Установление санитарно защитных зон не требуется

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Во-вторых, в этом же году появился проект нового СанПиНа 2.2.1/2.1.1…-18, который на момент написания статьи находится на стадии подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия – http://regulation.gov.ru/projects#npa=80855. Статья обойдет стороной содержание будущего нового СанПиНа. Зато передача сути понятным языком уже вступивших в силу Правил установления санитарно-защитных зон (СЗЗ) послужит целью нашей публикации. Итак, рассмотрим по порядку тезисы новых правил. Обратите внимание, что сплошная нумерация пунктов в этой статье отличается от нумерации в Правилах, потому как решено было не "расшифровывать" и без того понятные пункты.


1. Правообладатели объектов капитального строительства (ОКС), на которых уже велась деятельность до вступления в силу этих правил, и в отношении которых по СанПиН необходимо установить санитарно-защитные зоны, должны провести измерения негативного воздействия на атмосферный воздух за контурами объектов. При этом в течение двух лет с момента установления СЗЗ земельные участки и объекты капитального строительства на них необходимо привести в надлежащий вид в соответствии с режимом использования земельных участков, указанного в решении об установлении СЗЗ. 2. Если объект капитального строительства еще не был введен в эксплуатацию до момента вступления в силу Правил (03.03.2018 г.), но на него уже было выдано разрешение на строительство, реконструкцию, и в отношении него требуется установление СЗЗ, тогда застройщик до ввода объекта в эксплуатацию обязан предоставить в Роспотребнадзор:

  • заявление об установлении (изменении) СЗЗ;
  • проект санитарно-защитной зоны;
  • экспертное заключение о провидении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта СЗЗ.
Далее, как и в случае с действующими объектами, необходимо привести земельные участки и объекты в соответствие с режимом использования в течение двух лет с момента установления санитарно-защитной зоны. 3. Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении объектов капитального строительства на любой стадии их эксплуатации, если за границами объектов есть превышение санитарно-эпидемиологических требований химического, физического, биологического воздействий на среду обитания человека от работы этих объектов. 4. Решение об установлении, изменении или прекращении существования СЗЗ принимают следующие надзорные органы:
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей ("главный" Роспотребнадзор, находящийся в Москве) для объектов I-II классов опасности; групп объектов, в состав которых входят объекты I-II классов опасности; объекты, которые не входят в классификацию СанПина.
  • Территориальные органы Роспотребнадзора (территориальный Роспотребнадзор) – если объекты III-V классов опасности; группы объектов, в состав которых входят объекты III-V классов опасности.
5. Формы заявлений, о которых говорится в правилах, утверждаются Роспотребнадзором.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

6. В границах СЗЗ запрещается:
  • размещать жилые дома, образовательные и медицинские учреждения; спортивные сооружения открытого типа, детские лагеря и центры, базы отдыха, различные рекреационные зоны (скверы, парки, пруды…), дачные хозяйства и садоводства;
  • размещать объекты для производства и хранения лекарственных средств, пищевые объекты, оптовые склады продовольственного сырья и пищевой продукции, водопроводные сооружения для подготовки и хранения питьевой воды; использовать земельные участки в целях производства, хранения и переработки с/х продукции, предназначенной в пищу, если химическое, физическое, биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена СЗЗ, повлияет на качество и безопасность этих лекарственных средств, сырья, воды и продукции.
7. При строительстве и реконструкции объекта застройщик сначала подает в Роспотребнадзор заявление об установлении или изменении СЗЗ, потом подает заявление о выдаче разрешения на строительство в адрес администрации органа местного самоуправления. Срок между двумя событиями должен составлять минимум 30 дней. То есть, отправляется заявление в Роспотребнадзор, а дальше минимум через 30 дней после этого – в администрацию органа местного самоуправления. 8. После ввода в эксплуатацию нового или реконструируемого объекта в отношении которого установлена или изменена СЗЗ, правообладатель обязан обеспечить измерения уровней негативного воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта. При необходимости скорректировать границы СЗЗ, исходя из результатов измерения, и после этого отправить заявление в Роспотребнадзор. На эти мероприятия отводится 1 год с момента ввода в эксплуатацию объекта. 9. Естественно, измерениями химических, физических и биологических факторов, а также проведением экспертизы занимаются специалисты с действующими в стране аккредитациями. Измерения и анализ результатов измерений проводит – аккредитованная лаборатория; подготовкой и выдачей экспертного заключения занимается ФБУН или ФБУЗ. 10. Правообладатель объекта накопленного вреда окружающей среде в течение одного года обязан провести измерения за контуром объекта в следующих случаях:
  • техническое перевооружение объекта;
  • изменение применяемых на объекте технологий производства продукции;
  • изменение вида разрешенного использования или назначения объекта;
  • прекращение эксплуатации или ликвидации (в том числе сноса объекта).
При выявлении превышения установленных гигиенических нормативов либо изменения воздействия объекта на среду обитания человека по сравнению с данными в установленной СЗЗ, правообладатель предоставляет в Роспотребнадзор заявление об установлении, изменении или прекращении существования СЗЗ.
Читать еще:  Проверить оплату больничного листа на сайте фсс
11. Правообладатель объекта, который не является объектом накопленного вреда окружающей среде, в течение одного месяца подает в Роспотребнадзор только заявление о прекращении существования СЗЗ, когда происходит следующее:
  • прекращение эксплуатации объекта;
  • ликвидация объекта (в том числе снос);
  • изменение вида разрешенного использования или назначения объекта.

12. Сократить санитарно-защитную зону или прекратить действия отдельных ограничений использования земельных участков в границах СЗЗ по Правилам теперь могут не только правообладатели, но и любые частные лица, организации, органы государственной власти и местная администрация. Для этого достаточно провести измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на воздух за контуром объекта, и при наличии основания для изменения или прекращения существования СЗЗ подать в Роспотребнадзор об этом заявление.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

13. Измерения и исследования атмосферного воздуха, уровня физического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта следует выполнить определенным Роспотребнадзором образом. (На момент написания статьи Роспотребнадзор выпустил в мае 2018 года проект Приказа "Об утверждении Порядка определения контрольных точек и показателей воздействия в целях проведения исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на среду обитания человека за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта)"). Результаты исследований направляются инициатором в Роспотребнадзор в течение 1 месяца со дня их проведения. 14. Заявление в Роспотребнадзор подают лично, по почте или в электронном виде с электронной подписью. 15. К заявлению об установлении или изменении СЗЗ прилагаются:
  • проект расчетной санитарно-защитной зоны;
  • экспертное заключение о провидения санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта СЗЗ.
16. К заявлению о прекращении существования СЗЗ прилагаются:
  • результаты исследований атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух в виде актов отбора проб и протоколов;
  • экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении результатов этих исследований.
17. Проект СЗЗ содержит:
  • сведения о размерах СЗЗ;
  • сведения о границах СЗЗ;
  • обоснование размеров и границ СЗЗ;
  • перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ;
  • обоснование возможности использования земельных участков, если в границах СЗЗ располагаются объекты производства и хранения лекарственных средств, пищевой продукции, складов продовольственного сырья и т.д. (Подробнее см. Постановление 222 СЗЗ п.5 (б).
18. Роспотребнадзор в течение 15 рабочих дней со дня поступления заявления принимает решение об установлении СЗЗ, о ее изменении или прекращении существования. При планировании строительства или реконструкции объекта в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения Роспотребнадзор направляет копию решения в местные органы власти, которые выдают разрешение на строительство объекта. 19. В решении об установлении СЗЗ указывается:
  • наименование объекта и адрес объекта/адрес земельного участка;
  • ограничения использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ (п.5 Постановление 222 СЗЗ);
  • информация о направлении сведений о СЗЗ для их внесения в ЕГРН после выдачи разрешения на строительство ОКС.
20. В решении об изменении санитарно-защитной зоны указывается информация об изменении границы СЗЗ и ограничениях использования земельных участков в границах зоны.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

21. К решению об установлении СЗЗ прилагаются сведения о границах СЗЗ с указанием названий административно-территориальных единиц**, графическое описание местоположения границ зоны, координаты границ. В этом же документе или в приложении к решению указывается информация об ограничениях использования земельных участков. 22. Роспотребнадзор извещает копией решения об установлении/изменении или прекращении СЗЗ Ростреестр в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения. В случае планирования строительства или реконструкции объекта в течение 5 рабочих дней со дня получения копии разрешения на строительство ОКС. 23. Орган государственной власти/орган местного самоуправления/организация, выдавшее правообладателю разрешение на строительство объекта в отношении которого принято решение об установлении СЗЗ, обязано отправить копию о разрешении на строительство в Роспотребнадзор в течение 2 дней после принятия решения. 24. СЗЗ и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границе, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости. 24. В случае перехода прав на объект с уже установленной СЗЗ, принятие нового решения и внесения изменений в ранее утвержденный документ не требуется. 25. Отказать в установлении СЗЗ могут в случаях:
  • при отсутствии проекта СЗЗ и экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы. Или нарушения содержания проекта СЗЗ (п.16 Правил);
  • несоответствие содержащихся в проекте размеров и границ СЗЗ, обоснований таких размеров и границ законодательству в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • несоответствие ограничений использования земельных участков установленным Правилами ограничениям их использования (п. 5 Правил); а также несоответствие обоснований возможности использования участков для целей из п.5 (б) Правил требованию законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • наличие в экспертном заключении сведений о несоответствии проекта санэпидтребованиям.
Читать еще:  Правила и порядок осмотра пострадавшего при дтп
26. Отказ в принятии решения о прекращении СЗЗ может быть из-за:
  • отсутствия результатов измерений и экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы;
  • превышения гигиенических нормативов за границами СЗЗ уровней физического и (или) биологического, химического воздействия;
  • отсутствия в экспертном заключении сведений о несоответствии результатов измерений уровней воздействия установленным требованиям.
27. На исправление замечаний дается 3 месяца. 28. Со дня установления СЗЗ на земельных участках в границах зоны должны соблюдаться ограничения использования земельных участков, указанных в решении об установлении санитарно-защитной зоны.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

28. При реконструкции ОКС учитываются ограничения использования земельных участков, предусмотренных решением Роспотребнадзора об установлении СЗЗ. 29. Допускается использование зданий и сооружений в границах зоны и земельных участков в целях, не связанных со строительством, реконструкцией ОКС до того, как он будет введен в эксплуатацию. 30. Ущерб компенсируется правообладателю земельного участка и (или) его недвижимости на этом участке в связи с установлением (изменением) санитарно-защитной зоны в соответствии с законодательством РФ.
_____
Выход Правил привел к возникновению ряда вопросов к содержанию документа, поэтому в августе 2018 года Роспотребнадзор опубликовал письмо №09-7962-2018-40 в попытке ответить на многочисленные вопросы. Перечислим некоторые из ответов:
  1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 продолжит действовать с выходом Постановления 222 СЗЗ в части, не противоречащей Правилам.
  2. Роспотребнадзор сам не знает, что такое «объект капитального строительства», ссылаясь на то, что Правила Постановления №222 установил не Роспотребнадзор, а Правительство РФ. При этом приводит цитату из Градостроительного кодекса о том, что "объект капитального строительства – это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие)".
  3. По поводу определения "контура объекта" Роспотребнадзор высказался, что четкого определения такого термина законодательством пока не установлено. При этом считает необходимым понимать под термином "контур объекта" границу (контур) земельного участка, принадлежащего объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке, внесенного в ЕГРН в соответствии с видом разрешенного использования либо как границу (контур) объекта (здания, сооружения и их частей), если объектом недвижимости является здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, в том числе когда земельный участок для ведения хозяйственной деятельности соответствующего объекта не оформлен в установленном порядке и не внесен в ЕГРН.

*В Правилах приводится разграничение в подаче документов в органы Роспотребнадзора в зависимости от класса опасности объектов. В статье для простоты усвоения материала везде указывается «Роспотребнадзор», а подразумевается тот орган, куда по Правилам необходимо обращаться в зависимости от класса опасности объекта. В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 все объекты, оказывающие воздействие на среду обитания и здоровье человека, делятся на классы опасности (I-V). Класс опасности объекта главным образом определяет ориентировочный размер санитарно-защитной зоны, который должен быть подтвержден по результатам проведенных натурных исследований и измерений. Процесс установления СЗЗ состоит из следующих этапов:

Этап 1. Разработка проекта СЗЗ в 2019 году

На первоначальном этапе специалист проектно-экологической компании Техоборонэксперт проводит комплексный анализ имеющихся экологических проектов на предприятии и соответствия их действительности, а также сбор исходных данных.
Список документов, необходимых для разработки проекта СЗЗ – скачать.
1.1. Инвентаризация источников выбросов ЗВ (воздух) В случае отсутствия разработанного проекта ПДВ заказчик заполняет бланк исходных данных для расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Таким образом, проводится инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с действующим законодательством.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

1.2. Инвентаризация факторов физического воздействия (шум) Для расчета физического воздействия необходимо провести инвентаризацию источников шумового воздействия, вибрационного, электромагнитного и прочих видов воздействия. Заказчик предоставляет данные по имеющемуся оборудованию (в т.ч. кондиционеры, вентиляционные устройства), транспорту. 1.3. Проведение расчетов

Приземные концентрации вредных веществ на территории рассчитываются на основании действующего законодательство с использованием программного обеспечения УПРЗА-Эколог. Расчет проводится на выбранных контрольных точках на жилой зоне или иных территориях, которые имеют нормируемые показатели качества атмосферного воздуха (садово-огородные участки, например), а также на границе расчетной СЗЗ. В проекте расчетной СЗЗ размер санитарно-защитной зоны определяется в соответствии с санитарной классификацией предприятий. Если предприятия нет в классификации СанПиНа, то размер СЗЗ выбирается на основании результатов расчета рассеивания и физического воздействия. Расчет рассеивания ЗВ в атмосферу проводится с учетом и без учета фонового загрязнения по соответствующим ингредиентам. При рассеивании учитываются метеорологические показатели и климатические характеристики местности объекта.

Если в границах ориентировочной СЗЗ располагается жилая зона, иная нормируемая территория, то размеры СЗЗ можно сократить до границ данных территорий или установить по границе пром.площадки объекта, если согласно расчетам показатели ПДУ и ПДК от данного объекта не превышают нормативных размеров на границе предлагаемой СЗЗ.
Читать еще:  Порядок оплаты электроэнергии физическими лицами
1.4. Оформление проекта В проект СЗЗ включаются данные об образуемых отходах производства и потребления с приведением блок-схемы последующего обращения с ними. Осуществляется разработка мероприятий по функциональному зонированию территории СЗЗ, режимы ее использования. А также, проект СЗЗ включает план-график проведения лабораторного контроля атмосферного воздуха и физических факторов (шума). Согласно представленной в проекте программе наблюдений проводятся натурные измерения и наблюдения для установления окончательного размера СЗЗ в установленных точках контроля. В соответствии с письмом Роспотребнадзора от 18.06.2015 г. №01/6968-15-32 "О рассмотрении проектных материалов по обоснованию окончательных санитарно-защитных зон" объем исследований (50 или 30 дней исследований в зависимости от класса опасности) должен быть сформирован в условиях наихудшего рассеивания выбросов данных загрязняющих веществ.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

В проект СЗЗ входит картографический материал (ситуационный план масштаб 1:2000), на котором отражены границы пром.площадки, источники выбросов, источники физического воздействия, выделена ближайшая жилая застройка и иная нормируемая территория, ориентировочная и расчетная СЗЗ. Также включаются сведения о размерах и границах СЗЗ на карте-плане объекта земелеустроительства в бумажном и электронном виде в форматах и в системах координат, используемых для ведения государственного кадастра недвижимости. В случае необходимости включается раздел о мероприятиях по снижению воздействия на среду обитания, например, по снижению шума: установка шумозащитных экранов, посадка деревьев и кустарников и т.д. В связи с вступлением в силу постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» разъясните следующие вопросы. Согласно п. 1 Правил, санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования. Согласно п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ. В случае разработки проектной документации для проектируемого объекта, если по результатам проведенных расчетов за границей территории объекта максимальные приземные концентрации вредных (загрязняющих) веществ, поступающих в атмосферный воздух от объекта, не превышает 0,1ПДК и уровень шума не превышает 80дБА (ПДУ шума на рабочих местах, п. 6.3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96), для таких объектов разработка проекта СЗЗ не требуется, и при застройке этого объекта разрешение на строительство будет выдано без сведений об установлении СЗЗ? Или же разработка проекта СЗЗ необходима для всех проектируемых объектов вне зависимости от уровня его воздействия? 1. Положения СанПиН 2.2.1_2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» позволяют сделать вывод о том , что проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны (СЗЗ) не разрабатывается в следующих случаях:
  • предприятие не является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, т.е. уровни создаваемого предприятием загрязнения за пределами промышленной площадки которых не превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ физического воздействия на атмосферный воздух (см. пункт 1.2), то есть санитарно-защитная зона не устанавливается;
  • предприятие относится к IV-V классам опасности и главой VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ориентировочный размер санитарно-защитной зоны определен (см. пункт 2.1; 3.1);
  • предприятие является объектом малого бизнеса, относящимся к V классу опасности (см. пункт 3.17);
  • предприятие является микропредприятием малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек (см. пункт 3.17).
Во всех других случаях проект размера СЗЗ разрабатывается в обязательном порядке. 2. Обратите внимание, что к предельно допустимым уровням физического воздействия, являются уровни не только не только шумового воздействия, а также:
  • ПДУ виброскорости (вибрации);
  • ПДУ напряженности электромагнитных полей (в том числе высоковольтных линий электропередач);
  • ПДУ облучения для источников высокочастотных (ВЧ), ультравысокочастотных (УВЧ) и сверхвысокочастотных (СВЧ) излучений;
  • ПДУ инфразвукового воздействия;
  • ПДУ теплового загрязнения, в том числе допустимый уровень отклонения температуры воды в естественных условиях.
(Примечание: порядок установления СЗЗ, связанной с радиационным воздействием определяется другими нормативными документами).

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Подробнее о порядке установления размеров СЗЗ можно ознакомиться в следующих документах: Рекомендуем обратить внимание на следующие документы:
  • Письмо Роспотребнадзора от 18.06.2015 № 01/6968-15-32 «О рассмотрении проектных материалов по обоснованию окончательных санитарно-защитных зон».
  • Письмо Роспотребнадзора от 27.11.2012 № 01/13460-12-32 «О санитарно-защитных зонах».

Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:

8 800 350-81-94
Круглосуточно

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Установление санитарно защитных зон не требуется

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Во-вторых, в этом же году появился проект нового СанПиНа 2.2.1/2.1.1…-18, который на момент написания статьи находится на стадии подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия – http://regulation.gov.ru/projects#npa=80855. Статья обойдет стороной содержание будущего нового СанПиНа. Зато передача сути понятным языком уже вступивших в силу Правил установления санитарно-защитных зон (СЗЗ) послужит целью нашей публикации. Итак, рассмотрим по порядку тезисы новых правил. Обратите внимание, что сплошная нумерация пунктов в этой статье отличается от нумерации в Правилах, потому как решено было не "расшифровывать" и без того понятные пункты.


1. Правообладатели объектов капитального строительства (ОКС), на которых уже велась деятельность до вступления в силу этих правил, и в отношении которых по СанПиН необходимо установить санитарно-защитные зоны, должны провести измерения негативного воздействия на атмосферный воздух за контурами объектов. При этом в течение двух лет с момента установления СЗЗ земельные участки и объекты капитального строительства на них необходимо привести в надлежащий вид в соответствии с режимом использования земельных участков, указанного в решении об установлении СЗЗ. 2. Если объект капитального строительства еще не был введен в эксплуатацию до момента вступления в силу Правил (03.03.2018 г.), но на него уже было выдано разрешение на строительство, реконструкцию, и в отношении него требуется установление СЗЗ, тогда застройщик до ввода объекта в эксплуатацию обязан предоставить в Роспотребнадзор:

  • заявление об установлении (изменении) СЗЗ;
  • проект санитарно-защитной зоны;
  • экспертное заключение о провидении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта СЗЗ.
Далее, как и в случае с действующими объектами, необходимо привести земельные участки и объекты в соответствие с режимом использования в течение двух лет с момента установления санитарно-защитной зоны. 3. Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении объектов капитального строительства на любой стадии их эксплуатации, если за границами объектов есть превышение санитарно-эпидемиологических требований химического, физического, биологического воздействий на среду обитания человека от работы этих объектов. 4. Решение об установлении, изменении или прекращении существования СЗЗ принимают следующие надзорные органы:
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей ("главный" Роспотребнадзор, находящийся в Москве) для объектов I-II классов опасности; групп объектов, в состав которых входят объекты I-II классов опасности; объекты, которые не входят в классификацию СанПина.
  • Территориальные органы Роспотребнадзора (территориальный Роспотребнадзор) – если объекты III-V классов опасности; группы объектов, в состав которых входят объекты III-V классов опасности.
5. Формы заявлений, о которых говорится в правилах, утверждаются Роспотребнадзором.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

6. В границах СЗЗ запрещается:
  • размещать жилые дома, образовательные и медицинские учреждения; спортивные сооружения открытого типа, детские лагеря и центры, базы отдыха, различные рекреационные зоны (скверы, парки, пруды…), дачные хозяйства и садоводства;
  • размещать объекты для производства и хранения лекарственных средств, пищевые объекты, оптовые склады продовольственного сырья и пищевой продукции, водопроводные сооружения для подготовки и хранения питьевой воды; использовать земельные участки в целях производства, хранения и переработки с/х продукции, предназначенной в пищу, если химическое, физическое, биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена СЗЗ, повлияет на качество и безопасность этих лекарственных средств, сырья, воды и продукции.
7. При строительстве и реконструкции объекта застройщик сначала подает в Роспотребнадзор заявление об установлении или изменении СЗЗ, потом подает заявление о выдаче разрешения на строительство в адрес администрации органа местного самоуправления. Срок между двумя событиями должен составлять минимум 30 дней. То есть, отправляется заявление в Роспотребнадзор, а дальше минимум через 30 дней после этого – в администрацию органа местного самоуправления. 8. После ввода в эксплуатацию нового или реконструируемого объекта в отношении которого установлена или изменена СЗЗ, правообладатель обязан обеспечить измерения уровней негативного воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта. При необходимости скорректировать границы СЗЗ, исходя из результатов измерения, и после этого отправить заявление в Роспотребнадзор. На эти мероприятия отводится 1 год с момента ввода в эксплуатацию объекта. 9. Естественно, измерениями химических, физических и биологических факторов, а также проведением экспертизы занимаются специалисты с действующими в стране аккредитациями. Измерения и анализ результатов измерений проводит – аккредитованная лаборатория; подготовкой и выдачей экспертного заключения занимается ФБУН или ФБУЗ. 10. Правообладатель объекта накопленного вреда окружающей среде в течение одного года обязан провести измерения за контуром объекта в следующих случаях:
  • техническое перевооружение объекта;
  • изменение применяемых на объекте технологий производства продукции;
  • изменение вида разрешенного использования или назначения объекта;
  • прекращение эксплуатации или ликвидации (в том числе сноса объекта).
При выявлении превышения установленных гигиенических нормативов либо изменения воздействия объекта на среду обитания человека по сравнению с данными в установленной СЗЗ, правообладатель предоставляет в Роспотребнадзор заявление об установлении, изменении или прекращении существования СЗЗ.
Читать еще:  Положена ли инвалидность при эпилепсии у взрослого
11. Правообладатель объекта, который не является объектом накопленного вреда окружающей среде, в течение одного месяца подает в Роспотребнадзор только заявление о прекращении существования СЗЗ, когда происходит следующее:
  • прекращение эксплуатации объекта;
  • ликвидация объекта (в том числе снос);
  • изменение вида разрешенного использования или назначения объекта.

12. Сократить санитарно-защитную зону или прекратить действия отдельных ограничений использования земельных участков в границах СЗЗ по Правилам теперь могут не только правообладатели, но и любые частные лица, организации, органы государственной власти и местная администрация. Для этого достаточно провести измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на воздух за контуром объекта, и при наличии основания для изменения или прекращения существования СЗЗ подать в Роспотребнадзор об этом заявление.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

13. Измерения и исследования атмосферного воздуха, уровня физического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта следует выполнить определенным Роспотребнадзором образом. (На момент написания статьи Роспотребнадзор выпустил в мае 2018 года проект Приказа "Об утверждении Порядка определения контрольных точек и показателей воздействия в целях проведения исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на среду обитания человека за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта)"). Результаты исследований направляются инициатором в Роспотребнадзор в течение 1 месяца со дня их проведения. 14. Заявление в Роспотребнадзор подают лично, по почте или в электронном виде с электронной подписью. 15. К заявлению об установлении или изменении СЗЗ прилагаются:
  • проект расчетной санитарно-защитной зоны;
  • экспертное заключение о провидения санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта СЗЗ.
16. К заявлению о прекращении существования СЗЗ прилагаются:
  • результаты исследований атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух в виде актов отбора проб и протоколов;
  • экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении результатов этих исследований.
17. Проект СЗЗ содержит:
  • сведения о размерах СЗЗ;
  • сведения о границах СЗЗ;
  • обоснование размеров и границ СЗЗ;
  • перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ;
  • обоснование возможности использования земельных участков, если в границах СЗЗ располагаются объекты производства и хранения лекарственных средств, пищевой продукции, складов продовольственного сырья и т.д. (Подробнее см. Постановление 222 СЗЗ п.5 (б).
18. Роспотребнадзор в течение 15 рабочих дней со дня поступления заявления принимает решение об установлении СЗЗ, о ее изменении или прекращении существования. При планировании строительства или реконструкции объекта в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения Роспотребнадзор направляет копию решения в местные органы власти, которые выдают разрешение на строительство объекта. 19. В решении об установлении СЗЗ указывается:
  • наименование объекта и адрес объекта/адрес земельного участка;
  • ограничения использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ (п.5 Постановление 222 СЗЗ);
  • информация о направлении сведений о СЗЗ для их внесения в ЕГРН после выдачи разрешения на строительство ОКС.
20. В решении об изменении санитарно-защитной зоны указывается информация об изменении границы СЗЗ и ограничениях использования земельных участков в границах зоны.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

21. К решению об установлении СЗЗ прилагаются сведения о границах СЗЗ с указанием названий административно-территориальных единиц**, графическое описание местоположения границ зоны, координаты границ. В этом же документе или в приложении к решению указывается информация об ограничениях использования земельных участков. 22. Роспотребнадзор извещает копией решения об установлении/изменении или прекращении СЗЗ Ростреестр в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения. В случае планирования строительства или реконструкции объекта в течение 5 рабочих дней со дня получения копии разрешения на строительство ОКС. 23. Орган государственной власти/орган местного самоуправления/организация, выдавшее правообладателю разрешение на строительство объекта в отношении которого принято решение об установлении СЗЗ, обязано отправить копию о разрешении на строительство в Роспотребнадзор в течение 2 дней после принятия решения. 24. СЗЗ и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границе, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости. 24. В случае перехода прав на объект с уже установленной СЗЗ, принятие нового решения и внесения изменений в ранее утвержденный документ не требуется. 25. Отказать в установлении СЗЗ могут в случаях:
  • при отсутствии проекта СЗЗ и экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы. Или нарушения содержания проекта СЗЗ (п.16 Правил);
  • несоответствие содержащихся в проекте размеров и границ СЗЗ, обоснований таких размеров и границ законодательству в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • несоответствие ограничений использования земельных участков установленным Правилами ограничениям их использования (п. 5 Правил); а также несоответствие обоснований возможности использования участков для целей из п.5 (б) Правил требованию законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • наличие в экспертном заключении сведений о несоответствии проекта санэпидтребованиям.
Читать еще:  Работник принес больничный после закрытия месяца
26. Отказ в принятии решения о прекращении СЗЗ может быть из-за:
  • отсутствия результатов измерений и экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы;
  • превышения гигиенических нормативов за границами СЗЗ уровней физического и (или) биологического, химического воздействия;
  • отсутствия в экспертном заключении сведений о несоответствии результатов измерений уровней воздействия установленным требованиям.
27. На исправление замечаний дается 3 месяца. 28. Со дня установления СЗЗ на земельных участках в границах зоны должны соблюдаться ограничения использования земельных участков, указанных в решении об установлении санитарно-защитной зоны.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

28. При реконструкции ОКС учитываются ограничения использования земельных участков, предусмотренных решением Роспотребнадзора об установлении СЗЗ. 29. Допускается использование зданий и сооружений в границах зоны и земельных участков в целях, не связанных со строительством, реконструкцией ОКС до того, как он будет введен в эксплуатацию. 30. Ущерб компенсируется правообладателю земельного участка и (или) его недвижимости на этом участке в связи с установлением (изменением) санитарно-защитной зоны в соответствии с законодательством РФ.
_____
Выход Правил привел к возникновению ряда вопросов к содержанию документа, поэтому в августе 2018 года Роспотребнадзор опубликовал письмо №09-7962-2018-40 в попытке ответить на многочисленные вопросы. Перечислим некоторые из ответов:
  1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 продолжит действовать с выходом Постановления 222 СЗЗ в части, не противоречащей Правилам.
  2. Роспотребнадзор сам не знает, что такое «объект капитального строительства», ссылаясь на то, что Правила Постановления №222 установил не Роспотребнадзор, а Правительство РФ. При этом приводит цитату из Градостроительного кодекса о том, что "объект капитального строительства – это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие)".
  3. По поводу определения "контура объекта" Роспотребнадзор высказался, что четкого определения такого термина законодательством пока не установлено. При этом считает необходимым понимать под термином "контур объекта" границу (контур) земельного участка, принадлежащего объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке, внесенного в ЕГРН в соответствии с видом разрешенного использования либо как границу (контур) объекта (здания, сооружения и их частей), если объектом недвижимости является здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, в том числе когда земельный участок для ведения хозяйственной деятельности соответствующего объекта не оформлен в установленном порядке и не внесен в ЕГРН.

*В Правилах приводится разграничение в подаче документов в органы Роспотребнадзора в зависимости от класса опасности объектов. В статье для простоты усвоения материала везде указывается «Роспотребнадзор», а подразумевается тот орган, куда по Правилам необходимо обращаться в зависимости от класса опасности объекта. В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 все объекты, оказывающие воздействие на среду обитания и здоровье человека, делятся на классы опасности (I-V). Класс опасности объекта главным образом определяет ориентировочный размер санитарно-защитной зоны, который должен быть подтвержден по результатам проведенных натурных исследований и измерений. Процесс установления СЗЗ состоит из следующих этапов:

Этап 1. Разработка проекта СЗЗ в 2019 году

На первоначальном этапе специалист проектно-экологической компании Техоборонэксперт проводит комплексный анализ имеющихся экологических проектов на предприятии и соответствия их действительности, а также сбор исходных данных.
Список документов, необходимых для разработки проекта СЗЗ – скачать.
1.1. Инвентаризация источников выбросов ЗВ (воздух) В случае отсутствия разработанного проекта ПДВ заказчик заполняет бланк исходных данных для расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Таким образом, проводится инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с действующим законодательством.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

1.2. Инвентаризация факторов физического воздействия (шум) Для расчета физического воздействия необходимо провести инвентаризацию источников шумового воздействия, вибрационного, электромагнитного и прочих видов воздействия. Заказчик предоставляет данные по имеющемуся оборудованию (в т.ч. кондиционеры, вентиляционные устройства), транспорту. 1.3. Проведение расчетов

Приземные концентрации вредных веществ на территории рассчитываются на основании действующего законодательство с использованием программного обеспечения УПРЗА-Эколог. Расчет проводится на выбранных контрольных точках на жилой зоне или иных территориях, которые имеют нормируемые показатели качества атмосферного воздуха (садово-огородные участки, например), а также на границе расчетной СЗЗ. В проекте расчетной СЗЗ размер санитарно-защитной зоны определяется в соответствии с санитарной классификацией предприятий. Если предприятия нет в классификации СанПиНа, то размер СЗЗ выбирается на основании результатов расчета рассеивания и физического воздействия. Расчет рассеивания ЗВ в атмосферу проводится с учетом и без учета фонового загрязнения по соответствующим ингредиентам. При рассеивании учитываются метеорологические показатели и климатические характеристики местности объекта.

Если в границах ориентировочной СЗЗ располагается жилая зона, иная нормируемая территория, то размеры СЗЗ можно сократить до границ данных территорий или установить по границе пром.площадки объекта, если согласно расчетам показатели ПДУ и ПДК от данного объекта не превышают нормативных размеров на границе предлагаемой СЗЗ.
Читать еще:  Отпуск без сохранения с последующим увольнением
1.4. Оформление проекта В проект СЗЗ включаются данные об образуемых отходах производства и потребления с приведением блок-схемы последующего обращения с ними. Осуществляется разработка мероприятий по функциональному зонированию территории СЗЗ, режимы ее использования. А также, проект СЗЗ включает план-график проведения лабораторного контроля атмосферного воздуха и физических факторов (шума). Согласно представленной в проекте программе наблюдений проводятся натурные измерения и наблюдения для установления окончательного размера СЗЗ в установленных точках контроля. В соответствии с письмом Роспотребнадзора от 18.06.2015 г. №01/6968-15-32 "О рассмотрении проектных материалов по обоснованию окончательных санитарно-защитных зон" объем исследований (50 или 30 дней исследований в зависимости от класса опасности) должен быть сформирован в условиях наихудшего рассеивания выбросов данных загрязняющих веществ.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

В проект СЗЗ входит картографический материал (ситуационный план масштаб 1:2000), на котором отражены границы пром.площадки, источники выбросов, источники физического воздействия, выделена ближайшая жилая застройка и иная нормируемая территория, ориентировочная и расчетная СЗЗ. Также включаются сведения о размерах и границах СЗЗ на карте-плане объекта земелеустроительства в бумажном и электронном виде в форматах и в системах координат, используемых для ведения государственного кадастра недвижимости. В случае необходимости включается раздел о мероприятиях по снижению воздействия на среду обитания, например, по снижению шума: установка шумозащитных экранов, посадка деревьев и кустарников и т.д. В связи с вступлением в силу постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» разъясните следующие вопросы. Согласно п. 1 Правил, санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования. Согласно п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ. В случае разработки проектной документации для проектируемого объекта, если по результатам проведенных расчетов за границей территории объекта максимальные приземные концентрации вредных (загрязняющих) веществ, поступающих в атмосферный воздух от объекта, не превышает 0,1ПДК и уровень шума не превышает 80дБА (ПДУ шума на рабочих местах, п. 6.3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96), для таких объектов разработка проекта СЗЗ не требуется, и при застройке этого объекта разрешение на строительство будет выдано без сведений об установлении СЗЗ? Или же разработка проекта СЗЗ необходима для всех проектируемых объектов вне зависимости от уровня его воздействия? 1. Положения СанПиН 2.2.1_2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» позволяют сделать вывод о том , что проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны (СЗЗ) не разрабатывается в следующих случаях:
  • предприятие не является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, т.е. уровни создаваемого предприятием загрязнения за пределами промышленной площадки которых не превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ физического воздействия на атмосферный воздух (см. пункт 1.2), то есть санитарно-защитная зона не устанавливается;
  • предприятие относится к IV-V классам опасности и главой VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ориентировочный размер санитарно-защитной зоны определен (см. пункт 2.1; 3.1);
  • предприятие является объектом малого бизнеса, относящимся к V классу опасности (см. пункт 3.17);
  • предприятие является микропредприятием малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек (см. пункт 3.17).
Во всех других случаях проект размера СЗЗ разрабатывается в обязательном порядке. 2. Обратите внимание, что к предельно допустимым уровням физического воздействия, являются уровни не только не только шумового воздействия, а также:
  • ПДУ виброскорости (вибрации);
  • ПДУ напряженности электромагнитных полей (в том числе высоковольтных линий электропередач);
  • ПДУ облучения для источников высокочастотных (ВЧ), ультравысокочастотных (УВЧ) и сверхвысокочастотных (СВЧ) излучений;
  • ПДУ инфразвукового воздействия;
  • ПДУ теплового загрязнения, в том числе допустимый уровень отклонения температуры воды в естественных условиях.
(Примечание: порядок установления СЗЗ, связанной с радиационным воздействием определяется другими нормативными документами).

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Подробнее о порядке установления размеров СЗЗ можно ознакомиться в следующих документах: Рекомендуем обратить внимание на следующие документы:
  • Письмо Роспотребнадзора от 18.06.2015 № 01/6968-15-32 «О рассмотрении проектных материалов по обоснованию окончательных санитарно-защитных зон».
  • Письмо Роспотребнадзора от 27.11.2012 № 01/13460-12-32 «О санитарно-защитных зонах».

Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:

8 800 350-81-94
Круглосуточно

Установление санитарно защитных зон не требуется: 8 комментариев

  1. berkey

    It is truly a great and helpful piece of info. I’m glad that you just shared this useful information with us. Please keep us up to date like this. Thank you for sharing.|

  2. feed

    I love your blog.. very nice colors & theme. Did you design this website yourself or did you hire someone to do it for you? Plz reply as I’m looking to construct my own blog and would like to find out where u got this from. thanks a lot|

  3. the feed

    whoah this weblog is wonderful i like studying your posts. Keep up the good work! You realize, many individuals are searching around for this information, you could help them greatly. |

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.