракции предлагали включить в закон поправки, которые бы не позволили назначить уполномоченным Владимира Борисовича ИСАКОВА, кандидатура которого рассматривалась левым большинством. Одни из таких поправок предусматривали назначение уполномоченного двумя третями голосов (что противоречит Конституции), другие – запрет занимать эту должность тем, кто в течение нескольких последних лет состоял в руководстве политических партий или баллотировался в Государственную Думу по партийным спискам. В результате закон снова надолго завис на втором чтении. 20 марта 1996 закон был принят во втором чтении с поправкой, предусматривающей утверждение списка кандидатов на должность уполномоченного двумя третями голосов. Авторы этой идеи подразумевали утверждение 300 голосами не каждой кандидатуры, а пакета взаимоприемлемых кандидатур, из которого уже простым большинством выбирается Уполномоченный. Однако в итоге поправка была сформулирована в таком виде, что 300 голосов должна набрать каждая отдельно предлагаемая кандидатура. После принятия в целом 17 апреля 1996 закон был направлен в Совет Федерации и им отклонен (основное требование сенаторов – заменить предусмотренное проектом право Уполномоченного создавать региональные представительства на право субъектов Федерации создавать у себя аналогичную должность, находящуюся на содержании регионального бюджета). После нескольких раундов согласований закон был принят Государственной Думой 25 декабря 1996, одобрен Советом Федерации 12 февраля 1997, подписан Президентом 26 февраля 1997 под номером 1-фкз, опубликован в "Российской газете" и вступил в силу 4 марта 1997. В соответствии с законом, Дума должна была назначить Уполномоченного в течение 30 дней со дня вступления закона в силу. Вопрос первый раз рассматривался 4 апреля 1997. Дума провела тайное голосование карточками раздельно по каждой из 5 кандидатур. В этом туре необходимо было набрать 300 голосов, чего не удалось ни одному кандидату: О.О.Миронов (КПРФ при поддержке "Народовластия") получил 244 голоса; В.Б.Исаков (Аграрная группа) – 211; В.Г.Вишняков (фракция ЛДПР) – 145, Е.Б.Мизулина (Яблоко) – 122, Л.Н.Завадская (выдвинута Президентом) – 109; А.И.Александров (НДР) – 89; С.А.Ковалев (выдвинут Г.В.Старовойтовой) – 64. Вторая попытка назначить Уполномоченного проведена 17 сентября 1997. и закончилась столь же безрезультатно. О.О.Миронов (выдвинут фракцией КПРФ) – 265 голосов, В.Б.Исаков (выдвинут Аграрной группой) – 198, Е.Б.Мизулина (Яблоко) – 176, В.Н.Лихачев (выдвинут Советом Федерации 11 июня 1997, поддержан фракцией "Наш дом – Россия") – 148, В.Г.Вишняков (ЛДПР) – 113, Ю.А.Рыбаков (выдвинут Г.В.Старовойтовой) – 58, В.В.Воронин (выдвинут А.Д.Венгеровским) – 19. Выйти из тупика удалось только путем заключения нового многопартийного коалиционного соглашения. 20 мая 1998 Яблоко уступило "Российским регионам" освободившуюся квоту председателя Комитета Думы по бюджету, получив взамен ранее принадлежавшие "Регионам" должности председателя Комитета по Северу и зампреда Межпарламентской группы. НДР вернул себе утраченный с выходом из партии Л.Рохлина пост председателя Комитета по обороне, и, наконец, все участники договоренностей, кроме "Яблока", согласились поддержать кандидатуру О.О.Миронова на пост Уполномоченного по правам человека. 20-22 мая 1998 состоялось рейтинговое голосование по 10 кандидатурам: 20 мая проголосован О.О.Миронов (КПРФ, ЛДПР, НДР и Народовластие) – 340 голосов. 22 мая проголосованы еще 7 кандидатур: В.Г.Вишняков (ЛДПР) – 260 голосов, Ю.И.Бокань (выдвинут И.Кобзоном) – 28, бывший Министр юстиции В.А.Ковалев (выдвинут А.Д.Венгеровским) – 47, Ю.М.Слободкин (выдвинут депутатом – членом РКРП В.Ф.Григорьевым) – 218, В.И.Новодворская (выдвинута К.Н.Боровым) – 19, Б.А.Чахкиев (выдыинут М.Аушевым) – 91, Н.В.Нумеров (выдвинут В.И.Зоркальцевым и В.И.Илюхиным) – 138, С.А.Ковалев (выдвинут В.Борщевым) – 96. Сняли свои кандидатуры до голосования Е.Б.Мизулина (Яблоко) – в знак протеста против участия Яблока в пакетных договоренностях с коммунистами; А.А.Акбаев (выдвинут 10 депутатами из групп "Российские регионы" и НДР, в том числе Н.Хачилаевым, который в день голосования поднял мятеж в Дагестане) – в пользу О.О.Миронова. Получивший в рейтинговом туре необходимое большинство в 2/3 О.О.Миронов 22 мая тайным голосованием был назначен на должность уполномоченного и принес присягу. 2 марта 1999 указом Президента Уполномоченный по правам человека РФ был внесен в список лиц, замещающих государственные должности, которым указом N309 от 9 апреля 1997 были установлены оклады. Оклад уполномоченного составил 6500 руб. С учетом повышения окладов в 1,5 раза с 1 сентября 1999 указом от 23 августа 1999 оклад Уполномоченного составил 9750 руб. ($350). Указом N1853 от 9 ноября 2000 все оклады повышены с 1 декабря 2000 в 1,2 раза. На весенней сессии Государственной Думы 2003 года была предпринята попытка назначить нового уполномоченного по правам человека вместо О.О.Миронова, срок полномочий которого истек. Однако ни один кандидат не получил требуемого числа голосов. 13 февраля 2004 Уполномоченным назначен заместитель председателя партии Яблоко Владимир Петрович Лукин, кандидатура которого была предложена Думе президентом Путиным.
    Читать еще:  Нужно ли выписывать умершего человека из квартиры
    По данным газеты "Правда России" за 29 ноября 2000 к этому времени региональные уполномоченные по правам человека были избраны в 8 регионах: Башкирии, Татарии, Астраханской, Волгоградской, Ленинградской, Саратовской, Смоленской и Свердловской областях. В Санкт-Петербурге попытка назначить уполномоченного состоялась в октябре 2000, но предложенные кандидатуры недобрали голосов. К октябрю 2001 институт уполномоченного учрежден в 15 регионах, на встрече с О.О.Мироновым 22 октября присутствовали 10 уполномоченных. &copy ПОЛИТИКА, 1997-2004 Согласно Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ Уполномоченный способствует:
    • восстановлению нарушенных прав,
    • совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права,
    • развитию международного сотрудничества в области прав человека,
    • правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

    Требования к кандидатуре

    На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся Гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги.

    Порядок рассмотрения жалоб

    Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека вправе:
    1. обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица. а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;
    2. обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
    3. обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;
    4. изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;
    5. обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, применённым или подлежащим применению в конкретном деле.
    В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы. Уполномоченный вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях.

    Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:

    8 800 350-81-94
    Круглосуточно

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован.

    Уполномоченный по правам человека рф кто назначает

    17 апреля вступил в силу закон, которым впервые на федеральном уровне закреплен порядок назначения, функционирования, права и обязанности уполномоченных по правам человека в субъектах РФ (далее – региональные омбудсмены), а также требования к кандидатам на эту должность (Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 76-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека").

    Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

    Прежде каждый регион принимал закон об уполномоченном исходя исключительно из своих собственных представлений о требованиях к такому должностному лицу и его полномочиях. Такой подход зачастую порождал неодинаковый набор прав и обязанностей омбудсменов в разных субъектах РФ. Но самое главное, что "местечковый" правовой статус практически не позволял им эффективно взаимодействовать с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти. Теперь же на федеральном уровне установлен набор базовых прав омбудсменов, с которыми государственные органы в любом случае будут обязаны считаться. Однако детальные правила работы уполномоченных, порядок обращения граждан к ним и меры, которые они могут принимать по итогам рассмотрения жалоб, по прежнему отдаются на откуп самим регионам. Какие новые возможности для исполнения своих функций получили региональные омбудсмены – рассмотрим в этом материале. Порядок назначения омбудсменов В то время как Уполномоченный по правам человека в РФ – это государственная должность РФ, предусмотренная Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", региональные омбудсмены отнесены к государственным должностям субъекта РФ. На данный момент уполномоченные по правам человека работают только в 81 субъекте РФ из 85 (формально по закону регионы не обязаны иметь омбудсмена). Кроме того, по словам Уполномоченного по правам человека в РФ Эллы Памфиловой, более чем в десятке регионов до сих пор нет независимых, самостоятельных аппаратов уполномоченных, служебного транспорта и должного финансового обеспечения. В связи с этим, отметила она, требуется укрепить статус омбудсменов, предоставить им больше независимости, дать импульс для создания единой государственной системы защиты прав человека. СОВЕТ Ознакомиться с перечнем регионов, в которых учреждены должности омбудсменов, а также узнать контактную информацию уполномоченных, можно на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в РФ. Для этих целей положения о региональных омбудсменах были детально прописаны на федеральном уровне – теперь им посвящена отдельная норма (ст. 16.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; далее – Закон № 184-ФЗ). Детально полномочия правозащитников, как и раньше, будут регулироваться законами субъектов РФ, но с учетом новых положений федерального законодательства. Назначать на должность регионального омбудсмена могут законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ. Право вносить в них предложения о кандидатуре уполномоченного может быть предоставлено региональным законом высшему должностному лицу субъекта РФ, депутатам, органам местного самоуправления, правозащитным организациям, иным органам и организациям (например, профильные некоммерческие организации, общественные палаты, общественные советы) (п. 12 ст. 16.1 Закона № 184-ФЗ). Региональный омбудсмен при осуществлении своих полномочий независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц. Подобные положения присутствуют и в законах субъектов РФ, но, как показывают практика, ни коим образом не гарантируют реальную самостоятельность уполномоченных. Например, как отметил Президент РФ Владимир Путин в ходе встречи с уполномоченными по правам человека 4 декабря 2014 года, известны случаи бюрократического, формального отношения к самому институту уполномоченных по правам человека. В частности, на такие должности иногда назначаются люди, приближенные к власти и, соответственно, зависящие от нее.

    Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

    Кроме того, по словам члена Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Алексея Диденко, региональные омбудсмены часто имеют "обвинительное прошлое". Это бывшие сотрудники правоохранительных органов и члены судейского сообщества. Омбудсмены из числа общественных деятелей и правозащитников, по данным депутата, встречаются, но гораздо реже. Для избежания подобных перекосов, на федеральном уровне закреплена обязанность законодательного органа субъекта РФ до рассмотрения кандидатуры на должность регионального омбудсмена согласовывать ее с Уполномоченным по правам человека в РФ. Таким образом, будет обеспечена независимость регионального омбудсмена от органов власти субъекта РФ и объективность при выборе его кандидатуры (п. 13 ст. 16.1 Закона № 184-ФЗ). Также федеральный уполномоченный получил право осуществлять координацию деятельности омбудсменов на местах. Для этих целей может быть создан совет уполномоченных по правам человека – в качестве консультативного и совещательного органа (по факту координационные советы уже проводились ранее, но не имели под собой законодательной основы). В его состав войдут по одному представителю от каждого федерального округа из числа региональных уполномоченных (ст. 36.2 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"). Срок полномочий регионального омбудсмена устанавливается конституцией (уставом) региона – но не более чем на пять лет и два срока подряд. Также региональный омбудсмен не может заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, быть членом политических объединений, иметь гражданство или вид на жительство в иностранном государстве (п. 5-6, п. 8 ст. 16.1 Закона № 184-ФЗ). Региональным омбудсменом может стать гражданин России не моложе 30 лет, обладающий безупречной репутацией, с высшим образованием, а также познаниями в области прав и свобод человека и гражданина и опытом их защиты – как будут проверяться эти познания и оцениваться репутация, не прописано (п. 13 ст. 16.1 Закона № 184-ФЗ). Основная задача регионального омбудсмена – рассматривать жалобы граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории субъекта РФ. Тематика жалоб не ограничена и на практике является крайне широкой: от ЖКХ и здравоохранения до уголовного судопроизводства, нарушений политических, гражданских, экологических или иных прав. Для защиты прав заявителей региональные омбудсмены впервые наделяются серьезными правами при взаимодействии с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти. Прежде права омбудсменов устанавливались только законами субъектов РФ, которыми обязательные требования к федеральным органам предъявляться не могут. Теперь же при рассмотрении жалоб на решения или действия (бездействие) таких органов, а также организаций федерального подчинения региональный омбудсмен может:
    • беспрепятственно их посещать;
    • запрашивать и получать от них сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалоб;
    • получать объяснения от их должностных лиц по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалоб;
    • проводить проверку их деятельности самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими (п. 23 ст. 16.1 Закона № 184-ФЗ).
    Также администрации мест принудительного содержания (тюрем, колоний, СИЗО и т. п.). должны обеспечить безотлагательный прием омбудсменов по вопросам их деятельности. Кроме того, руководство таких учреждений, теперь не может просматривать жалобы заключенных на имя омбудсменов и в течение 24 часов (с какого момента, в законе не указано) должн направлять соответствующие письма по адресу. При этом омбудсмены имеют право беседовать с осужденными и лицами, заключенными под стражу, наедине в условиях, позволяющих администрации соответствующих учреждений видеть их, но не слышать.
    Читать еще:  Ходатайство о присутствии на судебном заседании
    Правда, традиционная для института уполномоченных, а также общественного контроля "ложка дегтя" также присутствует – эти права уполномоченных касаются только органов, которыми руководит Правительство РФ и организаций федерального подчинения. Это значит, что такие далеко не последние "поставщики" жалоб на нарушение прав человека как МВД России, ФСБ России и Следственный комитет РФ смогут при желании не обращать на омбудсменов внимания. Кроме того, при взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления столь широкие права омбудсменов, к сожалению, на федеральном уровне не прописали. Деятельность уполномоченных в этой части все равно будет регулироваться региональными законами. Это значит, что проблема игнорирования омбудсменов, о которой в ходе встречи с президентом в конце прошлого года говорила Элла Памфилова, может сохраниться.

    Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

    "Проанализировав, как работают мои коллеги в регионах, я вижу действительно огромный пласт проблем. Далеко не всегда местное руководство воспринимает их как независимый институт. Иногда с недоумением выслушивают их критику, иногда просто перестают обращать внимание", – констатировала она. Тем не менее изменениями на федеральном уровне все же закреплено базовое право региональных омбудсменов на безотлагательный прием руководителями и должностными лицами региональных и местных органов, а также организаций, наделенных публичными полномочиями. Остальное – на усмотрение самих субъектов РФ. Достаточно спорным является предусмотренное законом право региональных властей возложить на регионального омбудсмена обязанности других должностных лиц, уполномоченных осуществлять защиту прав различных категорий граждан в субъекте РФ (п. 21 ст. 16.1 Закона № 184-ФЗ). Речь идет, например, об уполномоченных по правам ребенка или уполномоченных по правам коренных малочисленных народов (при условии учреждения таких должностей в субъекте РФ, что также не является обязательным). Вполне вероятно, что это негативно отразится на качестве защиты интересов граждан. Например, субъекты РФ, не испытывающие особого энтузиазма в отношении правозащитников, получили возможность не учреждать должности "лишних" омбудсменов, а замкнуть все функции защиты прав человека в регионе на одно должностное лицо, "отбиться" от которого будет проще, чем от троих-четверых отдельных уполномоченных. Добавим, что порядок рассмотрения омбудсменами жалоб граждан, возможные действия уполномоченных при нарушении прав заявителя, а также сроки направления ему ответа также остались за рамками нововведений. Все это по-прежнему находится в компетенции регионального законодателя. Правда, теперь закреплен законодательный запрет на разглашение сведений о частной жизни гражданина и других лиц, которые стали известны омбудсмену в результате его деятельности (п. 26 ст. 16.1 Закона № 184-ФЗ). Изменения в определенной мере повышают статус уполномоченных по правам человека в субъектах РФ. Прежде всего, за счет широких прав при взаимодействии с территориальными подразделениям федеральных органов исполнительной власти. Также должно улучшиться и качество работы омбудсменов за счет инструментов отбора кандидатов с участием Уполномоченного по правам человека в РФ. При этом поправки практически не затрагивают вопросы взаимодействия омбудсменов с органами исполнительной власти субъектов РФ. В связи с этим проблема игнорирования уполномоченных в этой части, скорее всего, сохранится. По-прежнему не хватает омбудсменам и процессуальных полномочий, в том числе при при взаимодействии с правоохранительными органами, деятельность которых из компетенции правозащитников практически выведена. АДРЕС:
    103084, Москва, Мясницкая, 47
    ТЕЛЕФОНЫ:
    207-39-69, 207-19-22, факс 207-39-77
    ИНТЕРНЕТ:
    www.ombudsman.gov.ru
    E-MAIL:
    ombudsman@ropnet.ru ПРИСЯГА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
    "Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и голосом совести" Должность учреждена "в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами" . Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Введение чрезвычайного или военного положения на всей территории РФ или на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции. Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока полномочий и не может быть привлечен к судебной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Государственной Думы. Уполномоченный вправе беспрепятственно посещать органы власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, воинские части, общественные объединения; запрашивать и получать необходимые документы и материалы; получать объяснения должностных лиц и госслужащих; проводить проверки деятельности госорганов, органов местного самоуправления и должностных лиц; знакомиться с уголовными, гражданскими и административными делами, включая прекращенные. Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема должностными лицами органов власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, руководителями общественных объединений, военачальниками и администрацией мест принудительного содержания. Должность Уполномоченного по правам человека, назначаемого и освобождаемого от должности Государственной Думой и действующего в соответствии с федеральным конституционным законом установлена статьей 103 Конституции РФ. Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (N1-фкз от 26 февраля 1997) вступил в силу 4 марта 1997. Расходы на деятельность Уполномоченного в размере 30.045.300 руб. добавлены в бюджет-1998 законом N100-фз от 16 июля 1998 за счет соответствующего сокращения резервного фонда Правительства РФ.

    Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

    Уполномоченный рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, госслужащих, если раньше заявитель обжаловал их в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат парламента и законодательных органов субъектов Федерации. Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Жалоба должна содержать
  • фамилию, имя, отчество и адрес заявителя;
  • изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы;
  • а также сопровождаться копиями решений , принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке. Жалоба не облагается госпошлиной. Жалобы лиц, находящихся в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.
  • Получив жалобу, Уполномоченный вправе:
  • принять ее к рассмотрению ;
  • разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
  • передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которого относится разрешение жалобы по существу;
  • отказать в принятии жалобы к рассмотрению (отказ должен быть мотивирован). Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя о принятом решении. В случае начала рассмотрения жалобы он информирует об этом орган (лицо), решение (действие, бездействие) которого обжалуются.
  • По результатам рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:
  • обратиться в суд с заявлением;
  • обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного, административного производства или уголовного дела;
  • обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в силу решения суда;
  • изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты и присутствовать при рассмотрании дела в порядке надзора;
  • обратиться в Конституционный суд с жалобой.
  • Уполномоченный вправе принять меры в пределах своей компетенции по собственной инициативе:
    Читать еще:  Работа медсестры в травматологическом отделении
  • при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан;
  • в случаях, имеющих особое общественное значение
  • в случаях, связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.
  • Должностные лица обязаны бесплатно и беспрепятственно предоставлять Уполномоченному запрошенную им информацию в 15-дневный срок со дня запроса. Уполномоченный обязан направляять органу (должностному лицу), в решениях (действиях, бездействии) которого он видит нарушение прав и свобод граждан, заключение, содержащее рекомендации относительно мер восстановления прав и свобод. Орган (должностно лицо), получивший заключение, содержащее рекомендации, обязан в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах сообщить Уполномоченному в письменной форме. Уполномоченный направляет ежегодные доклады о своей деятельности Президенту, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и Генеральному прокурору. Он может направлять в Думу специальные доклады по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан. В случае грубого или массового нарушения прав человека Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Думы. Уполномоченный назначается на 5 лет и не может быть назначен более чем на 2 срока подряд. На должность уполномоченного назначается гражданин РФ не моложе 35 лет, имеющий познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Предложения о кандидатурах могут вноситься в Думу Президентом, Советом Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в течение месяца до окончания полномочий предыдущего Уполномоченного. Каждая кандидатура включается в список для тайного голосования двумя третями голосов. Уполномоченный назначается не позднее 30 дней со дня истечения полномочий его предшественника. Уполномоченный вступает в должность с момента принесения присяги в Государственной Думе и прекращает полномочия с момента принесения присяги новым уполномоченным. Уполномоченный не может являться депутатом Думы или регионального законодательного органа, членом Совета Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности. Он не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом партии или иного объединения, преследующего политические цели. Если он не прекращает такую деятельность в течение 14 дней со дня вступления в должность, его полномочия прекращаются и Дума назначает нового Уполномоченного. Уполномоченный досрочно освобождается от должности Государственной Думой: – в случае нарушения им статьи закона о деятельности несовместимой с его статусом; – в случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда в его отношении; – ввиду его длительной (не менее четырех месяцев подряд) неспособности исполнять обязанности по состоянию здоровья или иным причинам; – в случае подачи им заявления о сложении полномочий. При этом новый уполномоченный должен быть назначен в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения от должности его предшественника. Уполномоченный и его рабочий аппарат являются государственным органом с правами юридического лица. Средства на деятельность Уполномоченного и его аппарата прописываются в федеральном бюджете отдельной строкой. Уполномоченный разрабатывает и исполняет смету своих расходов самостоятельно. Уполномоченный утверждает структуру, численность и штатное расписание аппарата и утверждает положение о нем. По вопросам, связанным с руководством рабочим аппаратом, Уполномоченный издает распоряжения. При Уполномоченном может создаваться экспертный совет из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области защиты прав и свобод человека и гражданина. Указ Президента РФ N1587 от 4 августа 1994, возлагающий обеспечение деятельности Уполномоченного на аппарат Комиссии по правам человека при Президенте был принят, когда должности Уполномоченного и председателя Комиссии совмещал С.А.Ковалев, а закона об Уполномоченном еще не было. После назначения О.О.Миронова к концу мая 1998 были назначены руководитель аппарата ГОРОВЦОВ Дмитрий Евгеньевич и руководитель службы информации и печати МАТАСОВ Михаил Владимирович. Оба по образованию историки (истфак МГУ), тел.292-18-42. Ежегодные доклады Уполномоченного обязательно публикуются в "Российской газете". Специальные доклады – по решению Уполномоченного могут публиковаться в "Российской газете" и других изданиях. Уполномоченный вправе публиковать принятые им заключения. Периодическое печатное издание, учрежденное с участием органов власти, местного самоуправления, государственных предприятий или организаций или финансируемое целиком или частично за счет государственного бюджета, не вправе отказать в публикации заключений и иных документов Уполномоченного.

    Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

    В проектах Конституции РФ, обсуждавшихся в 1990-1993 Конституционной комиссией, упоминание о Парламентском уполномоченном по правам человека появилось с 1991 года. 22 ноября 1991 года Верховный Совет РСФСР по предложению Президента РСФСР Б.Н.Ельцина принял Декларацию прав и свобод человека и гражданина, последняя, 40-я статья которой предусматривала создание должности Парламентского уполномоченного по правам человека, который "назначается Верховным Советом на срок 5 лет, ему подотчетен и обладает той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР". Полномочия Парламентского уполномоченного и порядок их осуществления должны были быть установлены законом. Это решение так и не было осуществлено. Проект Конституции, обсуждавшийся с мая 1993 Конституционным совещанием и вынесенный, с некоторыми модификациями, на референдум 12 декабря 1993, содержал лишь одно упоминание об Уполномоченном по правам человека – в статье о полномочиях Государственной Думы. Государственная Дума первого созыва назначила Уполномоченного по правам человека 17 января 1994 года в рамках пакетного соглашения, которым между думскими фракциями и группами были распределены также должности руководителей Государственной Думы и ее Комитетов и Председателя Счетной палаты. Первым Уполномоченным по правам человека стал Сергей Адамович КОВАЛЕВ, представлявший фракцию "Выбор России". С сентября 1993 до января 1996 С.А.Ковалев был председателем Комиссии по правам человека при Президенте РФ. На время до принятия закона об Уполномоченном Президент возложил на Комиссию функции аппарата Уполномоченного по правам человека. В течение года принятие закона об Уполномоченном блокировалось фракциями Думы, не согласными с кандидатурой Ковалева. С.А.Ковалев резко возражал против начала военных действий в Чечне в декабре 1994 года и пытался противодействовать их расширению. В результате против него объединились оппозиционные фракции Думы (имеющие к нему претензии еще с октября 1993 года) и сторонники силового решения чеченской проблемы в команде Президента. 10 марта 1995 года, в день очередной попытки принятия закона во втором чтении, Дума по предложению С.Бабурина, Н.Зацепиной, И.Аничкина и Н.Гена (Российский путь) отменила свое решение от 17 января 1994 о назначении Ковалева, за это голосовали не только левая оппозиция и ЛДПР, но также ДПР и часть "Новой региональной политики". Отставка Ковалева не помогла, как этого ожидали некоторые из ее организаторов, утверждению закона, так необходимого для скорейшего принятия России в Совет Европы. Теперь за него отказывались голосовать "Выбор России" и "Яблоко", считая отставку Ковалева ревизией коалиционного соглашения. В Государственной Думе второго созыва повторилась патовая ситуация: проправительственные фракции предлагали включить в закон поправки, которые бы не позволили назначить уполномоченным Владимира Борисовича ИСАКОВА, кандидатура которого рассматривалась левым большинством. Одни из таких поправок предусматривали назначение уполномоченного двумя третями голосов (что противоречит Конституции), другие – запрет занимать эту должность тем, кто в течение нескольких последних лет состоял в руководстве политических партий или баллотировался в Государственную Думу по партийным спискам. В результате закон снова надолго завис на втором чтении. 20 марта 1996 закон был принят во втором чтении с поправкой, предусматривающей утверждение списка кандидатов на должность уполномоченного двумя третями голосов. Авторы этой идеи подразумевали утверждение 300 голосами не каждой кандидатуры, а пакета взаимоприемлемых кандидатур, из которого уже простым большинством выбирается Уполномоченный. Однако в итоге поправка была сформулирована в таком виде, что 300 голосов должна набрать каждая отдельно предлагаемая кандидатура. После принятия в целом 17 апреля 1996 закон был направлен в Совет Федерации и им отклонен (основное требование сенаторов – заменить предусмотренное проектом право Уполномоченного создавать региональные представительства на право субъектов Федерации создавать у себя аналогичную должность, находящуюся на содержании регионального бюджета). После нескольких раундов согласований закон был принят Государственной Думой 25 декабря 1996, одобрен Советом Федерации 12 февраля 1997, подписан Президентом 26 февраля 1997 под номером 1-фкз, опубликован в "Российской газете" и вступил в силу 4 марта 1997. В соответствии с законом, Дума должна была назначить Уполномоченного в течение 30 дней со дня вступления закона в силу. Вопрос первый раз рассматривался 4 апреля 1997. Дума провела тайное голосование карточками раздельно по каждой из 5 кандидатур. В этом туре необходимо было набрать 300 голосов, чего не удалось ни одному кандидату: О.О.Миронов (КПРФ при поддержке "Народовластия") получил 244 голоса; В.Б.Исаков (Аграрная группа) – 211; В.Г.Вишняков (фракция ЛДПР) – 145, Е.Б.Мизулина (Яблоко) – 122, Л.Н.Завадская (выдвинута Президентом) – 109; А.И.Александров (НДР) – 89; С.А.Ковалев (выдвинут Г.В.Старовойтовой) – 64. Вторая попытка назначить Уполномоченного проведена 17 сентября 1997. и закончилась столь же безрезультатно. О.О.Миронов (выдвинут фракцией КПРФ) – 265 голосов, В.Б.Исаков (выдвинут Аграрной группой) – 198, Е.Б.Мизулина (Яблоко) – 176, В.Н.Лихачев (выдвинут Советом Федерации 11 июня 1997, поддержан фракцией "Наш дом – Россия") – 148, В.Г.Вишняков (ЛДПР) – 113, Ю.А.Рыбаков (выдвинут Г.В.Старовойтовой) – 58, В.В.Воронин (выдвинут А.Д.Венгеровским) – 19. Выйти из тупика удалось только путем заключения нового многопартийного коалиционного соглашения. 20 мая 1998 Яблоко уступило "Российским регионам" освободившуюся квоту председателя Комитета Думы по бюджету, получив взамен ранее принадлежавшие "Регионам" должности председателя Комитета по Северу и зампреда Межпарламентской группы. НДР вернул себе утраченный с выходом из партии Л.Рохлина пост председателя Комитета по обороне, и, наконец, все участники договоренностей, кроме "Яблока", согласились поддержать кандидатуру О.О.Миронова на пост Уполномоченного по правам человека. 20-22 мая 1998 состоялось рейтинговое голосование по 10 кандидатурам: 20 мая проголосован О.О.Миронов (КПРФ, ЛДПР, НДР и Народовластие) – 340 голосов. 22 мая проголосованы еще 7 кандидатур: В.Г.Вишняков (ЛДПР) – 260 голосов, Ю.И.Бокань (выдвинут И.Кобзоном) – 28, бывший Министр юстиции В.А.Ковалев (выдвинут А.Д.Венгеровским) – 47, Ю.М.Слободкин (выдвинут депутатом – членом РКРП В.Ф.Григорьевым) – 218, В.И.Новодворская (выдвинута К.Н.Боровым) – 19, Б.А.Чахкиев (выдыинут М.Аушевым) – 91, Н.В.Нумеров (выдвинут В.И.Зоркальцевым и В.И.Илюхиным) – 138, С.А.Ковалев (выдвинут В.Борщевым) – 96. Сняли свои кандидатуры до голосования Е.Б.Мизулина (Яблоко) – в знак протеста против участия Яблока в пакетных договоренностях с коммунистами; А.А.Акбаев (выдвинут 10 депутатами из групп "Российские регионы" и НДР, в том числе Н.Хачилаевым, который в день голосования поднял мятеж в Дагестане) – в пользу О.О.Миронова. Получивший в рейтинговом туре необходимое большинство в 2/3 О.О.Миронов 22 мая тайным голосованием был назначен на должность уполномоченного и принес присягу. 2 марта 1999 указом Президента Уполномоченный по правам человека РФ был внесен в список лиц, замещающих государственные должности, которым указом N309 от 9 апреля 1997 были установлены оклады. Оклад уполномоченного составил 6500 руб. С учетом повышения окладов в 1,5 раза с 1 сентября 1999 указом от 23 августа 1999 оклад Уполномоченного составил 9750 руб. ($350). Указом N1853 от 9 ноября 2000 все оклады повышены с 1 декабря 2000 в 1,2 раза. На весенней сессии Государственной Думы 2003 года была предпринята попытка назначить нового уполномоченного по правам человека вместо О.О.Миронова, срок полномочий которого истек. Однако ни один кандидат не получил требуемого числа голосов. 13 февраля 2004 Уполномоченным назначен заместитель председателя партии Яблоко Владимир Петрович Лукин, кандидатура которого была предложена Думе президентом Путиным.
    Читать еще:  Чем отличается лицензия от разрешения на оружие
    По данным газеты "Правда России" за 29 ноября 2000 к этому времени региональные уполномоченные по правам человека были избраны в 8 регионах: Башкирии, Татарии, Астраханской, Волгоградской, Ленинградской, Саратовской, Смоленской и Свердловской областях. В Санкт-Петербурге попытка назначить уполномоченного состоялась в октябре 2000, но предложенные кандидатуры недобрали голосов. К октябрю 2001 институт уполномоченного учрежден в 15 регионах, на встрече с О.О.Мироновым 22 октября присутствовали 10 уполномоченных. &copy ПОЛИТИКА, 1997-2004 Согласно Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ Уполномоченный способствует:
    • восстановлению нарушенных прав,
    • совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права,
    • развитию международного сотрудничества в области прав человека,
    • правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

    Требования к кандидатуре

    На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся Гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги.

    Порядок рассмотрения жалоб

    Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека вправе:
    1. обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица. а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;
    2. обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
    3. обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;
    4. изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;
    5. обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, применённым или подлежащим применению в конкретном деле.
    В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы. Уполномоченный вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях.

    Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:

    8 800 350-81-94
    Круглосуточно

    Уполномоченный по правам человека рф кто назначает: 11 комментариев

    1. berkey

      I got this website from my pal who shared with me concerning this web page and now this time I am browsing this web page and reading very informative content at this place.|

    2. the feed

      Hello just wanted to give you a quick heads up. The text in your content seem to be running off the screen in Firefox. I’m not sure if this is a formatting issue or something to do with internet browser compatibility but I figured I’d post to let you know. The layout look great though! Hope you get the issue resolved soon. Kudos|

    3. thefeed

      Hello there, just became alert to your blog through Google, and found that it is truly informative. I am going to watch out for brussels. I’ll appreciate if you continue this in future. Many people will be benefited from your writing. Cheers!|

    4. thefeed

      Excellent post however , I was wanting to know if you could write a litte more on this subject? I’d be very thankful if you could elaborate a little bit more. Thank you!|

    5. theragun g3pro

      Having read this I believed it was very informative. I appreciate you finding the time and energy to put this article together. I once again find myself spending a lot of time both reading and posting comments. But so what, it was still worth it!|

    6. theragun elite

      Write more, thats all I have to say. Literally, it seems as though you relied on the video to make your point. You clearly know what youre talking about, why throw away your intelligence on just posting videos to your blog when you could be giving us something informative to read?|

    7. we just did 46 hat

      Hello there! Quick question that’s totally off topic. Do you know how to make your site mobile friendly? My site looks weird when viewing from my apple iphone. I’m trying to find a theme or plugin that might be able to correct this issue. If you have any recommendations, please share. Thank you!|

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован.